Русский быт Скачать
презентацию
<<  Русская изба Русский быт  >>
Учебно - методическое пособие «традиционный быт в русском доме»
Учебно - методическое пособие «традиционный быт в русском доме»
Дом 100
Дом 100
Дом 200
Дом 200
Дом 300
Дом 300
Дом 400
Дом 400
ДОМ 500 Каким был внутренний мир русской избы
ДОМ 500 Каким был внутренний мир русской избы
Быт 100
Быт 100
Быт 200
Быт 200
Быт 300
Быт 300
Быт 400
Быт 400
Быт 500
Быт 500
Пища 100
Пища 100
Пища 200
Пища 200
Пища 300
Пища 300
Пища 400
Пища 400
Пища 500
Пища 500
Труд 100
Труд 100
Труд 300
Труд 300
Труд 400
Труд 400
Труд 500
Труд 500
Ремесло 100
Ремесло 100
Ремесло 200
Ремесло 200
Ремесло 300
Ремесло 300
Ремесло 400
Ремесло 400
Ремесло 500
Ремесло 500
Фото из презентации «Дома на Руси» к уроку истории на тему «Русский быт»

Автор: Пользователь. Чтобы познакомиться с фотографией в полном размере, нажмите на её эскиз. Чтобы можно было использовать все фотографии на уроке истории, скачайте бесплатно презентацию «Дома на Руси» со всеми фотографиями в zip-архиве размером 2383 КБ.

Скачать презентацию

Дома на Руси

содержание презентации «Дома на Руси»
Сл Текст Эф Сл Текст Эф
1Учебно - методическое пособие «традиционный быт в2 28всевозможных круп: различные каши, крупеники, овсяные0
русском доме». Главная страница. кисели, запеканки. В более северных краях нашей страны
2Традиционный быт в русском доме. Выход.0 особое значение имеют блюда, приготовленные из пшена.
3Дом 100. Как выбирали наши предки места проживания0 Просо служило сырьем для получения муки, крупы, варки
и строительный материал для дома? Ответ. пива, кваса, приготовления супов и сладких блюд. Эта
4Поселения часто возникали в лесистых местах, по0 народная традиция сохраняется и в настоящее время. Каша
берегам рек, озёр, так как водные пути были тогда была повседневной едой и трёх основных видов –
естественными дорогами, которые связывали рассыпчатая, вязкая и жидкая; в неё добавляли молоко,
многочисленные города Руси. В лесу зверь и птица, смола жир, масло, яйца, грибы и т.д. На Руси их более
и дикий мёд, ягоды и грибы, «Возле леса жить – двадцати: гречневая простая, гречневая с горохом,
голодному не быть» говорили на Руси. Жизненное пшённая, овсяная, пшеничная, морковная, репная,
пространство раньше славяне отвоёвывали себе у леса, гороховая и т.д. Ели каши и с различными добавками из
подсекая и обрабатывая ниву. Строительство начиналось с селёдки, семги, белуги. Особым блюдом на Руси была
валки леса и на расчищенной земле появлялось поселение «кутья», её готовили из зёрен пшеницы с добавлением
- «деревня». Слово «деревня» образовано от слова мёда. Назад. Таблица.
«дервь» (от действия «дърати») – то, что выдирается с 29Пища 400. Какие овощные культуры возделывали на0
корнем (лес и заросли). Строились не день и не два. Руси? Ответ.
Сначала надо было освоить участок. Готовили землю под 30Не только зерновые культуры возделывали наши0
пашню, рубили, корчевали лес. Так возникла «заимка» (от предки. Из древности, сквозь века дошли до наших дней и
слова «занимать»), а первые постройки назывались стали основными на нашем огороде такие культуры, кaк,
«починками» (от слова «почин», т.е. начало). Селились кaпуcтa, свёкла, репа, брюква, тыква, морковь, горох,
рядом родственники и просто соседи (те кто рядом лук, чеснок. Наиболее широко применялась на Руси
«сели»). Для строительства дома наши предки рубили квашеная капуста, которую было возможно сохранять до
деревья хвойных пород (наиболее стойкие к загниванию) и нового урожая. Капуста служила незаменимой закуской,
брали только те, которые падали верхушками на восток. приправой к разным блюдам. Щи из различных видов
Молодые и старые деревья, а также сухостой были капусты являются заслуженной гордостью нашей
непригодны для этого. Священными считались одиночные национальной кухни, хотя их и готовили еще в Древнем
деревья и рощи, выросшие на месте разрушенной церкви, Риме, где специально выращивалось очень много капусты.
поэтому их тоже не брали для постройки дома. Рубили в Просто многие овощные растения и рецепты блюд
морозы, потому, что дерево считалось в это время «перекочевали» из Древнего Рима через Византию на Русь
мертвым (древесина в это время суше). Именно рубили, а после принятия на Руси христианства. Репа в России до
не пилили: считалось, что так дерево лучше сохранится. конца XVIII - начала XIX вв. имела такое значение, как
Брёвна складывали в штабеля, весной с них снимали кору, сегодня картофель. Репу использовали повсеместно и из
выравнивали, собирали в небольшие срубы и оставляли репы готовили множество блюд, фаршировали, варили,
сушиться до осени, а иногда и до следующей весны. парили. Репу использовали как начинку для пирогов, из
Только после этого приступали к выбору места и неё готовили квас. Репка содержит в своем составе очень
строительству дома. Таков был опыт многовекового ценные биохимические соединения серы, являющиеся при
деревянного строительства. Назад. Таблица. регулярном употреблении в пищу отличными
5Дом 200. «Не для лета изба рубится, а для зимы» -0 иммуностимуляторами. Позднее репа стала выходить из
как назывался крестьянский срубный дом и как выбирали употребления , но появился картофель и пословица -
место для него? Ответ. «Картофель – хлебу подмога», стали культивировать
6Самый древний и простой тип русских построек0 помидоры, огурцы. Тыква на Руси появилась в XYI веке и
состоит из «клетей» – небольших четырёхгранных срубов. сразу стала популярной у крестьян благодаря своей
Одна из клетей обогревалась «очагом» и поэтому урожайности, неприхотливости, полезности и способности
называлась «истьба», от слова «истобка», отсюда и к длительному хранению. Свекла считалась исключительно
появилось название русского дома – «изба». ИЗБА – целебным продуктом, с ранней весны до поздней осени
деревянный (бревенчатый) срубный жилой дом. Дома употребляли в пищу и корнеплоды, и ботву растения.
