Философия Скачать
презентацию
<<  Общество в социальной философии Путеводитель растерянных  >>
УЧЕБНИК по ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ ШМАКОВА ЛЮБОВЬ ЕВГЕНЬЕВНА Кандидат
УЧЕБНИК по ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ ШМАКОВА ЛЮБОВЬ ЕВГЕНЬЕВНА Кандидат
Философия образования
Философия образования
Философия образования
Философия образования
Философия образования
Философия образования
Философия образования
Философия образования
Философия образования
Философия образования
Философия образования
Философия образования
Структура личности
Структура личности
Философия образования
Философия образования
Философия образования
Философия образования
Античное образование
Античное образование
Античное образование
Античное образование
Семь свободных искусств (лат
Семь свободных искусств (лат
В средние века термин "universitas" означал не универсальность
В средние века термин "universitas" означал не универсальность
Образование в раннем Средневековье (5-11 вв
Образование в раннем Средневековье (5-11 вв
С воцерковлением славян Киевской Руси потребность в грамотности крайне
С воцерковлением славян Киевской Руси потребность в грамотности крайне
Глаголица Кириллица
Глаголица Кириллица
Глаголица Кириллица
Глаголица Кириллица
Русское православное образование имело некоторые особенные черты
Русское православное образование имело некоторые особенные черты
Бурса (от позднелат
Бурса (от позднелат
Бурса (от позднелат
Бурса (от позднелат
В Киево-Могилянской академии учились дети духовенства, горожан,
В Киево-Могилянской академии учились дети духовенства, горожан,
Московская духовная академия
Московская духовная академия
Московская духовная академия
Московская духовная академия
Образовательная реформа Петра Великого  Благодаря Петру в России
Образовательная реформа Петра Великого Благодаря Петру в России
Фото из презентации «Философия образования» к уроку философии на тему «Философия»

Автор: . Чтобы познакомиться с фотографией в полном размере, нажмите на её эскиз. Чтобы можно было использовать все фотографии на уроке философии, скачайте бесплатно презентацию «Философия образования» со всеми фотографиями в zip-архиве размером 2116 КБ.

Скачать презентацию

Философия образования

содержание презентации «Философия образования»
Сл Текст Эф Сл Текст Эф
1УЧЕБНИК по ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ ШМАКОВА ЛЮБОВЬ0 481755) - теория «разделения властей» Вольтер (1694 —0
ЕВГЕНЬЕВНА Кандидат филос.наук, доцент кафедры 1778) - против феодально-клерикального мировоззрения,
социальной философии РГСУ. Москва - 2009. дух сомнения и скептицизма, который способствовал
2Содержание: 1.Предмет и функции философии0 формированию молодого поколения вольнодумцев. Ж.-Ж.
образования. 2. Основные проблемы современной философии Руссо (1712—1778). В «Рассуждениях о науках и
образования. 3. Философия как методология и аксиология искусствах» (1750) — конфликт между современным
теории и практики образования. 4.Образование как обществом и человеческой природой. Он утверждал, что
процесс познавательного взаимодействия субъекта и хорошие манеры не исключают расчетливого эгоизма, а
объекта образования, процесс творческой деятельности. науки и искусства удовлетворяют не коренные потребности
5. История и теория образования в Европе. 6. людей, но их гордыню и тщеславие. В педагогическом
Образование и философия образования в России. 7. романе «Эмиль, или о Воспитании» (1762) Руссо обрушился
История и теория высшего образования. Идея на современную систему воспитания, упрекая ее за
университета. недостаток внимания к внутреннему миру человека,
3Философия образования. Философия с самого начала0 пренебрежение к его естественным потребностям. В форме
своего возникновения и до наших дней стремилась не философского романа Руссо изложил теорию врожденных
только осмыслить существование системы образования, но нравственных чувств, главным из которых он считал
и сформулировать новые ценности и пределы образования. внутреннее сознание добра. Задачей воспитания он
(Платон, Аристотель, Августин, Руссо). Целый период в провозгласил защиту нравственных чувств от разлагающего
истории философской мысли даже называл себя влияния общества. «Рассуждение о начале и основаниях
Просвещением. Немецкая философия 19 века в лице Канта, неравенства...» (1755), «Об общественном договоре»
Шлейермахера, Гегеля, Гумбольдта обосновала идею (1762). Идеи Руссо (культ природы и естественности,
гуманистического образования личности, предложила пути критика городской культуры и цивилизации, искажающих
реформирования системы школьного и университетского изначально непорочного человека, предпочтение сердца
образования. И в 20 веке выдвигаются проекты новых разуму) оказали влияние на общественную мысль и
образовательных институтов: В.Дильтей, М.Бубер, К. развитие образования.
Ясперс, Д.Н. Уайтхед. выделение философии образования в 49Французский мыслитель и утопист Ш. Фурье0
качестве особого исследовательского направления (1772—1837) критиковал современную ему систему
началось лишь в 40-х годах 20 века: в Колумбийском семейного и общественного воспитания. Особое его
университете (США) создается общество, цели которого - неприятие вызывали такие недостатки, как игнорирование
исследование философских проблем образования, индивидуальности детей, применение физических
налаживание сотрудничества между философами и наказаний, оторванность школы от жизни, фактическое
теоретиками педагогики, подготовка учебных курсов по отсутствие трудовой подготовки, несформированность
философии образования в колледжах и университетах, практических умений и навыков. «не школа, а мастерские,
кадров по этой специальности, философская экспертиза кухня, опера являются средствами воспитания детей».
образовательных программ и др. детские самоорганизации, в которых дети разделены по
4? Философия образования - это философия оправдания0 характерам и склонностям: «маленькие орды» (шумные и
образования как функции жизни. ? Философию образования бойкие дети) и «маленькие банды» (тихие и спокойные
можно рассматривать и в качестве условия выживания дети). Английский социалист-утопист Р. Оуэн (1771—1858)
человечества. ? Философия образования представляет - общественные противоречия можно устранить путем
собой динамически меняющееся самосознание изменяющейся распространения знаний, а правильно поставленное
культурной ситуации в мире. ? Образование - главный воспитание есть ключ к решению социальных проблем. «Об
институт воспроизводства интеллектуально-культурного образовании человеческого характера» (1813—1814), - о
потенциала общества. Britannica: "Философия соединении обучения с производительным трудом, которую
образования - это область изучения, исследования и применил на практике. создал Институт для формирования
практического применения, в которой философские методы характера . Данное учреждение включало четыре
применяются к изучению проблем, тем и сущности образовательные ступени: школу для маленьких детей (1—5
образования.« В англоязычной литературе по философии лет), дневную школу для детей 5—10 лет, вечернюю школу
образования -обсуждаемые темы: образование в меняющемся для подростков (10—17 лет), вечерние лекции для
обществе; что такое свобода в школьном обучении, роль и взрослых. В 1825 г. Оуэн организовал первую
место авторитетов в процессе познания. Основной подход коммунистическую колонию «Новая гармония» в Америке,
- описание "по факту", анализ того, "что построенную на принципе равенства людей. В школе,
есть", а не того, что "хотелось бы, чтобы действовавшей в колонии, была сохранена структура
было". системы обучения и воспитания, апробированная в
5путь формирования философии образования - это0 Нью-Ланарке. Вместе с тем были и некоторые
приложение фундаментальных философских принципов к нововведения: дневная школа разделена на
образовательной действительности и ее переосмысление, общеобразовательную и индустриальную. Система обучения
исходя из этих принципов. Что Вы понимаете под обеспечивала умственное, физическое и нравственное
философией образования?: А.Г. Асмолов (заместитель развитие детей, прививала им трудовые навыки
министра образования России) - "Размышление о индустриального и сельскохозяйственного труда.
