История философии Скачать
презентацию
<<  Философия эпохи Возрождения и Нового времени Философия Нового времени и Просвещения  >>
Эмпиризм
Эмпиризм
Философия Нового времени
Философия Нового времени
Философия Нового времени
Философия Нового времени
Последователи Френсиса Бэкона
Последователи Френсиса Бэкона
Последователи Френсиса Бэкона
Последователи Френсиса Бэкона
Рационализм
Рационализм
Универсальная наука
Универсальная наука
Универсальная наука
Универсальная наука
Категорический императив
Категорический императив
Самосознание
Самосознание
Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг
Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг
Абсолют
Абсолют
Диалектическое развитие
Диалектическое развитие
Развитие
Развитие
Людвиг Фейербах
Людвиг Фейербах
Периодизация истории
Периодизация истории
В.И. Ленин
В.И. Ленин
Франкфуртская школа марксизма
Франкфуртская школа марксизма
Факты
Факты
Развитие научного знания
Развитие научного знания
Иррационализм
Иррационализм
Любовь к судьбе
Любовь к судьбе
Кризис западного христианства
Кризис западного христианства
Мысли и поступки
Мысли и поступки
Архетипы
Архетипы
Карл Ясперс
Карл Ясперс
Карл Ясперс
Карл Ясперс
Карл Ясперс
Карл Ясперс
Карл Ясперс
Карл Ясперс
Трансцендирование
Трансцендирование
Критика
Критика
Аналитическая философия
Аналитическая философия
Философия Нового времени
Философия Нового времени
Бертран Рассел
Бертран Рассел
Бертран Рассел
Бертран Рассел
Философские исследования
Философские исследования
Фото из презентации «Философия Нового времени» к уроку философии на тему «История философии»

Автор: . Чтобы познакомиться с фотографией в полном размере, нажмите на её эскиз. Чтобы можно было использовать все фотографии на уроке философии, скачайте бесплатно презентацию «Философия Нового времени» со всеми фотографиями в zip-архиве размером 1635 КБ.

Скачать презентацию

Философия Нового времени

содержание презентации «Философия Нового времени»
Сл Текст Эф Сл Текст Эф
1IV. Западноевропейская философия нового времени0 32мироздания Артур Шопенгауэр (1788-1860): критика Гегеля0
(XVII-XX вв.) Понятийный аппарат схоластики, но цель на основе собственной интерпретации Канта; обращение к
исследования иная – абсолютно достоверное восточной философии – буддизму и Упанишадам. (1) «Мир
экспериментально-математическое познание природы есть моё представление... Всё, что принадлежит и может
Человек – не просто часть космоса или одно из творений принадлежать миру, неизбежно отмечено печатью этой
Бога, а «субъект» (тот, кто совершает действие), обусловленности субъектом и существует только для
которому всё прочее дано как «объект» (то, над чем субъекта». «Мир есть воля и представление».
совершается действие): природа, а часто и другой 33(2) Мир есть воля. Кант: практическое познание,0
человек Идея автономии разума: он способен достигать опирающееся на свободную волю, выше теоретического.
абсолютно достоверного знания, опираясь на собственные Шопенгауэр: воля независима от разума, она есть
способности. Но: христианский характер философии «абсолютно свободное хотение», не имеющее причин и
сохраняется. оснований, первоначало и абсолют. Рационализм ложен:
2Эмпиризм. Френсис Бэкон (1561-1626): всякое новое0 воля (мотивы, желания, стремления) – не придаток
достоверное знание мы получаем путём эмпирического разума, она сама направляет его деятельность (3) Бытие
опыта (с помощью органов чувств) и наблюдения – с мира зависит от первого сознательного существа, но само
последующим обобщением и проверкой опыта. Индукция – это существо зависит от цепи событий в мире,
основной способ обобщения и проверки данных предшествующих его жизни. Поэтому уже первое
эмпирического опыта посредством изучения свойств по представление, с которого начинается бытие мира,
возможности всех предметов определённого класса. Но: неразрешимым образом противоречиво.
