Наука Скачать
презентацию
<<  Когнитивная теория Научные загадки  >>
Фотографий нет
Фото из презентации «Социально-гуманитарные науки» к уроку философии на тему «Наука»

Автор: Chernikov. Чтобы познакомиться с фотографией в полном размере, нажмите на её эскиз. Чтобы можно было использовать все фотографии на уроке философии, скачайте бесплатно презентацию «Социально-гуманитарные науки» со всеми фотографиями в zip-архиве размером 397 КБ.

Скачать презентацию

Социально-гуманитарные науки

содержание презентации «Социально-гуманитарные науки»
Сл Текст Эф Сл Текст Эф
1Философско-методологические проблемы0 27как передача информации с помощью различных социальных0
социально-гуманитарных наук. Черникова Дарья институтов и структур, в первую очередь СМИ, которые
Васильевна, к.филос.н. chdv@tpu.ru. собирают, перерабатывают и распространяют информацию.
2Специфика объекта и предмета социально-гуманитарных0 Следствия этого процесса самые разнообразные — от
наук. Становление науки и социально-гуманитарных наук, прямой передачи информации до воздействия на сознание и
в частности, — долгий исторический процесс. Под наукой поведение участника коммуникации. Одно из социальных
сегодня понимается тот вид специализированной последствий этого процесса — возникновение «второй
познавательной деятельности, который в области познания реальности», символической, виртуальной, замещающей
природы сложился в XVII в., а в познании общества и саму действительность и выдающей себя за нее. 27.
человека—в конце XIX в. Общество отличается от природы 28Коммуникативность: методологические следствия и0
наличием действующего субъекта – человека. К числу императивы. Безусловно, такого рода коммуникативность
общенаучных закономерностей относится исходная оказывает значительное влияние на существование и
ориентация социального познания на критерии научности развитие наук об обществе и культуре, по сути, отбирая
естествознания. Однако элиминация субъекта плохо их базовую функцию «фабрики смыслов», реализуемую через
согласуется с самой его представленностью в обществе систему образования. Во-вторых, коммуникативность
как важной составляющей объекта познания. 2. исследуется как профессиональное общение внутри наук, в
3Специфика объекта и предмета социально-гуманитарных0 том числе социально-гуманитарных. 28.
наук. К специфике социально-гуманитарных наук относится 29Разделение на социальные и гуманитарные науки.0
то, что социальное познание ориентировано Существует общий термин — «науки об обществе», или
преимущественно на нормы и идеалы неклассической и «социальные науки» (в широком смысле). Однако эти
постнеклассической научности. Под объектом понимается понятия неоднородны. С одной стороны, есть экономика,
тот фрагмент реальности, объективной или мысленной, на социология, наука о праве. С другой — антропология,
изучение которой направлено научное познание. Например, науки об искусстве, история, культурология. Первые
таким объектом могут быть деятельность государства или называют социальными в узком смысле слова, в отличие от
ценности общества, коммуникационные процессы. 3. вышеупомянутого широкого. Вторые — гуманитарными
4Специфика объекта и предмета социально-гуманитарных0 науками. После этой эмпирической классификации
наук. Однако только очень ограниченный в своих пределах необходимо обсуждение критериев разделения на
объект может стать предметом изучения в гуманитарные и социальные науки. 29.
социально-гуманитарных науках. Сложные полномасштабные 30Разделение на социальные и гуманитарные науки. Есть0
объекты «не вмещаются» полностью в рамки научной точка зрения, которая вообще не предполагает
дисциплины. Первой научной процедурой является возможности существования гуманитарных наук. Аргумент
трансформация объекта в предмет науки, ограничивающий состоит в том, что только в науках, подобных наукам о
объект выбранными целями и способами идеализации. природе, производится конструирование предмета
Отношения субъекта к объекту можно назвать отношением исследования из существующего объекта с помощью научной
ученого и изучаемого им объекта. 4. процедуры. В гуманитарных науках предмет науки
5Специфика объекта и предмета социально-гуманитарных0 специально не сконструирован, совпадает с объектом, и
наук. Объект существует независимо от теории как часть речь может идти только о гуманистике, но не о
объективной реальности, данной в практике. Он не специализированной деятельности по производству
представлен в теории в чистом виде, а преобразуется гуманитарного научного знания. 30.
