Институты Скачать
презентацию
<<  Географический факультет МИЭФ  >>
1930-2005
1930-2005
Вехи большого пути
Вехи большого пути
Вехи большого пути
Вехи большого пути
Вехи большого пути
Вехи большого пути
Вехи большого пути
Вехи большого пути
Вехи большого пути
Вехи большого пути
Вехи большого пути
Вехи большого пути
Вехи большого пути
Вехи большого пути
Вехи большого пути
Вехи большого пути
Вехи большого пути
Вехи большого пути
Вехи большого пути
Вехи большого пути
Вехи большого пути
Вехи большого пути
Вехи большого пути
Вехи большого пути
Вехи большого пути
Вехи большого пути
Вехи большого пути
Вехи большого пути
Вехи большого пути
Вехи большого пути
Социологии Археологии Этнологии Искусств Языка Литературы Истории
Социологии Археологии Этнологии Искусств Языка Литературы Истории
Социологии Археологии Этнологии Искусств Языка Литературы Истории
Социологии Археологии Этнологии Искусств Языка Литературы Истории
Социологии Археологии Этнологии Искусств Языка Литературы Истории
Социологии Археологии Этнологии Искусств Языка Литературы Истории
Отдел социологии
Отдел социологии
Отдел социологии
Отдел социологии
Отдел социологии
Отдел социологии
Отдел социологии
Отдел социологии
Отдел социологии
Отдел социологии
Отдел социологии
Отдел социологии
Отдел социологии
Отдел социологии
Отдел социологии
Отдел социологии
Отдел социологии
Отдел социологии
Отдел социологии
Отдел социологии
Отдел археологии
Отдел археологии
Отдел археологии
Отдел археологии
Отдел археологии
Отдел археологии
Отдел археологии
Отдел археологии
Отдел археологии
Отдел археологии
Отдел археологии
Отдел археологии
Отдел археологии
Отдел археологии
Отдел археологии
Отдел археологии
Отдел археологии
Отдел археологии
Отдел археологии
Отдел археологии
Отдел археологии
Отдел археологии
Отдел археологии
Отдел археологии
Отдел археологии
Отдел археологии
Отдел археологии
Отдел археологии
Отдел археологии
Отдел археологии
Отдел археологии
Отдел археологии
Отдел археологии
Отдел археологии
Отдел этнологии
Отдел этнологии
Отдел этнологии
Отдел этнологии
Отдел этнологии
Отдел этнологии
Отдел этнологии
Отдел этнологии
Отдел этнологии
Отдел этнологии
Отдел этнологии
Отдел этнологии
Отдел этнологии
Отдел этнологии
Отдел этнологии
Отдел этнологии
Отдел этнологии
Отдел этнологии
Отдел этнологии
Отдел этнологии
Отдел этнологии
Отдел этнологии
Отдел искусств
Отдел искусств
Отдел искусств
Отдел искусств
Отдел искусств
Отдел искусств
Отдел искусств
Отдел искусств
Отдел искусств
Отдел искусств
Отдел искусств
Отдел искусств
Отдел искусств
Отдел искусств
Отдел искусств
Отдел искусств
Отдел искусств
Отдел искусств
Отдел искусств
Отдел искусств
Отдел искусств
Отдел искусств
Отдел искусств
Отдел искусств
Отдел искусств
Отдел искусств
Отдел языка
Отдел языка
Отдел языка
Отдел языка
Отдел языка
Отдел языка
Отдел языка
Отдел языка
Отдел языка
Отдел языка
Отдел литературы
Отдел литературы
Отдел литературы
Отдел литературы
Отдел литературы
Отдел литературы
Отдел истории
Отдел истории
Отдел истории
Отдел истории
Отдел истории
Отдел истории
Отдел истории
Отдел истории
Автор
Автор
Валериан Михайлович Васильев
Валериан Михайлович Васильев
Валериан Михайлович Васильев
Валериан Михайлович Васильев
Валериан Михайлович Васильев
Валериан Михайлович Васильев
Валериан Михайлович Васильев
Валериан Михайлович Васильев
Валериан Михайлович Васильев
Валериан Михайлович Васильев
Валериан Михайлович Васильев
Валериан Михайлович Васильев
Ювенология
Ювенология
Ювенология
Ювенология
Ювенология
Ювенология
Ювенология
Ювенология
Ювенология
Ювенология
Фото из презентации «Марийский научно-исследовательский институт» к уроку обществознания на тему «Институты»

Автор: Ягуар. Чтобы познакомиться с фотографией в полном размере, нажмите на её эскиз. Чтобы можно было использовать все фотографии на уроке обществознания, скачайте бесплатно презентацию «Марийский научно-исследовательский институт» со всеми фотографиями в zip-архиве размером 2421 КБ.

Скачать презентацию

Марийский научно-исследовательский институт

содержание презентации «Марийский научно-исследовательский институт»
Сл Текст Эф Сл Текст Эф
11930-2005. Государственное научное учреждение при3 7темы марийской народной музыки». В 1970-е и особенно в58
правительстве Республики Марий Эл «Марийский начале 1980-х гг. после выхода в свет справочника
научно-иссследовательский институт языка, литературы и «Художники Марийской АССР» (1978) весьма ответственные
истории" им. В.М.Васильева. задачи стояли и в области изучения и обобщения многих
2Вехи большого пути. Торжественное открытие51 явлений профессионального изобразительного искусства в
института состоялось 1 октября 1930 года на первом творчестве отдельных художников. С начала 1980-х гг.