приоритетах и сущности образования как института 50С воцерковлением славян Киевской Руси потребность в0
развития культуры, пытающихся в меру своих сил повлиять грамотности крайне возросла. Для многочисленных
на стратегию образования в современной открывающихся церквей для ведения богослужения по
цивилизации". В.А. Караковский (член-корр. РАО, уставным книгам требовались люди, умеющие читать. В
Москва) - "Философия образования это ветвь древнерусской культуре понимание «просвещенного
современной философии многомерного мира". И.Я. человека» полностью совпадало с первоначальным смыслом
Лернер (академик РАО, Москва) - "Наиболее общие слова «просвещенный», которое означало человека,
вопросы образования, обусловливающие парадигму подхода освещенного светом Господнем. «Я есть свет мира, кто
к принципиальным вопросам образования". Е.Г. следует за мной, тот не будет пребывать во тьме, но
Осовский (член-корр. РАО, Саранск) – «Философия будет иметь свет жизни» (Иоан. 8, 12). «Вы есть соль
образования - это наука о существовании и генезисе земли…, вы есть свет мира» (Матф. 5, 13-14). В этой
Человека в духовном и образовательном пространстве, о связи просветителем почитался тот, кто открывал
предназначении образования и его роли, влиянии на язычникам истины христианского учения и активно
судьбы личности, общества, государства…». способствовал распространению веры. Само слово
6Философия образования рассматривает сущность и0 «просвещение» на церковнославянском языке значит
природу всех явлений в образовательном процессе: что «крещение». А тот христианин, кто уверовал в Христово
такое образование само по себе, каким образом оно учение, постиг его суть и был начитан в «божественных
происходит, каковы природа и источники ценностей книгах», считался образованным, то есть уподобившимся
образования, каким бывает и каким должно быть поведение образу Христа.
участников образовательного процесса, какими бывают и 51В феодальной Москве письменность и образование были0
какими должны быть методы содействия образовательному привилегией духовенства и знати. Мальчиков обучали
процессу. «книжным хитростям» в монастырях, княжеских и боярских
7Современная система образования в своих основных0 домах. Читали и светские произведения — «Слово о полку
чертах сложилась под влиянием определенных философских Игореве», «Задонщину» и др. На развитие
и педагогических идей. Они были сформированы в конце 18 просвещения значительно повлияло возникновение в
начале 19 веков Коменским, Песталоцци, Фребелем и, середине ХУ1 в. в Москве книгопечатания. 1 марта 1564
далее Гербартом, Дистервегом, Дьюи и в сумме образуют г. Иван Федоров и Петр Мстиславец издали первую
"классическую" модель образования. Однако до печатную книгу «Апостол». До конца XVII в. здесь было
сих пор существуют сложности в выяснении статуса отпечатано свыше 500 книг, в том числе и светских,
философии образования, ее взаимоотношении с философией таких как первый московский букварь В.Ф.
и с педагогической теорией и практикой. В наши дни Бурцова-Протопопова, «Грамматика» Мелентия Смотрицкого,
положение дел начинает меняться. Создан Проблемный «Считание удобное...» с таблицей умножения и простыми
научный совет при президиуме РАО, начал работать дробями, Большой и Малый буквари известного писателя
семинар по философии образования в Институте Кариона Истомина. Многие образованные московитяне
педагогических исследований РАО, выпущены первые хорошо владели литературным слогом, риторикой,
монографии и учебные пособия по философии образования. иностранными языками. Москва ХVI — XVII вв.
Представители разных философских направлений по-разному пользовалась в повседневном быту различными сводами
трактуют содержание и задачи философии образования. знаний — правилами поведения горожанина («Домострой»),
8В России после основания по проекту М.В. Ломоносова0 географическими картами, сошными книгами с указаниями
Московского университета в 1755г. складывается об измерении пашен и др. Жители Москвы знали об учении
трехступенчатая модель единой системы образования - Н. Коперника — по книге «Позорище всея Вселенныя...».
"гимназия - университет - академия". Впервые 52Глаголица Кириллица.0
был сформулирован ряд важных положений в области 53Вместе с тем во всей домонгольской Руси неизвестно0
образования, в частности: чтение лекций на русском ни одной прогосударственной школы, инспирированной
языке и обеспечение тесной связи теории с практикой в княжеской или церковной властями. Обучение в домашних
обучении. в начале 19 века возникает новая философская школах киевской эпохи состояло из научения письму,
концепция образования, делающая акцент на становлении чтению, начальному арифметическому счету и основам
самосознания личности, на самоформировании личности в христианского вероучения. Учителями по большей части
актах самосознания культуры. Этот подход, в немецкой были приезжие греки и болгары Только во втором
классической философии (Гербер, Гумбольдт, Гегель) поколении христиан на Руси появляется небольшой слой
привел к гуманитаризации образования и к утверждению людей, знающих грамоту. В первую очередь это были верхи
права личности на образование: личность, понятая как общества. «Став народом христианским, мы вовсе не стали
самосознание, формирует себя как субъект культуры. Если народом просвещенным. Просвещение было вводимо и
основную тенденцию развития современной высшей школы введено к нам, но оно у нас не принялось и не привилось
можно обозначить как движение от и почти тотчас же после введения совершенно бесследным
деятельностно-центрированной педагогики к педагогике образом исчезло. После сего просвещением нашим в период
личностно- центрированной, то главную тенденцию домонгольский было то же самое, что и во все
развития системы образования в России в 19 веке можно последующее время старой Руси до Петра Великого, именно
описать как движение от созерцания и впитывания к – при совершенном отсутствии всякого действительного
деятельности, освещенной светом индивидуальности. просвещения или научного образования одна простая
Личность ещё не могла стать центром образовательной грамотность, одно простое умение читать..» (Голубинский
системы того времени, но движение в этом направлении Е.Е. История русской церкви. – Т. 1. Первая половина
обозначалось все яснее. тома. С. 701. ).
90 54Русское православное образование имело некоторые0
100 особенные черты (помимо явных элементов язычества,
11В настоящее время образу "человека0 например, вера в приметы, гадания). Византийское
знающего" противопоставляется православие базировалось на наследии философской
"личность", а цель образования - сформировать культуры. На Руси, стране отсталой большое значение
полноценную творческую личность. человек знающий придавалось слепому поклонению, вере в книгу, в то, что
(специалист) - часть человека, есть и другие написано «мудрыми мужами». В силу общей невысокой
"части" - тело (телесное существо), психика культуры и образования в русском обществе, до конца
(психическое существо), дух (духовное существо), XVII в. даже отсутствовала богословская культура,
социальный индивид (родовое существо) и т.д. поэтому большое значение придавалось внешней стороне
Образование должно создавать условия для развития исполнения обрядности, без осмысления ее предназначения
человека как такового: и знающего, и телесного, и и смысла. В поучениях юношеству четко внедрялась идея
переживающего, и духовного, и родового, - всесторонне вредности получения знаний и прославление антигреческих
развитой личности. настроений: «Братие, не высокоумствуйте, но во смирении
120 пребывайте, по сему же и прочая разумевайте… Аще [если]
13Мир. Философия как логически обоснованная система0 кто тя вопросит: веси ли всю философию? – Ты же ему
знаний о сущности мира и человека в нем. противо того отвещай: учился буквам благодатного
14Второй стороной основного вопроса философии.0 закона, еллинских [греческих] же борзостей не текох,
является вопрос об отношении сознания к материи, миру риторских астрономов не читах, ни с мудрыми философы в
как таковому в аспекте познавательных возможностей беседе не бывах; философию ниже очима видех. Учуся
сознания: познаваем ли мир Познаваем Чрезвычайно книгам благодатного закона, аще бы мощно моя грешная
ограничены возможности познания Когнитивизм Агностицизм душа очистити от грех».
