Славянские боги Скачать
презентацию
<<  Древние славяне Боги древних славян  >>
В результате целого ряда сложных явлений на Руси к началу XIII в
В результате целого ряда сложных явлений на Руси к началу XIII в
В славянских сказках встречается множество волшебных персонажей – то
В славянских сказках встречается множество волшебных персонажей – то
Погребальная обрядность
Погребальная обрядность
В далекую эпоху, когда основным занятием славян была охота, а не
В далекую эпоху, когда основным занятием славян была охота, а не
Хозяином языческого леса был медведь – самый сильный зверь
Хозяином языческого леса был медведь – самый сильный зверь
Заяц относился к покровителям растительного мира
Заяц относился к покровителям растительного мира
Из травоядных животных в охотничью эпоху наиболее почиталась
Из травоядных животных в охотничью эпоху наиболее почиталась
Среди домашних животных славяне более всего почитали Коня, ведь
Среди домашних животных славяне более всего почитали Коня, ведь
Самым грозным считался владыка подземного и водного мира-Змей
Самым грозным считался владыка подземного и водного мира-Змей
Колдуны-непосредственные наследники древних «магов»,служивших
Колдуны-непосредственные наследники древних «магов»,служивших
Условно можно выделить два разряда нечистой силы
Условно можно выделить два разряда нечистой силы
Ведьмы(колдуньи) шире известны на Украине и в Белоруссии, чем среди
Ведьмы(колдуньи) шире известны на Украине и в Белоруссии, чем среди
Считалось,что ведьмы рождаются от связи женщины с нечистой силой или
Считалось,что ведьмы рождаются от связи женщины с нечистой силой или
Многие из мифических птиц имеют космологическое значение
Многие из мифических птиц имеют космологическое значение
Алконост,мифическая райская птица с человеческим лицом, обитает где-то
Алконост,мифическая райская птица с человеческим лицом, обитает где-то
Особым местом обитания мифических птиц считался остров Буян
Особым местом обитания мифических птиц считался остров Буян
Мифопоэтическим воплощением небесных стихий считался Сокол
Мифопоэтическим воплощением небесных стихий считался Сокол
Ворон-демонический персонаж русской мифологии,считавшийся самой мудрой
Ворон-демонический персонаж русской мифологии,считавшийся самой мудрой
К небесным птицам грозы, бури, огня принадлежит аист
К небесным птицам грозы, бури, огня принадлежит аист
Из глубокой древности идет вера в ласточку как «божью птицу»
Из глубокой древности идет вера в ласточку как «божью птицу»
Жаворонок- воплощение жары и ясного неба
Жаворонок- воплощение жары и ясного неба
Вещие птицы Филин и Сова, главным образом,предвещают несчастье,
Вещие птицы Филин и Сова, главным образом,предвещают несчастье,
С голубем соединялось представление о блаженном счастье и любви
С голубем соединялось представление о блаженном счастье и любви
Мифопоэтический образ лебедя сопрягался со многими значениями, в том
Мифопоэтический образ лебедя сопрягался со многими значениями, в том
Сорока служила оберегом от разбушевавшегося Домового
Сорока служила оберегом от разбушевавшегося Домового
Вера в домового тесно переплеталась с верой в то, что умершие родичи
Вера в домового тесно переплеталась с верой в то, что умершие родичи
В овине обитал Овинник(Гуменник), он прячется в овине,так как труслив,
В овине обитал Овинник(Гуменник), он прячется в овине,так как труслив,
В некоторых северных русских селах бытовали поверия о том, что о
В некоторых северных русских селах бытовали поверия о том, что о
Наиболее разработанным мифическим персонажем является Леший-старик в
Наиболее разработанным мифическим персонажем является Леший-старик в
Фото из презентации «Язычество славян» к уроку истории на тему «Славянские боги»

Автор: Ученик. Чтобы познакомиться с фотографией в полном размере, нажмите на её эскиз. Чтобы можно было использовать все фотографии на уроке истории, скачайте бесплатно презентацию «Язычество славян» со всеми фотографиями в zip-архиве размером 4063 КБ.

