Культура ислама Скачать
презентацию
<<  Культура мусульманских стран Искусство ислама  >>
Помимо двух арабских племен аус и хазрадж, здесь обитало много евреев,
Помимо двух арабских племен аус и хазрадж, здесь обитало много евреев,
Помимо двух арабских племен аус и хазрадж, здесь обитало много евреев,
Помимо двух арабских племен аус и хазрадж, здесь обитало много евреев,
Мекка
Мекка
Медина
Медина
Ансамбль Шахи-Зинда (10-11 вв) в Самарканде
Ансамбль Шахи-Зинда (10-11 вв) в Самарканде
Шах Файсай (Исламабад)
Шах Файсай (Исламабад)
Шах Файсай (Исламабад)
Шах Файсай (Исламабад)
Минарет Вазир Кхано (Лахор)
Минарет Вазир Кхано (Лахор)
Минарет Вазир Кхано (Лахор)
Минарет Вазир Кхано (Лахор)
Минарет Вазир Кхано (Лахор)
Минарет Вазир Кхано (Лахор)
Михраб
Михраб
Мечеть Куббат ас-Сахра в Иерусалиме
Мечеть Куббат ас-Сахра в Иерусалиме
Мечеть Омейядов
Мечеть Омейядов
Арабо-мусульманская культура
Арабо-мусульманская культура
Арабо-мусульманская культура
Арабо-мусульманская культура
Арабо-мусульманская культура
Арабо-мусульманская культура
Дом для омовений
Дом для омовений
Дом для омовений
Дом для омовений
Дом для омовений
Дом для омовений
Мечеть пророка в Меддине
Мечеть пророка в Меддине
Мечеть пророка в Меддине
Мечеть пророка в Меддине
Кулильница в форме льва, 11-12 вв
Кулильница в форме льва, 11-12 вв
Жерло фонтана в виде льва, 12 в
Жерло фонтана в виде льва, 12 в
Шкатулка Аль-Магира, 986 г., слоновая кость
Шкатулка Аль-Магира, 986 г., слоновая кость
Керамическое блюдо, 10 в
Керамическое блюдо, 10 в
Тарелка с изображением знаменосца, 10 в
Тарелка с изображением знаменосца, 10 в
Тарелка с изображением знаменосца, 10 в
Тарелка с изображением знаменосца, 10 в
Поскольку живопись не получила значительного развития, ограничиваясь
Поскольку живопись не получила значительного развития, ограничиваясь
Тадж Махал в Агре
Тадж Махал в Агре
Золотая Мечеть Богдад
Золотая Мечеть Богдад
Золотая Мечеть Богдад
Золотая Мечеть Богдад
Медресе Шир-Дор в Самарканде
Медресе Шир-Дор в Самарканде
Медресе Шир-Дор (Самарканд)
Медресе Шир-Дор (Самарканд)
Медресе Шир-Дор (Самарканд)
Медресе Шир-Дор (Самарканд)
13
13
Как свидетельствует надпись, каталог, на который ссылался Юнус,
Как свидетельствует надпись, каталог, на который ссылался Юнус,
Планисфера Аль-Идриси считалась первой научной картой мира
Планисфера Аль-Идриси считалась первой научной картой мира
Фото из презентации «Арабо-мусульманская культура» к уроку религии и этики на тему «Культура ислама»

Автор: Маринин компик. Чтобы познакомиться с фотографией в полном размере, нажмите на её эскиз. Чтобы можно было использовать все фотографии на уроке религии и этики, скачайте бесплатно презентацию «Арабо-мусульманская культура» со всеми фотографиями в zip-архиве размером 1050 КБ.

Скачать презентацию

Арабо-мусульманская культура

содержание презентации «Арабо-мусульманская культура»
Сл Текст Эф Сл Текст Эф
1Арабо-мусульманский тип культуры.0 38последний сын умер в младенчестве незадолго до смерти0
2Арабо-мусульманский тип культуры. 1. Общая0 отца, т.о. наследственная передача власти исключалась.
характеристика. 1.1. Периодизация. 1.2. Географическое Бедуины отказывались платить налоги Медине,
положение. 1.3. Оазисы. 2. Джахилийа 3. Мекканский нарождающемуся теократическому государству. В Аравии
период. 3.1. Великое начало. 3.2. Ранние годы начиналась племенная вольница. Выдвинулись различные
Мухаммада. 3.3. Встреча на горе Хира. 3.4. Первая лжепророки, оспаривавшие возвещенную Мухаммадом истину:
мусульманская община. 3.5. Ночное путешествие и Мусайлима, Тулайха, Саджах. Необходимо было срочно,
вознесение. 3.6. Начало мусульманской эры. 4. Мединский чтобы сохранить власть, из мухаджиров или ансаров
период. 4.1. Кибла. 4.2. День Различения. 4.3. выбирать приемника, который возглавил бы общину
Подчинение Мекки. 4.4. «Год посольств». 4.5. верующих. На собрании победили соплеменники Мухаммада,
«Прощальное» паломничество. и первым «заместителем Посланника Аллаха», халифом,
35. Исламизация и арабизация. 5.1. Арабский Халифат.0 стал АБУ БАКР, когда-то осуществивший вместе с пророком
5.2. Раскол. 5.3. Споры о верховной власти. 5.4. хиджру, отец любимой жены пророка – Аиши, на руках
Омейяды. 5.5. Аббасиды. 6. Коран. 6.1. Собирание которой последний скончался.
проповедей пророка. 6.2. Структура Корана. 7. Сунна. 8. 39Абу Бакру пришлось действовать в смутные времена0
Шесть опор. 9. Пять столпов веры. 10. Мусульманское отступничества, однако, он организовал ряд походов и
право. 11. Суфизм. 12. Художественная культура. 13. усмирил неверных, став главой обширного Арабского
Фальсафа (философия). 14. Наука. халифата (632 – 634). При нем арабские завоевания
41. Общая характеристика. 1.1. Периодизация.0 впервые вышли за пределы Аравийского полуострова:
Поскольку любая культура описывается ценностями, военачальник Халид стал мечом ислама в Приевфратье,
которые характеризуют ее культурное пространство, и взяв Хиру – столицу арабского христианского княжества,
нормативами, в которых формализуются эти ценности, а вассального Ирану, разбил византийскую армию в
также составом знания, содержание которого составляет, Палестине и арабов-христиан у границ Византии. После
помимо предшествующего как смыслообразующего фундамента смерти первого халифа его преемником становится ОМАР
еще и то, чт? исходя из него поставляется и как в ходе (634 – 644), «халиф халифа», которому община единодушно
динамики культурного развития, то необходимым присягает на верность. За годы его правления в
оказывается собственно рассмотрение качества этого мусульманское государство вошли Сирия, Месопотамия,
фундамента как пространственно-временного континуума, Палестина, Египет – области, где жили пророки, о
его становление и модернизация. Арабо-мусульманским которых говорится в Коране. Третьим халифом становится
типом культуры называют культуру, которая сложилась на ОСМАН (644 – 656), выбранный советом, назначенным
основе последней по времени возникновения мировой Омаром перед смертью. При нем государство продолжало
религии – ИСЛАМА (первая половина VII в.). Его расширять свои границы. На Средиземном море военный
становление полно драматических событий, которые флот успешно действовал против Византии. Пала держава
определили дальнейший ход развития этой культуры. И Сасанидов. Мусульмане закрепились в Северной Африке
здесь узловым моментом истории, отправной точкой вплоть до Туниса и в Закавказье.
