Народные песни Скачать
презентацию
<<  Русская народная музыка Государственный хор  >>
В.Васнецов «Три богатыря»
В.Васнецов «Три богатыря»
Баллада «Cerveri de Girona»
Баллада «Cerveri de Girona»
Иллюстрация А.Рекхема к балладе «Юный Беки»
Иллюстрация А.Рекхема к балладе «Юный Беки»
К.А.Трутовский. Колядки в Малороссии
К.А.Трутовский. Колядки в Малороссии
Н.К.Пимоненко.Святочные гадания
Н.К.Пимоненко.Святочные гадания
А.П.Васнецов.Скоморохи
А.П.Васнецов.Скоморохи
К.А.Коровин. Праздничное гулянье
К.А.Коровин. Праздничное гулянье
Н.К.Пимонено. Сваты
Н.К.Пимонено. Сваты
М.Шибанов.Празднество свадебного договора
М.Шибанов.Празднество свадебного договора
А.И.Корзухин. «Девичник»
А.И.Корзухин. «Девичник»
Кристиан Гейслер. Невеста по дороге в баню
Кристиан Гейслер. Невеста по дороге в баню
Г. Семиградский «Ночь на Ивана Купала»
Г. Семиградский «Ночь на Ивана Купала»
В.М.Васнецов «Тризна по Олегу»
В.М.Васнецов «Тризна по Олегу»
А. Е.Архипов. «Радоница»
А. Е.Архипов. «Радоница»
А.Бугро. Колыбельная
А.Бугро. Колыбельная
А.Рябушкин. Хоровод
А.Рябушкин. Хоровод
Фото из презентации «Виды русских народных песен» к уроку музыки на тему «Народные песни»

Автор: User. Чтобы познакомиться с фотографией в полном размере, нажмите на её эскиз. Чтобы можно было использовать все фотографии на уроке музыки, скачайте бесплатно презентацию «Виды русских народных песен» со всеми фотографиями в zip-архиве размером 473 КБ.

Скачать презентацию

Виды русских народных песен

содержание презентации «Виды русских народных песен»
Сл Текст Эф Сл Текст Эф
1Русская народная песня — песня, слова и музыка0 29моменты года — наСвятках, в Чистый четверг и Радоницу,0
которой сложились исторически в ходе развития русской в Семик и перед Дмитриевым днём. В дни поминовения
культуры. У народной песни нет определённого автора, усопших для них топили баню, жгли костры (чтобы они
или автор неизвестен. Русская народная песня. погрелись), оставляли для них еду на праздничном столе.
2Русские народные песни подразделяют на: Типология.0 Святочные ряженые представляли собой в том числе и
3Русский песенный эпос. Русские былины; северная0 пришедших с того света предков и собирали дары. Целью
эпическая традиция; сибирские былины; южнорусские и всех этих действий было задабривание умерших предков,
среднерусские былины; исторические песни; которые могли благословить семью, а могли и причинять
4Былины . Былины — русские народные эпические песни0 зло — пугать, являться во сне, мучать и даже убивать
о подвигах богатырей. Основным сюжетом былины является тех, кто не удовлетворил их потребностей.
какое-либо героическое событие, либо примечательный 30А. Е.Архипов. «Радоница».0
эпизод русской истории (отсюда народное название былины 31Причитания — жанр обрядового фольклора, характерный0
— «старина», «старинушка», подразумевающее, что для многих мировых культур. Причитания являются одним
действие, о котором идёт речь, происходило в прошлом). из древнейших видов народной поэзии, они существовали
Былины, как правило, написаны тоническим стихом с еще в Древней Греции. Как правило, причитания имеют
двумя-четырьмя ударениями. Впервые термин «былины» особую плачевую мелодику, в них выражается горе
введён Иваном Сахаровым в сборнике «Песни русского исполнительницы по поводу какого-то конкретного события
народа» в 1839 году, он предложил его исходя из (смерти близкого человека, войны, стихийного бедствия и
выражения «по былинам» в «Слове о полку Игореве», что т. д.). В большинстве культур причитания исполнялись
значило «согласно фактам». только женщинами, хотя у некоторых народов (курды,
5В.Васнецов «Три богатыря». В.Васнецов «Три0 сербы) существовали специфические мужские плачи.