расширенном заседании Ученого совета. 25 октября 1930 изучение изобразительного искусства в республике
года Мароблисполком утвердил Устав института, согласно приобрело особую актуальность. Это обусловлено было
которому задачами института стало изучение естественных возрастающей ролью культуры и искусства в решении
богатств, экономики, культуры и быта Маробласти. важнейших задач эстетического воспитания и
Сталинские репрессии конца 30-х годов коснулись и художественного образования, в сохранении национальных
работников МарНИИ, был репрессирован первый директор традиций. Ситуация существенно изменилась лишь тогда,
института В.А.Мухин. В годы Великой Отечественной войны когда был образован Марийский научно исследовательский
многие сотрудники института ушли на фронт. Не вернулись институт социалистической культуры (МарНИИЯЛИ).
с войны Ефремов Г.З., Каликеев М.М., Лашманов П.И., Практическую работу исследователи проводили под знаком
Першуткин П.Г. В августе 1941 года МарНИИСК временно бережного отношения к национальной культуре, в
был закрыт. В августе 1943 года, когда фашистской частности к прогрессивному прошлому, под знаком
Германии был нанесен сокрушительный удар, возобновилась сохранения лучших традиций народного наследия и его
деятельность института. В структуру секторов были тщательного изучения. С образованием института
внесены некоторые коррективы. Сектора института, в глубокому и тщательному исследованию подвергнуто было и
которых работало 11 человек, стали называться: языка, народное декоративное искусство мари. Причем, особое
литературы и фольклора, искусства, истории и внимание было уделено изучению народной вышивки. В
этнографии. МарНИИ является координационным центром последующие годы было начато исследование, связанное с
научно-исследовательской работы в республике. Он раскрытием основ орнаментального искусства в вышивке и
поддерживает тесную связь с головными научными резьбе (Соловьева Г.И.), принципами декора народной
учреждениями Академии наук СССР, обменивается изданиями одежды (Молотова Т.Л.). Подводя итоги за 75-летний
с Венгерской Академией наук, Будапештским период, можно отметить, что институтом проделана
университетом. Академией наук Финляндии, Финно-угорским значительная работа по изучению почти всех видов и
обществом, Туркуским университетом. Институт жанров искусства, имеющих жизнь в республике. Начало
располагает уникальной научной библиотекой, рукописным систематического собирания материалов по национальному
фондом, фонотекой. Ежегодно проводит различного рода искусству, его исследование и теоретическое осмысление,
экспедиции в районах республики и за ее пределами. В основание музеев, первые попытки, например, возрождения
первые годы работы не хватало квалифицированных кадров, музыкальной хоровой культуры, национального театра,
и неоценимую поддержку институту оказывали научные появление по этому поводу различных публикаций в
центры Казани, Москвы, Ленинграда и Горького. Уже в местной периодической печати, относится в основном к
первые годы своей работы (1930-1931) институт провел 35 1920-1930 гг. В целом, основные принципы исследований
научных экспедиций. Первая научная сессия, на которой тех лет сводились к констатации фактов, описательности
обсуждались проблемы экономики, здравоохранения, без обобщений, к любовному восхищению «стариной».
культуры состоялась 25-28 января 1931 года. С 1932 по Устное народное творчество, в частности музыкальный
1937 годы было опубликовано 5 монографий, 2 сборника фольклор, воспринимались как памятники старины. В 1937
статей и десятки статей в различных изданиях страны. В году выходит в свет I том марийских народных песен
1937 году была проведена первая языковедческая «Марий муро» под редакцией В.М.Васильева. Он
конференция. В настоящее время МарНИИЯЛИ исследует представлял собой часть антологии марийских народных
широчайший спектр проблем гуманитарных наук, прежде песен с расположением песен по жанрам, что явилось
всего, по марийской и финно-угорской тематике. новым явлением в исследовании этого вида творчества
Критериями определения направлений исследований марийцев. В деле собирания, обработки и популяризации
являются их актуальность и социальная значимость. марийской народной музыки значительное место и по праву
Главная задача института – сохранение и развитие принадлежит Я.А.Эшпаю, представителю старшего поколения
исторического наследия, традиций и культуры марийского марийских композиторов, ученых-музыковедов. Из изданий
народа и народов населяющих Республику Марий Эл. 1940-х годов, вызвавших оживленный интерес, следует
Институт становится известным не только в выделить «Национальные музыкальные инструменты
средневолжском регионе, но и в СССР, и за рубежом. марийцев» Я.А.Эшпая (1940). В 60-е годы изучение
Начинается сотрудничество с учеными финно-угорских марийской музыкальной культуры составляло одну из
республик страны, с учеными Финляндии и Венгрии. К 1980 актуальных задач. Монография О.К.Егоровой «Национальные
году институтом опубликовано более 200 научных изданий, традиции в опере Э.Сапаева «Акпатыр» (1974) является
а в 1981 году институт награждается орденом «Знак для марийского музыкального искусствоведения ценным и
Почета». В июле 1983 года институту присвоено звание обстоятельным исследованием первой марийской оперы. А
В.М.Васильева. 4 августа 1930 года Президиум Марийского результатом многолетней исследовательской деятельности
областного исполнительного комитета Советов рабочих, по изучению марийского драматического театра явилась
крестьянских и красноармейских депутатов принял опубликованная монография «марийский драматический
постановление об организации Марийского театр» (1979). Эта книга – первая попытка
научно-исследовательского института. 16 сентября того систематизации материалов и документов по истории
же года постановление было утверждено Нижегородским Марийского государственного театра им. М. Шкетана.
крайисполкомом. В институте было создано три отдела: Именно песенный фольклор обратил на себя внимание.
