Фет Скачать
презентацию
<<  Фет о любви Фет стихи  >>
Лирика Афанасия Фета
Лирика Афанасия Фета
А.Фет
А.Фет
О любви
О любви
Современник Фета, критик Боткин, писал: “
Современник Фета, критик Боткин, писал: “
Во второй строфе значение движения прежде всего связывается с
Во второй строфе значение движения прежде всего связывается с
Фото из презентации «Поэзия Фета» к уроку литературы на тему «Фет»

Автор: Пользователь. Чтобы познакомиться с фотографией в полном размере, нажмите на её эскиз. Чтобы можно было использовать все фотографии на уроке литературы, скачайте бесплатно презентацию «Поэзия Фета» со всеми фотографиями в zip-архиве размером 151 КБ.

Скачать презентацию

Поэзия Фета

содержание презентации «Поэзия Фета»
Сл Текст Эф Сл Текст Эф
1Лирика Афанасия Фета. (1820–1892).0 18впечатление, что Фет вроде бы специально и не0
2Драма связана с тайной рождения Фета. Его мать,0 задумывался над словами, а они сами к нему пришли. Он
Шарлотта-Елизавета Фёт, бежала с орловским помещиком говорит самыми первыми, непреднамеренными словами. Он
Афанасием Неофитовичем Шеншиным, оставив в Германии как бы импровизирует на глазах у читателя. И это
отца, мужа и дочь. Бракоразводный процесс затянулся, и, оказывает сильное художественное воздействие,
видимо, поэтому Фёт и Шеншин обвенчались только спустя приковывая читателя к тексту очень коротким путём.
два года после рождения сына Афанасия. 19Современник Фета, критик Боткин, писал: “...Строгая1
3Подкупив священника, мальчика записали Шеншиным — и0 художественная обработка не в свойстве таланта г. Фета;
до четырнадцати лет будущий поэт считал себя как в лирическую минуту пьеса изливается из души его,
потомственным дворянином (хотя и ощущал некоторую такой она и остаётся; правда, что от этого происходит и
холодность родителей). изумительная свежесть и электризующие впечатления их”.
4Но в 1834 году эта тайна раскрылась: орловское0 20Особенности поэзии. Фет настаивал на0
губернское правление учинило следствие и лишило отрока импровизированном характере (не подготовленном заранее,
фамилии. То есть ему не только запретили именоваться неожиданном) своего стихотворения.Это как раз строки о
Шеншиным, но и вообще отобрали право носить какую бы то естественности, некой случайности, внезапности
ни было фамилию! поэтического слова. И для Фета это своего рода
5Нужно было срочно что-то предпринимать. В конце0 программа, выражение его общих взглядов на поэзию.
концов опекуны его единоутробной немецкой сестры Лины 21Ещё одно стихотворение из числа ранних – лирическая0
прислали из Германии соглашение, по которому Афанасий пьеса “Шёпот, робкое дыхание… ”: Шёпот, робкое дыхание,
признавался сыном первого мужа Шарлотты-Елизаветы Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья, Свет
дармштадтского чиновника Иоганна Петера Карла ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных
Вильгельма Фёта. Так будущий лирик вновь обрел изменений Милого лица…
“законный” статус. Но зато он утратил дворянство и 22Анализ стихотворения. Стихотворение написано в0
лишился наследственных имущественных прав. (Буква “ё” конце 40-х годов. Оно построено на одних назывных
выпала из фамилии поэта, превратилась в “е” случайно; предложения. Ни одного глагола. Только предметы и
просто наборщик его стихов однажды перепутал литеры — а явления, которые называются одно за другим: шёпот -
Афанасий Афанасьевич после этого так и стал робкое дыханье - трели соловья и т.д.
подписываться: Фет.). 23Предметным и вещественным стихотворение не0
6Разумеется, перемена статуса потрясла сознание0 назовёшь. Это и есть самое удивительное и неожиданное.
Афанасия Фета; на пороге юности им овладела Предметы у Фета непредметны. Они существуют не сами по
всепоглощающая идея: вернуть утраченное дворянское себе, а как знаки чувств и состояний. Они чуть
достоинство. То есть стать обычным русским помещиком светятся, мерцают. Называя ту или иную вещь, поэт
Шеншиным. Идея тем более опасная, что над родом Фётов вызывает в читателе не прямое представление о самой
(так же как над родом Батюшковых!) тяготела тяжкая вещи, а те ассоциации, которые привычно могут быть с
болезнь, которая передавалась из поколения в поколение. нею связаны. Главное смысловое поле стихотворения –
