Индия Скачать
презентацию
<<  Мир Индии Города Индии  >>
Искусство Древней Индии
Искусство Древней Индии
Города имели правильную планировку, их широкие улицы с высокими
Города имели правильную планировку, их широкие улицы с высокими
Города имели правильную планировку, их широкие улицы с высокими
Города имели правильную планировку, их широкие улицы с высокими
Огромные средства тратились Маурьями на постройку культовых сооружений
Огромные средства тратились Маурьями на постройку культовых сооружений
Основными буддийскими сооружениями были ступы – мемориальные памятники
Основными буддийскими сооружениями были ступы – мемориальные памятники
Каменная ограда вокруг ступы возведенная уже в 1. До н.э. по типу
Каменная ограда вокруг ступы возведенная уже в 1. До н.э. по типу
Все фигуры даются в разных масштабах и разных техниках, в зависимости
Все фигуры даются в разных масштабах и разных техниках, в зависимости
Не менее совершенное мастерство камнерезных работ демонстрировали и
Не менее совершенное мастерство камнерезных работ демонстрировали и
Одним из самых прекрасных образцов храмового скального зодчества
Одним из самых прекрасных образцов храмового скального зодчества
Черты буддийского искусства, которые в течение последующих столетий
Черты буддийского искусства, которые в течение последующих столетий
Для передачи неведомого ранее божественного облика Будды и его
Для передачи неведомого ранее божественного облика Будды и его
Одухотворенность греческой пластики соединились в тонких чертах лица
Одухотворенность греческой пластики соединились в тонких чертах лица
Одухотворенность греческой пластики соединились в тонких чертах лица
Одухотворенность греческой пластики соединились в тонких чертах лица
Для его юных помощников – царевичей бодхисатв, оставшихся на земле
Для его юных помощников – царевичей бодхисатв, оставшихся на земле
Искусство Индии 4 – 5вв н.э
Искусство Индии 4 – 5вв н.э
В культовом зодчестве попрежнему создаются ступы и пещерные храмы, но
В культовом зодчестве попрежнему создаются ступы и пещерные храмы, но
Стремление к обильной роскоши и утонченности, предвосхищающее будущее
Стремление к обильной роскоши и утонченности, предвосхищающее будущее
Одним из лучших художественных ансамблей, которые создавались в период
Одним из лучших художественных ансамблей, которые создавались в период
Помимо буддийских сюжетов в храмах Аджанты встречаются скульптуры на
Помимо буддийских сюжетов в храмах Аджанты встречаются скульптуры на
Внутренние помещения храмов Аджанты покрыты почти целиком
Внутренние помещения храмов Аджанты покрыты почти целиком
Превосходным примером мастерства живописцев Аджанты может служить
Превосходным примером мастерства живописцев Аджанты может служить
Боги, люди и звери – все проникнуто поэзией, любовью к природе
Боги, люди и звери – все проникнуто поэзией, любовью к природе
К росписям Аджанты ближе всего по характеру живописи росписи храмов
К росписям Аджанты ближе всего по характеру живописи росписи храмов
Характерными чертами для всего древнего периода индийского искусства
Характерными чертами для всего древнего периода индийского искусства
Искусство средневековой Индии
Искусство средневековой Индии
Утверждение феодализма сопровождалось в Индии целым рядом важных
Утверждение феодализма сопровождалось в Индии целым рядом важных
В 7 – 8 веках началась вторая эпоха индийского пещерного строительства
В 7 – 8 веках началась вторая эпоха индийского пещерного строительства
Уже ранние, относящиеся к 7 веку храмы Эллоры, расположенные
Уже ранние, относящиеся к 7 веку храмы Эллоры, расположенные
Стремясь передать щедрость и изменчивость природных сил, которые
Стремясь передать щедрость и изменчивость природных сил, которые
Каждая из ратх была названа именем божества или легендарного героя
Каждая из ратх была названа именем божества или легендарного героя
Особенно остро чувство единения с природой проявилось и в дополняющем
Особенно остро чувство единения с природой проявилось и в дополняющем
И поныне люди, увидевшие Кайласанатху, задаются вопросом, как можно
И поныне люди, увидевшие Кайласанатху, задаются вопросом, как можно
На рубеже 10 – 11 веков в крупных городах почти одновременно возникли
На рубеже 10 – 11 веков в крупных городах почти одновременно возникли
На рубеже 9 – 10 веков уже отчетливо выявились и характерные различия
На рубеже 9 – 10 веков уже отчетливо выявились и характерные различия
Южные храмы увенчивались многоярусной пирамидальной башней,
Южные храмы увенчивались многоярусной пирамидальной башней,
Развитие скульптуры северного типа завершилось в 13 веке созданием
Развитие скульптуры северного типа завершилось в 13 веке созданием
Вершиной средневекового зодчества Южной Индии является Брихадешвара
Вершиной средневекового зодчества Южной Индии является Брихадешвара
На юге где индуизм на протяжении средних веков приобрел особую власть
На юге где индуизм на протяжении средних веков приобрел особую власть
Помещенная в огненном круге бронзовая фигура божества, пляшущего на
Помещенная в огненном круге бронзовая фигура божества, пляшущего на
В XII—XIII вв
В XII—XIII вв
Образцом этого стиля служит мавзолей Акбара в Сикандре (начало XVII в
Образцом этого стиля служит мавзолей Акбара в Сикандре (начало XVII в
Архитектура Древней Индии
Архитектура Древней Индии
Архитектура Древней Индии
Архитектура Древней Индии
Недалеко от Сикандры по приказу Акбара был выстроен город
Недалеко от Сикандры по приказу Акбара был выстроен город
Фатхпур-Сикри, соборная мечеть
Фатхпур-Сикри, соборная мечеть
Гробница шейха Салима Чишти
Гробница шейха Салима Чишти
При Шах-Джахане (1627—58), одном из преемников Акбара, архитекторы
При Шах-Джахане (1627—58), одном из преемников Акбара, архитекторы
Стены Тадж-Махала выложены белым полированным мрамором с инкрустацией
Стены Тадж-Махала выложены белым полированным мрамором с инкрустацией
Стены Тадж-Махала выложены белым полированным мрамором с инкрустацией