богатыря». 32Колыбельная песня. Колыбельная песня — один из0
6Баллады. Баллада — лиро-эпическое произведение, то0 древнейших жанров фольклора. Обычно это мелодия или
есть рассказ, изложенный в поэтической форме, песня, напеваемая людьми для успокаивания и засыпания.
исторического, мифического или героического характера. В основном колыбельную поёт мать своему ребенку, но
Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора. Баллады зачастую исполнителем и слушателем могут быть
часто кладутся на музыку.Баллада состоит из 2 частей влюблённые, колыбельная может быть записана на носитель
"Сумчатые баллады" и ..... небылицы и информации, может петься родными для больного и в
скоморошины; песни в сказках. прочих случаях. В пионерлагерях/ детских лагерях
7Баллада «Cerveri de Girona».0 общелагерная колыбельная является старейшим по
8Иллюстрация А.Рекхема к балладе «Юный Беки».0 происхождению песенным сигналом. Отличительным
9Календарные обрядовые песни. поздравительные0 признаком колыбельной песни является её цель — достичь
зимние; святочные; масленичные; весенние; семицкие; засыпания человека. Неизменно, у всех народов
летние; жатвенные. Календарно-обрядовые песни относятся колыбельная не требует каких-либо инструментов для её
к древнейшему виду народного творчества, и получили они исполнения, достаточно только голоса. В большинстве
своё название из-за связи с народным своем механизмы внушения при помощи убаюкивающих песен
сельскохозяйственным календарём — распорядком работ по имеют установку на работу правого полушария мозга и
временам года. воздействуют на эмоции, подсознание. В данном жанре
10Коляда (также Каляда, Коледа, Постная кутья, чеш.0 сохранились элементы заговора-оберега. Люди верили, что
?t?dr? den, польск. ?wi?to Godowe) — традиционный человека окружают таинственные враждебные силы, и если
праздник языческого происхождения у славянских народов, ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву
связанный с зимним солнцестоянием, позднее приуроченный это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно
к Рождеству[1] и Святкам. Неотъемлемыми атрибутами найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей.
праздника являлись переодевания (ряженье с Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы,
использованием шкур, масок и рогов), колядные песни, приобретали значение доброго пожелания на будущее.
одаривание колядовщиков, молодёжные игры, гадания. Колыбельная песня — песня, с помощью которой убаюкивают
11К.А.Трутовский. Колядки в Малороссии. Вторая0 ребенка. Поскольку песня сопровождалась мерным
половина XIX века. покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм.
12Н.К.Пимоненко.Святочные гадания.0 33А.Бугро. Колыбельная. Баю-баюшки, баю, Не ложися на0
13А.П.Васнецов.Скоморохи.0 краю, Придет серенький волчок, И ухватит за бочок, И
14Обряды масленичной недели имели целью помочь солнцу0 утащит во лесок, Под ракитовый кусток. Там пташки поют
продвинуться по кругу, ускорить конец зимы. Отсюда Тебе спать не дают.
разнообразные изображения круга и кругового движения. В 34Традиционные лирические песни. Трудовые песни.0
русских масленичных песнях пелось об изобилии: масла и Отходнические песни бурлацкие; чумацкие; ямщицкие;
сыру (творогу) якобы заготовлено было так много, что солдатские; рабочие.
ими умащивали гору для катания на санках: Ай, как мы 35Удалые песни. Разбойничьи песни — находятся в связи0
масленицу дожидали, Дожидали, люли, дожидали. Сыром с историей разбоев в России. В древней Руси разбой и
горушки укладали, Укладали, люли, укладали. Сверхом войны часто отождествлялись; князья, допускали походы с
маслицем поливали. Ах ты масленица, будь катлива, Будь характером разбоя (как Владимир Мономах, например, при
катлива, люли, будь катлива… взятии Минска). О разбойниках часто упоминают жития
15К.А.Коровин. Праздничное гулянье. 1930.0 русских святых — Феодосия Печёрского, Кирилла
16Семейные обрядовые песни. Обряды рождения и0 Белозёрского и др. Следы древнейшего разбойничества
пестования; плачи и причитания; свадебные обряды; сохранены народнойпоэзией в песнях о встрече Ильи
колыбельная песня. Муромца с разбойниками.
