Суриков Скачать
презентацию
<<  Василий Суриков Суриков и Васнецов  >>
СУРИКОВ Василий Иванович
СУРИКОВ Василий Иванович
Родился в Красноярске в семье губернского регистратора
Родился в Красноярске в семье губернского регистратора
"Вид памятника Петру I на Сенатской площади" (1870) -первая
"Вид памятника Петру I на Сенатской площади" (1870) -первая
В.И. Суриков
В.И. Суриков
В.И. Суриков
В.И. Суриков
С 1875 В.И.Суриков – классный художник 1-й степени
С 1875 В.И.Суриков – классный художник 1-й степени
Художник много путешествовал по России, ездил в Сибирь, на Волгу, в
Художник много путешествовал по России, ездил в Сибирь, на Волгу, в
Его картины передают дух истории, отражают стихию народной жизни,
Его картины передают дух истории, отражают стихию народной жизни,
Его картины передают дух истории, отражают стихию народной жизни,
Его картины передают дух истории, отражают стихию народной жизни,
Его картины передают дух истории, отражают стихию народной жизни,
Его картины передают дух истории, отражают стихию народной жизни,
Суриков художник
Суриков художник
Меншиков в Березове
Меншиков в Березове
Боярыня Морозова
Боярыня Морозова
Взятие снежного городка
Взятие снежного городка
Суриков художник
Суриков художник
Степан Разин
Степан Разин
Переход Суворова через Альпы
Переход Суворова через Альпы
Посещение царевной женского монастыря
Посещение царевной женского монастыря
Художественный музей имени Сурикова
Художественный музей имени Сурикова
Суриков художник
Суриков художник
Снова цитируем "Материалы для биографии Сурикова" М. Волошина: "Была у
Снова цитируем "Материалы для биографии Сурикова" М. Волошина: "Была у
Снова цитируем "Материалы для биографии Сурикова" М. Волошина: "Была у
Снова цитируем "Материалы для биографии Сурикова" М. Волошина: "Была у
Степан Разин (1906)
Степан Разин (1906)
Фото из презентации «Суриков художник» к уроку изо на тему «Суриков»

Автор: Физика. Чтобы познакомиться с фотографией в полном размере, нажмите на её эскиз. Чтобы можно было использовать все фотографии на уроке изо, скачайте бесплатно презентацию «Суриков художник» со всеми фотографиями в zip-архиве размером 1478 КБ.

Скачать презентацию

Суриков художник

содержание презентации «Суриков художник»
Сл Текст Эф Сл Текст Эф
1СУРИКОВ Василий Иванович. 1848, Красноярск – 1916,0 29Меншиков в Березове (1883), Государственная0
Москва. Третьяковская галерея, Москва. Сюжетом для картины
2СУРИКОВ Василий Иванович. Исторический живописец,0 послужила история опалы ближайшего сподвижника Петра
портретист. Выдающийся мастер композиции, прекрасный Великого, генералиссимуса Александра Меншикова,
колорист. проигравшего борьбу за власть, которая развернулась в
3Родился в Красноярске в семье губернского0 Петербурге после смерти первого русского императора, и
регистратора. В 1869 переехал в С.-Петербург. В сосланного вместе с семьей в далекий Березов. Вот как
1869–1875 учился в Академии художеств у П.П. Чистякова сам художник рассказывал о том, что заставило его
(с 1873). Семья художника. обратиться к этой теме: "Да вот у меня было так: я
4"Вид памятника Петру I на Сенатской0 жил под Москвой на даче, в избе крестьянской. Лето
площади" (1870) -первая самостоятельная картина дождливое было. Изба тесная, потолок низкий. Дождь
Сурикова. С нею он дебютировал на академической идет, и работать нельзя. Скучно. И стал я вспоминать:
выставке. кто ж это вот точно так же в избе сидел. И вдруг...
5В.И. Суриков. Пир Валтасара. 1874. х.м. В 1874г.0 Меншиков... сразу все пришло - всю композицию целиком
Суриков получил денежную премию за эскиз "Пир увидел. Только не знал еще, как княжну посажу".
