Преподавание ОРКСЭ Скачать
презентацию
<<  Планирование ОРКСЭ Рабочая программа ОРКСЭ  >>
Фотографий нет
Фото из презентации «Программа по ОРКСЭ» к уроку религии и этики на тему «Преподавание ОРКСЭ»

Автор: Пользователь. Чтобы познакомиться с фотографией в полном размере, нажмите на её эскиз. Чтобы можно было использовать все фотографии на уроке религии и этики, скачайте бесплатно презентацию «Программа по ОРКСЭ» со всеми фотографиями в zip-архиве размером 148 КБ.

Скачать презентацию

Программа по ОРКСЭ

содержание презентации «Программа по ОРКСЭ»
Сл Текст Эф Сл Текст Эф
1Концепция, структура и особенности комплексного0 35в соответствии с требованиями ФГОС ); диктует0
курса «Основы религиозных культур и светской этики». использование широкого спектра современных
Романовский В.К., зав.кафедрой истории и образовательных технологий. предусматривает
обществоведческих дисциплин, д.и.н. трансформацию роли учителя, его стиля и модели
2Концепция, структура и особенности комплексного0 поведения, выстраивание им профессиональной
курса «Основы религиозных культур и светской этики». деятельности, основанной на принципах сотрудничества,
Концепция комплексного курса «Основы религиозных сотворчества, диалога с детьми; предполагает изменение
культур и светской этики»: цель, задачи курса, характера учебной деятельности учащегося, который
требования к результатам к результатам его освоения. перестает быть пассивным слушателем и становится (под
Место курса ОРКСЭ в программе обучения. Структура руководством учителя) активным открывателем и
комплексного учебного курса. Учебно-методические создателем собственного знания.
ресурсы курса ОРКСЭ. Методологические подходы в 36Современные образовательные методы и технологии.0
преподавании курса ОРКСЭ. Особенности комплексного использование ИКТ-технологий, технология проблемного
учебного курса ОРКСЭ. Различие между преподаванием обучения, проектный метод, технология критического
религиозных культур и обучением религии (религиозным мышления (работа с текстом), технология дебатов и
образованием). дискуссий, игровые технологии.
3Концепция комплексного курса «Основы религиозных0 37Коммуникативный подход в преподавании ОРКСЭ.0
культур и светской этики». Учебный курс ОРКСЭ: единая рождает творческое начало в личности, стимулирует
комплексная учебно-воспитательная система; все модули совместный процесс мыслительной деятельности детей,
курса согласуются между собой по педагогическим целям, содействует их взаимодействию, при котором каждый
задачам и требованиям к результатам освоения учебного ученик - равный участник данного процесса и может
содержания. проявить свои индивидуальные способности; Позволяет
4Цель курса: формирование у младшего подростка0 формировать умения: воспринимать и удерживать в
мотиваций к осознанному нравственному, поведению сознании контекст множественности, неоднородности;
основанному на знании и уважении культурных и соотносить различные субъективные точки зрения;
религиозных традиций многонационального народа России, интересоваться «другими» и взаимодействовать с
а также к диалогу с представителями других культур и «другим»; определять свое отношение к «другому»;
мировоззрений. Концепция комплексного курса «Основы принимать «другое» как необходимое условие своего
религиозных культур и светской этики». бытия; быть активным слушателем; способствует
5Концепция комплексного курса «Основы религиозных0 формированию коммуникативной компетентности и
культур и светской этики». Задачи курса: знакомство коммуникативных универсальных учебных действий ученика
обучающихся с основами православной, мусульманской, в процессе обучения.
буддийской, иудейской культур, основами мировых 38Особенности комплексного учебного курса ОРКСЭ. -0
религиозных культур и светской этики; развитие Светский; - отсутствие катехизации; - поликультурный;
представлений младшего подростка о значении -интегрированный; ценностный; участие родителей в
нравственных норм и ценностей для достойной жизни обучении учащихся.