индукция редко может быть полной и абсолютно 34Волевые начала развиваются в природе до высшей,0
достоверной, она носит вероятностный характер Цель человеческой, воли. Каждая высшая ступень поглощает
науки – преобразование природы в соответствии с собою все низшие и включает в себя их стремления
потребностями человека: «Знание – сила». «Scientia est Пессимизм (против оптимизма): всё в мире
potentia». детерминировано, предопределено взаимосвязью причин и
30 следствий; свободы не существует и особенно мучительно
40 для человека осознание этого Но: чем сдержаннее
5Эмпиристы – последователи Френсиса Бэкона: Джон0 потребности человека и чем больше сострадание к другим
Локк (XVII век): понятия разума формируются на основе людям, тем больше надежд на спасение от зла и страданий
ощущений. «В разуме нет ничего, чего прежде не было бы «Мир как воля и представление».
в чувствах». Дэвид Юм (XVIII век): реальны только 35Фридрих Ницше (1844-1900): отказ от рационального0
ощущения, доказать существование соответствующих им обоснования мысли, ориентация не на истину, а на
предметов невозможно. толкование и оценку, афоризм, притчу и поэзию (1) «Воля
6Рационализм. Рене Декарт (1596-1650): наиболее0 к власти» и «перспективизм». Основное свойство всего
достоверны истины разума, извлечённые им из себя до живого, жизни вообще – воля к власти. Это не желание
всякого опыта (априори), как бы «врождённые» разуму. власти, а стремление к максимальному самоутверждению –
Фундамент познания – несомненность существования осуществлению собственных жизненных сил Истины не
мыслящего субъекта («мыслю, следовательно, существую»): существует, есть лишь различные «перспективы», с
исходя из этого, разум может обосновать истинность которых каждый по-своему рассматривает, представляет,
научного знания исключительно собственными средствами, оценивает себя и мир. Поэтому невозможно в полной мере
не обращаясь к опыту Решающее значение метода: познание понять мир, не учитывая человека как силу,
должно стать организованной деятельностью, постепенно устанавливающую перспективы: «Против позитивизма,
устраняющей всё то, что пока остаётся непознанным. утверждающего, что существуют лишь факты, сказал бы я:
«Cogito ergo sum». нет, именно фактов не существует, а только
7Универсальная наука, построенная на математических0 интерпретация».
началах (mathesis universalis), должна охватить все 36(2) Нигилизм. Начиная со времён Сократа в воле к0
области знания. Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716): власти торжествует отрицание, и жизнь приобретает
универсальная наука требует универсального понятийного слабые, упадочные формы: Сократ отверг трагическое
языка (characteristica universalis), построенного по восприятие жизни и примирение с ней в пользу
образцу математики и формализующего типичные операции безжизненного рационализма и морали, стал судить жизнь
человеческого мышления ? создание счётных машин и по мерке превосходящих её ценностей Это отрицание жизни
компьютеров. Бенедикт Спиноза (1632-1677): сама было подхвачено Платоном, христианством, философией и
философия должна быть построена по образцу геометрии – наукой нового времени: они учат о «двух мирах»
с чётким определением основных терминов, аксиомами и (реальном и идеальном), тогда как мир жизни един и
теоремами. целостен.
8Немецкая классическая философия Иммануил Кант0 37«Нигилизм слабых»: «злопамятство» (насильственное0
(1724-1804): основная задача теоретической философии – ограничение сил жизни в других), нечистая совесть
обоснование истинности математического и («жизнь недостойна без «высших» ценностей») Дальнейшие
естественнонаучного знания («Критика чистого разума») этапы: смерть Бога («Бог мёртв», человек убил Бога,
Эмпиристы правы в том, что достоверным может быть встав на Его место и взвалив на себя новое бремя –
только знание, связанное с предметами опыта, а человеческие ценности морали, пользы, прогресса),
рационалисты правы в том, что разум ещё до всякого последний человек («всё суета сует и лучше погибнуть в
опыта (априори) содержит в себе формы, упорядочивающие бездействии») и человек, который желает гибели (воля к
опыт: 1) формы чувственного восприятия – пространство и ничто – активное саморазрушение) Ничто больше не
время + 2) формы рассудка – категории (качества, является истинным; Бог умер; нет морали; всё позволено.
