Классическая музыка Скачать
презентацию
<<  Концерт камерной музыки Духовная музыка  >>
История становления и развития духовной музыки
История становления и развития духовной музыки
Святой Апостол Павел
Святой Апостол Павел
Молитвенность
Молитвенность
Духовная музыка – это музыка созданная во имя Отца и Сына и Святого
Духовная музыка – это музыка созданная во имя Отца и Сына и Святого
Духовная музыка опирается на соборный опыт Церкви
Духовная музыка опирается на соборный опыт Церкви
«Спаситель воспел, чтобы и мы пели подобным образом» Святитель Иоанн
«Спаситель воспел, чтобы и мы пели подобным образом» Святитель Иоанн
Святитель Климент Александрийский (150 – 215 гг
Святитель Климент Александрийский (150 – 215 гг
Восточная Римская империя (Византия)
Восточная Римская империя (Византия)
Преподобный Роман Сладкопевец (около 450 – 556 гг
Преподобный Роман Сладкопевец (около 450 – 556 гг
Кондак Икос Тропарь
Кондак Икос Тропарь
Преподобный Иоанн Дамаскин (676 – 780 гг
Преподобный Иоанн Дамаскин (676 – 780 гг
Крещение Руси святым великим князем Владимиром 988 г
Крещение Руси святым великим князем Владимиром 988 г
Десятинная церковь – первый каменный храм г.Киева
Десятинная церковь – первый каменный храм г.Киева
Киево-Печерский монастырь был основан в 1051 году монахом Антонием из
Киево-Печерский монастырь был основан в 1051 году монахом Антонием из
Знамена – Крюки - Невмы
Знамена – Крюки - Невмы
Названия отдельных крюков:
Названия отдельных крюков:
Новые распевы, возникшие в 16 веке на основе Знаменного пения
Новые распевы, возникшие в 16 веке на основе Знаменного пения
Строчное пение
Строчное пение
Бортнянский Дмитрий Степанович (1751 – 1825)
Бортнянский Дмитрий Степанович (1751 – 1825)
В течение 19 века свои силы в церковном песнетворчестве пробовали М.И
В течение 19 века свои силы в церковном песнетворчестве пробовали М.И
В течение 19 века свои силы в церковном песнетворчестве пробовали М.И
В течение 19 века свои силы в церковном песнетворчестве пробовали М.И
В течение 19 века свои силы в церковном песнетворчестве пробовали М.И
В течение 19 века свои силы в церковном песнетворчестве пробовали М.И
В течение 19 века свои силы в церковном песнетворчестве пробовали М.И
В течение 19 века свои силы в церковном песнетворчестве пробовали М.И
Петр Ильич Чайковский первым из русских композиторов предпринял труд
Петр Ильич Чайковский первым из русских композиторов предпринял труд
Петр Ильич Чайковский первым из русских композиторов предпринял труд
Петр Ильич Чайковский первым из русских композиторов предпринял труд
В 1882 году, работая над музыкой Всенощного бдения, П.И.Чайковский
В 1882 году, работая над музыкой Всенощного бдения, П.И.Чайковский
Обратившись к церковной музыке, Сергей Васильевич Рахманинов сочинил
Обратившись к церковной музыке, Сергей Васильевич Рахманинов сочинил
Обратившись к церковной музыке, Сергей Васильевич Рахманинов сочинил
Обратившись к церковной музыке, Сергей Васильевич Рахманинов сочинил
Обратившись к церковной музыке, Сергей Васильевич Рахманинов сочинил
Обратившись к церковной музыке, Сергей Васильевич Рахманинов сочинил
Творчество П.И.Чайковского, С.В.Рахманинова и других композиторов
Творчество П.И.Чайковского, С.В.Рахманинова и других композиторов
Композиторы – представители «Нового направления» в духовной музыке
Композиторы – представители «Нового направления» в духовной музыке
Композиторы – представители «Нового направления» в духовной музыке
Композиторы – представители «Нового направления» в духовной музыке
Композиторы – представители «Нового направления» в духовной музыке
Композиторы – представители «Нового направления» в духовной музыке
Композиторы – представители «Нового направления» в духовной музыке
Композиторы – представители «Нового направления» в духовной музыке
Великий русский композитор М.И.Глинка о духовной музыке:
Великий русский композитор М.И.Глинка о духовной музыке:
Автор презентации
Автор презентации
Фото из презентации «Духовное пение» к уроку музыки на тему «Классическая музыка»

Автор: отец Александр. Чтобы познакомиться с фотографией в полном размере, нажмите на её эскиз. Чтобы можно было использовать все фотографии на уроке музыки, скачайте бесплатно презентацию «Духовное пение» со всеми фотографиями в zip-архиве размером 2188 КБ.

