Салтыков-Щедрин Скачать
презентацию
<<  Творчество Щедрина Сказки Щедрина  >>
"Его имя останется в истории не только как имя самого великого
"Его имя останется в истории не только как имя самого великого
Родился Михаил Евграфович 15 января 1826 года в селе Спас-Угол
Родился Михаил Евграфович 15 января 1826 года в селе Спас-Угол
Его творчество направлено на обличение пороков общества
Его творчество направлено на обличение пороков общества
Его творчество направлено на обличение пороков общества
Его творчество направлено на обличение пороков общества
Его творчество направлено на обличение пороков общества
Его творчество направлено на обличение пороков общества
Литературное наследие М. Е. Салтыкова-Щедрина досталось советскому
Литературное наследие М. Е. Салтыкова-Щедрина досталось советскому
Литературное наследие М. Е. Салтыкова-Щедрина досталось советскому
Литературное наследие М. Е. Салтыкова-Щедрина досталось советскому
В конце 60-х гг
В конце 60-х гг
В глуповских градоначальниках обобщены черты государственных деятелей
В глуповских градоначальниках обобщены черты государственных деятелей
В глуповских градоначальниках обобщены черты государственных деятелей
В глуповских градоначальниках обобщены черты государственных деятелей
В глуповских градоначальниках обобщены черты государственных деятелей
В глуповских градоначальниках обобщены черты государственных деятелей
Основными художественными приемами в "Истории одного города" стали
Основными художественными приемами в "Истории одного города" стали
В 1880 г. вышел в свет роман "Господа Голов-левы", в котором
В 1880 г. вышел в свет роман "Господа Голов-левы", в котором
В 1880 г. вышел в свет роман "Господа Голов-левы", в котором
В 1880 г. вышел в свет роман "Господа Голов-левы", в котором
Фантастика Щедринских сказок реальна, несет в себе обобщенное
Фантастика Щедринских сказок реальна, несет в себе обобщенное
Фантастика Щедринских сказок реальна, несет в себе обобщенное
Фантастика Щедринских сказок реальна, несет в себе обобщенное
Фантастика Щедринских сказок реальна, несет в себе обобщенное
Фантастика Щедринских сказок реальна, несет в себе обобщенное
Фантастика Щедринских сказок реальна, несет в себе обобщенное
Фантастика Щедринских сказок реальна, несет в себе обобщенное
Иногда Щедрин, взяв традиционные сказочные образы, даже и не пытается
Иногда Щедрин, взяв традиционные сказочные образы, даже и не пытается
Иногда Щедрин, взяв традиционные сказочные образы, даже и не пытается
Иногда Щедрин, взяв традиционные сказочные образы, даже и не пытается
Иногда Щедрин, взяв традиционные сказочные образы, даже и не пытается
Иногда Щедрин, взяв традиционные сказочные образы, даже и не пытается
1880-е гг
1880-е гг
1880-е гг
1880-е гг
Фото из презентации «Произведения Щедрина» к уроку литературы на тему «Салтыков-Щедрин»

Автор: . Чтобы познакомиться с фотографией в полном размере, нажмите на её эскиз. Чтобы можно было использовать все фотографии на уроке литературы, скачайте бесплатно презентацию «Произведения Щедрина» со всеми фотографиями в zip-архиве размером 2842 КБ.

Скачать презентацию

Произведения Щедрина

содержание презентации «Произведения Щедрина»
Сл Текст Эф Сл Текст Эф
1"Его имя останется в истории не только как имя3 11В современном обществе конфликты проявляются не в3
самого великого памфлетиста, которого когда-либо знала любовно-психологической сфере, а в сфере социальной. В
Россия, но и как имя великого гражданина, не дававшего романе изображен распад буржуазной семьи. Этот процесс
ни пощады, ни отдыха угнетателям мысли. Щедрин сатирик считал симптомом серьезной общественной
действительно жил только своим временем, но как хорошо болезни. Дворяне Головлевы ничем не напоминают
сказал Гете: "Кто жил для своего времени, тот жил патриархальных дворян Ростовых. Это люди с совершенно
для всех времен."" иной психологией. Щедрин сосредоточивает внимание не на
2Родился Михаил Евграфович 15 января 1826 года в2 материальном разорении дворянской семьи (напротив, его
селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии. Головлевы прекрасно приспособились к современным
Родители его - отец, коллежский советник, Евграф условиям и разбогатели), а на процессе духовного
Васильевич, и мать, Ольга Михайловна, урожденная опустошения своих персонажей.
