Древнерусская культура Скачать
презентацию
<<  Живопись Древней Руси Развитие культуры Древней Руси  >>
Бронзовая дарственная пластина
Бронзовая дарственная пластина
Бронзовая бляха-медальон
Бронзовая бляха-медальон
Бляха «Семеро идущих на спине ящера»
Бляха «Семеро идущих на спине ящера»
Бронзовые бляшки
Бронзовые бляшки
Бронзовые литые финно-угорские «шумящие» подвески
Бронзовые литые финно-угорские «шумящие» подвески
Бронзовое навершие
Бронзовое навершие
Голова зверя
Голова зверя
Деревянная мужская фигурка
Деревянная мужская фигурка
Золотой кубок
Золотой кубок
Меч с золотым навершием
Меч с золотым навершием
Золотой браслет
Золотой браслет
Гребни из рога
Гребни из рога
Гребни из рога
Гребни из рога
Гребни из рога
Гребни из рога
Бронзовая коньковая подвеска
Бронзовая коньковая подвеска
Золотой колт
Золотой колт
Игральные шашки
Игральные шашки
Игральные шашки
Игральные шашки
Игральные шашки
Игральные шашки
Игрушки
Игрушки
Игрушки
Игрушки
Серебряное ожерелье
Серебряное ожерелье
Серебряные плетёные браслеты
Серебряные плетёные браслеты
Серебряные подвески и лунница
Серебряные подвески и лунница
Серебряные бармы
Серебряные бармы
Фрагмент шёлковой расшитой византийской ткани
Фрагмент шёлковой расшитой византийской ткани
Фрагмент кафтана
Фрагмент кафтана
Фото из презентации «Искусство Древней Руси» к уроку МХК на тему «Древнерусская культура»

Автор: Valkirya. Чтобы познакомиться с фотографией в полном размере, нажмите на её эскиз. Чтобы можно было использовать все фотографии на уроке МХК, скачайте бесплатно презентацию «Искусство Древней Руси» со всеми фотографиями в zip-архиве размером 3751 КБ.

Скачать презентацию

Искусство Древней Руси

содержание презентации «Искусство Древней Руси»
Сл Текст Эф Сл Текст Эф
1Древнерусское искусство в собрании Государственного0 14тысячелетия. Эти изделия относятся к прикладному0
Эрмитажа. Выполнила студентка 8 группы Куриленко Алеся. искусству и широко использовались в быту. Металлические
2Декоративно-прикладное искусство.0 украшения одежды - зооморфные шумящие подвески, бляшки,
Декоративно-прикладное искусство — область искусства, накладки, пряжки, наконечники ременных поясов, игравшие
целью которой является создание художественных изделий, роль амулетов, - происходят главным образом из
имеющих практическое назначение в общественном и погребений. Наиболее значительные и оригинальные
частном быту, а также художественная отделка находки были сделаны на культовых местах -
утилитарных предметов (утварь, мебель, ткани, орудия мольбищах-святилищах. Это предметы ритуального
труда, средства передвижения, одежда, украшения, назначения: бронзовые зооантропоморфные фигурки-фетиши,
игрушки и т. д.). Декоративно-прикладное искусство воспроизводящие образы животных-людей.
зародилось в глубокой древности на почве 15Бронзовая дарственная пластина VI-VIII веков.0
религиозно-мифологического мировоззрения человека и "Дарственная пластина" имеет сложную
стало неотъемлемой частью культуры как отдельного двухъярусную композицию. На ней изображен лось-человек,
человека, так и целого общества, этноса, цивилизации. идущий по ящеру налево в окружении жертв: две головы
Произведения декоративно-прикладного искусства являются животных, три шкурки пушных зверей, одна из которых
существенной частью окружающей человека предметной бобровая. Сюжет композиции связан с заключительным
среды и несут не только функциональную, но и действием родового праздника: "проводы посланца в
эстетическую нагрузку. Как правило, произведения род". Лось-человек несет прошение о благополучии и
декоративно-прикладного искусства непосредственно соответствующую жертву.