личности, семьи, общества; обобщение знаний, понятий и 39Светский характер комплексного учебного курса0
представлений о духовной культуре и морали, полученных ОРКСЭ. - Преподавание курса осуществляется в светской
обучающимися в начальной школе, и формирование у них школе; - преподавать курс, согласно нормативным
ценностно-смысловых мировоззренческих основ, документам, должны светские педагоги, прошедшие
обеспечивающих целостное восприятие отечественной специальную подготовку; - методологической основой
истории и культуры при изучении гуманитарных предметов курса является культурологический подход (а не
на ступени основной школы; развитие способностей религиозный); - формируется познавательное отношение
младших школьников к общению в полиэтнической и обучающихся к религии (а не вероучительное);
многоконфессиональной среде на основе взаимного 40Отсутствие катехизации в комплексном учебном курсе0
уважения и диалога во имя общественного мира и ОРКСЭ. не пропагандируются религиозная идеология и
согласия. религиозный образ жизни; - не предусматривается
6К личностным результатам (превращение знаний и0 обучение религии и исполнение религиозной практики. -
способов деятельности в черты характера, в убеждения, в не ставится цель приобщить детей к религиозной жизни
нравственные принципы); к метапредметным результатам (воцерковление) - Катехизация (от греч. слова катехизис
(усвоенные способы деятельности); к предметным – ????????? – поучение, наставление) - приобщение к
результатам (усвоенные знания). Требования к христианскому вероучению, к опыту церковной жизни с
результатам освоения курса «Основы религиозных культур целью воцерковление (приобщение к христианской жизни).
и светской этики». 41Поликультурный характер комплексного учебного курса0
7Требования к предметным результатам освоения ОРКСЭ0 ОРКСЭ. - формулируются такие задачи как формирование
(к усвоенным знаниям). знание, понимание и принятие уважения к культурным и религиозным традициям
личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как многонационального народа России, развитие способностей
основы религиозно-культурной традиции младших школьников к общению в полиэтнической и
многонационального народа России; знакомство с многоконфессиональной среде на основе взаимного
основными нормами светской и религиозной морали, уважения и диалога во имя общественного мира и
понимание их значения в выстраивании кон­структивных согласия; -в основе содержания всех модулей заложены
отношений в семье и обществе; понимание значения три базовые национальные ценности, объединяющие
нравственности, веры и религии в жизни человека и российский народ: Отечество; Семья; Культурная
общества; формирование первоначальных представлений о традиция. - воспитывается уважение к религиозным
светской этике, о традиционных религиях, их роли в культурам как норма отношений к другой позиции, другим
культуре, истории и современности России; общие взглядам и обычаям, создаются условия для формирования
представления об исторической роли традиционных религий российской гражданской идентичности.
в становлении российской государственности; 42Интегрированный характер учебного курса ОРКСЭ. - в0
формирование первоначального представления об содержательном плане курс интегрирует знания различных
отечественной религиозно-культурной традиции как предметов - истории, граждановедения, обществознания,
духовной основе многонационального географии, МХК, религиоведения, культурологи,
многоконфессионального народа России; осознание литературы и других предметов; - в методическом плане
ценности человеческой жизни. преподавание курса базируется на использовании
8Требования к метапредметным результатам освоения0 образовательных технологий обучения, сочетании
ОРКСЭ (к усвоенным способам деятельности). Овладение различных методик, технологий, приемов .
способностью принимать и сохранять цели и задачи 43Ценностный характер курса. Содержание всех учебных0
учебной деятельности; поиска средств ее осуществления; модулей нацелено на то, чтобы раскрыть те базовые
формирование умения планировать, контролировать и культурные, нравственные ценности, которые характерны
оценивать учебные действия, определять эффективные для той или иной религии; -Во всех модулях в центре
способы достижения результата; понимать причины внимания такие ценности как человек, семья, родители,
успеха/неуспеха учебной деятельности и др.; Адекватное дети, образование, народ, родина; А также важные
использование речевых средств и средств события, известные имена.