(скептики, Кант, Юм). 55Киевская школа «книжного учения» 988....0
15Философия. представляет собой единство трёх0 Владимир... посылал... собирать у лучших людей детей и
компонентов: Теории (что?), объясняющей как устроен отдавать их в обучение книжное. Матери же детей этих
мир, природа, общество, человек Метода (как?), плакали о них; ибо не утвердились еще они в вере, и
рационально-логически, диалектически анализирующей мир плакали о них, как о мертвых. это школа, где
Цели (зачем?), ориентирующей на смысложизненные идеалы преподавались науки, давалось систематическое
истины, добра и красоты. образование. Созданная князем школа «книжного учения»
16Философия. Высшая форма (ядро) мировоззрения, форма0 являлась дворцовым учебным заведением. принятие новой
общественного сознания. Универсальная методология веры и организация школы протекали одновременно. Со
науки, теоретическое обоснование научного знания. временем в древнерусском языке рядом с понятием
17Философия. – системный способ освоения0 «книжное учение» от глагола «учить» стал складываться
действительности (мира в целом), предельное обобщение термин «училище»( в карпатских говорах до сер. XIX в.
обобщённых научных знаний о мире, закономерностях его употреблялось для названия школ слово «учило»). В 1836
эволюции. Рефлексия над наукой (знание знания). г. М. Шашкевич назвал свой учебник грамоты «Читанка для
18– Философия ( и математика) – общая теория систем,0 деток в народных училах руських». В.И. Даль записал
теоретическая кибернетика – наука педагогика тверское диалектное — учельня — «всякое заведение для
теоретическая эмпирическая – опытные данные место обучения чему-либо, школа». В древнерусской
философии в системе научного знания. Уровень всеобщего письменности термин «школа» впервые встречается в 1382
Уровень общего (междисцип-линарные знания) Уровень г.
общего, отдельного Уровень частного. 56Бурса (от позднелат. bursa — сумка, кошелёк) -0
19Научное и ненаучное познание. Система знаний о мире0 первоначально общежитие для бедных студентов при
(в гипотезах, аксиомах, теоремах, законах, принципах, средневековых университетах. В юго-западной Руси одной
понятиях, теориях) Рациональный, логико- понятийный из первых - бурса при Киево-Могилянской академии.
характер, строгие нормы исследования, опора на Позднее название «бурса» перешло на общежития при
экспериментальные данные. Несистематизированные знания духовных учебных заведениях (семинариях, училищах), в
обыденного прагматического и морально-эстетического которых учащиеся содержались на казенный счет (бурсак —
опыта Чувственно-образный, рационально-иррациональный, казеннокоштный семинарист). Суровый режим, телесные
здравый смысл. наказания, грубые нравы характеризовали бурсы в России.
20Исторические типы рациональности. Классическая0 Киево-Могилянская академия. 1632—1819 (Киевская
рациональность 17 – н. 20 вв. Механистическая картина академия)— первое высшее учебное заведение и крупный
мира механический детерминизм элиминация субъекта культурно-просветительный центр восточнославянских
познания (объективация знания: С-средства-О = результат народов XVII — нач. XVIII вв. была образована по
познания абсолютизация устойчивости, отдельности = инициативе Киевского митрополита Петра Могилы на основе
абсолютная истина строгость, формализация объединения киевских Братской (осн. в 1615 г.) и
Неклассическая рациональность до 70 гг. 20 в. Лаврской (1631) школ по образцу западноевропейских
Постнеклассическая рациональность. гимназий академического типа.
210 57В Киево-Могилянской академии учились дети0
220 духовенства, горожан, казаков, крестьян. При ней имелся
23Структура личности. Личность – индивидуальное0 Сиротский дом (Бурса). Академия делилась на 8 классов
качество и степень развития нравст – венно-духовных («школ»). После низших классов ученики переходили в
творческих сил. идеалы сознание и самосознание ценности средние — риторики и поэтики. Студенты, решившие
нравственно- духовная знания, умения сущность принять духовный сан, продолжали образование в высших
------------------------------- личности характер = классах: философии (2 года обучения) и богословия (4
нравственность личности ------------------------------- года). В академии преподавались астрономия, музыка,
психич. установки бессознательное темперамент совесть. катехизис, славянская и латинская словесность,
240 славянский, польский, греческий, латинский,
250 древнееврейский, немецкий и французский языки, история,
26Уровни взаимодействия личности и общества.0 география, математика, экономика, медицина,
Микросреда – круг повседневных связей с тремя архитектура, живопись, естественная история, нотное
референтными группами социального окружения: семьей пение и другие предметы. Изначально преподавание велось
трудовым коллективом, группой приятелей Макросреда – на латинском языке; с 1784 года — на русском. Все
страна, государство, культура обитания Мегасреда – все преподаватели были представителями монашествующего
мировое сообщество в его историческом развитии, духовенства. В академии проводились публичные диспуты,
социально-психологическая атмосфера эпохи. По степени ставились спектакли религиозного и нравственного
индивидуального вклада личности в развитие каждой их содержания.
этих сфер можно судить о масштабу личности. Мегасреда. 58Во второй половине XVII века, наконец, занялись0
271. Философия и образование. Философия в образовании0 реализацией решений Стоглавого собора 1551 года об
и образование в философии. 2. Философские основы и организации серьезного духовного просвещения на Руси. В
предпосылки образовательной системы. 3. Цели и методы 1664 году приехал в Москву иеромонах Симеон Полоцкий
обучения (чему и как учить?). Проблема выбора и (†1680), переводчик и полемист, закончивший Киевскую
иерархия предпочтений. 4. Рефлексивные способы академию и Виленскую иезуитскую школу. Царь поручил ему
выстраивания образовательных стратегий. 5. обучать в Заиконоспасском монастыре молодых подьячих
Философско-методологические ориентиры и тайного приказа и царских детей. Симеон написал для
процедурно-операциональные методические регулятивы. этого книгу «Венец веры кафолической». В 1684 году
Интерес и насилие. 6. Проблемы преподавания плюрализма. иезуитам удалось организовать школу в Москве, куда
Как научить разному? 7. Внутренняя свобода творчества и принимались дети из княжеских и дворянских семей,
ее границы. Как научить новому? 8. Организация метрики царского дома. Протестанты создали лютеранскую школу в
и топологии педагогического пространства-времени. Немецкой слободе. Россия нуждалась в развитии
Учебная коммуникация. Игра. 9. Средства реализации промышленности, а протестанты зарекомендовали себя как
эстафетности. Объяснять или показывать? Учить знанию серьезные предприниматели и технологи, способные
или умению? 10. Социальные институты образования и чему-то дельному научить русских. Появились (в
внутренняя логика их развития. 11. Программируемость и посл.четв. 17 в.) первые православные школы при
спонтанность обучения. Проблема контроля за Андреевском, Чудовом и Заиконоспасском монастырях в
результатами. 12. Социокультурный статус и функции Москве, ориентированные на греко-православные идеалы
образования в постиндустриальную информационную эпоху. духовного образования, в качестве образца
Преодоление иллюзий и идеалов Просвещения. 13. использовались латинизированные программы литовских и
Философия как учебная дисциплина: цели и проблемы. 14. малороссийских православных школ. В 1682 году школа в
Методики преподавания философии и их связь с Заиконоспасском монастыре становится
соответствующими концепциями. 15. Философское Славяно-греко-латинской академией.
образование как трансляция ценностей и продолжение 59Московская духовная академия. (Основана в 1685 г.)0
традиции философствования. Формирование специалиста или (До 1814 года она носила название
формирование творца? 16. Эволюция философского учебника «Славяно-греко-латинской академии» и размещалась в
и его перспективы. 17. Философия детей и философия для центре Москвы в Заиконоспасском монастыре.) Является
детей. 18. Мировосприятие детей и миропонимание крупнейшим центром духовного образования и первым
взрослых: проблемы и противоречия. 19. Стратегии высшим учебным заведением в России. Ее выпускники —
образования и стратегии жизни в разных культурах и в выдающиеся проповедники и церковные писатели, историки,
разные эпохи. 20. Педагогические практики дзен: поэты, переводчики. (первый русский сатирик Антиох
медитация и коаны. 21. Воспитание в античности: Кантемир, великий ученый-энциклопедист М. В. Ломоносов,
пайдейа. 22. Современные концепции образования: математик Л. Ф. Магницкий и многие другие известные
телесность и власть. деятели русского просвещения). Со второй половины XIX
28Хайдеггер М. Самоутверждение немецкого университета0 века до начала ХХ века в Академии трудятся широко
// Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. М., известные богословы и ученые: В. О. Ключевский, Е. Е.