отсчета становится судьба основоположника ислама – 40Шах Файсай (Исламабад).0
МУХАММАДА. 415.2. Раскол. Выдвижение халифской родни на ключевые0
5Поэтому на некоторых чертах его биографии0 посты и выплаты, которые ОСМАН производил из общей
необходимо остановиться подробнее, чтобы понять, каким казны вызывали недовольство в столице и особенно в
образом через человека проходят силовые линии истории, новых провинциях – Ираке и Египте. Недовольные его
и как он становится творцом культуры. В связи с этим правлением из Египта, Куфы и Басры вели переговоры с
приводим периодизацию становления арабо-мусульманской халифом, который обещал выполнить их условия, но в руки
культуры, которая включает в себя ее важнейшие этапы, египтян попало секретное письмо с печатью халифа, где
обусловленные судьбой Мухаммада и судьбами ислама: он приказывал египетскому наместнику казнить смутьянов.
джахилийа (доисламская эпоха) мекканский период (570 – Тогда они потребовали его отречения и осадили его дом.
622) (начало мусульманской эры) мединский период (622 – В стычке Осман был убит. После падения Османа в
632) исламизация (VII - VIII в.) расцвет культуры в исламском мире возник глубокий раскол. Близкие
эпоху Аббасидов (750 – 1258). родственники пророка полагали, что только религиозная
61.2. Географическое положение. Прежде, несколько0 святость дает право на власть, а эта святость
слов о географическом положении и ландшафте, в котором передается лишь через прямых наследников Мухаммада. В
образуется арабо-мусульманская культура. Аравийский 656 г. представители Египта и Ирака предложили избрать
полуостров – то место на карте мира, где впервые новым халифом АЛИ ибн Абу Талиба, двоюродного брата
возникает ислам. Местные жители называют это пророка, женатого на его дочери Фатиме. Однако с этим
пространство «аль-Джазира аль-араб», т.е. «остров решением согласились не все. Вокруг Али сплотились
арабов», поскольку Аравия отделена от остального мира недовольные халифатом, создав партию ШИИТОВ. Так Али
морями и пустынями. Такое название говорит само за положил начало имамату, и в Халифате началась
себя: эта отгороженность способствовала возникновению многолетняя смута.
на протяжении тысячелетий особой культурной среды. Но 425.3. Споры о верховной власти. В Битве Верблюда 6560
реальный полуостров, самый большой по площади в мире, г. близ Басры Али нанес поражение войску мухаджиров
представляет собой гигантское плато. Большая часть его Талхи и аз-Зубайра. Оба погибли, а вдова пророка и их
занята пустынями и полупустынями с пересыхающими летом союзница Аиша была пленена. После захвата Басры Али
руслами рек. В центре – обширное нагорье, где летом перенес свою резиденцию в Куфу, откуда начал борьбу с
температура превышает 50? С. Внутренние районы наместником Сирии Муравийей, родственником халифа
засушливы, засуха нередко длится годами. Такое ОСМАНА. В 657 г. на берегу Евфрата произошло
географическое положение создает определенную среду столкновение с сирийцами, поддержанными полководцем
обитания, которой и объясняется однородность населения, Амром ибн ал-Асом, покорителем Египта. Их спасла от
выражающаяся в культурной и религиозной близости полного разгрома уловка последнего. Он велел своим
живущих в почти экстремальных условиях племен. воинам, зная набожность Али, прикрепить к копьям свитки
7Когда-то Аравия являлась частью Африканского0 Корана и воззвал именем Книги Аллаха к третейскому
континента, но сотни миллионов лет назад Африку суду. Али остановил сражение и велел начать переговоры.
разделила гигантская трещина, которую заполнило Красное Но 12 тыс. бойцов покинули лагерь Али, считая, что
море. Отходя от Африки, аравийское плато накренялось божий суд уже совершился и люди не вправе оспаривать
таким образом, что его западная часть поднялась, его решение. Их стали называть ХАРИДЖИТАМИ (ушедшими).
образовав возвышенности и горные цепи Хиджаза 43Они выступили и против Али, и против Муравийи.0
(«барьер») и Асир («трудный»), а восточная опустилась. Хариджиты избрали своего халифа Абдаллаха ибн Вахба,
Большинство населения арабов («лихой наездник») рядового воина. Но после того как Али уничтожил их
составляли кочевые племена бедуинов, верблюжьи и конные отряд, примирение стало невозможно, и в 661 г. у выхода
отряды которых грабили караваны, считая свою добычу из мечети в Куфе Али был убит одним из хариджитов.
вполне законной. Но были и оседлые городские племена. В Халифом стал Муравийя, основавший династию Омейядов
трудных природных условиях преимущественным занятием (661 – 750). Ему удалось откупиться от внука пророка
арабских племен было скотоводство. ХАСАНА, старшего сына Али и Фатимы, и расправиться с
81.3. Оазисы. Можно выделить два знаменитых оазиса,0 его младшим братом ХУСЕЙНОМ, поднявшим мятеж против
которые осуществляли посреднические торговые операции халифа. Хусейн был растерзан на части, и после стал
между разными странами. Через эти станции проходила святым мучеником всех шиитов, ежегодно отмечавших день
дорога торговых караванов из Йемена и Эфиопии в его гибели торжественными процессиями и самобичеванием.
Палестину и Месопотамию. Одним из таких торговых Споры о верховной власти в Халифате привели к
городов и главным религиозным центром была Мекка – разделению мусульман на СУННИТОВ, ШИИТОВ и хариджитов.
родина МУХАММАДА, где обитало, среди иных, племя 445.4. Омейяды. После скоротечного правления ХАСАНА,0
курайш, к которому принадлежал будущий пророк. Мекка старшего сына АЛИ, власть в халифате перешла к Омейядам
расположена в одной из долин Хиджаза, горной цепи вдоль (661 – 750), курайшитам из рода омейя, родственникам
Красного моря. Среди прочих мест поклонения было здесь ОСМАНА ибн Аффана. После смерти Муравийи (661 – 680),
и святилище КААБА, хранилище племенных идолов и который был провозглашен халифом в Иерусалиме еще до
договоров, куда на ежегодное паломничество собирались в убийства Али, шииты попытались сделать халифом второго
священные месяцы примирения оседлые и кочевые сына Али, ал-Хусайна (ХУСЕЙНА), которого считали своим
аравийские племена. Этому святилищу, собственно, и духовным руководителем – ИМАМОМ. Хусейн пал в неравном
обязан город своим возникновением. Здесь особо бою, заслужив имя аш-ШАХИД, Величайший Мученик.
почитался АЛЛАХ. Другим значимым центром был Йасриб Омейядские халифы продолжили завоевания, начатые их
(нынешняя Медина). Это был центр межрелигиозной связи предшественниками. При них исламу покорилась вся
Аравии. Северная Африка, мусульманские отряды через Гибралтар
9Помимо двух арабских племен аус и хазрадж, здесь0 (Гебель ал-Тарик – «скала Тарика», пролив, названный в
обитало много евреев, которые имели несколько кланов и честь мусульманского полководца) высадились в Испании,
занимали отдельные части города. В близком соседстве с вторглись во Францию. На Востоке воины ислама захватили
Йасрибом находилась иудейская колония, к северу от нее Хорезм, Бухару, Самарканд и др. города Центральной
– Тейма и, в конце концов, не так уж далеко отсюда – Азии. Утвердились в Армении, Азербайджане, Западной
Синай и Иерусалим. Мекка и Медина впоследствии станут Грузии, совершали набеги на земли хазаров на границах
священными местами, которых объединит имя пророка под Южной Руси. Исламские крепости строились на Инде и на
общим зеленым знаменем ислама. европейском берегу Атлантики.
