История философии Скачать
презентацию
<<  Немецкая классическая философия Неокантианство  >>
Фейербах и Маркс
Фейербах и Маркс
Фейербах и Маркс
Фейербах и Маркс
Конец классической немецкой философии
Конец классической немецкой философии
Давид Штраус и Бруно Бауэр
Давид Штраус и Бруно Бауэр
Давид Штраус и Бруно Бауэр
Давид Штраус и Бруно Бауэр
Противоречие между системой и методом Гегеля
Противоречие между системой и методом Гегеля
Людвиг Фейербах
Людвиг Фейербах
Философия религии
Философия религии
Карл Маркс
Карл Маркс
Отчуждение труда
Отчуждение труда
Материалистическое понимание истории
Материалистическое понимание истории
Производственные отношения
Производственные отношения
Вопросы
Вопросы
Фото из презентации «Конец классической немецкой философии» к уроку философии на тему «История философии»

Автор: Николай Бирюков / Nikolai Biryukov. Чтобы познакомиться с фотографией в полном размере, нажмите на её эскиз. Чтобы можно было использовать все фотографии на уроке философии, скачайте бесплатно презентацию «Конец классической немецкой философии» со всеми фотографиями в zip-архиве размером 388 КБ.

Скачать презентацию

Конец классической немецкой философии

содержание презентации «Конец классической немецкой философии»
Сл Текст Эф Сл Текст Эф
1Основы философии. Тема 16 Фейербах и Маркс Конец0 11реальному, живому «ты» его законное место в мыслях,5
классической немецкой философии. МОСКОВСКИЙ чувствах и сердце «Я», не по праву занятое Богом – этой
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ проекцией вовне человеческих желаний.
Кафедра философии. 12Карл Маркс Исторический материализм. Основные11
2Фейербах и Маркс Конец классической немецкой21 сочинения. Экономическо-философские рукописи 1844 года
философии. Давид Штраус (1808-1874) Бруно Бауэр (1844) Святое семейство (1845) Немецкая идеология
(1809-1882) Людвиг Фейербах Род. 28 июля 1804 г. в (1845-1846) Нищета философии (1847) Манифест
Ландсхуте Ум. 13 сентября 1872 г. в Рехенберге Карл Коммунистической партии (1848) К критике политической
Маркс Род. 5 мая 1818 г. в Трире Ум. 14 марта 1883 г. в экономии (1859) Капитал (1867 и сл.).
Лондоне. Лондон. Эйзенберг. Трир. Рехенберг. 13Антропология Маркса Понятие отчуждения. Отчуждение1
Людвигсбург. Ландсхут. (нем. Entfremdung, англ. и франц. alienation) –
3Фейербах и Маркс Конец классической немецкой18 философско-социологическая категория, выражающая
философии. Младогегельянцы Противоречие между системой объективное превращение деятельности человека и её
и методом Гегеля Действующая сила истории: «субстанция» результатов в самостоятельную силу, господствующую над
или «самосознание»? Людвиг Фейербах: антропологический ним самим и враждебную ему, и связанное с этим
материализм Антропологический принцип в философии превращение человека из активного субъекта в объект
Философия религии Карл Маркс: исторический материализм общественного процесса.
Антропология Маркса Понятие отчуждения Отчуждение труда 14Антропология Маркса Отчуждение труда и его9
и его социальные и экзистенциальные последствия социальные и экзистенциальные последствия. Четыре
Буржуазное общество как общество тотального отчуждения уровня отчуждения. Отчуждение в опредмечивании труда –
Материалистическое понимание истории История как не просто обретение трудом предметного, внешнего
объективно детерминированный процесс Проблема существования, а превращение опредмеченного труда в
социальной (исторической) закономерности Общественные противостоящую, враждебную рабочему силу.