экономики, природы, культуры и быта. Разместился он в Песня у марийцев занимала чуть ли не главное место в
здании бывшего лесного музея. Директором МарНИИ был музыкальном и поэтическом творчестве, она была
назначен Мухин В.А. В этом же году МарНИИ был организующей в обрядовых действиях, на праздниках и в
преобразован в Институт социалистической культуры с трудовой деятельности. ЭШПАЙ (Ишпайкин) Яков Андреевич
секторами языка, литературы, искусства и истории. С (1890—1963) Композитор, кандидат искусствоведения.
этого времени основным в работе института стало Заслуженный деятель искусств Марийской АССР.
гуманитарное направление. Многопрофильность института и 8Отдел языка. Отдел языка, несмотря на малочисленный47
недостаток квалифицированных кадров затрудняли состав сотрудников, с самого начала своего
организацию его работы, поэтому в феврале 1937 года существования занимался весьма актуальными проблемами
постановлением Президиума Мароблисполкома он был марийского языкознания как фундаментального, так и
преобразован в институт социалистической культуры с прикладного характера. По инициативе отдела языка
секторами: языка, литературы, искусства, истории. В МарНИИЯЛИ проводил немало интересных совещаний и
50-70-е годы институт достиг значительных успехов в конференций по вопросам языка. Первая марийская научная
разработке проблем гуманитарных наук. Вышли в свет языковая конференция была проведена 8-12 января 1937
коллективные исследования по истории, литературе, года. Конференция была очень представительной. В ее
составлены русско-марийский и орфографический словари, работе приняли участие ученые Москвы, Ленинграда,
грамматика марийского языка. В этот период проводятся такие, как Н.Ф.Яковлев, М.П.Чхаидзе. На ней
ежегодные научные экспедиции по всем направлениям рассматривались проблемы развития марийского
работы института. Сотрудники института принимают литературного языка в обоих вариантах: лугово-восточном
участие в работе региональных, всесоюзных и и горномарийском. Доклады касались алфавита,
международных конференций. орфографии, падежей, языковой культуры. Отдел и
3Социологии Археологии Этнологии Искусств Языка13 некоторые сотрудники отдела по возможности старались
Литературы Истории. Отделы. В настоящее время МарНИИ поддерживать связи с зарубежными учеными. Связи
осуществляет научно-исследовательские работы в начались довольно давно и связаны прежде всего
соответствии с государственными планами экономического интересом зарубежных ученых родственных народов к
и социального развития Республики Марий Эл, проводит марийскому языку. Четыре раза в Марийскую республику
комплексное изучение марийского языка, литературы, приезжал профессор университета г. Тарту Алхониеми
фольклора, истории, археологии, этнографии, народного Алхо. В первый приезд, в мае 1981 года он с этнографом
творчества, общих и частных вопросов финно-угроведения, Илдико Лехтинен посетил село Ронга Советского района,
современных социальных проблем и процессов. Для ведения где произвел запись диалектологического материала на
работы по данным направлениям в институте созданы магнитную ленту. В последние годы марийским языком
отделы. заинтересовались ученые Токийского университета
4Отдел социологии. До начала 70-х гг. в республике53 (Япония) профессор Казуто Мацумуро и преподаватель
не проводились целенаправленные социологические Такаси Танака. Языковеды Японии ищут общее и
исследования, но жизнь диктовала настоятельную отличительное в японском и финно-угорском языках, в том
потребность изучения перемен в жизни населения числе и в марийском в плане общего языкознания. 27-29
республики. С этой целью в 1977 году на базе сектора декабря 1953 года прошла Научная сессия по вопросам
экономики был создан отдел социологии, который стал в развития марийского языка, где ставился вопрос о
последующие годы центром социологических исследований в создании единого литературного языка для мари на основе
республике. Комплексное социологическое исследование лугово-восточного литературного языка. А 29-30 мая 1970
проблем быта, культуры, национальных традиций, атеизма года поведена Научная сессия, посвященная 200-летию
и верований населения республики «Как живешь, товарищ?» марийской письменности. Сотрудники отдела по
проводилось в 1973 и 1985 гг. под руководством первого возможности стремились принимать участие в работе
заведующего отделом социологии доктора философских наук Международных конгрессов и конференций. На первом
Соловьева Виктора Степановича. По итогам этих Международном конгрессе финно-угроведов, проходившем в
исследований были выпущены научно-статистические Будапеште в сентябре 1960 года, приняли участие
бюллетени «Образ жизни населения Марийской АССР». В И.С.Галкин и Н.И.Исанбаев. В первой Всероссийской
70-90 гг. исследовательская работа в отделе социологии конференции финно-угроведов, проведенной в г.
