История психологии Скачать
презентацию
<<  История психологии как науки Средневековая психология  >>
Фотографий нет
Фото из презентации «История становления психологии» к уроку психологии на тему «История психологии»

Автор: Lada. Чтобы познакомиться с фотографией в полном размере, нажмите на её эскиз. Чтобы можно было использовать все фотографии на уроке психологии, скачайте бесплатно презентацию «История становления психологии» со всеми фотографиями в zip-архиве размером 403 КБ.

Скачать презентацию

История становления психологии

содержание презентации «История становления психологии»
Сл Текст Эф Сл Текст Эф
1История психологии лекция 2. Античность.0 19рождении управляющая часть души - «Tabula rasa»,0
2Первые представления о душе. Система первобытных0 готовая воспринять любые записи.
верований Мифология Художественное народное творчество 20Учение о познании. Мышление- продолжение ощущения,0
Религия Специфичны по способу получения, по форме светлый род познания (Демокрит) Мышление - дает знание
воплощения, по своему назначению - утилитарность. общего в виде понятий, или общих представлений, в этом
3Первые научные представления о душе. Направлены на0 его преимущество перед ощущениями, которые дают
объяснение души и ее функций Возникли в древней единичные представления Процесс познания понимается как
философии как учение о душе первая форма знаний, в неразрывный процесс от чувственной ступени к мышлению.
системе которой начали развиваться психологические Их механизмы сходны. Оба возникают потому, что извне
представления Являлись «первой научной гипотезой приходят образы.
древнего человека… которой мы сейчас обязаны 21Учение о познании. Стоики – внешнее и внутреннее0
существованием нашей науки» Л.С. Выготский. мышление Внутренний разум – способность следить за
4Античная философия. Психологические проблемы- часть0 соотношением вещей в ситуации и умение правильно
философии как способа рационального объяснения мира намечать соответствующее поведение. Образуется на
Древняя Греция, Рим Древняя Индия и Китай Проблема основе восприятия Внешнее мышление, или речь – речевое
преемственности в развитии психологических знаний, мышление, превращение внутренних мыслей во внешнее
взаимовлияния, взаимодействия. рассуждение анализ слова как явления языка Различие
5Античная философия. Ряд представлений о природе и0 обозначаемого, обозначающего и объекта. начало учения о
психике созвучны в философских школах древней Греции, слове и его происхождении (этимология). проблема
Индии и Китая Поиск первоначал, первооснов природных значения слова.
явлений Понимание души как источника движения 22Проблема чувств в античной психологии. Чувства в0
Приписывание психического всей физической природе Идея атомистической психологии рассматривались в связи с
переселения души. этическими проблемами как основание этики.
6Античная философия. Определяющее воздействие на0 удовольствие-неудовольствие как показатели полезного и
развитие европейской культуры оказала философия Древней вредного (Демокрит). Это критерии решения относительно
Греции. Психологические представления того, к чему стремиться и чего избегать Цель- спокойное
западно-европейской мысли берут свое начало в расположение духа, безмятежное состояние души,
Античности «в многообразных формах греческой философии свободной от страстей. Достигается, если сделать свои
уже имеются в зародыше, в процессе возникновения почти удовольствия независимыми от преходящих вещей, через
все позднейшие типы мировоззрений» (Ф. Энгельс) умеренность и гармоническую жизнь.
Сложились классические формы философии, гармонично 23Проблема чувств в античной психологии. Чувства-0
сочетавшие мировоззренческие этические, онтологические, помеха (Эпикур), для достижения удовлетворенного
гносеологичекие аспекты. Связаны с науками, направлены состояния нужно избегать душевных забот. Цель жизни-
на познание мира, утверждали роль опыта и разума. разумное удовольствие, свобода от неудовольствия,
7Античная философия. Восточная философская мысль0 телесных страданий и душевных тревог Главные чувства,
Глубина Духовность Представления о человеке Путях его нарушающие спокойствие духа, от которых он призывал
совершенствования Проблема синтеза идей 19-20 век – освободиться: Страх смерти Страх перед богами Способ
К.Г. Юнг (архетипы коллективного бессознательного), Э. победы над ними – теоретическое познание.
Фромм Современность – психологические идеи в буддизме. 24Проблема чувств в античной психологии. Лукреций –0
Методика прогрессивной релаксации Джейкобсона, АТ. чувства целиком зависят от разума, иначе они вводят
8Психологические идеи античности. Античную0 человека в заблуждение Стремления + чувствования =
психологию питал гуманизм греческой культуры с идеями аффекты Аффекты – чрезмерные противоразумные и
полноты жизни как гармонии телесных и духовных сторон, противоестественные движения души. Связанные с
