900igr.net > Презентации по литературе > Писатели > Литература казахского народа
РЕКЛАМА
<<  Татарские писатели
Все презентации
Казахская литература  >>
Казахская литература
Казахская литература
Костанайский строительный колледж
Костанайский строительный колледж
Первая поэма человечества «Поэма о Гильгамеше»
Первая поэма человечества «Поэма о Гильгамеше»
Книга отца нашего Коркута» (Китаби дедем Коркут)
Книга отца нашего Коркута» (Китаби дедем Коркут)
МАХМУД КАШГАРИ (1029 - 1101) Махмуд Кашгари (XI в.) — великий филолог,
МАХМУД КАШГАРИ (1029 - 1101) Махмуд Кашгари (XI в.) — великий филолог,
Абу Наср аль-Фараби (870—950 гг
Абу Наср аль-Фараби (870—950 гг
Ахмед Яссави (1103 - 1166) Ахмед Яссави — выдающийся поэт, выходец из
Ахмед Яссави (1103 - 1166) Ахмед Яссави — выдающийся поэт, выходец из
Асан Кайгы (Асан Печальный) 1361/1370 – после 1465
Асан Кайгы (Асан Печальный) 1361/1370 – после 1465
Мухаммед Хайдар Дулати (1499-1551) Мухаммед Хайдар Дулати, ученый
Мухаммед Хайдар Дулати (1499-1551) Мухаммед Хайдар Дулати, ученый
Кадыргали Жалаири (1530 - 1605) Кадыргали Касымулы Жалаири – казахский
Кадыргали Жалаири (1530 - 1605) Кадыргали Касымулы Жалаири – казахский
Бухар жырау
Бухар жырау
Толе Алибекулы (1663-1756) Известный оратор и государственный деятель
Толе Алибекулы (1663-1756) Известный оратор и государственный деятель
Казыбек би (1668-1765) Казыбек Кельдибекулы – видный деятель прошлого,
Казыбек би (1668-1765) Казыбек Кельдибекулы – видный деятель прошлого,
Айтеке би (1680-1768) Один из известных биев-ораторов, его имя бережно
Айтеке би (1680-1768) Один из известных биев-ораторов, его имя бережно
Знаменитые деятели среднего жуза
Знаменитые деятели среднего жуза
Знаменитые деятели среднего жуза
Знаменитые деятели среднего жуза
Знаменитые деятели среднего жуза
Знаменитые деятели среднего жуза
Знаменитые деятели среднего жуза
Знаменитые деятели среднего жуза
Знаменитые деятели среднего жуза
Знаменитые деятели среднего жуза
Земля казахов XVIIIвеке
Земля казахов XVIIIвеке
Фото из презентации «Литература казахского народа» к уроку литературы на тему «Писатели»

Автор: 120-0. Чтобы познакомиться с фотографией в полном размере, нажмите на её эскиз. Чтобы можно было использовать все фотографии на уроке литературы, скачайте бесплатно презентацию «Литература казахского народа» со всеми фотографиями в zip-архиве размером 2065 КБ.

Скачать презентацию
РЕКЛАМА

Литература казахского народа

содержание презентации «Литература казахского народа»
Слайд Текст Эффекты Слайд Текст Эффекты
1Казахская литература. Первые писатели казахскоЙ5 10способного принять у него символ ислама – аманат.0
литературы. Автор. Говорят, откликнулся Арстан-баба из рода шейхов,
2Костанайский строительный колледж. Казахская3 ведущий свою родословную от Хазрета Али, зятя и
литература. Хасенов Данияр БаЙболович. Костанай, 2008г. сподвижника самого Мухаммеда.
3Содержание. Введение Первая поэма человечества45 11Асан Кайгы (Асан Печальный) 1361/1370 – после 1465.0
Книга отца нашего Коркута Махмут кашгари Абу Наср Имя Асана Кайгы широко известно в казахской степи.
