История психологии Скачать
презентацию
<<  История становления психологии Развитие педагогической психологии  >>
Культура арабо-язычных народов в период Средневековья
Культура арабо-язычных народов в период Средневековья
Антропологическое и психологическое учение
Антропологическое и психологическое учение
Философско-психологическое учение
Философско-психологическое учение
Психологические воззрения Ибн Рушда
Психологические воззрения Ибн Рушда
Фото из презентации «Средневековая психология» к уроку психологии на тему «История психологии»

Автор: Гульнара. Чтобы познакомиться с фотографией в полном размере, нажмите на её эскиз. Чтобы можно было использовать все фотографии на уроке психологии, скачайте бесплатно презентацию «Средневековая психология» со всеми фотографиями в zip-архиве размером 226 КБ.

Скачать презентацию

Средневековая психология

содержание презентации «Средневековая психология»
Сл Текст Эф Сл Текст Эф
1Лекция 5. "Арабо-язычная средневековая4 12его учении сочетаются естественно-научная концепция3
психологическая мысль" психофизиологических функций и
2План: 1. Культура арабо-язычных народов в период6 философско-метафизическая теория души. Он разделял эти
Средневековья 2. Общие идейно-теоретические основы части своего учения, говоря о двух несовпадающих точках
арабо-язычной перипатетики 3. Антропологическое и зрения на душу - медицинской (естественно-научной) и
психологическое учение Ибн-Сины 4. Психологические философской, каждая из которых имеет собственную логику
воззрения Ибн-Рушда 5. Психологические воззрения развития. Философское учение о душе определялось им как
Альгазена. зона разграничения науки и религии, где достигается их
3Культура арабо-язычных народов в период4 согласование, а за ее пределами - поле свободного
средневековья. В средние века наблюдался активный выход исследования. Тем самым делалась попытка оградить
арабских племен на арену исторического процесса. Они естественно-научное знание о душе от вмешательства
распространились на огромные территории - от религии.
Аравийского полуострова до берегов Атлантики, с одной 13Ибн Сина творчески осмыслил и развил2
стороны, и до Индонезии - с другой. Образуется ряд психогуморальные идеи Галена,
арабских народностей, создавших свои государства. Более философско-психологическое учение Аристотеля и Платона
того, в средние века арабоязычный Восток начинает о душе. И если в своей медицинской концепции души он
играть вновь передовую роль в развитии мировой истории. являлся сторонником Галена и Аристотеля, то, давая ее
На определенном отрезке времени, пока сложившиеся философскую трактовку, он был близок к Платону и
феодальные отношения не стали тормозом общественного неоплатонизму. Огромна роль Ибн Сины в распространении
развития, Восток, и прежде всего арабо-язычные страны, в арабском мире идей античной научной и философской
стали носителем передовой философско-психологической мысли. Из арабских мыслителей своим духовным
мысли. Они первыми восприняли и продолжили изучение наставником Ибн Сина считал Аль Фараби. Важным
Аристотеля, обеспечив его преемственное исследование и общенаучным основанием учения Ибн Сины являлись также
перенеся позже его идеи на почву европейской культуры. достижения восточных натуралистов, прежде всего, в
4Самобытная культура, которая сложилась в XVII-XVIII3 области медицины. Исходным философским постулатом
вв. в этих странах, являлась синтезом ценностей, Ибн Сины было признание вечности материи, ее роли как
созданных арабами и народами, завоеванными ими. первоосновы вещей. Ибн Сина не являлся чистым
Интенсивные торговые связи, осуществляемые материалистом, но его мировоззрение по своей общей
арабоязычными странами, связывали их с другими направленности может быть охарактеризовано как
культурами и способствовали распространению на их материалистическое.
территориях научных достижений Греции, Рима, Индии, 14Психологические воззрения ибн рушда. Ибн Рушд (Ибн8
Китая. В феодальном арабском мире интенсивно Рушд Абу-ль-Валид Мухаммед Ибн Ахмед), или Аверроэс
развивались ремесла, торговля, мореходство; высокого (1126-1198) известный арабский мыслитель, приверженец
уровня достигла техника земледелия; возникали крупные опытного, точного знания, последний из крупных
богатейшие города, превратившиеся в очаги культуры, оригинальных представителей арабского перипатеизма,
образования, науки. В страны арабского халифата критик Аристотеля и Ибн Сины. Ибн Рушд жил в
стекалась научная литература со всего цивилизованного Испании в период Кордовского халифата. Не порывая с
мира. Есть сведения, что во время правления династии мусульманской религией, развивал материалистические
Аббасидов (XVIII-XVII вв.) в Багдад прибывали караваны, элементы философии Аристотеля. Говорил о вечности и
навьюченные книгами на всех известных языках. Все это несотворимости материи, отрицал бессмертие
способствовало тому, что на Востоке получают дальнейшее индивидуальной души и загробный мир. Критиковал
развитие ростки точного знания, зародившиеся в мистические идеи Альгазена. Велико его влияние на
эллинистический период и возникает ряд новых идей в философскую мысль западной Европы. Аверроэс считается
области психологии. В арабском мире господствовала автором самых глубоких комментариев к сочинениям
мусульманская религия. Но социально-экономические Аристотеля, которые помогли ознакомить Европу с
запросы, потребности развивающейся культуры требовали античной мыслью. Он дал новую трактовку
изучения работ "неверных", что и Аристотелевского учения о душе, о ее высшей способности
обусловливало рост научных представлений о мире, - разуме (нусе). Это было материалистическое объяснение
природе и человеке. души, связанной с телом.
