Культура Древней Руси Скачать
презентацию
<<  Культура Руси 12-13 век Древняя Русь IX XIII в  >>
Повесть временных лет наиболее ранний из дошедших до нас древнерусских
Повесть временных лет наиболее ранний из дошедших до нас древнерусских
Повесть временных лет наиболее ранний из дошедших до нас древнерусских
Повесть временных лет наиболее ранний из дошедших до нас древнерусских
Глаголица — одна из первых славянских азбук
Глаголица — одна из первых славянских азбук
Глаголица — одна из первых славянских азбук
Глаголица — одна из первых славянских азбук
Береста и пергамент -берёзовая кора как материал для письма получает
Береста и пергамент -берёзовая кора как материал для письма получает
Береста и пергамент -берёзовая кора как материал для письма получает
Береста и пергамент -берёзовая кора как материал для письма получает
Новгородский псалтырь Древнейшая книга Руси
Новгородский псалтырь Древнейшая книга Руси
Остромирово Евангелие Хорошо сохранившаяся рукопись середины XI века,
Остромирово Евангелие Хорошо сохранившаяся рукопись середины XI века,
Спасо-Ефросиньев монастырь — женский православный монастырь в Полоцке,
Спасо-Ефросиньев монастырь — женский православный монастырь в Полоцке,
Церковь Покрова Богородицы на Нерли
Церковь Покрова Богородицы на Нерли
Собор Святой Софии — главный православный храм Великого Новгорода,
Собор Святой Софии — главный православный храм Великого Новгорода,
Часовня Петра и Павла -это традиционное заонежское строение
Часовня Петра и Павла -это традиционное заонежское строение
Успенская церковь
Успенская церковь
Церковь Преображения Господня Главное сооружение погоста —
Церковь Преображения Господня Главное сооружение погоста —
Часовня Архангела Михаила из деревни Леликозеро - одна из
Часовня Архангела Михаила из деревни Леликозеро - одна из
Филигрань (скань)
Филигрань (скань)
Височные кольца
Височные кольца
Культура Руси IX-XIII
Культура Руси IX-XIII
Скифскаяпектораль-(нагрудное украшение царя) с изображением сцен жизни
Скифскаяпектораль-(нагрудное украшение царя) с изображением сцен жизни
Фото из презентации «Культура Руси IX-XIII» к уроку истории на тему «Культура Древней Руси»

Автор: Сашенька. Чтобы познакомиться с фотографией в полном размере, нажмите на её эскиз. Чтобы можно было использовать все фотографии на уроке истории, скачайте бесплатно презентацию «Культура Руси IX-XIII» со всеми фотографиями в zip-архиве размером 1930 КБ.

Скачать презентацию

Культура Руси IX-XIII

содержание презентации «Культура Руси IX-XIII»
Сл Текст Эф Сл Текст Эф
1Культура Древней Руси в IX-XIII века.0 9Минск, в 1929 — в Могилёв.В 1941 году во время Великой0
2Образование и литература. Культура Древней Руси0 Отечественной войны Крест Евфросинии Полоцкой бесследно
имела высокий уровень развития. Многие памятники исчез и до сих пор не найден.
древнерусской культуры до нас не дошли, они погибли в 10Церковь Покрова Богородицы на Нерли. Уже более0
огне пожаров, нашествий, войн. Сохранились восьмисот лет стоит в суздальской земле, на берегу
преимущественно церкви, соборы, иконы, литература, Нерли, церковь Покрова Богородицы. Выдающийся памятник
предметы религиозного культа. В основе культуры Древней зодчества владимиро-суздальской школы. Стены церкви
Руси лежит культурное наследие восточнославянских украшены резными рельефами. Центральная фигура в
племен. Влияние на нее оказывали кочевые народы, композиции трёх фасадов храма — восседающий на троне
варяги. Большое влияние на культуру Древней Руси царь Давид с псалтырью в левой руке, двуперстно
оказало принятие христианства, а также Византия, страны благословляющий правой рукой. Также в оформлении
Западной Европы. Письменность на Руси существовала еще используются львы, птицы и женские маски.
до принятия христианства (так например, текст договора Первоначальные внутренние росписи храма полностью
Олега с греками в 911 г. был написан на русском и утрачены (сбиты при поновлении в 1877 году).
греческом языках). К моменту принятия христианства Изысканность пропорций и общая гармоничность храма
сложился алфавит. Принятие христианства способствовало отмечается многими исследователями; часто церковь
распространению грамотности, развитию письменности, Покрова называют самым красивым русским храмом.