аль-фараби Ахмет Яссави Асан Каигы Мухамед Хайдар Рассказы об Асане широко бытуют в народе, ему
Дулати Кадыргали Жалаири Бухар Жырау Толе Алибекулы приписываются многочисленные афоризмы, крылатые слова и
Казыбек Би Аитике Би Знаменитые деятели среднего жуза выражения. Имя его приобрело ореол легендарности, он
Земля казахов. даже стал героем некоторых народных эпических поэм.
4Введение. Казахская литература формировалась в0 Древние легенды покрыли туманом исторический образ
течение длительного времени. Ее традиции восходят к Асана. Мало достоверного знаем мы о его жизни. Как
далекому историческому прошлому – общему для развития утверждают казахские шежире, отца Асана звали Саятшы
многих литератур мира, в частности, к прототюркской и Сабит (Сабит-Сокольничий). Казахский историк Курмангали
тюркской литературам. Очагами цивилизации в древнем Халит-улы, автор замечательной книги «Тауарих хамса»
мире были долины крупнейших рек: Нила, Инда, Тигра и (Казань, 1911), пишет, что Асан Кайгы — прямой потомок
Ефрата. Здесь, последовательно сменяя друг друга, в шестом поколении современника Чингиз-хана знаменитого
возникали и развивались древние государства Шумер, бия Майкы, про. которого сложена казахская поговорка «У
Аккад, Персия и др. Не менее важным по вкладу в мировую всех слов один корень, отец этого корня — бий Майкы».
культуру и литературу очагом цивилизации была так По утверждению Курмангали Халит-улы, некоторые годы
называемая Великая степь кочевых народов. В Великой своей жизни Асан Кайгы был в числе влиятельных его
степи тоже одни народы сменяли другие: уходили с сановников сначала в Сарае, потом в Казани.
исторической арены скифы (саки), появлялись сарматы, По-видимому, накануне образования казахского ханства
савроматы, затем гунны. Долины рек Орхона и Енисея, Асан появляется при дворе хана Джанибека. Неизвестна
Иртыша и Урала, Днепра и Дуная становились центрами точная дата и место смерти Асана Кайгы. Согласно одному
архаических государственно-племенных объединений. В преданию, он умер в Жидели Байсыне, на территории
древнюю эпоху жизнь этих кочевых народов и государств современного Узбекистана. Другие предания говорят, что
отражалась в первую очередь в письменных памятниках он похоронен на вершине горы Улутау. Чокан Валиханов
соседних народов Междуречья, Древней Греции, Древнего писал, что могила Асана находится в районе Иссык-Куля.
Китая. Литературными памятниками этих древних Неизвестно, и сколько лёт он прожил. В народных
государств и народов являются эпос шумеров «Сказание о легендах это многое видевший старец. В одной легенде
Гильгамеше», созданный, как предполагают ученые, в XYI ему 95 лет, а в другой уже 120 лет. Не секрет, что в
веке до н. э., священная книга древних иранцев «Авеста» народных преданиях каждый мудрец изображается аксакалом
(1 тыс. до н. э.), труды греческого историка Геродота, в глубокой старости, поэтому нельзя считать эти данные
донесшего до нас сведения о философе из Скифии точными. Но, видимо, Асан действительно прожил долгую
Анахарсисе, о массагетской царице Томирис и т. д. жизнь. Еще до появления на берегах Чу вместе с ханом
VIII-I века до н.э. и первые пять веков н. э. Принято Джанибеком и Кереем, когда Асан находился в свите Улуг
считать прототюркским периодом казахской литературы. Мухамеда, он был уже почтенным старцем, аксакалом.
Собственно тюркская литература возникла в VI-VIII веках Отсюда можно считать, что Асан Кайгы жил в пределах XV
н.э. Дошедшие до нас литературные памятники этой и века.