Стены Тадж-Махала выложены белым полированным мрамором с инкрустацией
Стены Тадж-Махала выложены белым полированным мрамором с инкрустацией
Стены Тадж-Махала выложены белым полированным мрамором с инкрустацией
Стены Тадж-Махала выложены белым полированным мрамором с инкрустацией
Стены Тадж-Махала выложены белым полированным мрамором с инкрустацией
Стены Тадж-Махала выложены белым полированным мрамором с инкрустацией
Стены Тадж-Махала выложены белым полированным мрамором с инкрустацией
Архитектура Древней Индии
Архитектура Древней Индии
Архитектура Древней Индии
Архитектура Древней Индии
В двух других школах индийской живописи, в Раджастхане и возникшей
В двух других школах индийской живописи, в Раджастхане и возникшей
Кришна среди девушек, раджпурская школа
Кришна среди девушек, раджпурская школа
Дерущиеся олени 17в
Дерущиеся олени 17в
Женщина с павлином шк
Женщина с павлином шк
Знатный господин едущий на слоне шк
Знатный господин едущий на слоне шк
Архитектура Древней Индии
Архитектура Древней Индии
Период исламского искусства Индии с его уникальными образцами
Период исламского искусства Индии с его уникальными образцами
Презентация создана по материалам Коллекции Мировой художественной
Презентация создана по материалам Коллекции Мировой художественной
Фото из презентации «Архитектура Древней Индии» к уроку географии на тему «Индия»

Автор: . Чтобы познакомиться с фотографией в полном размере, нажмите на её эскиз. Чтобы можно было использовать все фотографии на уроке географии, скачайте бесплатно презентацию «Архитектура Древней Индии» со всеми фотографиями в zip-архиве размером 3359 КБ.

Скачать презентацию

Архитектура Древней Индии

содержание презентации «Архитектура Древней Индии»
Сл Текст Эф Сл Текст Эф
1Искусство Древней Индии. автор Зырянова Е.В.0 28множество мелких государств. С этого времени Индия0
2Древняя Индия – страна волшебных сказок и0 вступила в новый исторический этап – средневековье.
удивительных чудес – подарила миру бесценные Крупнейшими земельными собственниками стали
художественные сокровища. Памятники древнеиндийской князья-махараджи.
архитектуры, скульптуры и живописи отличаются такой 29Утверждение феодализма сопровождалось в Индии целым0
живой силой воздействия и такой самобытной красотой, рядом важных перемен и в духовной жизни. Ряд из них
что их невозможно спутать с памятниками другой страны. наметился еше в период Гуптов. Уже тогда буддийское
Зародившаяся в столь же отдаленные времена, как и вероучение начало постепенно оттесняться волной
культура Передней Азии и Египта, индийская культура возрождающихся брахманских верований. Но тогда буддизм
прошла в древности тот же путь развития, что и эти был еще важной опорой центральной государственной
страны. Но она сложилась в несколько иных природных власти. Новобрахманское учение средневековья,
условиях, что наложило на её формирование особый укреплявшее власть местных феодалов. Поддерживало
отпечаток. Вера в чудодейственную силу природы стала разобщенность страны. Оно возродилось уже под именем
основой всей индийской мифологии, индийской культуры. индуизма – религии вобравшей в себя целый ряд
Индийская мифология дала огромный материал для разнообразных верований от культа предков и
изобразительного искусства. Неразрывно сплетенные друг первобытного почитания природных сил, поклонения
с другом архитектура, скульптура и живопись донесли до священным животным до сложных учений классового
нашего времени в земных и прекрасных, а порой и общества. Хотя по-прежнему почиталась брахманская
устрашающих образах людей, зверей и демонов то триада с Брахмой во главе, основными божествами
легендарно-мифологическое ощущение мира, которое индуизма стали Вишну – хранитель мира и Шива –
зародилось в недрах индийской фантазии ещё в глубокой олицетворяющий движение жизни в природе, ее
древности. созидательные и разрушительные начала. Им посвящались
3Археологические изыскания в Мохенджо-Даро (в Синде,0 основные храмы и приносились жертвы.
на берегу реки Инд) и в Хараппе (в Пенджабе на берегу 30В 7 – 8 веках началась вторая эпоха индийского0
реки Рави) показали, что уже в 3 – 2 тыс. до н.э. на пещерного строительства, которая проходила под знаком
Северо-западе Индостана сложились ранние классовые прославления богов индуизма, используя для этого иные,
отношения, возникли государства и многолюдные города, чем прежде, выразительные приемы. Особенно интенсивным
которые вели широкую торговлю с другими странами. оно было в районах Декана и Южной Индии, куда
Открытые археологами дома, улицы и кварталы показали, переместился центр культуры, отчасти из-за беспрерывных
что города Мохенджо-Даро и Хараппы были самыми большими вторжений, которым подвергался север. Ощущению
из тех, что до сих пор удавалось обнаружить, что долгое драматизма эпохи, полной смут и тревог, стремлению
время они жили богато и спокойно. Это подтвердили прославить подвиги божеств и легендарных героев
крупные склады зерна, доки, обширные рынки, те отвечали и новые грандиозные масштабы храмов,
удобства, которые были продуманы для жизни их заполненных монументальными рельефами. Крупнейшие
обитателей. Древнейшая культура Индии и искусство индийские пещерные комплексы Эллоры и острова Элефанта,
ранних государств (26в. до н.э. – 3. до н.э.). начавшие возводиться в 7 – 8 веках и продолжавшиеся
4Города имели правильную планировку, их широкие0 сооружаться вплоть до 13 века, далеко отошла от своих
улицы с высокими трехэтажными домами из хорошо древних буддийских прообразов, в основе которых лежали
обожженного и оштукатуренного поверху кирпича идеи отшельнической жизни и созерцательного покоя
пересекались под прямым углом и были снабжены Будды. Мощь и размах брахманских повествовательных сцен
водостоками, канализацией и бассейнами для религиозных требовали больших просторов, чем пространства древних
омовений. Очевидно, что уровень городской жизни не пещер.