Скачать презентацию

Духовное пение

содержание презентации «Духовное пение»
Сл Текст Эф Сл Текст Эф
1История становления и развития духовной музыки.0 21музыкальной композиции смысловой структуре текста.0
2Большая советская энциклопедия. «Духовная музыка –0 22Знамена – Крюки - Невмы. Знаменный распев получил0
это музыка, содержащая текст религиозного характера и свое название от славянского слова «знамена» - особые
предназначенная для исполнения во время церковной знаки, которые ставились над распеваемыми словами
службы или в быту (канты, духовные стихи и песни)». молитв и показывали как высоту так и продолжительность
3Святой Апостол Павел. Учил, что каждый человек0 пения. В народе их еще называли «крюками», а в Европе –
состоит из тела, души, духа. Тело музыки – звук Душа «невмами». Опытные певцы должны были знать до 800 таких
музыки – законы ее развития Дух порождает к жизни эти знаков.
законы. 23Названия отдельных крюков: Крюк - обозначает не0
4Молитвенность. Важнейшая черта духовной музыки.0 ноту, а интонационный переход от одного звука к
5Духовная музыка – это музыка созданная во имя Отца0 другому. При этом начальный крюк не был привязан к
и Сына и Святого Духа. Обращенная к Богу Посвященная условной «точке» со своей частотой колебания, но был
Богу Воплощенная, созданная с помощью Бога. разным для каждого храма, так как каждый храм имеет
6Духовная музыка опирается на соборный опыт Церкви.0 свой тон.
7«Спаситель воспел, чтобы и мы пели подобным0 24Новые распевы, возникшие в 16 веке на основе0
образом» Святитель Иоанн Златоуст. Знаменного пения. Большой Путевой Демественный Местный.
8Святитель Климент Александрийский (150 – 215 гг.).0 25Строчное пение. Вид многоголосного пения в0
«У нас в употреблении есть только один инструмент – древнерусской церковной музыке. Возникло в 16 веке,
слово мира, молитвы: при помощи его воздаем мы почет, а широко распространилось во 2-й половине 17 века
не при помощи древнего псалтиря, или трубы, или одновременно с партесным пением, около сер. 18 в.
тимпана, или флейты – инструментов, которые в ходу, окончательно вытеснено им. Наиб. популярным было
обычно, у людей военных, да еще у позабывших страх троестрочное пение -"троестрочие" с составом
Божий плясунов на их игрищах, когда они возбуждают свои голосов "низ", "путь",
вялые души своей музыкой… Если критический рассмотреть "верх". Исполнители его назывались
их, то, в действительности, все эти инструменты "нижниками", "путниками",
окажутся воинственными: таково их дело, когда они "вершниками".
разжигают желания, распаляют похоть, раздувают свирепый 26Партесное пение. Партесное пение (от латинского0
гнев». «partes» — голоса) – стиль русского многоголосного
9Восточная Римская империя (Византия).0 хорового искусства. Партесное пение было перенесено с
10Преподобный Роман Сладкопевец (около 450 – 5560 Украины в середине 17 века и официально утвердилось со
гг.). Служил при храме Святой Софии в г.Константинополе времени приглашения в Москву украинских церковных
Написал более 1000 гимнов и молитв Автор кондака певчих (1652) Теория Партесного пения была обобщена в
праздника Рождества Христова и других песнопений. "Мусикийской грамматике" Н. П. Дилецкого в
11Кондак Икос Тропарь. Виды самых древних песнопений0 1670-е годы. Было распространено в России до последней
в честь святых и праздников. четверти 18 века.