наличными теоретическими средствами соответствующей 31Разделение наук на социальные и гуманитарные науки.0
науки в ее предмет. Подобной процедуры нет во В этой точке зрения игнорируется наличие собственных
вненаучных формах познания. Одна из целей научного научных процедур получения гуманитарного научного
познания — получить посредством адекватных научных знания, которые включают в себя: следование методам
идеализаций предмет познания из его объекта. Такая соответствующей научной дисциплины; постулат
позиция отвергает наивно-реалистические представления и субъективной интерпретации; постулат адекватности. Это
открывает еще одну проблему теории познания — отличает гуманитарные науки от социальных, в которых
взаимоотношения объекта и предмета науки. 5. научное утверждение отнесено к сущности и не является
6Специфика объекта и предмета социально-гуманитарных0 понятным для людей, которых оно описывает. Таким
наук. Именно эта проблема является определяющей для образом, гуманитарные науки получают свои процедуры
разделения на естественные, технические науки и науки научной деятельности и способы конструирования своего
об обществе. Первые изучают присущие природе предмета познания. 31.
объективные закономерности, вторые осуществляют 32Разделение на социальные и гуманитарные науки.0
проектирование средств деятельности. Имеется и другая точка зрения, согласно которой
Социально-гуманитарные науки анализируют как включенность субъекта в объект наук об обществе делает
закономерности социальной жизни, так и ее ценностные все науки этого цикла гуманитарными. Аргументом
состояния и мотивы действующих субъектов. Здесь является то, что предмет социального познания — мир
конструируются разные предметы познания и различными человека, а не вещь. Все социальные науки изучают
способами. 6. деятельность человека, поэтому их можно отнести к
7Специфика объекта и предмета социально-гуманитарных0 гуманитарным наукам. Социальные науки анализируют
наук. В качестве объекта социального познания может процессы, динамику, объективные законы. Любое познание
быть рассмотрено общество в целом, отдельные сферы социально. Специфика же познания общества такова, что в
общественной жизни, конкретные ее проявления, индивиды, широком смысле оно является гуманитарным. 32.
социальные изменения и пр. Бесконечное множество 33Разделение на социальные и гуманитарные науки. Но0
явлений социальной реальности могло породить рассмотренная выше натуралистическая исследовательская
бесконечное многообразие предметов науки, если бы наука программа свидетельствует о том, что в этой группе наук
не была структурирована дисциплинарно и не была бы могут применяться методы, сходные с теми, которые
ограничена в своих познавательных возможностях работают в естествознании. Культурцентристская
имеющимися концептуальными средствами. 7. исследовательская программа более явно подчеркивает
8Специфика объекта и предмета социально-гуманитарных0 «другую» научность знаний об обществе. 33.
наук. Один и тот же объект может изучаться разными 34Разделение на социальные и гуманитарные науки.0
науками, и каждая из них конструирует свой предмет Единая система наук об обществе, называемая
изучения. Такой, например, объект, как человек, в общественными науками, социальными науками (в широком
качестве предмета социологии, политологии, смысле слова), социально-гуманитарными науками,
экономической науки, культурологии предстает различно. подразделяется на социальные (в узком, выше
Социология рассматривает его как часть социального представленном смысле слова) науки и науки
целого, политология — как «политическое животное», гуманитарные. 34.
экономическая наука — как существо, встроенное в 35Разделение на социальные и гуманитарные науки. По0
процесс производства и потребления, культурология — как вопросу об их разделении существует несколько точек
носителя ценностей и определенных символических схем зрения. Разделение наук по предмету: социальные науки
поведения. 8. изучают общие социальные закономерности, структуру
9Специфика объекта и предмета социально-гуманитарных0 общества и его законы, гуманитарные науки —
наук. Как видим, осуществляется сложная процедура человеческий мир. Разделение наук по методу, социальные
трансформации объекта исследования в предмет науки. При науки — это те, в которых используется метод
этом процедура применения научного знания к объекту объяснения, гуманитарными называют науки, где базовым
познания обладает не меньшей сложностью, чем методологическим средством является понимание.
конструирование предмета познания. Наука не может Разделение наук одновременно по предмету и методу. Это
решить всех проблем, она не может решить многие предполагает, что специфический объект диктует
проблемы, в частности, потому, что к их решению не специфические методы. Разделение наук в соответствии с
готово общество. 9. исследовательскими программами. 35.