количества, отношения и модальности: существования, 38«Нигилизм сильных» – нигилизм побеждает себя,0
возможности, необходимости). пробуждается новая воля к бытию «Переоценка ценностей»
9Предметы, как они существуют вне нашего восприятия0 духовной аристократией: «...Нельзя ли перевернуть все
(«вещи в себе»), непознаваемы. Мы познаём только ценности? и, может быть, добро есть зло? а Бог –
предметы опыта Субъективный идеализм: идеи выдумка и ухищрение дьявола? И может быть, в последней
упорядочивают мир (как у Платона), но они существует основе всё ложно? И если мы обмануты, то не мы ли, в
только в сознании человека (субъекта) как априорные силу того же самого, и обманщики?» (3) «Сверхчеловек»:
формы познания Помимо эмпирического познания (познания «человек – это то, что должно быть преодолено».
предметов опыта) существует трансцендентальное (от лат. «Сверхчеловек» (?bermensch) – преобразование сущности
trans-cendere – «выходить за пределы») – познание тех человека; сосредоточение в человеке всего, что может
априорных форм восприятия и рассудка, благодаря которым быть утверждено, высшая форма бытия – свободное
мы можем познавать предметы опыта. творчество во имя жизни («по ту сторону добра и зла»).
10Математика и естествознание истинны, потому что они0 39(4) Вечное возвращение и «любовь к судьбе» (amor0
опираются на неизменные формы сознания (априорные формы fati) Мир находится в вечном становлении и возвращается
восприятия и рассудка), упорядочивающие опыт Всё, что к самому себе, поэтому желая чего-то, нужно желать и
не относится к познанию эмпирических предметов – его вечного возвращения (абсолютное утверждение),
непознаваемо (бессмертие души, бесконечность мира, любить свою судьбу в вечности. «Так говорил
существование Бога) Будучи «вещью в себе», человек Заратустра», «По ту сторону добра и зла». «Человек –
недоступен для собственного теоретического познания. это канат над пропастью, натянутый между животным и
Познать себя он может лишь практически – в нравственном сверхчеловеком».
поступке. 40Итог развития новоевропейской философии: кризис0
11Основание человеческой нравственности тоже имеет0 западного христианства и распад всеохватывающего
априорную форму («категорический императив» – мировоззрения, которое систематически объединяло бы все
безусловное повеление) Действуя в соответствии с области человеческого знания и веры.
императивом, человек выходит из-под влияния внешних 41эмпиризм рационализм Кант Фихте Шеллинг Гегель0
причин и поступает по-настоящему свободно. В таком исторический иррационализм материализм (марксизм)
свободном поступке он впервые открывает самого себя. позитивизм. Немецкая классическая философия.
«Поступай так, чтобы ты всегда относился к другому как 42Философия ХХ века 1. Психоанализ и аналитическая0
к цели, а не только как к средству». психология Зигмунд Фрейд (1856-1939), австрийский
12Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814) Понятие того, что0 врач-психиатр Душа (психика) человека – это не только
находится за пределами познания («вещь в себе») его сознание, но и «бессознательное»: не столько то,
самопротиворечиво – ведь мы знаем, что это что забыто или не осознаётся человеком, сколько
непознаваемое существует Поэтому само «Я» (самосознание «область» вытесненных из сознания желаний, источником
как всеобщая структура, присущая всем мыслящим которых является «либидо» – половое влечение,
существам) во взаимодействии с «не-Я» и создаёт сексуальная «энергия» (позже – все проявления любви)
предметы опыта, и познаёт их Если Кант утверждает, что Источник конфликта человека с самим собой: реализации
субъект определяет, как существуют предметы опыта, то желаний мешает «предсознание», осуществляющее их
Фихте – что они вообще существуют: невозможно сказать, «цензуру», поскольку бессознательное действует согласно
каковы были бы предметы опыта, если бы не было «принципу удовольствия», а предсознание – согласно
человеческого сознания, и можно было вообще что-либо «принципу реальности».