Марийского научно-исследовательского института Йошкар-Оле в ноябре 1994 года, приняли участие все
развернулась в основном по следующим направлениям: сотрудники отдела языка. В настоящее время отдел языка
проблемы быта, культуры, национальных традиций, атеизма МарНИИ все свои силы направил на скорейшее завершение
и верований населения республики; проблемы составления и подготовки к изданию «Толкового словаря
профессиональной ориентации, подготовки кадров и марийского языка». Отдел языка марийского
адаптации молодых работников на производстве; научно-исследовательского института языка, литературы и
межнациональные отношения; религиозное сознание истории за свои 85 лет существования претерпел
населения республики; проблемы социально незащищенных несколько преобразований. Первоначально в институте
слоев населения (детей-инвалидов, неполных семей); языковеды и литературоведы, в том числе и фольклористы,
актуальные проблемы социально-экономического и входили в секцию языка и литературы. Так назывался
политического развития республики. Начиная с 1992 года, тогда отдел, занимавшийся изучением проблем марийского
разрабатывается программа «Ваше мнение» по изучению языка, литературы и устного народного творчества. Эта
актуальных проблем современной жизни жителей секция главным образом работала путем привлечения
республики. Треть населения Марийской республики в 1985 ученых и педагогов различных учреждений не только
году проживала в городе Йошкар-Оле, еще в 14 районных Йошкар-Олы, но и других городов СССР, как то: Казани,
центрах и городах республики и более половины в Москвы и Ленинграда (Санкт-Петербурга), на договорных
сельской местности. Из социологических исследований началах, а так же аспирантов института. Первым штатным
можно узнать какой мебелью пользовались люди. Еще 20 языковедом секции языка и литературы был известный
лет назад, в 1985 году, среди предметов мебели были всему миру марийский языковед широкого профиля Гурий
полати и лавки вдоль стен. Так же можно узнать, как Гаврилович Кармазин, который зачислен в штат МарНИИ 3
всего за 12 лет изменился уровень образования мужчин и октября 1930 года. Этот день можно считать официальной
женщин. Вот она эффективность образовательной политики! датой начала работы нынешнего отдела языка МарНИИЯЛИ.
Одним из важных направлений в работе на протяжении всей Так будучи аспирантом Ленинградского университета,
истории существования отдела были исследования по Берецки Габор в июне 1954 года вместе с аспирантом
проблемам молодежи. Материалы этих исследований нашли В.А.Черняевым по плану МарНИИ ездили в
свое отражение в выступлении на конференциях, диалектологическую экспедицию в Килемарский,
посвященных проблемам молодежи «Положение молодежи в Горномарийский районы МАССР и Воскресенский район
республиках Российской Федерации» (Казань, 1997), Горьковской (ныне Нижегородский) области. Затем Г.
«Ювенология как наука: проблемы становления и Берецки, уже кандидат Филологических наук, несколько
перспективы» (Казань, 1999), а так же региональных и раз приезжал в МарНИИ. Летом 1958 года к языковедам
республиканских совещаниях и конференциях, проводимых МарНИИ приехал профессор Эрдеди Йожеф. Он познакомился
Государственным комитетов по делам молодежи Республики с библиотекой института, встречался с языковедами.
Марий Эл. Среднемесячный доход горожанина в 1985 году Сотрудники сектора языка за работой над толковым
был около 90 рублей, а селянина на треть меньше. На словарем марийского языка. Слева направо: Романова Р.С.
основании таких исследований базировалась программа – ст.лаборант, Исанбаев Н.И. – зав. сектором языка,
помощи селу. Все чаще в практику отдела социологии к.ф.н., Абрамова А.А. – м.н.с., Барцева Л.И. – м.н.с.
входит проведение социологических исследований по Ноябрь 1985 года. Участники VI Международного конгресса
заказу различных государственных (Министерство финно-угроведов, г.Сыктывкар, 1985 год. За работой …,
социальной защиты Республики Марий Эл, Министерство В.А. Мухин, М.П.Чхаидзе и М.Н.Янтемир. Ученые из
внутренних дел Республики Марий Эл) и коммерческих Финляндии И.Лехтинен и профессор А.Алхониеми в МарНИИ.
организаций, рейтинговые исследования для электронных Сотрудники МарНИИ за обсуждением словаря марийского
средств массовой информации (телекомпания ГТРК «Марий языка. Слева направо: Китиков, Акцорин, Васинкин,
Эл», «Радио-М»). Начиная с 1997 года все шире Апакаев, Сануков, Исанбаев, Никитин. КАРМАЗИН Гурий
развивается сотрудничество отдела социологии и Гаврилович - видный марийский языковед. (1882-1938).
Администрации и Президента Республики Марий Эл. 9Отдел литературы. В новый этап вступает19
Результаты этих исследований нашли отражение на исследование литературного процесса в нашей республике
страницах республиканской периодической печати, в в 60-е гг. такой важный шаг был связан и именами К.
журнале «Вестник Марий Эл» и в электронных средствах Васина и А. Иванов. Так благодаря, главным образом, их
массовой информации. стараниям появилась в 1960-1963 гг. объемная двухтомная
5Отдел археологии. Следует отметить еще одну сторону88 книга «Очерки истории марийской литературы». Эта книга
работы Марийской археологической экспедиции – была создана объединенными силами всех литераторов
подготовку научных кадров. Школу полевых исследований республики. В данном труде впервые был обобщен
здесь прошли в дальнейшем известные археологи В многолетний опыт художественного творчества марийцев.
настоящее время в отделе археологии и экспериментальных Марийское литературоведение военного и послевоенного
исследований работают 1 доктор и 6 кандидатов наук. времени больше внимания уделяло анализу творчества
Встречая III тысячелетие, сотрудники отдела надеются на отдельных писателей. Так появляются публикации А.
успешное решение поставленных перед отделом и собой Асылбаева о творчестве С. Чавайна, М. Шкетана, В.