Валтасара". Этот комментарий служит прекрасной иллюстрацией
6С 1875 В.И.Суриков – классный художник 1-й степени.0 живописной "технологии" Сурикова. У картины
В 1877–1878гг. работал над росписями храма Христа есть одна особенность, отличающая ее от других шедевров
Спасителя в Москве на сюжеты из истории четырех этого ряда, - в ней нет народа, толпы, массы,
Вселенских соборов. выступающих непременным живым фоном других суриковских
7Художник много путешествовал по России, ездил в0 работ. Но вряд ли перед нами полотно, исполненное в
Сибирь, на Волгу, в Крым. Посетил Германию, Францию, жанре "семейной драмы". Весь его строй, вся
Италию, Австрию, Швейцарию, Испанию. С 1881 по 1907 его композиция заставляют задуматься о вечных проблемах
Суриков В.И.- член Товарищества передвижных "власти и народа", "героя и массы"
художественных выставок (ТПХВ). Действительный член и пр. - тем более что сам Меншиков был типичным
Академии художеств (с 1893), с 1895 – академик. петровским "выскочкой", гениальным
Почетный член Московского общества любителей художеств "пассионарием".
(с 1903). Суриков В.И. Автопортрет. 1913. 30Боярыня Морозова (1887), Государственная0
8Уже в ранние академические годы молодой художник0 Третьяковская галерея, Москва. Церковный раскол,
проявил незаурядные способности в композиционном возникший после реформы патриарха Никона, был, в
построении и колорите. Но собственный стиль обрел лишь сущности, репетицией петровских преобразований, первым
в Москве. "Я как в Москву приехал, прямо спасен острым столкновением старого и нового на безбрежных
был [...]", – рассказывал художник. В Москве он просторах тогдашней Руси. Один из сюжетов истории
попал в центр русской народной жизни, нашел свой путь. раскола лег в основу написанного Суриковым шедевра -
9Его картины передают дух истории, отражают стихию0 шедевра, поразившего современников. Речь идет об аресте
народной жизни, борьбу и страдания отдельной личности, и заточении после пыток в 1571 году в Боровский
в судьбе которой воплотилась трагедия исторических монастырь одной из самых энергичных сторонниц мятежного
перемен в обществе. протопопа Аввакума, боярыни Феодосии Морозовой. Аввакум
10Свою репутацию выдающегося живописца-историка0 видел в ней родственную по неугасимому духовному
Суриков закрепляет в картинах «Меншиков в Березове» пыланию душу, он писал ей: "Персты рук твоих
(1883) и «Боярыня Морозова» (1887; обе — Третьяковская тонкокостны и действенны. Очи же твои
галерея). Обе композиции — об опале и сибирской ссылке молниеносны". Претерпев за старую веру, боярыня не
самого могущественного из «птенцов гнезда Петрова», об сдалась, мужественно и твердо донеся свой крест до
увозе в острог старообрядческой подвижницы во время конца, - в 1675 года она погибла от голода в земляной
церковного раскола — тоже «читаются» как визуальные тюрьме. Не изменяя своим правилам, Суриков населил
романы. Тесный, как тюремная камера, интерьер избы в историческое полотно живыми людьми, которых он встречал
первой картине, ее пластическая статика, и, напротив, в Сибири и в Москве, в самом архитектурном фоне
широкий пространственный размах второй, где доминирует соединив городские элементы Красноярска и Москвы.
мотив движения, но движения в неволю, в равной мере Боярыня Морозова - центральный образ этой картины,
знаменуют неодолимость исторических судеб, которые определяющий всю ее композицию. Композиция построена по
могут быть поняты и понимаются художником лишь в их диагонали, указывающей вектор движения саней и делящей
диалоге или конфликте, но в любом случае в их полотно на две части: слева группируются, по
актуальной, — суровой и красочной — разноречивости. Для преимуществу, противники боярыни, справа -
художника Россия всегда многолика, в его полотнах сочувствующие ей.