уступал уровню месопотамской культуры. 31Уже ранние, относящиеся к 7 веку храмы Эллоры,0
5Культура Мохенджо-Даро и Хараппы погибла в середине0 расположенные неподалеку от пещер Аджанты, отличались
2 тысячелетия до н.э. в результате вторжения в долину большей сложностью форм, громадностью внутренних
Инда племен ариев, стоявших на более низкой ступени дворов. Двух- и трехэтажные залы, высеченные друг над
развития и смешавшихся с коренным населением страны. другом в толще скалы, достигали в глубину до 40 метров.
Последующий период известен нам главным образом по Длинные галереи, многоколонные террасы так же, как и
древнейшему литературному памятнику Индии — Ведам, стены сумрачных храмовых помещений, были покрыты
создание которых относится ко 2 тысячелетию до н.э. В горельефными, почти отрывающимися от стены
гимнах, обращенных к богам, Веды передают религиозные и изображениями брахманских, а порой и буддийских
философские представления, изображают жизнь и быт божеств, героев эпоса.
ариев, населявших территорию Пенджаба, и окружавших их 32Стремясь передать щедрость и изменчивость природных0
племен. Боги, описанные в Ведах, олицетворяли природные сил, которые олицетворяли божества Вишну и Шива,
явления; описания природы в ведических гимнах наполнены мастера придавали им фантастический облик многоголовых
глубоким поэтическим чувством. Люди разговаривают с и многоруких существ. Особенно популярным стало
одушевленной ими природой, наделяя ее божественными изображение многорукого Шивы – царя танцев, мощными
качествами. Но все же они мыслились в прекрасном облике ритмами своих движений осуществляющего круговращение
людей, благожелательных ко всем земным существам. В Вселенной. Новые черты времени с особой наглядностью
Ригведе прославляются боги трех сфер: Индра – бог проявились и в монументальной фигуре трехликого Шивы,
грозы, Агни – бог огня, Сурья, Митра и Савигару – боги составляющей композицию пещерного храма на острове
солнца, Варуна – бог неба, а позднее и водной стихии, Элефанта. Величественный бюст трехликого божества,
Притхви – богиня земли, Рудра (прообраз Шивы) – одновременно воплощающего силы разрушения. Созидания и
божество олицетворяющее разрушительные стихийные силы. покоя, словно вырастал из каменной глыбы. Поражает
Каждый из ведических богов считался высшим в своей огромность масштабов этой статуи. Высота одних только
сфере. Но в поздних гимнах особо выделяются Индра и голов достигает шести метров, тогда как грандиозность
Агни, совершающие свои полеты по Вселенной в будто скрытого в камне туловища может только
великолепных колесницах. Все эти божества вместе с домысливаться воображением зрителей.
сонмом духов плодородия составили огромный круг 33Несмотря на повсеместное развитие пещерного0
персонажей последующего изобразительного искусства. В зодчества, оно все же не могло полностью удовлетворить
Ведах упоминается так же о музыке и архитектуре того потребностей индуизма в повествовательных видах
времени. Судя по описаниям, люди «ведической» поры жили искусства, гласящих о подвигах легендарных героев и
замкнутой патриархальной жизнью в небольших селениях, титанических деяниях богов. Одновременно с пещерными
состоящих из круглых в плане деревянных построек с храмами в 7 – 8 веках начинают воздвигаться и наземные
полусферическими и коническими крышами. Деревню культовые сооружения, широко открытые для обозрения. В
окружала ограда, вокруг которой шла круговая тропа. Две них можно увидеть еще больше новых, характерных для
широкие, пересекающиеся по прямым углом улицы делили её средневековья особенностей. Основная масса скальных и
на четыре части и завершались четырьмя воротами. наземных храмов в 7 веке была сосредоточена в южных
6государство Маурьев. Художественная жизнь Древней0 районах Индии. Таковы выросшие в городе Махабалипураме
Индии достигла зрелости и полноты своего расцвета в на морском побережье близ Мадраса в период расцвета
конце 1-го тыс. до н.э., когда после отражения государства Паллавов пять небольших сооружений – ратх.
Чандрагуптой из рода Маурья натиска войск Александра Высеченные целиком из огромных валунов эти храмы были
Македонского, страна оказалась объединенной в обширное не столько произведениями архитектуры, сколько
государство Маурьев. Царь Ашока (ок. 273 – 232гг. до огромными скульптурными монументами, обработанными с
н.э.) ешё более расширил её территорию. Громадное ювелирной тщательностью и большой художественной
государство Маурьев установило при нем многочисленные фантазией. В этих «моделях» домов все внимание
торговые и культурные связи с разными странами – уделялось внешней отделке фасадов, внутреннее
Шри-Ланкой(Цейлоном), Сирией, Египтом и др. От этого пространство было незначительным или отсутствовало
времени до нас сохранились и многие произведения вовсе.
индийской архитектуры и скульптуры, поскольку храмовые 34Каждая из ратх была названа именем божества или0
и мемориальные сооружения той поры выполнялись уже легендарного героя эпоса «Махабхарата» и имела свой
целиком из камня. неповторимый облик. Дхармараджаратха представляла собой
7Огромные средства тратились Маурьями на постройку0 кубическую в основании ступенчатую пирамиду, увенчаную
культовых сооружений. Стремления увековечить деяния по углам и сторонам ярусов нарядными шлемовидными
правителей воплотилось в щедром применении камня. шатрами; Арджунаратха воспроизводила тип сельской
«Вечных» форм требовала и новая, укрепляющая власть хижины; Бхимаратха – тип двухэтажной постройки со
правителей идеология. При Ашоке впервые государственной сводчатым перекрытием. Но все они по своим ритмам и по
религией был объявлен буддизм, одно из самых мощных компактности нарядных форм дополняли друг друга.