1993. Ясперс К. Тезисы к вопросу об обновлении высшей Голубинский, М. Д. Муретов, священник Павел Флоренский
школы // Историко-философский ежегодник, 1994. М., и другие.
1995. Шелер М. Формы знания и образование // Избранные 60Славяно-греко-латинская академия была создана как0
произведения. М., 1994. Коменский Я.А. Сочинения. М., всесословное учебное заведение. Симеон Полоцкий
1997. Йегер В. Пайдейа. М., 1997. Марру А.-И. История составил в 1680 г. «Академический привилей»
воспитания в античности. М., 1998. Педагогическая (учредительную грамоту), в котором были определены
антропология. М., 1998. Философия образования. М., задачи, содержание, формы обучения и права академии.
1996. Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х тт. Академия готовила образованных людей для
М., 1993-1999. государственной службы и церкви, осуществляла цензуру
29Античное образование. Аристотель (384-322 д.н.э.).0 книг духовного содержания и суд над отступниками от
впервые сформулировав основные требования к православия. В XVII в. в академии, объединявшей черты
образованию: необходимость учета возрастной высшей и средней школы, преподавались греческий,
периодизации; рассмотрение воспитания как средства латинский и славянский языки, «семь свободных
укрепления государства; обязательность государственного искусств», богословие , основное внимание уделялось
характера образования, важнейшей задачей образования - греческому языку. С начала XVIII в., после
воспитание интереса и любви к природе, обществу. преобразований, проведенных Стефаном Яворским, курс
Большое внимание уделял нравственному воспитанию, обучения расширился (добавились немецкий и французский
считал, что «из привычки так или иначе сквернословить языки, медицина, физика, философия и др.); ведущее
развивается склонность к совершению дурных поступков». место занял латинский язык. С учреждением
воспитание как единство физического, нравственного и Академического университета в Петербурге (1725) и
умственного, причем, физическое воспитание должно Московского университета (1755) академия стала терять
предшествовать интеллектуальному. свое значение как общеобразовательное учебное заведение
30Представление об идеальном образце поведения0 и превратилась в высшую богословскую школу.
существовало уже в мифах и поэмах Гомера, из которых 61Образовательная реформа Петра Великого Благодаря0
было известно, что мальчиков обучали бегу, охоте, игре Петру в России возникла система профессионального
на лире и т.п., прививали понятия о геройстве и образования. В 1701 г. были созданы навигацкая,
достоинстве. Основным методом воспитания было пушкарская, госпитальная, приказная и 42 «цифирные
подражание образцам, в т.ч. мифологическим. школы», обеспечивавшие начальное обучение математике.
31Примерно в то же время (4-1 вв. д.н.э.) в Древней0 Гуманитарное образование обеспечивалось духовными
Спарте сформировалась другая воспитательная модель, где школами, преподавателей для которых готовила
культивировались выносливость, беспрекословное Славяно-греко-латинская академия. Всего в России к 1725
послушание и умение побеждать. Основные признаки этой году было около 50 епархиальных школ. Уже после смерти
воспитательной системы (жестокость и суровость Петра, в 1732 г., возникли гарнизонные школы, дававшие
воспитания, множественные лишения и наказания не только начальное военное, но и начальное
воспитанников, их ранее отлучение от семьи). В наше математическое и инженерное образование. Часть духовных
время существуют школы (особенно в Великобритании), где («архиерейских») школ расширили свой курс за счет
используются основные принципы спартанского воспитания: «средних» и «высших» классов и стали именоваться
умение, послушание и стремление побеждать. «семинариями». В них, кроме грамоты, изучались
32Семь свободных искусств (лат. Septem Artes0 грамматика, риторика, философия и богословие.
Liberales) — цикл дисциплин, которые составляли основу 62именно Петру мы обязаны введением гражданской0
античной (греко-римской) и средневековой систем азбуки, которой пользуемся и сейчас, и первыми
образования. Они включали в себя грамматику, диалектику переводами на русский язык западноевропейских
(логику) и риторику (представлявшие собой низшую учебников, прежде всего по предметам естественным,
ступень, «троепутье» познания — тривиум), а также математическим и техническим – астрономия, фортификация
арифметику, геометрию, музыку и астрономию (высшая и т.д. Любимым детищем Петра была Академия наук. При
ступень — «четверопутье» или квадривиум). В Древней ней был учрежден первый российский университет в
Греции целью образования было постижение учащимися Санкт-Петербурге, а при университете – гимназия.
всего круга знаний, то есть образование имело Профессуру приглашали в основном из Германии – среди
универсальный («энциклопедический») характер. В профессоров были знаменитости европейского уровня,
эллинистическую эпоху преподавание «свободных искусств» например, математики Бернулли и Эйлер. Студентов в
было дополнено практикой интерпретации текстов университете было сначала очень мало. В основном это
выдающихся поэтов, писателей и философов, а также были дети дворян или живших в России иностранцев;
сведениями математического и естественно-научного однако уже вскоре были введены стипендии и особые места
характера. Римляне расширили ее за счет введения новых для «казеннокоштных» студентов (учившихся за счет
дисциплин. В средневековой Западной Европе образованным государства). В 1755 году аналогичный университет с
человеком мог считаться только тот, кто изучил курс двумя гимназиями (для дворян и для разночинцев) был
семи свободных искусств. Они изучались в открыт в Москве. Курс дворянской гимназии включал
общеобразовательных школах; более глубоко — в русский язык, латынь, арифметику, геометрию, географию,
университетах на «факультетах искусств», которые краткую философию и иностранные языки; в гимназии для
составляли начальную ступень высшего образования. разночинцев учили главным образом искусствам, музыке,
33Античная школа (от греч. schole – досуг):0 пению, живописи, преподавали и технические науки. С
начальная(чтение, письмо, счет, спорт, музыка ) и 1747 года основным языком обучения стал русский,
средняя ( с 6 в. до н. э. сначала в Афинах). Возраст изменилась и структура предметов. В 1758—65 годах
учеников - от 13 до 18 лет. Учебная программа гимназию возглавлял М. В. Ломоносов: он составил
предусматривала всестороннее развитие. Ее целью «Регламент» ее учебно-воспитательной работы (1759 г.),
являлось общее среднее образование, называемое греками учредил ежегодные экзамены, обновил состав учебников
enkyklios paideia (обучение по всему кругу знаний) и (по грамматике, риторике, физике и истории России).
подразумевавшее изучение «artes liberales», т. е. семи 63Российское образование при Екатерине II Екатерина0
«свободных искусств» (грамматики, диалектики, риторики, изучала опыт организации образования в ведущих странах
арифметики, геометрии, астрономии, музыки). Плюс - Западной Европы и важнейшие педагогические идеи своего
занятия спортом. Центральное место занимали занятия по времени. в России XVIII века были хорошо известны труды
грамматике и риторике. Античная грамматика включала в Коменского, Фенелона, «Мысли о воспитании» Локка.