К тому же сам Фет был по своим взглядам близок к между словами, за словами.
атеизму, не находил утешения в вере в Бога, поэтому 24“За словами ” развивается и основная тема0
чувство отчаяния было ему слишком знакомо. стихотворения: чувства любви. Чувство тончайшее,
7Человек . Шеншин. Загадочна жизнь Фета. Про него0 словами невыразимое, невыразимо сильное, Так о любви до
говорят, что в жизни он был гораздо прозаичней, чем в Фета ещё никто не писал.
поэзии. Но это связано с тем, что он был замечательный 25Темы поэзии А.А. Фета. Фета всегда влекла к себе0
хозяин. Написал небольшой томик статей об экономике. Из поэтическая тема вечера и ночи. У поэта рано сложилось
разоренного имения сумел создать образцовое хозяйство с особое эстетическое отношение к ночи, наступлению
великолепным конным заводом. И даже в Москве на Плющихе темноты. На новом этапе творчества он уже стал называть
в его домике был огород и оранжерея, в январе созревали целые сборники “Вечерние огни”, в них как бы особая,
овощи и фрукты, которыми любил угощать гостей поэт. фетовская философия ночи.
8Биография поэта Фета. Биография поэта – это, прежде0 26“ночная поэзия” Фета глубоко своеобразна. В “ночной0
всего его стихи. Поэзия Фета многогранна, основной её поэзии” Фета обнаруживается комплекс ассоциаций: ночь –
жанр – лирическое стихотворение. Из классических жанров бездна – тени - сон – виденья - тайное, сокровенное –
встречаются элегии, думы, баллады, послания. Как любовь - единство “ночной души ” человека с ночной
“оригинальный фетовский жанр” можно рассматривать стихией. Этот образ получает в его стихах философское
“мелодии’’ - стихотворения, которые представляют собой углубление. Бездна,ночь начинает сближаться с жизнью
отклик на музыкальные впечатления. человека. Бездна-воздушная дорога-путь жизни человека.
9Юность поэта. К счастью, студенческие годы Фета0 27Фетовская ночь даёт человеку счастье: Что за ночь!0
совсем не походили на отроческие. Поступив в Московский Прозрачный воздух скован; Над землёй клубится аромат.
университет, на словесное отделение, он сразу сдружился О, теперь я счастлив, я взволнован, О, теперь я
с будущим критиком и поэтом Аполлоном Григорьевым. Жил высказаться рад! …
в его патриархальном, радушном замоскворецком доме. И — 28Поэзия была главным делом жизни Фета, призванием,0
начал писать. которому он отдал всё: душу, зоркость, изощрённость
10Поэтика раннего Фета. Стихотворения “На заре ты её0 слуха, богатство фантазии, глубину ума, навык упорного
не буди...”, “Облаком волнистым...”, “Чудная труда и вдохновение.
картина...”. Именно о хрупкости, беззащитности красоты 29В 1889 году Страхов писал в статье “Юбилей поэзии0
говорит один из шедевров раннего Фета — “На заре ты её Фета”: “Он в своём роде поэт единственный,
не буди...” (1842). несравненный, дающий нам самый чистый и настоящий
11На заре ты её не буди, На заре она сладко так спит;0 поэтический восторг, истинные бриллианты поэзии… Фет
Утро дышит у ней на груди, Ярко пышет на ямках ланит. И есть истинный пробный камень для способности понимать
подушка её горяча, И горяч утомительный сон, И, поэзию…”.
чернеясь, бегут на плеча Косы лентой с обеих сторон. А 30Стихотворение А.А. Фета «Шёпот, робкое дыханье…».0
вчера у окна ввечеру Долго-долго сидела она И следила (1850) (Восприятие, истолкование, оценка.).
по тучам игру, Что, скользя, затевала луна. И чем ярче Особенности: между “началом” и “концом” стихотворения
играла луна, И чем громче свистал соловей, Всё бледней проходит несколько часов, которые эмоционально и
становилась она, Сердце билось больней и больней. психологически сливаются воедино.
Оттого-то на юной груди, На ланитах так утро горит. Не 31Шёпот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и0
буди ж ты её, не буди... На заре она сладко так спит! колыханье Сонного ручья, Свет ночной, ночные тени, Тени
12Анализ стихотворения. При чтении возникает0 без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица, В
баюкающий, усыпляющий ритм, стихи раскачиваются подобно дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания,
качелям. И не до конца понятно, кто же обращается к и слёзы, И заря, заря!..
поэту (“На заре ты её не буди...”). Или сам поэт к 32Слова, являющиеся ключевыми, на первый взгляд0