религиозных течений Востока. Основателем этого учения Свободно поставленные ратхи как бы составляли часть
считался царевич Сиддхарта Гаутама, живший в 6в. до вольного мира. Этому ощущению помогали и
н.э. Утверждение буддизма государственной идеологией крупномасштабные статуи быка, льва и слона. Высеченные
повлекло за собой широкое строительство храмов и из тех же валунов и расположенные рядом со святилищами.
мемориальных сооружений, посвященных Будде. В этих 35Особенно остро чувство единения с природой0
сооружениях нашли отражение и ранее существовавшие проявилось и в дополняющем ансамбль огромном скальном
архитектурные традиции и народная мифология, рельефе Махабалипурама. Посвященный мифу о нисхождении
соединившаяся со сказаниями и легендами о жизни, священной реки Ганга на землю к людям.
подвигах и перевоплощениях Будды(джатаках). Сам образ 36В 8 веке окончательно завершился в архитектуре и0
Будды в ранних буддийских памятниках не получил зримого скульптуре переход от древнего искусства к образам
воплощения. Он воспроизводился только через ряд средневековья. Огромный строительный опыт позволил
символов – колесо закона (знак поворотного момента в мастерам в 8 веке вырубать в скалах грандиозные и
его сознании в момент его просветления), ланей, неповторимые в своей выразительности пространственные
слушающих его проповедь, слонов, поклоняющихся дереву, комплексы. Таков классический памятник раннего
под которым он предавался раздумьям. индийского средневековья – храм Кайласанатха в Эллоре
8Основными буддийскими сооружениями были ступы –0 (храм владыки горы Кайласа в Эллоре – вершины мира,
мемориальные памятники в честь деяний Будды, хранящие место легендарного обитания бога Шивы). По своим
его священные реликвии, столбы – стамбха, на которых архитектурным формам храм Кайласанатха приближается к
высекались буддийские проповеди, и скальные храмы, ступенчатым ратхам Махабалипурама. Но величие его
символизирующие отшельническую жизнь Будды в пещере. размеров и пространственного замысла поистине
Все ранние буддийские архитектурные памятники Индии неповторимы. Невероятные усилия, вложенные в сооружение
поражают своей простотой и величавой мощью. Ступа этого монумента, уже в те времена осознавались как
представляла собой грандиозный, лишенный внутренних нечто чудодейственное.
помещений, полусферический холм, выложенный из кирпича 37И поныне люди, увидевшие Кайласанатху, задаются0
и камня поставленный на высоком барабане, он завершался вопросом, как можно было без сложных механизмов высечь
реликварием (дарохранительницей), так называемой из цельной каменной глыбы такой огромный монумент.
священной горой, или оградой с шестом посередине, Сверкающая красота этого символического центра
унизанным дисками – символами небесных ступеней. мироздания подчеркивалась белизной отполированной до
Пластичность каменной массы особенно ощутима в ступе, блеска штукатурки, покрывающей весь ансамбль.
возведенной в 3 – 1вв. до н.э. в Санчи. Тяжелое и Кайласанатха делилась на три большие части и, кроме
грузное, облицованное каменными блоками монолитное тело того, имела дополнительные помещения, сгруппированные
ступы, насчитывающее в основании около 32 метров, вокруг основного массива и посвященные богам. Связанным
напоминает огромную перевернутую чашу. Величавая с культом Шивы. Каждая из этих частей настолько густо
строгость и монументальность форм этого памятника покрывалась рельефными и монументальными скульптурными
далеки от кристальной четкости величественных пирамид композициями. Что нельзя было обнаружить сколько-нибудь
Египта. Ступа как бы первооснова земных сил, её гладкой поверхности стен. Фигуры представали в таких
стихийной мощи. разнообразных масштабах, в таких смелых ракусах, что
9Каменная ограда вокруг ступы возведенная уже в 1.0 стена подчас воспринималась как живая, движущаяся масса
До н.э. по типу старинных деревянных сельских оград, тел. Необычайное богатство выразительных средств,
так же имела четверо традиционных ворот – торана, многообразие и красота орнаментальных мотивов,
ориентированных по четырем сторонам света. Эти каменные виртуозное мастерство обработки камня отличают
ворота представляли собой два высоких и массивных Кайласанатху, создание которой завершило собой
столба, несущих три пересекающих их перекладины, последний взлет скального зодчества.
расположенные одна над другой. Самая высокая 38На рубеже 10 – 11 веков в крупных городах почти0
завершалась фигурами гениев-охранителей и буддийскими одновременно возникли большие комплексы наземных
символами – колесом закона и крылатыми львами. храмов, отразившие особенности местных архитектурных
Перекладины ворот, промежутки между ними и сами столбы школ В целом система индуистского храма была несложной.
сплошь заполнялись скульптурой. Между сценами не было Ядро храма составляло кубическое по форме святилище –
тесной сюжетной связи. Рельефы посвящались как вимана с небольшим внутренним пространством –
буддийским темам, так и более древним темам индийской гарбха-гриха («чрево храма»), где помещалась главная
мифологии. Живые и подвижные образы, выполненные в святыня, недоступная взорам толпы. Вимана увенчивалась
рельефе и круглой скульптуре, являлись не только башней-шикхара и была самой высокой частью храма. За
религиозными символами, но воплощали в себе ней следовал притвор и многоколонный зал или галерея –
многогранность и богатство народной фантазии, образцы мантапа, место собрания молящихся.
которой нам сохранила Махабхарата. 39На рубеже 9 – 10 веков уже отчетливо выявились и0
10Все фигуры даются в разных масштабах и разных0 характерные различия между северными и южными типами
техниках, в зависимости от занимаемого ими места. Они построек. Северный тип отличался мягкими,
показаны то в плоском рельефе, то в высоком, то в криволинейными, словно набухающими очертаниями своих
объемных формах круглой скульптуры, что создает богатую высоких башен (храм Лингараджа), увенчанных каждая
игру света и тени на поверхности ворот, подчеркивает символическим кольцом-амалака («плод лотоса») наверху.
