Народные песни Скачать
презентацию
<<  Музыка народов мира Русские народные песни  >>
Музыка любой страны обладает неповторимыми чертами
Музыка любой страны обладает неповторимыми чертами
Народные песни подразделяются на обрядовые, лирические
Народные песни подразделяются на обрядовые, лирические
Дети бегали накануне Масленицы с лаптями по деревне
Дети бегали накануне Масленицы с лаптями по деревне
Лирические народ­ные песни остаются и поныне живым жанром
Лирические народ­ные песни остаются и поныне живым жанром
Фото из презентации «Русские песни» к уроку музыки на тему «Народные песни»

Автор: SamLab.ws. Чтобы познакомиться с фотографией в полном размере, нажмите на её эскиз. Чтобы можно было использовать все фотографии на уроке музыки, скачайте бесплатно презентацию «Русские песни» со всеми фотографиями в zip-архиве размером 597 КБ.

Скачать презентацию

Русские песни

содержание презентации «Русские песни»
Сл Текст Эф Сл Текст Эф
1Русские народные. Песни.2 11припевки, их интонации объединились в более широкие2
2Музыка любой страны обладает неповторимыми чертами.4 мелодии. Наиболее известная из них— песня «Эй, ухнем!».
Особенно ярко выражены они в народном творчестве, 12Лирические не обрядовые песни. Это большая группа3
которое щедро расцвело задолго до развития песен —(любовные, семейные, казачьи, солдатские,
профессионального искусства. Песня — самый древний и ям­щицкие, разбойничьи и некоторые другие). Эти
самый любимый из всех жанров музыкального народного разновид­ности песен отличаются друг от друга по своим
творчества. темам, они говорят о людях, принадлежащих к разным
3Народные песни подразделяются на обрядовые,3 профессиям и слоям народа; иногда в этих песнях рассказ
лирические. Народная песня – это песня, у которой нет ведется от имени таких героев. Песни лирические не были
автора. Народная музыка не записывается (и поэтому не связаны ни с определенным временем года, ни с
сочиняется), ей обучаются по памяти, слушая игру или праздником — их пели по настроению. Лирические песни —
пение других музыкантов, и носителями ее являются не порой были и краткие, состоящие из одного
музыканты-профессионалы, а самоучки. повторяющегося слова-восклицания. Но в большинстве
4Обрядовые. Обрядовые песни сопровождались2 своем напевы этих песен широкие, сложные, гораздо более
действиями или плясками. Эти действия должны развитые, чем у песен других жанров, поэтому их
совершаться в определенной ситуации. Обрядовые песни называют в народе протяжными. Они бывают игровые и
принято делить на семейно - бытовые и календарные. неигровые и исполняются в медленном ритме. В протяжных
Семейно- бытовой фольклор – произведения, связанные со песнях встречаются вставные восклицания и повторы слов.
свадебными и похоронными обрядами. Именно в этих песнях особенно полно отражались чувства
5Свадебные. Свадебный обряд состоял из ряда0 русского человека, его Думы о жизни.
последовательных действий, ни одно из которых не 13Древнейшие лирические песни, как и игровые,1
пропускалось. И каждое действие сопровождалось пением. изначально были связаны с обрядом. Они были на любовные
Например, невеста исполняла в кругу подружек песню: и свадеб­ные темы. Позже лирические песни стали
«Полетай – ка, моя молодость, Во сыры бора, во темны самостоятель­ным жанром, не связанным с обрядом.
леса! Сядь –ка моя молодость, Что на саму на Особенно любимы эти песни были русским народом. Один
вершиночку, На вершиночку да на елиночку…» На свадьбе английский путешественник XVIII в. писал о своих
пелись не только грустные песни, но воспевали взаимную впечат­лениях от поездки по России: «Во все продолжение
любовь и согласие молодых. Особые песни, называемые путеше­ствия нашего по России я не мог надивиться охоте
корильными, пелись в конце свадебного пира. Например, русско­го народа к пению. Как скоро ямщик сядет на
сваха укорялась за то, что выбрала жениху жену козлы, тотчас начинает запевать какую-нибудь песню и