10Специфика объекта и предмета социально-гуманитарных0 36Разделение на социальные и гуманитарные науки.0
наук. Методология социально-гуманитарных наук имеет как Представитель Баденской школы неокантианства В.
общенаучное содержание, так и специфику, характерную Виндельбанд (1848—1915) противопоставил естественным
для нее в различных областях знания. Методология наукам исторические, или иначе: наукам о природе —
определяется обычно как рационально-рефлексивный анализ науки о культуре. Им соответствует различие в методах.
методов познания и практики. Такое определение Первые используют номотетический (обобщающий метод),
необходимо, но недостаточно для социально-гуманитарных вторые — идиографические (описательные,
наук. Оно ориентировано на классическую модель индивидуализирующие методы). Другой представитель этой
научности естествознания с характерными для нее школы — Г. Риккерт (1863—1936) считал, что науки
субъект-объектными отношениями. 10. делятся на науки о природе (естествознание) и науки о
11Специфика объекта и предмета социально-гуманитарных0 культуре, об истории, чему соответствует различие
наук. В социально-гуманитарном знании преобладают схемы методов: обобщающие, независимые от ценностей,
неклассической и постнеклассической научности, в направленные на выявление закономерностей методы первой
которых учитывается включенность субъекта в изучаемый группы наук, и индивидуализирующие, связанные с
объект — общество, а также включенность в него ценностями методы второй группы наук. 36.
практики, представленной деятельностью преследующих 37Разделение на социальные и гуманитарные науки. Те0
свои интересы групп. Поэтому методология из наук об обществе, которые похожи на науки о природе
социально-гуманитарных наук является не только учением по методам, например социология, получают название
о методах познания и практики, но и дисциплиной, социальных наук, те, которые ближе к истории, являются
изучающей все способы деятельности субъекта познания и науками о культуре, — гуманитарных наук. 37.
практики. 11. 38Разделение на социальные и гуманитарные науки.0
12Специфика объекта и предмета социально-гуманитарных0 Разделение на основе используемых исследовательских
наук. Можно говорить о гуманитаризации естественных программ: к социальным наукам надо отнести те, которые
наук как о проникновении в них методов гуманитарного используют натуралистическую программу с присущей ей
знания. Это накладывает отпечаток на конструирование моделью объяснения, разделением субъект-объектных
предмета науки. Под гуманизацией наук понимают отношений. гуманитарными науками будут называться те,
требование их применения в интересах человечества и которые применяют антинатуралистическую
человечности. Гуманизация может достигаться методами культурцентристскую исследовательскую программу с
научных экспертиз, когда, например, характерным для нее устранением субъект-объектного
технико-экономически успешный проект не принимается, противостояния посредством раскрытия субъектных
если затрагивает экологию или здоровье людей. Тем самым характеристик объекта и использованием «понимающей»
в науку и ее применение вносится некоторая размерность, методологии. 38.
связанная с интересами человека, и она неизбежно вносит 39Разделение на социальные и гуманитарные науки.0
изменение в конструирование предмета познания. 12. Существует известная свобода в расширении сферы
13Субъект социально-гуманитарных наук. Философия0 гуманитарного знания путем применения
часто рассматривала субъекта познания как «мыслящую антинатуралистических культурцентристских стратегий.
вещь» (Р. Декарт), взаимодействующую с материальной Она и рассматривается чаше всего как единственный
вещью. Познание осуществляется субъектом. В переводе с способ увеличения гуманитарной адекватности всего
латинского этот термин означает «лежащий в основании». социального знания. Более того, гуманитарные науки
Без субъекта нет познания. Теория познания строится как выступают в известной мере моделью знания в целом,
теория отношений субъекта к объекту, обеспечивающих поскольку техническое знание обнаружило наличие
получение истинного знания. 13. субъекта в своем объекте, естествознание пересматривает
14Субъект социально-гуманитарных наук. Субъект0 свои объективистские идеалы. Социальная природа науки
познания должен воспроизвести предмет познания, а оказывается методологически значимой для определения ее
значит, косвенно и его объект, стремясь исключить познавательных идеалов. 39.