строились большие, все вместе под одной крышей жили Назад. Таблица.
деды и отцы, внуки и правнуки – «Семья сильна, когда 31Пища 500. «Когда в печи жарко – тогда и варко» -0
над ней крыша одна». Избу рубили обычно из толстых как устроена русская печь? 4. 2. 5. 1. 3. 6. Ответ.
брёвен, складывая их в сруб. Сруб складывался из 32У русских уже в давние времена появилась и прочно0
«венцов». Венец – это четыре бревна, уложенные вошла в быт так называемая «русская печь» (1). Хорошая
горизонтально в квадрат или прямоугольник и по углам печь – гордость хозяина., святая святых дома. Огонь
связанные врубками (углубления, чтобы брёвна плотно горевший в печи, давал свет и тепло, на нём готовили
«садились» одно на другое). От земли до крыши таких пищу. Это уникальное сооружение играло роль своего рода
«венцов» надо было собрать около 20. Самым надежным, жизненного центра семьи. Русские печи всегда ставили на
теплым, считалось скрепление бревен «в обло» (от слова «опечке». Это небольшой сруб в три – четыре венца из
«облый» – круглый), при котором круглые бревенчатые круглых брёвен. Поверх него устраивали горизонтальный
концы брёвен врубали друг в друга и они немного «накат», который засыпали песком и мазали толстым слоем
выходили за пределы стены, углы такого дома не глины. Эта глина служила «подом» для печи. В «подпечье»
промерзали. Брёвна сруба связывались так плотно, что хранили ухват, кочергу, совок, считалось, что там же
даже лезвие ножа не проходило между ними. Место для живёт домовой. Печь складывали из камня (кирпича), а
дома выбирали очень тщательно. Никогда не строили избу сверху обмазывали глиной, она должна была как можно
на месте старой, если прежнее жильё сгорело, дольше держать тепло, а дров требовать как можно
разрушилось от бед. Ни в коем случае не ставили избу меньше. С конструкцией печи связана и форма глиняной
«на крови» или «на костях» - там, где на землю упала посуды, в которой готовили пищу (так называемые
хотя бы капля человеческой крови или нашли кости, «славянские горшки». Дело в том, что в этой печи посуда
бывало и такое! Нехорошим считалось место, где однажды нагревается с боков и потому должна иметь большую
опрокинулся воз (в доме не будет богатства), или боковую поверхность. Кроме того, форма горшков
когда-то проходила дорога (по ней в дом могли прийти наилучшим образом приспособлена для ухватов. По
несчастья), или росло кривое дерево. Люди старались размерам печь была почти кубической: длина 1,8-2 м,
приметить, где любит отдыхать скот: это место сулило ширина 1,6-1,8 м, высота 1,7 м. Верхняя часть печи
удачу владельцам построенного там дома. Назад. Таблица. делалась широкой и плоской, удобной для лежания.
7Дом 300. Как называются основные элементы0 Внутреннее пространство печи – «топка» (2), «горнило» –
декоративного убранства избы? 1. 4. 2. 3. Ответ. делали большим: высотой 1,2-1,4 м, шириной до 1,5 м, со
81. «Конёк - охлупень» – оберег дома от злых сил.0 сводчатым потолком и плоским дном – «подом» (3).
Конек вытёсывали из очень толстого дерева, которое Прямоугольное отверстие в передней части горнила -
выкапывали с корнем, корень обрабатывали, придавая ему «чело», «устье» (4)- плотно закрывали большой
вид конской головы. Коньки смотрят в небо и защищают «заслонкой» (5), во избежание потери тепла. Перед
дом не только от непогоды. Конь в древности был устьем устраивали площадку - широкую доску - «шесток»
символом солнца, по старинным поверьям, солнце по небу (6), на неё ставилась утварь, чтобы ухватом задвинуть
везут крылаты невидимые кони, вот и громоздили на крышу её в печь. Справа и слева от шестка располагались
конька, чтобы поддержать солнышко. 2. Из – под конька «зольники», где год хранились горячие угли. Назад.
спускалась искусно вырезанная доска – «Полотенце», Таблица.
названная так за сходство с вышитым концом настоящего 33Труд 100. Развитие каких видов деятельности0
полотенца, и символизирующая солнце в зените, слева от определило обилие лесов на Руси? Ответ.
неё такая же доска символизировала восход солнца, и 34Древнейшие занятия людей были связаны с местами их0
справа символизировала закат. 3. Фасад дома –это стена обитания. Жизнь в лесах и около водоемов определила
выходящая на улицу, - уподоблялась лицу человека. На главные виды деятельности славян – «рыболовство»,
фасаде располагались окна. Слово «окно» произошло от «охота» и «бортничество». Лесные промыслы были большим
древнего названия глаза – «око», и окна считались и существенным дополнением в хозяйстве наших предков. В
глазами на лице дома, поэтому деревянные резные лесах было много всяких зверей: медведей (от слов
украшения окон называются «Наличниками». Часто окна «ведать мёд»), оленей, лосей. Их шкуры служили и
дополнялись «ставнями». В южных избах до окон можно одеждой и одеялом. Охотились на рябчиков, диких уток,
было дотянуться руками, а вот на севере дома ставились зайцев, гусей и другую дичь. Использование даров леса в
на высоком «подклете» (то, что под клетью). Поэтому для старину играло большую роль в питании человека.