лично задач. К 70-м годам были обобщены результаты Юксерна, о произведениях А. Конакова, Дим. Орая. Отдел
ежегодных полевых исследований по каменному и литературы МарНИИ существует с первых дней образования
бронзовому векам. В 70-е годы работы археологической института. Первыми научными сотрудниками отдела
экспедиции МарНИИ значительно расширяются. Разведочные литературы были известные писатели Н.И.Тишин и
работы, наряду со спасательными, всегда были Я.Я.Ялкаев (Яныш Ялкайн), профессиональным критиком был
первоочередными. Начиная с 1974 года, экспедиция А.К.Деревяшкин (А.Айзенворт). Первые статьи,
ежегодно проводит разведки по районам республики. посвященные проблемам развития марийской литературы
Вовремя раскопанные поселения эпохи неолита в Юринском были в достаточной степени политизированы, носили
(Сутырские, Майданские, Удельно-Шумецкие), Килемарском классовый характер. В них писалось в основном о
(Дубовские, Отарские), Горномарийском (Ахмыловские, партийности, народности литературы. К. К. Васин –
Руткинские) районах в настоящее время разрушенные или кандидат филологических наук, заслуженный деятель науки
затопленные водохранилищем, дали обширные материалы для МАССР, писатель-литературовед. М.С.Калашников и А.
реконструкции хозяйства и общества населения каменного Асылбаев.
и бронзового периодов. Никитин В.В., Архипов Г.А., 10Отдел истории. Вопросы, связанные с проведением44
Соловьев Б.С. за работой, 1981 год. 40-летие Марийской крестьянской реформы в марийском крае, стали предметом
археологической экспедиции, пос. Юрино, 1996 год. исследования В.П.Яковлевой. Изучению состояния
Сотрудники отдела археологии, 2000 год. Сотрудники крестьянского хозяйства, общественного движения в
отдела археологии, 1993 год. Материалы таких период империализма посвящены работы А.С.Патрушева. В
древнемарийских некрополей, как Уржумский, Младший 1966 году к разработке темы «Развитие промышленности и
Ахмыловский, Руткинский, Дубовский, Выжумский II и III, зарождение пролетариата в Марийском крае в период
Починовский составляют основной фонд по культуре империализма» приступил А.Н. Чимаев. А.С.Казимов.
марийского народа I-II тыс. н.э. Погребение древнего Древняя стоянка марийцев. К.Н. Сануков. Вопросам
вождя. Труден путь поиска. Разведочные маршруты и разложения и кризиса феодально-крепостнического строя и
масштабные стационарные исследования в зоне развития капиталистических отношений в крае в конце
водохранилища продолжены в 80-90-е годы. С 1977 года ХVIII – первой половине ХIХ вв. посвятил свои
выходит серийное издание «Археология и этнография исследования А.С.Казимов. В 1960 году работниками
Марийского края». Сотрудники отдела археологии активно сектора истории были созданы «Очерки истории Марийской
принимают участие в различных конференциях, симпозиумах АССР (1917-1960 гг.), а в 1965 году – «Очерки истории
и совещаниях, о чем свидетельствует география их Марийской АССР (с древнейших времен до Великой
публикаций в научных центрах России (Екатеринбург, Октябрьской социалистической революции)». В1960-1970-х
Ижевск, Иваново, Липецк, Ленинград, Саранск, Саратов, гг. основное внимание было уделено слабо изученным
Суздаль, Сыктывкар, Тамбов, Тверь, Уфа) и за ее проблемам истории края дореволюционного периода.
пределами (Венгрия, Эстония, Финляндия). Сплошными Уточнялись представления о происхождении и этнической
маршрутами пройдены все левобережные притоки Волги, в истории марийского народа. Исторические проблемы
результате на карту республики было нанесено более 1000 занимают существенное место в исследованиях института с
археологических памятников разных периодов, среди момента его основания. За 10 лет (1930-1940 гг.)
которых есть уникальные, давшие богатейшие коллекции по деятельности МарНИИ усилиями его работников удалось
изучению материальной и духовной культуры марийцев и их составить общую картину исторического прошлого
далеких предков. В связи с подготовительными работами в марийского народа, выделить наиболее значимые вехи в
зоне Чебоксарского водохранилища, вплоть до его классовой борьбе местного населения, обзорно осветить
затопления в 1981 гожу, Марийская археологическая участие трудящихся края в революционной борьбе. В
экспедиция несколькими отрядами проводила ежегодные послевоенные годы больше внимания стало уделяться
работы по изучению памятников, которым грозила изучению проблем социалистического строительства в
неизбежная гибель. Поисковые разведочные работы республике. В послевоенные годы обогатились
марийских археологов систематизированы в трех выпусках представления о политической и социально-экономической
материалов к археологической карте (1982), позднее в истории Марийского края периодического феодализма.
расширенном варианте с историческим обобщением по Существенную роль в этом сыграл профессор Н.В.
каждому периоду в 2 томах Атласа археологических Никольский, работавший в институте в 1946-1951 гг. Он
памятников (1990; 1993). Разработанные сотрудниками написал трехтомную «Историю марийского народа с
отдела новые методики по реставрации и консервации древнейших времен до начала ХХ века». В 80-е годы
металлических предметов вселяют надежду на то, что началась работа по написанию «Истории Марийской АССР» в
богатейшие коллекции, собранные археологами республики 2-х томах. Во второй половине 90-х годов издана
будут сохранены для потомков не только в рисунках и монография В.И.Рыбалки «Побратимы: марийско-венгерское
фотографиях, а в натуральном виде. МарАЭ принадлежит сотрудничество в 1971-1996 гг.». Назрела необходимость
первенство в организации и проведении полевых семинаров создания энциклопедии Республики Марий Эл,
по актуальным проблемам древности. Первый такой семинар исторического атласа по истории республики, что было бы
состоялся в 1977 году на Майданских стоянках эпохи естественным продолжением изданного археологами МАрНИИ
каменного века у п. Юрино по проблеме энеолита лесной «Атласа археологических памятников». Одной из задач
полосы Восточной Европы. В работе полевых семинаров историков является подготовка новых учебников и
принимали активное участие ученые различных научных методических программ по истории родного края для
центров из многих городов России. В последнее общеобразовательных школ и других учебных заведений.
