Культура Московской Руси Скачать
презентацию
<<  Русская культура 14 15 века Культура 14 15 века  >>
Грамотность
Грамотность
Грамотность
Грамотность
Грамотность
Грамотность
Письменность
Письменность
?
?
?
?
Письменность
Письменность
Письменность
Письменность
Литература
Литература
Литература
Литература
?
?
Литература
Литература
?
?
Архитектура
Архитектура
Архитектура
Архитектура
?
?
?
?
Архитектура
Архитектура
Архитектура
Архитектура
Архитектура
Архитектура
Архитектура
Архитектура
?
?
Архитектура
Архитектура
Архитектура
Архитектура
Архитектура
Архитектура
Архитектура
Архитектура
Архитектура
Архитектура
Архитектура
Архитектура
Архитектура
Архитектура
Архитектура
Архитектура
Архитектура
Архитектура
Живопись
Живопись
Живопись
Живопись
Живопись
Живопись
Живопись
Живопись
Живопись
Живопись
Живопись
Живопись
Живопись
Живопись
Живопись
Живопись
Живопись
Живопись
?
?
Живопись
Живопись
Живопись
Живопись
Живопись
Живопись
Фото из презентации «Культура 13-15 веков» к уроку истории на тему «Культура Московской Руси»

Автор: Admin. Чтобы познакомиться с фотографией в полном размере, нажмите на её эскиз. Чтобы можно было использовать все фотографии на уроке истории, скачайте бесплатно презентацию «Культура 13-15 веков» со всеми фотографиями в zip-архиве размером 3299 КБ.

Скачать презентацию

Культура 13-15 веков

содержание презентации «Культура 13-15 веков»
Сл Текст Эф Сл Текст Эф
1Русская культура XIII–XV вв. Л.А. Кацва, 2010.0 24центра мирового православия. По распоряжению Ивана III4
2Этапы развития русской культуры в XIII–XV вв. 2-й8 обветшавшие постройки времен Ивана Калиты были
этап – середина XIV в. – середина XV в. Характеризуется разобраны. В 1472 г. началось строительство нового
хозяйственным подъемом, укреплением княжеской Успенского собора. Но в 1474 г. уже подведенные под
государственности, появлением новых политических своды стены неожиданно рухнули. Тогда великий князь
центров, борьбой за объединение. Осознается единство пригласил в Москву итальянского зодчего Аристотеля
русской земли. Постепенно преодолевается замкнутость Фиораванти. Успенский собор Московского Кремля. Арх.
русской культуры. Складываются противостоящие друг Аристотель Фиораванти.
другу московское и тверское летописание. Появляется 25Архитектура. Аристотель Фиораванти, приступая к4
цикл литературных памятников, связанных с Куликовской строительству, ознакомился с традициями русского
битвой. Достигает расцвета новгородское зодчество. зодчества во Владимире, Ростове, Ярославле. В итоге в
Создаются шедевры фресковой живописи и иконописи – 1475–1479 гг. итальянец создал произведение типично
произведения Феофана Грека и Андрея Рублева. русской архитектуры, обогатив его приемами итальянского
3Этапы развития русской культуры в XIII–XV вв. 1-й4 Возрождения. Успенский собор – пятиглавый, по стенам
этап – От Батыева нашествия до середины XIV в. украшен аркатурным поясом. Этим он схож с Успенским
Характеризуется глубоким упадком материальной и собором Владимира. Но этим сходство почти
духовной культуры, разрывом культурных связей Руси с исчерпывается. Успенский собор Московского Кремля.
другими странами, особенно европейскими, падением Южный фасад. Арх. Аристотель Фиораванти.