12Преподобный Иоанн Дамаскин (676 – 780 гг.). До0 27Бортнянский Дмитрий Степанович (1751 – 1825).0
монашества был правителем Дамаска Защищал почитание Управляющий Придворной капеллой Создатель жанра
святых икон Совершенствовал систему осмогласия Творец духовных концертов Стараясь возродить лучшие образцы
многих канонов. древнего пения, трудился над гармонизацией Знаменного
13Глас – Осмогласие - Октоих. Глас — в техническом0 распева.
смысле обозначает диатоническую гамму, в которой тоны и 28В течение 19 века свои силы в церковном0
полутоны чередуются по известным правилам. В каждом песнетворчестве пробовали М.И.Глинка, М.А.Балакирев,
гласе главными элементами его считаются конечный звук М.П.Мусоргский, Н.А.Римский-Корсаков, и другие русские
(тоника) и господствующий (доминанта). Русская композиторы.
православная церковь приняла от греческой восемь гласов 29Петр Ильич Чайковский первым из русских0
или музыкальных ладов, на которых и основаны все композиторов предпринял труд создать цельную
песнопения, называемые ангелоподобным пением или законченные музыкальные композиции, охватывающие все
изрядным осмогласием. Октоих (по русски — осмогласник) песнопения Всенощного бдения и Божественной Литургии.
- нотная церковная книга, разделенная на 8 частей по Премьерные исполнения состоялись: 1879 – Божественная
числу 8 гласов и содержащая службу на воскресные и литургия 1882 – Всенощное бдение.
будничные дни, большею частью знаменного и киевского 30В 1882 году, работая над музыкой Всенощного бдения,0
распевов. П.И.Чайковский записал в дневнике: «Я чувствую, что
14Образцами для 1 – 3 песней канона послужили: Для 10 начинаю уметь любить Бога, чего прежде не умел. Я уже
песни - благодарственная песнь Мариамны, сестры пророка часто нахожу неизъяснимое наслаждение в том, что
Моисея, воспетая после перехода израильтян через преклоняюсь пред неисповедимою, но несомненною для меня
Чермное море: «Поим Господеви, славно бо прославися» Премудростию Божией. Я часто со слезами молюсь ему (где
(Исх., гл.15). Для 2 песни – песнь пророка Моисея по Он? Кто Он? Я не знаю, но знаю, что Он есть). И прошу
переходе через пустыню (Втор. 32, 1-43), которую он Его дать мне смирение и любовь, прошу Его простить
воспел по повелению Божию, чтобы обличить свой меня, вразумить меня, а главное – мне сладко говорить
неблагодарный народ и пробудить в нем раскаяние; начало Ему: «Господи! Да будет воля Твоя!» - ибо я знаю, что
ее: «Вонми, небо, и возглаголю». Для 3 песни - воля Его – святая… Мне хочется верить, что есть будущая
благодарственная песнь святой Анны, матери пророка жизнь».
Самуила: «Сердце мое в Господе, вознесеся рог мой в 31Основные богослужения Русской Православной Церкви.0
Бозе моем... несть свят, яко Господь, и несть праведен, ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ – совершается вечером, накануне
яко Бог наш» (1 Цар. 2, 1-11). церковного праздника и включает песнопения, посвященные
15Образцами для 4 – 6 песней канона послужили: Для 40 истории Ветхого и Нового завета, а также песнопения
песни - молитва пророка Аввакума, который, задолго до посвященные празднику или святому, чья память
Рождества Христова созерцая грядущего Господа, говорил: совершается в этот день. БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ
«Господи, услышах слух Твой, и убояхся, Господи, (Евхаристия) – это общественное богослужение, во время
разумех дела Твоя, и ужасохся. Бог от юга приидет и которого совершается Таинство Святого Причащения.
святый из горы приосененныя чащи; покры небеса Прообразом литургии является Тайная вечеря Иисуса
добродетель Его, и хваления Его исполнь земля» (Авв., Христа с Его учениками.