высокое пластическое мастерство резьбы по камню. 40Южные храмы увенчивались многоярусной пирамидальной0
Необычайно поэтично и искусно выточенные в боковых башней, прообразами которой являлись ступенчатые кровли
частях ворот фигуры духов плодородия – якшинь, ратх 7 века Махабалипурама, а затем и стройные,
изображенных в виде юных гибких девушек, качающихся в вытянутые вверх башни Прибрежного храма того же
ветвях. Их упругие, крепкие тела кажутся напоенными Махабалипурама, возведенного уже в 8 столетии.
земными соками, а руки, обнимающие дерево, словно 41Развитие скульптуры северного типа завершилось в 130
сплетены со всем растительным миром. Образы этих юных веке созданием храма в Конараке, посвященного богу
волшебниц проникнуты светлым жизнеутверждением лирики солнца – Сурья. Этот храм –великан явился как бы
Вед. апофеозом мощи средневекового индийского зодчества.
11Не менее совершенное мастерство камнерезных работ0 Хотя от гигантского сооружения, превосходящего
демонстрировали и новые формы храмов. При Ашоке начали размерами все индийские наземные храмы, сохранилось
высекаться пещерные буддийские монастырские комплексы, только одно здание колонного зала, оно поражает своей
достигающие подчас значительных размеров. Основными их грандиозностью. Сорокаметровая пирамида, венчающая
сооружениями были квадратные залы – вихара, за которыми здание, поставлена на кубический высокий постамент,
в толще каменной глыбы располагались кельи монахов и снабженный двадцатью четырьмя трехметровыми рельефными
храмы – чайтьи. Строгие и величественные помещения колесами и фигурами скачущих коней. Террасы храма также
чайтьий, вытянутые в глубину скалы и разделенные двумя заполнены фигурами небесных музыкантов и танцовщиц, чьи
рядами колонн на три нефа, украшались скульптурой, а плотные, упругие тела искрятся радостью бытия.
подчас и росписями. Внутри храма у закругленной стены 42Вершиной средневекового зодчества Южной Индии0
напротив входа помешалась ступа хранилище реликварий. является Брихадешвара («Большой храм») в Танджуре,
12Одним из самых прекрасных образцов храмового0 созданный около 1000 года. Как и большинство
скального зодчества несомненно была чайтья в Карли (1в. индуистских храмов, он посвящен культу главного
до н.э. – 1в. н.э.). строгий и величественный интерьер божества, тяжеловесные и огромные статуи которого
этой чайтьи, высеченной высоко в горах, был огромным заполняли ниши его нижних ярусов. Идея могущества Шивы
сравнительно с предыдущими храмовыми интерьерами. В воплотилось как в огромности 13-ярусной и 63-метровой
длину он насчитывал 41 метр, ширина его равнялась 15,5 башни, так и в кристаллической четкости её
метра, а высота достигала 15 метров (то есть почти конусообразной формы, пронизанной ритмом свободного
равнялась современному пятиэтажному дому). Пол и движения вверх. Как и в северных храмах, архитектурные
колонны чайтьи, отполированные до блеска, отражали и скульптурные детали обильно покрывают её ярусы. Но
неяркий дневной свет, проникающий сквозь световое окно они настолько подчинены общему силуэту, настолько не
над входом. Портик с массивными столбами так же вычленены из общей массы, что не нарушают чистоты
задерживал проникновение солнечных лучей. Таким линий.
образом, после ослепительного тропического дня и 43На юге где индуизм на протяжении средних веков0
утомительного подъема в гору путник попадал в приобрел особую власть и ревниво оберегал архитектуру и
прохладный сумрак огромного, наполненного тенями скульптуру от каких либо перемен сложилась и более
пространства. Необычайную таинственность и жесткая система канонов, чем в северных районах. Она
значительность интерьеру придавали выстроившиеся вдоль тормозила дальнейшее развитие монументальной пластики,
стен мощные восьмигранные колонны, увенчанные низко связанной с архитектурой. Более свободно могла
спускающимися монументальными капителями в виде развиваться лишь культовая мелкая бронзовая пластика,
опрокинутой чаши лотоса и групп коленопреклоненных отмеченная точностью приемов, живостью передачи
слонов с восседающими на них гениями. Ощущение массы движений, поз и жестов. Среди изображений индуистких
скалы и красоты архитектурного пространства рождали у богов важное место в скульптуре малых форм занимает
людей благоговейный восторг. Ступа, воздвигнутая в образ Шивы Натараджа – царя космического танца.
глубине храма, своими мягкими очертаниями дополняла 44Помещенная в огненном круге бронзовая фигура0
спокойные формы храма. божества, пляшущего на теле поверженного карлика –
13Государство Кушанов. Многообразные художественные0 демона невежества, - плавными ритмами движений своих
поиски подготовили в первых веках нашей эры появление четырех гибких рук и стройных ног как бы воспроизводила
нового важного этапа в развитии индийского искусства. В ритмы круговращения Вселенной. Завораживающая магия
1 – 3вв. н.э. на севере Индии образовалось новое мощное танца – столь высоко ценимого в Индии вида искусства –
государство Кушанов. Оно стало крупным культурным воспроизведена в этом образе с захватывающей силой.
очагом Древней Индии. Хотя буддизм продолжал оставаться Жесты Шивы и поворот его головы продуманы до мельчайших
в нем, как и в других областях Индии, ведущей деталей. Каждая деталь не только пронизана символикой
идеологией, его учение претерпело важные изменения. индуизма, но и исполнена энергии, жизненной
Если в прежнем учении Будда представлялся реальным убедительности.