классы как субъекты закономерной деятельности Понятие Самоотчуждение в процессе труда – превращение труда из
материального производства Структура социальной специфически человеческой (сущностной) деятельности в
реальности: материальный базис общества и его нечто навязанное извне, средство удовлетворения
политико-идеологическая надстройка Историческое животных потребностей. Отчуждение родовой жизни
развитие как смена общественно-экономических формаций. человека – превращение социального (в том числе
4Младогегельянцы Давид Штраус и Бруно Бауэр.9 преобразованной трудом природы) в чуждую силу, служащую
Основные сочинения. Д. Штраус Жизнь Иисуса, критически лишь средством индивидуального выживания. Отчуждение
переработанная (1835-1836) Старая и новая вера (1872) человека от человека – антагонизация человеческих
Б. Бауэр Критика истории Откровения (1838) Критика отношений, вызванная присвоением продукта труда другим
евангельской истории синоптиков (1841-1842). человеком (не рабочим) и подчинением ему самого
5Младогегельянцы Противоречие между системой и3 процесса труда.
методом Гегеля. … Гегель вынужден был строить систему, 15Антропология К. Маркса Буржуазное общество как10
а философская система, по установившемуся порядку, общество тотального отчуждения. Этапы развития
должна была завершиться абсолютной истиной того или отчуждённого труда. Труд непосредственно ради
иного рода. И тот же Гегель, который <…> потребностей (капитал и труд ещё объединены). Меновая
подчёркивает, что эта вечная истина есть не что иное, торговля (труд отчасти становится источником дохода).
как сам логический (resp.: исторический) процесс, Разделение труда и деньги (труд целиком превращается в
<...> видит себя вынужденным положить конец этому труд ради заработка). Аграрный труд и рента (капитал и
процессу, так как надо же было ему на чём-то закончить труд выступают ещё в специфических формах). Свободный
свою систему. <…> А именно, нужно было так капитал стирает всякую природную и общественную
представить себе конец истории: человечество приходит к определённость.
познанию <…> абсолютной идеи и объявляет, что это 16Материалистическое понимание истории История как3
познание абсолютной идеи достигнуто в гегелевской объективно детерминированный процесс. … Маркс положил
философии. Ф. Энгельс. «Людвиг Фейербах и конец конец воззрению на общество, как на механический
классической немецкой философии». агрегат индивидов, допускающий всякие изменения по воле
6Младогегельянцы Противоречие между системой и1 начальства (или, всё равно, по воле общества и
методом Гегеля. Взятое в целом, учение Гегеля оставляло правительства), возникающий и изменяющийся случайно, и
<…> широкий простор для самых различных впервые поставил социологию на научную почву, установив
практических партийных воззрений. <…> Человек, понятие общественно-экономической формации, как
придававший главное значение системе Гегеля, мог быть совокупности данных производственных отношений,
довольно консервативным в каждой из этих областей установив, что развитие таких формаций есть
[религии и политике]. Тот же, кто главным считал естественно-исторический процесс. В. И. Ленин. «Что
диалектический метод, мог и в религии и в политике такое “друзья народа” и как они воюют против
принадлежать к самой крайней оппозиции. Сам Гегель, социал-демократов».
несмотря на довольно частые в его сочинениях взрывы 17Материалистическое понимание истории Проблема10
революционного гнева, в общем, по-видимому, склонялся исторической закономерности. Признание закономерности в
больше к консервативной стороне… К концу тридцатых природе не создаёт затруднений: объекты, не обладающие
годов раскол в его школе становился всё более и более волей и сознанием, легко мыслить подчинёнными законам.
заметным. <…> Борьба велась ещё философским Закон – 1) объективная, существенная, необходимая,
оружием, но уже не ради абстрактно-философских целей. устойчивая связь между явлениями; 2) научное положение,
Ф. Энгельс. «Людвиг Фейербах и конец классической отображающее такую связь. Но идея исторической
немецкой философии». закономерности кажется внутренне противоречивой,
7Младогегельянцы «Субстанция» или «самосознание»?1 поскольку история имеет своим предметом человеческую
Первый толчок дала книга Штрауса «Жизнь Иисуса», деятельность. Каким образом деятельность, направ-
вышедшая в 1835 году. Против изложенной в этой книге ляемая волей и сознанием, может регу- лироваться
теории возникновения евангельских мифов выступил законами, по определению не зависящими от воли и
позднее Бруно Бауэр, доказывавший, что целый ряд сознания? Но если человеческая деятельность не
евангельских рассказов сфабрикован самими авторами подчиняется законам, историческое знание не может
евангелий. Спор между Штраусом и Бауэром вёлся под принять форму науки, оставаясь просто набором сведений.