закрывания ставней устраивались специальные обходные Ореховое масло было одним из самых распространенных
галереи – «гульбища», которые опоясывали дом на уровне жиров. Ядра орехов толкли, добавляли немного кипятка,
окон. Окна раньше закрывались слюдой или бычьими завертывали в тряпицу и клали под гнет. Масло
пузырями, стёкла появились в XIV веке. Свету такое окно постепенно стекало в миску. Ореховый жмых тоже
пропускало мало, зато зимой в избе лучше сохранялось использовали в пищу - добавляли в каши, ели с молоком,
тепло. 4. Крыша дома с передней и задней стенками в с творогом. В лесах обитало много диких пчёл,
виде бревенчатых треугольников символизировала «лоб» на собирательство их мёда называлось «бортничеством»
лице дома, древнерусское название лба звучит как (происходит от слова «борть» – дупло дерева, где жили
«чело», а выступающие из-под крыши резные доски – дикие пчёлы). Мёд использовали в пищу, и в качестве
«Причелины». Назад. Таблица. лекарства. Из меда приготовляли различные сладкие блюда
9Дом 400. Что символизировали и как были устроены0 и напитки - медки. Занимаясь бортничеством крестьяне
верхняя и нижняя границы в жилом пространстве избы? 1. сами стали делать ульи и разводить пчёл рядом с домом.
2. 3. Ответ. Наши предки были прекрасными рыболовами. Орудием ловли
10Потолок (2) в избе делался из тёса (то есть из0 служил «гарпун» (метательное оружие), а позже
досок, вытесанных из брёвен). Верхней границей избы сплетённые «неводы» - сети. Людей, занятых рыбным
служил потолок. Доски поддерживались «Матицей» (1) – промыслом, тогда принято было называть ловцами, а
особенно толстым брусом, который врубали в верхний торговцев рыбой - рыбаками. Трудно перечислить все виды
венец, когда был поставлен сруб. Матица проходила рыб русских озер и рек. Наиболее высоко по вкусовым
поперёк всей избы, скрепляя и удерживая собой стены, качествам ценились осетровые - так называемая «красная
потолок и основание кровли. Для дома матица была тем рыба». Это название осетровым дано в том смысле и
же, чем для дерева корень, а для человека мать: значении, в каком красным в старину называли все
началом, опорой, основой. К матице подвешивались редкое, дорогое, красивое: «красная девица», «красное
различные предметы. Сюда прибивался крюк для солнышко». Назад. Таблица.
подвешивания очепа с колыбелью (гибкая жердь, даже при 35Труд 200. «Один день - год кормит» - почему для0
легком толчке, такая колыбель качалась). Только тот дом земледельца сроки обработки земли имели важное
считался полноценным, где скрипит очеп под потолком, значение? Ответ.
где детишки подрастая нянчат младших. С матицей 36Крестьяне жили в окружении прекрасной, но суровой0
связывались представления об отчем доме, счастье, природы. Их жизнь зависела от засухи и дождей,
удаче. Не случайно, отправляясь в дорогу, нужно было количества работников в семье, сохранности урожая.
подержаться за матицу. Потолочины на матицу всегда Главным их занятием постепенно становится «земледелие».
укладывались параллельно половицам. Пол (3) – это Сначала зимой вырубали участок леса. Весной его
граница, отделяющая людей от «нелюдей»: домовых и др. выжигали, зола служила удобрением. После этого рыхлили
Пол в доме настилали из половинок брёвен (отсюда и мотыгой, смешивая золу с землёй, а затем поле засевали.
слово «половицы», и он опирался на толстые балки, На большей части России основным пахотным орудием была
врубленные в нижние венцы сруба. Сами половицы «соха» или «плуг», наряду с сохой была известна
связывались с идеей пути. Постель (а в летнее время «косуля», применявшаяся для поднятия нови
часто спали прямо на полу) полагалось стелить поперёк (необработанной почвы). Для разрыхления земли после
половиц, иначе человек уйдёт из дома. А сваты при вспашки, перемешивания пластов и удаления сорных трав
сватовстве старались сесть так, чтобы смотреть им вдоль использовали «бороны - суковатки» (так называли большую
половиц, тогда сговорятся и уведут невесту из дома. ветвь дерева с не до конца обрубленными сучьями). Для
Назад. Таблица. сеяния зерна, семян льна и конопли по всей России
11ДОМ 500 Каким был внутренний мир русской избы? 1.0 применялись корзины - «севалки», для жатвы – «серпы»,
2. 3. 4. Ответ. они были самым распространённым орудием уборки хлебов,
12В крестьянской избе каждый угол имел своё значение.0 для обмолота зерновых культур – «цепы», для обмолота
Основное пространство избы занимала печь (1). Печь льна и конопли – «вальки», для веяния – «лопаты», для
делали из глины с добавлением в толщу камней. Русскую переработки зерна в муку в домашних условиях –
печь использовали для отопления, приготовления пищи «жернова». Крестьяне сеяли просо, пшеницу, ячмень,
людям и животным, для вентиляции и освещения помещения. овёс, рожь, гречиху, коноплю, лен, реже бобы и горох.
Разогретая печь служила постелью для стариков и Хлеб славяне называли «житом» (от слова «жить»), потому
малышей, здесь же сушили одежду. В теплом устье печи что прожить без него не могли: это был главный продукт
мыли младенцев, а если не было бани, то тут «банились» питания. В каждой деревне были свои знатоки , которые
и взрослые члены семьи. На печи хранили вещи, сушили определяли сроки сельскохозяйственных работ. Нужный
зерно, лук, чеснок, она лечила - в ней парились при момент «спелости» земли для пахоты крестьянин определял
недугах. На лавке, что рядом с печью хозяйка готовила по вековому опыту своих предков: взяв в горсть землю и
пищу, сюда же складывались вынутые из печи хлеба. Это крепко сжав её в кулаке, выпускал. Если ком рассыпался
место в избе называлось «Печной угол» или «Бабий угол» при падении – значит земля готова для сева, если падал
- от устья печи до передней стены дома - царство комом – ещё не поспела (т.е. не просохла). В июне
женщины (2), здесь стояла вся нехитрая посуда, которая начинался сенокос, в июле и августе – тяжёлая пора
была в хозяйстве, здесь она работала, отдыхала, растила уборки хлебов. Назад. Таблица.