связаны с архитектурно-пространственным окружением и 16Бронзовая бляха-медальон с головой медведя (VI –0
нередко создаются как часть единого ансамбля (в VIII века). Бляха в виде крупной выпуклой головы
ландшафтных композициях, экстерьере и интерьере). медведя в жертвенной позе. Изображение головы медведя с
3Почти тысячелетие насчитывает история0 передними лапами является каноническим образом
древнерусского искусства. Оно зародилось в IX – X прикамского искусства. Культ медведя получил у народов
веках, когда возникло первое феодальное государство Прикамья широкое распространение.
восточных славян - Киевская Русь. Формируясь и 17Бляха «Семеро идущих на спине ящера» (VI I век).0
развиваясь в тесном взаимодействии со многими Семь лосей-людей с двупалыми руками и с копытцами на
культурами других государств и народов, древнерусское ногах идут по длинному рогатому ящеру. Сюжет образка
искусство, представляющее целостное и ярко самобытное связан с культом близнецов. Семерка братьев-близнецов
явление, заняло свое особое место в истории мирового число сакральное.
искусства. По своему значению оно стоит в одном ряду с 18Бронзовые бляшки в форме выпуклого круга с0
Византией и крупнейшими очагами средневековой культуры подвесками конца XI –начала XII века. Бронзовые
Западной Европы и Востока. В отличие от Византии чеканные подвески по типу славянских в XI – XII веке
Древняя Русь вступила на путь феодализма, минуя стали элементом женского убора финно-угорских племён.
рабовладельческий строй. Это обусловило более Шесть привесок в виде лягушачьих лапок подчёркивают
непосредственную и глубокую связь феодальной влияние языческих верований на комплекс украшений
художественной культуры с народными художественными данной культуры.
представлениями. В то же время развитие феодализма в 19Бронзовые литые финно-угорские «шумящие» подвески X0
Древней Руси имело существенные социально-экономические века (Пермская область).
и политические особенности. Величайшим испытанием для 20Скандинавское (варяжское) влияние на становление и0
русского народа было нашествие монголов в XIII веке. развитие Декоративно-прикладного искусства Древней
4Современная классификация декоративно-прикладного0 Руси.
искусства. 21Бронзовое навершие (VIII век). Бронзовое навершие в0
5В конце X - начале XI столетия древнерусское0 виде стержня со скульптурной головой бородатого мужчины
декоративно-прикладное искусство вступает в полосу и двумя птичьими головками над ней, повернутыми друг к
блестящего расцвета, выдвинувшись на одно из первых другу. Предположительно, это изображение древнего
мест в Европе. Величайшее значение киевского периода в скандинавского бога Одина с двумя воронами Хугином и
истории искусства состоит в том, что он заложил основы Мунином. По легенде, они летали над всем миром и
всего последующего развития русской культуры. В отличие рассказывали Одину обо всем, что творится на свете.
от Византии Древняя Русь вступила на путь феодализма, Фигурка выполнена в стиле скандинавского искусства
минуя рабовладельческий строй. Это обусловило более вендельского периода (VII-VIII вв.).
непосредственную и глубокую связь феодальной 22Голова зверя, фигурка из рога (IX – X века). Голова0
художественной культуры с народными художественными зверя с раздутыми ноздрями и торчащими из раскрытой
представлениями. В то же время развитие феодализма в пасти клыками трактована условно. Во всю длину
Древней Руси имело существенные социально-экономические скульптурки сделано продольное отверстие. Назначение
и политические особенности. Величайшим испытанием для предмета неизвестно. По общему облику голова зверя
русского народа было нашествие монголов в XIII веке. напоминает скандинавские резные изделия времени
Особенно высокого совершенства мастера Древней Руси викингов. Однако орнамент указывает на местное
достигли в изготовлении прославленных перегородчатых происхождение.
эмалей, зернении и скани (филиграни). Изготовление 23Славянский компонент и его влияние на становление0
женских украшений, элементов поясного набора, амулетов древнерусского декоративно-прикладного искусства.