Скачать презентацию

Язычество славян

содержание презентации «Язычество славян»
Сл Текст Эф Сл Текст Эф
1Культура древних славян (дохристианских период).0 16Из травоядных животных в охотничью эпоху наиболее0
Язычество. почиталась Олениха(Лосиха) – древнейшая славянская
2Историческое развитие славяно-русского язычества.0 богиня плодородия, неба и солнечного света. В
«Язычество» - крайне неопределённый термин, возникший в противоположность настоящим оленихам богиня мыслилась
церковной среде для обозначения всего нехристианского, рогатой, ее рога были символом солнечных лучей. Поэтому
дохристианского. Славяно-русскую часть обширного оленьи рога считались мощным оберегом от всякой ночной
языческого массива ни в коем случае нельзя понимать как нечисти и прикреплялись либо над входом в избу,либо
обособленный, независимый и только славянам внутри жилища. Небесные богини – Оленихи – посылали на
присущий,вариант религиозных первобытных представлений. землю новорожденных оленят,сыпавшихся, подобно дождю,
Главным определяющим материалом для изучения язычества из туч.
является этнографический: обряды, хороводы, песни, 17Среди домашних животных славяне более всего0
детские игры, в которые выродилась архаичная почитали Коня, ведь некогда предки большинства народов
обрядность, волшебные сказки, сохранившие фрагменты Евразии вели кочевой образ жизни, и в облике золотого
древней мифологии и эпоса. . коня, бегущего по небу, им представлялось солнце.
3Мир тогдашних язычников состоял из четырёх частей:0 Позднее возник миф о боге солнца, едущем по небу на
земли, двух небес и подземно-водной зоны. Это не колеснице.
являлось спецификой славянского язычества, а было 18Божества- чудовища.0
результатом общечеловеческого стадиально-конвергентного 19В древнерусской мифологии Змей представлен в0
развития представлений, которые варьировали в деталях, нескольких разновидностях: •Змей-воитель,выезжающий на
но в основном определялись этой схемой. Труднее всего битву вооруженным по-воински, на богатырском коне, с
разгадать древние представления о земле, о большом черным вороном на плече, с бегущей позади собакой(ветер
земельном пространстве, наполненном реками, лесами, Хорт); •Змей-похититель красавиц; •Змей Огненный-с
полями, зверьём и человеческими жилищами. У многих круглой головой, со спиной «корытом», с копытами, с
народов земля изображалась как округлая плоскость, длинным конским хвостом; •Крылатый Змей.
окружённая водой. Вода конкретизировалась или как море 20Самым грозным считался владыка подземного и водного0
или же в виде двух рек, омывающих землю, что, может мира-Змей.Северные славяне поклонялись Змею-владыке
быть архаичнее и локальнее – где бы человек ни был, он подземных вод-и называли его Ящер.Святилище ящера
всегда находился между каких-либо двух рек или располагалось на болотах,берегах озер и рек.В качестве
речек,ограничивающих его ближайшее сухопутное жертв Ящеру кидали в болото черных кур, а также молодых
пространство. девушек,что отразилось во многих поверьях.
4При князьях Игоре, Святославе и Владимире язычество0 21Рядом с чисто мифическими существами, приносящими0
стало государственной религией Руси, религией князей и вред и саму смерть, древний человек замечал и реальных
дружинников. Язычество укреплялось и возрождало людей,обладающих магической силой воздействия,
старинные, начавшие отмирать, обряды.Обновлённое наносящих «порчу», «урок», болезни,сеющих
язычество X в. формировалось в условиях соперничества с вражду.Объяснение действий таких людей( к ним относили
христианством, что сказалось не только в устройстве колдунов и ведьм) тоже имело мифологическую основу и
пышных княжеских погребальных костров, не только в уходит своими корнями в первобытную магию. Магические
гонениях на христиан и разрушении православных церквей представления обусловили систему ритуальных действий и
Святославом, но и в более тонкой форме заговоров, которые в неизменном виде передавались из
противопоставления русской языческой теологии греческой поколения в поколение, пока не приобрели архаический и
христианской. потому священный характер, став доступными лишь
5Падение авторитета церкви уменьшало силу церковных0 избранным людям-колдунам.
