Религиозные праздники Скачать
презентацию
<<  Вербное воскресенье Иван Купала  >>
Фотографий нет
Фото из презентации «Троица» к уроку праздников на тему «Религиозные праздники»

Автор: Емельянов Н. Н.. Чтобы познакомиться с фотографией в полном размере, нажмите на её эскиз. Чтобы можно было использовать все фотографии на уроке праздников, скачайте бесплатно презентацию «Троица» со всеми фотографиями в zip-архиве размером 42 КБ.

Скачать презентацию

Троица

содержание презентации «Троица»
Сл Текст Эф Сл Текст Эф
1Триадология. Тема лекции: Единосущие Лиц Св. Троицы3 10совершенную любовь между Божественными Лицами при0
Свидетельства Откровения о Троице. общности бытия. Наша любовь находит свое объяснение в
2Богословское понятие личности. «…Не может быть0 том факте, что мы созданы по образу Святой Троицы,
здесь речи о чем-то отличном, об «иной природе», но источника нашей любви»[15]. [15] Staniloae D. The
только о ком-то, кто отличен от собственной своей Experience of God. Brookline, Massachusetts, 1994. P.
природы, о ком-то, кто, содержа в себе свою природу, 245.
природу превосходит…»[1]. [1] Лосский В.Н. Богословское 11Свидетельства Откровения о троичности Лиц в Боге.0
понятие человеческой личности // Богословие и 1.Указания на троичность (множественность) Лиц в Боге в
боговидение. C. 299–301. Священном Писании 2. Указания на различие Божественных
31) Личность не может быть сведена к природе, ни0 Лиц в Священном Писании 3. Различные схемы тринитарного
выражена посредством каких-либо природных категорий. 2) откровения в Новом Завете 4. Верование древней Церкви в
Личность свободно реализует в бытии свою природу. 3) троичность Божества.
Личность познается только через отношения к другим 123. Различные схемы тринитарного откровения в Новом0
лицам. 4) Личность есть основополагающий принцип бытия. Завете. Первая — это мессианская схема Отец–Дух–Сын,
4Богословский персонализм основан на строгом0 которая позже станет определяющей для тринитарного
различении понятий «ипостась-личность» и «природа». богословия иудеохристианства и сирийской традиции. В
Однако, это различение неизбежно влечет за собой резкое этой схеме Отец есть источник Божества, Дух —
противопоставление понятий, которого нет в посредник, Который исходит от Отца и почивает на Сыне,
святоотеческом богословии. Которым происходит воплощение Слова Божия, Который и
5Единосущие Лиц Святой Троицы. Учение о единосущии0 есть мессианское помазание Христа. Другая новозаветная
ясно выражено в Священном Писании[2]. Однако его точное тринитарная схема, выражена в словах апостола Павла из
богословское обоснование было дано Великими Второго Послания к Коринфянам: «Благодать Господа
Каппадокийцами. В их богословии единосущие Пресвятой нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение
Троицы означает, что Отец, Сын и Святой Дух являются Святаго Духа со всеми вами. Аминь» (2 Кор 13:13). Это
самостоятельными Божественными Лицами, обладающими схема Сын–Отец–Дух. Христос открывает нам Отца, и Отец
всеми Божественными совершенствами, но это не три бога, открывает Сына, а плодом этой великой тайны Отца и Сына
а Единый Бог. Они имеют единую и нераздельную является дар Святого Духа. Традиционная схема
Божественную природу. Каждое из Них обладает всей ее Отец–Сын–Дух, в которой Сын есть откровение Отца в
полнотой в совершенстве и всецело. Такое определение Святом Духе. Как иллюстрацию этой схемы можно привести
стало возможным только благодаря строгому различению и слова Самого Христа: «Огонь пришёл Я низвести на землю»
определению понятий «лица-ипостаси» и «природы или (Лк 12:49). Огонь — космический символ Святого Духа,
сущности». [2] Сам Господь Иисус Христос который должен прийти в мир. Это схема Пятидесятницы
свидетельствует о Себе: «Я и Отец – одно» (Ин 10:30), (Деян 2), когда по молитвам Христа Отец посылает
«Видевший Меня видел Отца» (Ин 14:9), «Я в Отце и Отец Святого Духа для создания Церкви. Эту схему чаще других
во Мне» (Ин 14:10). Ап. Павел доказывает единство Духа будут использовать в своих богословских трактатах отцы
с Отцом, используя антропологический образ: «Дух все каппадокийцы.