десятилетие, в связи с работами вновь созданного отдела Двигаться в науке можно только при должном внимании к
по экспериментальным исследованиям, появилась истории самой науки. В этом смысле крайне необходимы
возможность более детально на достижениях в области историографические работы, ибо они позволяют подвести
физики, химии и технологии металлов ставить и решать определенные итоги исследований, выявить недостаточную
задачи по технологии производства изделий из черного и изученность темы и наметить наиболее актуальные
цветного металлов, определять их химико-физические проблемы дальнейших научных разработок. Вопросы
свойства и реконструировать древние процессы, связанные развития марийской школы, народного образования,
с производством вооружения, бытовых и ювелирных периодической печати и национальной литературы,
изделий. До 50-х годов ХХ в. археологические работы на деятельности марийской интеллигенции в конце ХIХ -
территории республики практически не проводились. начале ХХ вв. были объектом изучения В.Н.Аблинова.
Первая археологическая экспедиция МарНИИ была Проблемами истории советского периода занимался К.Н.
организована в 1953 году сотрудником сектора истории Сануков. Он выступил одним из организаторов подготовки
Р.В.Чубаровой в виде небольших разведочных работ в биографических очерков о видных партийных, советских,
Горномарийском и Юринском районах, определивших государственных и общественных деятелях. профессор
перспективу археологического исследования на ближайшие Марийского Государственного университета В.С.Патрушев.
годы. Планомерное обследование территории Республики 11Автор. Таныгин Алексей, ученик 10-Г кадетского7
Марий Эл и сопредельных областей началось с 1956 года в класса гимназии № 4 им. А.С.Пушкина. Все материалы
связи с созданием Марийской археологической экспедиции. предоставлены архивом и библиотекой МарНИИЯЛИ.
За три полевых сезона были открыты сотни 12Валериан Михайлович Васильев. Васильев В.М. В 191363
археологических объектов, часть из них была изучена году, выдержав дополнительные экзамены для семинаристов
раскопами (Архипов Г.А.), Халиков А.Х., 1960 г.). В перед комиссией при управлении Казанского учебного
60-70-е годы широкими площадями были раскопаны десятки округа, Васильев поступил, наконец, в Казанский
поселений и стоянок эпохи камня и бронзы, древние и университет, на отделение классических языков
средневековые могильники, селища и городища марийского историко-филологического факультета и окончил его в
населения. Находки из Соринского могильника Юринского 1918 году. В 1918 году коллегия казанского
района РМЭ. Б.С.Соловьев – начальник экспедиции, педагогического института избрала В.М.Васильева
К.И.Куликов – директор Удмуртского НИИЯЛИ, профессором института по кафедре марийского языка на
И.С.Костерина – нач.отдела культуры Юринского района. 1918-1919 учебный год с правом переизбрания. В то же
6Отдел этнологии. Изучением традиционных верований –74 время от работал в Центральном отделе мари при народном
одно из важных составных частей духовной культуры комиссариате национальностей редактором изданий на
марийцев – в1980-1995 годах начал заниматься Н.С. марийском языке в подотделе печати и культуры. Поэтому
Попов. Он попытался раскрыть основные истоки и сначала работал заведующим складом переводческой
проявления ранних форм религии (культ природы, комиссии, а в сентябре 1907 года получил место
почитание семейно-родовых святынь и предков, аграрный преподавателя марийского языка в Казанской земской
культ), проследить основные этапы христианизации женской школе. Одновременно с этим он занимался
марийцев и происшедшие вслед за этим перемены в переводами различной литературы на марийский язык,
религиозных воззрениях народа, в отношениях между составлял учебные книги для школ. В 1907 году
представителями этноконфессиональных групп. Т.Л. В.М.Васильев составил и издал первый календарь на
Молотова, И.А.Андреев, Г.А.Сепеев, Г.И.Соловьева марийском языке. Наряду с редакционно-издательской
жизненный уклад марийцев изучали через материальную деятельностью Валериан Михайлович собирал материалы
культуру. Совместная экспедиция этнографов МарНИИ и устного народного творчества: народные песни, загадки,
Госмузея этнографии народов СССР ( г. Ленинград) летом пословицы и т.д. В 1908 году он перевел на русский язык
1982 года. с. Еласы Горномарийского района. Г.А.Сепеев, сборник марийских народных песен собранных А.Аатриевым.
Е.Н.Котова и информатор. В 1928-1930 годах в МАО В 1911 году издал небольшой марийско-русский словарь
работала Антропологическая комплексная экспедиция. под названием «Черемисско-русский словарь», букварь и
Этнографы интересовались особенностями хозяйственных первую книгу для чтения на марийском языке. Статьи
построек, одежды, орудий труда, семейных обычаев и Васильева публиковались в «Известиях» общества
обрядов мари. Научная деятельность сотрудников археологии, истории и этнографии при Казанском
института начиналась в сложных политических условиях. университете. Здесь же он являлся главным переводчиком
Традиционная культура, вызывающая пристрастие, уважение книг на марийский язык. Наряду с разносторонней
местных краеведов, объявлялась пережитком прошлого. От редакционно-издательской деятельностью Васильев находил
ученых МарНИИ требовали, прежде всего, изучения время заниматься и наукой. Ездил в экспедиции в пределы
актуальных для социалистического преобразования деревни Казанской, Вятской и Пермской губерний для сбора
вопросов. В 30-е годы сотрудниками института были диалектологического и фольклорного материала. Занимался
проведены пять комплексных экспедиций. Тематика преподавательской деятельностью. В 1926 году Васильев
научно-исследовательских работ связывалась с задачами получил назначение на должность научного сотрудника
культурной революции, выявлением причин сохранения Центрального областного краеведческого музея. В
традиционных верований, обычаев, народных традиций в 1928-1930 годах Валериан Михайлович учился в заочной
быту. В послевоенный период, вплоть до состоявшегося в аспирантуре Яфетического института АН СССР (ныне
г. Москве в 1951 году Всесоюзного этнографического институт языкознания АН РФ). В ноябре 1933 года
совещания, этнографией марийцев занимались лишь Васильев вернулся в Йошкар-Олу, а с февраля 1934 года
языковеды, фольклористы и историки. В.М.Васильевым была стал доцентом Марийского педагогического института.
