Философия Скачать
презентацию
<<  Философия образования Ноосфера  >>
Путеводитель растерянных
Путеводитель растерянных
Сократ
Сократ
Фото из презентации «Путеводитель растерянных» к уроку философии на тему «Философия»

Автор: shimon. Чтобы познакомиться с фотографией в полном размере, нажмите на её эскиз. Чтобы можно было использовать все фотографии на уроке философии, скачайте бесплатно презентацию «Путеводитель растерянных» со всеми фотографиями в zip-архиве размером 173 КБ.

Скачать презентацию

Путеводитель растерянных

содержание презентации «Путеводитель растерянных»
Сл Текст Эф Сл Текст Эф
10 18этой книги будет непонятно без комментария. А если бы0
2Сократ.0 кто-то из сочинителей имел такое намерение, то тем
3Платон. Государство (кн. 2). [Два вида словесности:0 самым он обессмыслил бы сочинение книги, ибо никто не
истинный и ложный. Роль мифов в воспитании стражей] -Не станет писать книгу для того, чтобы самому понять ее
правда ли в словесности же есть два вида: один — содержание. Книга всегда пишется для того, чтобы ее
истинный, а другой — ложный? -Да. -И воспитывать надо в понял кто-то другой. А ежели содержание книги можно
обоих видах, но сперва — в ложном? -Вовсе не понимаю, о понять только с помощью другого сочинения, то такую
чем это ты говоришь. -Ты не понимаешь, что малым детям книгу можно было и не писать. Вместе с тем, я вижу
мы сперва рассказываем мифы? Это, вообще говоря, ложь, четыре причины, заставляющие ученых последующих
но есть них и истина. Имея дело с детьми, мы к мифам поколений объяснять и комментировать труды своих
прибегаем раньше, чем к гимнастическим упражнениям. предшественников. Первая из них – это высокая степень
-Да, это так… -Разве ты не знаешь, что во всяком деле совершенства сочинителя, который в силу своего
самое главное — это начало, в особенности если это понимания говорит о глубоких и сокрытых, трудных для
касается чего-то юного и нежного. Тогда всего более постижения предметах кратким языком, который, с его
образуются и укореняются те черты, которые кто-либо точки зрения, все объясняет и не требует дополнений.
желает там запечатлеть. -Совершенно верно. -Разве можем Когда же кто-либо из последующих поколений захочет
мы так легко допустить, чтобы дети слушали и понять эти предметы, исходя из того, что его
воспринимали душой какие попало мифы, выдуманные кем предшественник высказал столь кратко, ему придется
попало и большей частью противоречащие тем мнениям, очень тяжело. И комментатор будет вынужден добавлять
которые, как мы считаем, должны быть у них, когда они слова к сказанному – покуда не станет понятен предмет
повзрослеют? -Мы этого ни в коем случае не допустим. (рассуждение), который имелся в виду тем, первым
-Прежде всего, нам, вероятно, надо смотреть за творцами сочинителем. Вторая причина – отсутствие указаний на
мифов: если их произведение хорошо, мы допустим его, предварительные сведения (предпосылки), которые были
если же нет — отвергнем. Мы уговорим воспитательниц и известны сочинителю. Ведь иногда автор составляет
матерей рассказывать детям лишь признанные мифы, чтобы книгу, кажущуюся ему самодостаточной, ибо он полагает,
с их помощью формировать души детей скорее, чем их тела что тому, кто будет ее изучать, известны те
— руками. А большинство мифов, которые они теперь предпосылки, без которых ничего в ней не понять. И
рассказывают, надо отбросить. […]. тогда комментатор должен будет перечислить эти
4Платон. Государство (кн. 2). [Два вида словесности:0 предпосылки и указать на них. По этой же причине
истинный и ложный. Роль мифов в воспитании стражей] комментатору иногда приходится объяснять некую
…Вовсе не следует излагать и расписывать битвы гигантов дисциплину, о которой автор сочинения не упоминает [но
и разные другие многочисленные раздоры богов и героев с использует].
их родственниками и низкими — напротив, если мы 19Комментарий Рамбама к «Главам» Гиппократа0
намерены внушить убеждение, что никогда никто из Предисловие. Третья причина – свойства высказывания,
граждан не питал вражды к другому и что это было бы ибо большая часть высказываний на любом языке допускает
нечестиво, то об этом-то и должны сразу же и побольше различные осмысления, и можно из одного высказывания
рассказывать детям и старики, и старухи, да и потом, понять различные вещи, иногда противоположные и даже
когда дети подрастут; и поэтов надо заставить не противоречивые. И между изучающими это высказывание
отклоняться от этого в своем творчестве… А о битвах возникнут разногласия, один будет предполагать одно, а
богов, сочиненных Гомером,— такие рассказы недопустимы другой – другое, и каждый будет настаивать на своем. И
в нашем государстве, все равно сочинены ли они с комментатор должен будет указать, какое осмысление
намеком или без него. Ребенок не в состоянии судить, является верным и привести доказательства в его пользу,
где содержится иносказание, а где нет, и мнения, и опровергнуть все остальные возможности. Четвертая
воспринятые им в таком раннем возрасте, обычно причина – идея, к которой сочинитель пришел без
становятся неизгладимыми и неизменными. Вот почему, должного рассмотрения, или повторение одного и того же,
пожалуй, всего более надо добиваться, чтобы первые или бесполезное высказывание. И комментатор должен
мифы, услышанные детьми, самым заботливым образом были указать это и привести доказательство того, что данное
направлены к добродетели. […] Надо утверждать, что бог высказывание неверно, или повторяет известное, или
вершит лишь справедливое и благое, а кара, постигающая бесполезно. И такой комментарий на самом деле следует
этих людей, им же на пользу. Но нельзя позволить называть возражением или замечанием. И вот каков обычай
утверждать поэту, будто они бедствуют, подвергаясь среди людей, изучающих книги. Если б?льшая часть
наказанию, а тот, от кого это зависит, — бог. Однако, сказанного автором – истина, то перечислит
если бы поэты сказали, что люди эти нуждались в каре и [комментатор] замечания по поводу тех незначительных
что бедствуют только порочные, которые, подвергаясь недостатков отдельно от комментария и скажет: «без
наказанию, извлекают для себя пользу от бога, это можно должного рассмотрения сказал автор так-то и так-то, а
допустить. Но когда говорят, что бог, будучи благим, истина такова…»; или: «этого не следовало упоминать»;
становится для кого-нибудь источником зла, с этим или: «это повторение известного», – и объяснит все это.