лицом, учителем и наставником, то новое направление, 45Раннеисламский период. Образование первого в эпоху0
возникшее при Кушанах и получившее наименование Махаяна средневековья крупного централизованного феодального
(большая колесница или большой путь спасения), в государства в Индии сопровождалось утверждением ислама
отличие от старого – Хинаяна (малая колесница), как государственной религии. Однако это нельзя
представило Будду не только как спасителя человечества, объяснить лишь приверженностью к нему пришедших к
но и как божество, вмещающее в себя все человеческие власти иноземных завоевателей и султанов. Проникновение
страдания. Будда был обожествлен и получил впервые мусульманской религии в Индию свидетельствовало о
зримое выражение в искусстве. Важное место в нем заняли крупных изменениях в общественной и политической жизни
и окружающие его божества и духи – добрые гении людей – страны. Индуизм был связан с социальным расслоением,
бодхисатвы, помогающие им в горестях и печалях. В освящал кастовое деление общества — словом, был
индийскую скульптуру и живопись хлынул огромный мир неотъемлемой частью идеологической жизни многочисленных
образов и тем. феодальных государств средневековой Индии, неспособных
14Черты буддийского искусства, которые в течение0 объединиться и находившихся в бесконечной междоусобной
последующих столетий быстро распространились по всей борьбе. С наступлением нового периода феодализма ислам
Индии, странам Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока, в том виде, в котором он был привнесен в Индию, явился
особенно явственно проявлялись на первом этапе в более подходящей государственной религией, чем индуизм
Гандхаре (на территории современного Афганистана и с его сложнейшей догматической и обрядовой системой.
Пакистана). В этой северо-западной области Индии, где Другим преимуществом мусульманской религии перед
после завоеваний Александра Македонского жили греки, брахманской было представление о равенстве людей перед
бактрийцы и малоазийцы, столкнулись и сплавились богом независимо от их расовой и отчасти даже кастовой
воедино черты индийских и эллинистических принадлежности. Благодаря этому многие индусы, особенно
художественных традиций. Здесь сложились и первые низших каст, принимали ислам, надеясь этим улучшить
скульптурные образы Будды в виде идеально прекрасного свое социальное положение.
человека, пребывающего в состоянии глубокого 46Впервые мусульманские завоеватели вторглись на0
созерцательного покоя. территорию Индии еще в VIII в. Спустя пять веков
15Для передачи неведомого ранее божественного облика0 мусульманским правителям удалось покорить почти всю
Будды и его учеников были разработаны сложные страну. Искусство Индии исламской эпохи можно разделить
изобразительные приемы и правила. Ряд особых признаков на раннеисламский период (XI — перв. пол. XVI вв.) и
святости. Для Будды их насчитывалось более тридцати. В период правления династии Великих Моголов (втор. пол.
их числе – миндалевидный овал лица и длинные мочки ушей XVI — XVIII вв.). Период раннеисламского владычества в
– знаки его благородного происхождения, бугор мудрости Индии начался с нашествия мусульман в начале XI в.
на темени, монашеское одеяние, точно определенные позы Завоеватели безжалостно уничтожали святыни «неверных» —
и символические жесты. индуистские и буддийские храмы и целые города, вырезали
16Одухотворенность греческой пластики соединились в0 население, уводили в рабство мастеров-ремесленников.
тонких чертах лица Будды с чертами восточной красоты, а История Индии XIII—XIV вв. ознаменована постоянной
порою и с полнокровной силой брахманских образов. сменой мусульманских династий. Борьба за власть сильно
Прототипами стоящих фигур Будды стали греко-римские ослабила единство мусульманских правителей, и в XV —
статуи, а позы сидящего Будды со скрещенными ногами и начале XVI вв. в Индии образовалось несколько
пятками, вывернутыми наружу, равно как и многочисленные самостоятельных исламских государств, враждовавших друг
жесты поучения, были местными. с другом, как, например, Кашмир, Дели, Гуджарат,
17Для его юных помощников – царевичей бодхисатв,0 Бенгалия, Мальва. Завоеватели пытались приспособить
оставшихся на земле ради спасения людей, - богатые остатки разрушенной архитектуры для собственного
одежды, короны и ожерелья. Поиски красоты и искусства и строительства. Так, целые фрагменты зданий,
выразительности были долгими и приводили подчас к очень прежде всего — колонны, столбы, скульптурные украшения,
разным решениям. Но лучшие гандхарские изображения детали декоративной отделки — были перенесены во вновь
Будды и буддийских святых полны не только величавого построенные мусульманские сооружения.
спокойствия и отрешенности от всего земного, но и 47В XII—XIII вв. в Индии появились основные типы0
глубокой духовной значительности. Именно гандхарские культовых сооружений мусульман — мечети, минареты,
мастера впервые открыли для Индии внутренний мир медресе, мавзолеи. Крупнейший мусульманский комплекс
человека, сумели наполнить его образ достоинством. сохранился в Дели, он относится к началу XIII в. В
18Искусство Индии 4 – 5вв н.э. Последний этап0 комплекс вошли Большая мечеть, гробница, медресе, а
расцвета древнеиндийской художественной культуры также мавзолей. Самой большой достопримечательностью
приходится на 320 – 450гг. н.э., когда Северная и ансамбля стал гигантский минарет Кутб-Минар (1231),
отчасти Центральная Индия были вновь объединены в высота которого превышает семьдесят метров. В основных
большую централизованную империю под властью династии типах архитектурных сооружений раннеисламского периода
Гуптов. Одновременно и яркий и сложный, этот период прослеживаются исламские традиции, но в деталях
стал как бы переходный переходной ступенью от древности культовых построек явно видно влияние индийского
к феодальной эпохе. Вновь возросло значение зодчества. Входные ворота в исламские сооружения
брахманизма, ужесточилось деление общества на касты. напоминают входы в скальные храмы Индии. Как колонны,
Усилилось и поклонение изображениям брахманских так и детали архитектурных украшений с обилием
божеств, сопровождаемое пышными ритуалами. растительного и цветочного орнамента заимствованы из
19В культовом зодчестве попрежнему создаются ступы и0 буддийских и индуистских построек. Минареты, столь
пещерные храмы, но широкое распространение получают и привычные в культовом зодчестве арабских стран, в
иные наземные сооружения. Подобные каменные постройки, мечетях на территории Индии часто отсутствуют. Еще одна
относящиеся к 4 - 5 вв., невелики и стройны по важная особенность архитектуры раннеисламского периода
пропорциям. На севере Индии появляется также особый вид — ее органичная вписанность в окружающую природу. Это
кирпичного башнеобразного храма. Примером такого рода качество издревле было присуще индийским
построек может служить храм Махабодхи в Бодхгайе или архитектурно-скульптурным ансамблям.