сказать об их существовании. 43Бессознательное содержит в себе «комплексы» (термин0
13Самосознание абсолютно: это – единственная0 Юнга) – сложные психические структуры, обусловливающие
структура, которая является субъектом и в то же время – поведение человека («Эдипов комплекс») Закономерности
объектом для самой себя. Поскольку ничего больше не функционирования бессознательного могут быть изучены на
имеет такой структуры, то самосознание не могло материале сновидений и свободных ассоциаций «Импульсы»
возникнуть ни из чего иного, а само утвердило себя либидо могут подавляться, реализовываться,
таким, как оно есть Абсолют – это то, что существует «сублимироваться» в формы деятельности, не связанные с
только благодаря самому себе + то, благодаря чему половым влечением Вся человеческая культура и религия
существует всё остальное. «Вещей в себе не существует. созданы на основе биологически обусловленного процесса
Я – абсолютно». превращения сексуального инстинкта человека в другие,
14Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775-1854).0 сублимированные виды деятельности.
Самосознание абсолютно только как тождество Я и не-Я, 44Концепция 1920-1939 гг.: (1) Оно («область»0
духа и природы, сознания и бессознательной материи инстинктов и влечений), из которой возникают Я
Абсолют не может быть познан с помощью рассуждений, (реализует / запрещает «позывы» Оно, соотнося их со
поскольку он сам является основой всякого знания и Сверх-Я и обществом) и Сверх-Я («инстанция»
поэтому предшествует всякому рассуждению. «Я и природа нравственности – соотносит мысли и поступки с
– одно». общественными нормами) (2) Эрос (инстинкт жизни и
15Постичь абсолют можно лишь посредством интуиции –0 полового размножения) и более фундаментальный – Танатос
через переживание своего тождества с миром как единым (инстинкт смерти и самоуничтожения) Критика:
целым. В этом переживании человеку открывается, что всё невозможность научного подтверждения и оценки
в мире тождественно всему и что всё есть одно психоаналитчисеки теорий. «Культура, с одной стороны,
Интуитивное познание абсолюта – это абсолютное знание. ограничивает неконтролируемые сексуальные и агрессивные
«Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный инстинкты человека, а с другой – делает его больным и
лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть несчастным».
любовь, в ней есть язык...». Ф.И. Тютчев (близкий друг 45Карл Густав Юнг (1875-1961), швейцарский врач,0
Шеллинга). психолог и философ Либидо охватывает все влечения и
16Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831):0 стремления, а не только сексуальные («жизненная
абсолютный идеализм (1) Развитие человеческого сознания энергия»); бессознательное содержит не только инстинкты
совершается благодаря обществу, которое как бы и влечения Первично не индивидуальное, а «коллективное»
принимает человека у природы со всеми его природными бессознательное (не обусловленное событиями
свойствами и стремлениями (2) В свою очередь, природа индивидуальной душевной жизни) Содержание коллективного
не является предельным источником происхождения бессознательного: инстинкты и «архетипы»
человека – она управляется внешними ей, нематериальными («первообразы») – эмоционально заряженные образы,
законами (3) Эти законы – отражение идеальных структур, соотносящиеся с инстинктами и вызывающие чувство
Понятий (? идеи Платона), во взаимосвязанном виде «священного».