всячески надо бороться: никто — ни юноша, ни взрослый, Если же б?льшая часть сказанного в книге ошибочна, то
если он стремится к законности в своем государстве, — сочинение, вскрывающее эти ошибки, должно называться
не должен ни говорить об этом, ни слушать ни в критикой, а не комментарием. И при упоминании в
стихотворном, ни в прозаическом изложении, потому что критическом сочинении тех истинных высказываний,
такое утверждение нечестиво, не полезно нам и содержит которые все же имеются в критикуемой книге, скажет
в самом себе неувязку […]. [критик]: «однако сказал автор то-то и то-то – и это
5Платон. Государство (кн. 3)]389b]. — Ведь надо0 истина». И все комментарии к книгам Аристотеля написаны
высоко ставить истину. Если мы правильно недавно в силу первой и третьей причин… И все комментарии к
сказали, что богам ложь по существу бесполезна, людям математическим книгам написаны в силу второй причины, а
же она полезна в виде лечебного средства, ясно, что часть – в силу четвертой…
такое средство надо предоставить врачам, а несведущие 20Рамбам. «Море невухим». Введение к первой части0
люди не должны к нему прикасаться. — Да, это ясно. — Уж …Кроме того, предлагаемый трактат имеет и вторую цель:
кому-кому, а правителям государства надлежит применять толкование глубоко таинственных аллегорий, содержащихся
ложь как против неприятеля, так и ради своих граждан — в пророческих книгах и при том не оговоренных явно как
для пользы своего государства, но всем остальным к ней аллегории, так что невежде и глупцу представляется,
нельзя прибегать. Если частное лицо станет лгать будто они могут быть поняты буквально и нет в них
подобным правителям, мы будем считать это таким же — и скрытого смысла. Однако истинно мудрый, всмотревшись в
даже худшим — проступком, чем ложь больного врачу, или них и истолковав их буквально, придет в сильнейшую
когда занимающийся гимнастическими упражнениями не растерянность; когда же объясним ему те аллегории или
говорит правды учителю о состоянии своего тела, или обратим его внимание на то, что перед ним аллегория, он
когда гребец сообщает кормчему о корабле и гребцах не обретет верный путь и избавится от растерянности.
то, что на самом деле происходит с ним и с другими Потому и назвал я предлагаемый трактат
гребцами. "Путеводителем растерянных". Я не утверждаю,
6Платон. Второе послание Дионисию [312d-314c[. Ты0 что трактат разрешит все затруднения для того, кто
говоришь, что тобой недостаточно воспринято учение о понял его, однако утверждаю, что он разрешит
природе первопричины. Я должен тебе ответить большинство трудностей и наиболее серьезные из них. И
иносказательно, дабы если эта табличка испытает потому пусть не требует от меня разумеющий и пусть не
какие-либо превратности на суше и море, тот, кому она надеется, что во всех случаях, когда мы приступаем к
попадет в руки, ее бы не понял… Остерегайся только, изложению определенного предмета, мы завершим его, или,
чтобы все это не стало достоянием людей невоспитанных. начав разъяснять смысл какой-либо аллегории, мы
Мне кажется, что для большинства нет почти ничего, что исчерпаем все, что содержится в этой аллегории. Это
казалось бы смешнее таких вот мыслей; с другой стороны недостижимо ни для одного мудреца, даже в устной речи,
для людей благородных духом нет ничего более дивного и напрямую обращенной к собеседнику; как же изложить это
вдохновляющего... Более всего надо печься о том, чтобы письменно в книге, не сделав ее мишенью для всякого
ничего не записывать, но все познавать и усваивать: невежды, который возомнит себя ученым и вздумает метать
ведь невозможно, чтобы написанное не получило огласки. в нее стрелы своего невежества? В наших галахических
Поэтому я никогда ничего не писал о таких вещах, и на сочинениях мы уже изложили кое-что из этой области и
свете нет и не будет никакой Платоновой записи; а то, коснулись намеком многих вопросов. Мы упомянули там,
что теперь читают, — это речи Сократа... что "Учение о Начале" ("Маасе
7Платон. Седьмое послание родственникам и друзьям0 Берешит") есть не что иное, как наука о природе, а
Диора [341с-342а]. У меня самого по этим вопросам нет "Учение о Колеснице" ("Маасе
никакой записи и никогда не будет. Это не может быть Меркава") - теология. Мы разъяснили изречение
выражено в словах, как остальные науки; только если кто [мудрецов], гласящее: "...не [толкуют] о Колеснице
постоянно занимается этим делом и слил с ним всю свою [даже] в присутствии одного [слушателя], но только
жизнь, у него внезапно, как свет, засиявший от искры тому, кто обладает мудростью и понимает своим умом,
огня, возникает в душе это сознание и само себя там передают начала глав" (Хагига 11б, 13а). Так что и
питает. И вот что еще я знаю: написанное и сказанное ты не требуй от меня чего-либо кроме начала глав; и
мною было бы сказано наилучшим образом, но я знаю даже эти начала расположены в настоящем трактате не
также, что написанное плохо причинило бы мне сильнейшее упорядоченно и последовательно, а вразброс, вперемешку
огорчение. Если бы мне показалось, что следует написать с другими предметами из числа тех, что я собираюсь
или сказать это в понятной многим форме, что более излагать. Ибо моей целью было, чтобы истины то
прекрасного могло быть сделано в моей жизни, чем проглядывали в нем, то вновь скрывались, дабы не
принести столь великую пользу людям, раскрыв всем в противиться Божественному замыслу - [замыслу] Того,