просвещения. О широком развитии письменности 11Собор Святой Софии — главный православный храм0
свидетельствуют надписана ремесленных изделиях: женщины Великого Новгорода, созданный в 1045—1050годах.
подписывали прялица, гончары - глиняные сосуды, Является древнейшим сохранившимся храмом на территории
сапожник на колодках вырезал имена своих заказчиков. В России, построенным славянами. Собор представляет собой
1951 г. археологами впервые были обнаружены в Новгороде пятинефный крестово-купольный храм. Храмы подобного
берестяные грамоты. Найдено более 500 грамот в типа строились на Руси только в ХI веке, к ним, помимо
Новгороде, Смоленске, Москве, Полоцке, Пскове и других новгородской Софии. В соборе постоянно находятся
городах. Среди грамот есть хозяйственные документы, останки шести святых: княгини Ирины, её сына Владимира,
письма, завещания. При Ярославе Мудром была открыта князей Мстислава и Фёдора, епископа Никиты и
школа в Киеве, где обучалось более 300 детей. Получила архиепископа Иоанна. Также в соборе можно видеть
образование его дочь - Анна - одна из первых грамотных надгробия архиереев XVIII—XIX вв. Впервые собор был
женщин, ставшая королевой Франции. От XI - XII вв. до расписан в 1109 году, однако от этой росписи остались
нас дошли 80 книг, 7 из которых имеют точную дату лишь фрагменты фресок .
написания. Древнейшая из них - «Остромирово евангелие», 12Часовня Петра и Павла -это традиционное заонежское0
она была переписана в 1056-1057 гг. для новгородского строение. история его создания во многом не ясна. До
посадника Остромира. В то время писали на пергаменте, 1882 г. включительно в документах Кижского прихода
на специально выделанной телячьей коже. Текст начинали часовня не упоминается. Возможно в конце 19 в. ее
писать с большой красной буквы - заставки. Книги перевезли из другого места, дополнив обшивкой тесом и
украшали рисунками - миниатюрами. Сшитые листы книги кровельным железом. Восстановлена в 1983-1984 гг.
переплетали, закладывали между двумя досками, которые 13Успенская церковь. Единоверческая. Основные0
обтягивали кожей. Книги стоили очень дорого, их конструкции храма сохранились с конца ХVII века.
тщательно хранили, передавали по наследству. Кроме Успенская церковь относится к клетскому типу деревянных
переписки религиозных текстов, переводов на церквей, то есть по композиции близка к избе, к которой
древнерусский язык с греческого и латыни, создавались с востока примыкает алтарь, а с запада - притвор.
также оригинальные сочинения русских авторов. В отличие Здание венчает высокая двускатная кровля, на которой
от европейских стран, где латинский язык был признан установлена глава, покрытая деревянной черепицей -
государственным, на Руси писали на родном языке. В этот лемехом. Обшивка стен тёсом и широкие окна появились в
период был создан целый ряд выдающихся произведений. начале ХIХ века. Колокольня была пристроена в 1905
Среди них: «Повесть временных лет», «Поучения Владимира году, в её оформлении заметно влияние стиля модерн,
Мономаха», «Моления Даниила Заточника» и др. В период однако она неплохо сочетается с древним храмом.
феодальной раздробленности ведущей идеей в литературе 14Церковь Преображения Господня Главное сооружение0
была идея единства Русской земли. Описаниями княжеских погоста — Преображенская церковь, не имеющая аналогов
междуусобиц, идеей единой сильной великокняжеской не только в истории русской архитектуры, но и в
власти полны «Псковская», «Новгородская», мировой.Традиционная конструктивная основа храма —
«Ипатьевская», «Лаврентьевская» и другие летописи. восьмерик с четырьмя прирубами — образует его план,
Особое место среди произведений этого периода занимает каждая грань восьмерика увенчана бочкой, которая несет
«Слово о полку Игореве», гордость нашей литературы. главу.Прирубы покрыты двумя бочками с двумя главами на
3Повесть временных лет наиболее ранний из дошедших0 них.
