Блок Скачать
презентацию
<<  Поэт Блок стихи Двенадцать Блок  >>
Александр Александрович Блок
Александр Александрович Блок
«Революционный держите шаг
«Революционный держите шаг
Композиционно поэма разбита на двенадцать главок, последовательно
Композиционно поэма разбита на двенадцать главок, последовательно
Блок всегда выступал за полноту человеческих чувств
Блок всегда выступал за полноту человеческих чувств
Музыкальность поэмы выразительно передается ее ритмом
Музыкальность поэмы выразительно передается ее ритмом
Фото из презентации «Блок Двенадцать» к уроку литературы на тему «Блок»

Автор: Customer. Чтобы познакомиться с фотографией в полном размере, нажмите на её эскиз. Чтобы можно было использовать все фотографии на уроке литературы, скачайте бесплатно презентацию «Блок Двенадцать» со всеми фотографиями в zip-архиве размером 326 КБ.

Скачать презентацию

Блок Двенадцать

содержание презентации «Блок Двенадцать»
Сл Текст Эф Сл Текст Эф
1Александр Александрович Блок. Тема Родины в поэме2 9стихии, изменил товарищам, людям труда. Ванька «сам1
Блока «Двенадцать». теперь богат», он принадлежит к чуждому для Блока
2В дни Октября. Великий Октябрь открыл перед Блоком3 «страшному миру» купли-продажи. Красногвардейцы мстят
новые горизонты. Современники свидетельствуют, что не просто предателю Ваньке, но всему тому миру, который
события 25 октября (7 ноября) он встретил радостно, с он представляет и частично олицетворяет. И поэт
новой верой в очистительную силу революции. В 1917 году разделяет их осуждение отступничества Ваньки.
для него «содержанием всей жизни становится всемирная 10Блок всегда выступал за полноту человеческих2
Революция, во главе которой стоит Россия». Блок увлечен чувств. Способность к любви, к самозабвенной страсти
пафосом коллективизма: «Революция — это: я — не один, а для него — признак человечности. Вот почему для автора
мы. Реакция — одиночество, бездарность...» — заносит он «Двенадцати» чувство красногвардейца Петрухи не просто
в дневник в начале 1918 года. Тогда же Блок решительно эпизод его жизни, а проявление его духовности,
призывает к сотрудничеству с большевиками, необходимой подлинной личности. К тому же Петруха не
категорически отвечая на вопрос одной газеты: «Может ли только способен на глубокое чувство, а и дорожит им,
интеллигенция работать с большевиками?» — «Может и переживает измену, мстит за поруганную любовь.
обязана... Интеллигенция всегда была революционна. Петрухина «заплачка» в главе 8-й проясняет социальный
Декреты большевиков — это символы интеллигенции». Летом смысл его мести и злобы: он ненавидит «буржуя», старый
1917 года Блок присутствует на первом съезде Советов уклад жизни. Его душа продолжает метаться, его
рабочих и солдатских депутатов. Осенью участвует в «заплачка» кончается возгласом: «Скучно!» Но личные
совещании представителей литературно-художественной страдания героев преодолеваются ими во имя общего
интеллигенции, созванном в Смольном по инициативе ВЦИК. движения вперед. Петруха присоединяется к товарищам —
В 1918 году работает в комиссии по изданию классиков, в красногвардейцам. Они идут революционным дозором. Они
коллегии издательства «Всемирная литература», подхватывают мотив «Варшавянки».
созданного по предложению М. Горького, затем 11Поэма «Двенадцать» впервые в советской литературе1
председателем режиссерского управления Большого показала всемирный размах революции. Но значение поэмы
драматического театра. Творческий подъем, вызванный заключается еще и в том, что она в людях революции
революцией, обусловил создание самого значительного раскрыла личности с индивидуальными судьбами, живыми и
произведения Блока — поэмы «Двенадцать». сильными чувствами. Блок возвысил любовь простого
3«Революционный держите шаг!» Поэма «Двенадцать».3 человека, которому буржуазная литература отказывала в
Написанная в январе 1918 года,— это первая крупная способности к сложным душевным переживаниям. В этом
послеоктябрьская поэма, в которой воплощена отношении поэма была новаторской среди произведений
революционная современность. Характерную особенность молодой советской литературы, которая, сосредоточивая
поэмы составляет органическое слияние реалистического и внимание на изображении масс, еще не исследовала
романтического начал. Само ее название нельзя не глубины индивидуальной психологии.
поставить в связь с легендой о двенадцати апостолах, 12Поэма «Двенадцать» ознаменовала новый этап в1
учениках Христа, шедших за ним. Но образ двенадцати в творчестве Блока. Проблематика поэмы требовала
поэме имеет и предельно реалистический источник: обновления эстетического арсенала, качественно иной