письменном виде сущность вещей? Но я думаю, что Кому противиться невозможно, и Кто сделал истины, особо
подобная попытка не явилась бы благом для людей, причастные к постижению Его, сокрытыми от людской
исключая очень немногих, которые и сами при малейшем толпы, как сказано: "Тайна Господа - для боящихся
указании способны все это найти; что же касается его" (Пс. 25:14). Знай, что даже среди того, что
остальных, то одних это совсем неуместно преисполнило касается природных вещей, невозможно публично
бы несправедливым презрением к философии, а других – преподавать некоторые начала в их истинном виде, как
высокой, но пустой надеждой, что они научились чему-то гласит известное тебе изречение [мудрецов],
важному. благословенна их память: "[не толкуют] о Начале в
8Аль-Фараби (870-950). Трактат о взглядах жителей0 присутствии двух [слушателей]" (Хагига 11б). Но
добродетельного города, гл. 33. Общими вещами, кои если бы кто-либо разъяснил подобные предметы в книге,
надлежит знать всем жителям добродетельного города то он тем самым толковал бы о них перед тысячами людей.
являются следующие. 1) Во-первых, они должны знать Потому даже эти вопросы излагаются в пророческих книгах
Первопричину и все ее атрибуты; 2) затем – вещи, посредством аллегорий; так же и мудрецы, благословенна
существующие отдельно от материи, и свойственные каждой их память, говорили о них загадками и аллегориями,
из них атрибуты, а также занимаемые ими ступени вплоть следуя примеру Писания. Ибо между этими предметами и
до Деятельного разума и деятельность каждой из них; 3) Божественной наукой существует тесная связь, так что
далее, они должны знать небесные субстанции и они тоже относятся к числу тайн Божественной науки.
свойственные каждой из них атрибуты; 4) далее, 21И не думай, что эти великие тайны ведомы до глубины0
природные тела, расположенные ниже этих субстанций, и и до конца кому-либо из нас. Не так это, но порой на
то, как они образуются и разрушаются, а также то, что мгновение блеснет перед нами истина, и нам покажется,
все происходящее в них делается совершенно, законченно, будто настал день, но затем скроют ее материя и
заботливо, справедливо, мудро и что во всем этом нет привычки, и мы снова окажемся в беспросветной ночи,
никаких упущений, недостатка или какой-либо почти в таком же положении, как вначале; так что мы
несправедливости; 5) затем они должны о происхождении подобны тому, пред кем время от времени вспыхивает
человека, о том, как возникают способности души, и о молния, но он все же пребывает в очень темной ночи;
том, как Деятельный разум проливает на нее свет, есть среди нас такие, перед которыми молнии вспыхивают
образуя в ней первые понятия, а также волю и свободу одна за другой так [часто], что им словно бы светит
выбора; 6) далее они должны знать первого главу и то, постоянный, немеркнущий свет и ночь для них
как совершается откровение; 7) затем – тех глав, превращается в день. Таков уровень величайшего из
которые должны замещать первого главу при его пророков, которому было сказано: "а ты останься со
отсутствии в тот или иной момент времени; 8) далее они Мною" (Втор. 5:28) - и о котором сказано:
должны знать о добродетельном городе, о его жителях и о "...стало сиять лучами лицо его" (Исх.
том счастье, которого достигают их души; 9) они должны 34:29)… Знай, что если кто-либо из совершенных пожелает
знать о противоположных ему городах и о том, что изложить устно или письменно нечто из тайн, понятых им
становится с душами их жителей после смерти, - о том, в соответствии со ступенью его совершенства, то он не
что одних из них ждет счастье, других небытие; 10) сможет даже то, что постигнуто им самим, разъяснить
далее они должны знать о добродетельных народах и о вполне отчетливо и упорядоченно - так, как это принято
народах, им противоположных. в иных разделах знания, изучение которых широко
9Аль-Фараби (870-950). Трактат о взглядах жителей0 распространено. Ибо, при обучении другого, случится то
добродетельного города, гл. 33. Все эти вещи познаются же, что происходило, когда он сам изучал это:
одним из двух следующих способов: либо они [изучаемый] предмет будет то появляться, мерцая, то
запечатлеваются в их душах в том виде, в каком они снова исчезать, будто сама природа этого предмета
существуют в действительности, либо же они такова - велик он или мал. Поэтому, когда любой мудрец,
запечатлеваются в душах по аналогии или подражанию, что [познающий] Божество, Господа, и обретший истину,
получается в тех случаях, когда в этих душах возникают намеревается преподать нечто, относящееся к этой
такие образы вещей, которые подражают самим вещам. Так, отрасли знания, он говорит об этом не иначе как
в добродетельном городе их познают мудрецы посредством прибегая к аллегориям и загадкам… Даже у того, кто
доказательств и собственной интуиции; те, кто следует пытается учить, не используя аллегорий и загадок, в
за мудрецами, веря и доверяя им, познают эти вещи речах возникает такая усложненность и отрывочность, что
такими, как их видят мудрецы; остальные познают их она равнозначна аллегоричности и загадочности, словно
посредством подражательных представлений, так как их ученые и мудрецы движимы к тому Божественной волей так
умы от природы или по привычке лишены способности же, как они движимы своими природными состояниями. Не
понимать эти вещи так, как они существуют в обратил ли ты внимания на следующее: Бог (да