Забелина, купеческого рода,- были довольно богатые 12Образы Головлевых старшего и младшего поколения —3
местные помещики; крестили же его тетка Марья яркая иллюстрация пагубного воздействия на человеческую
Васильевна Салтыкова и угличский мещанин Дмитрий личность несовершенного общественного строя,
Михайлович Курбатов. основанного на угнетении. Именно поэтому автор в романе
3Его творчество направлено на обличение пороков4 уделяет внимание более моральной, нравственной стороне
общества. Его талант прекрасно справлялся с теми дела, а не экономическому оскудению крепостников. Хочу
задачами, которые ставила перед ним эпоха. Взявшись за отметить, что автору удалось так талантливо изобразить
социальное обличение, он очень талантливо и виртуозно конкретных героев, что в них воплотились все пороки не
это делал. Выбрав форму сказок, писатель наполняет только одной семьи, но и всего общества. Ярко выписан
традиционную народную форму новым содержанием. Иудушка Головлев. Писатель сделал его буквально
Салтыков-Щедрин прекрасно владеет эзоповым языком, в символом всякого паразитизма, человеконенавистничества
иносказательной форме которого заключена и реакции. Все компоненты романа: пейзаж, речь героев,
многозначность, так нужная писателю, чтобы передать авторские характеристики и отступления — все в романе
весь абсурд и несостоятельность изображаемой ситуации. служит одной цели — раскрытию причин гибели строя
4Литературное наследие М. Е. Салтыкова-Щедрина4 крепостников. Особенно поражает речь Иудушки —
досталось советскому обществу в состоянии значительно человеконенавистника и блу-дослова, сотканная из
худшем, чем наследие других русских классиков. Почти афоризмов, уменьшительных и ласкательных слов, вздохов,
каждое произведение великого сатирика, революционного лицемерных обращений к Богу, беспрерывных повторений.
демократа, несло на себе клеймо царской цензуры. 13Итоговым произведением писателя принято считать3
Значительная часть написанного им была не собрана и не "Сказки". Над этой книгой Щедрин работал в
издана. Лишь после Октября советскими литературоведами 1882--1886 гг. В ней нашли отражение все главные
были проведены фундаментальные работы по выявлению и сатирические темы его творчества. В основе сатирической
публикации неизвестных ранее текстов Салтыкова-Щедрина. фантазии "Сказок" лежат народные сказки о
В начале 30-х годов по инициативе М. С. Ольминского животных. Щедрин не только заимствует в фольклоре
(1863--1933) -- одного из старейших деятелей готовые образы, но и развивает заложенное в них
революционного движения России -- было предпринято сатирическое начало. Как к испытанному средству
первое научное издание сочинений писателя. Тексты для прибегает он к эзоповскому языку. Все сказки можно
этого издания, выпущенного Государственным условно разделить на четыре группы: сатира на правящие
издательством "Художественная литература" в круги, сатира на либеральных интеллигентов, сказки о
1933--1941 годах, были проверены по всем известным народе и сказки, обличающие эгоистическую мораль.
источникам. Из двадцати томов примерно восемь заняли 14Фантастика Щедринских сказок реальна, несет в себе5
произведения, ранее не входившие в собрания сочинений обобщенное политическое содержание. Орлы "хищны,
Салтыкова-Щедрина. Библиотека им. Салтыкова-Щедрина. плотоядны...". Живут "в отчуждении, в
5Издание 1933--1941 годов имеют выдающееся научное и1 неприступных местах, хлебосольством не занимаются, но
культурно-политическое значение. Оно создало широкую разбойничают" – так говорится в сказке об
базу как для исследовательской работы над орле-меценате. И это сразу рисует типические
Салтыковым-Щедриным, так и для ознакомления с его обстоятельства жизни царственного орла и дает понять,
творчеством широких кругов новых советских читателей. что речь идет совсем не о птицах. И далее, сочетая
Однако за тридцать с лишним лет, прошедших со времени обстановку птичьего мира с делами отнюдь не птичьими,
начала работы над этим изданием, во всех областях Щедрин достигает высокого политического пафоса и едкой
изучения Салтыкова-Щедрина, в том числе и в области иронии. Так же построена сказка о Топтыгиных, пришедших
текстологии, произошли существенные сдвиги. Издание в лес "внутренних супостатов усмирять". Не
1933--1941 годов не свободно от ряда серьезных затемняют политического смысла зачины и концовки,
недостатков. Главнейшие из них: 1) Отсутствие единства взятые из волшебных народных сказок, образ Бабы-Яги,
в методах подготовки текстов, а также принципах отбора Лешего. Они только создают комический эффект.