патрули красногвардейцев на улицах Петрограда художественной выразительности. Автор задается целью
действительно насчитывали по двенадцать человек. передать «музыку революции». Он стремится найти новую
4В произведении немало конкретных деталей,5 форму, наиболее соответствующую содержанию поэмы. В нее
воссоздающих быт того времени: «керенки» — бумажные врывается многоголосый шум революционного города со
деньги, выпущенные Временным правительством; фонарик на своими ритмами, звуками, своими песнями.
оглоблях, которым щеголяли петербургские извозчики; 13Известно, что в период написания поэмы Блок3
модные в ту пору гетры. Однако Блока интересует быт не особенно интересовался городским фольклором, записывал
сам по себе: его привлекает такой реализм, который, по услышанные голоса городских улиц. Здесь и обороты
определению М. Горького, «возвышается до современного просторечья (даже брань), и
одухотворенного и глубоко продуманного символа». традиционно-песенная лексика. Фамильярные слова и
Реалистические зарисовки составляют образную основу вульгаризмы («елекстриче-ский», «юнкерье», «ужо»)
поэмы. Но с ними сочетается романтическая определяют социальный колорит языка героев. Строки из
устремленность поэмы. Двуплановость образного строя «Двенадцати» возвращались в народный речевой обиход:
«Двенадцати» ярко проявляется уже в первой строфе так глубоко проник поэт в его специфику. Многие формулы
поэмы: Черный вечер. Белый снег. Ветер, ветер! поэмы зазвучали как пословицы и поговорки: «Ветер,
5«Вечер», «снег», «ветер» — это и конкретные образы1 ветер — на всем божьем свете!», «От чего тебя упас
петербургской ночи, и символы, выражающие золотой иконостас?» Лозунги поэмы можно было видеть на
противоборство стихии, за которым угадывается борьба красноармейских знаменах, на плакатах и бронепоездах.
революции с противостоящими ей силами. Отталкиваясь от «Двенадцать» — вершинное достижение Блока в освоении
конкретности, автор придает изображаемому «космический» фольклора. Блок стремился передать «музыку уличных слов
размах: «ветер, ветер — на всем божьем свете!» и выражений». Звуки этой музыки он слышал во всем: «в
Постоянный в творчестве Блока образ-символ снежной бури страсти и в творчестве, в народном мятеже и в научном
находит в «Двенадцати» развернутое воплощение. Действие труде, в революции». Музыка революции передается в
поэмы развивается на фоне ветра, пурги: «завивает ветер поэме не только стихией просторечья, которой насыщены
белый снежок», «свищет ветер», «порхает снег», сцены на петроградских мостовых. На смену
«разыгралась что-то вьюга», «пылит пурга». «приземленности» приходит ораторский пафос.
Символический образ ветра, властвующего над миром, в 14Музыкальность поэмы выразительно передается ее2
дальнейшем обновляется, развивается, он как бы ритмом. Стремительность и вместе с тем сложность
комментирует происходящее: одних сбивает с ног, другим движения вперед подчеркиваются ритмом импульсивным и
кажется «веселым», он «рвет, мнет» плакат про трудным, словно сама поэма находится в движении, в
«Учредилку», зато, когда появляются красногвардейцы, он постоянных перебоях. Ритм стиха все время меняется,
радостно «гуляет». подчеркивая бурную переменчивость самой жизни,
6В основе произведения — конфликт, борьба старого и1 соответствуя изображаемому эпизоду. Когда, например, в
нового. Столкновение не может закончиться примирением — поэму вступает отряд Двенадцати, ритм становится
настолько полярны борющиеся силы. Их непримиримость четким, маршевым. Смена ритма обусловливает необычайную
подчеркнута резким контрастом «черного» и «белого». динамику стиха. Благодаря энергии ритма «работает»
Автор конкретизирует содержание «черного вечера»: буквально каждое слово: «Сила ритма поднимает слово на
«буржуй на перекрестке», «нынче невеселый» поп, «барыня хребте музыкальной волны...» (Блок). Поэма «Двенадцать»
в каракуле». Образы эти социально определенны, типичны, в известной мере подготовила ритмику стихов Маяковского
каждый из них так или иначе выражает неприятие советского времени. Значение ритма в «Двенадцати»
революционных перемен: поп «сторонкой за сугроб», возрастает потому, что автор почти не пользуется
барыня «к другой подвернулась: — Уж мы плакали, цветовыми нюансами. В поэме господствуют два
плакали...» Особенно непримирим к новому давний недруг непримиримых цвета — черный и белый. Но зато их
Блока — либеральный болтун. Он охарактеризован кратко и появление в каждом случае емко, символично. Символичен
убийственно: «Длинные волосы и говорит вполголоса... в поэме и красный цвет — цвет тревоги, мятежа,
Должно быть, писатель — вития». Старый мир исторически революционного флага.