действительности… Те знания, которые имеются у превознесется Его Имя!) пожелал привести нас к
мудрецов, безусловно, суть наилучшие знания. Среди тех, совершенству и улучшить состояние наших сообществ
кто познает вещи посредством подражательных посредством законов, относящихся к действию; это стало
представлений, одни познают их с помощью представлений, возможным только после того, как мы обрели [некоторые]
близких к самому объекту, другие – с помощью интеллектуальные убеждения, и, в первую очередь,
представлений, несколько далеких от объекта, третьи – с постигли Его, да превознесется Он, насколько это в
помощью представлений, еще более далеких от объекта, а наших силах, что, в свою очередь, невозможно было без
четвертые – посредством представлений, очень далеких от Божественной науки. Но эта Божественная наука может
объекта. У каждого народа и у жителей каждого города быть усвоена только после науки о природе, поскольку
эти вещи воспроизводятся посредством представлений, наука о природе граничит с наукой о Божестве и
наиболее им известных. Наиболее же известные предшествует ей по времени обучения, - как ясно
представления у каждого народа могут различаться либо в всякому, кто теоретически изучал этот [вопрос]. И
большинстве своем, либо частично… Вот почему у потому Он, Превознесенный, начал Свою Книгу с Учения о
различных добродетельных городов и добродетельных Начале, представляющего собой, как мы разъяснили, науку
народов могут быть различные религии, хотя все они о природе. И по причине величественности этого предмета
верят в одно и то же счастье и стремятся к одним и тем и превознесенности его, из-за неспособности нашей
же целям […]. постичь сей наивеличайший предмет таким, каков он есть,
10Аль-Фараби (870-950). Трактат о взглядах жителей0 были возвещены те глубокие знания (возвещение коих было
добродетельного города, гл. 33. Все эти вещи познаются вызвано необходимостью, определяемой Божественной
одним из двух следующих способов: либо они мудростью) в форме аллегорий и загадок, в чрезвычайно
запечатлеваются в их душах в том виде, в каком они темных речениях. Сказали благословенной памяти
существуют в действительности, либо же они [мудрецы]: «Явить человеку из плоти и крови всю мощь
запечатлеваются в душах по аналогии или подражанию, что Начального творения невозможно и потому Писание говорит
получается в тех случаях, когда в этих душах возникают тебе словами, скрывающими тайну: "В начале
такие образы вещей, которые подражают самим вещам. Так, сотворил Бог... " (Быт. 1:1)» (Мидраш Шней Ктувим
в добродетельном городе их познают мудрецы посредством // Батей Мидращот, I, с. 251). Здесь дано тебе
доказательств и собственной интуиции; те, кто следует указание, что приведенные слова скрывают тайну; как
за мудрецами, веря и доверяя им, познают эти вещи сказано в известном тебе изречении Соломона:
такими, как их видят мудрецы; остальные познают их "Далеко то, что было; глубоко, глубоко - кто
посредством подражательных представлений, так как их постигнет это?" (Эккл. 7:24). И речь обо всем этом
умы от природы или по привычке лишены способности ведется многозначными выражениями, дабы толпа
понимать эти вещи так, как они существуют в восприняла их в смысле, соответствующем мере ее
действительности… Те знания, которые имеются у понимания и слабости ее интеллектуальных представлений,
мудрецов, безусловно, суть наилучшие знания. Среди тех, а совершенный, обретший знание, воспринял бы их в
кто познает вещи посредством подражательных другом смысле… В данном же трактате, как уже
представлений, одни познают их с помощью представлений, упоминалось, я обращаю свою речь к тому, кто занимался
близких к самому объекту, другие – с помощью философией и изучал истинные науки и при этом верует в
представлений, несколько далеких от объекта, третьи – с слова Закона, но ощущает растерянность по поводу их
помощью представлений, еще более далеких от объекта, а значений, в тех случаях, когда неясные выражения и
четвертые – посредством представлений, очень далеких от аллегории вызывают таковую…
объекта. У каждого народа и у жителей каждого города 22Рамбам. «Море невухим». Наставление о сем трактате0
эти вещи воспроизводятся посредством представлений, Если желаешь усвоить целиком то, что заключено в нем,
наиболее им известных. Наиболее же известные не упустив ничего, сопоставляй его главы друг с другом;
представления у каждого народа могут различаться либо в твоей целью в каждой главе должно быть не только
большинстве своем, либо частично… Вот почему у понимание ее общего смысла, но и усвоение смысла
различных добродетельных городов и добродетельных каждого выражения, проявляющегося в ее тексте, даже
народов могут быть различные религии, хотя все они если оно не относится к основной теме главы. Ибо в сем
верят в одно и то же счастье и стремятся к одним и тем трактате изложение ведется не как попало, но с
же целям […]. чрезвычайной тщательностью и сугубой точностью, с
11Аль-Фараби (870-950). Трактат о взглядах жителей0 заботой о том, чтобы избежать искажения при разъяснении
добродетельного города, гл. 33. Среди тех, кто познает трудных вопросов, и нет такого выражения, находящегося
вещи с помощью подражательных представлений, могут не на своем месте, которое бы не служило разъяснением
встретиться такие, которые обнаружив спорные пункты, определенного вопроса, [излагаемого] в другом месте.