неказистую и неблаговидную, а ей плохого, завалящего продолжает оную непрерывно по нескольку часов. Ямщик
жениха. Эти укоризны предназначены не столько для поет с начала до конца станции, земледелец не перестает
гостей, сколько для путосторонних сил: чтобы не вызвать петь при са­мых трудных работах; во всяком доме
их зависть. раздаются громкие песни, и в тихий вечер нередко
6Вопленицами (профессиональными плакальщицами)7 доходят до слуха нашего от­голоски из соседственных
исполнялись причитания. Эти плачи-песни сопровождали деревень».
все эпизоды похоронного обряда: обряжение покойного в 14В деревенской России лирические народ­ные песни3
погребальные одежды, прощание с ним перед выносом, остаются и поныне живым жанром, хотя и не столь
погружением в землю, возращение родных в опустевшую распространены, как прежде. Из песен лирических самые
избу. Смерть в плачах изображается в образе любимые живут и поныне. Это «Лучина, моя лучинушка» (о
закатывающего солнца: За горы оно да за высокие, За тяжелой женской доле), «Ой да ты, калинушка» (о тоске
лесушки оно да за дремучи, За облачка оно да за ходячии молодого воина по родному дому), «Надоели ночи,
За часты звезды да за подвостоныя». Похоронные. надоскучили» (о девушке, загрустившей по милому).
«Укатилось красное солнышко. Помимо песен, входящих в состав обрядовых и лирических
7Обрядовые календарные. Песни приурочены к2 песен - это разнообразные хороводные, игровые и
определенным дням или временам года. Основные события – плясовые песни, которые исполняются при игре-хороводе,
проводы зимы, встреча весны, разгар лета, прощание с при других играх или при танце-пляс­ке.
летними днями – сопровождалось песнями. Жизнь 15Когда – то хороводные песни имели магическое,2
земледельца зависит от природы, и потому еще в глубокой заклинательное значение. Но со временем хороводные,
древности люди старались на нее воздействовать. плясовые песни стала пела молодежь по праздникам, когда
Появились обряды, целью которых было заклинать хотела повеселиться. В середине хоровода несколько его
плодородие земли, хороший приплод домашнего скота, участников разыгрывали содержание песни. Это были
семейное изобилие и благополучие. Время совершения бытовые сценки или подражание трудовым движениям при
обрядов совпадало со сроками работ по выращиванию различных полевых работах. Иногда трудовые движения
урожая. С течением времени земледельческий календарь изображал весь хоровод (песни «Заплетися, плетень,
причудливо соединялся с календарем христианских заплетися!», «Основушку сную»). В хороводных и игровых
праздников. песнях изображались сцены из свадебного обря­да и
8Например, Пасха, Масленица. Песен на Масленицу4 семейной жизни. С помощью игры в песне показыва­лись
пелось множество. Масленичными песнями встречали события в жизни молодой пары: они влюбляются, же­нятся,
Масленицу, прославляли ее и подсмеивались над ней, молодая жена спорит и перебранивается со свекром,
прощались с нею. С Масленицей разговаривали как с живым свекровью и мужем.
существом. В песнях она, то красивая девушка, то 16ОСОБЫЙ ЖАНР песенного народного творчества —2
«баба-кривошейка», то «дорогая гостья», то «обируха» и исторические песни. Их героями являются исторические
«обмануха» В праздновании масленицы участвовали люди лица — цари, полководцы, вельможи (Иван Грозный, Петр
всех возрастов, но особенную роль играли дети. В одних Великий, князь В.В. Голицын, возглавивший в конце XVII
местах было посылать ребятишек с первовыпеченными в. неудач­ный поход на турецкую крепость Азов, атаман
блинами на огород, где они, скача верхом на кочерге, и Платов — участник войн с Наполеоном, всесильный и
пели бы: Прощай, зима сопливая! Приходи, лето красное! жестокий граф Аракчеев и др.).
Соху,борону! И пахать пойду!». 17В таких песнях упоминается или рассказывается об3
9В других местах дети бегали накануне Масленицы с2 известных событиях русской истории. Свидетельства