проницает, и глубины Божии. Ибо кто из человеков знает, 135. Божественное достоинство и равенство0
что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в Божественных Лиц 5.1. Божество Отца 5.2. Божество Сына
нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» (1 и Его равенство с Отцом 5.2.1. Свидетельства Самого
Кор 2:10-11). Подробнее см. наст. Раздел, Гл. 4, 5. Господа Иисуса Христа 5.2.2. Свидетельства апостолов
6В каппадокийской терминологии единство природы0 5.2.3. Свидетельства древней Церкви 5.2.4. Толкование
может означать не тождество или нумерическое единство «уничижительных мест» Евангелия.
сущности, а только тождественность существенных 145.2.4. Толкование «уничижительных мест» Евангелия.0
свойств, подобно тому, как единосущны друг другу В Священном Писании есть некоторые места, которые могут
человеческие ипостаси. Чтобы избежать такого понимания, быть восприняты, как противоречащие учению о
Каппадокийцы проводят четкую грань между понятием Божественном достоинстве Сына. Это так называемые
Божественной сущности и тварных сущностей. Они уничижительные места. Евангелии от Иоанна, в котором
утверждают, что Бог «выше сущности»[3]. Правильное утверждения о Божестве Христа выражены с особой силой,
понимание единосущия вытекает из «самой идеи мы находим значительное количество подобных
Божества»[4], так как сущность абсолютного по самой уничижительных мест, например: «Сын ничего не может
своей идее не может не быть единственной[5]. Между творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего:
Божественными Ипостасями, по словам свт. Василия, «нет ибо, что творит Он, то и Сын творит также» (Ин 5:19);
ничего… вставного, ни чего-либо самостоятельного и «…Иду к Отцу; ибо Отец Мой более Меня» (Ин 14:28);
отличного от Божия естества, так чтобы естество сие «восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и
могло быть отделено само от себя»[6]. Поэтому все Богу вашему» (Ин 20:17). Есть подобные выражения и в
Божественные совершенства в равной мере, «безразлично» других Евангелиях (См., например, Мф 24:36, Мк 13:32,
могут быть отнесены к Отцу, Сыну и Духу Святому. Мф 26:39; Мф 27:46).
Поэтому Каждое из Трех Лиц обладает единым, 15Во-первых, подобные выражения употреблялись Христом0
тождественным для Всей Святой Троицы хотением и по домостроительству. Восприняв тварное естество,
действием[7]. [3] Григорий Богослов, свт.. Слово 6, о Христос воспринимает и свойственный ему образ отношения
мире // Творения. Т. I. С. 153. (Orat. 6, de pace 1, с Богом. Свт. Лев, Папа Римский утверждает, что «от
12. PG, t. 35, 737). [4] Свт. Василий Великий: нашего [в Нём естества] у Него меньшее Отца
«Божество едино (qe?thj m…a), а именно, единство человечество»[16]. Преп. Иоанн Дамаскин посвятил
мыслится в самой идее сущности (kat¦ t?n t?j o?s…aj объяснению этого целую главу в «Точном изложении
logon), так что, хотя и есть различие в числе и православной веры»[17]. Необходимо иметь в виду, что
свойствах, отличающих каждого, но по самой идее уничижительные места, будучи выражением добровольного
Божества (d? t? l?gJ t?j qe?thtoj) созерцается [в Них] самоуничижения Христа «во дни плоти» (Евр 5:7), ни в
единство». (Против Евномия, кн. 1. PG, t. 29, 556. См. малейшей степени не свидетельствуют о кенозисе
другой перевод в Творения. Ч. III. С. 48). [5] Свт. Божества. Преп. Иоанн говорит, что подобные выражения в
Григорий Нисский: «…на самом деле не существует (t? чём-то сродни естественным и беспорочным страстям
?nti ?f?sthke – т. е. не существует в единственном, Христа, указывающим на истинность человеческой природы,
подлинном смысле слова - авт.) ничего из чувственно но не умаляющие при этом Его Божества. [16] Послание
воспринимаемого или умопостигаемого, кроме все свт. Льва Великого св. Флавиану, архиепископу
превосходящей Сущности и Первопричины, от Которой и Константинопольскому, п. 23. Цит. по: Болотов В.В.
зависит все». (О жизни Моисея Законодателя. М., 1999. Лекции по истории древней Церкви. Т. IV. М., 1994. С.
С. 35. Гл. 2, 24. De vita Moysis. PG, t. 44, 333). [6] 269. [17] Иоанн Дамаскин, свт. Точное изложение
Письмо 38, к Григорию брату // Творения. Т. III. СПб. православной веры IV, 18.