останавливаются на них. Таковые бывают нескольких Потому не подгоняй его под свои домыслы, ибо в
категорий. Те, кто нуждается в руководстве. Когда противном случае ты навредишь мне, а себе не принесешь
что-либо, по мнению кого-нибудь из них, оказывается пользы. Но подобает, чтобы ты изучал все, что следует
ложным, он возвышается до другого представления, более изучать, и постоянно обращал свое умозрение к
близкого к истине и не могущего стать предметом для [трактату]; в этом случае он разъяснит тебе большинство
подобного спора. Если он этим удовлетворяется, то он трудных вопросов Закона, - тех, что затрудняют всякого
останавливается на этом, но если такое представление разумеющего. И всякого, кто будет читать этот трактат
ему кажется также ошибочным, он поднимается еще выше. мой, я заклинаю Богом, да превознесется Он, не
Если же он удовлетворяется, то останавливается на этом. толковать в нем ни единого слова и не объяснять другому
И всякий раз, как какое-либо представление на данной из него ничего, кроме того, что явно высказано в словах
ступени оказывается, по его мнению, ошибочным, он моих предшественников из числа знаменитых мудрецов
поднимается на более высокую ступень. Если же все нашего Закона. Если же он уразумеет из моего [трактата]
представления кажутся ему ложными, то это значит, что то, что не высказывалось явно ни одним из наших
он обладает даром постигать истину. К другой категории знаменитых мужей, пусть не объясняет это другому и
относятся те, кто следует некоторым целям пусть не торопится возражать, ибо, возможно, он понял
невежественных городов, - таким, как почести, достаток, мои слова противоположно тому, что я имел в виду. В
наслаждение богатством и т.п. Увидев, что законы этом случае он причинит мне вред, тогда как я
добродетельного города запрещают их, они обращаются к намеревался помочь ему, и окажется тем, кто
воззрениям добродетельного города с тем, чтобы "платит злом за добро" (ср. Пс. 38:21)…. И
извратить их все, будут ли они воспроизведениями истины ведает Бог, да превознесется Он, - непрестанно
или тем, что причастно к истине… Еще одна категория находился я в величайшей тревоге, излагая то, что я
включает в себя тех, кому все представления кажутся намеревался изложить в сем трактате. Ибо это
ложными вследствие содержащихся в них спорных моментов, эзотерические предметы, которым среди книг, имеющихся у
а также вследствие того, что по плохой нас, не посвящено ни одной книги, написанной кем-либо
сообразительности своей они не могут разобраться в том, из нашей общины в сии времена Изгнания, - так как же я
какие из этих представлений содержат в себе истину… введу такое новшество и примусь излагать это? Однако я
12Ибн Сина (Авиценна, 980-1037). Книга Исцеления.0 обрел опору в двух положениях. Во-первых, [мудрецы]
…Истинное понятие единства Бога спутает религию масс… и говорят о подобной ситуации: "Время действовать во
не замедлят они отвергнуть существование подобное имя Господа [нарушили Тору Твою]" (Пс. 119:126,
этому, начнут спорить и заниматься исследованиями и см. Брахот 63а, Йома 69а, Гиттин 60а), а во-вторых,
сравнениями, которые отвлекут их от их обязанностей в сказано ими: "Все дела твои да будут во имя
государстве. А иногда это может привести их к мнениям, неба" (Авот 2:15). На два эти положения я опирался
противоположным тому, что является пользой для при написании некоторых глав настоящего трактата. И в
государства, и противоречащих необходимой истине. заключение [скажу]: такой я человек, что если ситуация
Умножаться среди них сомнения и ложные утверждения, и безвыходна, путь тесен, и я не нахожу иного способа
пророку будет крайне сложно совладать с ними. преподать доказанную истину, чем тот, который подойдет
(442.19-443.21) Нет ничего плохого в том, чтобы в слова одному достойному и не устроит десятки тысяч невежд, я
его [пророка-законодателя] заключали в себе иносказания предпочту поведать это ради него одного, не обращая
и намеки, которые бы подвигли тех, кто готов к этому по внимания на хулу со стороны этого множества народа; я
своим природным данным, заняться философским буду настаивать на том, чтобы спасти этого
исследованием. (443.11-12) И не следует человеку единственного достойного от того, в чем он запутался, и
открыто показывать, что он обладает истиной, скрытой от в его растерянности укажу ему путь, пока он не
простого народа. Более того, он не может позволить себе достигнет совершенства и обретет покой.