видом философской борьбы между «самосознанием» и Отрицание свободы воли (фатализм) научность истории не
«субстанцией». Вопрос о том, возникли ли евангельские спасает, так как с устранением человеческой специфики
рассказы о чудесах путём бессознательного, основанного устраняется и самый предмет истории.
на традиции, создания мифов в недрах общины или же они 18Материалистическое понимание истории Классы как10
были сфабрикованы самими евангелистами, – разросся до субъекты закономерной деятельности. И всё же
вопроса о том, что является главной действующей силой историческая закономерность мыслима, поскольку
во всемирной истории: «субстанция» или «самосознание». субъектами закономерной деятельности не обяза- тельно
Ф. Энгельс. «Людвиг Фейербах и конец классической должны выступать индивиды. Общественные классы –
немецкой философии». большие группы людей, различающиеся по их месту в
8Людвиг Фейербах Антропологический материализм.9 системе общественного производства. Поведение
Основные сочинения. К критике философии Гегеля» (1839) коллективных общностей можно рассматривать как
Сущность христианства (1841) Основные положения объективно обусловленное без того, чтобы отрицать при
философии будущего (1843) Вопрос о бессмертии с точки этом свободу индивидуальной воли. В закономерности
зрения антропологии (1846) О спиритуализме и поведения социальных общностей проявляется единство
материализме, в особенности в их отношении к свободе значимых характеристик их индивидуальных членов.
воли (1866) Эвдемонизм (1866-1869). Примерами таких общностей являются общественные классы,
9Людвиг Фейербах Антропологический принцип в9 т.е. группы людей, занимающих одинаковое место в
философии. Единство мышления и бытия, о котором системе общественного производства. Существование и
трактовала философия тождества Шеллинга и Гегеля, характеристики классов не зависят от воли и сознания
реально лишь в человеке – единственном субъекте членов общества, а обусловлены структурой и характером
мышления. Но человека отличает от животных не только производства.
способность мышления: если бы он не отличался от 19Материалистическое понимание истории История как3
животных в своих ощущениях, то не отличался бы от них и объективно детерминированный процесс. В общественном
в мышлении. Сущность человека – это прежде всего производстве своей жизни люди вступают в определённые,
чувственность, проявляющаяся в многообразии необходимые, от их воли не зависящие отношения –
переживаний, стремлении к счастью, любви, т.е. жизни не производственные отношения, которые соответствуют
только ума, но и сердца. Человек осознаёт себя определённой ступени развития их материальных
человеком лишь в общении, в основе своей – чувственном, производительных сил. Совокупность этих
с другим человеком: самосознание «Я» опосредовано производственных отношений составляет экономическую
сознанием «Ты». Самосознание, следовательно, структуру общества, реальный базис, на котором
сопровождается осознанием человеческой сущности как возвышается юридическая и политическая надстройка и
родовой: стремление к единению с другим («Я» с «Ты») которому соответствуют определённые формы общественного
пробуждает осознание принадлежности к роду, каковое и сознания. К. Маркс. «К критике политической экономии».
есть разум (= любовь); причём эта родовая сущность 20Материалистическое понимание истории История как2
осознаётся как тождественная во всех индивидах и объективно детерминированный процесс. Люди сами делают
образующая их родовое единство. Но между родовой свою историю, но они её делают не так, как им
сущностью человека и его индивидуальным существованием вздумается, при обстоятельствах, которые не сами они
имеется противоречие: разум, например (вопреки Канту) выбрали, а которые непосредственно имеются налицо, даны
ограничен лишь в индивиде, но не в роде. Попыткой им и перешли от прошлого. К. Маркс. «Восемнадцатое
преодоления этого противоречия является религия. брюмера Луи Бонапарта».