информационно-коммуникационных технологий для решения 44Участие родителей в обучении учащихся. Одна из0
различных коммуникативных и познавательных задач; особенностей курса ОРКСЭ – привлечение родителей к
умение осуществлять информационный поиск для выполнения активному участию в учебном процессе детей; Введение
учебных заданий; овладение навыками смыслового чтения курса связано с тем, что родители делают выбор, какой
текстов различных стилей и жанров, осознанного модуль будет изучать ребенок; Участие родителей в
построения речевых высказываний в соответствии с обучении детей по курсу: Подготовка творческой работы;
задачами коммуникации; Участие в детской художественной самодеятельности;
9Требования к метапредметным результатам освоения0 Участие в выставке детских художественных работ;
ОРКСЭ (к усвоенным способам деятельности). Овладение Дегустация блюд национальной кухни и др. Но это внешняя
логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, сторона участия в учебных делах.
обобщения, классификации, установления аналогий и 45Участие родителей в обучении учащихся. Одна из0
причинно-следственных связей, построения рассуждений, особенностей курса ОРКСЭ – привлечение родителей к
отнесения к известным понятиям; готовность слушать активному участию в учебном процессе детей;
собеседника и вести диалог; готовность признавать Согласование педагогических усилий семьи и школы –
возможность существования различных точек зрения и важнейшее условие нравственного воспитания Предмет
права каждого иметь свою собственную; из­лагать свое ОРКСЭ - социально-педагогическая технология морального
мнение и др.; Определение общей цели и путей ее оздоровления общества. Формы работы с родителями:
достижения, умение договориться о распределении ролей в 1)Проведение родительских собраний 2)Система
совместной дея­тельности; адекватно оценивать вопросов-заданий, включающих родителей в
собственное поведение и поведение окружающих. учебно-воспитательный процесс 3)Участие в подготовке и
10Требования к личностным результатам освоения ОРКСЭ0 проведении школьно-семейного праздника «Диалог культур
(превращение знаний и умений в убеждения); - во имя гражданского мира и согласия».
формирование основ российской гражданской идентичности, 46Внеучебная деятельность. Для подготовки и0
чувства гордости за свою Родину, российский народ и проведения праздника «Диалог культур во имя
историю России, осознание своей этнической и гражданского мира и согласия» привлекаются родители
национальной принадлежности; формирование ценностей обучающихся. В процессе проведения школьно-семейного
многонационального российского общества; становление праздника могут быть представлены: 1)презентации
гуманистических и демократических ценностных творческих работ школьников, выполненные по результатам
ориентации; - формирование образа мира как единого и изучения модулей предмета ОРКиСЭ; 2)номера детской
целостного при разнообразии культур, национальностей, (желательно при участии родителей) художественной
религий, отказ отделения на «своих» и «чужих», развитие самодеятельности, представляющие
доверия и уважения к истории и культуре всех народов; - культурно-исторические, духовно-нравственные традиции
принятие и освоение социальной роли обучающегося, конфессий и народов России; 3)выставка детских
развитие мотивов учебной деятельности и формирование художественных работ, представляющих особенности
личностного смысла учения; - развитие самостоятельности религиозного искусства разных конфессий России, а также
и личной ответственности за свои поступки на основе традиционного искусства народов нашей страны,
представлений о нравственных нормах, социальной объединенные общей духовно-нравственной проблематикой;
справедливости и свободе; 4)дегустация блюд национальной кухни народов России.
11Требования к личностным результатам освоения ОРКСЭ0 47важно знать различия между преподаванием0
(превращение знаний и умений в убеждения); - Развитие религиозных культур и преподаванием (обучением)
этических чувств как регуляторов морального поведения; религии: по целям; подходам; Содержанию. Различие между
- развитие доброжелательности и преподаванием религиозных культур и обучением религии
эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и (религиозным образованием).
сопереживания чувствам других людей; развитие начальных 48Изучение религии. «Основы религиозных культур и0
форм регуляции своих эмоциональных состояний; - светской этики» – предмет светский, культурологический.