102. Джахилийа. Этот период мусульманская традиция0 45В состав Халифата вошли древние развитые культуры –0
называет временем невежества и грубости. Джахилийа – византийская с ее эллинистическим и римским наследием,
собственно доисламская эпоха, языческий период арамейская, иранская, культуры народов Закавказья,
арабо-мусульманской культуры. По данным археологов люди Центральной Азии, Индостана. К началу VIII в. языком
обитали на аравийском полуострове еще в X в. до н.э. делопроизводства становится арабский. При Омейядах
Эту землю в античности называли «Счастливая Аравия». народы, вошедшие в исламское государство, приводятся к
Здесь найдено множество письменных свидетельств о царях форме мусульманской культуры. Складываются каноны
и войнах, торговых экспедициях, поклонении божествам и мусульманского зодчества. В Иерусалиме был возведен
строительстве городов (города обносились стенами из позолоченный купол Мечети Скалы (Мусджид ас-Сахра, 691
гигантских каменных глыб и защищались мощными башнями). г.). В Дамаске (Дамасский Халифат) Церковь Святого
Аравитяне сооружали плотины, выкладывали камнями Иоанна стала ядром Мечети Омейядов (705). Вновь была
террасы на горных склонах и засыпали их плодородной перестроена Мечеть Пророка. Теперь направление на Каабу
землей из долин. Их можно назвать искусными внутри МЕЧЕТИ стало обозначаться специальной нишей –
земледельцами. Географическое положение помогало МИХРАБ, а призыв на молитву (АЗАН) – возглашаться
развитию торговли. Древнейшие Сабейское и Минейское МУЭЗЗИНОМ с башен первых МИНАРЕТОВ. Сложились основы
царства выступали торговыми посредниками между Западом мусульманской государственности – военной мощи,
и Востоком. управления, налогообложения, денежного обращения,
11Ладан, мирра, бальзам, корица, а также жемчуг,0 судопроизводства. Развилась исламская наука – теология,
кораллы, драгоценные камни обменивались на красное и которой занимались мусульманские ученые – улама. И хотя
эбеновое дерево из Африки, слоновую кость и золото из ОМАР II стремился примирить династию с хариджитами,
Индии. Главный торговый путь «благовоний» шел с сторонниками Али и Абасидами, пришло время новой эпохи.
юго-запада вдоль берега Красного моря на север к Тиру и 46Минарет Вазир Кхано (Лахор). Минарет аль-Мальвия в0
Дамаску. Когда в дельте Нила и в Месопотамии Самарре (Ирак) Высота свеше 50 метров Возведен в
зарождались мощные цивилизации, в плодородных долинах 840-850г. Минарет Бухаре (Узбекистан) Высота 48 метров
Аравии на юго-западе полуострова возникали первые Возведен в 1127 г.
древние государства. К концу II тыс. до н.э. культура 47Михраб.0
Аравии достигла высокого уровня: применялось алфавитное 48Мечеть Куббат ас-Сахра в Иерусалиме. 691.0
письмо, на юге сложилась традиция монументальной 49Мечеть Омейядов. Внутренний двор.0
архитектуры, фрески и скульптуры изображали людей и 500
животных. Позднее, общаясь с греко-римским, а потом и 51Дом для омовений. Люстра. Интерьер дома для0
византийским миром, арабы познакомились с иудаизмом и омовений.
христианством, распространившимся на полуострове во II 52Мечеть пророка в Меддине. Мечеть в Мадресе.0
– V вв. Тогда же полуостров оказывается в центре 535.5. Аббасиды. Окончательное сложение0
ирано-византийского противостояния. Торговля и города мусульманского суннитского богословия и культурный
приходят в упадок. Подъем в Аравии происходит вместе с расцвет Халифата приходится на эпоху Аббасидов (750 –
зарождением новой веры – ислама – в конце VII в., 1258). Аббасиды – потомки дяди пророка ал-Аббаса ибн
история возникновения которого связана с важнейшими Абд ал-Мутталиба ибн Хашима. Создав тайные общества,
событиями в жизни его основателя – МУХАММАДА ибн они воспользовались распрями между Омейядами и
Абдаллаха. междоусобицами арабских племен для начала вооруженной
123. Мекканский период. 3.1. Великое начало. Этот0 борьбы. Пришли к власти в результате победы над
период аравийской истории и культуры получил свое Омейядами, консолидировавшись с ШИИТАМИ, и в 749 г. в
название в связи с теми значительными изменениями в Куфе народ присягнул победоносному черному стягу и
обществе, которые начали происходить в Западной Аравии первому халифу новой династии Абу-л-Абассу ас-Саффаху,
в результате выдвижения на передний план мировой или Щедрому. Приемник ас-Саффаха халиф ал-Мансур (годы
истории легендарного МУХАММАДА (570 ? – 632). Согласно правления 754 – 775) основал в 762 г. столичный Город
преданию, он родился в тот год (570), когда союзница Мира, более известный как Багдад. Так возникает
Византии христианская Абиссиния (Эфиопия), имея дальние Багдадский Халифат Аббасидов в отличие от Дамасского
планы против персидского царя, верховодившего в Халифата Омейядов. В битве у среднеазиатской речки
северо-восточной Аравии, при участии многочисленных Талас в 751 г. мусульмане наносят сокрушительное
боевых слонов, составлявших для аравитян невиданную поражение китайской армии, после чего ислам в
диковинку, обложила Мекку. Владевшее Меккой племя Центральной Азии восторжествовал окончательно.
курайшитов со своими союзниками заперлись в городе и Мусульманские книгоиздатели стали переходить на бумагу,
приготовились к осаде. Но в первую же ночь в стан изобретенную в Китае, отказавшись от пергамента.
абиссинцев прокралась страшная и неведомая болезнь, от 54В Багдадском Халифате арабы, кроме потомков0
которой большая часть войска погибла, а остальная Мухаммада, утратили свое исключительное положение в
бежала в Йемен, но по дороге была перебита бедуинами. обществе, – их уровняли в правах с прочими
13Мекка.0 мусульманами. Пределы государства больше не
14Таким образом, плану двинуться из Йемена (Южная0 расширялись. Важным фактором распространения и
Аравия) через Хиджаз (Западная Аравия) в Йасриб и укрепления арабо-мусульманской культуры была
оттуда к Персидской границе не суждено было случиться, исламизация, быстроте которой способствовал
поскольку при этом нельзя было миновать знаменитую экономический фактор: после переходе в ислам христиане
Мекку. Но эта страшная ночь положила конец не только Византии и зороастрийцы Ирана платили в казну халифата
дальнейшим военным предприятиям абиссинцев, но и самой только десятину, а не мусульмане обязаны были
их власти в южной Аравии и союзу с Византией. выплачивать более тяжелый поземельный налог и подушную
Воспользовавшись неудачей африканских союзников подать. Другим важным фактором распространения культуры
Византии, персидский царь выдворил их из Йемена и на стала арабизация, которая проявлялась в расселении
некоторое время установил там свое владычество. В эту арабских племен на захваченных территориях и приводе в
же самую ночь 570-го года, когда рука судьбы истребила гарем представительниц местного населения при
союзников его врага, совершилось еще одно дурное уничтожении его мужской части. Арабизации
предзнаменование: все священные сосуды в дворцовом способствовало и то, что арамейское население Сирии и
храме были опрокинуты и разбиты, и символ верховного Ирака говорило на близком арабскому языке. А главное –
божества иранцев Ахурамазды – никогда негасимый огонь – Коран имел свое сакральное значение только на языке
внезапно потух… Так, 570 год входит в историю, как год оригинала, переводить книгу запрещалось, поэтому
рождения новой религиозно-политической силы, приходилось изучать ее в подлиннике. Знание языка
впоследствии объединившей народы Востока и покончившей давало многочисленные преимущества: на службе, в
с вековечной распрей греческого и персидского торговле ит.д. Так арабский язык становится в халифате
владычеств разрушением обоих. скрепляющим культуру в единое целое средством
15Ни греческий император, ни персидский царь не могли0 коммуникации.