гл.З). Для 5 песни - молитва пророка Исаии, 32Обратившись к церковной музыке, Сергей Васильевич0
провидевшего пришествие Спасителя: «От нощи утренюет Рахманинов сочинил музыку - в 1910 году к Литургии
дух мой к Тебе, Боже, зане свет повеления Твоя на святителя Иоанна Златоустого, а в 1915 году – ко
земли... Господи Боже, мир даждь нам» (Ис, гл.26). Для Всенощному бдению.
6 песни - молитвы пророка Ионы, которую он воспел в 33Творчество П.И.Чайковского, С.В.Рахманинова и0
благодарность Богу за избавление от смерти, угрожавшей других композиторов способствовало возвращению к
ему во чреве кита: «Возопих в скорби моей ко Господу истокам русской духовной музыки – интересу к древнему
Богу моему и услыша мя: из чрева адова вопль мой, знаменному пению, византийскому осмогласию и
услышал еси глас мой» (Ион., гл.2). национальным традициям. Многие произведения «Нового
16Образцами для 7 - 9 песней канона послужили: Для 70 направления» были достойно исполнены Московским
и 8 песен - благодарственная песнь трех отроков, Синодальным хором.
спасенных в раскаленной печи: «Благословен еси, Господи 34Композиторы – представители «Нового направления» в6
Боже отец наших, хвально и прославлено имя Твое во духовной музыке начала 20 века (слева – направо).
веки» (Дан. 3, 26-56). «Благословите, вся дела Александр Гречанинов (1854 – 1956) Александр
Господня, Господа, пойте и превозносите Его во веки» Кастальский (1856 – 1926) Павел Чесноков (1877 – 1944)
(Дан. 3, 57-72). 9 песнь величает святую Деву Марию. В Михаил Ипполитов-Иванов (1859 – 1935).
основу этой песни легли собственное славословие 35Характерные черты «Нового направления» в духовной0
Богоматери, произнесенное Ею при свидании со святой музыке начала 20 века. Приложение к
Елисаветой: «Величит душа моя Господа, и возрадовася церковно-музыкальной композиции приемов народного
дух Мой» (Лк. 1, 46-55) и молитва Захарии, пораженного музыкального мышления и опыта национальной
немотой за неверие в то, что родится у него сын, Иоанн композиторской школы; Обращение к церковному уставу и
Предтеча, и вновь обретшего дар речи: «Благословен предписываемым им певческим традициям; Раскрепощение
Господь Бог Израилев» (Лк. 1, 68-80). хоровой фактуры, ритма, гармонии от «школьных» норм и
17Крещение Руси святым великим князем Владимиром 9880 поиск средств, соответствующих формам национального
г. церковного пения.
18Десятинная церковь – первый каменный храм г.Киева.0 36Великий русский композитор М.И.Глинка о духовной0
19Песенные сборники, пришедшие на Русь из Византии.0 музыке: «До сих пор я еще никогда не изучал настоящей
Ирмологий (собрание ирмосов, канонов) Стихирарь церковной музыки, а потому и не надеюсь постигнуть в
(сборник стихир) Минея служебная (месячные службы) короткое время то, что было сооружено несколькими
Обиход (песнопения Литургии и Всенощного бдения) Октоих веками… Здесь у меня цель – цель высокая, а может быть
(праздничные и воскресные песнопения). и полезная; во всяком случае цель, а не жизнь без
20Киево-Печерский монастырь был основан в 1051 году0 всякого сознания. Достигну ли я цели? Это другое дело.
монахом Антонием из Любеча. Здесь возникла первая школа Стремлюсь к ней постоянно, хотя и не быстро…».
церковного пения. 37Автор презентации. Балыбердина Ирина Викторовна0
21Принципы церковного пения, принятые Русью от0 учитель музыки МОУ «Вятская православная гимназия во
Византии: Строго вокальный характер Тесная связь музыки имя преп. Трифона Вятского г.Кирова».
и слова Плавность мелодического движения Подчинение
37 «Духовное пение» | Духовное пение 6
http://900igr.net/fotografii/muzyka/Dukhovnoe-penie/Dukhovnoe-penie.html
cсылка на страницу
Урок

Музыка

26 тем
Фото
Презентация: Духовное пение | Тема: Классическая музыка | Урок: Музыка | Вид: Фото