обречен. Его- представители изображаются поэтом 15Блок отвергает религию — его герои идут «без1
иронически. креста». Но во главе их поэту видится не кто иной, как
7Композиционно поэма разбита на двенадцать главок,2 Иисус Христос. Автор хотел в образе Христа воплотить
последовательно развертывающих сюжет. Двенадцать — символ нового мира, несущего человечеству нравственное
враги старого мира, но они сами вышли из него, очищение, вековые идеалы гуманизма. Блок проводил
сформировались в его недрах, не могут сразу избавиться аналогию между эпохой распада царской России и эпохой
от его «родимых пятен». Поэт символически передает это гибели Рима, когда и возникла легенда о Христе как о
образом старого мира — «пса безродного», который не провозвестнике новой всемирной религии. Именно таким
отстает от них, ковыляет позади. В них бушуют и темные провозвестником должен был выступить в поэме Христос —
страсти. Их охватывает пьянящее ощущение, что «все символ обновления жизни. Но для большинства реальных
дозволено»: «Свобода, свобода, эх, эх, без креста!» красногвардейцев Христос в действительности
Поначалу в их облике запечатлены черты не пролетарского отождествлялся с религией и царизмом, против которых
авангарда, а анархиствующей вольницы. Автор не они боролись.
«приподнимает» своих героев, показывает грубость и 16Блок сам ощущал недостаточную убедительность образа1
стихийность буйной ватаги. Блок, однако, приветствует Христа в тексте «Двенадцати». Однако все же именно этим
происходящее. Он благословляет очистительную силу огня образом заключил он свое произведение. Внутреннюю
революции и активность ее свершителей: «Мы на горе всем закономерность этого можно понять, если оглянуться на
буржуям мировой пожар раздуем!». предшествующее развитие поэта. Для него Христос был
8В период работы над «Двенадцатью» Блок записывает в1 символом не смирения, а, наоборот, сопротивления
дневнике: «Вот что я еще понял: эту рабочую сторону властям (цикл «Родина»). В представлении Блока он
большевизма... Крылья у народа есть, а в уменьях и воплощает в себе народные идеалы, прямо
знаньях надо ему помочь». Созидательная сила революции противопоставляется своим земным служителям. В поэме
не получила в поэме прямого воплощения. Однако «рабочая это выражено достаточно отчетливо: во главе
сторона» выражена в самой логике развития произведения красногвардейцев идет Христос, а «товарищ поп»,
и его главных героев. Если они и не принадлежат к уничтожается иронией поэта, как чуждое ему воплощение
революционному авангарду, то борьба окрыляет и церковности. Интересно, что аналогичным является образ
пробуждает их. В них просыпается чувство классового Иисуса и в поэме Есенина «Товарищ», написанной в 1917
сознания и революционного долга. Историческая миссия году: он сходит с иконы бороться за народное дело.
очищает образы героев от всего случайного, мелочного. 17Поэма «Двенадцать» передает пафос великой2
Смысл жизни они обретают благодаря революции, готовы за революции, которую народ ждал на протяжении веков.
нее «буйну голову сложить». В конце поэмы видим уже не Благодаря своей социальной значимости и художественному
«голытьбу», а революционный народ, идущий в будущее совершенству поэма «Двенадцать» принадлежит к вершинам
«державным шагом». Таким образом, не только в пафосе русской литературы, стоит в одном ряду с такими
разрушения, но и в пафосе революционного преобразования великими поэмами, как «Медный всадник» Пушкина, «Кому
видит автор «Двенадцати» смысл разворачивающихся на Руси жить хорошо» Некрасова. При этом новые
событий. исторические условия позволили Блоку внести существенно
9Ничто не может противостоять стихии народной1 новое в осмысление роли народа. «Двенадцать» — первая
революции. Но созидание сложнее разрушения. крупная русская поэма, в которой народ выступает как
Нравственно-этический конфликт поэмы — столкновение творец истории. Поэма «Двенадцать» воспринималась как
добра и зла, будущего и прошлого — в самих людях. На гимн революции. Ее исполняли на литературных вечерах в
авансцену истории вышли прежде обездоленные и революционном Петрограде, она была издана подпольно в
униженные. Автор сочувствует им. Но каждый ли способен тылу войск Колчака. За рубежом она была опубликована
выдержать экзамен на звание нового человека? Автору под названием «Большевистские песни».
чуждо «буржуйство» Ваньки. Тот изменил революционной
17 «Блок Двенадцать» | Блок Двенадцать 32
http://900igr.net/fotografii/literatura/Blok-Dvenadtsat/Blok-Dvenadtsat.html
cсылка на страницу
Урок

Литература

177 тем
Фото
Презентация: Блок Двенадцать | Тема: Блок | Урок: Литература | Вид: Фото