открывать хотя бы малую толику из этого. Но должен 23Рамбам. «Море невухим». Предисловие Причиной0
возглашать перед людьми величие Бога и Его славу с противоречий и противоположностей, встречающихся в
помощью иносказаний и примеров, соответствующих тому, какой-либо книге или сочинении, может быть одна из семи
что в их глазах является возвеличением и прославлением. причин. Причина первая. Сочинитель собрал высказывания
(443.22-25). многих людей, представляющих различные точки зрения,
13Ибн рушд (аверроэс, 1126-1198) рассуждение,0 опустив ссылки и не указывая авторов каждого
выносящее решение относительно связи между религией и высказывания. В этом случае в этом сочинении могут
философией. Причина, по которой священные тексты возникнуть противоречия и противоположности, из-за
оказались содержащими в себе буквальный и внутренний того, что одно из двух суждений будет отражать подход
смысл, заключается в различиях между природными одного лица, а второе - другого. Причина вторая. Автор
способностями людей, их врожденными предрасположениями данной книги придерживался определенного мнения, а
к составлению суждения. Причина же, по которой в потом изменил его, и остались записанными как ранние,
[Коране] содержатся высказывания, противоречащие друг так и поздние высказывания. Причина третья. Не во всех
другу по своему буквальному смыслу, заключается в том, высказываниях смысл явен, но в одних он явен, а другие
чтобы побудить людей, твердых в знаниях, к примиряющему являются аллегориями и обладают внутренним смыслом;
их толкованию… Могут возразить: «В священных текстах либо, быть может, оба суждения, которые по своему
есть такие вещи, которые мусульмане единодушно понимают внешнему смыслу противоречат друг другу, на самом деле
в буквальном смысле, такие, которые они [так же суть аллегории и именно из-за того, что были поняты
единодушно] подвергают аллегорическому толкованию, и согласно их внешнему смыслу, оказались взаимно
такие, относительно которых их мнения разошлись. Так противоречивыми или противоположными. Причина
допустимо ли, чтобы доказательство вело к четвертая. Имеется некоторое условие, которое в силу
аллегорическому толкованию того, что единодушно каких-то вынуждающих обстоятельств не оговорено явно в
принимают в буквальном смысле, или к буквальному соответствующем месте, или, быть может, субъекты двух
пониманию того, что единодушно истолковывается [суждений] различны, однако один из них не оговорен в
аллегорически?» На это мы ответим так. Если единодушие соответствующем месте; из-за этого кажется, что есть
установлено достоверным образом, то это было бы противоречие между высказываниями, тогда как на самом
неправомерно; но если оно основано на мнении, то деле его нет. Причина пятая. Нужды преподавания и
правомерно… Что касается предметов, которые ввиду их разъяснения, а именно - ситуации, когда некоторое
сокровенности можно познать лишь с помощью глубокое, трудное для интеллектуального представления
доказательства, то Аллах смилостивился над своими понятие приходится упомянуть или использовать как
рабами, для которых доказательство недоступно из-за предпосылку для разъяснения другого, легко
врожденных ли им качеств, навыков или отсутствия представимого понятия, которое следует преподавать
средств для обучения, создав им образы и подобия таких прежде, чем то, первое (ибо всегда начинают с более
предметов и призвав их верить в эти образы. Ибо в эти легкого). В этом случае учителю должно проявить
образы можно поверить, опираясь на доводы, общие для снисходительность, разъясняя оное первое понятие
всех, а именно на доводы диалектические и риторические. сообразно обстоятельствам, рассматривая его в грубом
Поэтому-то [содержание] священных текстов и распадается приближении, не принимаясь за точное исследование его
на буквальное и внутреннее: буквальное — это образы, истинной сущности, но предоставив это воображению
созданные для этих предметов; внутреннее — это [сами] слушателя, - чтобы сделать понятным то, что он
предметы, которые ясны лишь аподейктикам… намеревался объяснить в настоящий момент, - и лишь
14Ибн рушд (аверроэс, 1126-1198) рассуждение,0 затем произвести строгое исследование сложного понятия
выносящее решение относительно связи между религией и и раскрыть его истинную сущность в подобающем месте.
философией. Если же, как мы говорили, случится так, что Причина шестая. Неявный характер противоречия и то
мы познаем сам предмет [всеми] тремя способами, то нам обстоятельство, что оно обнаруживается только после
не потребуется создавать образы его, и он будет [присоединения] многочисленных [вспомогательных]
оставаться так, как выглядит извне, не допуская посылок. И чем больше посылок требуется для выявления
иносказательного толкования. Если такого рода внешнее [противоречия], тем более оно сокрыто, так что может
относится к основоположениям [религии], то любой, кто ускользнуть от внимания автора. Он полагает, что между
подвергает его аллегорическому толкованию, есть двумя исходными суждениями противоречия нет; но если
неверующий. Таков, например, человек, думающий, будто взять каждое из них в отдельности, присоединить к нему
нет ни блаженства, ни мук в потусторонней жизни, будто истинную посылку и вывести необходимое заключение, и
это учение имеет в виду только то, чтобы люди оберегали так же поступить с каждым полученным выводом -
один от другого свое телесное и чувственное бытие, что присоединить к нему истинную посылку и сделать
это уловка и что у человека нет иной цели, помимо необходимый вывод, - то в конце концов после некоторого
одного лишь чувственного существования. Поскольку это числа силлогизмов это приведет к противоречию или
установлено, то из сказанного нами должно быть тебе уже противоположности между двумя конечными выводами, что
ясно, что в священных текстах есть такая внешняя может ускользнуть и от взора ученых сочинителей. Но
сторона, которая не подлежит аллегорическому толкованию если сами исходные суждения находятся в явном
(если толкование ее касается основоположений, то это противоречии и [автор] просто забыл о первом в тот
неверие, если следующих за ними положений, то ересь), а момент, когда в другом месте сочинения он записывал
также такая, которую должны толковать аподейктики. Если второе, то это - чрезвычайно серьезный недостаток, и
последние понимают ее буквально, то это неверие; если такого [автора] не следует относить к числу тех, чьи
же ее подвергают аллегорическому толковано и выводят из слова заслуживают внимания.
