Культура России в 19 веке Скачать
презентацию
<<  Театр XIX века Русская драматургия 19 века  >>
В.Н.Асенкова
В.Н.Асенкова
Театральная площадь в Москве
Театральная площадь в Москве
П.С.Мочалов
П.С.Мочалов
В.А.Каратыгин
В.А.Каратыгин
В.А.Каратыгин
В.А.Каратыгин
Е.С.Семёнова
Е.С.Семёнова
М.С.Щепкин
М.С.Щепкин
А.Н.Островский с группой актёров МХТа
А.Н.Островский с группой актёров МХТа
Ермолова
Ермолова
Ермолова
Ермолова
Ермолова
Ермолова
Станиславский
Станиславский
Станиславский
Станиславский
А.А.Остужев в роли Отелло
А.А.Остужев в роли Отелло
Крикун Наталья Борисовна
Крикун Наталья Борисовна
Крикун Наталья Борисовна
Крикун Наталья Борисовна
Фото из презентации «Театр 19 века в России» к уроку МХК на тему «Культура России в 19 веке»

Автор: USER. Чтобы познакомиться с фотографией в полном размере, нажмите на её эскиз. Чтобы можно было использовать все фотографии на уроке МХК, скачайте бесплатно презентацию «Театр 19 века в России» со всеми фотографиями в zip-архиве размером 4224 КБ.

Скачать презентацию

Театр 19 века в России

содержание презентации «Театр 19 века в России»
Сл Текст Эф Сл Текст Эф
1Русский драматический театр.0 27хитрого мошенника, человека себе на уме. Заключительную5
2Русский драматический театр XIX в. — целая эпоха в1 реплику Городничего «Чему смеетесь? Над собой
развитии сценического искусства, вобравшая в себя смеетесь!» Щепкин произносил в зрительный зал,
уходящие в прошлое традиции классицизма и обращаясь к высокопоставленной публике, сидящей в
сентиментализма, расцвет романтизма, становление и партере. В историю отечественного театра Щепкин вошел и
утверждение реалистических тенденций, на смену которым как подлинный реформатор, теоретик и практик
на рубеже двух столетий пришли модернистские поиски театрального искусства. В чем же заключалась суть
новых путей развития театрального искусства. проведенной им реформы? Ее очень точно определил А. И.
3Волшебный край! Там в стары годы, Сатиры смелый12 Герцен: «Он создал правду на русской сцене, он первый
властелин, Блистал Фонвизин, друг свободы, И стал нетеатрален в театре». Каждый созданный им
переимчивый Княжнин; Там Озеров невольны дани Народных сценический образ был правдив и надолго запоминался
слез, рукоплесканий С младой Семеновой делил... Там и зрителям. Над поисками сценической правды, которая
Дидло венчался славой, Там, там, под сению кулис Младые стала величайшим открытием Щепкина, он неустанно
дни мои неслись. Так А. С. Пушкин выразил свои работал всю жизнь. Позднее его требование «не
впечатления о театральных спектаклях начала XIX в. в подделаться», а «сделаться» тем лицом, которое создал
первой главе романа «Евгений Онегин». Для русской автор, К. С. Станиславский назовет искусством
публики театр того времени действительно стал «перевоплощения». Сам Щепкин это правило для актеров
властителем дум и светским досугом, в котором были сформулировал так: «...Влазь, так сказать, в кожу
представлены «все обольщения изящных искусств» — от действующего лица, изучай хорошенько его особенные
оперы и балета до трагедии и комедии. Сравнительно идеи, если они есть, и даже не упускай из виду общество
недолгий период (до 30 — 40-х годов) был временем его прошедшей жизни».
господства в нем романтизма, развивавшего традиции 28«Жизнь в образе» стала творческим кредо великого2
русского классицизма и романтического театра Западной актера. При этом он не допускал чисто внешнего
Европы. копирования жизни, простоте «подражания внешним
4Основной репертуар русского романтического театра14 привычкам, голосу и ухваткам различных сословий».