храм «Великого просветления» (построенный около 5 в. и 48Империя Великих Моголов. Династия Великих Моголов0
в дальнейшем сильно перестроенный), посвященный Будде и ведёт своё происхождение от Тимура Самаркандского.
представляющий собой своеобразную переработку формы Укрепил власть этого рода в Индии и создал
ступы. централизованное государство на всей её территории
20Стремление к обильной роскоши и утонченности,0 правитель Акбар (1556—1605 гг.). Он вошёл в историю не
предвосхищающее будущее феодальное искусство Индии, только как талантливый организатор и дальновидный
появляется и в изобразительном искусстве. Официальные политик, но и как тонкий знаток и покровитель
религиозные требования и строгие каноны уже наложили на искусства. При дворе правителя находили работу многие
него печать отвлеченной идеализации и условности, индийские архитекторы и художники. Акбар стремился
особенно в скульптурных изображениях Будды. Такова, объединить Индию, и это усиливало влияние индийского
например, статуя из музея в Сарнатхе (5 в. н.э.), искусства на мусульманское. Постепенно исчезли
отличающаяся виртуозностью в обработке камня и застылой сдержанность и простота форм сооружений, архитектура и
идеальной красотой. Будда изображен сидящим с поднятой её убранство стали более сложными.
кверху кистью руки в ритуальном жесте наставления - 49Образцом этого стиля служит мавзолей Акбара в0
«мудра». На его лице с опущенными вниз тяжелыми веками Сикандре (начало XVII в.), находящийся недалеко от Агры
тонкая бесстрастная улыбка. Большой ажурный нимб, — столицы Великих Моголов. Ансамбль расположен в саду,
поддерживаемый с двух сторон духами, обрамляет его окружённом оградой с большими воротами. Главное здание
голову. На пьедестале изображены последователи Будды, имеет три этажа со стрельчатыми арками. Третий этаж
расположенные по сторонам символического колеса закона. представляет собой открытую террасу без покрытия, но по
Образ Будды — утонченный и холодный, в нем нет той углам его находятся четыре небольших купола, каждый из
живой теплоты, которая в целом характерна для искусства которых поддерживают четыре стройные колонны. Во
Древней Индии. Сарнатхский Будда сильно отличается от внутреннем дворе, выложенном мраморной мозаикой,
гандхарских изображений большей отвлеченностью и возвышается ещё одна небольшая терраса — на ней стоит
бесстрастностью. саркофаг Акбара, выполненный из белого мрамора.
21Одним из лучших художественных ансамблей, которые0 500
создавались в период с 3 в. до н.э. и до 7 в. н.э. были 510
буддийские храмы Аджанты, находящиеся в центральной 52Недалеко от Сикандры по приказу Акбара был выстроен0
Индии (нынешняя провинция Бомбей). Самые выдающиеся из город Фатхпур-Сикри, который служил правителю
них созданы в период Гупта. Аджанта была своеобразным резиденцией. В нём находились здания самого различного
монастырем-университетом, где жили и обучались монахи, назначения: дворец, зал для аудиенций, тронный зал,
и служила местом паломничества не только индийцев, но и павильоны и, наконец, соборная мечеть с тремя куполами,
буддистов многих стран, в том числе и китайцев. Храмы в огромном дворе которой располагались два мавзолея
Аджанты (всего 29 пещер) вырублены в почти отвесных (гробница шейха Салима Чишти). Белый и цветной мрамор,
скалах живописнейшей долины над изгибающейся внизу как и в гробнице Акбара, использовался при оформлении
рекой Вагхора. Фасады пещерных храмов, относящиеся к этой уникальной резиденции.
периоду Гупта, пышно декорированы скульптурой. 53Фатхпур-Сикри, соборная мечеть.0
Бесчисленное количество статуй Будды, выполненных в 54Гробница шейха Салима Чишти.0
высоком рельефе, заполняют ниши стен. Пространство 55При Шах-Джахане (1627—58), одном из преемников0
между большими скульптурами покрыто резным орнаментом и Акбара, архитекторы вновь обратились к формам исламской
изображениями учеников и спутников Будды. архитектуры, что привело к возникновению своеобразного
22Помимо буддийских сюжетов в храмах Аджанты0 государственного стиля Моголов, характерным примером
встречаются скульптуры на традиционные сюжеты. К ним которого может служить мечеть Джами-Масджид в Дели.
относится изображение змеиного царя Нагараджа, Выдающийся памятник архитектуры Индии — мавзолей
помещенное в нише одного из внутренних помещений храма Тадж-Махал в Агре (середина XVII в.). Он был выстроен
№ 19 (6 в.). Царь представлен сидящим рядом со своей Шах-Джаханом в память о любимой жене Мумтаз-Махал,
женой. Его тяжелая и массивная фигура занимает здесь же позже был похоронен он сам. Тадж-Махал
центральное место в композиции. Голову в драгоценной расположен в большом парке с фонтанами и бассейном, к
короне окружает традиционный ореол, состоящий из семи мавзолею ведут дороги и канал. Величественное
кобр. Тело покрыто драгоценностями. Он сидит в живой, пятикупольное сооружение вознесено на платформу,
свободной позе, задумчиво смотря в пространство. Рядом отделяющую его от земли. Многоугольное в плане здание
помещена фигура царицы, изображенной по сравнению с ним прорезано глубокими нишами и завершено огромным
маленькой и менее величественной, эта скульптура, как и сферическим куполом. По углам платформы располагаются
другие монументальные памятники Аджанты, выполнена с четыре высокие стройные башни, напоминающие минареты.
большим пластическим мастерством. 56Стены Тадж-Махала выложены белым полированным0
23Внутренние помещения храмов Аджанты покрыты почти0 мрамором с инкрустацией из самоцветов. Фантастический
целиком монументальными росписями. В этих росписях архитектурный образ Тадж-Махала ставит его в один ряд с
мастера, работавшие над ними, выразили с большой силой лучшими памятниками средневековой Индии.