собственные многообразные характеристики, свои ценности 40Разделение на социальные и гуманитарные науки.0
и идеалы, обеспечить свободное от оценок познание. Это Прослеживается некоторая тенденция отказа от научного
и будет означать объективность знания, его отнесенность доминирования в социальной сфере и тенденция критики
к предмету, а не к познающему субъекту. науки, причем критики во многом справедливой.
Субъект-объектные отношения в познании исторически Подчеркивается значение научно-гуманитарного и
конкретны. Расширялись пределы научного освоения мира, вненаучного социального знания. Их непосредственность,
и то, что не было прежде объектом познания, со временем понятность для неспециалистов, связь с
становилось им. 14. обыденно-практическим сознанием вызывает естественное
15Субъект социально-гуманитарных наук. В итоге под0 доверие к такому типу знания. Однако социальные науки
субъектом познания сегодня понимается как эмпирический несут ответственность перед людьми за состояние
субъект — ученый или научное сообщество, — который социальной жизни, ибо их цель заключается не только в
направляет свою деятельность на объект познания объективном познании, но и в нахождении путей социально
посредством изучения сконструированного им предмета необходимых преобразований. 40.
познания, так и общество в качестве конечного субъекта 41Разделение на социальные и гуманитарные науки.0
познания. Если общество не выработало адекватных Требование понятности, доступности для обсуждения
предпосылок познания, не подготовило новых методов заменяется тут другим — умением раскрыть социальные
познания, то познание не сможет быть осуществлено механизмы, дать возможность их использовать,
наукой. 15. осуществить не только регулятивно-консультативную, но и
16Субъект социально-гуманитарных наук. К специфике0 познавательно-преобразующую, даже технологическую
социально-гуманитарного познания относится то, что функцию. Социальные науки гуманитарно адекватны, если
социальное познание ориентировано преимущественно на выполняют эти задачи. 41.
нормы и идеалы неклассической и постнеклассической 42Разделение на социальные и гуманитарные науки.0
научности. Субъект-объектная схема познания О — S с Адекватной является реакция, когда от социального
самого начала осложнена здесь присутствием субъекта. теоретика требуют обозначить, какие реальные жизненные
Прежняя схема принимает вид: O/S — S. Позже в ней проблемы стоят за его построениями и какой вклад в их
начинает фигурировать практика O/S/P — S, где О — решение он вносит, а от ученого-гуманитария требуют
объект познания, S — субъект познания, Р — практика. описания поведения человека в определенной ситуации,
16. уяснения его мотивов, целей и ценностей. Гуманитарное
17Субъект социально-гуманитарных наук. В0 знание об экономических процессах — это знание мотивов
неклассических концепциях принимаются во внимание как экономического поведения, знание поведения человека в
наличие субъекта в самом объекте познания, так и экономических процессах. Социальное экономическое
феномены сознания познающего субъекта, которые в знание есть знание законов и механизмов экономической
конечном итоге должны быть максимально устранены в жизни и путей их использования, осуществления
результате познания. Социальные науки могут познавать экономических целей и мотивов. 42.
объективные закономерности, пробивающие себе дорогу, 43«Общество знания». Роль социально-гуманитарных наук0
несмотря на то, что в обществе действуют люди, в процессе социальных трансформаций. Развитие
наделенные волей и сознанием. Здесь истина предстает естественных, социально-гуманитарных, технических наук
как отражение этих закономерностей. Но и их взаимодействие с обществом, а также рост
социально-гуманитарное познание интересуют также мотивы университетов, престижа образования дали старт
и ценности субъекта, групп, включенных в общество, и процессу, который получил название «онаучивание
объективность познания в этом случае представляет собой общества». Оно состояло в том, что донаучные и
адекватное понимание этих мотивов и ценностей. 17. вненаучные представления людей стали пополняться и
18Субъект социально-гуманитарных наук.0 вытесняться теми, которые пришли вместе с наукой и
Ответственность субъекта познания состоит в получении обрели обыденность в своем употреблении. Онаучивание
достоверного знания. Но в настоящее время сдвигаются вело к повышению уровня рациональности в достижении
рамки взаимоотношения науки и практики. Сегодня многие целей, в улучшении жизни людей, в увеличении населения
достижения науки получены при постановке практических и его благосостояния. Вместе с тем оно разрушало
целей, и функционирование науки в обществе влияет на ее множество иллюзий и ставило вопрос о том, что может и
познавательные средства. Поэтому часто субъект познания чего не может наука. 43.
