Культура России в 19 веке Скачать
презентацию
<<  Критический реализм Мастера русского авангарда  >>
Из истории реализма в русской живописи
Из истории реализма в русской живописи
Из истории реализма в русской живописи
Из истории реализма в русской живописи
Реализм
Реализм
Демократичность
Демократичность
Павел Андреевич Федотов (1815-1852)
Павел Андреевич Федотов (1815-1852)
Федотов
Федотов
Разборчивая невеста
Разборчивая невеста
Вдовушка
Вдовушка
Анкор, еще анкор
Анкор, еще анкор
Василий Григорьевич Перов (1833-1882) — живописец, жанрист
Василий Григорьевич Перов (1833-1882) — живописец, жанрист
Перов
Перов
Последний кабак у заставы
Последний кабак у заставы
Сельский крестный ход на Пасхе
Сельский крестный ход на Пасхе
Чаепитие в Мытищах, близ Москвы
Чаепитие в Мытищах, близ Москвы
Проводы покойника ГТГ
Проводы покойника ГТГ
Охотники на привале
Охотники на привале
Николай Николаевич Ге
Николай Николаевич Ге
Тайная вечеря
Тайная вечеря
Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе
Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе
Христос и Пилат
Христос и Пилат
Верещагин Василий Васильевич
Верещагин Василий Васильевич
Верещагин
Верещагин
Верещагин
Верещагин
Торжествуют
Торжествуют
Представляют трофеи
Представляют трофеи
Мавзолей Тадж-Махал в Агре
Мавзолей Тадж-Махал в Агре
У крепостной стены
У крепостной стены
Илья Ефимович Репин(1844-1930)
Илья Ефимович Репин(1844-1930)
Репин
Репин
Запорожцы пишут письмо турецкому султану
Запорожцы пишут письмо турецкому султану
Крестный ход в Курской губернии
Крестный ход в Курской губернии
Не ждали
Не ждали
Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581года
Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581года
Мясоедов Григорий Григорьевич (1834-1911)
Мясоедов Григорий Григорьевич (1834-1911)
Косцы
Косцы
Земство обедает
Земство обедает
Маковский Владимир Егорович (1846—1920)
Маковский Владимир Егорович (1846—1920)
Свидание
Свидание
Объяснение
Объяснение
На бульваре
На бульваре
Крамской Иван Николаевич(1837-1887)
Крамской Иван Николаевич(1837-1887)
Неизвестная
Неизвестная
Мина Моисеев
Мина Моисеев
Христос в пустыне
Христос в пустыне
Василий Иванович Суриков (1848-1916)
Василий Иванович Суриков (1848-1916)
Боярыня Морозова
Боярыня Морозова
Утро стрелецкой казни
Утро стрелецкой казни
Меньшиков в Берёзове
Меньшиков в Берёзове
Взятие снежного городка
Взятие снежного городка
Переход Суворова через Альпы
Переход Суворова через Альпы
Василий Владимирович Пукирев (1832-1890)
Василий Владимирович Пукирев (1832-1890)
В.В. Пукирев
В.В. Пукирев
Сценические условности
Сценические условности
Левитан
Левитан
Вечерний звон
Вечерний звон
Цветущие яблони
Цветущие яблони
Поленов Василий Дмитриевич (1844-1927)
Поленов Василий Дмитриевич (1844-1927)
Московский дворик
Московский дворик
Шишкин Иван Иванович (1832-1898)
Шишкин Иван Иванович (1832-1898)
Дубы
Дубы
Лесные дали
Лесные дали
Перед грозой
Перед грозой
Шишкин
Шишкин
Обрыв
Обрыв
Иванович
Иванович
Куинджи Архип Иванович (1842-1910)
Куинджи Архип Иванович (1842-1910)
Ночь на Днепре
Ночь на Днепре
Радуга
Радуга
Фото из презентации «Русский реализм в живописи» к уроку МХК на тему «Культура России в 19 веке»

Автор: user. Чтобы познакомиться с фотографией в полном размере, нажмите на её эскиз. Чтобы можно было использовать все фотографии на уроке МХК, скачайте бесплатно презентацию «Русский реализм в живописи» со всеми фотографиями в zip-архиве размером 4516 КБ.