знать, что в эту легендарную ночь в доме беднейшей 556. Коран. 6.1. Собирание проповедей Пророка.0
мекканской семьи Абдаллаха (букв. «служитель божий») и Смыслообразующим ядром исламского мира является Коран
Амины («верная») родится олицетворение этой силы. (Священное Писание), на котором строится вероучение,
Правда, об этом не узнает и его собственный отец. В культ и образ жизни. Это сборник пророческих
данном случае для культурологии не столь важно, было в откровений, полученных частями неграмотным Мухаммадом
действительности или нет, это мистическое стечение от Аллаха через посредничество его ангела как
обстоятельств в одной узловой точке истории, важно предвечное и несотворенное слово божье. Здесь
другое, а именно культурно-исторический смысл данной говорится, что весь окружающий мир своим существованием
легенды, в которой удостоверяется как предопределенный обязан воле Аллаха, отсюда – предписания верным и
факт пророческой миссии Мухаммада. предостережения нерадивым. Ниспослание от Господа
163.2. Ранние годы Мухаммада. МУХАММАД происходил из0 миров. Разве же и этим Повествованием вы небрежете?
рода хашим племени курайшитов, хранителей мекканского (56: 80 – 81). Сначала пророк передавал услышанное
святилища, но главенствовал в племени род омейя. Его посвященным, по мере роста общины откровения
отец Абдаллах умер до рождения сына, мать Амина передавалось по памяти из уст в уста. Знающие Коран
скончалось, когда мальчику исполнилось шесть лет. наизусть стали называться хафизами. Первым хафизом был
Мухаммад был отдан кормилице и до пяти лет жил у сам пророк. Многие из хафизов полегли в битвах с
бедуинов племени саад. Его покровителем в Мекке стал лже-пророками, чтобы сохранить Коран для будущих
дед Абд ал-Муталлиб, а затем дядя – Абу Талиб. В 12 лет поколений.
совершает вместе с дядей поездку по торговым делам в 56Ближайшие сподвижники Мухаммада записывали0
Сирию. Там впервые Мухаммад соприкасается с миром отдельные проповеди на пергаменте, верблюжьих лопатках,
иудеев, христиан и других религиозных общин, черепках. АБУ БАКР поручил писцу пророка мединцу Зайду
контрастным по отношению к языческой родо-племенной ибн Сабиту записать на свитках весь текст. Эти свитки
среде, в которой он родился и вырос. Эти первые Абу Бакр передал ОМАРУ. Как единый и окончательный
впечатления возбудили в нем то напряжение духовных сил, текст Коран был установлен, согласно исламской
которое его подготовило к великой миссии создателя традиции, между 650 и 656 гг. по воле третьего халифа
новой религии. С 15 лет он сам зарабатывает себе на ОСМАНА. В основу канонического текста лег список Зайда.
пропитание: пасет овец, торгует, ходит с караванами. В Он возглавил специальную коллегию для составления
21 год получает репутацию амина – надежного человека. композиции текста, принцип которой опирается на
Позднее, став приказчиком у богатой вдовы Хадидже, следующее умозаключение: поскольку Коран – небесная
совершает второе путешествие в Сирию по ее торговым книга, то у нее не должно быть ни начала, ни конца.
делам. 576.2. Структура Корана. Структуру книги составляют0
17Здесь уже он целенаправленно знакомится с0 114 СУР (глав), отделяющихся друг от друга БАСМАЛОЙ.
религиозными общинами, образом жизни, идеологией. Главы расположены по мере убывания количества АЙАТ в
Встречается с христианскими монахами. Немаловажную роль суре за исключением ФАТИХИ ( Окрывающей главы),
в судьбе создателя ислама сыграли и рассказы иудеев о являющейся символом веры в исламе. Следующая сура
том, что новым пророком будет выходец из аравитян. В 25 «КОРОВА» – самая протяженная (ее называют «маленьким
лет он женится на богатой вдове Хадидже. Позже она Кораном»). Суры делятся на мекканские, явленные в Мекке
первая поверит в пророческую миссию Мухаммада, не жалея до хиджры, и мединские. Стиль ранних сур более образный
для ее реализации ни сил, ни средств. От их брака и воодушевленный, мединского же периода – строже, в них
родится дочь Фатима, которая станет женой АЛИ, его преобладают предписания и разного рода установления. Но
двоюродного брата. Общий догмат иудеев и христиан о в Коране расположение сур этих периодов не подчиняется
единобожии способствовал кристаллизации хронологическому принципу. Способ заглавия некоторых
монотеистической идеи у Мухаммада. Но с другой стороны, сур приводит к разночтениям: названия состоят из одной
послужила дополнительным стимулом поиска своего буквы или сочетания букв и отражают не столько
истинного пути к богу их взаимная неприязнь друг к содержание, сколько акцентируют ключевые слова,
другу, основанная на обвинении в заблуждении, в встречающиеся в данной суре, что приводит к
следовании неверным путем. Стержневым моментом Корана неоднозначности смысла или утрате его заглавия.
является критика тех сторон иудаизма и христианства, по Арабское письмо не передает кратких гласных, поэтому
которым они вели ожесточенные споры. Будущее для облегчения понимания в конце IX в. в тексте
избранничество Мухаммада подготавливалось цепью появляются букворазличительные точки, а позднее –
различных событий, в том числе и тем, когда он вместе с огласовки, что устраняет разночтения.
сородичами занимался перестройкой святилища КААБЫ: 58Для удобства чтения и запоминания Коран делится на0
вынимал священный Черный камень, а потом 30 разделов и 60 полуразделов. К X в. были приняты как
собственноручно водружал его на прежнее место. одинаково допустимые 7 способов распевного чтения:
18Медина.0 знаки подсказывают певцу, где надо сделать паузу, как
193.3. Встреча на горе Хира. Ближе к сорока годам,0 долго ее держать, в каком месте понизить или повысить
когда высвобождается время от трудов праведных, и, голос. Итак, в Коране заключены ценности и нормативы
бросив торговые дела, он предается религиозным арабо-мусульманской культуры как ее фундамент, а
размышлениям. Его посещают экстатические состояния, расположение сур по принципу убывания «знамений»,
смутные видения, малопонятные голоса… И до Мухаммада в составляя «ряд в каменной кладке», символизирует
Аравии были праведники-пророки (ханифы), которые «чтение вслух» как опору в покорности воле Аллаха и
отвергали племенных богов и их идолов, верили в единого восхождение в этой покорности.
бога, но не считали себя ни христианами, ни иудеями. И 597. Сунна. Помимо Священного Писания вероучение0
Мухаммад стремится восстановить древний завет Авраама в ислама обладает священным Преданием – Сунной, путем или
среде аравитян. Он призывает отдать себя воле Аллаха, примером посланника Аллаха. Ее составляет собрание
единому и всемилостивейшему, а так же соблюдать рассказов (хадисов) из жизни Мухаммада, дающие ответы
завещанные им нормы жизни, к числу которых относит на все вопросы личной и общественной жизни человека.
неприятие ростовщичества, соблюдение честности в Это – деяния пророка, его высказывания и молчаливое
торговле и справедливости в отношении к бедным. одобрение, которое он выказывал на слова и поступки
Поначалу он считает иудеев и христиан своими окружающих. Священное Предание признается всеми
единомышленниками, поскольку все они верят в единого течениями ислама (ШИИТЫ предание о словах и действиях
бога, отвергая идолопоклонство; внимают божественному пророка и имамов называют хабар, ахбар – известия, но
откровению, снисходящему через пророков; признают их содержания весьма отличны от текстов Сунны) как
наличие греха и воздаяния, ожидая судного дня в конце важнейший источник веры после Писания, усвоение которых
времен, уготавливающего рай праведным и ад грешникам. обязательно для каждого осознающего себя мусульманином.