более поздней эпох отражают жизнь , быт, обычаи, 12Мухаммед Хайдар Дулати (1499-1551) Мухаммед Хайдар0
традиции, культуру, миропонимание, религию, фольклор Дулати, ученый стоявший у истоков казахской
предков современных казахов и других тюркских народов. историографии, выдающийся писатель, поэт, родился в
С этого времени и вплоть до XIV века литературные 1499 году в семье, принадлежащей к древнейшему
памятники, созданные народами, населявшими громадные казахскому роду Дулат. Мать будущего ученого и поэта
пространства Великой степи, носят общетюркский была дочерью моголистанского правителя Юнус-хана и
характер, их просто невозможно отнести к тому или иному родной сестрой матери знаменитого Бабура. Когда Хайдару
тюркскому народу. Написанные на арабском, латинском, Дулати исполнилось девять лет, в результате долгой
согдийском, древнетюркском, китайском, фарси и других междоусобной. вражды был убит его отец. Спасенный
языках, они являются памятниками тюркской и одной из доверенным человеком отца, мальчик оказался в Кабуле,
наследниц – казахской литературы по географическому, где правил Бабур. Бабур окружил Хайдара теплом и
этническому, культурному, историческому признакам. Со заботой, дал ему прекрасное образование, которое Дулати
временем стали формироваться отдельные тюркские этносы, продолжил при дворе своего дяди султана Саидхана. Когда
в том числе и казахский. В XIV веке образовалась в 1514 году султан Саидхан стал правителем Кашгарии,
Казахская орда – первое казахское государство. С этого Хайдар практически сразу же занял важные придворные и
времени начинается собственно казахская литература, у военные должности. После смерти Саидхана на престол
истоков которой стояли Асан Кайгы и Казтуган жырау. вступил его сын Абдаррашид, который устраивал гонения
5Первая поэма человечества «Поэма о Гильгамеше».0 на членов рода Дулат. Попал в опалу и Хайдар Дулати,
Одним из первых художественных письменных произведений поэтому он был вынужден покинуть страну и бежать в
является «Поэма о Гильгамеше». Это эпос шумеров, Индию. В 1540 году Дулати оказался в Кашмире у одного
созданный в XXVI веке до н.э. Шумерский эпос о из сыновей Бабура. Здесь он служил при дворе Великих
Гильгамеше был унаследован аккадскими государствами Моголов, был участником многих походов, войн, а в 1541
Вавилоном и Ассирией. В поэме два героя: Гильгамеш - году, не без помощи Бабуридов, Дулати завоевал Кашмир и
царь города Урука и Энкиду – степняк, богатырь, до1551 года оставался его правителем. Он погиб в
сотворенный богами для соперничества с Гильгамешем. В Кашмире во время восстания местного населения. Это
эпических текстах Гильгамеш – сын урукского правителя произошло в 1551 году. Муххамед Хайдар Дулати был
Люгальбанды и богини Нинсун. Энкиду – (тюрк. всесторонне образованным человеком и остался в памяти
«энкейды»-поклоняющийся) первый в истории мировой народа как великий ученый, писатель, поэт,
культуры образ-персонаж прототюрка, жителя Великой государственный деятель и военачальник. Ценные
степи. До нас дошли пять шумерских поэм об урукском материалы и важные сведения содержатся в его
правителе: «Гильгамеш и Агга» - о борьбе Гильгамеша с произведениях «Тарих-и-Рашиди» и «Джан-наме». Сочинения
Аггой, правителем шумерских городов. «Гильгамеш и гора Дулати «История Рашида» - одно из самых значительных
бессмертия» - о походе молодых воинов во главе с исторических и литературных памятников средневековья,
Гильгамешем за кедрами, чтобы добыть себе славное имя, содержащих сведения по истории, литературе, культуре
о борьбе героя и его войска с хранителем кедров. народов Центральной Азии.