общества взаимодействует с субъектами его 44«Общество знания». Роль социально-гуманитарных наук0
преобразования или сам одновременно становится таковым. в процессе социальных трансформаций. Вопрос об
Это расширяет область ответственности субъекта ответственности ученых или науки в целом ставится
познания. 18. практически в тех случаях, когда возникает опасность,
19Субъект социально-гуманитарных наук. При расширении0 что научные решения не гарантируют положительного
роли науки в обществе и ее взаимодействии с практикой, социального результата. В большей степени это относится
учете антропологических, экзистенциальных к таким наукам, как экономика, социология,
характеристик, обращении к повседневности субъект юриспруденция, чьи концепции могут быть положены в
познания предстает как целостный человек, но конечным основу решений, предлагающих социальные технологии для
субъектом остается общество. Наука не может сделать практического изменения общественных состояний, и в
больше, чем ей позволяют выработанные обществом меньшей степени — к гуманитарному знанию,
познавательные средства и владеющий ими субъект. 19. осуществляющему консультативно-регулятивную роль. В
20Субъект социально-гуманитарных наук. Особенностью0 любом случае ответственность трактуется как вина за
социально-гуманитарных наук является то, что здесь неоптимальный результат. 44.
субъект представлен дважды — как познающий субъект 45«Общество знания». Роль социально-гуманитарных наук0
(индивид, научное сообщество или общество) и как часть в процессе социальных трансформаций. Источником
объекта познания, ибо в обществе действует наделенный методологической установки, ориентированной на
разумом и волей человек. В целом же субъект-объектное всезнание и всемогущество, является онтологизация
отношение при всех его исторических модификациях идеально чистых, «истинных» объектов науки,
сохраняет свою регулятивную роль в познании. 20. отождествление научных моделей с реальностью. Попытка
21Природа ценностей и их роль в0 навязать реальному объекту свойства идеально чистого,
социально-гуманитарном познании. Социокультурная и оперирование с реальным объектом как с идеальным
историческая обусловленность научного познания рождает убеждение в том, что все, препятствующее этому
осуществляется не только через воздействие социальных процессу, есть следствие теоретических ошибок. 45.
институтов, политику капиталовложений и государственной 46«Общество знания». Роль социально-гуманитарных наук0
поддержки науки, но и на микроуровне, через систему в процессе социальных трансформаций. Итак, важнейшими
ценностных ориентаций самих ученых. Система идеалов, функциями социальных наук является критика
мировоззренческих и этических ценностей с действительности и ее проблематизация. Вопрос же о том,
необходимостью влияют на характер и результаты научной что позитивного для развития общества может дать наука,
деятельности исследователя. 21. который всегда представляется основным, не снимается
22Природа ценностей и их роль в0 этими утверждениями, а требует более
социально-гуманитарном познании. Правомерность такого дифференцированного подхода (применительно к разным
понимания роли нравственных ценностей обоснована в областям знаний) и серьезных обсуждений. Многие
своем классическом виде кантовской постановкой проблемы ожидания от наук об обществе не оправдываются как раз
как диалектики, взаимозависимости теоретического и потому, что остается неизвестным, чего следует ожидать
практического разума. По Канту, теоретический (научный) от тех или иных наук. 46.
разум направлен на познание «мира сущего», практический 47«Общество знания». Роль социально-гуманитарных наук0
(нравственное сознание) разум обращен к «миру должного» в процессе социальных трансформаций. Только разрушая
— нормам, правилам, ценностям. 22. мнимое всезнание, наука может осуществить свою функцию
23Природа ценностей и их роль в0 производства нового знания. Ф. Хайек сравнивал рынок с
социально-гуманитарном познании. Именно практическое, наукой, где не просто производится новое знание, а
нравственное сознание устанавливает моральные запреты производится незапланированно, неожиданно, посредством
на определенные формы и направления интеллектуальной открытия того, что нельзя было предположить до его
активности, отвергает использование субъектом осуществления. Это неожиданно произведенное знание
теоретического разума как «инструмента» в любой сфере вторгается в общество в его самом драматическом
деятельности. Наше время показывает, что это может быть процессе — процессе развития. 47.
