Серебряный век Скачать
презентацию
<<  Символизм Поэты Серебряного века  >>
Фотографий нет
Фото из презентации «Символизм в литературе» к уроку литературы на тему «Серебряный век»

Автор: User. Чтобы познакомиться с фотографией в полном размере, нажмите на её эскиз. Чтобы можно было использовать все фотографии на уроке литературы, скачайте бесплатно презентацию «Символизм в литературе» со всеми фотографиями в zip-архиве размером 150 КБ.

Скачать презентацию

Символизм в литературе

содержание презентации «Символизм в литературе»
Сл Текст Эф Сл Текст Эф
1МОУ Новолядинская СОШ Русский символизм как0 7Расширение художественной впечатлительности И зову0
литературное течение. Символизм делает самый стиль, мечтателей… Вас я не зову! К. Бальмонт. Символ,
самое художественное вещество поэзии, одухотворённым, расширяя значение слова, становится важнейшим средством
прозрачным, насквозь просвечивающим, как тонкие стенки передачи чувства, настроения авторского замысла.
алебастровой амфоры. в которой зажжено пламя. Д. Слушатель или читатель воспринимает текст во всей его
Мережковский Это парение в вышине было так беспочвенно. многозначности. Начинается сотворчество. Слова-символы
И. Бродский. пробуждают в читателе его собственные мысли и чувства.
2Из истории символизма. Символизм ( от греч.sumbolon0 У каждого поэта-символиста свой путь в искусстве, но
– «знак», «символ») – в литературе интернациональное всех их объединяет поклонение высоким мечтам и
явление, получившее распространение в Европе. Основы чувствам, желание изменить мир, сделать его прекрасным.
эстетики символизма сложились во Франции в 60-70 годах Я не знаю мудрости, годной для других, Только
19 века в творчестве Поля Верлена, Артюра Рембо, мимолётности я влагаю стих. В каждой мимолётности вижу
Стефана Малларме. Стремясь постичь тайное в мироздании, я миры, Полные изменчивости радужной игры. Не кляните,
стремясь проникнуть в подсознание, где бессилен обычный мудрые, что вам до меня? Я ведь только облачко, полное
язык, символисты обращаются к эмоциям, чувствам, огня. Я ведь только облачко. Видите: плыву. И зову
интуиции, а не к разуму. В России символизм мечтателей… Вас я не зову! К. Бальмонт 1902.
сформировался в начале 1890-х годов и существовал 8Поэтика символизма. Стихи русских символистов –0
примерно до 1917 года. В развитии русского символизма «поэзия оттенков» (В. Брюсов). Символ как основная
выделяют два этапа: «старшие символисты» и категория является связующим звеном между материальным
«младосимволисты» Рубеж 19 - 20в. Исторические события и идеальным миром. Мироощущение может сжиматься в
этого времени вторгаются в повседневную жизнь людей, пределах символа или разрастаться до Вселенной.
ломая привычные устои. В России изменилось всё: Читателю предоставляется возможность завершить только
политические убеждения, нравственные устои, культура, намеченный поэтом образ. Художественный образ
искусство. Возникают новые эстетические явления на фоне отодвигается на второй план, как и прямое значение
сильного подъёма философской мысли. Рождается система слова. Образ отсутствует как зрительная реальность.
взглядов, получившая название «декаданс» (от франц. Стремление к музыкальности и гармонии. Музыкальность –
«упадок»). Особенно динамично в это время развивалась важнейший принцип символизма. Свобода восприятия
поэзия, получившая впоследствии название «поэтический читателем образов-символов. Подвижность и
ренессанс» или «Серебряный век». многозначность слова. Расширены ритмические возможности
3Символизм как миропонимание Реалисты всегда0 русского стиха.
являются простыми наблюдателями, символисты – всегда 9«Старшие символисты» и «младосимволисты». В начале0
мыслители. К. Бальмонт. Теоретические основы русского 1890-х годов о новых путях развития литературы заявили
символизма были сформулированы литературным критиком, Дмитрий Мережковский, Валерий Брюсов, Константин
поэтом Д. Мережковским в книге « О причинах упадка и о Бальмонт, Фёдор Сологуб, Зинаида Гиппиус и др.
новых течениях современной русской литературы» Безнадёжность, отрицание существующего бытия,
(1893год), в статье К. Бальмонта «Элементарные слова о замкнутость, одиночество и незащищённость, повышенное
символистской поэзии», В работе Вячеслава Иванова внимание к мистической философии и эстетическому
«Мысли о символизме». Три главных составляющих нового модернизму – прямой путь к символизму. «Старших
