Литература 19 века Скачать
презентацию
<<  Литература 19-20 века 19 век  >>
«Вся Греция и Рим питались только литературою: школ, в нашем смысле,
«Вся Греция и Рим питались только литературою: школ, в нашем смысле,
«Русская литература… всегда была совестью народа
«Русская литература… всегда была совестью народа
Иван Бунин Слово Молчат гробницы, мумии и кости,— Лишь слову жизнь
Иван Бунин Слово Молчат гробницы, мумии и кости,— Лишь слову жизнь
Общая характеристика эпохи
Общая характеристика эпохи
На рубеже эпох иным стало мироощущение человека, понимавшего, что
На рубеже эпох иным стало мироощущение человека, понимавшего, что
Художественная литература также не стояла в стороне от общественных
Художественная литература также не стояла в стороне от общественных
На рубеже XIX и XX веков мысль о человеке-бунтаре, человеке-демиурге,
На рубеже XIX и XX веков мысль о человеке-бунтаре, человеке-демиурге,
Николай Александрович Бердяев
Николай Александрович Бердяев
В конце XIX - начале XX века русская литература стала эстетически
В конце XIX - начале XX века русская литература стала эстетически
А. Куприн
А. Куприн
А. Куприн
А. Куприн
А. Куприн
А. Куприн
Фото из презентации «Русская литература XIX-XX веков» к уроку литературы на тему «Литература 19 века»

Автор: Татьяна. Чтобы познакомиться с фотографией в полном размере, нажмите на её эскиз. Чтобы можно было использовать все фотографии на уроке литературы, скачайте бесплатно презентацию «Русская литература XIX-XX веков» со всеми фотографиями в zip-архиве размером 432 КБ.

Скачать презентацию

Русская литература XIX-XX веков

содержание презентации «Русская литература XIX-XX веков»
Сл Текст Эф Сл Текст Эф
1Русская литература конца XIX - начала XX века.0 12культуры. Кое-кто из них проявил себя и в литературном0
Традиции и новаторство. творчестве. Важным в русской философии того времени
2«Вся Греция и Рим питались только литературою:1 было обращение к гносеологической и этической
школ, в нашем смысле, вовсе не было! И как возросли. проблематике. Многие мыслители фокусировали свое
Литература собственно есть единственная школа народа, и внимание на духовном мире личности, трактуя жизнь в
она может быть единственною и достаточною школою… » таких близких литературе категориях, как жизнь и
В.Розанов. судьба, совесть и любовь, прозрение и заблуждение.
3«Русская литература… всегда была совестью народа.2 Общими усилиями они приводили человека к пониманию
Ее место в общественной жизни страны всегда было многообразия реального, практического и внутреннего,
почетным и влиятельным. Она воспитывала людей и духовного опыта.
стремилась к справедливому переустройству жизни». Д. 13Кардинально изменились картины художественных0
Лихачев. Д.С.Лихачев. направлений и течений. Прежний плавный переход от одной
4Иван Бунин Слово Молчат гробницы, мумии и кости,—1 стадии к другой, когда на определенном этапе литературы
Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом господствовало какое-нибудь одно направление, ушел в
погосте, Звучат лишь Письмена. И нет у нас иного небытие. Теперь разные эстетические системы
достоянья! Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни существовали одновременно. Параллельно друг с другом
злобы и страданья, Наш дар бессмертный — речь. развивались реализм и модернизм - самые крупные
5Общая характеристика эпохи. Первый вопрос, который0 литературные направления. Но при этом реализм
возникает при обращении к теме "Русская литература представлял собой сложный комплекс нескольких
XX века" – с какого момента отсчитывать XX век. По "реализмов". Модернизм же отличался крайней
календарю, с 1900 – 1901 гг.? Но очевидно, что чисто внутренней нестабильностью: различные течения и
хронологический рубеж, хотя и значим сам по себе, почти группировки непрерывно трансформировались, возникали и
ничего не дает в смысле разграничения эпох. Первый распадались, объединялись и дифференцировались.