культурной роли старых центров: Киева, Чернигова, 26Архитектура. Владимирский Успенский собор был4
Ростова, Суздаля, Владимира. Сохраняют ведущее белокаменным, московский – кирпичным, причем стены его
культурное значение лишь Новгород и Псков. В конце необычайно тонкие для русских храмов. Во владимирском
периода наблюдаются первые признаки возрождения. Успенском соборе три апсиды, в московском – пять. Во
Возобновляется каменное строительство, появляются новые Владимирском соборе 14 столпов, в московском – шесть,
центры летописания: Москва и Тверь. причем четыре из них круглые, а два восточных,
4Этапы развития русской культуры в XIII–XV вв. 3-й5 отделяющие алтарную часть, – квадратные. Апсиды собора
этап – вторая половина XV в. – начало XVI в. необычайно глубоки и как бы вдвинуты в алтарную часть.
Характеризуется объединением русских земель в единое Успенский собор Московского Кремля. План.
государство, слиянием местных культур в единую русскую 27Архитектура. «Бысть же та церковь чюдна вельми1
культуру, превращением Москвы в общерусский культурный величеством, и высотою, и светлостию, и звоностию, и
центр. Усиливаются связи с западноевропейской пространством, такова же прежде того не бывала в Руси,
культурой. Достигает расцвета московское зодчество, опроче Владимирской церкви, а мастер Аристотель».
формируется ансамбль Московского Кремля. Крупнейший Успенский собор Московского Кремля. Южный фасад. Арх.
художник эпохи – Дионисий. Аристотель Фиораванти.
5Грамотность. Грамотными на Руси были священники и4 28Архитектура. В 1485 г. началось строительство новых4
горожане. Подтверждением широкого распространения кирпичных стен и башен Кремля взамен обветшавших
грамотности среди горожан стали берестяные грамоты, белокаменных времен Дмитрия Донского. В строительстве
найденные археологами в Новгороде, а впоследствии – и в принимали участие итальянские архитекторы Пьетро
других городах, в т.ч. в Москве. Грамоты содержат Антонио Солари, Марко Руффо, Алевиз Фрязин. В Кремле
личную переписку, долговые расписки, хозяйственные было построено 18 башен, в т.ч. 6 проездных.
записи, упражнения учеников и т.п. Найдено уже более 1 Строительство завершилось в 1516 г. Московский Кремль
тыс. грамот XIV–XV вв. Берестяные грамоты XIII в.: при Иване III. Худ. А.М. Васнецов.
рисунок и прописи мальчика Онфима. 29Архитектура. В 1489 г. псковские мастера построили3
6Грамотность. Писали на Руси не только на берестяных4 в Кремле Благовещенский собор – домовую церковь
грамотах, но и на вощеных дощечках – церах. Для письма государя. Подобно раннемосковским храмам он был
применяли заостренные палочки – писала. Известны также трехглавым. Две западные главы были достроены в 1564 г.
надписи на глиняных и медных сосудах, бочках, других В 1572 г. пристроено крыльцо. Благовещенский собор как
ремесленных изделиях. Чаще всего это имена мастеров. и другие московские храмы, построен из кирпича (в
Надпись на потире 1499 г.: «А делал Иван Фомин». Пскове строили из белого камня). Собор сочетает
Берестяные грамоты, церы и писала, найденные на московские традиции (узорчатые пояса, килевидные
раскопках в Новгороде. закомары и порталы) и псковские (квадратные столбы,
7Письменность. Важнейшими центрами письменности4 повышенные подпружные арки). Благовещенский собор
являлись монастыри и княжеские канцелярии. Во многих Московского Кремля.
монастырях имелись обширные библиотеки. Писцы 30Архитектура. В 1487–1491 гг. в Кремле была3
объединялись в мастерские, выдерживая специализацию: построена Грановитая палата для приема иностранных
одни переписывали текст, другие рисовали заставки и послов. Это был самый большой зал в тогдашней Руси.
миниатюры, третьи готовили пергамен, краски и чернила. Своды опирались на огромный центральный столп.
В XIV в. на смену пергамену пришла импортная Грановитая палата Московского Кремля. Арх. Марко Руффо
(итальянская) бумага. Поначалу она была не дешевле, но и Пьетро Антонио Солари.