сделано в узко корыстных и антигуманных целях, 48«Общество знания». Роль социально-гуманитарных наук0
например, при разрушении экологии природы и человека, в в процессе социальных трансформаций. В частности,
экспериментах на людях, разработке способов их развитие знания способствует смене индустриального
уничтожения и др. 23. общества на информационное, которое еще более усиливает
24Природа ценностей и их роль в0 роль знания в обществе, в экономике, приводя к
социально-гуманитарном познании. Вебер же считал, что возникновению «новой экономики», основанной на научном
выражение «отнесение к ценностям» является «не чем знании. Нарастание роли знания в обществе стало
иным, как философским истолкованием того специфического характеризоваться термином «общество знания». В этом
научного интереса, который господствует при отборе и обществе отсутствие необходимого знания является
формировании объекта эмпирического исследования. Итак, фактором риска. Производство знания, причем знания как
по Веберу, отнесение к ценностям — это методологический научного, так вненаучного, является условием
прием, который не влияет напрямую на существования общества. 48.
субъективно-практические оценки, однако выполняет 49«Общество знания». Роль социально-гуманитарных наук0
регулятивные и предпосылочные функции. 24. в процессе социальных трансформаций. В XIX в.
25Природа ценностей и их роль в0 социально-гуманитарное знание обрело дисциплинарную
социально-гуманитарном познании. Дискуссия о том, может структуру, с которой мы имеем дело по сей день.
ли быть наука свободной от ценностей, представлена Получение объективных знаний о социальной реальности
двумя основными подходами: 1) наука должна быть стало дисциплинарно организованным путем разделения
ценностно нейтральной, освобождение от ценностей сфер общества и изучающих их дисциплин. Решающую роль в
является условием получения объективной истины, это разделении сфер общества и изучающих их дисциплин
признавалось классической наукой, но сегодня все больше сыграл либеральный принцип, отделивший государство от
осознается как упрощенное и неточное; 2) от ценностей экономики и выделивший экономику, политику, культуру и
невозможно и не следует освобождаться, они являются социальную сферы и изучающие их дисциплины. 49.
необходимым условием для становления научного знания, 50«Общество знания». Роль социально-гуманитарных наук0
но необходимо найти рациональные формы, в которых в процессе социальных трансформаций. В целом
фиксируется их присутствие и влияние на знание, а также социально-гуманитарные науки могут играть значительную
в целом понимается их роль в каждой из наук. 25. роль в преобразовании общества. Так, немецкое
26Природа ценностей и их роль в0 послевоенное «чудо» — следствие применения идей
социально-гуманитарном познании. История науки немецких экономистов-ордолибералов, японское
показала, что прямое вмешательство послевоенное «чудо» — следствие реализации проекта
социально-политических и идеологических требований в японских социологов. Идеи английского социолога Э.
естественные науки недопустимо и приводит к Гидденса и немецкого философа Ю. Хабермаса подготовили
возникновению вульгарных форм, псевдонаучных политику новых лейбористов в Англии и Г. Шредера в
«монстров», как, например, «арийская физика» в Германии Германии. 50.
1930-х гг. или «лысенковская биология» и преследование 51«Общество знания». Роль социально-гуманитарных наук0
генетики в СССР. В последние десятилетия не только за в процессе социальных трансформаций. В «обществах
рубежом, но и в отечественной философии проделана знания» экспертные оценки ученых должны прогнозировать
существенная аналитическая работа по выявлению риски и пути их уменьшения. В этом состоит значение
ценностных форм и компонентов в структуре научного опережающих социальных исследований. Для предотвращения
знания, в его предпосылках и основаниях. 26. техногенных, политических и других рисков социальные
27Коммуникативность: методологические следствия и0 инновации должны предшествовать технологическим,
императивы. Проблема коммуникативности исследуется политическим и пр. 51.
сегодня в различных направлениях и аспектах. Во-первых, 52Спасибо за внимание! 52.0
52 «Социально-гуманитарные науки» | Социально-гуманитарные науки 0
http://900igr.net/fotografii/filosofija/Sotsialno-gumanitarnye-nauki/Sotsialno-gumanitarnye-nauki.html
cсылка на страницу
Урок

Философия

19 тем
Фото
Презентация: Социально-гуманитарные науки | Тема: Наука | Урок: Философия | Вид: Фото
900igr.net > Презентации по философии > Наука > Социально-гуманитарные науки