детей. Рядом с печью на гибкой жерди, закреплённой на 37Труд 300. Откуда возникла пословица: «Посеешь лён,0
матице, висела колыбель. Здесь у самого окна всегда а пожнёшь золото»? Ответ.
ставили ручные жернова – мелющее устройство (два 38Исстари на Руси возделывали лён который и кормил и0
больших плоских камня), поэтому угол ещё назывался одевал людей, наши предки с уважением говорили о нём:
«Жерновым».Парадной частью избы был «Красный угол» (3). «Посеешь лён, а пожнёшь золото». Для переработки
Как бы не располагалась в избе печь (справа или слева стеблей льна в волокно, из волокна в нить использовали
от входа), красный угол всегда находился по диагонали «мялки», «трепала», «гребни», «валёк», «прялки»,
от неё. В самом углу всегда располагали «Божницу» с «самопрялки», «веретёна». Прялка была необходимым
иконами и лампадой, отчего угол получил ещё название предметом крестьянского обихода: это и орудие труда, и
«Святого». «Задний угол» исстари был мужским (4). Здесь украшение избы, и свадебный подарок. Веками технология
помещали «конник» («кутник») - короткую широкую лавку в выращивания и обработки льна оставалась неизменной.
форме ящика с откидной плоской крышкой, в нём хранили Созревший лён теребят, то есть выдёргивают из земли,
инструменты. От двери он отделялся плоской доской , причём вместе с корнями. Затем его высушивают,
которой часто придавали форму конской головы. Это было освобождают от семенных головок (очёсывают), молотят,
место хозяина. Здесь он отдыхал и работал. Здесь плели вымачивают, что позволяет отделить волокно от древесной
лапти, ремонтировали и изготавливали утварь, упряжь, части стебля, мнут и треплют. Трёпанный лён расчесывают
вязали сети и т.д. Назад. Таблица. и получают закрученную тонкую ленту – ровницу. Из неё
13Быт 100. В чём предназначение и местоположение0 долгими зимними вечерами женщины пряли льняную пряжу –
стола в русской избе? Ответ. скручивали в нить волокна льна на веретенах или
14Самое почетное место в «красном углу», кроме0 прялках. Во время прядения пальцы левой руки
божницы, у сходящихся лавок (долгой и короткой) занимал приходилось смачивать, чтобы придать нити «крепость».
стол. Стол обязательно покрывался скатертью. В XI – XII Прядение – довольно сложная и однообразная работа,
веках стол делали глинобитным и неподвижным. Тогда –то чтобы веселее было работать, девушки собирались в
и определилось его постоянное место в доме. Подвижные какой-либо избе, там пели и вели беседы, но и о работе
деревянные столы появляются лишь к XVII – XVIII векам. не забывали. Все старались работать как можно лучше,
Стол делали прямоугольным по форме и располагали всегда ведь по тому , какая нить получиться, будут судить о
вдоль половиц в красном углу. Любое выдвижение его мастерстве девушки. Получив достаточное количество
оттуда могло быть связано только с обрядовой или ниток, из них делали ткань на ручном ткацком станке.
кризисной ситуацией. Стол никогда не выносили из избы, Лён на Руси выращивали не только для того, чтобы из
а при продаже дома стол продавался вместе с домом. него получать очень ценную по своим свойствам льняную
Особую роль играл стол в свадебных обрядах. Каждый этап ткань. Известно о том, что в древней Руси из льняной
сватовства и подготовки к свадьбе обязательно муки, получаемой из размолотых семян льна, пекли
завершался застольем. А перед отправлением к венцу, в вкусный хлеб и лепёшки, льняное масло в постные дни
доме невесты происходил ритуальный обход женихом и добавляли в пищу, а жмых, после извлечения масла, шёл
невестой стола и благословление их. Новорождённого на корм скоту. Назад. Таблица.
обносили вокруг стола. В обычные дни обход стола 39Труд 400. Какой материал использовали для0
запрещался, все должны были выходить с той стороны с изготовления посуды на Руси? Ответ.
какой заходили. Вообще, стол осмыслялся как аналог 40Всё необходимое для домашнего хозяйства крестьяне0
храмовому престолу. Плоскую столешницу почитали «Божьей делали сами. Посуду изготавливали из коры деревьев
ладонью», дающей хлеб. Потому стучать по столу, за (кузовки, чаши, ведра, бочки), вырезали из дерева
которым сидят, скрести ложкой о посуду, бросать остатки (ложки, чашки, тазы), лепили из глины, обжигая затем на
пищи на пол, считалось грехом. В народе говорили: «Хлеб огне в печи. По разному называлась посуда одного
на стол, так и стол престол, а хлеба ни куска – так назначения, но изготовленная из разного материала:
стол доска». В обычное время между застольями на столе сосуд из глины – «горшок», из чугуна – «чугунок», из
могли находиться лишь хлеб, завернутый в скатерть, и меди – «медник». Для приготовления пищи очень долго
солонка с солью. Постоянное пребывание хлеба на столе служили людям глиняные горшки, кувшины. Горшки
должно было обеспечить достаток и благополучие дома. изготавливались самых разных размеров. Главным
Таким образом, стол был местом единения семьи. У достоинством горшка была его прочность. В хозяйстве
каждого домочадца было своё место за столом, которое дорожили горшками и берегли их. Если треснул горшок,
зависело от семейного положения. Самое почетное место его оплетали берестяными лентами и хранили в нём крупы.
за столом – во главе стола – занимал хозяин дома. Позже на смену горшку пришли чугуны – луженые
Назад. Таблица. металлические сосуды, они сохранили форму горшка. На
15Быт 200. При помощи чего и как освещали внутреннее0 протяжении веков было создано огромное множество
пространство избы? Ответ. изделий из дерева, глины, металла. Среди них было
16Слюда, и пузыри, и даже стёкла того времени только0 немало истинно художественных творений, когда бытовой
немного пропускали свет и избу приходилось предмет, не теряя своих утилитарных качеств, вместе с
дополнительно освещать. Самым древним устройством для тем становился произведением высокого эстетического
освещения избы считается «камелёк» - небольшое уровня. Крестьянский дом трудно представить без
углубление, ниша в самом углу печи. В камелёк клали многочисленной утвари, накапливавшейся десятилетиями.