позволяла писать быстрее. В XV в. бумагу стали ввозить 31Архитектура. В 1505–1508 гг. итальянский архитектор3
также из Франции, а позднее – из Германии. Отослание Алевиз Новый выстроил Архангельский собор – усыпальницу
апостолов на проповедь. Миниатюра из Сийского Евангелия великих князей. В отличие от строгого Успенского собора
1339 г. – древнейшей московской рукописи. Архангельский чрезвычайно декоративен и внешне походит
8? Письменность. Манера письма в XIV в. изменилась:4 на дворец. В его облике особенно много от приемов
на смену древнему уставу пришел полуустав. Буквы стали итальянского Возрождения. Архангельский собор
мелкими, не такими геометрически правильными, Московского Кремля. Вид с северо-востока. Арх. Алевиз
расстояния между ними – разными, появились надстрочные Новый.
знаки, обозначающие сокращения, обозначился наклон в 32Живопись. В XIV в. сложилась новгородская школа2
начертании букв. Чем были вызваны такие изменения в иконописи. Характерные особенности: узкие вытянутые
почерке? Лаврентьевская летопись 1377 г. Полуустав. фигуры, обилие изящных миниатюрных деталей,
Остромирово Евангелие 1057 г. Древний устав. многослойные композиции, богатая цветовая гамма,
9Письменность. Листы бумаги склеивали в виде свитков3 особенно киноварный (алый) цвет. Новгородская икона XIV
(столбцов) или складывали в тетради (греч. «тетрас» в. «Сошествие Христа во ад». Новгородская икона XIV в.
означает «четыре» – четыре листа). Несколько тетрадей «Георгий-змееборец».
сшивали в книгу. Деревянный переплет обтягивали кожей, 33Живопись. Крупнейший художник конца XIV – начала XV4
украшали бархатом, серебряным позолоченным окладом, в. – Феофан Грек. Живопись Феофана отличается свободой
драгоценными камнями. Книги стоили целое состояние. композиции, индивидуальными чертами изображаемых
Евангелие XV в. Ризница Троице-Сергиева монастыря. персонажей, необычайной выразительностью. Фрески
10Письменность. Рукописные книги украшались цветными3 Феофана выглядят суровыми и грозными. Феофан оказал
заставками и миниатюрами. В XIII–XIV вв. часто большое влияние на новгородскую живопись. Специалисты
использовался «чудовищный» орнамент, составленный из полагают, что роспись церкви Федора Статилата выполнена
изображений фантастических существ. В XV в. учениками Феофана. Спас Вседержитель. Роспись купола
распространился плетеный и растительный орнамент. церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде. Феофан Грек.
Евангелист Иоанн, диктующий Прохору. Миниатюра из 1378 г.
Федоровского Евангелия XIV в. 34Живопись. В Москве Феофан расписал Архангельский и4
11Литература. Основная форма литературных5 Благовещенский соборы, церковь Рождества Богородицы,
произведений XIII–XV вв. – повесть. Литературные дворец Василия I. В связи со сносом этих построек при
повести той эпохи дошли до нас в составе летописей, Иване III росписи Феофана до нас не дошли. Зато
житий святых, различных сказаний. Центральная тема сохранились иконы, написанные им для иконостаса
литературы XIII–XIV вв. – борьба против завоевателей. Благовещенского собора. Фигуры написаны мягко,
Наиболее известные произведения: «Повесть о разорении пластично, выражают спокойную сосредоточенность.
Рязани Батыем», «Слово о погибели Русской земли» Архангел Гавриил. Деталь иконы из иконостаса
(вступление к дружинной повести об Александре Невском). Благовещенского собора. Феофан Грек. 1405 г.