5В работах Ибн Сины дается интересная возрастная5 15Аристотель говорил о "пассивном" и1
периодизация развития человека, Выделяется 4 основных "активном" уме как о материи и форме,
возрастных периода. Возраст "роста" возможности и действительности. "Пассивный"
("юность"), включающий младенчество, детство, ум под действием "активного" приобретает
подростковый возраст, период отрочества и полового форму; в нем актуализируется потенциально данное.
созревания, юношество. Он охватывает период от рождения Соответственно Аристотель делит душу на две части -
человека до 30 лет. Возраст "остановки роста" чувственную, возникающую, развивающуюся и исчезающую
("молодость") - от 30 до 40 лет. Возраст вместе с развитием и смертью тела и разумную,
"понижения при сохранении части сил" бессмертную. Это противоречие, заложенное в трудах
("зрелости") - от 40 до 60 лет. Возраст Аристотеля, пытались разрешить многие его
"упадка при ослаблении сил" последователи. Так, Александр Афродизийский (конец II -
("старость") - от 60 лет до конца жизни. начало III в.) считал, что "пассивный" ум
6Общие идейно-теоретические основы арабо-язычной6 индивидуален и преходящ, неотделим от других, более
перипатетики. Под влиянием освоения и творческого простых способностей души и развивается под влиянием
переосмысления Аристотеля в арабоязычной культуре внешнего Божественного разума. Но божество у него носит
сложились два наиболее ярких философских учения - Ибн условный характер. Соответственно личное бессмертие им
Сины (Авиценна) и Ибн Рушда (Аверроэса). В них были отвергается, он утверждает, что с уничтожением тела
сконцентрированы и получили интегрированное выражение исчезает и душа. Иное мнение высказывал Фелисий.
главные достижения ученых арабского мира в разных Он считал, что "потенциальный" и
областях знания, преимущественно в естественных науках. "актуальный" ум составляют одну божественную
Обобщив труды астрономов, географов, химиков, врачей субстанцию, отличную от всех других психических
Востока, накопленные наукой данные опытного познания, способностей. Она временно проявляется в теле и
Ибн Сина и Ибн Рушд создали учения, в основе которых сохраняется после его гибели. Тем самым доказывалось
лежали следующие постулаты: Природа вечна (со-вечна) индивидуальное бессмертие души.
божеству и ее законы не меняются произвольно. Душа 16Ибн Рушд дал свое решение этого вопроса, создав,1
обусловлена деятельностью тела. Индивидуальная душа не таким образом, учение - аверроизм. Он считал, что и
обладает бессмертием. Психические качества человека "потенциальный", и "активный" ум -
детерминированы естественными причинами, условиями одна субстанция, существующая вне индивида. Важнейшим
жизни, воспитания. же свойством души является чувствительность, благодаря
7Антропологическое и психологическое учение ибн3 которой она воспринимает "нус". Подобно
сины. Ибн Сина (Абу Али Хусейн ибн Абдаллах), или солнцу, действующему на зрение, "нус"
Авиценна (980-1037) - наиболее выдающийся ученый, один освещает индивидуальные души. И в них проявляется ум -
из самых ярких перипатетиков Средней Азии. Его отец, и потенциальный, и актуальный. С исчезновением тела и
Ибн Сина-Абдаллах - начальник сбора налогов в одном из соответствующих ему психических способностей
районов Бухары, являвшейся в конце 1 в. одним из (чувствительность), то, что было приобретено
крупнейших культурных центров Востока. В детстве божественным умом в итоге его актуализации в данной
Хусейна обучали Корану, адабу (грамматика, стилистика, душе, не исчезает бесследно, а поглощается им и
поэтика) и к 10-ти годам он достиг совершенства в этих существует как момент универсального разума,
областях. Началось его знакомство с точными науками: свойственного человеческому роду. Это - некое
арифметикой, алгеброй, логикой. Но скоро его учитель божественное истечение, эманация, исходящая из нижней
признался, что ему уже нечему учить мальчика, полностью сферы неба. Таким образом, отвергается идея
освоившего школьную программу, и предложил ему индивидуального бессмертия души.