и прочих предметов отличалось большой сложностью и 24В начале X века в Киевской Руси получила развитие0
требовало от мастеров хорошей выучки, большого опыта и оригинальная техника перегородчатой эмали. Сохранилось
тонкого художественного вкуса. довольно много образцов эмалевой и сканной работы того
60 времени, поражающих тонкостью технического и
7Собрание декоративно-прикладного искусства Древней0 художественного исполнения. Из тонких золотых
Руси в Государственном Эрмитаже. Древнерусское нитей-проволочек на поверхности предмета набирался
прикладное и декоративное искусство XI - XV веков в рисунок, мельчайшие ячейки которого заполнялись эмалью
собрании Государственного Эрмитажа в основном различных тонов. Во второй половине XII века наиболее
представлено коллекциями мелкой пластики, глиптики, распространенным орнаментом был узор из спиралей и
торевтики, литья, резьбы по кости и дереву и др. завитков, как, например, на колтах и бармах
Коллекции древнерусского декоративно-прикладного Старо-Рязанского клада. К концу домонгольского периода
искусства, хранящиеся в Государственном Эрмитаже, характерно широкое использование растительного узора с
начали формироваться ещё при жизни Петра I. В одном из полукруглыми листьями и лилиями - кринами, которые
первых императорских указов Петра всем чинам и впоследствии также прочно вошли в орнаментику русского
сословиям предписывалось собирать, охранять и искусства. Часто встречаются «процветшие кресты»,
передавать в государственные учреждения все найденные в обрамленные стеблями и листьями и «древо жизни».
земле предметы старины: окаменелости, монеты, орудия 25В XII - начале XIII века русская культура0
труда, украшения и прочее. С основанием музейного переживала период своего наивысшего расцвета и была
собрания в Эрмитаже памятники декоративно-прикладного одной из самых передовых культур современной ей Европы.
искусства Древней Руси не были включены в экспозицию – Страшное татаро-монгольское иго надолго приостановило
основу экспозиции составили произведения живописи ее развитие. В результате многие технические приемы
французских, итальянских и русских живописцев XVII – художественного ремесла были забыты или утрачены
XVIII веков. безвозвратно. Так навсегда исчезло тончайшее ремесло
8Наиболее крупными коллекциями0 перегородчатой эмали. Период XIII -первой половины XIV
декоративно-прикладного искусства славились Московский века обычно отмечается как «глухая пора» в искусстве.
Кремль и Русский исторический музей. С 1934 года, после От этого времени осталось очень мало произведений. В
реорганизации Русского музея, Историко-бытовой отдел основном это небольшие крестики, образки или оправы на
был переведён в Ленинградский музей Революции небольшие иконы, вырезанные из дерева, камня или кости.
(расположившийся в здании Зимнего дворца). А в 1937 Таким образом, можно сказать, что менее чем за 700 лет
году эти коллекции были переданы Государственному музею (с VI по X III века) древнерусское
этнографии народов СССР, где был организован декоративно-прикладное искусство не только оформилось
самостоятельный исторический отдел. В 1941 году все как самобытная специфическая область этнической
фонды Государственного музея этнографии народов СССР культуры, но и достигла небывалых высот в техническом и
были переданы в распоряжение Эрмитажа. Именно в это художественном развитии.
время формируется современная структура собрания 26Деревянная мужская фигурка VIII века. Мужская0
древнерусского декоративно-прикладного искусства в фигурка с веретенообразным туловищем. Удлиненное тело
Эрмитаже. В 1940-1950-е годы формируются и активно лишено рук. В нижней части имеется расширение,
пополняются коллекции археологического материала с изображающее, по-видимому, коротенькую юбочку в складку
раскопок в Киеве на территории Десятинной церкви и и выше круговое утолщение - пояс. На бородатом лице
Михайловского Златоверхого монастыря, находок из вырезан прямой нос, кружками обозначены глаза, прямой
раскопок в Новгороде, на Райковецком городище, в линией рот. Низко на лоб надвинут головной убор или
окрестностях Бердичева, Изяславля (современный шлем. Завершается фигурка круглым стержнем с обломанным
Заславль), Ладоги, Пскова, Смоленска и др. концом.