составляли мелодрамы, созданные по западноевропейскому Щепкин первым из актеров выступил против
образцу. Их замысловатые сюжеты уводили зрителя в мир декламационной, певучей манеры речи романтического
невероятных конфликтов, показывали «жизнь, вывороченную театра. Он резко критиковал тех актеров, которые не
наизнанку», представляли безвкусные пародии на говорили своим естественным голосом, а произносили
произведения Шекспира и Шиллера. Испытав «порыв души слова как можно громче, сопровождая их нарочито
пламенной и горечь разочарования», столкнувшись со напыщенными жестами. Щепкин выступал в самых различных
злом, жестокостью и вероломством, романтический герой амплуа. Будучи человеком невысокого роста, полноватым
чаще всего замыкался в гордом одиночестве. ...я все (что не раз давало повод к насмешкам), он научился в
видел, Все перечувствовал, все понял, все узнал, Любил совершенстве владеть собой на сцене. Его игра неизменно
я часто, чаще ненавидел, И более всего страдал! Сначала вызывала шквал аплодисментов в зрительном зале.
все хотел, потом все презирал я, То сам себя не понимал 29М.С.Щепкин.2
я. То мир меня не понимал. На жизни я своей узнал 30Новый шаг в развитии реалистического искусства был3
печать проклятья, И холодно закрыл объятья Для чувств и сделан драматургом Александром Николаевичем Островским
счастия земли... Это Евгений Арбенин, главный герой (1823— 1886). В течение сорока лет под его руководством
романтической пьесы М. Ю. Лермонтова «Маскарад» (1835). формировались репертуар и сценическая эстетика русского
5Чего только не было на русской романтической сцене!6 театра. Сорок семь оригинальных пьес и несколько
«Яд, ножи, кинжалы, убийства, разврат, измены, созданных в соавторстве с другими драматургами,
вероломства явились на сцене в разных видах пугать многочисленные переводы, критические статьи, письма —
зрителей и извлекать слезы зрелищем страдания и таково обширное творческое наследие Островского. «Вы
угнетения невинности. Люди стали сбегаться в театр, как один достроили здание, в основание которого положили
на лобное место, смотреть наказание порока, краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но
полюбовавшись прежде несколькими злодеяниями, только после Вас мы, русские, можем с гордостью
совершенными на сцене» (газета «Северная пчела»). Н. В. сказать: у нас есть свой русский национальный театр. Он
Гоголь устами одного из героев очень метко по справедливости должен называться театр Островского»
охарактеризовал подобный репертуар романтического (И. А. Гончаров). Вся жизнь русского общества второй
театра: «Поезжайте только в театр: там всякий день вы половины XIX в. нашла отражение в его творчестве. В
увидите пьесу, где один спрятался под стул, а другой отличие от Гоголя, Островский избегал изображения
вытащил его оттуда за ногу». С нескрываемым возмущением экстремальных ситуаций, в его пьесах представлялась
Н. В. Гоголь писал о мелодраме, считая ее внутренне будничная, повседневная жизнь обыкновенных людей.
фальшивой и далекой от правды: «Посмотрите, какое 31«Кого только нет среди его героев, какие только2
странное чудовище, под видом мелодрамы, забралось между слои русского общества XIX века не представлены тут!
нас! Где же жизнь наша? Где мы со всеми современными Купцы и чиновники. Крепостные и ремесленники. Помещики
страстями и странностями? Хотя бы какое-нибудь и фабриканты. Приказчики и содержатели трактиров.
отражение ее видели мы в нашей мелодраме! Но лжет самым Половые и ростовщики. Мелкие торговцы и бюрократы.
бессовестным образом наша мелодрама...». Свахи и учителя. Гадалки и актеры. Лакеи и стряпчие.
6В то же время мелодрама сыграла и прогрессивную2 Портнихи и мещанские дочки. Бывшие военные и студенты.
роль в развитии русского драматического театра. Она Дворянские сынки и приживалки. Генералы и горничные.
разрушила каноны классицизма, от актеров потребовала Городничие и дворники. Люди передовых взглядов и
большей естественности и простоты. На смену консерваторы. Авантюристы и управители городов.
многочисленным переводным пьесам пришла мелодрама Разорившиеся дворяне и процветающие ловкачи. Купеческие
русских авторов, прежде всего Н. В. Кукольника жены и воспитанницы. Вдовы чиновников и титулярные
(1809—1868) и Н. А. Полевого (1796—1846). советники. Непокорные русские люди — протестанты и
7Значительные изменения претерпело и декорационное1 обличители. Вся Россия — от простого мужика до
оформление спектакля. На сцене воспроизводились представителей правящих кругов» (А. Г. Моров «Три века
грандиозные готические соборы, восточные дворцы с русской сцены»). Один из главных законов театра А. Н.