буквального смысла неаподейктики, то с их стороны это 24Рамбам. «Море невухим». Предисловие Причина0
либо неверие, либо ересь… Вот те соображения, которые седьмая. Необходимость при изложении чрезвычайно
мы сочли нужным изложить по поводу данного рода глубоких материй скрывать одни их аспекты и открывать
[предметов], т. е. по поводу отношения между религией и другие. Иногда необходимость заставляет вести речь по
философией и правил аллегорического толкования поводу некоторого высказывания, принимая определенную
священных текстов. Если бы это не было достоянием посылку, а о другой теме необходимость заставляет вести
людской молвы, если бы достоянием молвы не были речь, принимая другую посылку, противоречащую первой. И
затронутые нами вопросы, мы бы не позволили себе ни подобает, чтобы место, заключающее в себе противоречие,
написать об этом хоть одной буквы, ни привести тем, ни в коей мере не было заметно широкой публике, а
кому положено давать аллегорическое толкование, в бывает, что сочинитель находит способ и вовсе скрыть
оправдание этого хоть один довод, ибо данные вопросы его. Что касается противоречий, встречающихся в Мишне и
таковы, что их можно затрагивать лишь в аподейктических барайтах, то они связаны с причинами первого типа…
книгах. Аллах же — тот, кто ведет и поспешествует в Противоречия и несоответствия, попадающиеся в Талмуде,
следовании по правильном пути. связаны с причинами первого и второго типа… Что же
15Ибн рушд (аверроэс, 1126-1198) рассуждение,0 касается тех противоречий и противоположностей, которые
выносящее решение относительно связи между религией и на первый взгляд присутствуют во внешнем смысле
философией. Итак, с точки зрения [разумения] священных некоторых мест любых пророческих книг, то они вызваны
текстов люди [делятся] на три разряда. К одному разряду третьей и четвертой причинами; к этому соображению
относятся те, кто вовсе не способен к толкованию ведет нас весь ход изложения в данном предисловии…
[священных текстов]; это риторики, составляющие широкую Такое часто встречается в словах мудрецов,
публику, ибо нет ни одного здравомыслящего человека, благословенна их память. Но только в большинстве
который был бы лишен [способности к] риторическому случаев они имеют в виду пророческие речения,
суждению. К другому разряду относятся те, кто способен относящиеся к заповедям и моральным предписаниям, нашей
к диалектическому толкованию; это диалектики только по же целью является рассмотрение тех стихов, во внешнем
природе или по природе и по навыку. К третьему разряду плане которых обнаруживаются противоречия в том, что
относятся те, кто способен к аподейктическому касается воззрений и верований. Немногое из этого будет
толкованию; это аподейктики по природе и по науке, т. истолковано в некоторых главах сего трактата, ибо этот
е. по философской науке. Последний вид толкования не предмет также относится к тайнам Торы. Однако [вопрос о
подлежит разглашению перед диалектиками, а тем более том], встречаются ли в пророческих книгах противоречия,
перед публикой. Разглашение какого-нибудь из подобных вызванные седьмой причиной, должен быть предметом
толкований перед человеком, не способным к их теоретического рассмотрения и исследования, и не
[уразумению], — это особенно касается аподейктических следует торопиться с ответом. Что же до несоответствий,
толкований, так как они наиболее далеки от доступных встречающихся в книгах философов - тех из них, которые
всем знаний, — ввергает в неверие и того, перед кем оно постигают истину, - то это вызвано пятой причиной.
разглашается, и того, кто его разглашает. Ибо последний Противоречия же, встречающиеся в большинстве книг
ставит своей целью доказательство несостоятельности авторов и комментаторов, не относящихся к
буквального смысла [священных текстов] и истинности вышеупомянутым категориям, вызваны шестой причиной.
своего толкования [их], но если он опровергнет Также и в Мидраше и Агаде встречаются серьезные
буквальный смысл в присутствии человека, который противоречия, проистекающие из этой причины. Поэтому
окажется способным [уразуметь лишь] буквальный смысл и говорится: "Не спрашивают о противоречиях в
в глазах которого толкование останется недоказанным, то Агаде". Встречаются там и противоречия, вызванные
это приведет к неверию, если дело будет касаться седьмой причиной. Что же касается тех несоответствий,
основоположений религии. Толкования, стало быть, не которые встречаются в сем трактате, то они объясняются
подлежат ни разглашению перед публикой, ни пятой или седьмой причинами; знай же сие, постигни
доказательству в риторических или диалектических истинный смысл этого, помни твердо, чтобы не привели
книгах…Поэтому, когда возникнет сомнение относительно тебя в растерянность некоторые главы [трактата]. После
того, является ли буквальный смысл [текста] этих предварительных замечаний приступаю к упоминанию
самоочевидным для всех и невозможно ли для них знание имен, требующих указаний на истинный смысл,
его толкования, его не следует разглашать, говоря при подразумеваемый в них, в каждом случае соответственно
этом, что текст допускает-де двоякое понимание и [смысл контексту. Это послужит ключом, позволяющим войти в те
его] ведом одному только Аллаху…Что же касается пределы, что за закрытыми вратами. И когда распахнутся
человека, разглашающего эти толкования перед теми, кто те врата, когда войдут в них, то души обретут там
не способен их понимать, то он неверующий постольку, покой, глаза насладятся и тела отдохнут от трудов и
поскольку призывает людей к неверию, выступая против тягот своих.
призывов вероучителя, особенно тогда, когда это 25Рамбам. «Море невухим». Предисловие к третьей части0
порочные толкования, касающиеся основоположений Мы неоднократно указывали, что основной задачей этого
религии. сочинения было разъяснить то, что можно разъяснить,
16Мишна, Хагига 2:1. Не толкуют законы о запрещенных0 касательно повествований о сотворении мира и о
связях в присутствии трех человек, Маасе Берешит – в «Божественной колеснице» (маасе берешит и маасе
присутствии двух, а Маасе Меркава – даже одного, разве меркава), с учетом тех, для кого оно было написано. Мы
что тот умудрен и способен к самостоятельному писали, что эти вещи относятся к категории тайн Торы, а
постижению. Лучше бы не являться на свет тому, кто тебе известно, как упрекают наши мудрецы, благословенна
рассматривает следующие четыре вопроса: что наверху, их память, людей, которые их разглашают. Они,
что внизу, что было и что будет? Лучше бы не являться благословенна их память, говорят, что огромна награда
на свет и тому, кто не испытывает уважения к своему тех, кто скрывает тайны Торы, которые ясны и открыты
Создателю. Комментарий Рамбама. "Учение о для мыслящих людей… И если есть разумение в сердце
Колеснице" не разъясняют никоим образом даже твоем, ты поймешь всю степень мудрости их наставления.