всегда минимум две России (даже простая крестьянская 31Снова цитируем "Материалы для биографии0
изба в «Меншикове...» воспринимается как особый Сурикова" М. Волошина: "Была у меня одна
одухотворенный символ старины, в итоге как бы одолевшей знакомая старушка - Степанида Варфоломеевна, из
некогда всесильного царедворца).«Утро стрелецкой старообрядок. Они в Медвежьем переулке жили - у них там
казни», «Меншиков в Березове» и «Боярыня Морозова» молитвенный дом был. И вот приехала к ним начетница с
составляют вершину суриковского творчества. Почти Урала - Анастасия Михайловна. Я с нее написал этюд в
адекватно им «Взятие снежного городка» (1891, Русский садике, в два часа. И как вставил ее в картину - она
музей). Художник подчеркивал, что не мыслит всех победила". Это-то лицо и решил повторить наш
«исторических деятелей без народа, без толпы». смысл. художник. Историю боярыни Морозовой Суриков знал с
11Нарушив этот принцип в картине «Меншиков в0 детства. В Сибири традиционно жило немало раскольников.
Березове», он в «Снежном городке», вспомнив забавы К старой вере склонялась тетка художника Авдотья
своего сибирского детства, напротив, изображает Васильевна ("Она мне по типу Настасью Филипповну
безымянную веселую толпу в старинной казацкой игре. из Достоевского напоминала", - рассказывал Суриков
Народ, казалось бы, здесь (впервые у Сурикова) М. Волошину). Тетка, видимо, познакомила подростка с
представлен как единое, не расколотое целое, но его рукописным "житием" боярыни Морозовой. Позже
удаль безудержна как разрушительный и грозный, несмотря Суриков читал письма протопопа Аввакума к ней и ее
на мажорную яркость красок солнечного зимнего дня, родной сестре, княгине Урусовой, тоже открыто
вихрь. Последующие «хоровые» картины художника разделявшей взгляды старообрядцев. Еще один источник,
(«Покорение Сибири Ермаком», 1895; «Переход Суворова которым пользовался художник: книга И. Забелина
через Альпы», 1899; «Степан Разин», 1903-07, все — "Домашний быт русских цариц XVI-XVII веков",
Русский музей), несмотря на все мастерство режиссуры опубликованная в 1872 году. Дольше всего не давалось
многофигурных сцен, представляют определенного рода ему лицо (точнее назвать его ликом) главной героини
спад. В эпических сценах колониальной экспансии России полотна. Он давно уже выписал в подробностях толпу и
в Сибирь, антифранцузской кампании России в швейцарских архитектурные детали, но все никак не мог подобрать
Альпах, наконец, разбойничьей вольницы 17 в. единственно нужное его выражение. "Как ни напишу
отсутствует та драматургическая сложность, которая ее лицо - толпа бьет. Ведь сколько времени я его искал.
придает особое пластическое и психологическое богатство Все лицо мелко было. В толпе терялось", -
трем великим картинам Сурикова (так, противостоящие признавался он. Но художник все-таки нашел его.
Ермаку татаро-монголы и сибирские аборигены смотрятся 32Взятие снежного городка (1891), Государственный0
пусть как яркий и характерный, но отнюдь не Русский музей, Санкт-Петербург. Водоразделом в жизни и
равноправный исторический фон).В процессе работы над творчестве Сурикова стала смерть его жены. Горе
большими картинами, ревностно подбирая натуру, Суриков художника было столь велико, что он практически
пишет массу замечательных портретов, пейзажей, перестал писать и уехал в Сибирь, чтобы остаться там
натюрмортных и интерьерных композиций, имеющих и вполне навсегда. Александр Иванович Суриков, брат живописца,
самоценный эстетический смысл. пытаясь помочь, подсказал ему тему этой картины. И она
12Его картина "Утро стрелецкой казни"0 вылечила Сурикова от тоски, открыв собой новый этап его
(1881), показанная на 9-й выставке передвижников, творчества, отличающийся полифонической композицией,
проникнута духом "древней русской красоты и живым насыщенностью колорита, погруженностью в народную
ощущением истории". Содержание полотна отражает стихию. "Необычайную силу духа я тогда из Сибири
заблуждения народа, его героическую самоотверженность и привез", - признавался Суриков М. Волошину. Работа
страдания. изображает старинную сибирскую игру, очень популярную в
130 казачьей среде, - в нее играли в "прощеное
14Меншиков в Березове. 1883.0 воскресенье", последний день масленицы. Напомнили
15Картина В.И. Сурикова "Боярыня Морозова"0 о себе здесь и детские впечатления художника:
повествует о расколе в русской православной церкви в "Помню, - вспоминал он, - как "городок"
середине XVII столетия. Против церковных реформ брали. Городок снежный. И конь черный прямо на меня...