17Свадебные обычаи различались у разных племён в0 36каторги и ссылки; тюремные (блатная песня). Блатная0
зависимости от типа брака. Славянский языческий брак в песня (блатной фольклор, блатняк[1]) — песенный жанр,
некоторых случаях мог быть полигамным. «Повесть который воспевает тяжёлый быт и нравы уголовной среды,
временных лет» выделяет два типа брака и свадебных изначально рассчитанный на среду заключённых и лиц,
обрядов у славянских племён, которые условно можно близких к преступному миру[2]. Зародился в Российской
назвать «патриархальными» и «матриархальными». империи и получил распространение в Советском Союзе и
18Русский свадебный обряд является одним из важнейших0 впоследствии в странах СНГ. Со временем в жанре блатной
семейных обрядов. Свадебный обряд состоит из множества музыки стали писаться песни, которые выходят за рамки
элементов, среди них: обрядовые песни, причеты, криминальной тематики, однако сохраняют её характерные
обязательные обрядовые действия невесты, дружки и особенности (мелодика,жаргон, повествование,
других участников. Русский свадебный обряд очень мировоззрение). C 1990-х годов блатную песню в
разнится в разных регионах. Так, на севере российской музыкальной индустрии маркетируют под
России«музыкальная» часть состоит почти полностью из названием «русский шансон» (ср. одноимённые
причетов, а на юге — почти полностью из весёлых песен, радиостанцию и премии).
роль причета там более формальна. При этом всегда обряд 37Шуточные, сатирические, хороводные, частушки,0
представляет собой не произвольный набор песен и припевки, страдания. Песни литературного происхождения.
обрядовых действий, а систему, очень стройно Казачий воинский репертуар. Жанровые песни, связанные с
организованную. хореографией.
19Структура обряда. Временем формирования свадебного0 38Хоровод (карагод, танок, круг, улица) — древний0
обряда принято считать XIII — XIV век. При этом в народный круговой массовый обрядовый танец, содержащий
некоторых региональных традициях в структуре и в себе элементы драматического действа. Распространён в
некоторых деталях обряда ощущаются дохристианские основном у славян, но встречается (под разными
истоки, присутствуют элементы магии. При всей названиями) и у других народов. Названия танца у разных
вариативности обряда его общая структура остаётся славянских народов: коло (сербское), оро (македонское),
неизменной, включающей следующие основные составляющие: коло (хорватское), хоро (болгарское). Название у других
Сватовство Смотрины Рукобитие Вытие Девичник / народов:ёхор (бурятское), хoрэ (молдавское), хейро
Мальчишник Выкуп После этого следует таинство венчания (эвенское), хоруми (грузинское) и др.[1]. Определённое
Гуляние Свадебный пир. сходство с хороводом также имеют танцы лонгдол[2] и
20Н.К.Пимонено. Сваты. 1882.0 менуэт. Хороводом у восточных славян называются также
21М.Шибанов.Празднество свадебного договора. 1777.0 молодёжные игры на открытом воздухе, сопровождаемые
22А.И.Корзухин. «Девичник», (1889).0 исполнением танца-хоровода. Приходятся в основном на
23Кристиан Гейслер. Невеста по дороге в баню. 1801.0 конец весны — начало лета, но может быть и осенью.
24Одним из важнейших славянских праздников была ночь0 39А.Рябушкин. Хоровод (1902).0
на Ивана Купала. В эту ночь устраивались общенародные 40Частушка . Частушка — фольклорный жанр, короткая0
гуляния — песни и пляски. Из купальских обрядов следует русская народная песня (четверостишие), юмористического
отметить разжигание и прыжки через костры, купание в содержания, передаваемая обычно устно. Особенное
реках и катание со склонов горящих колёс. Нередко развитие изустное творчество получает в областях,
праздник принимал разгульный характер. Кроме того, в запрещённых цензурой. В предсоветскую эпоху к таким
эту ночь собирали лечебные и магические растения[72]. темам относилась религия. В эпоху СССР большинство
Согласно реконструкциям, у славян существовали частушек имело острую политическую или сексуальную
праздники, посвящённые и божествам как таковым. В направленность; многие содержали ненормативную лексику.