Скачать презентацию

Русский реализм в живописи

содержание презентации «Русский реализм в живописи»
Сл Текст Эф Сл Текст Эф
1Из истории реализма в русской живописи. Учитель ИЗО0 42прямолинейной тенденциозности. Он поехал на Волгу,0
,МХК. МАОУ Ильинской СОШ Лебедь С.Г. желая лучше изучить своих будущих героев.
2Реализм. Если все предшествующие стили и0 43Илья Ефимович Репин. Запорожцы пишут письмо0
направления в литературе и изобразительном искусстве турецкому султану. 1880—1891. ГРМ .
сменяли друг друга без особых потрясений, то реализм в 44Илья Ефимович Репин. Крестный ход в Курской2
XIX веке выходит на арену истории, объявляя борьбу и губернии. 1881—1883. ГТГ. Изображая многолюдье, давая
одерживая победы. меткие характеристики участникам процессии, художник
3Реализм. Русский художественый критик и историк0 великолепно организует нестройное движение множества
В.В. Стасов следующими словами выразил собственный людей. "Толпа многолика, как сама Россия... Это
научный подход к реализму и настроение общества: «... даже не течение людской массы, а неостановимый поток
Повсюду начинается новое художественное движение, самой жизни, ... полной острейших противоречий,
покончившее и со старинным причёсанным классицизмом, и социальной вражды и неравенства, но не останавливающей
с более новым, но не менее ложным растрёпанным ни на минуту своего беспрерывного сложного
романтизмом и стремящееся к целям совершенно иным. движения" (Г.Ю. Стернин).
Везде свежим духом повеяло, всюду искусство подняло 45Илья Ефимович Репин. Не ждали. 1888. ГТГ.0
руки и глаза к новым задачам и делам...». 46Илья Ефимович Репин. Иван Грозный и его сын Иван 160
4Реализм. Понятие "реализм" - одно из0 ноября 1581года. (1888. ГТГ).
наиболее трудных для определения, поскольку 47Мясоедов Григорий Григорьевич (1834-1911).0
употребляется в широком и узком смысле. Оно применимо Творческая работа все время сочеталась у живописца с
как к повседневной жизни, так и к сфере искусства. . активной общественной деятельностью. Именно ему
5Реализм. Слово "реализм" восходит к0 принадлежит инициатива создания организации художников
латинскому корню "realis", т.е. нового типа - Товарищества передвижных художественных
"вещественный". В широком смысле слова он выставок. Идея о такой организации зародилась у
обозначает стремление к более полному, глубокому и Мясоедова еще в 1867 г., когда он находился за границей
всестороннему отражению действительности во всех её и имел возможность наблюдать деятельность европейских
проявлениях. художников по организации передвижных выставок,
6Реализм. В сфере художественной деятельности0 проводившихся в основном с коммерческой целью. Портрет
значение «реализма» ещё более сложно и противоречиво. работы И. Репина (1904).
Его границы изменчивы и неопределённы; стилистически он 48Мясоедов Григорий Григорьевич. Косцы. 1887г.0
многолик. Более того, в искусстве не может быть и не 49Мясоедов Григорий Григорьевич. Земство обедает.0
существует абсолютного реализма. 1872г.
7Реализм. Творчество отдельного художника невозможно0 50Маковский Владимир Егорович (1846—1920). Владимир0
ограничить рамками только одного художественного стиля Егорович Маковский принадлежит к крупнейшим мастерам
или направления. . бытового реалистического жанра. По его картинам, как по
8Реализм. Являются ли, например, И.Е. Репин или И.Н.0 документальному материалу, можно изучать события, сцены
Крамской абсолютными реалистами? Разве творчество повседневной жизни и характеры людей. Темы его картин
романтиков О.А. Кипренского и К.П. Брюллова лишено во многом перекликаются с произведениями Н.А.
реалистических тенденций? Конечно, нет. Известно также, Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, В.Г. Короленко, А.П.
что А.С. Пушкин вполне обходился без термина «реализм», Чехова.