культом живого, здорового и прекрасного тела, любви к неправильным представлением о вещах Желание- неразумное
земной жизни. интеллектуализма, преклонения перед стремление или поиски ожидаемого блага Удовольствие-
разумом. неразумное возбуждение от наличного блага Скорбь-
9Основные положения материалистического учения о0 неразумное душевное сжатие от наличного зла.
душе в античной философии. Материалистическое учение о 25Проблема чувств в античной психологии. 26 аффектов0
душе сложилось и развивалось как часть (стоики), классы аффектов Удовольствие (радость,
материалистической философии (6 в.до н.э.) Фалес наслаждение, веселость) Неудовольствие (печаль,
(вода), Анаксимандр, Анаксимен (воздух), Гераклит страдание) и его разновидности (обида, сострадание,
(огонь-Логос, разум)– учение о 4-х стихиях, лежащих в зависть, уныние, печаль, горе и дт.) Желание –
основе всего сущего Гераклит – Логос (огонь) это закон, потребность, ненависть, гнев, любовь, злоба, досада)
который, несмотря на изменения, оставляет строй целого Страх (боязнь, нерешительность, стыд, испуг,
неизменным. Душа- часть божественного огня, которая потрясение, беспокойство).
продолжает существовать и после выхода из тела 26Проблема чувств в античной психологии. Три стадии0
(смерти). нарастания аффективного состояния Под влиянием внешних
10Учение о душе в античной философии. Эмпедокл –0 воздействий наступают физиологические изменения в
учение о двух силах, управляющих смешением и организме; аффекты телесны и без телесных изменений нет
разделением элементов мира Связующая – Любовь аффектов Непроизвольно возникающее мнение о том, что
Разъединяющая –Ненависть Из 4-х элементов образуют весь произошло и как нужно реагировать. Это психический, но
мир З.Фрейд – соответствие психоаналитической теории о непроизвольный компонент Вмешательство разума разум не
двух первоначальных инстинктах –стремление к Эросу и дает влечению превратиться в аффект (на основе сужения
стремление к деструктивности (Танатосу), которые о ценности происходящего с т.зр. добра и зла) разум
направляют жизнь отдельного человека и развитие дает неправильное суждение и аффект возникает.
культуры в целом. Психоаналитическая концепция – основа 27Проблема чувств в античной психологии. Аффект имеет0
творчества многих художников и писателей 20в. свое основание в неправильном суждении – ошибка разума.
11Учение о душе в античной философии. Атомистический0 Его возникновение или невозникновение зависит от
материализм – вершина античного материализма (Демокрит, разума. При отсутствии разума аффектов нет – есть
Левкипп 5 в. до н.э.) Эпикур (4-3 в. До н.э.) Лукреций, естественные влечения (дети, животные, слабоумные)
стоики (3 в. До н.э.) в связи с изменением исторической Стоики: Отрицательное отношение к аффектам+ наличие
ситуации акценты смещались с анализа природы вещей добрых страстей (радость, осторожность, воля) Радость
(Демокрит) на анализ проблемы самого человека (Эпикур) (разумное возбуждение) – наслаждение
и решение личностью нравственных задач (стоики) Осторожность(разумное уклонение) – страх Воля (разумное
согласно стоикам, лишь путем сосредоточения на своей возбуждение)- желание.
внутренней жизни можно обрести свободу и независимость 28Проблема чувств в античной психологии. Рецептура по0
от внешнего мира. борьбе с аффектами (стоики) Не дать аффекту принять
12Античный атомистический материализм. Демокрит:0 внешнее выражение, бороться с внешним проявлением
сущее - 2 начала - бытие (неделимые атомы) и небытие страстей. Внешнее выражение укрепляет аффект Не
(пустота). Все состоит из атомов Все качества (вкус, преувеличивать аффект воображением Не спешить с
цвет) возникают в человеческом восприятии и являются одобрением аффекта «оттянуть последний этап нарастания
продуктом соединения атомов Эпикур: идея аффекта» (досчитать до 10) и создать расстояние между
самопроизвольного и спонтанного отклонения атомов, т.е. аффектом и деятельностью в направлении аффекта
наличие в самой материи источника ее движения. Отвлечься на воспоминания другого рода, например, при
13Античный атомистический материализм. Стоики: учение0 страхе вспоминать примеры мужества и выдержки
о стадиях эволюции мира. Вселенная как разум. Идея Разоблачить действия, на которые толкает аффект.
мирового цикла. Жизнь мира состоит из мировых циклов, 29Проблема воли и характера в античной психологии.0
которые бесконечно повторяются Над миром властвуют два Проблема воли разрешается на основе учения о
начала- закономерность, с которой следуют возникновение необходимости и случайности «ничто не происходит
и уничтожение, и рок, или судьба, как их проявление в случайно, есть некоторая определенная причина для
единичной человеческой жизни. всего, о чем мы говорим, что оно произошло спонтанно и
14Античный атомистический материализм. На основе0 случайно» Демокрит Все существующее в мире подчинено