горящую лучину, хорошо просушенная лучина давала яркий «Утварь» – это посуда для заготовки, приготовления и
и ровный свет. Лучиной называли тонкую щепку из берёзы, хранения пищи, подачи её на стол – горшки, латки,
сосны, осины, дуба, ясеня, клёна. Чуть позже камелька лоханки, кринки, миски, блюда, ендовы, ковши, корчики
появилось освещение лучиной, вставленной в «Светец». (из них пили мёд, квас, пиво) и т.д.; всевозможные
Для получения тонкой (менее 1 см) длиной (до 70 см) ёмкости для сбора ягод и грибов – корзинки, кузова,
щепы полено распаривали в печи над чугунком с кипящей туеса и др.; различные сундуки, ларцы, шкатулки для
водой и надкалывали с одного конца топором, затем хранения предметов домашнего обихода, одежды и
раздирали на лучины руками. Вставляли лучины в светцы. косметических принадлежностей; предметы для разжигания
Простейшим светцом был стержень из кованого железа с огня и внутреннего освещения дома – огнива, светцы,
развилкой на одном конце и остриём на другом. Этим подсвечники и многое другое. Назад. Таблица.
остриём светец вставляли в щель между брёвнами избы. В 41Труд 500. Расскажите для какой работы был нужен0
развилку вставляли лучину. А для падающих угольков под ткацкий стан? Ответ.
светец подставляли корыто с водой. Позже появились 42В каждом доме, в каждой избушке в осенние дни пряли0
кованые светцы, в которых горело несколько лучин. По и ткали женщины. Учились они этому с раннего детства, и
большим праздникам для полноты света в избе зажигали годам к шестнадцати девушка была настоящей мастерицей.
дорогие и редкие свечи. Со свечами в темноте ходили в Получив достаточное количество ниток прядением, из них
сени, спускались в подпол. Зимой со свечами молотили на делали ткань на ручном ткацком станке. Каждая
«гумне» (крытая площадка для молотьбы). Свечи были крестьянская семья в старину имела «ткацкий стан». В
сальными и восковыми. Сальные свечи чаще были прошлом мастерицы владели множеством приёмов и видов
«маканцами». Для их изготовления брали говяжье, ткачества. Работа на ткацком стане проходила следующим
баранье, козье сало, растапливали его и макали в него образом: ткачиха садилась на скамеечку перед первым
фитиль перекинутый через лучину, замораживали и так «навоем», нажимала на подножку, соединённый с этой
несколько раз, получали «маканцы», которые часто подножкой «нит» шёл вниз, увлекая за собой один из двух
выходили тощими и неровными. Восковые свечи выделывали рядов «нитей основы». В образовавшийся «зев»
катанием. Воск разогревали в горячей воде, раскатывали прокидывался «челнок с уточной нитью». Затем крестьянка
в валик, плющили его в длинную лепёшку и, положив на нажимала вторую подножку, происходило чередование нитей
край лепёшки фитиль из льна или пеньки, вновь основы: верхние нити опускались вниз, нижние
закатывали в валик. Назад. Таблица. поднимались наверх. В образовавшийся «зев» пропускался
17Быт 300. Как использовались в доме кочерга, ухват,0 челнок, а затем нити утка прибивались «бердом». За зиму
помело и хлебная лопата? Ответ. хозяйка должна была наткать столько полотна, чтобы
18В народе говорили: «Кочерга в печи хозяйка». В0 хватило на всю семью до следующей зимы, так как все
старину печная кочерга была одним из символов домашнего ходили в одежде сшитой своими руками из домотканой
очага, дающего пищу и тепло, без которого невозможно ткани. Изготовленную ткань кипятили в русских печах в
семейное благополучие. Пока топится печь, больших чугунах со щёлоком из золы. Полоскали в
кочерга-хозяйка трудится неустанно. Как только проруби, затем расстилали по снежному насту, оставляя
разгорелись в печи дрова и горящие поленья нужно на ночь холсты, чтобы не только снег и солнце, но и
отодвинуть в глубь печи, кочерга тут как тут. Выпало из мороз отбелил полотно. Ткали женщины не только ткань из
огня поленце и чадит в дальнем углу топливника, на тонких нитей, годную на бельё, скатерти и полотенца, но
помощь ему приходит все та же кочерга. «Ухватом» и более грубую, которая шла на мешки и портянки.
вносили в русскую печь чугунки (от полутора до десяти Крестьянки часто окрашивали ткани в разные цвета.
литров). Прежде чем отправить чугунок в печь, его Излюбленным цветом на Руси издревле был белый – символ
ставили на шесток около устья и подводили под его чистоты, красный – символ солнца и чёрный – символ
тулово рога ухвата. Рядом с чугунком под рукоятку земли и покоя. Для окраски использовали природные
ухвата подкладывали подходящего размера каток (круглое материалы: листья, кору, камни. Назад. Таблица.
поленце). Нажав на конец рукоятки, чугунок слегка 43Ремесло 100. В чём смысл пословицы «Ремесло – не0
приподнимали и, опираясь ухватом на каток, вкатывали в коромысло: плеч не отдавит, а век пропитает»? Ответ.