и это не мешало ему оставаться непревзойдённым 51Маковский Владимир Егорович (1846—1920).0
бытописателем реальной жизни. Значит, дело вовсе не в Продуманная до мельчайших деталей композиция, отбор
термине, а в том, каким образом художник отражает эту наиболее выразительных подробностей, умение мастерски
действительность. передать все тонкости психологического состояния
9Реализм. Чаще всего под реализмом понимают0 персонажей – вот характерные черты его полотен. В
воспроизведение действительности такой, «как она есть». середине 1870-х годов определяется главная тема
И в этом смысле реализм родился вместе и одновременно с Маковского — городской быт.
искусством, являясь важнейшим его свойством. 52Маковский Владимир Егорович. Свидание. 1883г.0
10Каковы основные эстетические принципы реализма?0 53Маковский Владимир Егорович. Объяснение. 1889-91гг.0
Главный из них – «правдивое воспроизведение типичных 54Маковский Владимир Егорович. На бульваре. 1886.0
характеров в типичных обстоятельствах» Реалист, как и 55Крамской Иван Николаевич(1837-1887). русский0
всякий художник, не является бесстрастным художник, критик и теоретик искусства. Родился в бедной
документалистом своей эпохи, не способным на мещанской семье. С детства увлекался искусством и
художественный вымысел. А потому ему не чужды приёмы литературой. В годы учения сплотил вокруг себя
условности: гротеск, аллегория, символ, фантастика. По передовую академическую молодежь. Возглавил протест
отношению к своему герою художник-реалист часто выпускников Академии («бунта четырнадцати»),
занимает позицию стороннего наблюдателя, что в свою отказавшихся писать картины («программы») на заданный
очередь вовсе не исключает авторского сочувствия, Советом мифологический сюжет. Автопортрет, (1867).
иронии или осуждения. 56Крамской Иван Николаевич. Неизвестная. 1883г.0
11Не менее важным эстетическим принципом становится0 Широкую известность полотно обрело во многом благодаря
критическая направленность реализма. Что же своей интригующей загадочности, неразгаданной и по сей
критиковалось в первую очередь? Антигуманная сущность день. Подарив своей работе название «неизвестная»,
эксплуататорского строя, бедствия и страдания Крамской создал для неё вечный ореол таинственности.
обездоленного народа, система нравственных отношений, 57Крамской Иван Николаевич. Мина Моисеев. Этюд для0
политика и жизненная философия власть имущих. Вот картины «Крестьянин с уздечкой». 1882г.
почему реализм XIX века часто называют критическим 58Крамской Иван Николаевич. Христос в пустыне. 1872г.0
реализмом. 59Василий Иванович Суриков (1848-1916). Из казаков.0
12Важнейшим эстетическим принципом реалистического0 Суриков весьма гордился своим происхождением и писал об
искусства становится его демократичность. Провозгласив этом: “Со всех сторон я природный казак... Мое
знаменитый революционный лозунг "Свобода. казачество более, чем 200-летнее”. Его рисунки
Равенство. Братство", общество вынуждено было привлекли внимание красноярского губернатора П. Н.
теперь считаться с интересами людей низшего сословия. Замятина и богатого золотопромышленника П. И.
Впервые "маленький человек", отверженный Кузнецова, которые помогли ему с поступлением в
обществом, получил право быть запечатлённым в петербургскую школу Общества поощрения художеств и
произведениях искусства. И.Е. Репин говорил: взяли на себя расходы по содержанию молодого художника.
"Судья теперь мужик, а потому надо воспроизводить Затем успешно сдал вступительные экзамены в
его интересы". петербургскую Академию художеств. Автопортрет.
13Художники-передвижники. Особенных высот реализма0 60Василий Иванович Суриков (1848-1916). Суриков стал0
достигли русские художники-передвижники, осознавшие одним из лучших мастеров русской исторической картины.
искусство как возможность показывать жизнь такой, какая Ему удалось соединить реализм XIX века с ярким
она есть. Среди них в первую очередь следует назвать живописным новаторством. Влияние творчества Сурикова
П.А. Федотова, В.Г. Перова, И.Е. Репина, В.Е. было очень значительным, в равной мере затронувшим и
Маковского, В.В. Пукирева, Г.Г. Мясоедова, К.А. традиционалистов, и мастеров более авангардного толка.