физических представлений разрабатывалось необходимости. Жесткий детерминизм Движение души
психологическое учение о душе, познании, чувствах, всецело обусловлено извне Отрицание свободы.
воле, а также ставились и решались практические вопросы 30Проблема воли и характера в античной психологии.0
в области человеческого поведения. Эпикур - каждый человек наделен свободой воли Он
15Учение о душе. Душа - причина движения тела,0 находится не только под воздействием внешних сил, но и
продукт организации тела, не существует вне тела. является активным действующим субъектом, смеющимся над
Материализация души – душа не только рассматривается в судьбой, исполняющим намерения и достигающим блага при
единстве с телом (в этом состоит признак всякого жизни.
материалистического представления о душе) - она но сама 31Проблема воли и характера в античной психологии.0
является телом Аргумент- если душа движет телом, Лукреций: диалектическая концепция соотношения свободы
значит, она сама телесна, поскольку механизм действия воли и необходимости Стоики: поскольку все в
души на тело мыслится как материальный процесс по типу действительности подчиняется закономерности,
толчка Идея панпсихизма. происходящее с отдельным человеком разум воспринимает
16Учение о душе. Эпикур, Лукреций, стоики –0 как необходимое и естественное неумолимое действие
продолжили разработку идеи Демокрита о душе Эпикур - объективных обстоятельств. Человеку остается
душу имеют только те существа. Которые моут ощущать добровольно принимать предписанной судьбой. В этом
Стоики - 8 частей души: Управляющее начало (разум , следовании необходимости заключается свобода –
инстинкт)- ведущая часть дущи, и 7 подчиненных ему: 1) подчинение осознанной необходимости соединяются с
зрение, 2) обоняние, 3) вкус, 4) слух, 5) осязание, 6) утверждением чувства внутренней свободы, которое и
воспроизводящая часть, 7) голос и органы речи. делает человека способным отстаивать себя вопреки
17Учение о познании. В античном материализме0 обстоятельствам (идея, развитая далее в христианстве).
различается 2 вида познания – ощущение(восприятие) и 32Проблема воли и характера в античной психологии.0
Мышление Ощущения не возникают из ничего и не Вера стоиков в силу души перед судьбой – уважение к
обманывают. Ошибки – от вмешательства разума (Эпикур) сильному характеру Характер – это определенность,
Чувственное познание, «темное», ограниченное, т.к. не печать своеобразия, которая отличает поступки одного
может проникнуть в суть вещей (Демокрит). человека от другого и вызывает специфическое отношение
18Учение о познании. Учение Демокрита об ощущении0 человека к миру, себе и другим людям Наиболее ценные
содержит противоречие - в противопоставлении того, что черты характера: мужество, самообладание, спокойствие
существует «поистине» (объективно) и только «в общем духа, справедливость Характер основывается на
мнении»(чувственные качества) Философская проблема мировоззрении (представлении о благе, зле и
первичных и вторичных качеств, развитая в Новое Время безразличном).
(Локк, 17 в.) Восприятие- естественный физический 33Проблема воли и характера в античной психологии.0
процесс. Образ возникает без участие субъекта и лишь Формирование характера- через закаливание духа долгими
улавливается им (мы видим посредством вхождения в нас упражнениями, совершение поступков и наблюдение на
идолов-образов) Образы могут восприниматься любыми поступками героев и размышлением над ними Любой человек
частями тела. способен воспитать в себе сильный характер Человек в
19Учение о познании. Теория Демокрита- наивный способ0 философии стоицизма – свободное существо, действующее в
решить проблему процесса восприятия, но важно, что она соответствии с долгом. Идеал человека – независимость
сделана с материалистических позиций. Эпикур – от внешних обстоятельств, автономность,
целостная природа восприятия: все чувственные качества самодостаточность.
улавливаются не отдельно, а в сопровождении с целым 34Вопросы к семинарскому занятию по теме № 20
(гештальт?) Лукреций – останавливался на некоторых (самостоятельная проработка). Идеалистическая
вопросах восприятия – силе воздействия, способной психология Платона Учение Аристотеля о душе Учение
производить ощущения, восприятии расстояния. С его античных врачей Психологические идеи Древней Индии и
т.зр., чувства дают истинное познание Стоики – при Древнего Китая.
34 «История становления психологии» | История становления психологии 0
http://900igr.net/fotografii/psikhologija/Istorija-stanovlenija-psikhologii/Istorija-stanovlenija-psikhologii.html
cсылка на страницу
Урок

Психология

41 тема
Фото
Презентация: История становления психологии | Тема: История психологии | Урок: Психология | Вид: Фото
900igr.net > Презентации по психологии > История психологии > История становления психологии