других редакций и вариантов. 2) Бедность, а иногда и Несоответствие формы и содержания способствует здесь
отсутствие комментариев к некоторым, в том числе резкому обнажению свойств типа или обстоятельства.
важнейшим, произведениям Салтыкова-Щедрина (к 15Иногда Щедрин, взяв традиционные сказочные образы,5
"Губернским очеркам", "Истории одного даже и не пытается ввести их в сказочную обстановку или
города", "Сказкам" и др.). использовать сказочные приемы. Устами героев сказки он
615.2.11.0 прямо излагает свое представление о социальной
7В конце 60-х гг. Салтыков начинает работать над2 действительности. Такова, например, сказка
"Историей одного города" (1869--1870). В "Соседи". Язык щедринских сказок глубоко
книге нарисована сатирическая картина истории народен, близок к русскому фольклору. Сатирик
вымышленного города Глупова, но аллегория была понятной использует не только традиционные сказочные приемы,
всем мало-мальски знакомым с отечественной историей. В образы, но и пословицы, поговорки, присказки ("Не
фантастических событиях и образах книги явно давши слова – крепись, а, давши – держись!",
просматривались реальные исторические события и лица. "Двух смертей не бывать, одной не миновать",
Но нельзя буквально понимать временные рамки книги, "Уши выше лба не растут", "Моя изба с
указанные автором: 1731--1826 гг. Речь в ней идет не о краю", "Простота хуже воровства").
каком-то конкретном периоде русской истории, смысл не в Диалог действующих лиц красочен, речь рисует конкретный
прямых исторических параллелях и аллюзиях, а в создании социальный тип: властного, грубого орла,
гротескного образа отечественной истории. Одним из прекраснодушного карася-идеалиста, злобную реакционерку
приемов создания такого образа является анахронизм, т. воблушку, ханжу попа, беспутную канарейку, трусливого
е. использование черт одной эпохи для изображения зайца и т. п.
другой. 16Тем не менее, все сказки Щедрина подвергались3
8В глуповских градоначальниках обобщены черты4 цензурным гонениям и многим переделкам. Многие из них
государственных деятелей разных исторических эпох. печатались в нелегальных изданиях за границей. Маски
Фантастичны и образы глуповских обитателей. В работе животного мира не могли скрыть политическое содержание
над книгой Щедрин опирался на труды русских историков сказок Щедрина. Перенесение человеческих черт и
от Карамзина до Соловьева. В первой части книги дается психологических и политических – на животный мир
общий очерк глуповской истории, а во второй -- описания создавало комический эффект, наглядно обнажало
жизни некоторых градоначальников, как это обычно нелепость существующей действительности. Писателя
принято в исторических исследованиях. Но Щедрин не возмущало русское общество не справедливое отношение
пародирует официальных историков, пародийна сама жизнь господ к рабам покорность простого народа к высшим
города Глупова. Жизнеописания градоначальников чиновникам. В своих произведениях автор высмеивал
открывает портрет Брудастого, который произносил всего пороки и несовершенство русского общества.
два слова: "раз-зорю!" и "не 17Ярким и доступным для читателя примером3
потерплю!". Эти возгласы становятся как бы безнравственности общества в творчестве
лейтмотивом всей истории Глупова. Салтыкова-щедрина являются сказки, казалось, такой
9Основными художественными приемами в "Истории4 литературный жанр как сказки предназначен для детского
одного города" стали гротеск и сатирическая понимания добра и зла. Но сказки Салтыкова-Щедрина
фантастика. Эти приемы помогают Щедрину поставить проникнуты иронией, в них заключена проблема русского
точный диагноз многих социальных болезней. В книге дан общества, которую автор хочет разрешить на простом
сатирический портрет деспотического режима, который примере, высмеивая в отдельных моментах поступки своих
держится на определенных свойствах народа, воплотивших героев.