Савицкого. 61Василий Иванович Суриков. Боярыня Морозова.0
14Искусство передвижников - это переданное языком0 62Василий Иванович Суриков. Утро стрелецкой казни.0
живописи, совсем иное отношение к реальному миру. Это 63Василий Иванович Суриков. Меньшиков в Берёзове.0
поиск совершенно других образных средств для выражения 64Василий Иванович Суриков. Взятие снежного городка.1
того нового, что появилось в жизни людей От глубокой депрессии его вылечил любимый Красноярск,
"рубежа" не просто двух веков, а двух разных стены родного дома, помощь матери и брата. Здесь он
восприятий мира. Живописцев навещали доселе пишет самую жизнерадостную из своих картин "Взятие
недопустимые мысли о необходимости более широких снежного городка".
эстетических взглядов, нежели те, которые допускались 65Суриков Василий Иванович. Переход Суворова через0
канонами Академии художеств. Альпы. 1899.
15Рождение Товарищества Передвижных Художественных0 66Василий Владимирович Пукирев (1832-1890). русский0
Выставок. Инициатором создания Товарищества выступил в живописец-жанрист, крестьянин по происхождению. Получив
1869 году Г.Г.Мясоедов. Своей идеей Мясоедову удалось начальное образование, поступил в учение к одному
увлечь Перова, который в эти годы пользовался огромным неважному живописцу в Могилёвской губернии, а затем,
авторитетом. Пылким сторонником нового начинания стал благодаря счастливой случайности, попал в Московское
Саврасов и целый ряд других московских художников. училище живописи, ваяния и зодчества. Занимаясь здесь
Мясоедов заручился содействием Крамского, который живописью под главным руководством профессора С. К.
сплотил под знаменем Товарищества немало художественной Зарянко, вскоре выказал блестящие успехи в этой отрасли
молодежи Петербурга. В 1870 году в Петербурге было искусства. За портретные произведения была присуждена
образовано «Товарищество передвижных художественных ему в 1860 году степень академика.
выставок». 67В.В. Пукирев. Неравный брак 1862. Во многих сюжетах0
16Павел Андреевич Федотов (1815-1852). В историю0 художников-шестидесятников возникает тема трагической
русской живописи Павел Андреевич Федотов вошёл как женской судьбы. Это связано с бесправным положением
выдающийся художник-реалист, живописец ироничный и женщины в русском обществе ХIХ века. Героиня картины
тонкий. Современный исследователь Д.В. Сарабьянов В.В. Пукирева пополняет череду печальных и пленительных
справедливо отмечал: "Он рисовал всё: как люди женских образов, созданных в русской литературе и
садятся и как сидят в присутствии начальства, как они изобразительном искусстве. . На холсте изображена сцена
ходят по улицам или ведут себя за карточным столом, как обручения молодой девушки-бесприданницы и старого
разворачиваются фигуры в сложнейших ракурсах, каков богатого чиновника. Для усиления драматизма Пукирев
человеческий глаз или нос. Он рисовал портреты чуть ли вводит в полотно фигуру резонёра - негодующего молодого
не всех своих знакомых. Казалось, ему не хватало человека со скрещёнными на груди руками, в котором он
моделей, времени, бумаги, карандашей, чтобы утолить изобразил самого себя.
свою беспредельную жажду наблюдения. Это была 68Пейзажи русских художников. Скромны, правдивы и0
страсть". неброски пейзажи русских художников-передвижников. .
17Павел Андреевич Федотов (1815-1852). Пёстрый0 69Левитан Исаак Ильич (1860-1900). Годы обучения в0
калейдоскоп типов и характеров П.А. Федотов наблюдал в Училище стали для Исаака временем тяжелых испытаний,
реальной жизни. так как его родители к тому времени умерли, а помощи
18Павел Андреевич Федотов. Свежий кавалер. 1846.0 ждать было не от кого. Но уже в стенах Училища он не
Второе название картины - "Утро чиновника, только обнаружил огромные способности, но и сумел
получившего первый крестик". На картине - чиновник сказать новое слово в русском пейзаже.