патриарха Никона выступила оппозиция во главе с Я его потом в картину вставил. Я много "снежных
протопопом Аввакумом Петровым, духовной дочерью и городков" видел. По обе стороны народ, а посреди
сподвижницей которого была боярыня Феодосия Прокопиевна снежная стена. Лошадей хворостинами - чей конь первый
Морозова, урожденная Соковнина. Эта богатая и знатная сквозь снег прорвется". По своему обыкновению,
женщина выступила истовой сторонницей древнего многие детали Суриков писал с натуры - друзья живописца
благочестия и активной противницей нововведений. В 1673 специально для него инсценировали полный
году Морозова была сослана в Боровский монастырь, где и "вариант" игры в селе Лодейки.
погибла в 1675 году. 33Покорение Сибири Ермаком (1895). Это полотно0
16Боярыня Морозова. 1887г.0 Суриков писал долго - целых четыре года. Первые эскизы
17Все последующие работы мастера подтверждают0 работы относятся к периоду его летнего пребывания в
очевидность отказа художника от создания академических Красноярске в 1891 году. Темой для картины стало взятие
полотен на историческую тему и умение передать дух в октябре 1582 года казаками легендарного Ермака
исторических событий, мир прошлого не только в бытовых столицы Сибирского ханства Кашлыка. В ходе этого
реалиях, но и в ощущениях. сражения горсткой храбрецов, прямым наследником которых
18В творчестве Сурикова наглядно проявились черты0 - по праву рождения - всегда ощущал себя сам художник,
национального народного искусства большого стиля. Его было разбито огромное войско хана Кучума. Картина явила
картины стали вершиной развития исторического жанра в собой очередное обращение Сурикова к одному из
русской и мировой живописи. судьбоносных моментов русской истории,
19Взятие снежного городка. 1891 г.0 ознаменовавшемуся присоединению к Руси богатейших
200 территорий за Уралом.
21Степан Разин. 1906.0 34Степан Разин (1906). Первый эскиз к этой картине0
22Переход Суворова через Альпы. 1899.0 датируется 1887 годом - он был создан по мотивам
23Посещение царевной женского монастыря. 1912г.0 известной народной песни. В конечном варианте (Суриков,
Посещение царевной женского монастыря. 1912г. Посещение впрочем, еще раз возвращался к этому сюжету в 1909-10
царевной женского монастыря. 1912г. Посещение царевной годах) мы у же не найдем никакой
женского монастыря. 1912г. "иллюстративности"; от песни осталась лишь
24В 2008 году исполнилось 160 лет со дня рождения0 своеобразная музыкальность композиции. Я. Минченков,
великого русского художника Василия Ивановича Сурикова. обсуждавший с Суриковым эту работу на выставке 1906
Его картины являются сокровищами русской живописи. года, где она была показана, так описывает - видимо, со
Хранителем памяти о творчестве красноярского художника слов автора - ее содержание: «Плывет с набега вольная
является Художественный музей имени Сурикова. дружина. Везет отбитое в Персии и у купцов добро. Песни
25Художественный музей имени Сурикова. Основан в 19580 и разгул. Один Степан Тимофеевич далек от веселья;
году как Краевая Художественная галерея. Три основных задумался думой, как сделать вольным русский народ.
раздела - русское искусство 18-20 веков, современное Едва скользит по Волге лодка, под широким парусом
искусство, народное и декоративно-прикладное искусство. полулежит Степан с глубокой думой во взоре, и дума та
Уникальная коллекция произведений Василия Сурикова, легла над всем широким раздольем Волги». Суриков во
научная библиотека. Общий фонд - около 13 тысяч время работы над картиной "Степан Разин".
экспонатов. Дом – усадьба Сурикова. Фотография 1906 г.
260 35Посещение царевной женского монастыря (1912). Эта0
27Пир Валтасара (1874). Библейские сюжеты Все0 работа стала последним значительным произведением
картины, написанные Суриковым на библейские сюжеты, Сурикова. В отличие от других его исторических полотен,
относятся ко времени его пребывания в Академии она не имеет четкой привязки к какому-то историческому
художеств. Все - за исключением одной. В 1888 году событию или к какой-то конкретной исторической
потрясенный смертью жены художник создал полотно личности. Тема картины - трагическая судьба русских
"Исцеление слепорожденного Иисусом Христом", царевен. Выходить замуж за равных по "крови"
выразившее его тогдашнее состояние. Почти два года и "сану" иноверцев им запрещала церковь;
после этого он вообще не брал кисть в руки. соотечественники, даже самых знатных боярских родов,
"Академические" же его работы во многом тоже не подходили им в мужья, так как стояли ниже на
отвечали программе тогдашнего академического социальной лестнице. Оставался один путь - в монастырь.