течения: мистическое содержание, символы, расширение символистов» часто называют импрессионистами и
художественной впечатлительности. Символисты широко декадентами. В 1901 – 1905 годах в поэтических кругах
использовали мотивы и образы разных культур. заявляют о себе «младосимволисты» Андрей Белый,
излюбленным источником были греческая и римская Александр Блок, Вячеслав Иванов, Сергей Соловьёв и др.
мифологии. Последователи философа и поэта Владимира Соловьёва, Они
4Мистическое содержание. На рубеже 19 - 20в.0 утверждали, что мир спасёт Божественная красота, Вечная
появилось электричество, паровое отопление, учёные женственность. Божественная красота – это гармония
совершают великие открытия в медицине, но не между духовным и вещественным, между внешним и
прекращаются войны, нет лекарства от жестокости, внутренним. «Младосимволисты», отрицая современный мир,
зависти и одиночества. Россия переживала кризис. верили в его преображение при помощи Любви, Красоты,
Возрастает интерес к таинственному, мистическому. «И Искусства.
вот современные люди стоят, беззащитные, - лицом к лицу 10Глоссарий. Декаданс (от франц. «упадок») – общее0
с несказанным мраком… Куда бы мы ни уходили, куда бы мы обозначение кризисных явлений в искусстве конца 19 –
ни прятались за плотину научной критики, всем существом начала 20 века. Модернизм (новейший) – философское и
мы чувствуем близость тайны, океана», - писал эстетическое направление, в основе которого лежит
Д.Мережковский в своей книге. Мистическое содержание отрицание традиций классической культуры и стремление
объявляется главным предметом нового искусства. Мне создать принципиально новое искусство. Поэтика
мило отвлечённое Им жизнь я создаю… Я всё уединённое, (поэтическое искусство) – учение о построении разных
Неявное люблю. Я – раб моих таинственных, необычайных типов литературных произведений (поэтика романа,
снов… З. Гиппиус «Надпись на книге» 1896. поэтика Пушкина). Ренессанс (от франц. « возрождение »)
5Символ – ключ к тайне Где нет тайности в чувстве,0 – эпоха Возрождения ознаменовалась великими открытиями,
нет искусства. Для кого всё в мире просто, понятно, а также пробуждением интереса к литературе и искусству
постижимо, тот не может быть художником. В, Брюсов «Серебряный век» - понятие восходит к античной
«Ключи тайн». Символ – основная категория поэтики литературе. Геосид полагал, что жизнь человечества
символистов. Символ – знак иной действительности начинается «золотым», а кончается «железным» веком. В
Символы призваны помочь проникнуть в суть скрытых современной историко-литературной традиции пушкинскую
явлений. Символ увеличивает, расширяет смысл каждого эпоху принято считать «золотым веком» (П.А.Вяземский
слова. В понимании символов важную роль играет «Три века поэтов»), а время 1890 – 1920 годов –
контекст. Символ связан с областью тайного. Символ «серебряным веком». Художественный образ – одно из
приглашает читателя к сотворчеству. Поэт в своих стихах средств познания и изменения мира, синтетическая форма
обращается к «посвящённым». Тайны созданных созданий С отражения и выражения чувств, мыслей эстетических
лаской ластятся ко мне, И трепещет тень латаний На эмоций художника. Художественный образ относится к
эмалевой стене. В. Брюсов «Творчество» 1895. духовной человеческой деятельности.
6Из «Толкового словаря» символистов. Вечер – символ0 11Литература. Серебряный век русской поэзии:0
таинственности, мистических очарований. Дым – символ Проблемы, документы. М., 1996. Русская поэзия
непознаваемости, загадочности. Земля – серая серебряного века.1890 – 1917гг. М., 1993. Ермилова Е.В.
обыденность. Лодка, чёлн – символ земного бытия Ночь – Теория и образный мир русского символизма. М., 1989.
мрачная таинственность бытия. Сон – сладостный миг А.А. Мурашов. Всепроникающая магия слова. Русский язык
откровения. Солнце – далёкий свет, непостижимый идеал. и литература.1991. В. П. Крючков. Русская поэзия 20
Сумерки – трещина между мирами. Смерть – избавление от века. Саратов, 2002.
тяжести пошлого мира.
11 «Символизм в литературе» | Символизм в литературе 0
http://900igr.net/fotografii/literatura/Simvolizm-v-literature/Simvolizm-v-literature.html
cсылка на страницу
Урок

Литература

177 тем
Фото
Презентация: Символизм в литературе | Тема: Серебряный век | Урок: Литература | Вид: Фото