С. 54. [7] Свт. Григорий Богослов: «И к Единому 16С другой стороны, некоторые из этих выражений0
возводятся сущие от Бога, хотя и веруется в Трех; должны толковаться как свидетельствующие о монархии
потому что как Один не больше, так и Другой не меньше Отца, Который «естественным образом есть причина
есть Бог; и Один не прежде, и Другой не после: Они и Сына»[18]. Будучи Богом по естеству, Сын по Ипостаси
хотением не отделяются и по силе не делятся». (Слово происходит от Отца как от Своего виновника: «Ибо от
31, о богословии пятое, о Святом Духе // Творения. Т. Него Он имеет и бытие и всё, что имеет»[19]. Свт.
I. Orat. 31 PG, t. 36, 148.) Свт. Василий Великий: Епифаний Кипрский говорит об этом так: «Почему Христос
«Освящает, животворит, просвещает, утешает и все сказал: Пославый Меня Отец больше Меня? Потому что иной
подобное производит одинаково Отец и Сын и Дух Святой… есть тот, Кто посылает, а иной – Кто посылается. Ясно,
А также и все прочее равно Отцем и Сыном и Духом Святым что Отец не есть Сын, и Сын – не Отец»[20]. [18] Иоанн
действуется (‡son ™nerge‹tai)… Итак тождество Дамаскин, преп. Точное изложение православной веры I,
действований (t?j ™nerge…aj ta?t?thj) в Отце, Сыне и 8. [19] Там же IV, 18. [20] Епифаний Кипрский, св. Adv.
Духе Святом ясно доказывает неразнственность естества». Haeres., lib II, t. II // PG XLII, col. 228.
(Письмо 181 (189), к Евстафию, первому врачу // 175.3. Божество Святого Духа и Его равенство с Отцом0
Творения. Т. III. СПб. С. 209). и Сыном В Деяниях Святых Апостолов 5:3 апостол Петр,
7Однако значение единосущия этим не исчерпывается.0 обличая Ананию в обмане, говорит, что тот солгал Духу
По словам св. Василия Великого, «единосущное не одно и Святому, а в 5:4 говорит, что он «солгал не человекам,
тоже с самим собою, но иное с чем-то иным. Почему а Богу». В данном месте устами апостола Петра Святой
прекрасно и благочестно сие речение: оно как определяет Дух фактически прямо назван Богом. Это единственное
(в греч. тексте причастие dior…zousa - место в Священном Писании, где Дух Святой прямо
разграничивающее) свойство Ипостасей, так выражает называется Богом.
безразличие естества»[8]. Утверждая единосущие, 181) Святой Дух предстаёт в Священном Писании как0
Каппадокийцы не останавливаются на тождестве самостоятельная Личность. Он действует (1 Кор 12:11),
Божественной сущности, но постоянно возвращаются к говорит (Мф 10:20), волит (Деян 15:28), может быть
«общению» Трех Ипостасей. «…Нет никакого различия в оскорблён (Еф 4:30), гневается (Ис 63:10) и т.д.
животворящем Естестве, разумею Отца, Сына и Духа Особенно ярко о Святом Духе как о Личности говорится в
Святого», - говорит св. Василий, и тут же продолжает: книге Деяний Святых Апостолов. 2) Священное Писание
«но усматривается в Них некое непрерывное и содержит учение о единосущии Духа Отцу и Сыну. Сам
нерасторгаемое общение»[9]. [8] Письмо 48 (52), к Христос говорит, что Дух исходит от Отца (Ин 15:26), и
монахиням // Творения. Т. III. СПб. С. 78. [9] Письмо повелевает крестить христиан во имя Святого Духа, как и
38, к Григорию брату // Творения. Т. III. СПб. С. 54. во имя Отца и Своё (Мф 28:19). 3) как и Сыну, Святому
8Подобные этому выражения («общность сущности»,0 Духу в Священном Писании усвояются Божественные
«общение по сущности», «общение по естеству», свойства: всеведение («Когда же приидет Он, Дух истины,
«соестественность»[10]) встречаются у Каппадокийцев то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя
(особенно у свт. Василия) настолько часто, что иногда говорить будет, но будет говорить, что услышит, и
возникали подозрения, «что в этой области у них не все будущее возвестит вам», Ин 16:13), вездеприсутствие
было благополучно»[12]. Может показаться, что эти («Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не
выражения «ослабляют» значение единосущия, заменяя знаешь, откуда приходит и куда уходит», Ин 3:8; «Дух
«тождество сущности» на «общение», аналогичное общению Господа наполняет вселенную», Прем 1:7), всемогущество
трех человеческих ипостасей, имеющих одинаковую («Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его —
природу. «На самом деле, - по верному замечанию еп. все воинство их»), Ему присуща полнота Божественных
Каллиста Уэра, - Каппадокийцы разными способами свойств, («дух премудрости и разума, дух совета и
охраняли представление об уникальном характере крепости, дух ведения и благочестия», Ис 11:2).