Повесть о разорении Рязани Батыем. Миниатюра. Лицевой 35Живопись. Богоматерь. Деталь иконы Деисусного ряда0
свод XVI в. Благовещенского собора. Феофан Грек. 1405 г. Иоанн
12Литература. На рубеже XIV–XV вв. важной темой3 Предтеча. Деталь иконы Деисусного ряда Благовещенского
русской литературы стала Куликовская битва. Крупнейшие собора. Феофан Грек. 1405 г.
произведения: «Задонщина» (конец XIV в.) и «Сказание о 36Живопись. Величайшим русским художником XV в.2
Мамаевом побоище» (начало XV в.). О набеге Тохтамыша считается Андрей Рублев (ок. 1360–1430), инок
рассказывала «Повесть о московском взятии от царя Троице-Сергиева, а позднее Спасо-Андроникова монастыря.
Тохтамыша и о пленении земли Русской». Миниатюра из Деисусные иконы Рождественского собора
«Сказания о Мамаевом побоище». XVII в. ГИМ. Саввино-Сторожевского монастыря, написанные Рублевым,
13? Литература. Во второй половине XV в. стал5 отличает мягкая манера, чуждая византийской суровости
распространяться жанр сюжетной повести. В этих Феофана Грека. Спас Вседержитель. Центральная икона
произведениях появлялись вымышленные литературные Деисусного чина. Рождественский собор
сюжеты и герои. «Повесть о Петре и Февронии» Саввино-Сторожевского м-ря. Андрей Рублёв, 1410–1420-е
рассказывала о любви муромского князя и крестьянской гг.
девушки. Почему Петр и Феврония стали почитаться как 37Живопись. В 1405 г. Рублёв участвовал в росписи2
покровители счастливого брака и супружеской верности? Благовещенского собора Он также написал для этого
Петр и Феврония Муромские. Икона XVI в. Музей им. собора несколько икон, отличающихся многофигурной
Андрея Рублева. композицией и точно найденным общим ритмом движения.
14Литература. «Повесть о Меркурии Смоленском»3 Преображение Господне. Икона Праздничного ряда
рассказывала о подвиге богатыря, в одиночку спасающего иконостаса Благовещенского собора. А. Рублёв. 1405 г.
Смоленск от полчищ Батыя, в то же время изображала его Благовещение. Икона Праздничного ряда иконостаса
тайным подвижником, праведником и постником, Благовещенского собора. А. Рублёв. 1405 г.
действующим по велению Богородицы. В «Повести о Петре, 38? Живопись. Самая знаменитая икона Рублёва – Троица6
царевиче ордынском» рассказывается о том, как Петр Ветхозаветная. Каков сюжет этой иконы? В христианской
изменился под воздействием христианского учения. Это традиции ангелы считаются воплощением Троицы. Вопреки
была первая попытка показать внутреннее перерождение прежней традиции, Рублёв исключил из иконы Авраама,
человека, до этого герои были либо только Сарру, слугу, закалывающего тельца. Все внимание –
отрицательными, либо только идеальными. Св. Меркурий фигурам ангелов. Композиция подчинена ритму кругового
Смоленский. движения, создающему настроение бесконечности,
15? Архитектура. Русское зодчество понесло тяжкие6 спокойствия и гармонии. Троица Ветхозаветная. Храмовая
утраты в период Батыева нашествия. Когда на Руси после икона иконостаса Троице-Сергиева монастыря. Андрей
нашествия возобновилось каменное строительство? Это Рублев. 1422-1427 гг.
произошло лишь в конце XIII в., через полвека после 39Живопись. Последний великий живописец конца XV –2
нашествия. Крупнейшим центром зодчества стал не начала XVI в. – Дионисий (ок. 1440 или 1450 – после
пострадавший от нашествия Новгород. Новгородские церкви 1519). До наших дней сохранилась часть фресок Дионисия
XIII–XIV вв. были не только культовыми, но и в Успенском соборе Московского Кремля, но полнее всего
оборонительными постройками, Церковь Николы на Липне творчество Дионисия представлено в Ферапонтовом
близ Новгорода. 1292 г. монастыре. Христос Вседержитель. Роспись подкупольного
16Архитектура. Новгородские храмы этого времени2 пространства собора Рождества Богородицы Ферапонтова
строились на средства отдельных бояр, купеческих монастыря. Дионисий.