продолжать образование самостоятельно. 17С Кораном было несовместимо также вытекающее из1
8Особое внимание в дальнейшем Ибн Сина обращал на1 учения Ибн Рушда утверждение о богоподобии человека.
изучение естественных наук. Есть сведения о том, что Человек, способный воспринимать божественный разум,
уже в раннем возрасте Ибн Сина начал заниматься соотносился тем самым с высшими духовными сущностями.
медицинской практикой, бесплатно помогая нуждающимся в Наконец, наличие универсального всеобщего разума
его помощи людям. В 17 лет он уже снискал славу как приводило к гуманистическому выводу о равенстве людей
искусный врач и даже был приглашен ко двору правителя по интеллектуальным способностям. Эта идея
Бухары Нуха ибн-Мансура, которого он вылечил, что не противоречила духу феодального общества с присущими ему
удавалось сделать ранее никому. За это он получил право принципами сословного строения. Много идей
пользоваться редчайшим собранием книг в эмирской высказал мыслитель и по частным вопросам
библиотеке, что имело большое значение в его психологического знания. В частности, исследуя
образовании и расширении знаний. В это время он освоил зрительное восприятие, Аверроэс показал, что
метафизику, изучил труды Абу-Насра Фараби, впервые чувствительным аппаратом глаза является не хрусталик, а
заявил о себе как об оригинально мыслящем ученом, сетчатая оболочка. Ибн Рушд защищал права науки на
вступив в письменную дискуссию с Беруни. К 18-ти годам независимость от догм религии, говорил о возможности
он закончил свое образование. "С тех пор у меня достижения глубин достоверного познания истины с
ничего не прибавилось", - напишет он позже в своей помощью разума. Пример тому - аподейктическое
автобиографии. толкование священных тестов, направленное, по сути, на
9Первые научные труды Ибн Сина пишет в 1000-10011 раскрытие противоречий в религиозных догматах.
гг.: по просьбе соседа он подготовил книгу, в которой 18Психологические воззрения альгазена. Ибн2
были изложены главные разделы философских наук Аль-Хайсам, или Альгазен (965-1038) - арабский ученый,
"Ал-Хикмат ал-арудийя". Своему другу он создатель психофизиологического учения о зрении. В
посвятил другой, не дошедший до нас, философский труд своем труде "Оптика" Альгазен рассматривает
"Получаемое и достигаемое" в 20 томах. В глаз как тончайший оптический прибор, математически и
начале века в Бухаре произошел дворцовый переворот, экспериментально обосновывает законы отражения и
старая династия пала. Это заставило Ибо Сину покинуть преломления света, определяя их в качестве причины
город. Начинаются его странствия. В поисках удобного возникновения чувственного образа. Он вскрывает роль
места для работы и спасаясь от преследований, он умственных актов как важной предпосылки осуществления
переезжает из одного города Средней Азии и Ирана в акта восприятия, позволяющей воспринимать форму и объем
другой. В Гурганже он встречает Абу-Убейда Джузджани, предметов, находить в них сходство и различия.
который, став учеником Ибн Сины, сопровождал его в Предметом его исследования были многие феномены
течение всей жизни и записал его автобиографию. В зрительного восприятия: бинокулярное зрение, смешение
Гурганже Ибн Сина пишет книгу "Каноны врачебной цветов, контраст, мышечные движения глаз и другое.
науки" и другие свои труды. В 1014-1023 гг. он Впервые он ставит вопрос о длительности психических
создает многотомную философскую энциклопедию актов, утверждая, что между раздражением зрительного
"Китаб аш-шиф" ("Книга исцеления"). органа и субъективным ощущением существует определенный
Непосильный труд, скитания, преследования промежуток времени, необходимый для передачи
подорвали здоровье ученого, и он умер в 1037 г. в г. возбуждения по нервам. Таким образом,
Хамадане, где и поныне сохраняется его могила. прогрессивная арабоязычная культура вернула в культуру
10Направления научной деятельности Ибн Сины. Ибн2 Европы античные интеллектуальные ценности, существенно
Сина- ученый-энциклопедист. Он работал в разных их обогатив. Она привнесла новые антропологические
областях знания и создал около 450 работ, из которых до идеи, наносящие серьезный удар по идеологии феодального
нас дошло около 240. Необыкновенно широка сфера его общества. Работы арабоязычных мыслителей формировали
научных интересов, включающая философию, медицину, интерес к человеку и его психическому миру, утверждали
логику, психологию, физику, астрономию, математику, в европейской научной мысли идеалы опытного познания.