20В 610 г., предаваясь ночным бдения в пещере горы0 Хадис состоит из двух частей: собственно содержание
Хира близ Мекки, Мухаммаду нисходит откровение. Вот как хадиса, текст (матн) и предваряющая его цепь тех
это было. Он увидел на краю неба свет, и ангел окликнул рассказчиков-передатчиков, от которых было получено
его трижды: «Читай!», вручая свиток священного Корана. известие, – иснад (опора). Различают хадисы с сильным
Глас небесный обращался прямо к нему: «О Мухаммад! Ты – иснадом – восходят к ближайшему окружению Мухаммада,
посланник Аллаха, а я – Джибрил». Но Мухаммад был имеют непрерывную цепь – и со слабым иснадом – имеют
безграмотным, поэтому воспринял откровение на слух. пропуски в передачи или приписываются менее надежным
Читай, т.е. повторяй вслед (Коран – араб. чтение источникам.
вслух). Так было ниспослано сакральное знание, и потом 60Свидетельства Абу Хурайры, который имел сотни0
через уста Мухаммада, своего пророка и посланника, учеников и передал около 3500 тыс. рассказов, Аиши,
Аллах говорил с людьми. Мухаммад поведал близким о писца Зайда, военачальника Абдаллаха ибн Амра
случившемся, о всемогуществе господнем, о наступлении принимались безоговорочно. Ибн Ханбал – создатель
судного дня; призвал подчиниться его воле, т.е. стать одного из первых сборников хадисов – «Муснада»
МУСУЛЬМАНИНОМ, очиститься от грехов и творить добрые («Имеющий опору»), IX в. СУННИТЫ обычно пользуются 6
дела. Эта ночь первого Откровения получила название сочинениями: два «Достоверных сборника» – толкователя
Лайлат ал-Кадр – ночь решения судьбы, могущества и Корана Мухаммада ал-Бухари (810 – 870), который для его
славы, которую отмечает мусульманский мир 27 числа уяснения собрал огромное множество преданий, но включил
месяца рамадана. лишь сотую долю, и Муслима ан-Найсабури (817 – 875),
213.4. Первая мусульманская община. Слова МУХАММАДА0 отобравший 12000 из 300000 хадисов; две «Книги сунн» –
были восприняты домашними, признавшими в нем пророка. И Ибн Маджа и Абу Дауда, «Большой сборник» Мухаммада
первая община насчитывала около 50 человек, в их числе ат-Тирмизи и третья «Книга сунн» ан-Нисаи. Сунна –
были: Хадиджа, она первая приняла ИСЛАМ, двоюродный лучший комментарий к Корану, совершенный инструмент его
брат АЛИ (маленький сын Абу Талиба), приемный сын толкования. Хадисоведение способствовало в
пророка Зайд; присоединился мекканский купец АБУ БАКР, арабо-мусульманской культуре развитию языкознания,
за ним Осман и др., преимущественно родные и близкие. филологии, истории, права.
Он научил их молиться, как его самого научил Джибрил. 618. Шесть опор. Исследование Корана и Сунны0
Собрания проходили в доме Мухаммада, потом были позволило мусульманам выделить шесть опор, на котором
перенесены в дом ал-Аркама, одного из подвижников зиждется символ веры. Вера в единство и единственность
пророка. Постепенно новая вера начала принимать гласный Бога, Высшего и Вечного, Милостивого и Милосердного,
характер, и через несколько лет со склона горы ас-Сафа Создателя и Хранителя всего сущего. Вера во всех без
Мухаммад обратился к мекканцам с первой открытой изъятия посланников и пророков. Избирающий одних
проповедью. Объявив себя Посланником Божьим, он призвал пророков и отвергающий других, на деле отвергает их
к почитанию Единого Бога – АЛЛАХА, ар-Рахмана всех. Каждый из посланников был послан к одному из
(Милостивого), ар-Рахима (Милосердного). Это были народов, но Пророк Мухаммад был послан ко всему
первые из Прекрасных имен бога (всего их 99). человечеству. Когда мусульманин чтит Мухаммада, он чтит
Добавление к ним слова абд («раб», служитель) составило тем самым и всех пророков, бывших до него.
основную часть мусульманского словаря имен. Доказательство миссии Мухаммада – в его жизни и в
22Но вскоре влиятельная верхушка курайшитов0 Благородном Коране – Слове Божьем, – который мог быть
почувствовала в общине серьезного соперника, и передан только через Его Посланника. Вера во все
настороженность язычников – носителей традиционных Писания Божии в первоначальном виде. Задолго до пророка
ценностей, сменилась открытой враждебностью. А когда он Мухаммада все эти Книги Откровения – и свиток ИБРАХИМА,
объявил, что их общие предки, жившие в эпоху неведения и Таура МУСЫ, и Забур ДАУДА, и Инджил ИСЫ – были
Мухаммадовых пророчеств – джахилийи, за свои грехи утеряны или искажены. Посему Бог ниспослал Мухаммаду
пребывают в адском огне, начались преследования Коран как последнее из Откровений и руководство для
верующих. 610 – 620 годы – это время борьбы между всех людей.
традиционным языческим обществом Мекки и исламом. Часть 62Вера в существование ангелов как части незримого0
мусульман укрылась в христианской Эфиопии. Сам Мухаммад мира. Ангелы суть чисто духовные и совершенные
готов был идти к компромиссу: признать местных богинь создания, чье естество не нуждается в пище, питье или
дочерьми Аллаха, но вскоре понял, что это положение сне. Вера в День Суда. Эта жизнь – лишь испытание:
нарушает закон единобожия. Мекканцы поклялись не иметь способен ли человек следовать заповедям Божьим.
ничего общего с родом посланника, хашимитами, не Необходимо готовиться к жизни вечной, творя добрые дела
заключать браки, не торговать. Записанную на кожаном в жизни сей. Воскреснув, люди предстанут перед Богом и
свитке клятву поместили в КААБЕ. Вскоре умерли дадут ответ за свои земные поступки. Добродетельные
старейшина хашимитов Абу Талиб, покровитель Мухаммада, будут вознаграждены и для них отварятся Райские Врата,
и жена пророка Хадиджа. Все это заставило искать грешные будут наказаны и низвергнуты в Ад. Вера в то,
поддержки за пределами Мекки. В оазисе Йасриб он и что все происходящее в этом мире происходит по воле и
нашел ее, когда 12 представителей племен аус и хазрадж определению Бога. Всякое деяние Премудрого Бога
во время ежегодного сезона традиционного языческого исполнено смысла, хотя порой и неведомого для нас.
паломничества в Мекку встретились с Мухаммадом и дали 639. Пять столпов веры. Обрядность ислама опирается0
ему клятву в верности и помощи. на пять столпов: ШАХАДА – исповедание веры. САЛЯТ (ат)
233.5. Ночное путешествие и вознесение. Накануне0 – молитва. ЗАКЯТ (ат) – обязательная милостыня. САУМ –
переселения в Йасриб Мухаммад испытал сильнейшее пост. ХАДЖЖ (ддж) – паломничество. К пяти столпам
переживание ал-исра ва-л-мирадж – чудесное Ночное непосредственно примыкает ДЖИХАД – усилие, прилагаемое
путешествие и вознесение. Он спал возле КААБЫ, когда в борьбе за веру.