9Декоративно-прикладное искусство Древней Руси в0 27Золотой кубок VII века из Перещепинского клада.0
собрании Государственного Эрмитажа представлено Кубок смонтирован из резервуара и ножки сложной формы,
следующими коллекциями: Материалы VIII-X веков из спаянной из нескольких частей. Узор составляют
Старой Ладоги: украшения, изделия косторезов, железные пальметты и стебли с бутонами наверху. В полую
предметы, ткани, керамика, стержень с рунической шарообразную часть ножки помещен бубенчик. Он звенел,
печатью, антропоморфные фигурки, лыжа, кожаная обувь. когда кубок поднимали во время пиров и торжественных
Коллекция женских украшений XI-XIII веков: височные церемоний. По поверью, звон бубенчика не только
кольца, ожерелья, бусы, металлические бляшки из развлекал пирующих, но и отгонял злых духов. В
Перещепинского клада. Ладожский клад кузнечных и Перещепинском кладе было 11 золотых кубков такой
ювелирных инструментов VIII века: бронзовый стержень со конструкции.
скульптурной головой мужчины и с повернутыми к нему 28Меч с золотым навершием VII века из Перещепинского0
птичьими головками, предметы из кости, относящихся к X клада. Однолезвийный меч в золотой облицовке входил в
веку. Коллекция ладожских шерстяных, льняных и шёлковых состав особого набора вооружения и снаряжения знатного
тканей, в которых отражены традиции древнерусских воина. Создан, предположительно, в византийской
техник крашения полотна, оргаментации. Коллекция мастерской, специализировавшейся на изготовлении
художественных изделий из бронзы, серебра, золота – предметов роскоши для знатных кочевников. Этот меч
Шолоховский, Невельский и Боршевский клады XI-XIII важен для интерпретации перещепинской находки в
веков. Собрание предметов искусства финно-угорских качестве погребения конкретного исторического лица.
народов, населявших в железном веке Северо-Восток 29Золотой браслет VII века из Перещепинского клада.0
Европейской части России, по наибольшему числу находок Парные золотые браслеты составляют набор. Центральная
с зооморфными сюжетами на территории Пермской области – композиция расположена на полой золотой коробочке,
пермский звериный стиль: зооморфные шумящие подвески, которая соединяется с кольцом посредством шарнира.
бляшки, накладки, пряжки, наконечники ременных поясов и Щиток и кольца браслетов украшали более мелкие круглые
др. вставки, возможно тоже из драгоценных камней.
10Самой представительной в фонде является псковская0 Украшения, вероятно, выполнены одним мастером,
коллекция, сформированная в процессе многолетних предположительно из кочевнической среды, и
(1950-1980-е) исследований на территории кремля и предназначались для знатной женщины.
посада города Пскова. Среди экспонатов этой коллекции 30Гребни из рога , Х века (клад из раскопки в Старой0
особый интерес представляют свинцовые печати XII-XV Ладоге).
вв., изделия псковских кузнецов, ювелиров, гончаров, 31Бронзовая коньковая подвеска (IX век). Подвеска в0
резчиков по кости и камню, хорошо сохранившиеся во виде плоской фигурки грифона с загнутым к спине хвостом
влажном культурном слое кожаная обувь, бытовые предметы и круглой петелькой сверху. Подобные подвески широко
из дерева, берестяная грамота, керамика, изделия из известны в древнерусской культуре. Использовались они в
кости и камня. Коллекции материалов раскопок качестве украшений женского костюма или оберега.
Райковецкого городища и городища у села Городищи Подвеска была найдена при раскопках на земляном
(древнерусский город Изяславль) отражают трагический городище в Старой Ладоге в 1910 году.
для Древней Руси период монгольского нашествия. Эти 32Золотой колт XI – XII веков из клада (Киев). Колт с0
памятники представляют собой остатки древнерусских обеих сторон украшен парными композициями птиц
городов, полностью уничтоженных со всем населением (сиринов) в сочетании с растительным орнаментом.
татарами в 1240-1241 гг. В Изяславле обнаружено Изображения, выполненные в технике перегородчатой
несколько тысяч предметов вооружения (наконечники эмали.
стрел, копий, мечи, кистени, булавы, обломки шлема, 33Золотой колт XI – XII веков (лицевая сторона).0
уникальная железная боевая маска и др.). Перегородчатыми эмалями особенно богаты клады Киева и
11Археология Киева в собрании фонда представлена0 Чернигова, зарытые накануне монгольского нашествия.
коллекциями материалов раскопок на территории Расцвет русских эмалей падает на XI - начало XII века.