фонтанами, движущиеся панорамы с изображением различных Островского — верность жизненной правде. Действительно,
стран мира. Мелодрамы требовали различных постановочных с приходом в театр Островского из русской драмы начали
эффектов: пожаров, наводнений, извержения вулканов. исчезать пышная риторика, фальшь, слепое подражание
Сохранившаяся от классицизма кулисная система декораций западным образцам. Действующие лица «заговорили на
могла насчитывать 10 — 12 планов. Масляные лампы, сцене тем языком, каким они на самом деле говорят в
пришедшие на смену свечам, освещали только сцену, жизни». Все это дало основание критику Н. А.
привлекая внимание зрителей. Добролюбову назвать произведения А. Н. Островского
8Не менее популярным жанром русского театра стал1 «пьесами жизни».
водевиль, получивший распространение в 30—40-е годы. 32А.Н.Островский с группой актёров МХТа.2
Первоначально водевиль появился во Франции. Небольшие 33Настоящую «школу естественной и непринужденной игры6
пьесы с остроумными сюжетами, использующие комические на сцене» прошли актеры его театра: Л. П.
ситуации, нелепые случайности и путаницу, с вставными Никулина-Косицкая (1824—1868), А. Е. Марионов
музыкальными номерами и танцами, пришлись по вкусу (1816—1860), П.М.Садовский (1818—1872), М.Г.Савина
русской публике. Мелочи провинциального быта, нравы (1854—1915), Г.Н.Федотова (1846— 1925) и М. Н. Ермолова
купеческой и чиновничьей среды составляли основу этого (1853 — 1928). Актер Малого театра Пров Михайлович
развлекательного жанра. Названия популярных водевилей Садовский играл почти во всех спектаклях великого
говорили сами за себя: «Муж в Тверь, а жена в дверь!», драматурга и в каждом из персонажей мог донести
«Жених по доверенности», «Школьный учитель, или Дураков зрителям «самую душу». Его творческим триумфом стала
учить, что мертвых лечить», «Тридцать лет, или Жизнь роль Любима Торцова в комедии Островского «Бедность не
игрока», «Невинная преступница, или Отцовское порок». Игра актера вызывала слезы, а зрители забывали,
проклятие», «Итальянка, или Яд и кинжал». что находятся в театре. О его комедийном и трагическом
9О том, как создавались подобные произведения,8 мастерстве так писал А. Григорьев:«Комедия ль в нем
красноречиво поведал Репетилов — персонаж комедии А. С. плачет перед нами, трагедия ль хохочет вместе с ним...»
Грибоедова «Горе от ума»: Однако ж я, когда умишком Почти все великие актрисы русского драматического
понатужась, Засяду, часу не сижу, И как-то невзначай, театра: Л. П. Никулина-Косицкая, П. А. Стрепетова, Г.
вдруг каламбур рожу. Другие у меня мысль эту же Н. Федотова и М. Н. Ермолова — воплотили на сцене образ
подцепят, И вшестером, глядь, водевильчик слепят, Катерины — главной героини пьесы Островского «Гроза».
Другие шестеро на музыку кладут, Другие хлопают, когда Но как по-разному они сыграли эту роль! Каждая
его дают. привнесла в нее что-то свое, личное. Каждой удалось
10Наибольшим успехом у зрителей пользовались водевили10 создать редкий по достоверности образ простой русской
«с переодеванием» (фр. travesti) молодой героини в женщины, сумевшей бросить страстный вызов
мужское платье или военный мундир. В актерском амплуа обывательскому миру насилия и ханжества. Существенный
травести прославилась Варвара Николаевна Асенкова вклад в развитие русского драматического театра второй
(1817—1841), обладавшая незаурядным музыкальным и половины XIX в. внесли Л. Н. Толстой («Власть тьмы»,
драматическим талантом. Многие современники были «Плоды просвещения», «Живой труп»), И. С. Тургенев
восхищены ее игрой перевоплощения. Н. А. Некрасов («Месяц в деревне»), М. Е. Салтыков-Щедрин («Смерть
посвятил ей эти строки: В наряде странность, Пазухина»), Н. С. Лесков («Расточитель») и А. К.
беспорядок, Глаза — две молнии во мгле, Неуловимый Толстой («Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор
отпечаток Какой-то тайны на челе; В лице то дерзость, Иоаннович» и «Царь Борис»). Конец XIX в. в истории
то стыдливость, Полупечальный дикий взор, В движеньях русского театра ознаменован драматургическим
стройность и красивость — Все чудно в ней... «Офелия». творчеством А. П. Чехова и созданием в 1898 г.