слабые стороны народного миросозерцания. В их числе 181880-е гг. – время творческих достижений М.Е4
Щедрин называет политическую наивность, неиссякаемое Салтыкова-Щедрина. Во многих произведениях, написанных
терпение и слепую веру в верховную власть. Такое в эти годы, отразились тверские впечатления: «Помпадуры
изображение давало повод некоторым критикам упрекать и помпадурши» (1873), «Благонамеренные речи» (1876),
Щедрина в глумлении над народом, в высокомерном к нему «Господа Головлевы» (1880), «Пошехонская старина»
отношении, но они не поняли, что это диктуется не (1889) и др. В последние годы жизни М.Е Салтыков-Щедрин
только глубокой любовью к народу и сочувствием его пытался приобрести небольшое поместье в Тверской
положению, но и трезвой оценкой социально-исторической губернии. Но его мечта не осуществилась. Умер М.Е
ситуации. Жестокий и беспощадный смех в "Истории Салтыков-Щедрин 28 апреля (по старому стилю) 1889 г. в
одного города" имеет очистительный смысл. Петербурге. В 1939 г. в Калинине (ныне Твери) именем
10При чтении произведения Салтыкова-Щедрина «История1 писателя была названа улица(бывший Пивоварский
одного города» в отличие от других сатирических переулок), в 1976 г. состоялось открытие пямятника М.Е
произведений, читатель сам должен понимать, какая же Салтыкову-Щедрину (скульптор О.К Комов) и литературного
реальность скрывается за полуфантастическим миром, музея. В 1996 г. на здании администрации г. Твери
который показан в романе. Использование писателем в установлена мемориальная доска в честь знаменитого
своих произведениях такой прием сатирического вице-губернатора. В ознаменование 170-летия со дня
изображения как «Эзопов язык» подтверждает то, что за рождения учреждена областная ежегодная литературная
тайной, которую хочет скрыть автор, утаивает его премия имени М.Е Салтыкова-Щедрина. Музей М.Е.
подлинные мысли. Практически полностью на иносказании Салтыкова-Щедрина в Твери - первый в нашей стране музей
построен роман Салтыкова-Щедрина «История одного писателя-сатирика.
города». Например, под городом Глуповом скрывается 19Писатель-сатирик с такой энергией, силой и2
изображение всей России. Тогда, следовательно, очевидностью выставил на позор безобразие и зло пороков
напрашивается вопрос: «Кто такие глуповцы?» - обыватели прошлого, что меня очень заинтересовало то, что в его
губернского города Глупова. Нет. Как ни тяжело произведениях ярко видны пороки и нашего времени.
признавать, но глуповцы это россияне. Расцвет Великий писатель подчас скромно оценивал свою роль в
сказочного жанра приходится у Щедрина на 80-е годы. литературе значение своего творчества «Писания мои, -
Именно в этот период разгула политической реакции в – указывал он, - до такой степени проникнуты
России сатирику приходилось выискивать форму, наиболее современностью, так плотно прилаживаются к ней, что
удобную для обхода цензуры и вместе с тем наиболее ежели и можно думать, что они будут иметь какую-нибудь
близкую, понятную простому народу. И народ понимал ценность в будущем, то именно и единство, как
политическую остроту щедринских обобщенных выводов, иллюстрация этой современности». Однако сатирические
скрытых за эзоповской речью и зоологическими масками. типы писателя пережили свое время. Ярко запечатлев зло
Он создал новый, оригинальный жанр политической сказки, и уродства своей эпохи, Салтыковские писания полны силы
в которой сочетаются фантастика с реальной, и живого значения и в наши дни, - и как раз именно
злободневной политической действительностью. потому, что Салтыковские образы не сатирические
11В 1880 г. вышел в свет роман "Господа3 зарисовки-однодневки, а широчайшие художественные
Голов-левы", в котором Салтыков-Щедрин реализовал обобщения.
свои эстетические взгляды относительно особенностей 20Спасибо за внимание!!! РАБОТУ ПРЕДСТАВЛЯЛ ученик2
жанра романа и задач современного романа. Писатель девятого класса МОУ СОШ №15 х.Садовый Лункин Артем.
считал, что классический любовный роман исчерпал себя.
20 «Произведения Щедрина» | Произведения Щедрина 58
http://900igr.net/fotografii/literatura/Proizvedenija-SCHedrina/Proizvedenija-SCHedrina.html
cсылка на страницу
Урок

Литература

177 тем
Фото
Презентация: Произведения Щедрина | Тема: Салтыков-Щедрин | Урок: Литература | Вид: Фото