Десятинной церкви и Михайловского Златоверхого После XII века золотые украшения с эмалью на Руси уже
монастыря. Среди экспонатов этих коллекций заслуживают не производились, но их бережно хранили, передавая по
упоминания комплексы из жилищ киевских ремесленников и наследству.
торговцев, сгоревших во время штурма города Батыем в 34Игральные шашки IX – XI веков (раскопки в Старой0
декабре 1240 года, украшения из серебра, бронзы, стекла Ладоге).
и полудрагоценных камней, фрагменты импортной поливной 35Мечи – игрушки, IX век (раскопки в Старой Ладоге).0
керамики XIII-XIV вв. Особую группу находок образуют 36Серебряное ожерелье X века находка из «Шалаховского0
фрагменты фресок, мозаики, плиток полов Десятинной клада» Псковской области. Ожерелье составлено из 10
церкви, выразительно характеризующие убранство первого круглых подвесок, выпуклых с одной стороны и плоских с
кафедрального храма Древней Руси. Большой интерес для другой, и 10 овальных бусин, нанизанных на толстую
изучения древнерусской культуры представляют материалы серебряную проволоку. Подвески украшены полушариками,
раскопок Торопца, города Смоленского княжества. расположенными в виде косого креста, и треугольниками
Торопецкая коллекция содержит интересные образцы из мелкой зерни. Скань, колечки из тонких ленточек,
украшений и предметов культа эпохи раннего зернь украшают также бусины ожерелья. "Шалаховский
средневековья, а также хорошо сохранившиеся бытовые клад", состоящий из ювелирных изделий, выполненных
предметы из дерева. в технике зерни, был зарыт в землю во второй половине
12Сегодня фонд археологических материалов Отдела0 XI века.
истории русской культуры Государственного Эрмитажа 37Серебряные плетёные браслеты в форме гривен с0
включает в себя около 120 000 экспонатов - предметов из вставками сердолика на концах, XI – XII век.
железа, цветных (в т.ч. драгоценных) металлов, стекла, 38Серебряные подвески и лунница Х века из0
керамики, камня, кости и дерева. Это обширное собрание, «Гнездовского клада» Смоленской области. Серебряная
сложившееся из материалов раскопок ХХ века, широкорогая лунница орнаментирована по краю филигранным
характеризует культуру древнерусских городов, пояском и полусферическими поверхнос-тями. Такие же
расположенных в разных регионах Восточной Европы. выпуклости занимают среднюю часть, образуя треугольник.
Наиболее интересные экспонаты фонда представлены на Вся поверхность лунницы декориро-вана мелкой зернью,
постоянной экспозиции Эрмитажа «Культура Древней Руси образующей зигзаги, треугольники и ромбы.
IX-XIV вв.». Треугольниками и ромбами из зерни украшено также ушко
13Финно-угорское влияние в формировании0 лунницы, составленное из трех соединенных воедино
декоративно-прикладного искусства Древней Руси. бусин. В X веке на Руси прием декорирования (зернь)
14Собрание предметов искусства финно-угорских0 находит широкое применение.
народов, населявших в железном веке Северо-Восток 39Серебряные бармы X-XI века с элементами пайки,0
Европейской части России, по наибольшему числу находок золочения, тиснения.
с зооморфными сюжетами на территории Пермской области 40Византийское влияние на формирование0
получило название пермского звериного стиля. Особо декоративно-прикладного искусства Древней Руси.
выделяются предметы художественной металлической 41Фрагмент шёлковой расшитой византийской ткани (VIII0
пластики, формирование и расцвет которой падает на I век).
тысячелетие н. э., однако художественная традиция 42Фрагмент кафтана, крытого византийским шелком ''с0
продолжает существование и в первой половине II фазанами'' (VIII – IX века).
42 «Искусство Древней Руси» | Искусство Древней Руси 0
http://900igr.net/fotografii/mkhk/Iskusstvo-Drevnej-Rusi/Iskusstvo-Drevnej-Rusi.html
cсылка на страницу
Урок

МХК

58 тем
Фото
Презентация: Искусство Древней Руси | Тема: Древнерусская культура | Урок: МХК | Вид: Фото