объединений или городских концов. Они невелики по 40Живопись. Фрески Дионисия в соборе Рождества3
размеру, имеют мощные стены с окнами-бойницами, один Богородицы Ферапонтова монастыря сохранились почти
купол. Вместо традиционных трех апсид осталась одна. полностью и никогда не записывались. Фигуры легкие,
Здания выглядят массивными и монолитными. Церковь Спаса стройные, удлиненные (маленькие головы, длинные ноги,
на Ковалеве. Новгород. 1345 г. Разрушена во время высокие талии), как бы парящие в воздухе. Краски
Великой Отечественной войны. Восстановлена напоминают нежные акварельные полутона (вопреки легенде
реставраторами. Дионисий использовал не местные, а итальянские краски).
17Архитектура. Новгородские зодчие перешли от3 Архангел Михаил. Архангел Гавриил.
позакомарного перекрытия к трехлопастному, а затем – к 41Источники иллюстраций. Слайд №5.0
восьмискатному. Вместе с тем, во второй половине XIV в. http://world.clow.ru/text/1800.htm Слайд №6.
возвращается стремление к декоративности. Церковь http://historydoc.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=13035&am
Федора Стратилата украшают пояса арочек и ;pg=6 Слайд №7.
треугольничков (по барабану), фасад расчленен http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1333455 Слайд №8.
лопатками, по апсиде спущены валики. Церковь Федора http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/lea/lea-4041.htm
Стратилата на Ручью. Новгород. 1360-1361 гг. Слайд №9. http://www.museum.ru/mscreg/r1_publ.htm Слайд
18? Архитектура. Еще более обилен декор церкви Спаса4 №10.
на Ильине улице. В дальнейшем такой обильный декор в http://fotki.yandex.ru/users/tapirr/view/12240/?page=20
Новгороде не применялся. Многие новгородские церкви XV Слайд №11.
в. следовали более ранним образцам. Какую церковь http://www.xlegio.ru/armies/khrapachevsky/batu_raid.htm
напоминает храм в Кожевниках? Церковь Спаса на Ильине Слайд №12. http://www.pravenc.ru/text/178205.html Слайд
улице. Новгород. 1374 г. Церковь Петра и Павла в №13. http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?ob_no=21714
Кожевниках. Новгород. 1406 г. Слайд №14.
19? Архитектура. Самая ранняя каменная постройка на6 http://www.admcity.smolensk.ru/people/turism/turism_pra
Руси после Батыева нашествия – Спасо-Преображенский osl.html Слайд №15.
собор в Твери (1285-90). Шестистолпный http://mapcy.narod.ru/novgorod_ru/Nikola_na_Lipne.htm
крестово-купольный храм с богатой резьбой и майоликовым Слайд №16.
полом не сохранился: был разобран в 1763 г. Почему http://fotki.yandex.ru/users/sapozhnik-1/view/37490?pag
именно в Твери каменное строительство развернулось =0 Слайд №17.
раньше всего? Тверские князья в конце XIII в. http://sobory.ru/photo/index.html?photo=1560 Слайд №18.
задумывались о борьбе за великокняжеский престол и http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/114195/%D0%9D%D0%BE%
стремились всемерно повысить свой авторитет. Церковное 0%B2%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4;
строительство в Твери не было широким, возможно, из-за http://www.temples.ru/show_picture.php?PictureID=2023.
напряженных отношений между тверскими князьями и 42Источники иллюстраций. Слайд №20.0
митрополитами. http://www.old.gogol.ru/enciklopediya-russkoi-kultury/a
20Архитектура. Каменное строительство в Москве3 hitektura/pics/mk/1.jpg Слайд №21.