чудовищем Хувавой (Хумбабой). «Гильгамеш и небесный 13Кадыргали Жалаири (1530 - 1605) Кадыргали Касымулы0
бык» - о победе над чудовищным небесным быком. Жалаири – казахский бии из рода жалаир (название рода
«Гильгамеш, Энкиду и подземный мир» о том, как служит и фамилией, указывающей на родовую
Гильгамеш убивает исполинскую птицу Анзуду и змею, принадлежность). Он был наставником и советником
поселившихся на волшебном дереве хулуппу в саду богини казахского султана Ураз-Мухаммеда, племянника хана
плодородия, покровительницы Урука Инанны. Из корней Тевеккеля. В 1587 году, во время ястребиной охоты на
этого дерева Гильгамеш делает «пукку» и «микку» (по берегу Иртыша, вместе с султаном Ураз-Мухаммедом он был
предположению ученых, барабан и барабанные взят в плен русским воеводой Данилой Чулковым и
палочки),которые чуть позже провалились в подземный отправлен в Москву. Здесь Кадыргали Жалаири долгое
мир. Энкиду – в шумерских сказаниях является слугой время находился на положении почетного пленника и
Гильгамеша- берется вызволить пропавшие вещи из написал свое историческое сочинение «Джами –ат-
подземного мира. «Гильгамеш в подземном мире». Таварих» (Сборник летописей). В сборнике приводятся
Существует три версии аккадской поэмы о Гильгамеше. сведения о родовых, племенных,
Наиболее полной из них является поэма «Сказание о патриархально-феодальных- отношениях в казахском
Гильгамеше», автором которой считают урукского обществе, дается генеалогия казахских ханов и султанов,
заклинателя Синликеуннинни. Она изложена в двенадцати описывается их общественная и политическая
песнях на глиняных «таблицах». Последняя песня деятельность, указывается казахских племен, приводятся
представляет собой дословный перевод шумерской поэмы сведения о знаменитых биях. Есть данные и о Чингизхане
«Гильгамеш, Энкиду и подземный мир». и о династии. Кроме того, он писал о русском царе
6Книга отца нашего Коркута» (Китаби дедем Коркут).0 Борисе Годунове и его племяннике – казахском султане
«Книга отца нашего Коркута» — литературный, эпический Уразе – Мухаммеде. «Обширной земли христианской белый
памятник тюркских народов, отразивший его историю, быт, царь Борис Федорович, - писал Кадыргали, - имеет в
обычаи, образ мыслей и характеры. Сказания Коркута своем окружении шесть ханов, своим народом правит
складывались в VII—VIII веках в среде огуз-кыпчакских справедливо, заботится о сиротах, да бедным помогает
племен, живших на берегу Сырдарьи. Передаваясь от известный всем славный хан».
поколения к поколению в течение столетий, они и по сей 14Бухар жырау (1668? – 1781) Бухар жырау Калкаманулы0
день не потеряли своего литературного, исторического, родился на территории нынешнего Баян-Аульского района
этнографического значения. Прежде всего интересна сама Павлодарской области, у подножья горы Далба. Отец поэта
личность Коркута. Сведения, основанные на исторических Калкаман-батыр, по. всей видимости, не был знатен и
фактах и «преданиях старины глубокой», гласят, что прославился исключительно благодаря своей личной
Коркут, живший в VIII веке около Сырдарьи, был храбрости. Конкретных сведений о том, где учился поэт,
легендарной личностью. Он был полководцем, известным какую жизненную школу он прошел, почти не имеется.
сказителем, талантливым музыкантом и мудрым Известно только то, что выдвинулся из своей среды очень
наставником. Благодаря своему происхождению (мать — из рано и уже при хане Тауке (ум. В 1718) стал одним из
племени кыпчаков, отец — огуз), Коркут принадлежит как влиятельных биев из его окружении. Однако ни с кем из
кыпчакам, так и огузам. Исторические материалы также последующих ханов и султанов Бухар, так и не смог найти
свидетельствуют о том, что долгое время мудрый старец общего языка. Дальнейшая жизнь поэта прошла в лишениях.