написана диссертация «Родство и свойство марийского Творческая деятельность В.М.Васильева была сложна и
народа» (рукопись не сохранилась). Богатый материал о многогранна. Более 60 лет своей жизни ученый отдал
свадебной обрядности марийцев собрал К.А. Смирнов. К.А. изучению родного языка. Жизнь замечательного человека
Четкаревым были написаны статьи, посвященные этногенезу оборвалась в 1961 году. Валериан Михайлович Васильев
марийцев, влиянию христианских традиций на праздничную является одним из выдающихся личностей своего народа.
культуру марийцев, изучению роли культуры русского Он был человеком энциклопедического ума. Писатель,
народа в быту и традициях мари. В результате просветитель, педагог и ученый широкого профиля – таким
этнографических поездок, изучения архивных документов его знал марийский народ. Валериан Михайлович Васильев
Г.А.Сепееву удалось проследить основные этапы родился 1 января 1883 года в семье крестьянина деревни
переселения марийцев и формирования восточно-марийской Сусады-Эбалак Бирского уезда Уфимской губернии (ныне
этнографической группы, раскрыть особенности ее Янаульский район Башкирии). Первоначальное образование
традиционных занятий и материальной культуры. он получил в начальном училище своей деревни. Затем
Комплексные исследования языка, истории, археологии и учился в Уфимском двухклассном училище, которое окончил
этнографии позволили подготовить и провести в 1965 году в 1895 году. Мальчику очень хотелось продолжить свое
научную сессию, посвященную проблемам этногенеза и образование, но вопреки желаниям отец устроил его
этнической истории. На сессии приняли участие ведущие писцом в волостное управление. Тогда ему было всего 12
археологи, антропологи, филологи страны, обращалось лет. Так Валериан Васильев «вышел в люди», стал
внимание на историю формирования этнографических групп, самостоятельно зарабатывать себе на хлеб. Но жажда к
уровень консолидации марийского этноса к моменту образованию оказалась сильнее родительской воли, и,
присоединения Марийского края в состав России. проработав писцом 3 года, в 1888 году он без разрешения
Качественный скачек в развитии этнографических родителей уехал в город Бирск и поступил в инородческую
исследований, как и всей научной деятельности в МарНИИ, учительскую школу. Четыре года занятий значительно
произошел в середине 50-х – начале 60-х годов. расширили кругозор молодого человека. Он уже был готов
Возобновились комплексные этнографические экспедиции. В к самостоятельной учительской работе. После окончания
конце 50-х годов в Марийском научно-исследовательском учительской школы Васильев в 1902 году стал работать
институте было решено подготовить коллективную учителем в Музяковском национальном училище. Через год
монографию по этнографии народа. В качестве авторов он получил разрешение от окружного начальства для
были привлечены научный сотрудник отдела Поволжья поступления в Казанскую духовную семинарию, где решил
Государственного музея этнографии народов СССР (г. продолжить свое образование, и осенью 1903 года
Ленинград) Т.А. Крюкову, доцент кафедры этнографии Валериан Михайлович становится учащимся этой семинарии.
Московского университета К.И.Козлова и казанский В 1906 году он окончил ее по богословскому отделению.
этнограф, профессор Н.И.Воробьев. Этнографическое Однако богословом Васильев не стал, он мечтал об
изучение марийского народа, начавшееся с ХVII-ХIII университете. В пединституте Васильев проработал до
веков, имеет богатые традиции. До организации февраля 1937 года, до перехода в Марийский
Марийского научно-исследовательского института научно-исследовательский институт на должность старшего
исследовательской и собирательской работой в области научного сотрудника. В 1939 году Васильев вновь
этнографии в 20-х годах занимались члены Марийского переходит в пединститут, а в 1944 году возвращается в
областного общества краеведения. В конце 80 – начале МарНИИ на должность старшего научного сотрудника
90-х годов этнографы приступили к разработке новой темы сектора языка и письменности, где проработал до выхода
– «Историко-культурные взаимосвязи марийского и на пенсию. За большие заслуги в области марийского
соседних народов». Эта проблема затрагивалась и в языкознания в декабре 1957 года В.М.Васильеву была
сборнике «Межэтнические связи населения Марийского присуждена ученая степень доктора филологических наук
края» (1991 г.), подготовленном вместе с археологами. без защиты диссертации по совокупности работ. Так
Проводилась подготовка хрестоматийных сборников по появился первый доктор наук по марийскому языку.
истории семьи, семейных обрядов и обычаев. О.А.Калинина Научные сотрудники МарНИИ: Смирнов, Васильев, Яковлев.
составила сборники исторических материалов, отражающих В.М. Васильев, С.Г. Чавайн, Мендиаров и Ф.Е. Егоров.