содержащихся в разуме абсолютной Идеи (= Бога). 46Архетипы – наследие психической истории0
17В отличие от Канта Гегель видит источник порядка в0 человечества; дают материал для религиозных образов и
природе не в конечном субъекте, а в абсолюте В отличие символов, мифов, сказок и снов («тень», «анима» /
от Шеллинга Гегель понимает абсолют не как простое «анимус», «великая мать», «мудрец» / «мудрая женщина»,
неразделимое тождество Я и природы, а как божественный схождение души в царство мёртвых) Задача человека и
разум, содержащий в себе систему Понятий Всякое культуры – интеграция содержания бессознательного в
развитие имеет духовную основу – диалектическое сознание, достижение целостности, гармонии между
самодвижение Понятий в божественном разуме. Источник рациональным и иррациональным. Преобладание одной из
развития – противоречие каждого отдельного предмета с сторон может вести к дезинтеграции сознания либо к его
самим собой и его ограниченность по сравнению с всем оскудению. «Лишь овладев содержанием бессознательного,
существующим. человек в полной мере обретает себя».
18Диалектическое развитие имеет три фазы: тезис0 472. Экзистенциализм (от лат. existentia –0
(простое утверждение) – антитезис (его отрицание) – «существование») Предшественники: Сёрен Кьеркегор
синтез (преодоление отрицания и его включение в новую (1813-1855), Лев Шестов (1866–1938) В отличие от всего
целостность): бытие (наиболее общее (= пустое) понятие) остального человек определяется не через сущность и её
? небытие ? становление (синтез бытия и небытия) … ? свойства (в первую очередь разум), а через особенности
абсолютная Идея (= Бог). своего существования («экзистенции») и отношения к нему
19Но развитие также реализуется в природе, обществе и0 (1) Экзистенция – это не сам факт существования
человеческой истории. Хотя природа есть нечто внешнее человека и не простое ощущение жизни, а переживание и
по отношению к Идее, она, тем не менее, управляется в осознание собственного существования в мире, открытости
соответствии с законами Идеи (то есть в соответствии с миру. Экзистенция не замкнута в себе и всегда
Понятиями). Эти законы организуют природу таким направлена на иное – мир как целое, людей, предметы.
образом, что она порождает человека, а человек 48Феноменология Эдмунда Гуссерля (1859-1938) – анализ0
благодаря обществу и историческому опыту всего деятельности сознания: основное свойство сознания –
человечества в итоге оказывается способным познать как интенциональность (направленность на предметы)
своё происхождение из природы, так и свой общий с Атеистический экзистенциализм(Жан-Поль Сартр, Альбер
природой исток – Идею. Цель истории – самопознание и Камю): Бог умер, поэтому человек принципиально смертен
свобода человечества «Феноменология духа», «Наука – его существование направлено к ничто, а жизнь без
логики», «Энциклопедия философских наук». «В человеке Бога в пределе абсурдна – смысл произвольно
самопознание Духа приходит к завершению». устанавливает сам человек Религиозный экзистенциализм
20Критика немецкой классической философии. Отказ от0 (Карл Ясперс, Мартин Хайдеггер): в обращённости к миру
христианства Гегель – вершина новоевропейской и к другому или в «пограничных» ситуациях (в
философии: попытка объединить все области знания глубочайших потрясениях, перед лицом смерти) человеку
(включая рациональное содержание христианства) на открывается подлинный смысл его существования
философских основаниях – но не по образцу математики (поскольку за миром стоит Бог).
(Декарт), а на принципах диалектики Три направления 49Карл Ясперс (1883-1969). Мартин Хайдеггер0
критики: 1. Исторический материализм (марксизм) – (1889-1976). Жан-Поль Сартр (1905-1980). Альбер Камю
против теоретического отношения к действительности как (1913-1960).