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и Главным предметом изучения курса ОРКСЭ являются: -
сверстниками в различных социальных ситуациях, умения знания об особенностях вероучения и культа,
не создавать конфликтов и находить выходы из спорных нравственных норм и ценностей различных религий как
ситуаций; - наличие мотивации к труду, работе на категорий духовно-нравственного и социокультурного
результат, бережному отношению к материальным и характера. В процессе преподавания курса школа
духовным ценностям. реализует цели: -социальную (формирует толерантность в
12Место курса ОРКСЭ в программе обучения. И по месту0 обществе), -культурную (обеспечивает диалог религий и
в учебном плане, и по содержанию: служит важным культур, ценностей, обычаев разных народов); - но не
связующим звеном между двумя этапами гуманитарного стремится навязать учащимся какую-либо веру или
образования и воспитания школьников; дополняет сформировать негативное отношение к какой-либо из них.
обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир» (4 49Обучение религии. Обучение религии - преподавание0
кл.); предваряет изучение предмета «История» (5 кл.). вероучения. Организуется конфессиями в специальных
13Блок 1 (общий для всех модулей). Введение. Духовные0 учебных заведениях. Целью религиозного обучения
ценности и нравственные идеалы в жизни человека и является: - внедрение религиозной веры в сознание
общества (1 час) Блок 2. Основы религиозных культур и учащихся, -их религиозная практика; - и вовлечение
светской этики. Часть 1 (16 часов); Блок 3. Основы обучаемых в религиозную организацию. Учебный процесс
религиозных культур и светской этики. Часть 2 (12 пронизан религиозным подходом и осуществляется на
часов) Блок 4 (общий для всех модулей). Духовные религиозной мировоззренческой основе. Религиозное
традиции многонационального народа России (5 часов). образование: - знакомит учащихся с вероучением,
Структура комплексного учебного курса «Основы содержанием священных книг конкретной религии; - с
религиозных культур и светской этики» (34 часа). нормами и правилами религиозного культа; - соединяет
14Блок1. Духовные ценности и нравственные идеалы в0 обучение с богослужением и отправлением религиозных
жизни человека и общества (1 ч.). Первый урок - «Россия обрядов, системой религиозных нравственных и культовых
– наша Родина». присутствует весь класс, ведет его предписаний.
классный руководитель или один из наиболее 50О соотношении науки и религии в курсе ОРКСЭ. - не0
подготовленных учителей школы. Ученики узнают о следует противопоставлять знания, предлагаемые ученикам
единстве многонационального российского народа, о в рамках преподавания религиозных культур (которые
многообразии его культурных, духовных, религиозных могут иметь мифологический, библейский характер), с
традиций. О значении понятий «духовность», «традиция», теми научными знаниями о мире, которые содержатся в
«нравственные ценности» в жизни человека, семьи, предметах естественнонаучного цикла; Сведения об
общества. На первом уроке проводится мысль, что при истоках традиций и культур, представленные в курсе
явном различии наших взглядов на мир (каждый из ОРКСЭ, не рассматриваются как конкуренты научных
школьников уже выбрал определенный модуль), при том, знаний. Наука и религия не противоречат друг другу, а
что все люди разные, мы – народ России – едины, у нас являются относительно самостоятельными сферами
общий язык, культура, история, территория, государство, общественной жизни и социальной практики. - Наука
и главное - сходные нравственные основы, делающие нас решает задачу накопления точных, рациональных знаний об
людьми по отношению друг к другу. окружающей действительности; - религия более
15Блок 2.Основы традиционных религий и светской этики0 ориентирована на решение мировоззренческих и
(16 ч.). разделение учащихся по группам для изучения нравственных проблем.
избранного модуля. В ходе изучения второго блока 51О соотношении науки и религии в курсе ОРКСЭ. В тоже0
учащиеся должны получить системные знания о культуре время плюрализм мировоззренческих взглядов и
православия, культуре ислама, культуре буддизма, представлений (научных и религиозных) на сотворение
культуре иудаизма, других мировых религий, а также о мира, человека и другие вопросы, правомерно
светской этике. Второй блок завершается подведением представлять как объективную данность, ибо российское
итогов по пройденному материалу и несложными общество является поликультурным, его составляют люди -
творческими работами. носители различных мировоззрений. Мировоззренческое
16Блок 3.Традиционные религии и этика в России (120 разнообразие общества представлено в школе. Но педагог
ч.); Продолжается раздельное обучение, знакомство не должен на уроке противопоставлять друг другу разные
учащихся с общими основами религий и этики, но уже с взгляды, подходы, мировоззрения, потому что это может
учетом культурно-исторических особенностей нашей страны вызывать ценностные и мировоззренческие конфликты в
и конкретного региона, где проживает семья сознании учащихся.
