Салтыков-Щедрин Скачать
презентацию
<<  Писатель Салтыков-Щедрин Творчество Салтыкова-Щедрина  >>
Салтыков-щедрин михаил евграфович
Салтыков-щедрин михаил евграфович
"Повесть о том,как мужик двух генералов прокормил"
"Повесть о том,как мужик двух генералов прокормил"
"Медведь на воеводстве"
"Медведь на воеводстве"
"Премудрый пискарь"
"Премудрый пискарь"
"Самоотверженный заяц"
"Самоотверженный заяц"
"Дикий помещик"
"Дикий помещик"
"Христова ночь "
"Христова ночь "
Фото из презентации «Сказки Салтыкова-Щедрина» к уроку литературы на тему «Салтыков-Щедрин»

Автор: Vadim. Чтобы познакомиться с фотографией в полном размере, нажмите на её эскиз. Чтобы можно было использовать все фотографии на уроке литературы, скачайте бесплатно презентацию «Сказки Салтыкова-Щедрина» со всеми фотографиями в zip-архиве размером 805 КБ.

Скачать презентацию

Сказки Салтыкова-Щедрина

содержание презентации «Сказки Салтыкова-Щедрина»
Сл Текст Эф Сл Текст Эф
1Салтыков-щедрин михаил евграфович. Родился 150 4доброе слово сказал? Кого приютил, обогрел, защитил?0
января в селе Спас-Угол Тверской губернии в старинной Кто слышал об нем? Кто об его существовании вспомнит?».
дворянской семье. Детские годы прошли в родовом имении 5"Самоотверженный заяц" Эту же тему0
отца в "...годы... самого разгара крепостного продолжает сказка “Самоотверженный заяц”. Герой этой
права", в одном из глухих углов сказки -опять обыватель, только теперь он предстает
"Пошехонья". Наблюдения за этой жизнью найдут перед читателем в образе зайца (существа трусливого).
впоследствии отражение в книгах писателя. Получив Заяц -беспрекословно подчиняется волку (власти),
хорошее домашнее образование, Салтыков в 10 лет был надеясь на его милосердие. Страх перед правящими
принят пансионером в Московский дворянский институт, кругами сильнее здравого смысла. Но будет ли милосерден
где провел два года, затем в 1838 переведен в волк? На этот вопрос отвечает сказка “Бедный волк”. Ее
Царскосельский лицей. Здесь начал писать стихи, испытав смысл в том, что это животное — хищник, и ничто не
большое влияние статей Белинского и Герцена, может исправить его натуру. Волку чуждо милосердие.
произведений Гоголя. В 1844 после окончания лицея (Невольно вспоминаются строки из басни Крылова “Волк и
служил чиновником в канцелярии Военного министерства. ягненок”: “Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать”,
Другая жизнь более привлекала Салтыкова: общение с - сказал и в темный лес ягненка поволок”.).
литераторами, посещение "пятниц" 6"Дикий помещик" Другая тема, изображение0
Петрашевского, где собирались философы, ученые, народа, раскрывается в сказке “Дикий помещик”. В ней
литераторы, военные, объединенные антикрепостническими аллегорически рассказывается о жизни народа после
настроениями, поисками идеалов справедливого общества. “освобождения”, после реформы 1861 года. “Скотина на
В последние годы жизни писатель создал свои шедевры: водопой выйдет, помещик кричит: “Моя вода!” Курица за
"Сказки" (1882 — 86); "Мелочи ворота выбежит, помещик кричит: “Моя земля!” Все у
жизни" (1886 — 87); автобиографический роман помещика стало его. И не было жизни от него мужикам”.
"Пошехонская старина" (1887 — 89). За Но когда не стало мужиков, помещик превратился в дикое
несколько дней до смерти он написал первые страницы животное: весь оброс волосами, даже стал ходить на
нового произведения "Забытые слова", где четвереньках, “утратил даже способность произносить
хотел напомнить "пестрым людям" 1880-х об членораздельные звуки и усвоил себе какой-то особенный
утраченных ими словах: "совесть, отечество, победный клик, среднее между свистом, шипеньем и
человечество... другие там еще...". Умер М. рявканьем”.
Салтыков-Щедрин 28 апреля 1889 в Петербурге. 7"Христова ночь " С удивительной0
2"Повесть о том,как мужик двух генералов0 проникновенностью показывает Щедрин внутреннее родство
прокормил" Одной из самых известных сказок социалистической морали с глубинными основами
Салтыкова-Щедрина является “Повесть о том, как один христианской народной культуры в сказке "Христова
мужик двух генералов прокормил”. В ней противопоставлен ночь". Пасхальная ночь. Тоскливый северный пейзаж.
добрый, умный, сильный, сметливый мужик наглым, На всем печать сиротливости, все сковано молчанием,
самодовольным, ничего не умеющим делать беспомощно, безмолвно и задавлено какой-то грозной
генералам-паразитам. Очутившись на необитаемом острове, кабалой... Но раздается звон колоколов, загораются
они становятся беспомощными. Генералы не могут даже бесчисленные огни, золотящие шпили церквей,- и мир
добыть себе пищи, когда природа изобилует ею. Без оживает. Тянутся по дорогам вереницы деревенского люда,
прислуги они открывают свое истинное лицо - лицо подавленного, нищего. Поодаль идут богачи, кулаки -
хищных, кровожадных зверей; они готовы растерзать друг властелины деревни. Все исчезают в дали проселка, и
друга. Но их спасает мужик, случайно найденный ими, "новь наступает тишина, но какая-то чуткая,