себя уроки литературы, ставившие гл. задачей изучение Отсюда, кстати, новая формулировка задач школы: не
крупнейших поэтов –Гомера, трагика Еврипида, автора только учить, но и воспитывать. С другой стороны,
комедий Менандра и оратора Демосфена. Риторика воспитательная концепция Екатерины требовала
считалась высшей ступенью среднего образования и максимальной изоляции детей от семьи и передачи их в
охватывала теорию красноречия, заучивание примеров и руки учителя. За основу были взяты прусская и
практич. упражнения (декламацию). Систематич. изучение австрийская системы образования. Предполагалось
риторики нередко становилось предметом последующего учредить три типа общеобразовательных школ – малые,
высшего образования. Воспитать мышление, способность средние и главные. В них преподавались
рассуждать, развить известную духовную культуру – общеобразовательные предметы: чтение, письмо, знание
такова была цель античного среднего образования. Все цифр, катехизис, священная история, начатки русской
три ступени античного учебного процесса (элементарная грамматики (малая школа). В средней добавлялись
школа, средняя школа, высшее образование) сохранились объяснение Евангелия, русская грамматика, всеобщая и
до наших дней. русская история и краткая география России, а в главной
34Многие аспекты античной школы дают о себе знать и в0 – подробный курс географии и истории, математическая
наше время. В частности, можно отметить следующие: - география, грамматика с упражнениями по деловому
способность к мышлению и получению новых знаний; - письму, основания геометрии, механики, физики,
рациональный характер; - систематичность; - синкретизм естественной истории и гражданской архитектуры. Была
и универсальность подготовки ( пайдейя - в соответствии внедрена классно-урочная система Коменского, делались
с пр. космоцентризма), -диалектический характер попытки использовать наглядность, в старших классах
восприятия знаний, калокагатичность образования. даже рекомендовалось вызывать у учащихся
35Образование в эпоху средневековья. Педагогика0 самостоятельную работу мысли. Но в основном дидактика
Средневековья (14-16 вв.) характеризуется двумя сводилась к заучиванию наизусть текстов из учебника.
основными признаками: 1 использованием антчных Екатерининская реформа не была доведена до конца, но
философских систем для построения реального тем не менее она сыграла значительную роль в развитии
образовательного процесса. 2 педагогические воззрения российского образования. За 1782–1800 гг. разные виды
находились под сильным влиянием религии. Схоластика, школ окончили около 180 тыс. детей (7% девочек). К
догматизм, механическое заучивание, обучение не на началу XIX в. в России было около 300 школ и пансионов
родном, а на латинском языке Университет и его с 20 тыс. учащихся и 720 учителями. Но среди них почти
становление Сам термин universitas первоначально совсем не было сельских школ.
означал «целостность», «совокупность».. Термин 64В начале царствования Александра I группа молодых0
universitas litterarum означал «все отрасли наук», реформаторов во главе с М.М. Сперанским осуществила
буквально, «совокупность всех книжных знаний», в реформу системы образования. Впервые была создана
отличие от практических знаний (ремесла, военное дело, школьная система, распределенная по учебным округам и
торговля). В то же время слово universitas означало замкнутая на университетах. Эта система была подчинена
также «товарищество», «купеческая гильдия», «цех», Министерству народного просвещения. Вводились три типа
«коммуна» . Поэтому союз, «цех» преподавателей и школ: приходские училища, уездные училища и гимназии
учеников представлял своего рода «научный цех», (губернские училища). Школы двух первых типов были
(«товарищество преподавателей и учащихся») или же одним бесплатными и бессословными. Кроме того, были духовные
словом studentes (учителя, учащиеся). В конце XII в. - училища и семинарии, подведомственные Священному
начале XIII в. товарищества, корпорации учителей и Синоду, училища, подчиненные ведомству учреждений
студентов стали именоваться просто universitas, т.е. императрицы Марии (благотворительные) и военному
«университетами». Первым в Западной Европе был основан министерству. Особую категорию составляли элитные
университет в г. Болонья. Возникшая еще в XI веке учебные заведения – Царскосельский и другие лицеи и
высшая правовая городская (т.е. отделенная от церкви) благородные пансионы. В губернских училищах изучался
школа в 1088г. получила статус университета. В нем предмет, который ныне называется граждановедением или
читались лекции по римскому праву. За ней следует обществоведением (по учебнику Янковича де Мириево «О
высшая медицинская школа в Салерно, Парижский должностях человека и гражданина», одобренному и
университет (1200), Кэмбриджский (1209), Пражский, отредактированному самой Екатериной), а также логика,
основаный Карлом IV в апреле 1348, Венский (1365), психология, этика, эстетика, естественное и народное
Гейдельбергский (1385) и многие другие. Итальянские и право, политическая экономия, физико-математические и
французские (особенно Парижский) университеты были естественно-научные предметы, коммерция и технология.
образцами для подражания и формирования университетов в Были открыты новые университеты – Казанский и
других странах. Отличие Парижского университета от Харьковский. Устав Московского университета, принятый в
прочих состояло в том, что объединяться здесь начали не 1804 г. и ставший образцом для других университетских
школяры, а преподаватели, которые сами были студентами уставов, предусматривал внутреннюю автономию,
старших курсов. выборность ректора, конкурсное избрание профессоров,
36В средние века термин "universitas"0 особые права советов факультетов (факультетских
означал не универсальность обучения, а любой собраний) в формировании учебных планов. Начиная с 1817
организованный союз, всякую корпорацию. К 14-му веку года - откат этой системы на консервативные позиции. В
утверждается общее название - universitas scolarium et гимназиях были введены Закон Божий и русский язык, а
magistrorum. также древние языки (греческий и латинский), исключены
37Образование в раннем Средневековье (5-11 вв.) В0 философские и общественные науки, всеобщая грамматика,
этот период практически все грамотные люди принадлежали экономика.
к духовенству. Их обучение проходило в школах: 65Российское образование при Николае I в мае 18260
монастырских, соборных и приходских. Приходские, года императорским рескриптом образован специальный
внешние монастырские и соборные школы посещали мальчики Комитет устройства учебных заведений, которому было
7 - 15 лет. Они изучали чтение на латыни, письмо, счет, поручено немедленно ввести единообразие в учебную
церковное пение. Педагогики как таковой еще не было, ее систему, «дабы уже, за совершением сего, воспретить
заменяли мысли о религиозно - нравственном воспитании всякие произвольные преподавания учений, по
детей, содержавшиеся в богословской литературе. Во произвольным книгам и тетрадям». все школы были
внутренних школах образование было более широкое. выведены из подчинения университетам и переведены в
Прежде всего, изучался латинский язык, сначала чтение, прямое подчинение администрации учебного округа (т.е.
счет и церковное пение, затем грамматика. Пользовались Министерству народного просвещения). изменено
учебниками Алкуина, Беды Достопочтенного, Исидора преподавание в гимназиях. Главными предметами стали
Севильского, Боэция, Читали Катона, Вергилия, потом греческий и латинский языки. Гимназии рассматривались
переходили к Плавту, Цицерону. Очень любили читать лишь как ступень к университету. Именно из уст министра
платоновский диалог "Тимей". К текстам народного просвещения С.С. Уварова (21 марта 1833 года)
третьей ступени трудности относились Вергилий, Гораций, прозвучала знаменитая формула «православие,
Овидий, Саллюстий. Писали сочинения в стихах и прозе на самодержавие, народность». «Русские профессора должны
латыни. Знатоков греческого языка было немного. были читать теперь русскую науку, основанную на русских
Риторические приемы не использовались, к Цицерону началах (П.Н. Милюков). В 1850 году новый министр,
обращались не часто. Ширинский-Шихматов, докладывал Николаю I, что «все
38Образование феодалов. направлено в первую очередь0 положения науки основаны не на умствованиях, а на
на воспитание рыцарей. Упор делался на развитие религиозных истинах и связи с богословием». В
качеств, необходимых воину, и в меньшей степени, - университетах и других высших учебных заведениях была
светскому человеку. При этом даже элементарная отменена выборность ректоров, проректоров и профессоров
грамотность долгое время не считалась обязательной. Так – они теперь прямо назначались Министерством народного
крупный английский военачальник 15 века Джон Талбот, просвещения. Поездки профессоров за границу были резко
граф Шусберри был неграмотен. В соответствии с семью сокращены, прием студентов ограничен, была введена
свободными искусствами существовали и семь рыцарских плата за обучение. Для всех факультетов стали
добродетелей, составлявшие содержание воспитания обязательными богословие, церковная история и церковное
мальчиков: умение ездить верхом; умение плавать; умение право. Из учебных планов была исключена философия,
владеть копьем; умение фехтовать; умение охотиться; признанная – «при современном предосудительном развитии
умение играть в шахматы; умение слагать стихи и играть этой науки германскими учеными» – ненужной. Чтение
на музыкальных инструментах. Все эти навыки курсов логики и психологии было возложено на
приобретались при дворе сюзерена. С 7 до 14 лет служили профессоров богословия.