обучающегося. В содержании блока большое место занимает 520
семья, ценности семейной жизни. Тема Родины, 53Обучение религии. – несветская форма религиозного0
патриотизма, гражданственности, любви к родной земле образования, -осуществляется под управлением или
служения Отечеству определяет направленность контролем определенной религиозной организации;
большинства тем этого блока как в историческом, так и в направлено на привлечение обучаемого в религиозное
современном контекстах. объединение. Главное отличие обучения религии от других
17Блок 4. Духовные традиции многонационального народа0 форм преподавания знаний, касающихся религий: обучение
России (4 ч.). Учащиеся одного класса работают вместе религии обязательно предполагает и включает в себя:
Происходит презентация индивидуальных и коллективных обучение религиозной практике и саму религиозную
творческих проектов: «Как я понимаю православие?», практику – отправление религиозного культа, совершение
«Ислам – религия мира», «Как я понимаю буддизм?», богослужений и иных религиозных обрядов и церемоний.
«Нравственные нормы иудаизма», «С чего начинается Именно этим, а также направленностью на привлечение
Родина?», «Герои России», «Вклад моей семьи в обучаемых в религиозное объединение и обусловлены
благополучие и процветание Отечества» и др), несветский характер такой формы преподавания знаний,
18Блок 4. Духовные традиции многонационального народа0 касающихся религий и религиозных объединений, и
России (4 ч.). Обучающиеся получают возможность: обязательность соблюдения принципа добровольности как
ознакомиться с основным содержанием всех 6 модулей; основы ее осуществления.
узнать от своих одноклассников о других духовных 54Светскость. Светскость: два основных значения: 1)0
традициях; сравнить, содержание сходных тем по всем светскость как публичность, включая принадлежность или
модулям; составить целостное представление о относимость к элите («высшему обществу»),
многообразии и единстве духовных традиций принадлежность или относимость к изысканным или
многонационального народа России. Блок завершается элитарным мероприятиям; 2) светскость как некое
школьно-семейным праздником «Диалог культур во имя характеристическое свойство (существенный признак)
гражданского мира и согласия». государственных или общественных институтов, отражающее
19Структура комплексного учебного курса «Основы0 или закрепляющее их общегражданскую, мирскую
религиозных культур и светской этики» (34 часа). Блоки направленность. (Понкин И.В.) муниципальных
1 и 4 посвящены: патриотическим ценностям и образовательных учреждениях (Понкин И.В.) И.В.).
нравственному смыслу межкультурного и 55Светское образование. Любое образование: -не0
межконфессионального диалога как фактора общественного связанное с обучением или навязыванием какой-либо
согласия; уроки в рамках этих блоков проводятся для религии или нерелигиозных идеологий; - не направленное
всего класса вместе; Блок 4 – итоговый, обобщающий и на узкопрофессиональную подготовку служителей культа, а
оценочный: предусматривает подготовку и презентацию также катехизацию и воцерковление либо аналогичные
творческих проектов; проекты могут быть как процессы привлечения обучаемых в религиозное
индивидуальными, так и коллективными; на презентацию объединение в нехристианских религиозных объединениях,
проектов будут приглашены родители; учащиеся смогут не предполагающее и не включающее в себя проведения
выступить со своими проектами по своему модулю; а также богослужений, религиозных обрядов или церемоний.