кому-то обращается? Размытость, расплывчатость кажутся несхожими (шёпот, трели, серебро, пурпур,
очертаний этого незримого собеседника как нельзя лучше слёзы, заря). Однако все эти образы сочетаются так, что
подходит к общему тону строфы, к образу красоты, образуемая ими поэтическая картина кажется выдержанной
пребывающей в покое. в одной тональности. В стихотворении важны не только
13Композиция - кольцевая. лишь один эпитет —0 образы, но и мелодичная интонация. Слово Фета поётся,
утомительный — противоречит общему смыслу сказанного в звучит, и тот, кто читает вслух стихотворение, как бы
первом четверостишии. Сон красавицы, который со стороны слышит и “робкое дыханье”, и соловьиные трели.
кажется сладким (“На заре она сладко так спит”), для 33Природное время совпадает здесь с0
неё самой утомителен. Мы на секунду покидаем точку “психологическим”, переданным с помощью существительных
зрения поэта-собеседника и встаём на точку зрения и прилагательных: “шёпот”, и “робкое дыханье”. Звуковой
героини. Но только на секунду; все остальные образы состав слов “шёпот”, “робкое” различен, однако есть
четверостишия описывают её извне, со стороны. И понять, яркое созвучие: “шёпот” содержит звуки [оп] и “робкое”
почему же сладкий сон так утомителен, мы пока не можем. тоже.
14А.Фет. «Я пришёл к тебе с приветом...».0 34По своему смыслу слова также близки и рисуют0
Стихотворение это — одно из ранних (1843) и одно из картину начала любовного свидания. Движение в строфе
самых популярных. О чём оно? обозначается существительным “колыханье”, рифмующимся с
15Я пришёл к тебе с приветом, Рассказать, что солнце0 “дыханье”. Полностью рифмуются два слога, что ещё
встало, что оно горячим светом По листам затрепетало; сильнее сближает движение чувства и движение в природе.
Рассказать, что лес проснулся, Весь проснулся, веткой 35Во второй строфе значение движения прежде всего0
каждой, Каждой птицей встрепенулся И весенней полон связывается с существительным “изменений”: …Ряд
жаждой… волшебных изменений Милого лица…
16О любви. Тема старая для поэзии, вечная. А от0 36Третья строфа начинается с резкой перемены0
стихотворения Фета веет свежестью и новизной. ритмического рисунка: «…В дымных тучках пурпур розы…»
17Новаторство поэта. Необычно уже начало0 Эта строка в стихотворении выделяется отчётливым ритмом
стихотворения — необычное по сравнению с принятой уже (хорей), яркими красками. Метафоры “пурпур розы”,
тогда нормой поэзии. В частности, пушкинской нормой, “отблеск янтаря” передают смену времени, приближение
которая требовала предельной точности в слове и в рассвета.
сочетании слов. Начальная фраза у Фета совсем не точная 37Звуковая картина оттеняет смысл. Это и ассонанс (в0
и даже не совсем “правильная”: “Я пришёл к тебе с тучках, пурпур; янтаря, заря) и аллитерации,
приветом, рассказать...” Пушкин или кто-либо из поэтов подчёркивающие звонкие и сонорные согласные. Их
его поры не позволил бы себе так написать. Теперь мы концентрация в последней строфе максимальна, что
привыкли к подобным фразам, более того, они для нас не отражает её кульминационный характер. Особая роль
просто нормальные, но и удачные, художественно придаётся звукам “р” и “з”, встречающимся в словах
впечатляющие. В начале 40-х годов прошлого века они не “розы”, “заря”. И роза, и заря — образы символические.
казались нормальными: в них видели поэтическую Роза, тем более красная (“пурпур розы”), символизирует
дерзость. Стихи свои он шутливо называл стихами “в любовь, что подтверждается словами “и лобзания, и
растрёпанном роде”. слёзы”.
18Неточные слова и как бы неряшливые выражения в0 38Заря — символ начала пробуждения, чего-то сильно0
стихах Фета создают не только неожиданные, но яркие, ожидаемого. Движение в стихотворении приводит к образу
волнующие образы. Начальные слова стихотворения как раз зари, в равной мере связанной и с природой, и со сферой
благодаря их случайности, безыскусности кажутся человеческих чувств.
особенно естественными для живой речи. Создаётся
38 «Поэзия Фета» | Поэзия Фета 1
http://900igr.net/fotografii/literatura/Poezija-Feta/Poezija-Feta.html
cсылка на страницу
Урок

Литература

177 тем
Фото
Презентация: Поэзия Фета | Тема: Фет | Урок: Литература | Вид: Фото