частности, мог существовать Перунов день и день, Текст частушки — обычно четверостишие, написанное
посвящённый Велесу — Волосу, которые впоследствии были хореем, в котором рифмуются 2-я и 4-я строки (иногда
заменены соответственно Ильиным днём и Власьевым днём перекрестно рифмуются все строки). Характерной чертой
или Николиным днём (зимним и вешним). Однако прямых языка частушки является его выразительность и богатство
данных об этих языческих праздниках в нашем языковых средств, часто выходящее за рамки
распоряжении нет, поэтому их даты и содержание остаются литературного языка. Частушка часто исполняется под
лишь реконструкциями. аккомпанемент гармони или балалайки. Частушка возникла
25Г. Семиградский «Ночь на Ивана Купала».0 в последней трети XIX века как элемент сельского
26Погребальные обряды и культ предков. Культ умерших0 фольклора, но наибольшее развитие получила после
предков был чрезвычайно распространён у славян с становления советской власти. По теме частушки можно
глубокой древности и вплоть до недавнего времени. В разделить на любовно-бытовые и
связи с этим представляет интерес славянский «общественно-политические». Часто они переплетаются
погребальный обряд. «Повесть временных лет» так между собой. «Любовно-бытовые» обычно
описывает этот обряд у вятичей: И если кто умрёт, деревенско-колхозные будни. Неотъемлемой частью
совершают над ним тризну. После неё складывают большой является колхозная производственная тематика, с
костёр[80], кладут на него мертвеца и сжигают. После участием трактористов-механизаторов.
этого, собрав кости, складывают их в малый сосуд и «Общественно-политическим» присуще сатирическое
ставят на столбе у дороги. Так делают вятичи и ныне. изображение жизненных условий. В годы советской власти
Такому же обычаю следуют и кривичи, и прочие язычники. поводом для частушек служила советская пропаганда. Во
27Тризна — часть языческого погребального обряда у0 многих частушках демонстрировалось общее народное
восточных славян (а именно — у радимичей, вятичей, равнодушие ко всем пертурбациям в стране — в противовес
северян, кривичей[источник не указан 95 дней]), навязываемой политической активности. Иногда в
практиковалась до 11 века[источник не указан 95 дней], частушках отражались текущие новости. Некоторые
состояла из песен, плясок, пиршества и военных частушки являлись моментальной меткой реакцией на
состязаний в честь покойного[источник не указан 95 злободневные темы. В то же время, в целях пропаганды
дней]. Тризна совершалась рядом с местом погребения издавались сборники «идеологически правильных»
перед сжиганием покойника[источник не указан 95 дней]. частушек. Частушки сочиняли все — и взрослые и дети. В
Позже этот термин употреблялся как синоним обряда 90-е годы, после перестройки, появились частушки с
«поминок»[источник не указан 95 дней]. использованием иностранных слов. С изменениями в стране
28В.М.Васнецов «Тризна по Олегу» 1899.0 изменились и темы для частушек, но основной темой
29Существует также общая для всех восточных славян0 по-прежнему остались взаимоотношения между мужчиной и
обрядовая еда на поминках — это кутья, блины и кисель. женщиной.
Почти все восточнославянские праздники связаны с 410
культом умерших предков, которых вспоминали в рубежные 420
42 «Виды русских народных песен» | Виды русских народных песен 0
http://900igr.net/fotografii/muzyka/Vidy-russkikh-narodnykh-pesen/Vidy-russkikh-narodnykh-pesen.html
cсылка на страницу
Урок

Музыка

26 тем
Фото
Презентация: Виды русских народных песен | Тема: Народные песни | Урок: Музыка | Вид: Фото
900igr.net > Презентации по музыке > Народные песни > Виды русских народных песен