познакомиться с остальными модулями, узнать о других 56Светское государство. Светское государство - это0
духовных и культурных традициях России от своих государство нецерковное, противоположное государству
одноклассников. клерикальному (clerical State) или теократическому, в
20Основные учебно-методические ресурсы преподавания0 котором власть светская (мирская, гражданская)
учебного курса ОРКСЭ. Издательства. «ВЕНТАНА-ГРАФ» ( находится у главы церкви (Дозорцев П.Н.) Светскость
Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В. Основы государства не признается тождественной атеистичности
духовно-нравственной культуры народов России. М., или антирелигиозности. Понятие «светский характер»
2010.); «Просвещение». «Основы религиозных культур и нетождественно понятиям «антирелигиозный» или
светской этики». Учебно-методический комплект. (М., «атеистический» характер и не содержит указания на
2010); «Баллас» (Бунеев Р.Н., Данилов Д.Д., Кремл?ва «равноудаленность государства от всех религиозных
И.И. Основы духовно-нравственной культуры народов объединений» или вообще какую бы то ни было
России. Светская этика. М., 2010); «Русское слово» удаленность. «Удаленность», «равноудаление» и т. п. –
(Сахаров А.Н., Кочегаров К.А. /Под ред. Сахарова А.Н. это неправовые термины полуабстрактного характера,
Основы духовно-нравственной культуры народов России. непригодные для корректного, содержательного и ясного
Основы религиозных культур народов России; Студеникин описания взаимоотношений между государством и
М.Т. Основы духовно-нравственной культуры народов религиозными объединениями (Понкин И.В.) Отождествление
России. Основы светской этики. М.. 2010). светского характера государства и образования в
21Программа учебных модулей ОРКСЭ (автор Данилюк0 государственных и муниципальных образовательных
А.Я.) для 4-5 классов; 6 учебных пособий для учебных учреждениях с его атеистической или антирелигиозной
модулей; Книга для учителя. Справочные материалы для направленностью совершенно неверно как с точки зрения
общеобразовательных учреждений» (Б.Х.Бгажноков, конституционно-правовой науки, так и с точки зрения
О.В.Воскресенский и др.); Книга для родителей (Данилюк анализа реального смыслового содержания слова
А.Я.) . электронное сопровождение курса. «Основы «светский» ( Кузнецов М.Н.) светскости государства):
религиозных культур и светской этики». 57Признаки (критерии) светскости государства. 1.0
Учебно-методический комплект издательства Право на свободное мировоззренческое самоопределение,
«Просвещение». гарантированное, в том числе, запретом на установление
22Учебные модули ОРКСЭ. «Основы православной0 какой бы то ни было религии либо нерелигиозной, включая
культуры» (Кураев А. В.); «Основы мусульманской и антирелигиозную, идеологии в качестве
культуры» (Латышина Д. И., Муртазин М. Ф.); «Основы общеобязательной. 2. Отделение религиозных объединений
буддийской культуры» (Чимитдоржиев В. Л.); «Основы от государства (как разделение функций и полномочий).
иудейской культуры» (Членов М. А., Миндрина Г. А., 3. Светскость образования в государственных и.
Глоцер А. В.); «Основы религиозных культур» (Беглов А. 58О правовых аспектах взаимодействия государства,0
Л., Саплина Е. В., Токарева Е. С., Ярлыкапов А. А); религии и образования в Российской Федерации. В
«Основы светской этики»; соответствии с Конституцией РФ (ст. 14), Россия
23Учебные модули: общие подходы. посвящены0 является светским государством. Никакая религия в
традиционным религиозным культурам России и светской Российской Федерации не может устанавливаться в
этике, но их содержание: Во-первых, подчинено общей качестве государственной или обязательной. Религиозные
цели (воспитанию личности гражданина России посредством объединения отделены от государства и равны перед
приобщения его к нравственным и ценностям; Во-вторых, законом. (Более полное и конкретное раскрытие принципа
базируется на единой методологической основе – отделения религиозных объединений от государства
культурологическом подходе, способствующем формированию содержится в Законе РФ «О свободе совести и о
у учащихся первоначальных представлений о религиозных религиозных объединениях» - см. Приложение).
культурах и светской этике); В-третьих, группируется Государство, религия и образования: правовые аспекты
вокруг трёх базовых национальных ценностей: 1) взаимодействия.