11В.Н.Асенкова.2 Московского Художественного театра (МХТ). Знаменитая
12В водевилях участвовали почти все прославленные1 встреча К. С. Станиславского и В. И.
артисты русской сцены. В 50 — 70 годы мелодрамы и Немировича-Данченко положила начало не менее
водевили уступили место бытовой комедии. Из водевиля блистательному новому этапу в развитии русского
постепенно ушла оригинальная музыка, ранее специально драматического театра.
сочинявшаяся композиторами. Драматурги стали 34М.Н.Ермолова, П.М.Садовский, Г.Н.Федотова.4
самостоятельно подбирать к своим произведениям уже 35АКТЕР И РЕЖИССЕР В ТЕАТРЕ Выдающийся режиссер В.И.3
написанные мелодии. Песенные куплеты, по-прежнему Немирович-Данченко однажды сказал: «Вы можете построить
выполнявшие роль вставных номеров, теперь почти никак прекрасный дом, посадить там замечательную
не были связаны с сюжетом пьесы. администрацию, пригласить музыкантов, и все-таки театра
13Кроме мелодрам и водевилей, на сцене русских3 еще не будет. А вот выйдут на площадь трое актеров и
театров продолжали ставить трагедии, популярные в эпоху начнут играть пьесу, даже без грима и бутафории, и
классицизма. Но и в этот жанр были внесены театр уже есть». Сложно и одновременно прекрасно
романтические коррективы. Особенностью русского искусство актера. Выходя на подмостки сцены, он
драматического театра являлось то, что он практически остается один на один со зрительным залом. От того, в
не знал режиссуры в современном понимании этого слова. какой степени он сумеет убедить зрителя в жизненности
Крупнейшие российские театры Петербурга сыгранной им роли, включить его в происходящее на сцене
(Александрийский, Мариинский и Михайловский) и Москвы действие, вызвать чувство сопереживания, в целом
(Большой и Малый) подчинялись «министерству двора Его зависит успех театрального спектакля. Актер должен
Императорского Величества». Провинциальные театры стать, по словам К.С. Станиславского, «единственным
находились в ведении губернаторов или чиновников. Между царем и владыкой сцены».
тем русский театр очень нуждался в профессиональном 36К.С.Станиславский и В.И.Немирович-Данченко.3
организаторе сценического действа. Пройдет немало 37Слово «актер» происходит от латинского корня, что1
времени, прежде чем на русской сцене появятся означает «действующий». На сцене он и является главным
режиссеры-профессионалы. исполнителем действия. Искусство актера уходит своими
14В первой половине XIX в. их роль, как правило,2 истоками в глубокую древность, в первобытное общество.
выполняли драматурги, авторы пьес. Нередко функции Наивная вера в магические силы природы заставляла
режиссера брали на себя известные актеры: В. А. человека задабривать их всякого рода
Каратыгин, М. С. Щепкин. Русский романтический театр жертвоприношениями, проявлениями внешнего действия,
прославили немало талантливых актеров. Среди них П. С. заклинаниями. Первобытные обряды, ритуальное
Мочалов (1800—1848), актер Московского Малого театра, и копирование повадок животных, тотемические пляски,
В. А. Каратыгин (1802—1853), игравший на сцене исполнение обрядов с использованием специальных
Александрийского театра в Петербурге. костюмов, масок, татуировки и раскраски тела - вот в
15Театральная площадь в Москве 1824-1825.2 чем проявлялось искусство актера.
16Актер уникального дарования и необыкновенной судьбы2 38В средние века актерское искусство целиком и12
Павел Степанович Мочалов стал одним из властителей дум полностью развивается под эгидой церкви. На сцене
русской театральной публики. Большой темперамент и знаменитого шекспировского театра «Глобус» актеры
страстность, неподдельное чувство и пламенное передавали не только большие чувства, сильные
вдохновение были присущи его игре. Впервые он вышел на человеческие страсти, но и характеры действующих лиц.