до нас древнерусских летописных cводов начала XII века. 15Часовня Архангела Михаила из деревни Леликозеро -0
Известен по нескольким редакциям и спискам с одна из архитектурных жемчужин Русского Севера. Кроме
незначительными отклонениями в текстах, внесёнными того, как и многие другие часовни, она была самым
переписчиками. Был составлен в Киеве.Охваченный период красивым строением деревни и дарила жителям немало
истории начинается с библейских времён в вводной части светлых, праздничных минут. Часовня была местом общения
и заканчивается 1117 годом (в 3-й редакции). с Богом. В тревожные времена становилась сторожевой
Датированная часть истории Киевской Руси начинается с вышкой, предупреждая звоном колоколов о приближении
852 года, начала самостоятельного правления опасности. В часовне сохранилось потолочное перекрытие
византийского императора Михаила. Автор летописи указан — «небо», в центральном круге которого — икона Христа
в Хлебниковском списке как монах Нестор, XII веков, Вседержителя, а в сегментах — 12 трапециевидных клиньев
монах Киево-Печерскогомонастыря. Хотя в более ранних — праотцы. По углам «неба» 4 иконы с изображениями
списках это имя опущено, исследователи XVIII—XIX веков символов евангелистов. Живопись иконостаса датируется
считали Нестора первым русским летописцем, а «Повесть XVII—XVIII вв.
временных лет» — первой русской летописью. 16Бытовая культура. Одна из самых трудных0
4Глаголица — одна из первых славянских азбук.0 исторических проблем — это история повседневности.
Предполагается, что именно глаголицу создал славянский Здесь исследователям прошлого немало помогает изучение
просветитель св. Константин (Кирилл)-филосов для записи быта. Быт — это не только дома и обстановка, пища и
церковных текстов на славянском языке . одежда, а и будничная жизнь людей, в которой находят
5Береста и пергамент -берёзовая кора как материал0 свои конкретные проявления общественные отношения,
для письма получает на Руси распространение не позднее взгляды, представления, нормы и стиль поведения. В быту
первой четверти XI века и выходит из употребления в — за исключением моментов переломных — почти
середине XV века в связи с распространением бумаги, отсутствует событийная сторона. Но зато быт — это живая
которая именно около этого времени становится дешёвой. река истории, проявление ее неизменности.Обращаясь к
Береста рассматривалась как эфемерный, непрестижный истории быта, историки, естественно, находят черты,
материал для письма, непригодный для долгого хранения; которые одновременно объединяют и рознят жителей
её использовали в основном как материал для частной Древней Руси. Первое связано с этнической, религиозной,
переписки и личных записей, а более ответственные исторической и культурной общностью населения Руси,
письма и официальные документы писались, как правило, будь то князь или крестьянин. Различия в быту порождены
на пергаменте (бересте доверялись лишь их черновики). В социальной принадлежностью, характером трудовой
одной из берестяных грамот, представляющей собой деятельности, образом жизни, природными и
черновик жалобы должностному лицу, есть прямое указание климатическими условиями. Так, труд сельский и
переписать её текст на пергамент и лишь потом послать торгово-ремесленный разделил жителей Руси на городское
адресату. Лишь немногие грамоты, по-видимому, хранились и сельское население. Это различие наложило свой
относительно долго: это два берестяных листа огромного отпечаток и на быт.Быт горожанина был более
размера с записью литературных произведений ,оба разнообразным, особенно если протекал в городах
найденные в земле в развёрнутом виде, а также две крупных, таких, как Киев.Столица Древней Руси поражала
берестяные книжечки: с. своими размерами современников. Уже в XI в. ее называли
6Новгородский псалтырь Древнейшая книга Руси.0 «соперником Константинополя». Высота валов «города
Состоит из липовых дощечек с четырьмя страницами Ярослава» достигала 16 метров. Валы венчала деревянная
(церами), покрытыми воском для написания с помощью крепостная стена с каменными проездными воротами.
стилоса. По статиграфическим, радиоуглеродными и Княжеские и боярские терема теснились в нагорных,
палеографическим данным, восковой кодекс использовался сильно укрепленных районах — забота о внешней и
в первой четверти XI века и, возможно, начиная с внутренней безопасности была неотъемлемой стороной
последних лет Xвека, так что он на несколько тогдашнего существования. Здесь жизнь била ключом, быт
десятилетий старше Остромирово евангелия, считавшегося выстраивался в соответствии с представлением о том, что
самой древней на Руси книгой с точно установленной достойно князю и его окружению. В усадьбах жили младшие
датой написания 1056—1057 гг. дружинники, толпилась многочисленная челядь, число
7Остромирово Евангелие Хорошо сохранившаяся рукопись0 которой умножалось по мере продвижения вверх владельца.
середины XI века, памятник русского извода Хоромы обыкновенно представляли собой целый комплекс
старославянского языка. Написана дьяконом Григорием в срубных построек, соединенных переходами, сенями,
1056—1057 гг. для новгородского посадника Остромира, галереями. Иные из них достигали 2—3 этажей. Княжеские
который в надписи книги назван «близком» терема, будь то терем великого киевского князя или
(родственником) князя Изяслава Ярославича. Рукопись позднее терем князя удельного, обычно оказывались
особо интересна тем, что в её конце переписчик подробно центром управления княжеством и обширными княжескими
рассказал об обстоятельствах её изготовления и о вотчинами. Сюда стекались дани и подати, здесь
времени работы: наказывали и судили.