поучений против язычества, и оно в XI – XIII вв. не 22Колдуны-непосредственные наследники древних0
угасало во всех слоях русского общества, но перешло на «магов»,служивших преимущественно светлым стихиям и их
полулегальное положение, так как церковные и светские божественным воплощениям, пока христианская церковь не
власти применяли к языческим волхвам суровые меры отождествила их с нечистой силой, которая в сознании
вплоть до публичного ауто-да-фе. Во второй половине XII человека отождествлялась с различного рода вредоносными
в. наблюдается возрождение язычества в городах и в явлениями и существами, окружавшими человека в природе
княжеско-боярских кругах. Объяснением возрождения и в местах его непосредственного обитания.
язычества может служить оформившаяся с 1130-х годов 23Условно можно выделить два разряда нечистой силы.К0
кристаллизация полутора десятков крупных первому относится та, что приносит человеку
княжеств-королевств с устойчивыми своими династиями с исключительно зло: щекотит до смерти,насылает болезни и
усилившейся ролью местного боярства и более подчинённым бессонницу, похищает детей,соблазняет женщин,вызывает
положением епископата,оказавшегося в зависимости от неотвратимые наваждения и кликушества.Ко второму- та,
князя. Обновление язычества сказалось в зарождении что в зависимости от поведения и деятельности человека,
нового учения о неисповедимом свете, отличном от дает полезные советы и чудодейственные средства,
солнца, в культе женского божества, в появлении обучает мастерству, предупреждает о бедствиях.
скульптурных изображений божества света. 24Ведьмы(колдуньи) шире известны на Украине и в0
6В результате целого ряда сложных явлений на Руси к0 Белоруссии, чем среди великороссов.они способны
началу XIII в.создалось и в деревне, и в городе прорицать, наделены поэтическим даром, искусством
своеобразное двоеверие, при котором деревня просто исцелять болезни и привораживать.Но более всего
продолжала свою религиозную прадедовскую жизнь, числясь «славятся» вредоносными действиями,вызывая стихийные
крещёной, а город и княжеско-боярские круги, приняв бедствия,насылая порчу, превращая людей в животных и
многое из церковной сферы и широко пользуясь социальной оборачиваясь с виней,ворон и других животных женского
стороной христианства, не только не забывали своего рода.
язычества с его богатой мифологией, укоренившимися 25Считалось,что ведьмы рождаются от связи женщины с0
обрядами и жизнерадостными карнавалами с их танцами, но нечистой силой или со Змеем.Особенно опасными
и поднимали свою старинную,гонимую церковью религию на становятся ведьмы во время календарных праздников,
более высокий уровень, соответствующий расцвету русских особенно 18января.
земель в XII в. 26Мифические птицы.0
7В славянских сказках встречается множество0 27Многие из мифических птиц имеют космологическое0
волшебных персонажей – то ужасных и грозных, то значение.Среди них грифон- представитель высшей мировой
таинственных и непонятных, то добрых и готовых помочь. силы.Он ежегодно побеждает мертвящее начало кощных сил.
Современным людям они кажутся причудливым вымыслом , но 28Алконост,мифическая райская птица с человеческим0
в старину на Руси свято верили, что в чаще леса стоит лицом, обитает где-то в благодатном
изба Бабы Яги, в суровых каменных горах обитает змей, пространстве.Алконост сближен со стихией:снесенные яйца
похищающий красавиц, считали, что девушка может выйти погружает в глубину моря, после чего оно успокаивается
замуж за медведя, а конь умеет говорить человеческим на шесть дней.