к осуществлению идеи, за практическое преобразование 50(2) Главная особенность экзистенции – существование0
общества на наиболее справедливых (коммунистических) во времени (временность). Но это не безразличное
началах. физическое время, а личностное: время дела, заботы,
21Людвиг Фейербах (1804-1872): критика Гегеля с0 радости, скуки, ожидания; оно течёт из будущего, с
позиций антропологизма (?нтропос – греч. «человек»). которым связаны проекты собственной жизни, выбор и
Абсолютный идеализм Гегеля – это рационализированная реализация возможностей, надежда. Но временность
религия, а религия – это «отчуждение» духовной сущности экзистенции означает и её конечность – ограниченность
человека и наделение её самостоятельным бытием Но смертью Историчность: человеческое существование всегда
человек – не творение Бога, а наиболее совершенная находит себя в определенной ситуации, в которую оно
часть вечной природы. Любовь к Богу – «отчуждённая» «заброшено» и с которой вынуждено считаться.
любовь к человеку, и она должна быть направлена на Принадлежность к определенному народу, сословию,
человека. «Не Бог создал человека, а человек – Бога». наличие у индивида тех или иных биологических,
22Карл Маркс (1818-1883) (1) Фейербах прав: человек –0 психологических и других качеств, все это – выражение
высшее существо для человека ? человеческая эмансипация изначального характера экзистенции как «заброшенности».
(ликвидация отношений, при которых человек 51(3) Трансцендирование (от лат. trans-cendere –0
«обесчеловечен» – унижен и порабощён) ? Первично «выходить за пределы»): устремлённость человека за
экономическое отчуждение: труда, его продукта, сущности пределы собственного существования. Сартр и Камю:
человека и человека от человека ? преодоление трансценденция иллюзорна, за ней стоит ничто, которое
«самоотчуждения» человека через ликвидацию частной есть глубочайшая тайна экзистенции (нигилизм).
собственности = возвращение человека «к самому себе» Религиозный экзистенциализм: трансцендентное
при коммунизме. («выходящее за пределы человеческого существования») –
23(2) Человек определяется через общественные0 это не ничто, а Бог. Ясперс и поздний Хайдеггер:
отношения, а общество изменяется не вследствие трансцендентное – реально, однако его невозможно
изменения сознания, но вследствие практики – познать рационально, можно лишь «открыться» для
деятельности, преобразующей общество и природу Основные «встречи» с ним.
виды практической деятельности – производственная 52(4) Трансцендирование выражается в способности0
(изменение природы при создании материальных благ для экзистенции к свободе, которая начинается за пределами
удовлетворения потребностей) и революционная (борьба за социальных, экономических, правовых, культурных
изменение общества) Формы собственности на средства отношений Религиозный экзистенциализм: подлинную
производства определяют производственные отношения, а свободу можно обрести лишь в Боге Атеистический
значит, характер общества и составляющих его классов экзистенциализм (Сартр): свобода – в полной
(собственники средств производства господствуют над независимости от наличных условий существования;
теми, кто на них трудится). человек сам создает себя (но это возможно потому, что
24Периодизация истории: племенная, античная0 человек принципиально одинок и лишен какой бы то ни
(рабовладельческая), феодальная, капиталистическая и было основы в мире).
будущая коммунистическая формы собственности и 53Свобода – бремя, которое должен нести человек,0
соответствующие типы обществ. (3) Созданные буржуазией поскольку он – личность. Он может отказаться от
гигантские производительные силы переросли узкие рамки свободы, стать «как все», но только ценой отказа от
буржуазных производственных отношений. Они всё больше своей личности Отказавшись от свободы, человек
приобретают общественный характер и потому требуют оказывается в мире, где всё анонимно, где никто ничего
общественной собственности (переход к коммунизму). не решает, а потому не несёт ни за что ответственности.
«Буржуазной общественной формацией завершается Общение людей в таком мире не может быть подлинным,
предыстория человеческого общества, и люди начинают фальшивы даже любовь и дружба – в тех формах, которые
сознательно сами творить свою историю». установлены обществом Единственный способ подлинного
25Коммунизм: общественная собственность на средства0 общения (Камю) – это объединение в бунте против
производства (но общество не подчиняет себе индивида); «абсурдного» мира, против конечности и смертности
труд как внутренняя потребность без «отчуждения» его человека, бессмысленности его существования.
