Салтыков-Щедрин Скачать
презентацию
<<  Творчество Салтыкова-Щедрина Урок Салтыков-Щедрин  >>
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826-1889)
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826-1889)
Михаил Евграфович родился 15 января 1826 года в старой дворянской
Михаил Евграфович родился 15 января 1826 года в старой дворянской
Михаил Евграфович родился 15 января 1826 года в старой дворянской
Михаил Евграфович родился 15 января 1826 года в старой дворянской
Вид центра г.Вятки на берегу реки Вятки
Вид центра г.Вятки на берегу реки Вятки
В феврале 1862 года Салтыков-Щедрин в первый раз вышел в отставку
В феврале 1862 года Салтыков-Щедрин в первый раз вышел в отставку
«Сказки» м.Е. Салтыкова-щедрина
«Сказки» м.Е. Салтыкова-щедрина
Фото из презентации «М.Е.Салтыков-Щедрин» к уроку литературы на тему «Салтыков-Щедрин»

Автор: Ранис. Чтобы познакомиться с фотографией в полном размере, нажмите на её эскиз. Чтобы можно было использовать все фотографии на уроке литературы, скачайте бесплатно презентацию «М.Е.Салтыков-Щедрин» со всеми фотографиями в zip-архиве размером 656 КБ.

Скачать презентацию

М.Е.Салтыков-Щедрин

содержание презентации «М.Е.Салтыков-Щедрин»
Сл Текст Эф Сл Текст Эф
1Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826-1889). «Я0 7"Убежище Монрепо" (1882), "Круглый1
писатель – в этом моё призвание» «Я люблю Россию до год" (1880), "За рубежом" (1881),
боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, "Письма к тетеньке" (1882), "Современная
кроме России» «Живость боли и непрерывное её ощущение Идиллия" (1885), "Недоконченные беседы"
служило источником живых образов» «Мир грустен - и я (1885), "Пошехонские рассказы" (1886).
грущу вместе с ним; мир вздыхает – и я вместе с ним 8«Сказки» м.Е. Салтыкова-щедрина. Первые три сказки0
вздыхаю. Мало того, я приглашаю грустить и вздыхать («Повесть о том как один мужик двух генералов
вместе со мною и читателя». прокормил», «Пропала совесть» и «Дикий помещик») М.Е.
2Михаил Евграфович родился 15 января 1826 года в0 Салтыков-Щедрин написал еще в 1882 году. К 1886 году их
старой дворянской семье, в имении родителей, селе число увеличилось до тридцати двух. Некоторые замыслы
Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии. Умер 28 (не менее шести сказок) остались нереализованными.
апреля 1889 года в Петербурге и погребен 2 мая на Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина отражают то «особенное
Волковом кладбище, рядом с Тургеневым. патологическое состояние», в котором находилось русское
3Первым учителем Салтыкова-Щедрина был крепостной5 общество в 80-е годы XIX века. Однако в них
человек его родителей, живописец Павел; потом с ним затрагиваются не только социальные проблемы
занимались старшая его сестра, священник соседнего (взаимоотношение народа и правящих кругов, феномен
села, гувернантка и студент московской духовной русского либерализма, реформа просвещения), но и
академии. Десяти лет от роду он поступил в московский общечеловеческие (добро и зло, свобода и долг, правда и
дворянский институт, а два года спустя был переведен, ложь, трусость и героизм).
как один из отличнейших учеников, воспитанником в 9В жанровом отношении сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина12
Царскосельский лицей, который окончил в 1844. Своё сходны с русской народной сказкой. Они аллегоричны, в
детство, картины жизни и быта усадьбы воссоздал в них действуют герои-животные, использованы традиционные
«Пешехонской стороне» и в «Господах Головлёвых». В сказочные приемы: зачины, пословицы и поговорки,
августе 1844 года был зачислен на службу в канцелярию постоянные эпитеты, троекратные повторы. Вместе с тем
военного министра. Литература уже тогда занимала его Салтыков-Щедрин значительно расширяет круг сказочных
гораздо больше, чем служба: он не только много читал, персонажей, а также «индивидуализирует» их. Кроме того
но и писал. Повести «Противоречия» (1847) и «Запутанное важную роль в сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина играет
дело» (1848), исполненные острой социальной мораль – в этом она близка к жанру басни. Основные темы
проблематики вызвали недовольство властей. 28-го апреля Сказок Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина объединяет не
1848 года был выслан в Вятку и 3-го июля определен только жанр, но и общие темы: Тема власти («Дикий
канцелярским чиновником при вятском губернском помещик», «Медведь на воеводстве», «Орел-меценат» и
правлении. О службе его в Вятке сохранилось мало др.); Тема интеллигенции («Премудрый пискарь»,
сведений. «Я вырос на лоне крепостного права, вскормлён «Самоотверженный заяц» и др.); Тема народа («Повесть о
молоком крепостной кормилицы, воспитан крепостными том как один мужик двух генералов прокормил», «Дурак» и
мамками, наконец, обучен грамоте крепостным грамотеем…» др.); Тема общечеловеческих пороков («Христова ночь»).
М.Е. Салтыков-Щедрин. ______________________________ Аллегория – иносказание
4Вид центра г.Вятки на берегу реки Вятки.0 Зачин – ритмически организованная прибаутка: «Жили –
5В ноябре 1855 года ему разрешено было оставить3 были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…»
Вятку; в феврале 1856 года он был причислен к Постоянный эпитет - в народной словесности, например,
министерству внутренних дел и назначен чиновником «сердце золотое», «тело белое».
особых поручений при министре, в августе командирован в 10Художественные особенности Сказок Важнейшими7