музыковедение, химию, этику, филологию, языкознание. 19Словарь терминов. Аверроизм Перипатетики Пневма6
Главные области его научной деятельности - философия и Суфизм Фатализм.
медицина. Основные философские труды Ибн Сины - 20Вопросы для самопроверки. Какие подходы в понимании7
"Книга исцеления", "Указания и человека формируются в арабоязычной культуре?
наставления", "Книга знания". Философия Проанализируйте основные постулаты учений арабских
Ибн Сины по праву считается вершиной теоретической мыслителей Какие идеи лежали в основании учения Ибн
мысли стран Востока в раннем средневековье. Религии он Сины? Охарактеризуйте основные психологические идеи Ибн
противопоставил научное познание, основанное на опыте, Сины Как решал Ибн Рушд проблему "активного"
логических доказательствах. и "пассивного" ума? Кто из арабских
11Ибн Сина - один из величайших ученых-медиков в2 мыслителей специально занимался проблемой зрительного
истории человечества. Им создано около 50 трудов в этой восприятия?
области. В его главном медицинском трактате "Канон 21Темы курсовых работ и рефератов. Причины расцвета8
врачебной науки" (1012-1024 гг.) и других трудах аристотелизма на рабском Востоке Восточный перипатетизм
дается анатомическое описание человека, содержится как философско-психологическое учение Аль Фараби как
характеристика его телесной структуры, рассматриваются "второй Аристотель" - жизнь и творчество
проблемы нервных и психических болезней и их лечения. Идейно-теоретические основания арабоязычной философии и
Особенно важным является рассмотрение им взаимосвязи психологии Биография и психологическое наследие Ибн
между патологическими отклонениями в функционировании Сины Ибн Рушд как основоположник аверроизма Вклад в
организма и психическими состояниями больного. Книга развитие психологического знания Ибн Аль-Хайсама.
Ибн Сины была чрезвычайно популярна в Европе. В XII в. 22Список литературы. Аль Фараби. Существо вопроса //16
она была переведена с арабского языка на латынь, в XV Антология мировой философии: В 4-х т. М., 1969.
в. напечатана. По числу последующих переизданий она Завадовский Ю.Н. Абу Али Ибн Сина. Жизнь и творчество.
может соперничать с Библией (40 раз переиздавалась Душанбе, 1980. Ибн Габирол. Жемчужная россыпь //
полностью, много раз - в выдержках). Главным объектом Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни,
медицины Ибн Сина считает тело человека, а главными смерти и бессмертии. М., 1991. Ибн Габирол. Человек и
задачами - исследование причин его здоровья и его судьба // Человек. Мыслители прошлого и настоящего
нездоровья. Материальные причины состояния тела - о его жизни, смерти и бессмертии. М., 1991. Ибн Рушд //
"заложенные" в нем "основы" Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и
(элементы, соки, пневма). Действенные причины - Среднего Востока IX-XIV вв. М., 1961. Ибн Сина.
факторы, поддерживающие жизнь организма: воздух, пища, Избранное. М,. 1980. Ибн Сина. Избранные философские
вода, состояние жилища, половые и возрастные различия, произведения. М., 1980. Ибн Сина. Канон врачебной
сфера профессиональных занятий, привычки, время сна и науки. Ч.1. М., 1994. Ибн Сина. Книга о душе // Ибн
бодрствования, душевный покой. Сина. Избранные философские произведения. М., 1980.
12Особенности и источники развития научного3 Ренан Э. Аверроэс и аверроизм / Пер. с франц. Киев,
мировоззрения Ибн Сины. Ибн Сина - сторонник опытного 1903. Сагадеев А.В. Ибн Рушд (Аверроэс). М., 1973.
познания, естествоиспытатель, последовательный борец с Сагадеев А.В. Ибн Сина (Авиценна). М. 1985. Степанянц
астрологией и суевериями, видный арабский перипатетик. М.Т. Арабская философия // Человек. Мыслители прошлого
Он широко развернул опытное исследование и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М.,
психофизиологических явлений, исходя из идей отсутствия 1991. Терновский В.Н. И.С. Авиценна. М., 1969. Шидфар
бессмертия индивидуальной души, ее материальности. В Б.Я. Ибн Сина. М., 1981.
22 «Средневековая психология» | Средневековая психология 92
http://900igr.net/fotografii/psikhologija/Srednevekovaja-psikhologija/Srednevekovaja-psikhologija.html
cсылка на страницу
Урок

Психология

41 тема
Фото
Презентация: Средневековая психология | Тема: История психологии | Урок: Психология | Вид: Фото