печь и ставили в намеченном месте пода. Без сноровки 44Орудия труда, предметы домашней утвари, одежду и0
это сделать было непросто. Ухваты, как и горшки, были обувь, которыми пользовались крестьяне, должен был
разных размеров, поэтому их много стояло у печи, их кто-то создавать. Уже с древности на Руси были известны
берегли и они долго служили людям. «Помело» неизменно своим мастерством люди, занимавшиеся изготовлением
находится при духовой русской печи и предназначено для самых разнообразных предметов. Их называли
очистки шестка и пода. Чаще всего под в печи подметали «ремесленниками». Центром ремёсел становятся города,
перед тем, как печь пироги. Помело предназначалось где можно было обменять или продать всевозможные
исключительно для печи. Употреблять его для каких-то изделия. «Ремесло – не коромысло: плеч не отдавит, а
других целей строго запрещалось. В старые годы, когда в век пропитает» гласит русская пословица. Среди крестьян
каждом деревенском доме пекли хлеб, а по праздникам — выделялись люди, которые умели прекрасно работать
пироги, при печи полагалось иметь широкую деревянную топором. В каждый построенный дом они вкладывали не
«лопату» на длинном черенке. Лопатой, сделанной из только своё мастерство, но и душу. Об этом можно судить
доски, сажали в печь хлеб. Хлебная лопата тоже по избам, которые были срублены «без единого гвоздя» и
требовала почтительного к себе отношения. Её ставили стоят уже не одну сотню лет, по храмам на Русском
только ручкой вниз. Назад. Таблица. Севере, например в Кижах. Настоящий «плотник» любил
19Быт 400. Где хранилась одежда, ткани и ценные0 свой инструмент и бережно с ним обращался. Настоящий
предметы домашнего быта ? Ответ. мастер так работал топором, что он казался продолжением
20«Сундук» – этим словом обозначался большой0 рук. «Топор всему голова», топором и лес валили и если
прямоугольный ящик из пиленых досок с крышкой на было нужно, то плотник лезвием топора мог побриться,
петлях, закрывающийся на замок. В нём русские люди ложку выстругать, изготовить люльку и игрушку для
хранили одежду и ценные вещи. Различные сундучные малыша: повозку и целую тройку со всей упряжью.
изделия на протяжении веков составляли важную часть Плотники кроме топора имели поперечную пилу, ножовку,
интерьера крестьянских изб, его выставляли на видное долото, бурав, струг, скобель. Плотницкий труд
место свидетельствуя о богатстве семьи. Сундуки в многообразен. Подросток начинал постигать его с
которых хранили приданное невесты зачастую были очень топорища. Сделать топорище – значит сдать первый
больших размеров и вносились в дом только единожды - экзамен. Иногда мальчишка немало перепортит поленьев,
при его строительстве. На Руси, когда рождалась пока добьётся успеха. Топорище надо насадить, и
девочка, ей тут же начинали готовить приданое – это правильно расклинить, чтобы топор не слетел, и хорошо
называлось «нагнетать сундуки». Приданое было залогом отшлифовать. Всё это требовало терпения, навыков и
успешного брака. После замужества девушка оставляла смекалки. У каждого мастера были свои инструменты,
родной дом и забирала с собой сундуки с приданым: одалживать их было не принято. Назад. Таблица.
подушки, перины, одеяла, полотенца (изготовленные самой 45Ремесло 200. «Только лапоть на обе ноги плетётся, а0
невестой), одежду, домашнюю утварь, украшения. Во рукавички – розни» - во что и как одевались на Руси?
многих домах сундуки разного размера выставляли в виде Ответ.
горки, т.е. ставили один на другой, иногда их 46Труд русских мастеров – ремесленников обслуживал0
численность достигала потолка. В крестьянском доме самые разные стороны крестьянского быта, в том числе
сундуки использовались не только для хранения добра, но изготовление одежды и обуви. Для крестьян главной
и служили подставкой под подушку, скамьёй, а иногда и одеждой была «рубаха», как для мужчин, так и для
местом для дневного послеобеденного сна. Сундуки, женщин. Считалось, что все уязвимые места человеческого
подголовники, ларцы, скрыни, шкатулки - богато тела должны были быть укрыты. У каждого были рубахи
декорировались. Обычно их оковывали для прочности повседневные и праздничные. Повседневные только
полосами железа, лужёного или воронёного. Заказчики обшивали по шву и краям красной нитью, чтобы преградить
предъявляли сундучным мастерам определённые дорогу злу. Праздничные рубахи богато украшались
художественные требования: сундуки должны быть не вышивкой. Считалось, что языком узора человек передаёт
только вместительными, прочными, но и красивыми. Для Богу свои просьбы. В разных районах Руси на рубаху
этого сундуки расписывали темперными красками, одевали «понёву» или «сарафан», «передник» или
разводившимися на яичном желтке. На сундучных изделиях «душегрею» , их всячески украшали. Головной убор у
часто встречались изображения льва или грифона, они русских всегда являлся важной частью костюма. Девушки
считались зверями сильными, мужественными, хорошими носили «ленты», а замужние женщины покрывали голову
защитниками нажитого человеком добра. Назад. Таблица. платком или прятали их под кокошник, который в разных
21Быт 500. Какое значение имело вышитое полотенце в0 местах назывался по-разному: кика, ряска, каблучок.
крестьянском быту? Ответ. Мужчины носили широкие штаны – «порты» и
22На Руси полотенца развешивали в избе для0 «рубашки-косоворотки». Всю одежду подпоясывали
праздничного убранства. Их красочные узоры оживляли ее «кушаком». На голове носили «картуз». Зимой и летом
бревенчатые стены, придавая праздничность, делая жилище крестьяне обували на ноги «лапти». Их плели из
нарядным. Полотенцем окаймляли божницу в красном углу, внутренней части липовой или берёзовой коры – лыка.
вешали на окна, зеркала, стены. В старом крестьянском Лапти обычно надевали на холщовые (летом), шерстяные
быту полотенцем называли - полотнище белой ткани или суконные (зимой) подмотки («онучи»). Онучи
домашнего производства, отделанное вышивкой, тканым закрепляли на ноге «оборами» - кожаными или конопляными
цветным узором, лентами, полосами цветного ситца, верёвками, их прикрепляли к лаптю, обвивали ими ногу и
кружевом и т.д. Длина полотенец была от 2 до 4 м, завязывали под коленом. Плелись лапти без различия
ширина 36—38 см. Оно украшалось, как правило, на правой и левой ноги. Будничные лапти без дополнительных
концах, полотнище орнаментовалось редко. Особенно приспособлений имели срок годности от трёх до десяти
богато украшалось большое «рукобитное» полотенце, так дней. Плетением лаптей занимались, в основном, старики.