голосом.Такая вера получила название язычество, т.е. 29Особым местом обитания мифических птиц считался0
«народная вера». Славяне-язычники поклонялись стихиям, остров Буян.Там живет Стратим- птица, которая, подобно
верили в родство людей с различными животными, Морскому царю, колышет воды и может потопить корабль.
приносили жертвы божествам, населяющим все вокруг. 30Мифопоэтическим воплощением небесных стихий0
8Погребальная обрядность.0 считался Сокол.В нем отмечалась
9Эволюция погребальной обрядности и отличные друг от0 боевитость,победоносность, неотразимость в сражениях со
друга формы погребального обряда отмечают существенные змеевидным противником.В волшебных сказках говорится
перемены в осознании мира.Перелом в воззрениях древнего что эта птица быстра как свет или молния.
славянина произошёл ещё в праславянское время, когда 31Ворон-демонический персонаж русской0
погребение скорченных трупов в земле стало заменяться мифологии,считавшийся самой мудрой и вещей птицей.В
сожжением покойников и захоронением сожжённого праха в волшебных сказках он добывает живую и мертвую воду,
урнах. Скорченные погребения имитировали позу эмбриона представляет ветер, его железный клюв сравнивается с
в материнском чреве;скорченность достигалась молниеносной стрелой.
искусственным связыванием трупа. Родичи готовили 32К небесным птицам грозы, бури, огня принадлежит0
умершего ко второму рождению на земле, к перевоплощению аист.Он мог принести пожар, если его потревожить, но
его в одно из живых существ. Идея перевоплощения если огонь все-таки возник, то живущий поблизости аист
основывалась на представлении об особой жизненной силе, со своими сородичами немедленно приносил воду в
существующей раздельно с человеком: один и тот же клюквах.
физический облик принадлежит живому человеку и 33Из глубокой древности идет вера в ласточку как0
мёртвому. «божью птицу».Она запирает на зиму небо, а после
10В реальных археологических следах погребального0 возвращения весной из вырия вновь отпирает его.
обряда постоянно наблюдается сосуществование обеих форм Ласточка-покровительница семьи-называлась «хозяйка»,
– древней ингумации, захоронения покойников в земле. «домовитка», «домаха».
При трупосожжении же совершенно отчётливо проступает 34Жаворонок- воплощение жары и ясного неба.Он же,0
новая идея душ предков, которые должны находиться подобно ласточке, приносит весну.
где-то в среднем небе, и, очевидно,содействовать всем 35Вещие птицы Филин и Сова, главным0
небесным операциям (дождь, снег, туман) на образом,предвещают несчастье, особенно если усядутся на
благо,оставшимся на земле потомкам. Осуществив угол дома и начнут кричать.Их когти и кости употребляли
сожжение, отослав душу умершего в сонм других душ для отгона нечистой силы, их жгли и кадили этим дымом
предков, древний славянин после этого повторял всё то, во дворе и доме.
что делалось и тысячи лет тому назад: он хоронил прах 36С голубем соединялось представление о блаженном0
умершего в земле и тем самым обеспечивал себе все те счастье и любви.Считалось, что голубинное сердце
магические преимущества, которые были присущи и простой указывает верную дорогу к любви.Для чарования обычно
ингумации.Из числа элементов погребального обряда выбирали белых голубя и голубку, чьи сердца засушивали
следует назвать: курганные насыпи, погребальное в печи и,завернув в холстину, носили возле своего
сооружение в виде человеческого жилища и захоронение сердца.
праха умершего в обычном горшке для еды. 37Мифопоэтический образ лебедя сопрягался со многими0
11Обряд трупосожжения появляется почти одновременно с0 значениями, в том числе с целомудрием,женской красотой,
обособлением праславян от общего индоевропейского гордым одиночеством,любовью,преданностью и смертью.
массива в XV в. до н.э. и бытует у славян 27 столетий 38Сорока служила оберегом от разбушевавшегося0
вплоть до эпохи Владимира Мономаха. Процесс погребения Домового.Убитую сороку подвешивали в стойле, чтобы
представляется себе так: складывали погребальный лошади были «веселыми».Она же связывалась с
костёр, на него«възложаху» мертвеца и это похоронное превращенными ведьмами и злыми силами.