состояние и развитие праздничной обрядности марийцев 1920-21 гг. Студенты Казанского университета. Васильев
ХIХ – ХХ вв. Этнографы МарНИИ принимали активное В.М. крайний справа в первом ряду. Васильев В.М. с
участие в подготовке учебных пособий для школ. семьей в 20-е годы. Васильев В.М. 1958 год.
Сотрудники отдела под руководством Г.А.Сепеева в 2000 13Ювенология. В третье тысячелетие наша республика,30
году опубликовали пособие на марийском языке для как и Россия, вступает «постаревшей», так как снижение
учащихся старших классов «Этнография марийского рождаемости, начавшееся в 90-е годы, продолжается.
народа». Исследуя народный костюм, хозяйственные Молодежь не тешит себя иллюзиями о необходимости
занятия, орудия труда, постройки, жилища, утварь, таланта, способностей личности. В то же время ценность
средства передвижения, они стремились показать общие и образования растет. Подростки понимают, что высшее
особенные черты материально объектируемых явлений образование дает более широкий выбор деятельности,
культуры в сравнении с культурой финно-угорских и развивает способность приспосабливаться к жизни.
поволжско-приуральских народов, увидеть тенденции Социология молодежи – отрасль социологической науки,
трансформации народной культуры в ХIХ – начале ХХ вв. изучающая молодежь как социальную общность, особенности
Работы, посвященные материальной культуре марийцев, социализации и воспитания вступающих в жизнь поколений,
нашли свое отражение в специальных сборниках серии процесс социальной преемственности и унаследования
«археология и этнография Марийского края». Большую молодежью знаний и опыта старших поколений, особенности
помощь в сборе материалов оказывали студенты Марийского образа жизни молодежи, формирование ее жизненных планов
государственного университета. Проводились экспедиции и ценностных ориентаций, социальную мобильность,
также сотрудниками Института этнографии АН СССР (Т.П. выполнение социальных ролей различными группами
Федянович), Государственного музея этнографии народов молодежи. Накопленные знания по социологии молодежи
СССР (Е.Н. Котова, и А.Ю.Заднепровская), Национального привели исследователей к мысли о выделении отдельной
музея Финляндии (Илдико Лехтинен), Республиканского области – «ювенологии» (или «юнологии»). Впервые об
научно-краеведческого музея. В.М. Васильев, Т.Е. ювенологии заговорили зарубежные ученые (1971 год,
Евсеев, М.Н. Янтемир, Ф.Е. Егоров и др.на страницах польский социолог Владислав Адамски). В России вплотную
областных журналов «Марий Эл», «Марий илыш», «Марийское к этому вопросу подошли в 90-е годы прошлого столетия.
хозяйство», Туныктымо паша», в коллективных сборниках и Не остаются в стороне и исследователи Республики Марий
монографиях в 1923-1930 годах опубликовали оригинальные Эл. В 1997 году были проведены исследования «Социальный
этнографические работы по традиционной культуре, портрет призывника г. Йошкар-Олы», «Социальный портрет
верованиям, обычаям, праздникам, по проблемам заключенных Ново-Троицкой колонии». В 1998 году было
этнической истории и этногенеза народа мари. Участники проведено исследование «Отношение студенческой молодежи
VI Международного конгресса финно-угроведов. г. к изучению различных языков». В 2000 году проведено
Сыктывкар 1985 год. Фольклористы слева-направо: Апанаев подобное исследование учащихся школ республики. В 2001
П.А. – с.н.с. МарНИИ, Тойдыбекова Л.Г. – аспирантка году совместно с специалистами наркологического
Тартуского университета, Акцорин В.А. – с.н.с. МарНИИ, диспасера и СПИД центра была проведена экспресс-оценка
Китиков А.Е. – к.ф.н., с.н.с.МарНИИ. За работой …, В.А. ситуации по употреблению наркотиков. Частично материалы
Мухин, М.П.Чхаидзе и М.Н. Янтемир. В.А.Акцорин, зав исследований были опубликованы на научных конференциях
сектором фольклора МарНИИ, к.ф.н. ведет запись народных в республике и за ее пределами. Как показали результаты
легенд в д. Большое Чигашево Медведевского района, 1983 опроса студенческой молодежи республики, общая
год. направленность ее политических интересов –
7Отдел искусств. Исследование театрального искусства58 демократическая. Большинство респондентов отдают
мари началось только в 1960-е годы, когда специально предпочтение демократическим реформам даже в условиях
вновь был организован сектор фольклора и искусства. негативных последствий этих реформ. Приведенные данные
Заведующая сектором кандидат филологических наук М. А. свидетельствуют об элементах кризиса идеалов и
Георгина опубликовала ряд статей, освещавших различные ценностей молодого поколения. Тревожным является
стороны театральной жизни республики. В деле собирания значимость молодежи факторов «связи, поддержка
и популяризации марийского народного музыкального влиятельных лиц» и «умение устраивать свои дела любым
творчества оказывал большую помощь А.И. Искандаров. Им способом». Республика Марий Эл характеризуется
передано в научные фонды МарНИИ более 200 записей и многонациональным составом населения.
«Библиография музыкальных произведений композиторов на
13 «Марийский научно-исследовательский институт» | Марийский научно-исследовательский институт 550
http://900igr.net/fotografii/obschestvoznanie/Marijskij-nauchno-issledovatelskij-institut/Marijskij-nauchno-issledovatelskij-institut.html
cсылка на страницу
Урок

Обществознание

83 темы
Фото
Презентация: Марийский научно-исследовательский институт | Тема: Институты | Урок: Обществознание | Вид: Фото
900igr.net > Презентации по обществознанию > Институты > Марийский научно-исследовательский институт