был государственным деятелем, советником при трех Судя по его собственным произведениям и сведениям,
правителях. О том, что он был непревзойденным собранным его первым биографом Машхур-Жусупом Копеевым,
музыкантом, свидетельствуют сохранившиеся в народной Бухар не имел даже самого необходимого для степняка
памяти музыкальные произведения Коркута «Кюй Коркута», скота. Он прожил уже шестьдесят лет тяжелой и полной
«Мелодия Коркута» и другие. Известные казахские акыны, лишений жизни, когда среди правителей казахской степи
певцы считали Коркута своим учителем. Согласно народным выдвинулся султан Аблай. Энергичный молодой султан
преданиям, Коркут искал для своего народа землю приблизил к себе знаменитого поэта. С этого времени
обетованную, жил долго и, хотя пришел к печальному Бухар был признан не только как великий жырау, но и
заключению о том, что все имеет свой конец и обрел он стал советником Аблая, главным идеологом Казахского
бессмертие в музыке, мелодиях кобыза. И мечты его ханства того времени. Время правления хана Аблая – это
сбылись. Бессмертие обрели его творения: кюй, борьба против жунгарских захватчиков, попытка достичь
слова-назидания, сказания, пережившие I тысячелетие и единства казахских жузов, желание и необходимость найти
снискавшие всемирную славу. До нашего времени дошли взаимопонимание с великими соседями: Россией и Китаем,
только два варианта рукописи «Книга отца нашего Бухарским и Хивинским ханствами – и в тоже время
Коркута». Один из них хранится в Дрезденской городской межродовые распри, угнетение народа и произвол. В своих
библиотеке, надпись на ее титуле гласит: «Книга отца произведениях Бухар призывал к единству, мирной жизни,
нашего Коркута» на языке племени огузов». Дрезденская проповедовал любовь к родной земле, народу. Большую
рукопись включает 12 сказаний — огуз-наме. Коныр – часть творчества поэт посвящал хану Аблаю. Он воспевает
музыка Коркута. действия правителя в борьбе с врагами, пишет о нем как
7МАХМУД КАШГАРИ (1029 - 1101) Махмуд Кашгари (XI в.)0 о прогрессивном общественном деятеле: Бiлгенге маржан.
— великий филолог, автор «Диван лугат ат-турк» — 15Толе Алибекулы (1663-1756) Известный оратор и0
первого толкового словаря на тюркском языке, известный государственный деятель Толе Алибекулы был выходцем из
путешественник. «Диван лугат ат-турк» является не Старшего жуза и во времена жунгарского нашествия,
только толковым словарем, но и подлинной энциклопедией прозванного "Годиной великих бедствий", когда
народной жизни тюрков того периода. В качестве над казахским народом нависла смертельная опасность,
иллюстраций для пояснения значения слов автор умело стал организатором борьбы с жунгарами, сплотившим не
использовал стихи, и песни, сказки и легенды, пословицы только Старший, но и все три жуза. В 1663 г. на берегу
и поговорки. О Махмуде Кашгари сохранилось мало реки Чу родился Толе - младший сын Алибека. Толе рос
достоверных сведений. Известно, что родился он в одном среди многочисленной аульной детворы, учился у муллы
из культурных центров средневековья, в городе Абушакира, довольно образованного мусульманина из
Баласагун. Он принадлежал к высшим кругам караханидской Бухары. В детстве Толе был любознательным, понятливым
знати.Отец Махмуда был эмиром, правителем города, ко мальчиком, внимательно слушал наставления опытных
вре мени рождения сына переселился в Кашгар, отсюда ораторов. Источником его образования был фольклор. Рано
происхождение фамилии ученого. Будущий ученый основы возмужав, стал участвовать в делах сородичей, давать
знаний получил в Баласагуне и Кашгаре, затем продолжил советы и выносить решения. Старые, опытные бии не сразу
обучение в Самарканде, Бухаре, Нишапуре, Мерве и уступили ему дорогу, но вскоре его имя стало
Багдаде. В годы учебы он особенно интересовался популярным. Кроме людей из рода Жаныс к нему стали
арабской философией, арабской и персидским языками, обращаться с жалобами казахи из племен дулат, ботбай,
восточной поэзией. В течение длительного периода Махмуд шымыр, сикым. К двадцати годам он уже стал известен
Кашгари изучал язык, фольклор, этнографию тюркских всему роду дулат. Толе известен своими мудрыми
племен, их историю и обычаи. С этой целью он решениями спорных вопросов и как непревзойденный
путешествовал, объездил огромную территорию от Кашгара, оратор. По преданию, Толе был наставником многих
Семиречья, Хорезма, Мавераннахра, Древнего Рима, где известных батыров, биев и даже ханов. Знаменитый батыр
проживали тюркские племена и собрал ценнейший материал, и оратор Кошкарулы Жанибек, приехав к Толе би за
который обобщил в своем главном труде. Вот что об этом советом, сказал: "Я собрал меткие ружья,
пишет сам Кашгари: «Хотя я происхожу из тюрок, которые быстрокрылых ловчих, хватких борзых, смелых жигитов,
говорят на самом чистом языке, ...которые по резвых скакунов. Стать ли мне воином и совершать
происхождению и роду своему занимают самое первое подвиги или, поучившись у наставника, быть бием?