рубеж нового века – революция 1905 года. Но революция Литература как бы "разручеилась". Вот почему
прошла, наступило некоторое затишье – вплоть до Первой по отношению к искусству начала XX века классификация
мировой войны. Об этом времени вспоминала Ахматова в явлений на основе "направлений и течений"
"Поэме без героя": А по набережной носит заведомо условный, неабсолютный характер.
легендарной Приближался не календарный, Настоящий 14Специфическая примета культуры рубежа веков -0
двадцатый век… деятельное взаимодействие разнообразных видов
6На рубеже эпох иным стало мироощущение человека,0 искусства. Расцвет переживает в это время театральное
понимавшего, что предшествующая эпоха ушла искусство. Открытие в 1898 г. Художественного театра в
безвозвратно. Совершенно по-другому стали оцениваться Москве стало событием большого культурного значения. 14
социально-экономические и общекультурные перспективы октября 1898 г. на сцене театра "Эрмитаж"
России. Новая эпоха определялась современниками как состоялось первое представление пьесы А.К.Толстого
"пограничная". Становились историей прежние "Царь Федор Иоаннович". В 1902 г. на средства
формы быта, труда, общественно-политической крупнейшего российского мецената С.Т.Морозова было
организации. Радикально пересматривалась устоявшаяся, выстроено известное в Москве здание Художественного
казавшаяся прежде неизменной, система духовных театра (архитектор Ф.О. Шехтель). У истоков нового
ценностей. Неудивительно, что грань эпохи театра стояли К.С.Станиславский и В.И. Немирович-
символизировало слово "Кризисность". Это Данченко. В своей речи, обращенной к труппе при
"модное" слово кочевало по страницам открытии театра, Станиславский особенно подчеркивал
публицистических и литературно-критических статей необходимость демократизации театра, сближения его с
наравне с близкими по значению словами жизнью Подлинное рождение Художественного,
"возрождение", "перелом", по-настоящему нового театра состоялось при
"перепутье" и т. п. Иннокентий Анненский. осуществлении постановки чеховской "Чайки" в
7Художественная литература также не стояла в стороне0 декабре 1898 г., которая с тех пор является эмблемой
от общественных страстей. Ее социальная театра. Современная драматургия Чехова и Горького
ангажированность отчетливо проявлялась в характерных составила основу его репертуара в первые годы
заголовках произведений - "Без дороги", существования. Принципы сценического искусства,
"На повороте" В. Вересаева, «Закат старого выработанные Художественным театром и являвшиеся частью
века» А. Амфитеатрова, "У последней черты" М. общей борьбы за новый реализм, оказали большое влияние
Арцыбашева. С другой стороны большая часть творческой на театральную жизнь России в целом.
элиты ощущала свою эпоху как время небывалых свершений, 15В конце XIX - начале XX века русская литература0
где литературе уделялось значительное место в истории стала эстетически многослойной Реализм на рубеже веков
страны. Творчество словно отходило на второй план, оставался масштабным и влиятельным литературным
уступая место мировоззренческой и общественной позиции направлением. Так, в эту эпоху жили и творили Толстой и
автора, его связи и участию в. Михаил Арцебашев. Чехов. Самыми яркими дарованиями среди новых реалистов
8Конец XIX столетия обнажил глубочайшие кризисные0 обладали писатели, объединившиеся в 1890-е годы в
явления в экономике Российской Империи. Реформа 1861 московском кружке "Среда", а в начале 1900-х
года отнюдь не решила судьбу крестьянства, мечтавшего о составившие круг постоянных авторов издательства
"земле и воле". Эта ситуация обусловила "Знание", фактическим руководителем был М.
появление в России нового революционного учения - Горький. В разные годы в него входили Л. Андреев, И.
марксизма, делавшего ставку на рост промышленного Бунин, В. Вересаев, Н. Гарин-Михайловский, А. Куприн,
производства и новый прогрессивный класс - пролетариат. И. Шмелев и другие писатели. Значительное влияние этой
В политике это означало переход к организованной борьбе группы писателей объяснялось тем, что она в самой
сплоченных масс, результатом которой должно было стать полной мере наследовала традиции русского литературного
насильственное свержение государственного строя и наследия XIX века. Особенно важным для следующего
установления диктатуры пролетариата. Прежние методы поколения реалистов оказался опыт А. Чехова. А.П.