перед ним предстал ангел Джибрил, держа под уздцы 6410. Мусульманское право. На Коран и Сунну опирается0
чудесное животное. У крылатого скакуна был человеческий учение о «правильном пути» (шариат), который
лик, блистающий в темноте. По воле Аллаха он перенес рассматривается с точки зрения деяний человеческих. В
Мухаммада на север, в ал-Халил (Хеврон) к гробнице законе веры представлена совокупность установлений,
ИБРАХИМА и в Бейт-Лахм (Вифлеем) к гробнице ДАУДА, а обязательная для мусульманина: догматические положения
затем – к «отдаленнейшей мечети», т.е. будущей мечети и обряды веры, основы нравственности, правильные
ал-Харм аш-Шариф в Иерусалиме. На горе Мориа Мухаммад взаимоотношения людей и поведение в деловой и семейной
возглавил совместную молитву пророков Ибрахима, МУСЫ и жизни. Все мусульмане – рабы господа, равные перед его
ИСЫ. Он внимательно вглядывался в Ису, чтобы не законом. В Шариате указаны 5 категорий поступков:
перепутать его с обманщиком Даджжалом, который перед обязательные, желательные, дозволенные, недостойные,
концом света будет выдавать себя за Иисуса. Ангелы запретные. Частные вопросы, правовые коллизии – сфера
рассекли Мухаммаду грудь и очистили его сердце. Потом мусульманского права (фикх – знание, постижение).
Мухаммад и Джибрил побывали на каждом из семи ярусов Помимо Корана и Сунны здесь опираются на мнение
небосклона. Там они встретились с древними пророками, авторитетных лиц (иджму) и суждение по аналогии с той
как то: Адам, ЙАХЙА, Иса, ЙУСУФ, ИДРИС, ХАРУН, Муса и ситуацией, которая описана в Коране и Сунне (кыйас),
Ибрахим. На небесах Мухаммад увидел мировое древо Сидр составляя логические цепочки, ведущие от источника к
и небесную Каабу, рай и ад. предмету сравнения, изводу. Это есть «четыре корня»
24Он предстал перед троном Аллаха, но сам не видел0 фикхи у суннитов. У шиитов – Коран, свод преданий
его и общался с ним через завесу. Аллах приказал (ахбар), иджма и разум. Иджма вошла в фикх во второй
верующим совершать 50 молитв в день, но по просьбе половине VII в. благодаря семи ученым мужам Медины.
пророка сократил их число до 5. Вернувшись к земной 65По спорным делам они опрашивали широкий круг0
Каабе, пророк обнаружил, что постель его еще не остыла, сподвижников пророка, сравнивали полученный результаты
а из опрокинутого кувшина не успела вытечь вода. Многие и обсуждали их между собой. В совместном решении они
толкователи видят в этом путешествии аллегорию единения единодушно выносили справедливый приговор, видя в этом
души с богом. В память о нем отмечается праздник ид залог правоты, апеллируя к хадису пророка: «Воистину
аль-мирадж 27 числа месяца раджаб. моя община никогда не будет единодушна в заблуждении».
253.6. Начало мусульманской эры. 26 июля 622 г.0 Было выделено три категории единодушного решения: иджма
считается началом мусульманской эры. Это год гласная – высказанная вслух при гласном обсуждении;
переселения Мухаммада из Мекки в Йасриб. Хиджра стала деловая – в сходных обстоятельствах принимается сходное
отправной точкой мусульманского летоисчисления по решение не сговариваясь; молчаливая – общеизвестное
лунному календарю. 622 год от РХ – это первый год мнение беспрекословно принимается за образец. Правильно
хиджры (ГХ). Первых переселенцев стали называть применять иджму и кийас могли только мусульманские
мухаджирами, т.е. совершившими хиджру, а тех, кто ученые-законоведы муджтахиды. В VIII – IX вв. сложилось
принял их, заключил договор о признании власти несколько правовых толков – МАЗХАБОВ (См. МЕДРЕСЕ).
Мухаммада как посредника в спорах и духовного вождя – Мусульманское право делит все судебные дела на две
ансарами, т.е. помощниками. Йасриб получил название категории: относящиеся к праву бога, эти преступления
Мадинат ан-Наби (Город Пророка), Медина. Английский не могут быть прощены (вероотступничество,
историк и социолог Арнольд ТОЙНБИ приводит это событие богохульство, прелюбодеяние, лжесвидетельство, любые
в качестве примера, иллюстрирующего универсальный опьяняющие напитки и вещества, азартные игры,
механизм Ухода-и-Возврата, с помощью которого он воровство, обман при торговле, ростовщичество) и
объясняет способ функционирования творческой элиты, относящиеся к праву человека (начинать такие дела можно
призванной продуцировать новые культурные формы. Итак, лишь по жалобе потерпевших или их родственников).
вынужденный уход был предрешен и совершен, осталось 6611. Суфизм. Суфизм – это мистико-философское0
дождаться неминуемого возвращения для того, чтобы течение VIII в. в исламе как суннитского, так и
запустился маховик стремительного восхождения новой шиитского толка, основанное на использовании
религиозно-политической идеологии, культуры и аскетических духовных практик в целях постепенного
цивилизации. приближения через мистическую любовь к познанию бога и
26Ансамбль Шахи-Зинда (10-11 вв) в Самарканде.0 конечного слияния с ним. Суфизм имеет институт
274. Мединский период. 4.1. Кибла. В Медине изменился0 наставников-мудрецов, ведущих ученика по мистическому
общественный статус Мухаммада. Из проповедника новой пути (тарикат) до момента слияния с богом. Суфии
веры он превратился в посланника Аллаха. Мединский нацелены на интуитивное познание, использующее особые
период знаменуется созданием всех основных предпосылок танцы или бесконечные повторения молитвенных формул и
образа жизни и религии мусульман. Мухаджиры и ансары умерщвление плоти для достижения «озарения» и экстаза.
образовали общину – УММУ, отличительной чертой которой Индивидуальный мистический опыт самого Мухаммада,
было то, что ее состав определялся не по кровному воззрения гностиков и христианских монахов, некоторые
родству, традиционному для Аравии родо-племенному положения зороастризма можно считать
объединению, а по принадлежности к одному вероучению. религиозно-идеологическим источником суфизма. Суфийский
Мухаммад – духовный и светский глава общины. Через тарикат считается более близким к богу, чем шариат
несколько лет хиджры в состав общины вошло все (этический путь человека и общества к богу).
языческое население Медины. Иудеи были выселены, а 67В X – XI в. учение о тарикате получает законченную0
частично истреблены. Это привело к обрядовому форму, появляются положения об «остановках» на
размежеванию ислама с родственными единобожными мистическом пути, о трех ступенях истинного познания,
культами. венчаемого слиянием познающего и познаваемого. Первый
28На второй год хиджры Мухаммад переориентировал0 этап мистического пути – шариат, общемусульманский
киблу – направление молитвы, для совершения которой всеобщий закон, второй – тарикат, тогда человек находит
сначала по понятным причинам обращались в сторону себе учителя и под его руководством проходит стадии
Иерусалима. Теперь же кибла указывала в сторону Мекки, изменения сознания («стоянки»: раскаяние в прежнем
туда, где была родина пророка, и из которой он был неведении, богобоязненность, воздержание, добровольная
изгнан. Само по себе это означало, что возвращение бедность, терпение, удовлетворенность, упование на
предопределено помыслами, подкрепленными молитвой, бога). На третьем этапе он сам становится учителем и
обращенной к священным местам предков и древней Каабе. вступает в мистическое общение с богом. Вершина
Мусульмане построили первую мечеть в пригороде Медины – философии суфизма – труды Мухи ад-Дина ИБН АЛЬ-АРАБИ,
Куба. Предстоятелем на молитве (ИМАМОМ) в ней был богослова и поэта. Только в человеке, достигнувшем
Мухаммад, которого заменяли АБУ БАКР или Омар. Первым мистического совершенства, соединяются
муаззином, призывавшем к молитве, стал бывший раб, противоположности, вызванные отношением бога и мира.
эфиоп Билал. Но Мухаммад был не только духовным Бог, феноменальный мир и человек – это части единого
руководителем, но и предводителем воинства, постепенно мира, каждая из которых запечатлевает его единство.