8Зодчество и Архитектура Древней Руси. Русская0 17Времяпрепровождение князя и бояр — войны, охота,0
архитектура времён Киевской Руси имела ряд особенностей управление, пиры. Пиры были одной из распространенных
связанных в основном с социальным строем. Настоящими форм общения и выполняли важные общественные функции:
носителями лучших традиций архитектуры и зодчества на скрепляли мир, упрочивали связи князя со своими боярами
Руси всегда являлись храмы. Несмотря на то, что вместе и дружинниками и т. д. Нередко за столами наравне с
с христианством на Русь должны был прийти и церковные мужчинами сидели женщины.Это не было случайностью.
здания, в облике русского храма "утрачено всякое Статус женщины был достаточно высок. Они принимали
подобие греческого архитектурного стиля: весь облик активное участие в хозяйстве и в воспитании детей.
храма - чисто русский, в особенности его заострённые Право и обычай не делали резкого разграничения в
главы, - всё завершение фасада приняло определённо родительских правах, и нередко женщина-вдова
луковичную форму". На Руси было достаточно много управлялась с обширным хозяйством до совершеннолетия
различных архитектурных стилей используемых при детей.Большинство простых киевлян жило на Подоле —
постройке храмов. Основным являлся крестово-купольный городском посаде близ речки Почайны. Археологи
стиль. Крестово-купольный храм прямоугольной формы насчитали здесь мастеров чуть ли не шести десятков
четырьмя или более столбами делится на продольные специальностей. Жилища чаще всего зависели от
(восток - запад) части - нефы (3, 5 или более). Четыре удачливости и мастерства их владельцев. Здесь были и
центральных столба соединялись арками, поддерживающими полуземлянки, и избы.Покрой одежд для всех слоев
через паруса барабан купола. Всё центральное населения был одинаков и различался преимущественно
пространство храма, при виде сверху образует крест качеством ткани и украшений. Основной вид одежды —
(отсюда и название). В восточной части интерьера рубашка, более длинная у женщин и короткая у мужчин.
размещаются алтарные помещения (возвышенный жертвенник) Для знати ее шили из дорогих, нередко привозных тканей,
- аспиды, полукружьями выступающие на внешней стороне. простонародье носило домотканые рубашки. Женщины
Здесь совершается богослужение, и находится главная украшали их вышивкой. Поверх рубашки они надевали юбки.
святыня - престол, на котором, как полагают верующие, Мужчины носили «порты» — длинные штаны.Верхняя одежда
присутствует сам господь. Позже, в конце XII века стали простого люда — длинное, облегающее одеяние, свита.
появляться башнеобразные храмы (Спасская церковь Знать носила плащи из дорогих материй, подбитых мехом,
Ефрасиньего монастыря в Полоцке). Как мы видим с пряжками из золота и серебра. Украшений вообще было
"отличительной чертой искусства домонгольской Руси много — ожерелья, серьги, браслеты, кольца, цепи. Их
является монументальность форм"(1,75). любили и женщины и мужчины, и богатые и бедные.
9Спасо-Ефросиньев монастырь — женский православный0 Археологические раскопки поставляют в великом множестве
монастырь в Полоцке, один из древнейших и крупнейших украшения, сделанные из недорогих камешков, меди,
центров православия на территории Белоруссии. В 1611 бронзы или низкосортного задымленного стекла.
году усердием св. Евфросинии преподобной был воздвигнут 18Филигрань (скань).0
каменный Спасо-Преображенский собор — наилучшим образом 19Височные кольца.0
сохранившийся памятник древнеполоцкогозодчества. Его 200
строителем был зодчий Иоанн. В 1921 году монастырь был 21Скифскаяпектораль-(нагрудное украшение царя) с0
закрыт, крест реквизирован, в 1928 году перевезен в изображением сцен жизни кочевников.
21 «Культура Руси IX-XIII» | Культура Руси IX-XIII 0
http://900igr.net/fotografii/istorija/Kultura-Rusi-IX-XIII/Kultura-Rusi-IX-XIII.html
cсылка на страницу
Урок

История

147 тем
Фото
Презентация: Культура Руси IX-XIII | Тема: Культура Древней Руси | Урок: История | Вид: Фото