10Людвиг Фейербах Философия религии. … понятие3 21Материалистическое понимание истории Понятие2
божества совпадает с понятием человечества. Все материального производства. Людей можно отличать от
божественные определения, все определения делающие Бога животных по сознанию, по религии – вообще по чему
богом, суть определения рода – определения, угодно. Сами они начинают отличать себя от животных,
ограниченные отдельным существом, индивидом и не как только начинают производить необходимые им средства
ограниченные в сущности рода и даже в его к жизни, – шаг, который обусловлен их телесной
существовании, поскольку это существование организацией. Производя необходимые им средства к
соответственно проявляется только во всех людях, взятых жизни, люди косвенным образом производят и самоё
как нечто собирательное. <…> Бог есть понятие материальную жизнь. К. Маркс и Ф. Энгельс. «Немецкая
рода как индивида, понятие или сущность рода; он как идеология».
всеобщая сущность, как средоточие всех совершенств, 22Материалистическое понимание истории Материальный2
всех качеств, свободных от действительных или мнимых базис общества и его политико-идеологическая
границ индивида, есть в то же время существо отдельное, надстройка. В общественном производстве своей жизни
индивидуальное. Л. Фейербах. «Сущность христианства». люди вступают в определённые, необходимые, от их воли
11Людвиг Фейербах Философия религии. Религия – не5 не зависящие отношения – производственные отношения,
просто результат корыстного обмана (хотя её и которые соответствуют определённой ступени развития их
используют в корыстных интересах) и невежества (хотя материальных производительных сил. Совокупность этих
непонимание её корней и её действительной функции производственных отношений составляет экономическую
играет существенную роль в её возникновении и в структуру общества, реальный базис, на котором
сохранении её в существующей – «отчуждённой» – форме). возвышается юридическая и политическая надстройка и
Сущность религии – в перенесении родовой сущности которому соответствуют определённые формы общественного
человека, не реализуемой в индивидуальном человеческом сознания. К. Маркс. «К критике политической экономии».
существовании, на индивидуальное существо и в 23Материалистическое понимание истории Историческое1
поклонении этому существу как своего рода «идеальному развитие как смена общественно-экономических формаций.
человеку». В результате такого переноса это На известной ступени своего развития материальные
антропоморфное идеальное существо оказывается производительные силы общества приходят в противоречие
наделённым атрибутами человеческого рода, которых с существующими производственными отношениями, или –
лишены действительные человеческие индивиды: что является только юридическим выражением последних –
бессмертием, могуществом, всеведением и пр., иными с отношениями собственности, внутри которых они до сих
словами – традиционными атрибутами Бога пор развивались. Из форм развития производительных сил
монотеистических религий. Но такое разрешение эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает
противоречия между сущностью и существованием человека эпоха социальной революции. С изменением экономической
ведёт к «отчуждению» – отрыву человеческой сущности от основы более или менее быстро происходит переворот во
самого человека, противопоставлению первой второму и – всей громадной надстройке. К. Маркс. «К критике
сначала идеальному, а потом и реальному – порабощению политической экономии».
человека плодом его собственной фантазии. Это 24Вопросы?6
«отчуждение» должно быть преодолено: необходимо вернуть
24 «Конец классической немецкой философии» | Конец классической немецкой философии 149
http://900igr.net/fotografii/filosofija/Konets-klassicheskoj-nemetskoj-filosofii/Konets-klassicheskoj-nemetskoj-filosofii.html
cсылка на страницу
Урок

Философия

19 тем
Фото
Презентация: Конец классической немецкой философии | Тема: История философии | Урок: Философия | Вид: Фото
900igr.net > Презентации по философии > История философии > Конец классической немецкой философии