пажом, потом - оруженосцем. В 21 год происходило 66Образовательная реформа Александра II В 1864 году0
посвящение в рыцари. К концу средневековья для знатных было принято «Положение о начальных училищах»,
рыцарей считалось необходимым знать французский язык, утвердившее общедоступность и внесословность начального
ставший к тому времени языком придворных кругов. образования. Наряду с государственными школами
39Отдельные руководства по воспитанию детей высшей0 поощрялось открытие земских и частных школ. В
феодальной знати начали появляться в XII - XIII вв. качестве основной школы вводились гимназии и
Одно из наиболее известных - сочинение Винцента из прогимназии. Гимназии делились на классические и
Бовэ(XIII в.) "О наставлении сыновей правителей и реальные (преобразованные в 1872 году в реальные
благородных людей", которое составлено в основном училища). Формально гимназии были общедоступными для
из выдержек из различных источников. Воспитание женщин всех, кто выдержал приемные испытания. Доступ в
оставалось сугубо домашним. Дочери феодалов университеты открывался только для выпускников
воспитывались в семье под надзором матерей и классических гимназий или для тех, кто сдавал экзамены
специальных воспитательниц. Эта традиция сложилась еще за курс такой гимназии. Выпускники реальных училищ
на заре средневековья. Впоследствии женщин нередко могли поступать в неуниверситетские высшие учебные
обучали чтению и письму капелланы и монахи. Широко заведения (именно в это время были основаны
стала применяться практика отдавать девочек из знатных Петербургский технологический институт, Московское
семей на воспитание в женские монастыри. Здесь высшее техническое училище, Петровская
воспитывали и обучали латыни, знакомили с Библией, сельскохозяйственная академия в Москве). В 1863 году
приучали к благородным манерам. Вероятно, грамотность был принят новый университетский устав, возвращавший
женщин была шире, чем среди рыцарей. В известной мере университетам автономию, дававший большие права
это было связано с тем, что католическое духовенство университетским советам, и даже позволявший
стремилось оказать влияние на светских феодалов через университетам выпускать бесцензурно (точнее, с
их жен, воспитывавшихся в монастырях в духе собственной цензурой) научные и учебные издания.
религиозности. Не случайно в числе приданого были книги Ректоры и деканы вновь стали выборными, опять стали
религиозного содержания. Воспитание девочек, посылать профессоров за границу, были восстановлены
принадлежавших к непривилегированным сословиям, кафедры философии и государственного права, было
ограничивалось приучением вести хозяйство, обучением облегчено и резко расширилось чтение публичных лекций,
рукоделию и религиозным наставлениям. отменены ограничения на прием студентов.
40Образование в период развитого Средневековья (11-150 67Российское образование в конце XIX – начале XX века0
вв.) Начали расширяться знания европейцев в области С начала 70-х гг., в особенности при Александре III,
математики, астрономии, географии, медицины и других школа опять стала сословной. Новый министр, И.Д.
наук. в городах появляются городские школы Делянов, в 1887 году издал циркуляр, где говорилось,
(магистратские, цеховые, гильдейские). Здесь впервые что гимназии следует освободить «от поступления в них
начали обучать детей на родном языке, обращать внимание детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких
на сообщение полезных знаний. Но были необходимы и лавочников и тому подобных людей, детей коих, за
институты, дающие высшее образование. Поэтому начинают исключением разве одаренных необыкновенными
складываться внецерковные союзы ученых. Именно так способностями». Основное образование приобретало все
возникли медицинская школа в Салерно, юридические школы более формальный характер, преподавание древних языков
в Болонье и Падуе. Резко растет необходимость в свелось к зазубриванию грамматики. Земские школы были
грамотных людях и специалистах, что привело к повсеместно заменены церковно-приходскими. Однако к
возникновению новой системы высшего образования, т.е. к концу века - приближены учебные планы гимназий и
созданию университетов. Своей буллой папа римский реальных училищ, отменены уроки латыни и греческого в
выводит университет из-под контроля светской и, младших классах гимназий и заменены уроками русского
частично, местной церковной власти. Папы узаконивали языка, географии, русской истории. Выросло число
существование университета. Важнейшей привилегией учащихся в гимназиях, причем процент детей дворян и
университета было право на присвоение ученых степеней чиновников в них упал до 35%. Университеты вновь
(линциаты, доктора и т.д.). Другие дипломы признавались получили автономию (официально это произошло в 1905
только там, где существовала власть, узаконившая эти г.), женщины были допущены на некоторые факультеты.
учреждения, например в родном городе. А дипломы Перед самой революцией 1917 года под руководством П.Н.
университетов признавались всем католическим миром. Игнатьева были разработаны основы новой реформы, так и
Получивший диплом человек мог преподавать и работать в не состоявшейся. Ее основными идеями были: привлечение
любой католической стране. общественности к управлению образованием; автономия
41Именно в Западной Европе возник университет как0 школ и большие права органов местного самоуправления в
специальная организация для образования. Его специфику сфере образования; поощрение частной инициативы;
определяли три важнейших момента - автономия, создание единой школы с преемственностью всех ее
выборность властей и дискуссия как основа обучения и ступеней; отделение школы от церкви; содействие
науки. Важнейшим отличием университета была его развитию национального образования; отмена всех
значительная независимость от властей. Власть в сословных, национальных и других ограничений; всеобщее
университете выбиралась, и здесь большую роль играл обязательное начальное образование; совместное обучение
авторитет, завоеванный в дискуссиях. Университет мальчиков и девочек; свобода преподавания и отмена
обладал целым рядом прав и привилегий: - право изучать цензуры учебников; обновление содержания образования.
не только семь свободных искусств, но и право 68Красноречиво свидетельствуют о становлении0
(гражданское и каноническое), теологию, медицину. - образования в Москве некоторые даты, факты, цифры: •
право получать часть церковных доходов на обучение. - 1551 г. — Стоглавый собор постановил увеличить число
право обладателя степени из одной школы преподавать в начальных школ и училищ для подготовки служителей
любом другом университете без дополнительных экзаменов культа; • 1687 г. — основана первая в Москве высшая
(ius ubique docendi). - особая подсудность для школяров школа — Эллина-греческая академия с преимущественно
- по своему выбору или перед учителями или перед гуманитарным направлением образования (1701 г. —
местным епископом. Так в Париже они подлежали суду Славяно-латинская академия, 1775 г. —
ректора или парижского прево (королевский наместник Славяно-греко-латинская академия, 1814 г. — Московская
Парижа), но не местному суду горожан. - право издавать духовная академия); • 1701 — 1715 гг. — в помещениях
свои законы, статуты и распоряжения, регламентирующие Сухаревой башни открылось новое специальное учебное
оплату труда преподавателям, приемы и методы обучения, заведение — Школа математических и навигацких наук (538
дисциплинарные нормы, порядок проведения экзаменов и т. учащихся в 1712 г.). Ведущую роль в ней играл Леонтий
д. Были и другие привилегии, носившие в основном Магницкий, автор знаменитого учебника «Арифметика
местный характер. Везде стало складываться общее сиречь наука числительная...»; • 1703 г. — учреждены
обозначение "studentes": так именовались не Пушкарская (артиллерийская), Инженерная, Госпитальная
только учащиеся, но все, кто "штудирует", т. (при военном госпитале) школы, работала Разноязычная
е. посвящает себя научным занятиям, учителя и ученики. школа, в которой изучались кроме латыни новые
К 1500 году в Европе существовало уже 80 университетов, западно-европейские языки; • 1755 г. — по инициативе М.