продуктов от человека, человека от самого себя и людей 54Критика: экзистенциализм не объясняет, как0
друг от друга; потребление в соответствии с совместить способность человека к творчеству и
естественными потребностями; автоматизация производства созиданию с устремленностью экзистенции к ничто, концу,
жизненно необходимой продукции (4) Свой метод мышления смерти. Ведь перед лицом ничто всякое устремление,
Маркс определял как диалектический: но у Гегеля всякое творчество с самого начала обречено на крушение,
диалектика имеет своим основанием саморазвитие Духа, а перед лицом ничто незачем строить. Поэтому
у Маркса – материального производства «Капитал». экзистенциалисты (прежде всего Сартр и Камю) склонны
26В.И. Ленин (1870-1924): возможность0 скорее к бунту, чем к созиданию.
социалистической революции в стране с 553. Аналитическая философия Подход к решению0
несформировавшейся индустрией и капиталистическими философских проблем не через изучение сознания (как в
отношениями + ключевая роль партии (а не самого немецкой классической философии), а через анализ
пролетариата, пока не вполне осознавшего свою языковых средств выражения – путём выявления логической
революционную роль) Л.Д. Троцкий: для осуществления структуры языка либо путём выяснения закономерностей
социализма необходима революция в мировом масштабе обыденного языка. Готлоб Фреге (1848-1925) Разработка
(теория «перманентной» революции) И.В. Сталин: языка символической (математической) логики (идея
социализм может быть построен и в одной стране, если Лейбница). Формализация и ускорение решения логических
позволяют внутренние ресурсы. «Партия должна взять на и философских проблем.
себя роль руководителя пролетариата!». 56Редукция арифметики к логике (логицизм) на основе0
27Франкфуртская школа марксизма. Теодор Адорно0 понятия класса: число – класс всех классов, которые
(1903-1969): негативная диалектика. Прежняя философия, имеют одинаковое количество предметов; «0» – класс всех
в особенности диалектика Гегеля, стремилась к тех классов предметов, которые нетождественны себе, «1»
достижению абсолюта и замыканию всего существующего в – класс классов, тождественных нуль-классу Парадокс в
системе. Движение от тезиса к антитезису и синтезу (= связи с классом всех классов, являющихся собственными
отрицанию отрицания) – это форма оправдания элементами (письмо Рассела) Теоремы Курта Гёделя
существующего порядка вещей. Философия должна быть (1932): о неполноте (1) и о непротиворечивости (2)
критической – воплощать в себе дух постоянного формальных систем, достаточно сложных, чтобы включать в
отрицания: отрицать любые тенденции к замыканию в себя язык арифметики. Невозможность самообоснования
системе, к подчинению и манипуляции, к господству логицизма.
человека над человеком. «Современный пролетариат 570
интегрирован в капиталистическую систему, поэтому 58Бертран Рассел (1872-1970) и Джордж Эдвард Мур0
вместо революции остаётся критиковать существующую (1873-1958): вместо «абсолютного идеализма»
капиталистическую идеологию во всех её проявлениях». (целостность, главенство целого над частями,
282. Позитивизм – против умозрительных методов0 «внутренние отношения») – плюрализм, атомизм, анализ
познания природы и общества Огюст Конт (1798-1857): (два противоположных мировоззрения). Джордж Эдвард Мур:
основатель позитивизма и научной социологии Три стадии обыденный язык и здравый смысл Анализ – «перевод»,
интеллектуального развития человечества: теологическая замена одних выражений другими, тождественными им по
(«фиктивная», до 1300 г.), метафизическая смыслу.