называемое «стеновое» (длиной в стену) . Во время Хороший мастер мог за день сплести две пары лаптей.
рукобитья его дарили жениху, вешая ему на шею. Это Назад. Таблица.
означало, что невеста просватана, и жених кидал 47Ремесло 300. «У кузнеца рука легка, была бы шея0
полотенце своей родне. Им украшали божницу на все время крепка!» - почему кузнечное мастерство считалось самым
свадьбы, а при поездке к венцу привязывали к дуге уважаемым на селе? Ответ.
свадебной повозки. «Дарные» полотенца, которыми невеста 48Одним из важнейших ремёсел было кузнечное дело.0
одаривала родню жениха, меньше украшались, чем Люди, которые занимались им, назывались «кузнецами».
рукобитные. Полотенцем (а сверху шалью) покрывали Кузнецы делали различные предметы, необходимые для
невесту, когда везли в церковь. Полотенцем связывали жизни людей в доме и в поле: косы, серпы, плуги,
жениха и невесту, как бы символизируя этим крепость их подковы, для лошадей, замки, топоры, молотки, иглы,
семейной жизни. Значительную роль полотенце играло в рукомойники, колокольчики для коров и другое. По
родильных и крестильных обрядах, а также в похоронной и народным поверьям, кузнец куёт свадьбу, куёт судьбу;
поминальной обрядности. По обычаю, богато наши предки верили , что первый плуг сковали Св. Кузьма
орнаментированные полотенца являлись необходимой частью и Демьян, покровители кузнечного искусства и 14 ноября,
девичьего приданого. На второй день свадьбы молодуха в день памяти святых, отмечается праздник кузнецов
развешивала свои рукотворные полотенца в избе поверх («Кузьминки»). Кузнецы единственные мастера по
полотенец свекрови, чтобы все гости могли полюбоваться изготовлению подков. В ранние века железо было
на ее работу. Полотенце присутствовало во многих настолько дорогим, что любая вещь из него считалась
обычаях и обрядах русской семьи. Такое предназначение большой ценностью. А в крестьянском хозяйстве было ещё
полотенца исключало использование его для вытирания большей редкостью, и поэтому найти подкову, из которой
рук, лица, пола. Для этой цели пользовались можно было что-либо изготовить для дома – нож, скребок
«рукотерником или утиркой». Назад. Таблица. или просто гвоздь, действительно было удачей. Поверье
23Пища 100. Какие растительные и животные масла0 говорит, что злой дух не проникает в дом, если на двери
изготавливали на Руси? Ответ. подкова. Но её нужно правильно подвешивать: «клещами»
24Так что же такое «масло» на самом деле? Что ни0 вверх, т.е. раскрытой частью вверх к небу. А
говори, любишь – не любишь, а без жира, составляющего объясняется это тем, что добрые силы, спустившись с
основу масла, жизнь человека была бы невозможна, так неба, зайдут в подкову и останутся в доме. Если же
как каждая клеточка нашего организма окружена защитной «клещи» смотрят вниз, то добрые силы уйдут в землю.
жировой пленкой. Наиболее часто употребляемыми на Руси Работали кузнецы в кузнице, которая строилась на краю
растительными маслами всегда были льняное и конопляное. деревни. В кузнице был полумрак, чтобы можно было
А привычное нам подсолнечное масло вошло в употребление определить степень нагрева железной заготовки «на
значительно позже, в начале 19-го века. Употребление глазок», по цвету раскаленного металла. Большая печь в
растительных масел было разрешено даже во время самых кузнице называется горном. Меха, горн, наковальня,
строгих многодневных постов, поэтому его второе молоты и кувалды разной величины – вот и всё
«народное» имя - масло постное. Конопляное масло — оборудование кузницы. Изготовление каждой железной вещи
жирное растительное масло, получаемое из плодов требовало большого труда, сноровки и умения, а без
растения конопли, обычно путём выжимки, оно обладает кузнеца ни коня подковать, ни светец сделать. Поэтому и
великолепными питательными, защитными и регенерирующими уважали кузнецов . Назад. Таблица.
свойствами. К сожалению, в наше время конопля 49Ремесло 400. «Не Боги горшки обжигают», - а кто?0
воспринимается, как наркотическое растение и запрещена Ответ.
к выращиванию. Льняное масло не уступало конопляному и 50Одним из самых древних на земле является гончарное0
всегда было одним из наиболее ценных и важных продуктов ремесло. Настоящим открытием для человека было свойство
питания. Масло льна - это и пища, и лекарство, и глины превращаться на огне из мягкой в твёрдую, как
косметика. Но, если льняное масло обладает камень. «Гончары» обычно работали в избах. Орудиями их
специфическим запахом, то тыквенное и кедровое производства были гончарные ручные и ножные круги и
относятся к самым вкусным. В медицинских целях часто деревянный нож, которым после формовки на круге
применяли масло шиповника и ореха. Масло животного поправляли и счищали изделие, сглаживая неровности.
происхождения на Руси сбивали из сливок, сметаны и Гончары сначала мнут глину, затем лепят на гончарном
цельного молока. Наиболее распространенным способом круге из мягкой глины посуду, а потом обжигают её в
приготовления масла было перетапливание сметаны или печи или в горне. Гончарное искусство развивалось в тех
сливок в русской печи. Отделявшуюся маслянистую массу областях, где имелись белые, синие, красные глины,
остужали и сбивали деревянными мутовками, лопатками, залегающие крупными массивами, и лес, использовавшийся
ложками, а зачастую и руками. Готовое масло промывали в для обжига готовых изделий. В сёлах и небольших городах
холодной воде. Поскольку свежее масло не могло долго работали гончарные мастерские, производившие
храниться, крестьяне перетапливали его в печи, получая необходимую в крестьянском хозяйстве утварь: горшки,
топлёное масло. Назад. Таблица. кринки, миски, блюда, корчаги и даже сковороды и
25Пища 200. Почему на Руси говорили - «Без соли, без0 противни. В Древней Руси помимо утилитарной, у горшка
хлеба - половина обеда»? Ответ. была и иная служба. Строители использовали горшок для
26На столе в русском доме постоянно лежал хлеб, а0 усиления звука в каменных церквах и называли такой
рядом стояла солонка, соль была своеобразным оберегом, горшок – «голосником» (обычный горшок вставляли в стену
ведь наши предки верили, что соль защищает от так, чтобы его горлышко было обращено в помещение).