образования. Они неизменно отмечались премиями. Суриков построил картину на контрастном сопоставлении
Впрочем, считать их "принудительными" не цветущей молодости изображенной царевны и подчеркнутых
стоит. Принудить к чему бы то ни было Сурикова вряд ли ханжества и фальши монахинь. В сущности, в этой работе
бы у кого-нибудь получилось. Сам художник вспоминал о он выступил выразителем тогдашнего общественного
своем увлечении в годы учения древней историей, называя мнения, критически относившегося к монастырскому миру.
три периода, последовательно захватывавшие его, Известна фраза художника, касающаяся этого мира:
-Древний Египет, Древний Рим и, наконец, "Там фальшиво все".
"воцарившееся на его развалинах 36Переход Суворова через Альпы (1899),0
христианство". В качестве примера приводим картину Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Так
"Пир Валтасара", 1874, которая - при всем получилось, что эту картину, начатую в 1895 году,
своем бросающемся в глаза академизме - уже несет Суриков показал на 27-й передвижной выставке в 1899
отпечаток темпераментного стиля будущих суриковских году - в столетнюю годовщину изображенного на ней
шедевров. события. Сам художник утверждал, что это случайное
28Утро стрелецкой казни (1881), Государственная0 совпадение. Верный своей живописной практике, он
Третьяковская галерея, Москва. Эта первая по времени специально съездил в Швейцарию, в Альпы, чтобы
написания часть исторической "трилогии" собственными глазами увидеть живые
Сурикова, в которую, помимо нее, вошли полотна "декорации" своего полотна. "Льды, брат,
"Меншиков в Березове" и "Боярыня страшной высоты. Эхо бесконечное", - сообщал
Морозова", "оживляет" событие, сломившее изумленный Суриков в письме к своему брату. При работе
хребет бунтарскому стрелецкому движению, а именно: над картиной ему пришлось решать труднейшие
казнь участников последнего стрелецкого восстания, композиционные задачи. Выполнив несколько
устроенную по повелению и под присмотром молодого царя композиционных вариантов, художник в конце концов
Петра I. В этом первом шедевре Сурикова уже громко остановился на вертикальном формате, совершенно
заявили о себе прославившие его впоследствии качества - необычном для батальных произведений. Сама сцена
великолепного колориста и изысканного построена так, что создается впечатление, будто лавина
"композитора" (так его называли соученики по солдат в буквальном смысле низвергается на зрителя.
Академии). Показанная на 9-й передвижной выставке, эта "Главное у меня в картине - движение, - объяснял
работа поставила художника вровень с теми, кто задавал свою работу Суриков, - храбрость беззаветная".
тон в тогдашней русской живописи. "Картина Поместив Суворова в левый верхний угол, он сделал
Сурикова делает впечатление неотразимое, глубокое на героем полотна солдатскую массу, при внимательном
всех. У всех написано на лицах, что она - наша гордость рассмотрении распадающуюся на ряд великолепных
на этой выставке. Могучая картина!" - писал И. выписанных психологических типов. Однажды Суриков
Репин П. Третьякову, купившему полотно у Сурикова прямо обмолвился, говоря о своем детище: "Подвиг под
на выставке за восемь тысяч рублей. Эти деньги, избавив шутку полководца". "Подвиг" в этой фразе
живописца от забот о хлебе насущном, развязали ему руки - ключевое слово.
для продолжения работы в избранном направлении.
36 «Суриков художник» | Суриков художник 0
http://900igr.net/fotografii/izo/Surikov-khudozhnik/Surikov-khudozhnik.html
cсылка на страницу
Урок

Изо

31 тема
Фото
Презентация: Суриков художник | Тема: Суриков | Урок: Изо | Вид: Фото
900igr.net > Презентации по изо > Суриков > Суриков художник