“нахально уклоняющийся от работы”. “Спишь, лежебок”, - напряженная... И точно. Не успел заалеть восток, как
приговаривают генералы. В этой повести Салтыков-Щедрин совершается чудо: воскресает поруганный и распятый
раскрывает не только тему сатирического обличения Христос для суда на этой грешной земле. "Мир
классов, власть предержащих, но и затрагивает больную вам!" - говорит Христос нищему люду: они не
для него тему рабской покорности народа. Писатель с утратили веры в торжество правды, и Спаситель говорит,
горечью рассказывает о том, как мужик самоотверженно что приближается час их освобождения. Затем Христос
трудится. Он дает генералам по десятку яблок, а себе обращается к толпе богатеев, мироедов, кулаков. Он
оставляет только одно, да и то кислое. Он сам клеймит их словом порицания и открывает им путь
добровольно свил себе веревку, чтобы привязать себя к спасения - суд их совести, мучительный, но
дереву. Спасенные и разбогатевшие генералы проявляют справедливый. И только предателям нет спасения. Христос
свою “благодарность” - высылают ему пятак серебром да проклинает их и обрекает на вечное странствие. В сказке
рюмку водки - “веселись, мужичина!”. "Христова ночь" Щедрин исповедует народную
3"Медведь на воеводстве" Во многих других0 веру в торжество правды и добра. Христос вершит
сказках Салтыкова можно встретить применение Страшный суд не в загробном мире, а на этой земле, в
зоологизма, то есть писатель отождествляет людей с согласии с крестьянскими представлениями, заземлявшими
животными, наделяя качествами животных людей и христианские идеалы.
наоборот. Примером такой сказки может служить “Медведь 8Сказки Салтыкова-Щедрина основаны на народных0
на воеводстве”. В ней правительство изображено в образе сказках. Пример: В "Повести о том, как один мужик
глупого, кровожадного зверя - майора Топтыгина, двух генералов прокормил" два подхода Щедрина к
поддерживаемого таким же глупым ослом. Цель правления оценке народа как явления "исторического" и
Топтыгина - совершать как можно больше кровопролитий. В как "воплотителя идеи демократизма"
этой сказке параллельно с темой народа и власти совмещены. Эта сказка - остроумный вариант
проходит тема “маленького человека”. “Маленький «Робинзонады". Героя сказки "Дурак"
человек” в этой сказке воплощен в образе безвредной, Иванушку все окружающие считают дураком, так как он не
всеми любимой птички Чижика. Его съедает, убивает может признать за норму эгоизм. Сатирик использует
кровожадная машина власти. Правление второго и третьего поэтическую традицию народных сказок об
Топтыгиных приходит к закономерному концу - их убивают, Иванушке-дурачке, оказывающемся на самом деле умным,
сдирают шкуру мужики, доведенные бесчеловечным смелым и находчивым. В основе сатирической фантазии
правлением до крайности. Такую участь предрекает итоговой книги Щедрина лежат народные сказки о
писатель всем самодурам. Народ взбунтуется и свергнет животных. Писатель использует готовое, отточенное
их. В сказке “Медведь на воеводстве” остро поставлена вековой народной мудростью содержание, освобождающее
проблема народа и власти. сатирика от необходимости развернутых мотивировок и
4"Премудрый пискарь" В своих произведениях0 характеристик. В сказках каждое животное наделено
Салтыков-Щедрин затрагивает и тему обличения устойчивыми качествами характера: волк жаден и жесток,
обывателей, приспособленцев. Так, в сказке “Премудрый лиса коварна и хитра, заяц труслив, щука хищна и
пискарь” под маской пискаря скрывается обыватель, не прожорлива, осел беспросветно туп, а медведь глуповат и
способный к решительным действиям. Этот пискарь, неуклюж. Это на руку сатире, которая по природе своей
“просвещенный, умеренно-либеральный” всю жизнь сидит в чуждается подробностей, изображает жизнь в наиболее
своей воде и трясется от страха, что его съедят. Нужны резких ее проявлениях, преувеличенных и укрупненных.
ли обществу такие люди? “Нет”, - отвечает нам Салтыков. Поэтому сказочный тип мышления органически
Пискарь умирает один, никому не нужный, даже никто не соответствует самой сути сатирической типизации. Не
знает, куда он исчез. В сказке показан мир трусливого случайно среди народных сказок о животных встречаются
человека, очень похожего на либерального чиновника: сатирические сказки: "О Ерше Ершовиче, сыне
«Жил дрожал, умирал дрожал». Показана бесполезность Щетинникове" - яркая народная сатира на суд и
жизни пескаря, который во всем был послушен: судопроизводство, "О щуке зубастой" - сказка,
«распостылую свою жизнь… бережет». «Какие были у него предвосхищающая мотивы "Премудрого пискаря" и
радости? Кого он утешил? Кому добрый совет подал? Кому "Карася- идеалиста".
8 «Сказки Салтыкова-Щедрина» | Салтыков-Щедрин 1 0
http://900igr.net/fotografii/literatura/Saltykov-SCHedrin-1/Skazki-Saltykova-SCHedrina.html
cсылка на страницу
Урок

Литература

177 тем
Фото
Презентация: Сказки Салтыкова-Щедрина | Тема: Салтыков-Щедрин | Урок: Литература | Вид: Фото