сцену, когда ему не было и семнадцати лет. На следующее Профессия актера становится одной из самых почетных,
утро он проснулся знаменитым и был зачислен в уважаемых и любимых в народе. В трагедии «Гамлет»
императорскую труппу. Его подлинной стихией была главный герой просит Полония, чтобы актеров получше
трагедия, в которой он мог убедительно показать сильные устроили, так как «они - обзор и краткие летописи
страсти, героические поступки. «Играя собственную века». Они действительно были способны потрясти
душу», он забывал, что находится на сцене, а зрителей силой и убедительностью своей игры: ... Актер
завороженная публика проникалась искренним участием к проезжий этот В фантазии, для сочиненных чувств, Так
его игре. В знаменитые «минуты озарения» он, казалось, подчинил мечте свое сознанье, Что сходит кровь со щек
творил чудеса. Увидев через отражение в зеркале, как его, глаза Туманят слезы, замирает голос. И облик
ему подливают яд, он медленно поднимался, вставал с каждой складкой говорит, Чем он живет! А для чего в
кресла, а вместе с ним, бледнея от ужаса в предвкушении итоге? Из-за Гекубы! Что он Гекубе? Что ему Гекуба? А
развязки, поднимались со своих мест и зрители. Особенно он рыдает... «Гамлет».
выразителен был его голос. Нежный и сильный, мягкий и 39Иначе предстает актер в эпоху классицизма. Он2
звучный, он заставлял невольно вздрагивать зрителей. воплощает на сцене идеальных героев, высмеивает
Мертвая тишина воцарялась в зале, когда он читал общечеловеческие пороки, утверждает принципы Добра,
монолог в несколько страниц. Не возвышая голоса и не Разума и Справедливости. Но как изменилась манера его
прибегая к эффектным жестам, он умел так произносить игры! Он должен теперь не просто говорить, а
монологи, что каждое слово глубоко западало в душу. В декламировать, произносить реплики нараспев, принимать
зале нередко слышались женские рыдания, стоны и крики эффектные позы, точно знать, в какие моменты поднимать
отчаяния восхищенной публики. руку, когда отставлять правую ногу, когда - левую, и
17Великий трагик вошел в историю мирового15 при этом гордо закидывать голову... Подобная
театрального искусства как блестящий исполнитель ролей «театральность» в игре актеров была характерна и для
в пьесах Шекспира и Шиллера. Зловещая и мрачная фигура русского театра вплоть до середины XIX в. Выдающийся
короля Ричарда III из исторической хроники Шекспира актер М.С. Щепкин писал: «... никто не говорил своим
ярко описана в стихотворении А. Григорьева «Искусство и голосом... игра состояла из крайне изуродованной
правда»: С своей язвительной улыбкой, С челом декламации, слова произносились как можно громче, и
бесстыдным, с речью гибкой, И безобразный и хромой, почти каждое слово сопровождалось жестами. Особенно в
Ричард коварный, мрачный, злой... Я помню сон и ролях любовников декламировали так страстно, что
пробужденье, Блуждающий и дикий взгляд, Пот на челе, в вспомнить смешно; слова «любовь», «страсть», «измена»
чертах мученье, Какое знает только ад. И помню, как в выкрикивались так громко, как только доставало силы в
испуге диком Он леденил всего меня Отчаянья последним человеке ».
криком: «Коня, полцарства за коня!..» Восемь раз подряд 40XX век внес существенные коррективы в искусство2
В. Г. Белинский смотрел Мочалова в роли Гамлета в пьесе актерской игры. К.С. Станиславский разработал и
Шекспира. Его Гамлет — это и страстный мститель, и воплотил в художественную практику основные принципы
тяжело страдающий и сомневающийся человек. В статье актерской игры. Система Станиславского дала ключ к
«Мочалов в роли Гамлета» Белинский подчеркивал, что в осознанному владению творческим процессом и предложила
созданном им образе «мы видели чудо», это был «не актеру такое сценическое поведение, которое приводит к
столько шекспировский, сколько мочаловский Гамлет». В «перевоплощению» актера в сценический образ. Говоря об
течение тридцати лет сценической деятельности Мочалов игре актера, Станиславский ввел такие важнейшие
переиграл великое множество ролей, в том числе в понятия, как сверхзадача и сквозное действие.
мелодрамах и водевилях. Слащавая и неестественная Сверхзадача - это та конечная цель, которая выражает
мелодрама в его исполнении превращалась в потрясающую идейную суть роли. Сквозное действие - это цепь
зрителя трагедию. действий, поступков героя, ведущих к достижению цели.