(«абстрактная», 1300-1800 гг.), последняя и высшая – 59Истинность наиболее общих положений (о0
научная («позитивная», начиная с XIX в.) Философия, как существовании внешних вещей, других людей) заложена в
и религия, уже сыграла свою роль в развитии способе мышления человека. Человек не знает, откуда ему
человеческого познания и должна уступить место науке: известны многие бесспорные истины, но знает их с
только наука способна дать позитивное знание о мире, очевидностью, а попытки их оспорить приводят к путанице
она должна охватить все сферы человеческой деятельности и противоречиям в языке Бертран Рассел: формализованный
и обеспечить им прочное основание. язык и теория «внешних отношений» Эмпиризм с опорой не
29Главное в науке – факты, несомненные и устойчивые0 на психологию, а на математическую логику (? теория
данные; они приносят позитивное знание. Основное дело познания, основание философии – задаёт онтологию).
науки – собирать факты и систематизировать их, не строя 60Логицизм: математика – отрасль логики (для0
теорий насчёт их возможных причин. Поэтому основной разрешения парадокса Фреге – теория типов, ср. теория
метод научного познания – наблюдение, а главная функция метаязыков Тарского) Высказывание – переменная,
науки – описание. Герберт Спенсер, Джон Стюарт Милль. зависящая от входящих в него выражений (целое
Наука и позитивная философия помогут создать определяется частями, а не наоборот); анализ: от
саморегулирующееся общество, построенное на началах семантики – к синтаксису «Атомизм» логики ? «атомизм»
любви, порядка и прогресса. онтологии Людвиг Витгенштейн (1889-1951) (1)
30Джон Стюарт Милль (1806-1873): инструментализм0 «Логико-философский трактат» (1921): мир имеет
Научное знание – результат обобщения единичных фактов, онтологию, соответствующую логике Рассела.
приведенных в систему, которая устанавливает отношения 61Мир состоит из фактов (а не вещей), сложных и0
между частными явлениями и более общими принципами простых (элементарных), которые состоят из объектов в
(законами) Законы природы – проявления регулярности при той или иной конфигурации. Объекты – просты и
обобщении опытных данных; полезны для объяснения и постоянны; события – возможные (изменяющиеся)
предсказания последних, но не дают знания, которое конфигурации объектов Элементарные высказывания –
могут принести только конкретные факты или индуктивные «картины» элементарных фактов (событий). Совокупность
умозаключения Но: индукция – умозаключение от частного истинных предложений – «картина» мира (разные языки
к частному (а не к общему). дают разные «картины» мира) Граница смысла: осмысленные
31Развитие научного знания – последовательное0 высказывания – о фактах; логические – формальны
накопление знаний о единичных фактах (ср. с учением (тавтологичны; не несут нового смысла). Философия
схоластического номинализма). Общие утверждения, должна быть «критикой языка» (ср. Кант) «О чём
получаемые в результате индукции, играют полезную, но невозможно говорить, о том следует молчать»
чисто инструментальную роль: они помогают сохранить (нравственность, религия, смысл жизни).
знание о множестве конкретных фактов. «Знание – это 62(2) «Философские исследования» (1953): значение =0
всегда знание единичного. Общие положения и теории – употребление (прагматика вместо поиска идеальных
инструментальны». структур); «языковые игры» – разные, каждая со своими
323) Иррационализм – против представления о том, что0 правилами; «формы жизни» Язык – часть социального
мир основан на разумном порядке. Озабоченность взаимодействия, бытующая только в нём, форма социальной
проблемами отдельной личности – уникальной и несводимой жизни.
к общим (рационалистически понимаемым) принципам
62 «Философия Нового времени» | Философия Нового времени 0
http://900igr.net/fotografii/filosofija/Filosofija-Novogo-vremeni/Filosofija-Novogo-vremeni.html
cсылка на страницу
Урок

Философия

19 тем
Фото
Презентация: Философия Нового времени | Тема: История философии | Урок: Философия | Вид: Фото