место..., я пядь за пядью исходил все степи тюрок. Я "Не гони вола на гору - устанешь. Не обращая
полностью запечатлел в уме всю живую рифмованную речь внимания на невежду - намаешься. Не ври другу -
тюрок, туркмен, огузов, чигилей, ягма, кыргызов... И потеряешь к себе доверие, не говори тайну своему врагу
вот эту книгу — после столь долгого изучения и поисков - он погубит тебя. Не пускай кобыле жеребца простой
— я написал самым изящным образом, самым ясным породы, любуясь косматой его гривой: не родится конь,
языком...» «Словарь тюркских наречий» — общее духовное на котором ты смог бы пойти в поход. Не хватай за ворот
наследие всех тюркоязычных народов. В этом словаре из хорошего человека из-за дурного, но близкого тебе, ибо
всего многообразия лексики отобраны 6000 слов, понятные сузится круг твоих друзей. Если нужно оружие - бери
для всех тюрков. Вошедшие в словарь слова, пословицы, ружье, пойдешь пешком - посох, проголодаешься - пищу.
стихи дают полное представление об образовании новых Если будешь охотиться с собаками и ловчими, станешь
слов, о правилах синтаксической сочетаемости. крикуном.
8Абу Наср аль-Фараби (870—950 гг.) Абу Наср Мухаммед0 16Если соберешься жениться - не зарься на красивую,0
ибн Тархан ибн Узлач аль-Фараби ат-Турки – величайший зарься на умную. Соберешь вокруг себя хвастунов -
ученый, философ, математик, астроном, музыкант и врач, опозорят. Строптивый конь летом свалит с кручи, зимой -
широко известный на мусульманском Востоке как «Второй в сугроб. Конец простуды - болезнь в легких, конец
Учитель» (после Аристотеля). Будущий Великий ученый тумана -жут, только труд приведет к благоденствию.
родился в городе Фараб на Сырдарье, в семье одного из Народу принесет счастье не бай, а би. Если выпадет снег
тюркских племен, которое впоследствии вошло в по пояс, трудно будет атану и нару (верблюду). Если
этнический состав казахского народа. Он происходил из. враг нападет на страну, трудно будет батырам и биям.