богатство, сказочность и поэтическую красоту своей 57Индийская миниатюра. В эпоху Великих Моголов0
художественной фантазии, сумевшей воплотить живые высшего расцвета достигла индийская миниатюра. Она
человеческие чувства и разнообразные явления реальной представлена тремя основными художественными школами:
жизни Индии. Росписи покрывают сплошь и потолок и придворной могольской, Раджастхана и Пахари. Стиль
стены. Сюжетами их являются легенды из жизни Будды, миниатюр могольской школы («Кормление слона», «Сельский
сплетенные с древними индийскими мифологическими концерт») во многом определялся особенностями жизни при
сценами. Изображения людей, цветы и птицы, звери и дворе Акбара. Здесь собирались художники из разных
растения написаны с большим мастерством. От грубоватых городов и стран, в том числе и европейских. Создавались
и могучих образов периода Ашоки искусство иллюстрации к индийскому эпосу «Махабхарата» и
эволюционировало к одухотворенности, мягкости и «Рамаяна», древнеиндийскому сборнику сказок
эмоциональности. «Панчатантра». Важное место в придворной живописи
24Превосходным примером мастерства живописцев Аджанты0 занимали портреты исторических личностей. Отдельную
может служить знаменитая фигура склонившейся девушки из группу составляли иллюстрации к биографическим и
храма № 2, полная грации, изящества и нежной историческим хроникам того времени: «Бабур-наме»,
женственности. «Акбар-наме», «Шах-Джахан-наме». Стиль большинства
25Боги, люди и звери – все проникнуто поэзией,0 придворных миниатюр напоминал персидские образцы.
любовью к природе. Сочные теплые краски. Нанесенные на Художник наносил рисунок легко, чётко, стараясь не
покрытый гипсом камень стен. Создают с помощью зеркал, упустить ни одной, пусть самой мелкой, но «драгоценной»
улавливающих свет, ощущение живой, осязаемой жизни, детали. При этом каждый элемент картины, обведённый
точные и отчетливые контуры с мягкой подцветкой тонким чётким контуром, имел своё цветовое решение. Это
выявляют объемность форм. Реализм и выразительность придавало миниатюре особую утончённость.
выполненных в столь далекие времена живописных образов 580
удивляют и захватывают людей и сегодня. 590
26К росписям Аджанты ближе всего по характеру0 60В двух других школах индийской живописи, в0
живописи росписи храмов Сигирийи на Цейлоне. Эти Раджастхане и возникшей несколько позже Пахари,
росписи были созданы в скальных пещерах в конце 5 в. основную роль играли сюжеты из легенд о Кришне
Они отличаются от росписей Аджанты несколько большей («Маленький Кришна на цветке лотоса»). Художники
утонченностью и изощренностью . Росписи изображают традиционных индийских школ живописи иллюстрировали
небесных дев апсар со служанками. Их полуобнаженные поэмы «Гитаговинду» и «Бхагаватпурану» — классические
тела украшены ожерельями и драгоценностями, на головах тексты культа Кришны. Целую серию картин представляли
причудливые уборы. Мягкими тенями переданы объемы иллюстрации к месяцам года, связанные с определённым
хрупких подвижных женских фигур, хотя и показанных настроением человека, той или иной музыкой. Подобные
среди облаков, но вполне земных по всему своему облику. миниатюры вновь говорили о нерасторжимой связи всего
27Характерными чертами для всего древнего периода0 живого, о единстве природы и человека — о том главном,
индийского искусства является сила и устойчивость что всегда утверждало индийское искусство.
народных традиций, всегда пробивающихся сквозь 61Кришна среди девушек, раджпурская школа.0
многочисленные религиозные наслоения как в выборе 62Дерущиеся олени 17в.0
сюжетов, так и в содержании многих художественных 63Женщина с павлином шк. Раджастан 16 – 17в.0
образов. В архитектуре долгое время прочно сохраняются 64Знатный господин едущий на слоне шк. Раджастан 16 –0
основные элементы деревянного народного зодчества, 17в.
идущие от древнейших времен. В скульптуре и живописи на 650
основе народной фантазии создаются полные обаяния, 66Период исламского искусства Индии с его уникальными0
гармонии и красоты очеловеченные образы богов и героев, образцами художественного творчества, в которых
ставшие традиционными. Индийское искусство 4 – 5вв., соединились две традиции — мусульманская и индийская,
переплавив и претворив в себе все внешние воздействия, показывает, как могут сосуществовать на одной
вступило на новый путь самостоятельного развития. На территории, в рамках одного произведения искусства две
протяжении древнего этапа развития индийской культуры разные культуры. Этой эпохой завершилось поступательное
сложились важнейшие художественные принципы и образы развитие индийской культуры: в XVIII в. оно было
искусства и литературы. прервано вторжением западноевропейской цивилизации.
28Искусство средневековой Индии. В 6 веке некогда0 67Презентация создана по материалам Коллекции Мировой0
могущественная держава Гуптов пала под натиском кочевых художественной культуры Российского
племен гуннов-эфталитов. Их вторжение принесло огромные общеобразовательного портала (www. school. edu. ru) и :
бедствия индийскому народу. Завоеватели разрушили Н.А.Данилова, Н.А.Виноградова Искусство Древнего мира.
многие цветущие города, погибли замечательные памятники – М.: Дет. лит., 1986. Т.П.Каптерева, Н.А.Виноградова
древней архитектуры и искусства. И хотя власть Искусство средневекового Востока: Очерки. – М.: Дет.
эфталитов продолжалась сравнительно недолго, после лит., 1989.
распада империи Гуптов страна осталась раздробленной на
67 «Архитектура Древней Индии» | Древняя Индия 0
http://900igr.net/fotografii/geografija/Drevnjaja-Indija/Arkhitektura-Drevnej-Indii.html
cсылка на страницу
Урок

География

191 тема
Фото
Презентация: Архитектура Древней Индии | Тема: Индия | Урок: География | Вид: Фото
900igr.net > Презентации по географии > Индия > Архитектура Древней Индии