подчинившего исламу всю Аравию. 6812. Художественная культура. Художественная0
294.2.День Различения. Подчинение Мекки, религиозного0 культура классического исламского мира своеобразна: в
центра Западной Аравии, по сути, начинается с ней нет живописи, так как запрещалось изображать бога и
экономических войн. Мухаммад периодически расстраивает живых существ, и чтобы уничтожить память о племенных
караванную торговлю – основной источник доходов идолах, запрещалась скульптура. Зато получила широкое
мекканцев. В начале 624 г. малочисленный отряд распространение поэзия, живописно рисующая словесные
мусульман захватывает караван, шедший в Мекку с грузом портреты и полотна. Прекрасные стихи сразу становились
изюма. Но первое большое сражение вошло в историю как достоянием базара – средоточия религиозной и
битва у колодцев при Бадре. Стремясь захватить богатый политической жизни того времени. Необходимо назвать
караван, возвращавшийся из Палестины, мусульмане великого поэта Фирдоуси (ок. 940 – 1020 или 1030),
столкнулись с превосходящими силами мекканцев, создавшего знаменитую эпопею «Шахнаме», воспевающую
спешивших на выручку каравана. Но Мухаммад успел занять иранских мифических и исторических царей, в центре
удобную позицию и засыпать часть колодцев, лишив которой находится эпический герой Рустам. Всемирно
мекканцев воды, и выиграл сражение почти без потерь. известно творчество Омара Хайяма (ок. 1048 – после
Аравитяне заговорили о том, что бог – на стороне 1122), ученого, философа и поэта, создавшего знаменитые
мединцев, что он внял молитве пророка и послал на РУБАИ, а также «Алгебру», в которой содержалось
помощь ему тысячи ангелов. День Бадра стал называться исследование уравнений третьей степени, и философский
Фуркан – Днем Различения истинной веры от ложной. 625 трактат «О всеобщности бытия». А в творчестве Джами
г. известен реваншем при горе Ухуд после того, как в (1414 – 1492) поэзия сочеталась с философией, суфизмом
руки мусульман попал груз мекканского серебра. В этой и музыкой.
битве Мухаммад был ранен. 69В средневековой арабской культуре поэзия и проза0
30Осенью он изгнал из Медины еще одно иудейское0 были тесно переплетены: стихи естественным образом
племя, обвинив их в нарушении союзнического договора. включались в любовные повествования, медицинские
Их земли стали собственностью общины в качестве файя, трактаты, философские и исторические сочинения и даже
или возвращенного от недостойных. Тогда же были введены официальные послания. Арабская литература была
законы о наследовании: женщине причиталась половина от пронизана Кораном, цитаты оттуда и различные обороты
доли мужчины, а также давалось право раздельного встречаются повсеместно. В X – XV в. постепенно
владения и самостоятельного распоряжения имуществом. сложился сборник арабских народных сказок «Тысяча и
Закон о браке вводил строгие меры против прелюбодеяния одна ночь». В их основе, помимо собственных сказок,
и разрешал мусульманину иметь четырех жен при условии переработанные сюжеты персидских, индийских, греческих
их справедливого содержания. В 627 г. в союзе с сказаний, действие которых было перенесено на арабскую
бедуинскими племенами и иудеями, изгнанными из Медины, почву. Арабская архитектура развивалась на основе
мекканцы предприняли крупный поход. Началась осада переработанных греческих, римских и иранских
Медины, вошедшая в историю как Битва у Рва, – художественных традиций. С VII – VIII в. МЕЧЕТИ имели
мусульмане окружили город глубоким рвом, непроходимым прямоугольный двор, окруженный галереями, многоколонный
для бедуинской конницы. Осада приняла затяжной и молитвенный зал, позднее появились порталы на главном
мучительный характер. Но искусной дипломатией Мухаммада фасаде.
раздоры в стане врагов усугублялись: он использовал 70С X в. здания начинают украшать изящными0
традиционную неприязнь бедуинов к мекканцам из-за растительными и геометрическими орнаментами, в которые
зависимого от них положения. К тому же на осаждавших были включены коранические надписи – арабская вязь
обрушился холодный ураганный ветер, бедуины покинули (АРАБЕСКИ), построенная по принципу бесконечного
лагерь, и вскоре осада была снята. Мало кто сомневался развития и ритмического повторения узора. С XII в.
теперь, что бог на стороне мусульман. Для верующих в начало развиваться искусство миниатюр, в том числе
дело ислама настало время решающего выступления. книжной. Благороднейшим из изобразительных искусств
314.3. Подчинение Мекки. Весной 628 г. Мухаммад вышел0 считалась каллиграфия, ставшая самостоятельным видом
из Медины с большим отрядом, объявив, что намерен сакрального искусства.
совершить малое паломничество к Каабе. На границе 71Кулильница в форме льва, 11-12 вв., медь.0
священной области курайшиты преградили ему путь. Было 72Жерло фонтана в виде льва, 12 в.0
заключено перемирие, по условиям которого мусульмане 73Шкатулка Аль-Магира, 986 г., слоновая кость.0
прекращают набеги на караваны, а Мухаммад откладывает 74Керамическое блюдо, 10 в.0
свое паломничество на год. Договор у пересохшего 75Тарелка с изображением знаменосца, 10 в. Чаша из0
водопоя Худайбийа показал аравийскому миру, что Медина Ирана, 12-13 вв.
и Мекка выступают как равноправные стороны. Открылась 76Поскольку живопись не получила значительного0
дорога к подчинению богатых и хорошо укрепленных развития, ограничиваясь орнаментом, изобразительное
оазисов Хайбар и Фадак с иудейским населением, стоявших искусство сконцентрировалось на ковровом творчестве,
на пути в христианскую Сирию. Хайбар пал, оказав характерными чертами которого стали цветистость и
сильнейшее сопротивление, а Фадак сдался без боя. Так узорчатость. На коврах часто изображали мечети. Ковер с
власть мусульман выходит за пределы мединского оазиса и изображением животных (Иран 16 в).
начинает распространяться по всей Аравии. В 629 г. в 77Тадж Махал в Агре.0
соответствии с Худайбийским договором Мухаммад 78Золотая Мечеть Богдад.0
совершает малое паломничество, а в 630 Мекка почти без 79Медресе Шир-Дор в Самарканде.0
сопротивления сдается. 80Медресе Шир-Дор (Самарканд). Медресе Муххамада Амин0
32Мухаммад совершает семикратный объезд Каабы,0 хана (Хивы).
положив два земных поклона, выпивает воды из священного 8113. Фальсафа (философия). Исламская культура богата0
источника Замзам и демонстративно уничтожает всех философскими традициями. Фараби, Ибн Сина, Ибн Рушд
идолов в мекканском святилище. В храме пророк возносит внесли свой вклад в мировую мысль. ФАРАБИ развивал идеи
благодарственную молитву богу и обращается с Аристотеля. Ему принадлежит распространенное в
проповедью, в которой обличает племенную гордыню, арабо-мусульманской философии деление рассуждений на
запрещает кровную месть, отменяет льготы курайшитам, пять типов, исходя из которого решался вопрос о
кроме их права на охрану святилища и утоления жажды соотношении философии, теологии и религии. ИБН СИНА
паломников. Затем мекканцам возвещаются основы (Авиценна) – автор фундаментальных трудов, в которых
исламского права и нравственности: все мусульмане – систематизировал современное ему научное знание. Его
братья, и благородство каждого измеряется его личным философское и медицинское наследие оказало сильное
благочестием, а не родословной: люди равны, как зубья влияние на развитие науки на Востоке и Западе.
гребня, нет у человека преимущества над другим, кроме Авиценна.