началось в связи с ее превращением в резиденцию великих http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AE%D1%80%D0%B8%D0%B9_%
князей и митрополитов. Первоначально в Кремле были 0%94%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1
построены несколько небольших каменных храмов в 87 Слайд №22.
традициях владимиро-суздальского зодчества. До наших http://vmx.yourcmc.ru/s/photov2/preview/929.jpg;
дней они не сохранились: были разобраны в конце XV в. http://quarks.inr.ac.ru/2008/site.html Слайд №23.
Успенский собор в Московском Кремле. 1326–1333 гг. http://kemclub.ru/photo/3516372/ Слайд №24.
Реконструкция. http://new.pravoslavie.ru/Images/ib1374.jpg Слайд №25.
21Архитектура. Древнейшие сохранившиеся памятники3 http://www.archi.ru/files/img/news/large/3910.jpg Слайд
московского зодчества – в Подмосковье. Успенский собор №26. http://www.russiancity.ru/text/mos01.htm Слайд
«на Городке» в Звенигороде построен Юрием №27.
Звенигородским в 1396-1397 гг. (по другой версии в 1407 http://shkolazhizni.ru/img/content/i63/63962_or.jpg
г.). Белокаменный одноглавый четырехстолпный Слайд №28.
трехапсидный храм. Подражание владимирским храмам, но http://img-fotki.yandex.ru/get/36/vvs-virgo.47/0_13e38_
меньше, более приземист, беднее декором: нет ни a875eef_XL Слайд №29.
аркатурных поясов, ни барельефов. Успенский собор «на http://geoid.ru/static/user/photos/thumbs3/94975.jpg
Городке» в Звенигороде. Первоначальный вид. Слайд №30.
Реконструкция. http://www.kremlin-tour.ru/img/GranovitayaPalata.jpg;
22Архитектура. В том же стиле построены1 http://www.stihi.ru/pics/2010/05/19/1347.jpg Слайд №31.
Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря в http://pda.patriarchia.ru/data/828/272/1234/2arhang%20s
Звенигороде (1405 г.) и Троицкий собор Троице-Сергиева 114_1.jpg.
монастыря (1422 г.). Троицкий собор Троице-Сергиева 43Источники иллюстраций. Слайд №32.0
монастыря. Рождественский собор Саввино-Сторожеского http://www.cirota.ru/forum/images/65/65489.jpeg;
монастыря. http://www.smirnova.net/images/stories/storyart/002/000
23? Архитектура. В 1427 г. был построен Спасский4 .jpg Слайд №33.
собор Андроникова монастыря – древнейшее из дошедших до http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/854017 Слайд №34.
наших дней здание Москвы. Здесь традиционный для http://www.rodon.org/art-071004200928 Слайд №35.
владимирского зодчества кубический объем нарушен: http://slovorazuma.ru/gallery/albums/icons9/normal_223.
средние своды возвышены над боковыми. Как это повлияло pg; http://srn-fareast.ucoz.ru/_ph/1/2/353091109.jpg
на внешний вид собора, на его зрительное восприятие? Слайд №36. http://www.bibliotekar.ru/rusRublev/3.htm
Спасский собор Андроникова монастыря. Слайд №37. http://www.bibliotekar.ru/rusRublev/1.htm;
24Архитектура. Новый этап развития русского зодчества4 http://www.bibliotekar.ru/rusRublev/4.htm Слайд №38.
наступил в конце XV в., когда в связи с браком Ивана http://www.bibliotekar.ru/rusRublev/5.htm Слайды
III и Софьи Палеолог Москва стала претендовать на роль №39–40. http://www.dionisy.com/museum/111/.
43 «Культура 13-15 веков» | Культура 13-15 веков 138
http://900igr.net/fotografii/istorija/Kultura-13-15-vekov/Kultura-13-15-vekov.html
cсылка на страницу
Урок

История

147 тем
Фото
Презентация: Культура 13-15 веков | Тема: Культура Московской Руси | Урок: История | Вид: Фото