численность которых была самая разная. В парижском В. Ломоносова был открыт университет, в который кроме
университете в середине 14 века обучалось около трех дворян принимались дети разночинцев. При университете
тысяч человек, в пражском к концу 14 века - 4 тысячи, в учреждались и другие учебные заведения: гимназия,
краковском - 904 человека. Благородный пансион, Трехгодичная Учительская
42Учебный процесс Обучение в университетах0 семинария; • 1866 г. — по инициативе Н. Г. Рубинштейна
происходило в несколько циклов. Первым (по возрастающей на базе Московского отделения Русского музыкального
сложности предметов и социальной значимости) был общества открыта Московская консерватория; • для
общеобразовательный факультет (facultas artium) подготовки педагогических кадров организованы Высшие
(«факультет свободных искусств»), в дальнейшем - это женские курсы; • 25 мужских и 49 женских (больше
философский факультет, где проходило углубленное частных) гимназий; • 14 реальных училищ; • 3 кадетских
изучение «семи свободных искусств». Следующим был корпуса; • 6 частных коммерческих училищ; • 2 частных
медицинский, затем юридический и, наконец, самый женских коммерческих училища. В 1914/15 уч. году
престижный - теологический. Методика преподавания на в Москве работали: 752 общеобразовательные школы
всех факультетах была строго канонизирована. различных видов (140,2 тыс. уч.); 22 средних
Аксиоматический уровень образования на любом факультете специальных учебных заведения (6 тыс. уч.); 20 высших
представлял собой строго определенный набор текстов. учебных заведений (33,9 тыс. уч.). После
Текстуальным каноном на низшем факультете были Октябрьской революции упраздняются духовные и частные
логические сочинения Аристотеля, так называемый учебные заведения, школа отделяется от церкви,
«Органон», на медицинском факультете базисными текстами преобразуются в единую трудовую школу. • 1918 г. —
были работы Гиппократа и Галена, на юридическом – открыт первый советский детский сад (до революции в
церковное право (canones et decreta) и римское право Москве было 12 частных детских садов, из них 2
(Кодекс Юстиниана), на теологическом - Священное бесплатных для рабочих); • 1919 г. — при Институте
писание и прочие догматические тексты. Факультет 7 народного хозяйства и Московском университете
свободных искусств После изучения латыни в начальной организованы первые рабфаки;
школе школяр (scolarius) в 15-16, а иногда даже в 12-13 69синергетика - (греч. sinergeia - совместное0
лет поступал в университет на подготовительный действие) - новая методология научного познания,
факультет. Здесь он изучал "семь свободных ориентированная на постижение целостной картины мира,
искусств" (septem artes liberales), состоявшие из на поиск универсальных законов эволюции и
двух циклов- "тривиум" (trivium - самоорганизации открытых, неравновесных и нелинейных
"перекресток трех путей знаний": грамматика, систем. 90-е гг. применение категориального аппарата
риторика, диалектика) и "квадривиум" синергетики в исследовании педагогических явлений
(quadrivium - "перекресток четырех путей педагогическая синергетика, или самоорганизация в
знания": музыка, арифметика, геометрия, образовании и воспитании (Г. Шефер, Е.Н. Князева, С.С.
астрономия). На обучение на факультете свободных Шевелева, М.В. Богуславский, Л.Г. Вяткин, В.И. Андреев,
искусств уходило в среднем примерно пять-семь лет. СВ. Кульневич, В.Г. Виненко, Л.Я. Зорина, С.С. Амирова,
Проучившийся первые 2 года получал степень бакалавра, М.Ю. Опенков, Ю.В. Талагаев, А.Ю. Ефремов и др.).
прослушавший полный курс - магистра свободных искусств. 70системно-синергетическая педагогическая теория0
Факультет Свободных искусств заканчивали примерно треть базируется на синергетической философии, выдвигающей
студентов. Обучение медицине и праву занимало еще задачу - обеспечить смену философии образования.
примерно шесть лет. Богословию учились минимум 8 лет. А Синергетика как общая основа построения научного
чаще обучение затягивалось на 15-16 лет. Только после (учебного) знания. Построенная по-новому
изучения "философии" предоставлялось право (синергетически) информация. Новый способ мышления,
поступать на старшие факультеты: юридический, понимания мира: мир как процесс эволюции к сложному -
медицинский, богословский. незакономерная последовательность упорядоченных и
43Учебные занятия в университете были рассчитаны на0 хаотических состояний, где в диалектическом
весь учебный год. Разделение на полугодия или семестры взаимодействии конкурирующих порядка и хаоса рождается
появляется лишь к концу средневековья в германских все разнообразие относительно устойчивых и неустойчивых
университетах. Правда, учебный год делился на две состояний сложной системы. При этом на некоторых
неравных части: большой ординарный учебный период участках эволюционного пути проявляется автономность
(magnus ordinarius) с октября, а иногда с середины системы и ее способность к самоорганизации. В такой
сентября и до Пасхи, а также "малый ординарный ситуации и избыточный порядок, и чистый случай следует
учебный период (ordinarius parvus) с Пасхи и до конца рассматривать всего лишь как предельные состояния.
июня. Три основные формы преподавания: Лекции. Полное, Процесс качественных изменений происходит в зоне
систематическое изложение учебного предмета, в бифуркации (ветвления), где в точке бифуркации система
определенные часы называлось lectio. Эти лекции из множества альтернатив производит выбор своей новой
делились на ординарные (обязательные) и структуры, способной к диссипации, производству
экстраординарные (дополнительные). Говорилось, что энтропии и дальнейшей эволюции. В целом процесс
преподаватель читает или студент слушает книгу. Для бифуркации и обретения системой новой структуры
ординарных лекций, как правило, назначались утренние называют "выпадением или выходом" на
часы (с рассвета и до 9 часов утра), как более удобные аттрактор. В равновесных и слабо неравновесных
и рассчитанные на более свежие силы слушателей, а состояниях поведение систем подчиняется
экстраординарные читались в послеобеденные часы (с 6 до детерминистическим законам. Такие системы могут
10 часов вечера). Лекция продолжалась 1-2 часа. Перед описываться линейными уравнениями и считаются
началом лекции преподаватель делал краткое вступление, управляемыми.
в котором определял характер работы над книгой и не 71Т.е. Синергетика теоретически восстановила,0
гнушался саморекламой. Главная задача преподавателя дописала не вполне законченную картину эволюции.
заключалась в том, чтобы сличить различные варианты Воспроизведя последовательность природных
текстов и дать необходимые разъяснения. Статуты эволюционно-адаптационных механизмов к которым, кстати,
запрещали студентам требовать повторения или медленного относятся и процессы обучения, она соединила ранее
чтения. Школяры должны были являться на лекции с разорванные участки эволюционной цепи недостающими
книгами. Болонские профессора одни из первых стали звеньями. К числу таких неизвестных до этого звеньев -
устраивать школьные помещения, а с XIV века города открытие конструктивной роли хаоса, который, как
стали создавать общественные здания для аудиторий. Так оказалось, вопреки существовавшим ранее взглядам
или иначе, школяры, как правило, группировались в одном способен рождать порядок - так называемые диссипативные
месте. В Париже это была улица Соломы (Фуар), названная структуры. она сосредоточила свое внимание
так потому, что студенты сидели на полу, на соломе, у преимущественно на изучении сложных, открытых систем,
ног учителя. Позднее появилось подобие парт - длинные механизмов их образования (усложнения), развития и
столы, за которыми умещалось до 20 человек. Кафедра распада, не отбрасывает неудобные для классической
стала устраиваться на возвышении, под балдахином. динамики, сильно неравновесные и хаотические системы
44Repetitio. Это подробное объяснение отдельного0 (или их состояния), которые не встраивались в
текста с разных сторон, с учетом всех возможных классическое здание ньютоновской парадигмы. смысл
сомнений и возражений. В Парижском университете чаще синергетического подхода к управлению образовательными
это была проверка всех относящихся к проблеме системами: нужно сместить акцент с традиционного
источников. В германских университетах они проходили в вопроса "что делать?" (нужно дать возможность
форме диалога между учителем и учеником. Учитель системе самоопределиться и по возможности помочь ей в
задавал вопросы и по ответам судил об успехах ученика. этом), на вопрос: "каким образом это делать?« Не в
Была и еще одна форма - повторение прочитанного. Диспут духе детерминистской однозначности, а в принципе
(disputatio). Именно диспуты должны были научить дополнительности: никакое знание не может быть
школяров искусству спора, защите приобретенных знаний. самодостаточным, и требует дополнения. Или по-другому:
В них на первое место выдвигалась диалектика. Темы противоположное высказывание может быть правомерным.