народников-просветителей и народников-террористов Чехов. Ялта. 1903 г.
окончательно отошли в прошлое. Марксизм предлагал 16Темы и герои реалистической литературы.0
кардинально иной, научный метод, досконально Тематический спектр произведений реалистов рубежа
разработанный теоретически. Не случайно веков, несомненно, шире, в отличие от их
"Капитал" и другие работы Карла Маркса стали предшественников. Для большинства писателей в это время
настольными книгами для многих молодых людей, в нехарактерно тематическое постоянство. Быстрые перемены
помыслах стремившихся построить идеальное "Царство в России заставляли их по иному подходить к тематике,
Справедливости". вторгаться в ранее заповедные пласты тем. Заметно
9На рубеже XIX и XX веков мысль о человеке-бунтаре,0 обновилась в реализме и типология характеров. Внешне
человеке-демиурге, способном преобразовать эпоху и писатели следовали традиции: в их произведениях можно
изменить ход истории, отражается в философии марксизма. было найти легко узнаваемые типы "маленького
Наиболее ярко это предстает в творчество Максима человека" или интеллигента, пережившего духовную
Горького и его последователей, настойчиво выдвигавших драму. Характеры избавлялись от социологической
на первый план Человека с большой буквы, хозяина земли, усредненности, становились разнообразнее по
бесстрашного революционера, бросающего вызов не только психологическим особенностям и мироощущению.
общественной несправедливости, но и самому Творцу. "Пестрота души" русского человека -
Бунтари-герои романов, повестей и пьес писателя постоянный мотив прозы И. Бунина. Он одним из первых в
("Фома Гордеев", "Мещане", реализме стал использовать в своих произведениях
"Мать") абсолютно и бесповоротно отвергают иностранный материал ("Братья", "Сны
христианский гуманизм Достоевского и Толстого о Чанга", "Господин из Сан-Франциско").
страдании и очищении им. Горький считал, что Это же самое стало характерным и для М. Горького, Е.
революционная деятельность во имя переустройства мира Замятина и других. Творчество А. И. Куприна (1870-1938)
преобразует и обогащает внутренний мир человека. необычайно широко по разнообразию тематики и
Иллюстрация к роману М. Горького "Фома человеческих характеров. Герои его повестей и рассказов
Гордеев" Художники Кукрыниксы. 1948-1949 гг. солдаты, рыбаки, шпионы, грузчики, конокрады,
10Николай Александрович Бердяев. Другая группа0 провинциальные музыканты, актеры, циркачи,
деятелей культуры культивировала к идею духовной телеграфисты.
революции. Поводом для этого стало убийство Александра 17А. Куприн. Евгений Замятин. И.А. Бунин.0
II 1 марта 1881 года и поражение революции 1905 года. 18Жанры и стилевые особенности реалистической прозы.0
Философы и художники призывали к внутреннему Значительно обновились в начале XX века жанровая
совершенствованию человека. В национальных особенностях система и стилистика реалистической прозы. Главное
русского народа они искали способы преодоления кризиса место в жанровой иерархии заняли в это время наиболее
позитивизма, чья философия получила распространение в мобильные рассказ и очерк. Роман практически исчез из
начале XX века. В своих исканиях они стремились найти жанрового репертуара реализма, уступив место повести.
новые пути развития, способные преобразовать не только Начиная с творчества А. Чехова, в реалистической прозе
Европу, но и весь мир. В это же время происходит заметно выросла значимость формальной организации
невероятный, необычайно яркий взлет русской текста. Некоторые приемы и элементы формы получили в
религиозно-философской мысли. В 1909 году группа художественном строе произведения большую
философов и религиозных публицистов, в числе которых самостоятельность. Так, например, разнообразнее
были Н. Бердяев, С. Булгаков и др., выпустила использовалась художественная деталь. В то же время
философско-публицистический сборник "Вехи", сюжет все чаще утрачивал значение главного
чья роль в интеллектуальной истории России XX века композиционного средства и начинал играть подчиненную
неоценима. "Вехи" и сегодня кажутся нам как роль. В период с 1890 по 1917 год особенно ярко заявили
бы присланными из будущего", - именно так скажет о о себе три литературных течения - символизм, акмеизм и
них другой великий мыслитель и правдоискатель Александр футуризм, которые составили основу модернизма как
Солженицын. « Вехи" раскрыли опасность бездумного литературного направления.