в позе римского оратора. Свой рваный халат он 70Левитан Исаак Ильич (1860-1900). Был членом0
поддерживает как тогу, папильотки в волосах уподоблены “Товарищества передвижников”. Ему удалось преодолеть
лавровому венку. Рукой он указывает на орден сценические условности классико-романтического пейзажа,
Станислава, в ответ бойкая кухарка демонстрирует ему отчасти сохранявшиеся у передвижников. Его «пейзажи
рваный сапог. настроения» обрели особую психологическую насыщенность,
19Павел Андреевич Федотов. Разборчивая невеста. 1847.1 выражая жизнь человеческой души, что вглядывается в
Замысел своей новой картины Федотов позаимствовал у природу как средоточие тайн бытия. Автопортрет (1880).
Крылова. Он взял известную басню «Разборчивая невеста» 71Левитан. Над вечным покоем. 1894. Пейзаж, созданный0
о привередливой красавице, которая год за годом художником, наполнен философскими раздумьями о
отказывала всем претендентам, пока вдруг не бренности всего земного, о малости человека во
спохватилась: «Красавица, пока совсем не отцвела, За Вселенной, о краткости земного существования.
первого, кто к ней присватался, пошла, И рада, рада уж "...а дальше что? - Вечность, грозная вечность, в
была, Что вышла за калеку». которой потонули поколения и потонут ещё...", -
20Павел Андреевич Федотов. Вдовушка. 1850. Художник0 так высказывал сам художник мысль, которую стремился
создал в этой картине глубоко лирический, трогательный образно воплотить в картине. .
в своей беспомощности, образ молодой женщины - будущей 72Левитан Исаак Ильич. Вечерний звон. 1892.0
матери, одинокой после смерти мужа офицера. Всё 73Левитан Исаак Ильич. Цветущие яблони. 1896.0
имущество - мебель и посуда - опечатано за долги. 74Поленов Василий Дмитриевич (1844-1927). русский0
Федотов заставляет зрителя задуматься о положении художник, мастер исторической, пейзажной и жанровой
маленького человека, обречённого на нужду и лишения в живописи, педагог. Народный художник РСФСР (1926). С
крепостнической России. конца 1870-х гг. его искусство и сама личность В. Д.
21Павел Андреевич Федотов. Анкор, еще анкор!0 Поленова были окружены не просто славой, но прямо-таки
1851—1852. ГТГ. Одна из последних работ П.А. Федотова, восторженным поклонением художественной молодежи.
в которой художник создает трагический образ Краски его картин казались современникам сверкающими и
бессмысленного существования. Смешное и занятное, до чарующими, воспринимались как живописное откровение.
этого так интересовавшее живописца, сохраняется лишь в Портрет работы И. Репина (1877).
названии. В тесном пространстве бесконечно повторяется 75Поленов Василий Дмитриевич. Московский дворик.0
одно и то же действие: лежащий на кровати офицер 1878г. В основе картины - вид из окна мастерской
заставляет пуделя вновь и вновь перепрыгивать через художника в одном из арбатских переулков. .
препятствие, подгоняя собаку словами команды. 76Шишкин Иван Иванович (1832-1898). Иван Иванович0
22Василий Григорьевич Перов (1833-1882) — живописец,0 Шишкин — не только один из крупнейших, но и едва ли не
жанрист, портретист, мастер исторической картины. Один самый популярный среди русских пейзажистов. Шишкин знал
из ведущих художников «критического направления» в русскую природу “ученым образом” (И. Н. Крамской) и
русском реализме второй половины XIX столетия. любил ее со всей силой своей могучей натуры. Из этого
Художника Василия Григорьевича Перова называют знания и этой любви родились образы, которые давно
бытописателем русской действительности. Его кисти стали своеобразными символами России.
принадлежит немало произведений, в которых он 77Шишкин Иван Иванович (1832-1898). Уже сама фигура0
сочувствует представителям самого бесправного и Шишкина олицетворяла для современников русскую природу.
незащищённого сословия. Автопортрет Василия Перова. Его называли “лесной богатырь-художник”, “царь леса”,
23Василий Григорьевич Перов. Тройка0 “старик-лесовик”, его могли сравнивать со “старой
.Ученики-мастеровые везут воду. 1866. ГТГ. Картина крепкой сосной, мохом поросшей”, но, скорее, он подобен
имеет под собой реальную бытовую основу: в XIX веке одинокому дубу со своей знаменитой картины, несмотря на
Москва снабжалась водой через специальные фонтаны, из множество поклонников, учеников и подражателей.