18П.С.Мочалов.2 Для решения сверхзадачи актеру необходимо схватить суть
19Знаменито и творчество Василия Андреевича2 («зерно») роли, образа. Интересный пример поиска
Каратыгина — выдающегося актера, поражавшего «зерна» образа Репетилова из комедии А.С. Грибоедова
современников «сильными порывами страстей». Свой «Горе от ума» приводил В.И. Немирович-Данченко. «Зерно
творческий путь он начинал как актер классицизма, Репетилова - болтун. Если актер все время будет
тяготевший к героико-историческим ролям. Тонко «обмакивать» свою мысль в то, что он болтун, да еще
почувствовав новые веяния времени, он стал актером нагретый вином, да еще светский человек, да еще немного
романтического амплуа. Без его участия не обходилась ни «барин», и прибавит сюда еще целый ряд черточек, то и
одна значительная мелодрама на сцене Александрийского выявится характер Репетилова».
театра в Петербурге. В отличие от Мочалова, он, скорее, 41Нащупав «зерно» образа, актер проникается, как3
не играл, а представлял свои роли. В его актерском писал Станиславский, «ролью в себе», чтобы полностью
арсенале было немало специфических и эффектных приемов. слиться с ней. Тогда и наступает искусство
В. Г. Белинский подчеркивал, что «игра Каратыгина есть «перевоплощения». Что же это значит? Означает ли это,
торжество сценического искусства». В своих ролях он был что актер становится непохожим на себя? Конечно, нет.
исключительно эмоционален. Один из современников Это только в сказках бывает, что братец Иванушка, не
вспоминал, как однажды, исполняя роль, он чуть не послушав сестрицу Аленушку, козленочком стал. Актер,
задушил своего партнера. Он мог в ужасе упасть на как бы он ни старался, все равно остается самим собой.
колени и в таком положении откатиться в глубину сцены. Значит, суть «перевоплощения» не в изменении внешнего
Особенно удавались ему роли пылких любовников и облика до неузнаваемости, а в умении достичь такого
обманутых мужей. Царь Николай I, подшучивая над своим уровня сопереживания, чтобы ощутить себя тем
любимцем, нередко спрашивал, сколько раз в нынешнем персонажем, который изображается на сцене. К.С.
году он «зарезал или удушил свою жену». Станиславский различал два вида «перевоплощения»
20В.А.Каратыгин.3 актера: внешнее, т.е. с помощью грима, жестов, мимики,
21Рядом со знаменитым актером на сцене2 интонаций, особенностей диалекта и т.д., и внутреннее,
Александрийского театра блистала Екатерина Семеновна предполагающее раскрытие духовного мира своего героя,
Семенова (1786—1849) — «единодержавная царица его нравственных качеств, основных черт характера. Эти
трагической сцены» (А. С. Пушкин). Она удачно два вида «перевоплощения», происходящие одновременно, и
дебютировала в 1803 г. в роли Антигоны. Ее лучшими есть вершина актерского искусства. Искусство
ролями стали Федра в трагедии Расина, Дездемона и «перевоплощения» присуще великим мастерам театральной
Офелия в трагедиях Шекспира. Каждый сыгранный ею образ сцены. В одном из писем ученику, начинающему артисту,
отличался романтической окраской. Актриса считала, что М.С. Щепкин писал: «... всегда имей в виду натуру;
истинный характер человека может проявиться только в влазь, так сказать, в кожу действующего лица... ты
мире чувств и эмоций. Мастерски она умела передавать на можешь сыграть иногда слабо, иногда сколько-нибудь
сцене чувства ненависти, ужаса и изумления, нежности и удовлетворительно (это часто зависит от душевного
раскаяния. А. С. Пушкин особо отмечал в ее «свободной и расположения), но сыграешь верно». Это «влазь в кожу»
ясной» манере игры «чувство живое и верное», стало едва ли не крылатым выражением в театральном
«благородство одушевленных движений, порывы истинного обиходе.
вдохновения». 42Мастерство актера оттачивается годами напряженного2
22Е.С.Семёнова.2 труда. Конечно, чтобы стать великим актером, нужен
23Русский реалистический театр. В 1846 г. И. С.2 талант, но одного таланта мало. Он решает многое, но не
Тургенев писал о тех значительных переменах, которые всё. Даже с талантом можно не стать большим актером.