враждебных сил. В старину, когда господствовало Одним из видов гончарных промыслов было изготовление
натуральное хозяйство, соль была у восточных славян глиняной игрушки. Русская народная игрушка тесно
едва ли не единственным покупным продуктом. Соль была связана с древнеславянскими культовыми обрядами и
очень дорога, и ее берегли. Этим объясняется и широко верованиями. Например женская фигура символизировала
распространенная примета, что просыпать соль — не к «Мать – землю», конь – «Солнце», птица – «Воздушную
добру - последует наказание. Каравай хлеба и солонка с стихию». Предполагают, что происхождение различных
солью украшали свадебный стол, его дарили на новоселье, глиняных свистулек берёт своё начало от древнего
с ним приходили к новорожденному ребёнку, как с обряда, когда свист считался средством отпугивания злых
благословлением, а отправляющемуся в дорогу путнику и сил. Свой хрупкий товар гончары продавали на ярмарках,
дорогому гостю при встрече подносили хлеб – соль, с проходивших в ближайших сёлах, или развозили по
пожеланием богатства и благополучия, тем самым выражали окрестным деревням, обменивая на муку, зерно, масло,
своё расположение к ним. Давным - давно слово «каравай» яйца. Назад. Таблица.
произносили и писали, как «коровай». Очень давно люди, 51Ремесло 500. Какой вид рукоделия входил в разряд0
чтобы задобрить Богов, приносили в жертву домашних обязательных занятий крестьянских девушек и женщин?
животных (коров), но жизнь не позволяла расстаться с Ответ.
коровой кормилицей. Вот тогда и стали лепить коров из 52Рукодельными работами – прядением пряжи, вязанием0
теста, а позже – хлеб с рожками, который называли крючком и спицами, плетением кружев, вышиванием,
«коровай». Так как основной зерновой культурой была аппликациями лентами, басмой, позументом – обычно
рожь, то и пекли, в основном, ржаной хлеб. На Руси занималось женское население деревни. При этом девушкам
издревле ржаной хлеб был основным продуктом питания, не полагалось изготавливать те вещи, которые
замешивался он на натуральной закваске и был трех использовались в повседневном обиходе: дерюги,
сортов: 1) пушной, или мякинный, из плохо провеянной половики, наматрасники и т.п. – они должны были только
ржи и непросеянной муки; 2) решотный — из ржаной муки, готовить себе приданое. Всю семью обшивали и одевали
просеянной через очень редкое сито (решето); 3) ситный замужние женщины. Старухи пряли и ткали полотно на
— из ржаной муки, просеянной через обычное частое сито. продажу. Девочки в крестьянской семье приучались к
Но там где сеяли пшеницу, выпекали и белый хлеб. Самым рукоделию с 7-8 лет. В произведениях народного
лучшим считался «кирпичатый» – хлеб, выпеченный из творчества – в пословицах, загадках, песнях умение
хорошо просеянной пшеничной муки. Помол муки, вышивать расценивалось как то, что девушка «вошла в ум
тщательность её просеивания определяли вкус хлеба. – разум» и готова к браку. Следует отметить, что,
Назад. Таблица. согласно народным представлениям, вышивание – это не
27Пища 300. «Хороша кашка, да мала чашка» - любили0 простая «украса», а сакральный процесс. В традиционной
каши на Руси, а из каких круп их готовили? Ответ. народной культуре орнаментальные композиции выполнялись
28Ещё со времён средневековой древности в нашей0 с целью создания оберега – магического средства
стране возделываются рожь, овёс, пшеница, ячмень, охранить владельца от болезней, бед, напастей. Именно
просо, гречиха. Сегодня в нашей стране из этих злаков это, прежде всего и способствовало тому, что
вырабатывают следующие виды круп: из гречихи – ядрицу и традиционные сочетания элементов орнамента в течение
продел; из проса – пшено шлифованное; из овса – крупы: долгого времени не изменялись даже тогда, когда стал
недробленую, плющеную, хлопья и толокно; из ячменя – забываться первоначальный смысл какого-либо символа.
крупу перловую и ячневую; из твердой пшеницы при Вышитым орнаментом украшали одежду, полотенца,
помолах вырабатывают манную крупу. Давно наши предки скатерти, подзоры простыней, рубахи, головные уборы,
заимствовали навыки изготовления муки, овладели ширинки – небольшие платки. Вышивка выполнялась обычно
«тайнами» выпечки различных изделий из забродившего красными или белыми нитками по белому полотну домашней
теста. Вот почему в пище наших предков существенное выделки. Для вышивания использовалась короткая стальная
значение имеют пироги, расстегаи, блины, пирожки, игла и пяльцы – круглая или прямоугольная рама, на
кулебяки, оладьи, блинчики и др. Многие из этих изделий которую натягивалась ткань. В разных областях России
издавна стали традиционными для праздничных столов: получили распространение разные технические приёмы
курники -- на свадьбах, пироги, блины -- на масленицу, вышивки: роспись, гладь (атласник), набор, тамбур .
«жаворонки» из теста -- в весенние праздники и т. д. Не Назад. Выход. Таблица.
менее типичны для русской традиционной кухни блюда из 53До новых встреч ! Таблица. Главная страница.0
53 «Дома на Руси» | Дома на Руси 2
http://900igr.net/fotografii/istorija/Doma-na-Rusi/Doma-na-Rusi.html
cсылка на страницу
Урок

История

147 тем
Фото
Презентация: Дома на Руси | Тема: Русский быт | Урок: История | Вид: Фото