дело сопровождалось религиозно-декоративным сооружением 39Домашние божества.0
- вокруг крады прочерчивали геометрически точный круг, 40Вера в домового тесно переплеталась с верой в то,0
рыли по кругу глубокий, но узкий ровик и устраивали что умершие родичи помогают живым. В сознании людей это
лёгкую ограду вроде плетня из прутьев, к которому подтверждается связью домового с печью. В древности
прикладывалось значительное количество соломы.Возможно, многие верили, что именно через дымоход в семью
что именно такое сочетание погребальной «громады дров» приходит душа новорожденного и также через дымоход
с правильной окружностью ритуальной ограды, отделявшей уходит дух усопшего. Изображения домовых вырезали из
мир живых от мира мёртвых предков, и именовалось дерева и представляли собой бородатого мужика в шапке.
«крадой». Такие фигурки назывались чурами и одновременно
12Мифологические звериные божества.0 символизировали умерших предков. Домовой
13В далекую эпоху, когда основным занятием славян0 покровительствовал хозяйству:если хозяева были
была охота, а не земледелие, они верили, что дикие старательны,об к благу прибавлял благо, а за лень
животные – их прародители. Славяне считали их наказывал бедой.
могущественными божествами, которым следует 41В овине обитал Овинник(Гуменник), он прячется в0
поклоняться. У каждого племени был свой тотем, т.е. овине,так как труслив, но зато надежно оберегает
священное животное, которому племя поклонялось. хлеб.Для доброго хозяина Овинник способствует хорошему
Несколько племен своим предком считали Волка и почитали примолоту, а нерадивому может и овин поджечь.В ночь под
его как божество. Имя этого зверя было священным, его Новый год к Овиннику приходили погадать девушки.
запрещалось произносить вслух. 42В некоторых северных русских селах бытовали поверия0
14Хозяином языческого леса был медведь – самый0 о том, что о хозяйстве кроме домового заботятся также
сильный зверь. Он считался защитником от всякого зла и дворовой, скотник и кутной бог(эти доброжилы обитали в
покровителем плодородия – именно с весенним хлеву и приглядывали за скотиной, им оставляли в углу
пробуждением медведя древние славяне связывали хлева немного хлеба и творога), а также овинник –
наступление весны.Вплоть до ХХв. многие крестьяне хранитель запасов зерна и сена. Совершенно иные
хранили в домах медвежью лапу как талисман-оберег, божества обитали в бане, которая в языческие времена
который должен защищать своего владельца от болезней, считалась нечистым местом. Банник был злым духом,
колдовства и все возможных бед Славяне полагали, что пугавшим людей. Чтобы умилостивить банника, люди после
медведь наделен большой мудростью,почти всеведением: мытья оставляли ему веник, мыло и воду, в жертву
именем зверя клялись, а нарушивший клятву охотник был баннику приносили черную курицу.
обречен на гибель в лесу. 43Наиболее разработанным мифическим персонажем0
15Заяц относился к покровителям растительного мира.Он0 является Леший-старик в белой одежде и в большой белой
знает все о лесе, и без его ведома не ломается ни одна шапке.Он способен принимать образ обычного
ветка.Заяц и сам отождествляется с плодородием, потому человека.Леший живет в лесных чащах, может иметь
мотив зайца широко присутствует в свадебных песнях и жен-лешачих.Он любит гулять по лесу,висеть и качаться
присловьях. Заяц соотносится с «кощным царством».Он - на деревьях.
один из охранителей смерти Кощея.
43 «Язычество славян» | Язычество славян 0
http://900igr.net/fotografii/istorija/JAzychestvo-slavjan/JAzychestvo-slavjan.html
cсылка на страницу
Урок

История

147 тем
Фото
Презентация: Язычество славян | Тема: Славянские боги | Урок: История | Вид: Фото