которых её развозили по домам. Обыденная сцена стала 78Иван Иванович Шишкин Дубы. Вечер.0
для В.Г. Перова поводом к обличению типичного для 79Шишкин Иван Иванович Лесные дали.0
тогдашней России и «вопиющего к небу» явления - 80Шишкин Иван Иванович. Перед грозой. 1884г.0
непосильного детского труда. 81Шишкин Иван Иванович. Дубы. 1887г.0
24Василий Григорьевич Перов. Последний кабак у0 82Шишкин Иван Иванович. Обрыв. 1893.0
заставы 1868. ГТГ. Перов изобразил окраину городка в 83Иван Иванович Шишкин Рожь.0
поздние сумерки. На изрытой колеями снежной дороге 84Куинджи Архип Иванович (1842-1910). Он дважды0
стоит пара саней. Одни пустые, в углу других держал экзамены в Академию художеств и оба раза
примостилась иззябшая молодая крестьянка. Рядом, на безрезультатно: слабой оказалась художественная
снегу, — собака. Лошадь жует брошенный на землю клок подготовка. В 1868 году на академическую выставку
сена. Вдали — обелиски заставы. За ними — едва Куинджи представил картину “Татарская сакля”, за
различимые, уезжающие из города сани. Небо, которую получил звание неклассного художника. В этом же
жгуче-лимонного чистого тона, контрастирует с темным году его приняли вольнослушателем в Академию. В
покровом, уже легшим на землю. Это — все, что изобразил Академии Куинджи подружился с И. Е. Репиным и В. М.
художник, но небольшая картина полна такой щемящей Васнецовым, познакомился с И. Н. Крамским, М. М.
тоски… Антокольским, В. Е. Маковским. Будущие передвижники во
25Василий Григорьевич Перов. Сельский крестный ход на0 многом определили его художественные интересы. Портрет
Пасхе 1861. ГТГ. Художник выносит на суд зрителей работы Васнецова, 1869.
гнетущее зрелище: шествие пьяных людей с хоругвями и 85Куинджи Архип Иванович. Ночь на Днепре. 1882г.0
иконами по раскисшей деревенской улице. Процессия идёт 86Куинджи Архип Иванович. Радуга. 1900-05 гг.0
от дома к дому, получая в каждом непременное угощение. 87www.artsait.ru.0
. Обличительная сила «Крестного хода» была столь 88Реалистическая направленность искусства нашла своё0
очевидна, что картину немедленно сняли с постоянной выражение в творчестве русских музыкантов -
выставки Общества поощрения художников и вплоть до композиторов "Могучей кучки", П.И.
революции 1905 года запрещали воспроизводить в печати. Чайковского и М.И. Глинки. С именем Михаила Ивановича
Картина ещё до выставки была приобретена П.М. Глинки были связаны выдающиеся достижения музыкальной
Третьяковым. культуры начала XIX века. Реалистическая направленность
26Василий Григорьевич Перов. Чаепитие в Мытищах, близ0 его творчества нашла выражение в первой русской
Москвы. 1862. ГТГ. Сюжетом «Чаепития», так же, как и национальной опере "Жизнь за царя (Иван
«Сельского крестного хода», послужили действительные Сусанин)" (1836). Сюжет оперы, подсказанный поэтом
происшествия, которые Перов наблюдал во время В.А. Жуковским и хорошо известной "Думой"
путешествия по окрестностям Москвы. Он видел и К.Ф. Рылеева, правдиво передавал драматизм исторических
самодовольно-равнодушного монаха, и робкого послушника, событий и героико-патриотический дух великого русского
которых потом изобразил на своей картине. Единственно, народа. Лучшие музыкальные традиции М.И. Глинки были
что он присочинил – старого воина калеку с оборванным продолжены и развиты в творчестве композиторов
мальчиком, которых прогоняет молодая служанка. "Могучей кучки" и П.И. Чайковского. Во второй
27Перов Василий Григорьевич Проводы покойника ГТГ.0 половине XIX века особенных высот достигло русское
Все персонажи картины объединены единым чувством горя. оперное искусство. Оперы А.П. Бородина ("Князь
И бедная мать, и дети словно замерли. Руки вдовы Игорь", 1890), М.П. Мусоргского ("Борис
бессильно упали на колени, и нет, кажется, у нее сил, Годунов", 1874; "Хованщина", 1880), Н.А.