семьи знатного тюркского военачальника, что явствует из Чем сидеть зря, занимайся полезным трудом. Без дела нет
термина «тархан», употребляемого в этом значении в пропитания...". В этом завещании Толе в
памятнике Кюльтегину. Известно, что город Фараб позже поэтической форме перечислены правила поведения и даны
стал называться Отраром, развалины которого сейчас советы жигитам, а также определены нравственные
находятся в Южно-Казахстанской области. «В Отраре принципы человека. Некий жадигер Кулназар из Среднего
имелась библиотека, легенда о которой говорит, что она жуза был убит жигитами Старшего жуза, которые не хотели
по числу книг была второй после знаменитой платить за убитого кун (выкуп). По этому поводу из рода
Александрийской библиотеки». Отрар X—XII вв. был жадигер к Толе би приехали четыре человека, но тот не
крупнейшим экономическим и культурным центром на юге захотел вести с ними переговоры. Выслушав жалобу одного
Казахстана. Не случайно, что из этого города вышли истца, он вытянул правую руку, послушав второго -
знаменитые ученые, поэты, музыканты, носившие также имя вытянул левую руку. - О боже, неужели эти двое не
аль-Фараби. А именно: Абу Ибрагим Искан аль-Фараби, сумели сказать как надо?-подумал третий и тоже стал
Исмаил аль-Жаупари аль-Фараби, Бурхан ад-Дип Ахмад говорить. Тогда Толе би оттопырил верхнюю губу. Когда
аль-Фараби, Абу-л-Касым аль-Фараби, Махмуд аль-Фараби, говорил четвертый, он оттопырил нижнюю губу. Все
Кауам ад-Дин аль-Фараби, Маула Мухаммад аль-Фараби, четверо так и вернулись ни с чем, не получив
Бадр ад-Дин аль-Фараби, Исмаил аль-Хусайни аль-Фараби. надлежащего ответа от Толе би. Когда они рассказали об
Имя Абу Насра аль-Фараби прочно вошло в историю мировой этом, айдаболовец Едиге би сказал: - Толе би своим
науки и культуры. Он оставил после себя богатое научное поведением дал оценку всем четверым. Когда говорили
наследие, охватывающее самые раз­личные отрасли знаний. первые двое, он вытянул обе руки, тем самым дав понять,
Ученый написал около 160 трактатов по философии, этике, что вы оба дубины и забияки. Он оттопырил губы, когда
эстетике, логике, лингвистике, литературоведению, говорили последние, подчеркнув, что вы оба способны
музыке, математике, физике, астрономии и другим наукам. только распространять сплетни. Он не стал с вами
Имя аль-Фараби прославили такие труды, как «Слово о беседовать, так как посчитал вас неспособными решать
классификации наук», «Ответы на вопросы философов», спорные вопросы. Тогда жадигерцы послали к Толе самого
«Книга букв», «О том, что должно предшествовать Едиге. В сопровождении десяти человек он приехал в аул
изучению философии», «О значении слова интеллект», к Толе би. Тот вышел навстречу. Поздоровавшись, би
«Отношение философии к религии» и многие другие. сказал: - Шея моя готова для твоего клинка, грудь моя
9Аль-Фараби уже в средние века выступил страстным0 готова для твоего объятия,- и, отвернувшись, стал
защитником человеческого разума. Причем его убеждения удаляться. - Би, не можешь ли ты подождать?- промолвил
основывались на солидарном фундаменте осмысления Едиге. Но Толе проговорил: - Ваш приказ и мои
проблем экономики, политики, государственного приготовления.
устройства, семьи и воспитания детей. Он высказал в 17- Если он действительно Толе би, то разговор0
свое время смелые суждения об условиях разумного исчерпан. Завтра он отдаст нам девушку с приданым,-
управления обществом. Среди наследия аль-Фараби большое сказал Едиге своим спутникам. Так и вышло. Толе
место занимают его труды по этике. Этику он определил выплатил своим гостям кун "большой девяткой"
как науку, позволяющую отличать Добро от 3ла. Важное (во главе с верблюдом) для аргынов из шести племен и
место в эпической концепции аль-Фараби занимает "средней девяткой" (во главе с конем) для
категория добра: «Добро является атрибутом сущности, и тортулов из четырех племен, а также девушку с приданым
оно заключено в самой материи, в отличие от добра зло и юртой. В этих легендах прославляются честность и
связано с небытием» Особый интерес для нас представляют справедливость Толе, его ораторские способности. В
его трактаты «Об искусстве поэзии», «Трактат о преданиях подчеркиваются наблюдательность Толе и
канонах.в искусстве поэзии». В этих трудах аль-Фараби реалистичность взглядов на общественную жизнь. Ему
высказывает ценные научные мысли по теории и истории принадлежат слова:, Но если бы не рост, он был бы
литературы, объясняет сущность античного стихосложения, крепче стригунка. У человека, считающегося умным, Слова
размышляет о размере, ритме, жанре, средствах не лучше, чем у другого (только он умеет выражать их
художественного изображения стихов. Кроме того в этих лучше) Толе также считал, что общество должно не стоять
трактатах дается определение таких понятий, как на одном месте, а находиться в постоянном движении и
трагедия, дифирамб, комедия, ямб, драма, айнос, изменении. Толе би скончался на 93 году жизни, в 1756
диаграмма, эпос и риторика, сатира, поэма, амфигенезис, г., в своей осенней резиденции в урочище Акбуркан. Его
акустика и др. естественные и божественные науки останки были погребены в соответствии с завещанием в
(физика, метафизика), гражданская наука и ее Ташкенте, рядом с мавзолеем Шайхан Таура.