лаптями по деревне и всех, кто возвращался из города, исторических песен не всегда достоверны и точны. Псков
спрашивали: «Везешь ли Масленицу?» Отвечавших защищал воевода Шереметьев, а не Карамышев, как поется
отрицательно колотили лаптями. В некоторых губерниях в песне. Иван Грозный убил сына Ивана, но не пытался
именно мальчишки открывали праздник, строя ледяные горы убивать Федора. Тем не менее в народе исторические
и приветствуя Масленицу ритуальными приговорами. песни считались достоверными рассказами о прошлом.
Наконец, в последний день праздника дети бегали иногда Существуют и лирические исторические песни о кончине
по деревне от избы к избе и требовали блинов особыми Петра I, о смерти Екатерины II. Солдат оплакивает
песенками. За поданный блин они показывали хозяйке смерть императрицы, жалуясь на тяжелую службу при ее
куклу Масленицы, что сулило урожай. сыне Павле. Эта историческая песня отличается от песен
10«Зимние святки» начинались с колядования. Парни и1 о тяжелой солдатской доле лишь упоминанием об
девушки ходили по деревне и у каждого двора «кликали» императрице.
Коляду. Песни, исполнявшиеся при этом, в разных местах 18Одна из богатейших коллекций русских народных песен2
России назывались различно: колядки, овсени или принадлежит П.В. Киреевскому, по чьей инициативе в
виноградья. Хозяевам дома песней желали жизненных благ 1830-1850-х гг. знакомые начали; записывать русские
и требовали вознагражденья. Песни адресовались либо песни. В собирании принимал участие А.С. Пушкин, поэт
всей семье (всему двору), либо отдельно хозяину или Н.М. Языков и его братью и сестры. Семьей Языковых была
хозяйке, были специальные песни для парня-жениха и для открыта богатейшая песенная традиция в Поволжье,
девушки-невесты. В песне рассказывалось о приходе записаны былины, ранее неизвестные в этой местности. В
Коляды или Овсеня (в припевах часто – Таусень) – 1840- 1850-х гг. усердным помощником Киреевского стал
существ, похожих на человека. Даже о самих христианских собиратель русского фольклора П.И. Якушкин послуживший
праздниках говорили как о живых людях: по мосточку, прообразом собирателя фольклора Павлуши Веретенникова
срубленному Овсенем, и приходят «три братца» – из поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо
Рождество, Крещенье и Васильев день. Коляда и Овсень – (1866-1876).
мифологические персонажи песен – должны были принести 19Таким образом, русская народная песня отражает2
крестьянам обильный урожай и домашнее счастье. характер народа, обычаи, исторические события,
11Лирические. Кроме народных обрядовых песен, в2 отличается своеобразием жанрового содержания,
фольклоре есть и песни не обрядовые, отражающие сложный музыкального языка, структуры. Сын помещика, он в
мир человеческих чувств. Исполнение этих песен не крестьянской одежде исходил многие русские губернии,
приурочено к како­му-то дню или времени года. Это самые спал на голом полу и на печи, ночевал в чистом поле. «В
древние песни и связаны с трудом человека. Их пели наши Павле Ивановиче бессребреник виделся настоящий. О
предки славяне, когда ждали весну, обрабатывали свои денежных вознаграждениях за печатный труд он не
поля, собирали урожай; песни эти называют сезонными. уславливался; довольствовался тем, что дадут; никогда
Такие песни необычайно разнообразны. Когда приходилось не жаловался и не сетовал. Ценил деньги и просил их
поднимать или передвигать большие тяжести, люди тоже понемножку, когда бывали крепко нужны», - вспоминал о
объединяли свои усилия. Обычно кто-нибудь командовал: нем один из современников.
«Раз-два, взяли! Раз-два, еще раз». Из таких 20Конец. Лузгин Денис 8А.2
ритмических возгласов постепенно развились коротенькие
20 «Русские песни» | Русские песни 49
http://900igr.net/fotografii/muzyka/Russkie-pesni/Russkie-pesni.html
cсылка на страницу
Урок

Музыка

26 тем
Фото
Презентация: Русские песни | Тема: Народные песни | Урок: Музыка | Вид: Фото