чтобы распрямить согнувшуюся спину, поднять низко Римского-Корсакова ("Псковитянка", 1869-1873;
упавшую голову. Велика сила кисти Перова! "Царская невеста"), П.И. Чайковского
28Василий Григорьевич Перов Охотники на привале. ГТГ.0 ("Евгений Онегин", 1879; "Пиковая
29Николай Николаевич Ге. 1831-1894. Исторический0 дама", 1890) на долгие годы определили
живописец, портретист, пейзажист. Николай Николаевич Ге классический репертуар мировой оперной сцены. .
родился в дворянской семье. Семья Ге (Gay) родом из 89Возвратившись в Россию в 1834 году, М.И. Глинка1
Франции. В конце XVIII в. прадед художника эмигрировал поселился в Петербурге. Посещая вечера у поэта В.А.
в Россию и поселился в Москве. портрет работы Николая Жуковского, он познакомился с Н.В. Гоголем, П.А.
Ярошенко. Вяземским, В.Ф. Одоевским и др. Композитор увлёкся
30Николай Николаевич Ге. Тайная вечеря. 1863г. Это0 идеей, поданной Жуковским, написать оперу на сюжет об
первая большая картина художника. Трагедия Учителя, Иване Сусанине, о ком он узнал ещё в юности, прочитав
предвидящего отступничество одного из учеников, но "Думу" К.Ф. Рылеева. Опера "Жизнь за
готового к самопожертвованию, - основа драматического царя" была написана в 1836 году. Либретто написал
конфликта полотна, написанного во Флоренции и барон Г. Розен, личный секретарь наследника престола.
привезенного в Петербург. "Жизнь за царя" - первая классическая
31Ге Николай Николаевич. Петр I допрашивает царевича0 национальная русская опера. В ней Глинка сумел
Алексея Петровича в Петергофе. 1871. ГТГ. "...народный напев возвысить до трагедии".
32Ге Николай Николаевич. Христос и Пилат. В чем есть0 Ведущий принцип драматургии оперы - ясная обрисовка
истина 1890. действующих лиц и ситуаций в законченных оперных
33Верещагин Василий Васильевич (1842—1904). Василий0 номерах. Наряду с этим, композитор последовательно
Васильевич Верещагин — один из крупнейших русских проводил принцип симфонического развития, выражающийся
художников-реалистов. Его творчество получило в постепенной кристаллизации основных музыкальных тем и
всенародную известность и завоевало высокий "сквозном" проведении этих тем на протяжении
международный авторитет. В истории мирового искусства оперы. По выражению П.И. Чайковского, опера "Жизнь
за Верещагиным прочно закрепилась слава знаменитого за царя" явилась "первой и лучшей русской
живописца-баталиста. оперой", которая стала высоким образцом и
34Верещагин Василий Васильевич (1842—1904).0 творческим мерилом для последующих поколений русских
Объективное значение творчества художника в том, что в оперных композиторов-классиков. Первое представление
изобразительном искусстве он одним из первых выступил оперы под управлением К.А. Кавоса состоялось 9 декабря
как пацифист, противник использования военных средств 1836 года в С.-Петербурге на сцене Большого Каменного
для разрешении общественных конфликтов. театра в присутствии государя и царской фамилии.
35Верещагин Василий Васильевич. Апофеоз войны. 1871.1 Композитор назвал оперу "Жизнь за царя" и
ГТГ. Художник воплотил в картине «Апофеоз войны» свою посвятил её государю Николаю Павловичу. Успех оперы был
главную творческую идею — «война есть позор и проклятие громадный, публика восторженно приветствовала автора, в
человечества». На раме картины В.В. Верещагин оставил зале среди многих друзей Глинки был и А.С. Пушкин.
надпись: «Посвящается всем великим завоевателям, Вскоре после премьеры Глинка был назначен руководителем
прошедшим, настоящим и будущим». Фрагмент. Придворной певческой капеллы. Печать тоже высоко
36Верещагин Василий Васильевич. Торжествуют.1 оценила оперу. Критика находила, что Глинка начал новую
1872.ГТГ. С первых самостоятельных произведений одной эру в музыке.