служения каким бы то ни было теоретическим установкам, 19Модернизм в художественной культуре рубежа столетий0
обнажив моральную недопустимость веры в универсальную был сложным явлением. Внутри него можно выделить
значимость общественных идеалов. В свою очередь они несколько течений, отличных по своей эстетике и
подвергли критике естественную слабость революционного программным установкам (символизм, акмеизм, футуризм,
пути, подчеркнув его опасность для русского народа. эгофутуризм, кубизм, супрематизм и т.д.). Но в целом по
Однако слепота общества оказалась куда страшнее. философско- эстетическим принципам модернистское
11Первая Мировая война обернулась для страны0 искусство противостояло реализму, особенно
катастрофой, подтолкнув ее к неминуемой революции. реалистическому искусству ХГХ в. Однако искусство
Февраль 1917 года и последовавшее за ним безвластие модернизма по своей художественно-нравственной ценности
привело к Октябрьскому перевороту. В результате Россия составляет наше богатейшее культурное наследие и прежде
обрела совсем другое лицо. На протяжении конца XIX - всего вопло.щает в себе серебряный век русской
начала XX века главным фоном литературного развития культуры. Литературный процесс рубежа веков во многом
были трагические социальные противоречия, а также определялся общим, для большинства крупных художников
двойственное сочетание трудно протекавшей экономической стремлением к свободе от эстетической нормативности, к
модернизации и революционного движения. Быстрыми преодолению не только литературных штампов
темпами происходили изменения в науке, менялись предшествующей эпохи, но и новых художественных
философские представления о мире и человеке, бурно канонов, складывавшихся в ближайшем для них
развивались близкие к литературе искусства. Научные и литературном окружении. Литературная школа (течение) и
философские взгляды в определенные этапы истории творческая индивидуальность - две ключевые категории
культуры кардинально влияют на творцов слова, которые литературного процесса начала XX века. Для понимания
стремились отразить парадоксы времени в своих творчества того или иного автора существенно знание
произведениях. ближайшего эстетического контекста - контекста
12Кризис исторических представлений выразился в0 литературного направления или группировки.
утрате универсальной точки отсчета, того или иного 20Литературный процесс рубежа веков во многом0
мировоззренческого фундамента. Недаром великий немецкий определялся общим, для большинства крупных художников
философ и филолог Ф. Ницше произнес свою ключевую стремлением к свободе от эстетической нормативности, к
фразу: "Бог умер". Она говорит об преодолению не только литературных штампов
исчезновении прочной мировоззренческой опоры, обозначая предшествующей эпохи, но и новых художественных
наступление эры релятивизма, когда кризис веры в канонов, складывавшихся в ближайшем для них
единство миропорядка достигает своей кульминации. Этот литературном окружении. Литературная школа (течение) и
кризис во многом способствовал поискам русской творческая индивидуальность - две ключевые категории
философской мысли, переживавшей в тот период небывалый литературного процесса начала XX века. Для понимания
расцвет. В. Соловьев, Л. Шестов, Н. Бердяев, С. творчества того или иного автора существенно знание
Булгаков, В. Розанов и многие другие философы оказали ближайшего эстетического контекста - контекста
сильнейшее влияние на развитие разных сфер русской литературного направления или группировки.
20 «Русская литература XIX-XX веков» | Русская литература XIX-XX веков 4
http://900igr.net/fotografii/literatura/Russkaja-literatura-XIX-XX-vekov/Russkaja-literatura-XIX-XX-vekov.html
cсылка на страницу
Урок

Литература

177 тем
Фото
Презентация: Русская литература XIX-XX веков | Тема: Литература 19 века | Урок: Литература | Вид: Фото
900igr.net > Презентации по литературе > Литература 19 века > Русская литература XIX-XX веков