как через благочестие. 82Большинство трудов арабо-испанского философа ИБН0
334.4. «Год посольств». Примирившись с мекканцами,0 РУШДА (Аверроэс) – комментарии к сочинениям Аристотеля.
избравшими веру ислама, и значительно расширив земли Философия мусульманского средневековья ориентирована на
мусульманской общины, пророк осадил крупный аравийский античные модели. Основное содержание фальсафы составили
город Таифа и после трудных переговоров принудил его к идеи единства бытия, вечности мира, подчинения его
сдачи. Эти переговоры, пришедшиеся на 9 год хиджры (630 действию естественных законов, постигаемых с помощью
– 631), открыли «год посольств», когда Медину посетили научных методов исследования, и выдвижение разума в
ходоки со всех концов Аравии – из Йемена, Неджда, качестве мерила истины, а логики – как способа ее
Бахрейна, Йемамы. Они хотели заручиться получения и обоснования.
покровительством Мухаммада и выгадать для себя льготы в 8314. Наука. Огромный вклад в европейскую цивилизацию0
обмен на принятие ислама. А несколько ранее в внесла Исламская Испания (от начала VIII в. до середины
граничащем с Византией оазисе Табук его власть признали XV в.). К тому времени, когда мусульмане вошли в Южную
вожди местных христианских племен. С ними был заключен Испанию, которую они называли Аль-Андалус (Андалусия),
договор о покровительстве – зимма, дающий право на варвары уже опустошили большую часть Европы, и для
свободу богослужения в обмен на выплату подушной классической цивилизации Древней Греции и Рима
подати. К 632 г. все племена, почитавшие мекканскую наступило время упадка. Исламская Испания во времена
Каабу, приняли ислам. Теперь осталось только превратить правления Аббасидов, куда бежал АБД АР-РАХМАН Омейяд,
Каабу из федерального центра аравийских племен в спасаясь от преследований новой династии, стала мостом,
исключительно мусульманское святилище. по которому Европе было передано, наряду с достижениями
344.5. «Прощальное» паломничество. На 10 год хиджры0 самой Андалусии, научное, технологическое и философское
(март 632 г.) Мухаммад совершает полное «великое наследие. На протяжении первого столетия Исламского
паломничество» в Мекку, вошедшее в историю как правления в Испании главным источником расцвета
«прощальное». Настало время сделать Мекку главным культуры была цивилизация Аббасидов в Багдаде. Однако
духовным центром новой религии. Утром 5 дня месяца позже, во времена правления Абд ар-Рахмана ??? (912 –
зу-л-хиджжа Мухаммад вместе с АЛИ ибн Абу Талибом 916 гг.) из династии Омейядов Исламская Испания начала
совершил обход Каабы и пробег между холмами ас-Сафа и вносить уже собственный вклад в развитие науки и
ал-Марва и накрыл здание святилища покрывалом. Проведя искусства, подтверждая статус независимого эмирата.
ночь в шатре, пророк семь раз обошел Каабу, затем 84Абд ар-Рахман ??? был страстно увлечен как0
отправился в долину Мина, где пробыл до заката, а религиозными, так и мирскими науками. Он был полон
оттуда – к горе Арафат. Своей рукой Мухаммад принес в решимости доказать, что его двор в Кордове (столица
жертву 36 верблюдов и, знаменуя окончание Андалусии) не уступает по своему величию двору
паломничества, обрил голову. Багдадских халифов, которому он бросал вызов. Не жалея
35После полуденной молитвы он обратился с речью к0 ни времени, ни денег, он активно призывал к себе на
паломникам, повторяя важнейшие положения ислама: Жизнь службу ученых. В итоге очень скоро ученые, поэты,
и собственность мусульман неприкосновенны; Запрещено философы, историки и музыканты начали переселяться в
отдавать и принимать деньги или имущество в рост; Аль-Андалус. Один из первых ученых, призванных в
Отменяется кровная месть, и прежние кровные счеты Аль-Андалус, был Аббас ибн Фирнас, прибывший в Кордову
подлежат забвению; Все мусульмане – братья; Вставные преподавать музыку (тогда одну из областей
месяцы в лунный календарь, чтобы привести его в математической теории). Он познакомил двор Абд
соответствие с солнечным, – грех; Поклоняться идолам в ар-Рахмана с последними достижениями в Багдаде. Никто
святых местах – все равно, что поклоняться Шайтану; из ученых того времени не ограничивал себя рамками
Мужья должны заботиться о своих женах и наставлять их. какой-то одной науки, однако Ибн Фирнас сосредоточил
36После полуденной молитвы он обратился с речью к0 все усилия на исследовании механики полета. Он
паломникам, повторяя важнейшие положения ислама: Жизнь сконструировал два крыла из деревянного каркаса и
и собственность мусульман неприкосновенны; Запрещено перьев и предпринял первую попытку полететь,
отдавать и принимать деньги или имущество в рост; предвосхитив Леонардо да Винчи приблизительно на шесть
Отменяется кровная месть, и прежние кровные счеты столетий. научной картой мира.
подлежат забвению; Все мусульмане – братья; Вставные 85Небесная сфера (1144 – 1145, отлита из медного0
месяцы в лунный календарь, чтобы привести его в сплава, покрыта резьбой и инкрустирована серебром,
соответствие с солнечным, – грех; Поклоняться идолам в Лувр), подписанная именем Юнуса ибн Аль-Хусейн
святых местах – все равно, что поклоняться Шайтану; Аль-Астурлаби, представляет собой трехмерную модель
Мужья должны заботиться о своих женах и наставлять их. космического неба. Координаты созвездий были перенесены
37Как гласит традиция, Мухаммад призвал слушателей не0 на металлическую сферу, вполне узнаваемы даже 48
изменять исламу и после его смерти. Все, что делал созвездий, описанных Птолемеем. Узнать земные
пророк во время прощального паломничества, легло в координаты можно по параллели, восстановленной к
основу обряда, соблюдаемого теми, кто совершает ХАДЖЖ к настоящему времени, и утерянному на данный момент
святым местам. Т.о. Мекка становится религиозным меридиану. Возле каждого созвездия выгравировано его
центром ислама, запретным для всех «неверных» местом название на арабском языке, каждой звезде,
ритуального паломничества мусульман по образцу представленной серебряным кружком, присвоен номер, на
Мухаммада, который вскоре и умер на 11 год хиджры (8 который есть ссылка в каталоге звезд.
июля 632 г.). Его могила находится в ограде Мечети 86Как свидетельствует надпись, каталог, на который0
Пророка в Медине. С его смертью прекращается ссылался Юнус, является первым переводом работы
непосредственное вмешательство Аллаха в жизнь исламской Птолемея на арабском языке, датирующимся концом VIII
общины и так заканчивается первый этап эпохи столетья. Благодаря выдающемуся выполнению, этот глобус
классического ислама. следует признать и научным прибором и шедевром
385. Исламизация и арабизация. 5.1. Арабский Халифат.0 искусства. Небесная сфера (Иран 12в).
Кончина пророка стала тяжким испытанием для ислама. 87Планисфера Аль-Идриси считалась первой научной0
Мухаммад не оставил распоряжения о своем приемнике. У картой мира. Планисфера Аль-Идриси.
него не было прямых потомков по мужской линии: 88Конец лекции.0
88 «Арабо-мусульманская культура» | Арабо-мусульманская культура 0
http://900igr.net/fotografii/religii-i-etika/Arabo-musulmanskaja-kultura/Arabo-musulmanskaja-kultura.html
cсылка на страницу
Урок

Религия и этика

22 темы
Фото
Презентация: Арабо-мусульманская культура | Тема: Культура ислама | Урок: Религия и этика | Вид: Фото
900igr.net > Презентации по религии и этике > Культура ислама > Арабо-мусульманская культура