произошли в художественной жизни русского Нужно в совершенстве овладеть техникой актерского
общества:«Десять лет прошло со времени появления мастерства (голосом, мимикой, пластикой, жестом, гримом
«Ревизора»... Изумительная перемена совершилась с тех и т.д.). Наконец, необходимо тонко чувствовать игру
пор в нашем сознании, в наших потребностях. Десять лет партнеров по сцене. Знаменитый артист Малого театра
— срок небольшой, но эти десять лет особенные — годы А.А. Остужев (1874 - 1953) был уже широко известным
формирования «натуральной школы», реализма, годы смены мастером сцены, когда неожиданно подкралась беда:
художественных течений». Действительно, в 30—40-е годы начала надвигаться глухота. Врачи ничем не могли ему
в целом были определены и сложились основные принципы помочь. Потеря слуха - тяжелое, непреодолимое
реалистического искусства. Развивая лучшие традиции препятствие в работе актера. Но Остужев остался на
романтического театра, реализм вылился в мощное сцене. Каких огромных усилий это стоило артисту! А он
художественное направление, определившее дальнейший играл на сцене еще более сорока лет! Не слыша
путь развития русского драматического театра. Рождение партнеров, аплодисментов и реакции зрительного зала, он
реалистического театра по праву может быть связано с выработал в себе идеально отточенное чувство времени,
драматургической деятельностью А. С. Грибоедова и А. С. ритма, паузы. Он научился читать по губам... Будучи
Пушкина. Пушкинская эпоха еще не знала самого термина глухим, он в 1935 г. блестяще сыграл роль Отелло в
«реализм», не это не означает, что данного направления трагедии Шекспира.
не было в искусстве. Cвои реалистические воззрения 43А.А.Остужев в роли Отелло.2
Пушкин называл «истинным романтизмом», а драматургов и 44Другим, не менее, а может быть и более важным лицом1
поэтов, творящих вопреки канонам классицизма, по в театре является режиссер. Он невидим зрителю и даже
законам жизненной правды и вдохновения, он причислял к не всегда присутствует на спектакле, но в его руках
«истинным романтикам». Программа реалистического находятся все нити от сложнейшей машины театра. Именно
искусства была сформулирована Пушкиным в этих словах: он, скрытый волшебник и одновременно мыслитель,
«Истина страстей, правдоподобие чувствований в направляет творческую волю всего коллектива. Режиссер -
предполагаемых обстоятельствах — вот чего требует наш это профессия XX в. До середины XIX в. роль режиссера в
ум от драматического писателя». какой-то мере выполняли так называемые антрепренеры,
24Пушкин утверждал, что «дух времени требует важных3 владельцы и содержатели частных театров или цирков.
перемен и на сцене драматической». Ответом на это Роль антрепренера сводилась к чисто организационным
требование времени стала трагедия «Борис Годунов» моментам. Он следил, чтобы к началу спектакля на сцене
(1824—1825), в которой нашла отражение «судьба были поставлены соответствующие декорации, предметы
человеческая, судьба народная». И хотя впервые она была бутафории, указывал актерам, когда появляться на сцене,
опубликована в 1831 г., а поставлена на сцене что выкрикивать или петь, где стоять и как двигаться.
Александрийского театра лишь в 1870 г., она составила Известно, что У.Шекспир, Ж.-Б.Мольер и А.Н.Островский
важнейший этап в развитии реалистического искусства. выступали в качестве постановщиков своих пьес, но они
Существенный вклад в отечественную драматургию был не были режиссерами в современном понимании этого
сделан Н. В. Гоголем. В истории театра Гоголь известен слова. Выдающиеся режиссеры XX в. - это
не только как великий комедиограф, но и блестящий К.С.Станиславский, В.И.Немирович-Данченко,
теоретик. В ряде своих критических статей он Вс.Э.Мейерхольд, Е.Б.Вахтангов, Р.Н.Симонов, Б.Брехт.
подчеркивал особую роль и назначение театра: «Театр Современное театральное искусство представлено такими
ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь, если блестящими именами, как П.Штайн, Г.Крэг, О.Н.Ефремов,
примешь в соображение то, что в нем может поместиться А.А.Гончаров, Г.А.Товстоногов, А.В.Эфрос,
вдруг толпа из пяти, шести тысяч человек и что вся эта Ю.А.Завадский, П.Брук и др.
толпа, ни в чем не схожая между собою... может вдруг 45О профессии режиссера написаны десятки, сотни книг.6
потрястись одним потрясением, зарыдать одними слезами и И все же главная из них принадлежит К.С.