"единственному [слушателю]", за исключением Они прояснили, сколь глубоко повествование о
того случая, когда он... схватывает и понимает «Божественной колеснице» и сколь чуждо оно для
подразумеваемое самостоятельно, когда не нужны ему понимания толпы. Оказалось, что даже того, кого Господь
разъяснения, а достаточно только намека, на основании наделил разумением и кто понял что-либо из этих вещей,
которого он сам построит умозаключения, - в этом смысл Тора запрещает учить им иначе, как с глазу на глаз,
их речения "обучают его началам глав". Ибо более того, даже передавать их человеку, который
есть понятия, которые запечатлеваются в душах обладает указанными выше качествами, ему можно сообщить
совершенных людей и которые, будучи высказаны словами и лишь названия глав. Это явилось причиной полной утраты
изображены посредством аналогий, огрубляются и этих знаний народом, так что не осталось от них
утрачивают свой смысл. никакого следа. И не могло произойти иначе, так как они
17Комментарий Рамбама к «Главам» Гиппократа0 всегда передавались от одного к другому и не были
Предисловие. Не думаю, чтобы кто-либо из ученых людей, записаны в книгах. Как же после этого могу я затеять
сочиняющих книги, мог составить книгу по какой-либо разъяснение того, что стало мне ведомо и доступно моему
области знания, подразумевая при этом, что содержание разумению? Однако, если бы я опустил что-либо,
этой книги будет непонятно без комментария. А если бы известное мне и ставшее мне понятным, так что это
кто-то из сочинителей имел такое намерение, то тем знание неизбежно погибло бы вместе со мной, чем это
самым он обессмыслил бы сочинение книги, ибо никто не было бы как не обманом по отношению к тебе и всем
станет писать книгу для того, чтобы самому понять ее другим колеблющимся? Это было бы подобно сокрытию
содержание. Книга всегда пишется для того, чтобы ее истины от тех, кто заслуживает ее знать, или лишению
понял кто-то другой. А ежели содержание книги можно наследства. Эти качества заслуживают всяческого
понять только с помощью другого сочинения, то такую осуждения. С другой стороны, мы уже указывали, что
книгу можно было и не писать. Вместе с тем, я вижу полное разъяснение этих вещей запрещено Торой и
четыре причины, заставляющие ученых последующих противоречит здравому смыслу. Добавлю, что к тому, что
поколений объяснять и комментировать труды своих мне стало известно в этих областях, я пришел следуя
предшественников. Первая из них – это высокая степень рассудку; к этому меня привело не пророчество Свыше и
совершенства сочинителя, который в силу своего не знание, полученное от наставника. Но написанное в
понимания говорит о глубоких и сокрытых, трудных для Книгах Пророков и слова мудрецов наших, наряду с
постижения предметах кратким языком, который, с его известными мне спекулятивными посылками, показали, как
точки зрения, все объясняет и не требует дополнений. обстоит дело в действительности, хотя, разумеется,
Когда же кто-либо из последующих поколений захочет возможно, на самом деле это не совсем так, и истинный
понять эти предметы, исходя из того, что его смысл этих вещей иной. Итак, по зрелому размышлению и с
предшественник высказал столь кратко, ему придется Божьей помощью, я принял следующее решение. Я объясню
очень тяжело. И комментатор будет вынужден добавлять то, что сказал пророк Йехезкель, благословенна его
слова к сказанному – покуда не станет понятен предмет память, таким образом, чтобы каждый, кто услышит мои
(рассуждение), который имелся в виду тем, первым объяснения, решил, что я не сказал ничего такого, что
сочинителем. Вторая причина – отсутствие указаний на бы уже не содержалось в тексте, как если бы я занимался
предварительные сведения (предпосылки), которые были переводом с одного языка на другой или прояснял вкратце
известны сочинителю. Ведь иногда автор составляет явный смысл текста. Когда же их прочтет тот, для кого и
книгу, кажущуюся ему самодостаточной, ибо он полагает, было написано наше сочинение, тщательно вдумываясь в
что тому, кто будет ее изучать, известны те сказанное мной, ему откроется все то, что стало ясно
предпосылки, без которых ничего в ней не понять. И мне, ничто не останется от него сокрытым. И это
тогда комментатор должен будет перечислить эти наибольшая польза для людей, которой можно достичь, не
предпосылки и указать на них. По этой же причине преступая запрета на разъяснение этих вещей при
комментатору иногда приходится объяснять некую обучении им.
дисциплину, о которой автор сочинения не упоминает [но 26Схема Якобсона. Адресант. Адресат. Контекст0
использует]. сообщение. Контакт код.
18Комментарий Рамбама к «Главам» Гиппократа0 27Я. Я’. Лотман («Я»). Контекст 2 Сообщение 2.0
Предисловие. Не думаю, чтобы кто-либо из ученых людей, Контекст 1 Сообщение 1. Код 1. Код 2.
сочиняющих книги, мог составить книгу по какой-либо 28Лотман (L). L1. L 2. Исходный текст. Перевод.0
области знания, подразумевая при этом, что содержание Условно-адекватный текст. Перевод. Новый текст.
28 «Путеводитель растерянных» | Путеводитель растерянных 0
http://900igr.net/fotografii/filosofija/Putevoditel-rasterjannykh/Putevoditel-rasterjannykh.html
cсылка на страницу
Урок

Философия

19 тем
Фото
Презентация: Путеводитель растерянных | Тема: Философия | Урок: Философия | Вид: Фото
900igr.net > Презентации по философии > Философия > Путеводитель растерянных