Божественного единства, в особенности посредством 194) в Священном Писании есть ряд имён, относящихся к0
учения об Отце как единственном источнике ипостасности Святому Духу, которые говорят о Его бесконечном величии
внутри Троицы… а также через особое акцентирование и божественности. Он называется: Духом Божиим, Духом
peric?rhsij‘а[13] (взаимопроникновения) Трех Личностей, Христовым (Рим 8:9), Духом Господним (Ис 61:1), Самим
их сопринадлежности и взаимного пребывания Друг в Господом (2 Кор 3:17), Духом благим (Пс 142:10), Духом
Друге…»[14]. [10] Там же, Письмо 202 (210), к правым и владычним (Пс 50:12, 14), Святым Духом (Мф
Неокесарийским ученым // Там же. С. 244; Василий 28:19; 2 Кор 13:13; 1 Петр 1:12 и др.) 5) Священное
Великий, свт. О Святом Духе, 18 // Творения. Ч.III. С. Писание повествует о действиях Духа, которые являются
300, 301; Григорий Богослов, свт. Слово 29, о действиями Бога. Святой Дух: творит (по толкованию
богословии третье, о Боге Сыне первое // Творения. Т. Отцов, «Дух носился над водами» из Быт 1:1 показывает
I. Orat. 29, 16. PG, t. 36, 96. [12] Спасский А., проф. творческое участие Святого Духа в деле творения),
История догматических движений в эпоху Вселенских совершает чудеса (Сам Христос говорит о том, что Он
Соборов. Сергиев Посад, 1914. С. 496. [13] Сами совершает чудеса Духом Божиим, см. Мф 12:28), раздаёт
Каппадокийцы не использовали этот термин; он был введен различные дарования («Но каждому дается проявление Духа
в тринитарное богословие Иоанном Дамаскиным. [14] на пользу… Все же… производит один и тот же Дух,
Каллист Диоклийский, еп. Святая Троица – парадигма разделяя каждому особо, как Ему угодно», 1 Кор 12:7,
человеческой личности // Альфа и Омега. №32. М., 2002. 11), спасает верующих («Он спас нас не по делам
С. 119 – 120. праведности, … а по Своей милости, банею возрождения и
9Тайна Божественного единства не может быть сведена0 обновления Святым Духом», Тит 3:5), вдохновляет
к единосущию, но раскрывается как тайна Триединства. Божественное Писание (см. 2 Тим 3:16, и др.).
Единство и троичность не могут быть ни разделены, ни 20Однако, как и в случае со Христом, в Священном0
предшествовать одно другому. Писании есть так называемые уничижительные места,
10По словам прот. Димитру Станилоае: «Совершенная0 относящиеся к Святому Духу. Он «даётся» (Деян 8:18),
любовь есть парадоксальное единство двух фактов: с посылается (Ин 14:26), разделяется (Деян 2:3),
одной стороны, многих «Я», которые любят друг друга, называется дарованием и даром (Деян 2:38) и др. Есть
оставаясь раздельными, и, с другой стороны, высочайшей также в Писании ряд мест, которые требуют особого
степени единства между ними. Со всей очевидностью, толкования, например: «Когда же приидет Он, Дух истины,
кроме существования совершенной вечной любви не может то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя
быть никакого обоснования для любви в мире, ни цели говорить будет, но будет говорить, что услышит, и
существования мира. Любовь в мире предполагает в будущее возвестит вам» (Ин 16:13). Но Святые Отцы дали
качестве своего источника и цели вечную совершенную чёткие критерии такого толкования, предохраняющие
любовь между несколькими Божественными Лицами. Эта Церковь от соблазнов при неправильном изъяснении этих
любовь не является причиной Божественных Лиц, как отрывков. Свт. Григорий Богослов говорит, что их
утверждает католическое богословие, но последует Им. «надобно возводить к первой Причине, чтобы видеть, от
Иначе можно было бы представить себе безличную любовь Кого Дух, а не принять трёх начал, подобно
производящую и растворяющую человеческие личности… многобожникам»[21]. [21] Григорий Богослов, свт. Слово
Однако, несовершенная любовь между нами предполагает 31 // Творения. Т. I. С. 461.
20 «Троица» | Троица 3
http://900igr.net/fotografii/prazdniki/Troitsa/Troitsa.html
cсылка на страницу
Урок

Праздники

29 тем
Фото
Презентация: Троица | Тема: Религиозные праздники | Урок: Праздники | Вид: Фото