засмеяться одним всеобщим смехом. Это такая кафедра, с Станиславскому. Называется она «Моя жизнь в искусстве»
которой можно много сказать миру добра». (1911). В ней была сделана блестящая попытка создать
25Комедия «Ревизор» (1836—1842) — вершина1 науку об искусстве театра. Опираясь на сценический
драматического творчества Гоголя — действительно стала опыт, Станиславский раскрывает законы и пути развития
«картиной и зеркалом общественной нашей жизни». художественного творчества. Особое место в ней занимает
Избранная публика, собравшаяся на премьеру и привыкшая искусство режиссера. Но прежде обратимся к одному очень
смотреть на театр как на развлечение, была удивлена важному высказыванию Немировича-Данченко, которое и
жизненной правдой «Ревизора». Царь Николай I, было развито в учении Станиславского. «Режиссер -
посетивший спектакль, много смеялся, хлопал актерам, а существо трехликое: Режиссер-толкователь, он же -
после представления многозначительно сказал: «Тут всем показывающий, как играть; так что его можно назвать
досталось, а больше всего мне». «Наделав много шуму», режиссером-педагогом; Режиссер-зеркало, отражающий
комедия «Ревизор» проложила путь дальнейшему развитию индивидуальные качества актера; Режиссер-организатор
русского реалистического театра. всего спектакля. Публика знает только третьего, потому
26Утверждению реалистических принципов на театральной3 что его видно во всем: в мизансценах, в замысле
сцене способствовало актерское творчество великих декоратора, в звуках, в освещении, в стройности
мастеров сцены. Среди них выдающееся место занимал народных сцен. Режиссер же толкователь или
Михаил Семенович Щепкин (1788—1863). Он пришел в театр режиссер-зеркало не виден».
во времена водевилей и мелодрам, сам не раз блестяще 46Итак, режиссер - это прежде всего интерпретатор,2
исполнял в них ведущие роли. Но подобный репертуар толкователь пьесы. Более того, режиссер должен знать и
тяготил актера. Больше всего ему хотелось играть уметь объяснять, растолковывать исполнителю смысл,
русские типы и характеры в пьесах отечественных содержание, трактовку образа, смысл и значение каждой
драматургов. Более чем за сорок лет деятельности на сцены, исходя из общих задач спектакля. Вместе с
сцене Малого театра в Москве им было сыграно множество художником, композитором он планирует вещественный и
ролей. В репертуаре Щепкина были роли в пьесах духовный мир, в котором будут жить герои. Режиссер -
зарубежных классиков: Мольера и Шекспира. Он играл в это зеркало, в котором отражается его способность
«Маленьких трагедиях» А. С. Пушкина, пьесах А. Н. «почувствовать индивидуальность актера», «одновременно
Островского. Но подлинными творческими вершинами актера следовать за волей актера и направлять ее». Это вовсе
стали роли Фамусова в комедии Грибоедова «Горе от ума» не означает, что режиссер подавляет волю актера,
и Городничего в «Ревизоре» Гоголя. Впервые Фамусова он напротив, показывая ему, как играть, он должен
сыграл в 1830 г. и затем в течение всей сценической стремиться, чтобы «и следа его не было видно» (т.е. он
деятельности сохранял эту роль в своем репертуаре. Им должен «потонуть в актере»).
была создана своеобразная ее трактовка. В Фамусове он 47Домашнее задание: Расскажите о драматургической и3
увидел не только барина, «управляющего казенным театральной деятельности А. Н. Островского и о славной
местом», но и человека, постоянно изменяющего свой плеяде актеров его школы. Какую роль в судьбе Малого
облик в зависимости от того, с кем имеет дело. театра сыграл великий русский драматург? Почему за ним
Грибоедовская формула: «когда же надо прислужиться, и прочно укрепилось имя «Дома Островского»? «Выдающиеся
он сгибался вперегиб» — определила суть сыгранного актеры и режиссеры прошлого и настоящего».
актером образа. 48Презентацию подготовила: Крикун Наталья Борисовна,0
27Одним из самых интересных созданий Щепкина стал5 учитель русского языка и литературы высшей категории
гоголевский Городничий. Он сыграл в нем не просто МОУСОШ № 7 г. Чебаркуля. 2009 год.
провинциального самодура и грубого деспота, но и
48 «Театр 19 века в России» | Театр 19 века в России 170
http://900igr.net/fotografii/mkhk/Teatr-19-veka-v-Rossii/Teatr-19-veka-v-Rossii.html
cсылка на страницу
Урок

МХК

58 тем
Фото
Презентация: Театр 19 века в России | Тема: Культура России в 19 веке | Урок: МХК | Вид: Фото