губернии Тверскую и Владимирскую для обозрения художественными особенностями сказок М.Е.
делопроизводства губернских комитетов ополчения. Вслед Салтыкова-Щедрина являются ирония, гипербола и гротеск.
за возвращением Салтыкова-Щедрина из ссылки Большую роль в сказках играет также прием антитезы и
возобновилась его литературная деятельность. Имя философские рассуждения (например, сказка «Медведь на
надворного советника Щедрина, которым были подписаны воеводстве» начинается с предисловия: «Злодейства
появлявшиеся в "Русском Вестнике" с 1856 года крупные и серьезные нередко именуются блестящими и в
"Губернские Очерки", сразу сделалось одним из качестве таковых заносятся на скрижали Истории.
самых любимых и популярных. Юмор, как и у Гоголя, Злодейства же малые и шуточные именуются срамными и не
чередуется в "Губернских Очерках" с лиризмом; только Историю в заблуждение не вводят, но и от
такие страницы, как обращение к провинции (в современников не получают похвалы»).
"Скуке"), производят до сих пор глубокое ______________________________ Ирония – тонкая, скрытая
впечатление. Провинциальную жизнь, в самых темных ее насмешка (например, в сказке «Премудрый пискарь»:
сторонах Салтыков-Щедрин узнал как нельзя лучше, «какая сласть щуке глотать хворого, умирающего пискаря,
благодаря командировкам и следствиям, которые на него да к тому же еще премудрого?») Гипербола –
возлагались во время службы в Вятке - и богатый запас преувеличение (например, в сказке «Дикий помещик»:
сделанных им наблюдений нашел себе место в «Думает каких он коров разведет, что ни кожи ни мяса, а
"Губернских Очерках". В марте 1858 года все одно молоко, все молоко!») Гротеск - комическое,
Салтыков-Щедрин был назначен рязанским основанное на резких контрастах и преувеличениях
вице-губернатором, в апреле 1860 года переведен на ту (например, в сказке «Повесть о том как один мужик двух
же должность в Тверь. Пишет он в это время очень много. генералов прокормил»: «Мужичина до того изловчился, что
Из написанного им между 1858 и 1862 годами составились стал даже в пригоршне суп варить») Антитеза –
два сборника - "Невинные рассказы" и противопоставление, противоположность (многие из них
"Сатиры в прозе". построены на взаимоотношениях героев-антагонистов:
6В феврале 1862 года Салтыков-Щедрин в первый раз2 мужик – генерал, заяц – волк, карась – щука).
вышел в отставку. Он хотел поселиться в Москве и 11К жанру литературной сказки в XIX веке обращались3
основать там двухнедельный журнал; когда ему это не многие писатели: Л.Н.Толстой, В.М.Пришвин,
удалось, он переехал в Петербург и с начала 1863 года В.Г.Короленко, Д.Н. Мамин-Сибиряк. Главная особенность
стал, фактически, одним из редакторов сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина заключается в том, что
"Современника". Дом, в котором жил и умер фольклорный жанр в них используется для создания
писатель М. Е. Салтыков-Щедрин в Петербурге. «эзоповского» повествования о жизни русского общества в
7В ноябре 1864 года он был назначен управляющим1 1880-е годы. Отсюда их основная тематика (власть,
пензенской казенной палатой, два года спустя переведен интеллигенция, народ) и проблематика (взаимоотношения
на ту же должность в Тулу, а в октябре 1867 года - в народа и правящих кругов, феномен русского либерализма,
Рязань. Эти годы были временем его наименьшей реформа просвещения). Заимствуя из русских народных
литературной деятельности. Тяга его к литературе сказок образы (прежде всего животных) и приемы (зачины,
оставалась, однако, прежняя: как только пословицы и поговорки, постоянные эпитеты, троекратные
"Отечественные Записки" перешли (с 1 января повторы), М.Е .Салтыков-Щедрин развивает заложенное в
1868 года) под редакцию Некрасова, Салтыков-Щедрин них сатирическое содержание. При этом ирония,
сделался одним из самых усердных их сотрудников, а в гипербола, гротеск, а также другие художественные
июне 1868 года окончательно покинул службу и сделался приемы служат писателю для обличения не только
одним из главных сотрудников и руководителей журнала, социальных, но и общечеловеческих пороков. Именно
официальным редактором которого стал десять лет спустя, поэтому сказки М.Е. Салтыков-Щедрин уже много
после смерти Некрасова. Пока существовали десятилетий пользуются популярностью у российского
"Отечественные Записки", т. е. до 1884 года, читателя. _____________________________ Эзопов язык -
С. работал исключительно для них. Большая часть совокупность семантических, синтаксических и других
написанного им в это время вошла в состав следующих приёмов, придающих художественным элементам
сборников: "Признаки времени" и "Письма двузначность, когда за прямым смыслом таится второй
из провинции" (1870), "История одного план. Само понятие и приемы эзопова (эзоповского) языка
города" (1870), "Помпадуры и Помпадурши" введены в широкий обиход М.Е. Салтыковым-Щедриным,
(1873), "Господа Ташкентцы" (1873), который называл иносказательное изложение также
"Дневник провинциала в Петербурге" (1873), "рабьей" манерой, необходимой в условиях
"Благонамеренные речи" (1876), "В среде царской цензуры.
умеренности и аккуратности" (1878), "Господа 12Благодарю за внимание!1
Головлевы" (1880), "Сборник" (1881),
12 «М.Е.Салтыков-Щедрин» | М.Е.Салтыков-Щедрин 34
http://900igr.net/fotografii/literatura/M.E.Saltykov-SCHedrin/M.E.Saltykov-SCHedrin.html
cсылка на страницу
Урок

Литература

177 тем
Фото
Презентация: М.Е.Салтыков-Щедрин | Тема: Салтыков-Щедрин | Урок: Литература | Вид: Фото