подразделы, юриспруденция и догматическое богословие. 18Казыбек би (1668-1765) Казыбек Кельдибекулы –0
Этот труд аль-Фараби еще в X—XII вв. был переведен на видный деятель прошлого, внесший большой вклад в
древнегреческий и латинский языки, снискал широкую формирование казахского языка, развитие устной
популярность среди европейских ученых. «Слово о словесности. Казыбек – бий Среднего жуза был известен в
классификации наук» справедливо считали энциклопедией народе как Каздауысты Казыбек («Казыбек, не
средневековой науки. Большой интерес для современного превзойденный в слове и слоге», буквально – Казыбек с
читателя представляет книга «Рассуждение Второго непревзойденным голосом). Он родился на берегах
Учителя аль-Фараби о значениях слова интеллект». Ряд Сырдарьи в семье известного бия. Каздауысты Казыбек
работ аль-Фараби посвящен творческому осмыслению трудов вошел в историю как человек, сумевший добиться мира
греческих философов: «Об общности взглядов двух между. казахским и калмыцким народами, успешно
философов — божественного Платона и Аристотеля», «О выполнивший сложную миссию посла. Согласно преданию,
целях книги Аристотеля «Метафизика», «О трактате девятнадцати лет от роду в составе делегации,
Великого Зенона по (высшей) науке» и др. возглавляемой би Тайкельтиром, он ездил к калмыцкому
10Ахмед Яссави (1103 - 1166) Ахмед Яссави —0 хану Галдану, отличился смелостью и обнаружил
выдающийся поэт, выходец из тюркоязычной среды, незаурядный дар оратора. В значительной мере благодаря
известный мыслитель исламского мира, один из Казыбеку казахские послы вели переговоры как равные и
основоположников софистической литера­туры. Ахмед вернулись на родину вместе с освобожденными из
Яссави родился в городе Испиджаб (Сайрам). Год рождения калмыцкого плена людьми и скотом. В слове Каздаусты
поэта не известен, а умер он в 1166 г. Позже он поменял Казыбека, обращенном к калмыцкому хану, прослеживается
место жительства, переехав в город Яссы (Туркестан). мысль о необходимости жить в мире с соседями
Ахмед Яссави учился у широко известных в мусульманском (калмыками). Но посол не выпрашивает мир, а готов с
мире шейхов: Арыстан Баба и Юсуфа Хамадани, получил честью отстоять его:
образование в Бухаре. Затем поэт возвратился в Яссы. В 19Айтеке би (1680-1768) Один из известных0
мусульманских странах до сих пор ходят легенды, что биев-ораторов, его имя бережно хранится в памяти
основатель ислама , Мухаммед, незадолго до своей народа. Письменных документов о жизни и ораторском
кончины передал своей дочери Фатиме хурму со словами, искусстве Айтеке Байбекулы сохранилось мало. Склонность
что плод этот должен быть отдан святому по имени Ахмед, к красноречию проявилась у него с детства.
который обязательно на Востоке. В 632 году, умирая, 20Знаменитые деятели среднего жуза.0
пророк обратился к народу с призывом найти преемника, 21Земля казахов XVIIIвеке.0
21 «Литература казахского народа» | Казахская литература 53
http://900igr.net/fotografii/literatura/Kazakhskaja-literatura/Literatura-kazakhskogo-naroda.html
cсылка на страницу



Реклама
Фото
Презентация: Литература казахского народа | Тема: Писатели | Урок: Литература | Вид: Фото