из ведущих тем творчества В.В. Верещагина становится 90В 30-40-е годы XIX века в целом были определены и0
Восток, его быт и нравы. Свидетель военных событий в сложились основные принципы реалистического
Туркестанском крае, Верещагин несколько позднее на театрального искусства. Развивая лучшие традиции
основе сделанных на месте событий этюдов и набросков романтического театра, реализм вылился в мощной
создает в Мюнхене первую серию картин, посвященных художественное направление, определившее дальнейший
Туркестанской кампании. путь развития русского драматического театра. Его
37Верещагин Василий Васильевич. Представляют трофеи.0 рождение по праву может быть связано с драматургической
1872.ГТГ. В.В. Верещагин показывал в своих картинах деятельностью А.С. Грибоедова ("Горе от ума",
предрассудки, косные формы быта и устарелые нравы. Он 1822-1824), А.С. Пушкина ("Борис Годунов",
вскрывал бесчеловечность отживших обычаев, религиозный 1824-1825) и Н.В. Гоголя ("Ревизор", 1836), а
фанатизм, дикость и варварство отсталых восточных становление с именем А.Н. Островского
народов и «цивилизованных колонизаторов». ("Гроза", 1859; "Лес", 1870).
38Верещагин Василий Васильевич. Мавзолей Тадж-Махал в0 Утверждению реалистических принципов на театральной
Агре. 1874—1876. ГТГ. сцене способствовало актёрское мастерство М.С. Щепкина.
39Верещагин В.В. У крепостной стены. Пусть войдут.0 Его подлинными творческими вершинами стали блестяще
Картина передает состояние тревожного ожидания и сыгранные роли Фамусова в комедии А.С. Грибоедова
непреклонной решимости к победе. Внутри крепостной "Горе от ума", Городничего в
стены выстроился отряд, ожидающий врага. "Ревизоре" Н.В. Гоголя. В историю
40Илья Ефимович Репин(1844-1930). выдающийся русский0 отечественного театра М.С. Щепкин вошёл как подлинный
живописец. Учился в Петербурге в Рисовальной школе реформатор, теоретик и практик сценического искусства.
Общества поощрения художеств у И.Н. Крамского и в Он, - по словам А.И. Герцена, - "создал правду на
Академии художеств. Член Товарищества передвижных русской сцене", особенно в пьесах А.Н.
художественных выставок. Автопортрет, 1878. Островского. В одном из писем Островскому И.А. Гончаров
41Илья Ефимович Репин(1844-1930). Первой0 утверждает: "... Вы совершили всё, что подобало
самостоятельной работой художника является картина великому таланту...литературе Вы принесли в дар целую
«Бурлаки на Волге» (1870—1873. ГРМ). Во время поездки библиотеку художественных произведений, а для сцены
на пароходе по Неве в 1863 году Репин впервые увидел создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в
бурлаков. Люди, впряженные в лямки, как скот, тянули основу которого положили краеугольный камень Фонвизин,
баржу, в то время как на берегу беззаботно гуляли Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские,
нарядные господа. Этот контраст поразил художника. У можем с гордостью сказать: "у нас есть свой
него родилась идея написать эту сцену, построенную на русский национальный театр". Он по справедливости
противопоставлении. должен называться Театр Островского". Именно А.Н.
42Илья Ефимович Репин. Бурлаки на Волге(1870—1873.0 Островским, Л.Н. Толстым, И.С. Тургеневым, М.Е.
ГРМ). Известный пейзажист Ф. А. Васильев заметил: Салтыковым-Щедриным, Н.С. Лесковым и А.П. Чеховым во
«Картина должна быть шире, проще, что называется сама второй половине XIX века были сделаны новые шаги на
по себе... Бурлаки, так бурлаки!». И Репин отказался от пути реалистического театрального искусства.
90 «Русский реализм в живописи» | Русский реализм в живописи 7
http://900igr.net/fotografii/mkhk/Russkij-realizm-v-zhivopisi/Russkij-realizm-v-zhivopisi.html
cсылка на страницу
Урок

МХК

58 тем
Фото
Презентация: Русский реализм в живописи | Тема: Культура России в 19 веке | Урок: МХК | Вид: Фото
900igr.net > Презентации по МХК > Культура России в 19 веке > Русский реализм в живописи