диспутов были самые разнообразные. Университетские Нелинейность предполагает возможность на определенных
власти стремились на диспутах к академизму. Запрещались стадиях сверхбыстрого развития процессов. Изменения
резкие выражения, крики и оскорбления. Но тем не менее происходят не по экспоненциальному закону, а именно в
диспуты действительно часто переходили в сражения режиме обострения, характерной особенностью которого
магистров и школяров. По окончании обучения студент является локализация (ограничение) времени обострения.
выдерживал экзамен. Его принимала группа магистров от В результате изменения (в частности, рост, возрастание
каждой нации во главе с деканом. Студент должен величин) не происходят бесконечно, а ограничиваются
доказать, что читал рекомендованные книги и участвовал внутренней необходимостью системы. Механизмы режимов с
в положенном количестве диспутов (6 у своего магистра и обострением, объясненные синергетикой, значительно
3 общеуниверситетских). облегчают нам понимание многочисленных напряженных
45Развитие школьного образования в Западной Европе в0 ситуаций, характерных для учебно-воспитательного
XVII в. требовало создания новых типов школ, поиска процесса. Они раскрывают секреты радикальных механизмов
новых подходов к образованию. К началу XVII в. в Европе адаптации, играющих определенную роль и в напряженной
выделяются три типа школ: начальные (элементарные), творческой деятельности, и в процессах обретения
средние школы повышенного типа и высшие школы. В нового, в интенсификации познавательного труда. Они же
начальных школах изучалось письмо, чтение Катехизиса, служат причиной перегрузки учащихся и случаев
церковное пение. С середины XVII в. в начальной школе стрессовой патологии.
место учителя-священника занимает светский учитель, 72Синергетика - это очередной шаг к пониманию0
труд которого оплачивает община. Профессиональный феномена человека во всех его разнообразных
уровень учителей, работающих в начальной школе, был проявлениях, к раскрытию тайн всего многообразия
крайне низок. Средняя школа повышенного типа была человеческого творчества, познания, здоровья,
представлена гимназиями, дворцовыми, грамматическими и образования, коммуникации, встраивания человека в
латинскими школами. - изучали древние языки, сочинения природную, социальную и культурную среду.
классических и национальных авторов, математику, Синергетическая проблема влечет за собой новый диалог
церковное пение, диалектику, риторику. Классы человека с природой (И.Р. Пригожин). Она приводит также
формировались по уровню подготовки. Занятия для к новому диалогу человека с другими людьми, в основе
старшеклассников проводились в виде лекций, диспутов на которого такие качества личности, как склонность к
латыни. Особую активность в создании школ проявляли компромиссам (толерантность), ответственность перед
протестанты. Мартин Лютер (1483—1546) сформулировал будущим. Через синергетику достигается более глубокое
новую концепцию школы - демократизация школы; всеобщее понимание самых разных явлений природы и мира человека.
начальное обучение; обучение на родном языке; Возможно приложение синергетики и к пониманию сложных
совместное обучение мальчиков и девочек; религиозное феноменов психики и креативности человека. Нелинейная
воспитание. В XV—XVI вв. в Западной Европе расширяется ситуация, или состояние неустойчивости среды,
сеть латинских школ, готовивших к поступлению в чувствительности ее к малым воздействиям, связана с
университет. Эти учебные заведения, помимо неопределенностью и необходимостью выбора, способность
элементарного образования и религиозного воспитания, к которому следует считать жизненно важным качеством
обучали свободному владению латыни. человека, находящегося в критических ситуациях,
46с XVI в. в Германии на базе латинских школ0 аномальных условиях существования и выживания.
открываются гимназии — средние школы с 8—10-летним Синергетика позволяет снять некие психологические
курсом обучения (на основе классно-урочной системы). - барьеры, страх перед сложными системами. Она помогает
древние языки и античная литература - главные предметы. разрушить уходящий в глубокую древность стереотип
теоретиком гимназического образования был И. Штурм страха перед хаосом, увидеть красоту и двойственность
(1507—1589), осуществивший первый опыт массового природы, конструктивность и деструктивность хаоса.
обучения в средней школе. Основанная им школа в 73необходимость мыслить категориями теории0
Страсбурге стала первой классической гимназией, имевшей вероятностей, где событие не может быть выведено из
детально составленный учебный план и работавшей на детерминистического закона. К заслугам основоположников
основе классно-урочной системы. Он описал учебный синергетики справедливо относят открытие мира
процесс в гимназии, разработал методику преподавания процессов, диалектически противоположного ранее
древних языков, составил учебники и хрестоматии. известному миру траекторий, мира, о котором необходимо
47представления о происхождении сознания: теория0 мыслить категориями теории вероятности, где
«tabula rasa» (чистая доска сознания) Джона Локка и "событие", по самому своему определению, не
теория «естественного состояния» Жан-Жака Руссо может быть выведено из детерминистического закона.
–позволяли надеяться на возможность переустройства мира Событие означает, что происходящее не обязательно
благодаря образованию людей. «мы рождаемся невеждами во должно происходить, оно может быть представлено только
всем», а ум наш от рождения – незаполненный чистый лист в терминах вероятностей. Некоторые события должны
(Локк), «пока ребенок еще ничего не знает, есть время обладать способностью изменять ход эволюции, т.е.
подготовить все, что к нему приближается, показывая ему становиться исходным пунктом нового развития.
только такие предметы, которые следует видеть» (Руссо). Синергетика подняла значимость второго начала
48В Англии философская программа Просвещения была0 термодинамики (закона возрастания энтропии) как
сформулирована философом Джоном Локком (1632—1704), фундаментального закона природы, где оно
провозгласившим свод неотчуждаемых прав человека: права рассматривается как новый принцип отбора, приводящий к
на жизнь, свободу и собственность. все человеческое нарушению симметрии, к необратимости, который через
знание проистекает из опыта, а в воспитании решающим объединение динамики и термодинамики придает второму
фактором выступает среда. Другой английский началу фундаментальное значение эволюционной парадигмы
просветитель XVII века Томас Гоббс (1588—1679) увидел в естественных наук. Цель синергетического подхода в
геометрии и механике идеальные образцы научного области образования состоит - в осмыслении
мышления, природа - совокупность протяженных тел, педагогического наследия как творческого
различающихся величиной, фигурой, положением. Дэвид Юм синергетического процесса, что исключает
(1711 — 1776) - о нравственности. этика занимается механистическое его толкование. Самоорганизация в
мотивами поступков, которые в конечном итоге области творческого мышления есть восполнение
обусловливаются психологическими особенностями людей. недостающих звеньев, "перебрасывание мостов",
Адам Смит (1723 — 1790) - основы классической самодостраивание целостного образа. Главным объектом
политэкономии. Просвещение во Франции связано с именами для приложения синергетических знаний мыслится учащийся
Вольтера, Жан-Жака Руссо, Дени Дидро, Шарля Луи как система обучаемая и самообучающаяся, воспитываемая
Монтескье, Поля Анри Гольбаха и др. Монтескье (1689 — и самовоспитывающаяся.
73 «Философия образования» | Философия образования 0
http://900igr.net/fotografii/filosofija/Filosofija-obrazovanija/Filosofija-obrazovanija.html
cсылка на страницу
Урок

Философия

19 тем
Фото
Презентация: Философия образования | Тема: Философия | Урок: Философия | Вид: Фото
900igr.net > Презентации по философии > Философия > Философия образования