Отечество, 2) семья и 3) культурная традиция. 59Конституция РФ. Статьей 28 Конституции РФ каждому0
24Книга для учителя (авторы: Б.Х.Бгажноков,0 человеку (в т.ч. – не гражданам РФ) гарантируется
О.В.Воскресенский и др.). Разделы пособия: «Религия и свобода совести и вероисповедания. Свобода совести и
общество» (сущность религии и религиозного сознания, вероисповедания включает право исповедовать
взаимодействие религии с моралью, наукой, искусством, индивидуально или совместно с другими любую религию или
политикой); «История религиозной ситуации в России» (по не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и
эпохам); «Основные религиозные направления» распространять религиозные и иные убеждения и
(классификация религий, основы вероучения и культа действовать в соответствии с ними. Право человека и
христианства и его ведущих направлений (православия, гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания
католицизма и протестантизма), а также иудаизма, может быть ограничено федеральным законом только в той
ислама, буддизма и других религиозных течений; мере, в какой это необходимо в целях защиты основ
«Светская этика» ( смысл и назначение этики, ценностный конституционного строя, нравственности, здоровья, прав
аспект и нравственные принципы этики). и законных интересов человека и гражданина, обеспечения
25Книга для родителей. Структура пособия О курсе0 обороны страны и безопасности государства. (ст. 3
ОРКСЭ; Социально-психологическая характеристика Федерального закона «О свободе совести и религиозных
младшего подростка (проблемные «точки» этой возрастной объединениях»). Установление преимуществ, ограничений
категории школьников; 3. Как будет организовано или иных форм дискриминации в зависимости от отношения
преподавание нового курса и взаимодействие школы с человека к религии не допускается.
семьёй?» (формы и методы сотрудничества школы с 60Федеральный закон «О свободе совести и о0
родителями); 4.Практические советы родителям: религиозных объединениях». В соответствии со ст.3
рекомендации по участию родителей в учебном процессе Федерального закона «О свободе совести и о религиозных
детей, осваивающих курс ОРКСЭ). объединениях» «никто не обязан сообщать о своем
26Электронное приложение к курсу. Структура дисков с0 отношении к религии и не может подвергаться принуждению
материалами. биографии; атлас; иллюстрации; при определении своего отношения к религии, к
исторический факт; святые имена; слайд-шоу; словарь; исповеданию или отказу от исповедания религии, к
тренажер; хрестоматия; это интересно и др. Достоинство участию или неучастию в богослужениях, других
-интерактивная форма и информативность, религиозных обрядах и церемониях, в деятельности
27Региональные учебно-методические ресурсы.0 религиозных объединений, в обучении религии.
реализуется «Концепция гражданского образования в Запрещается вовлечение малолетних в религиозные
Нижегородской области на 2009-2013 годы»;одно из объединения, а также обучение малолетних религии
направлений -духовно-нравственное развитие и воспитание вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их
учащихся; разработаны и внедрены региональные курсы: заменяющих». «Воспрепятствование осуществлению права на
Начальная школа: «Кораблик» (2 класс), «Жар-птица» (3 свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе
класс), «Нижегородская сторона» (2-4 класс); Основная сопряженное с насилием над личностью, с умышленным
школа: «Гражданское образование» (5-7 класс), оскорблением чувств граждан в связи с их отношением к
культурологический курс «Нижегородский край» (7 класс), религии, с пропагандой религиозного превосходства […]
«Религии России» (8-9 класс). ОРКСЭ и региональные УМК запрещается и преследуется в соответствии с федеральным
имеют общие цели и задачи- нацелены на формирование законом». Об этих нормах нельзя забывать в процессе
базовых национальных ценностей, гражданское и преподавания курса «Основы религиозных культур и
нравственное воспитание ; светской этики».
28Использование регионального опыта в преподавании0 61Российское и международное законодательство. В0
ОРКСЭ. Региональные УМК Методические разработки; российском законодательстве зафиксирована норма,
Дидактические материалы по гражданскому и согласно которой государство в РФ «не вмешивается […] в
духовно-нравственному образованию и воспитанию; Опыт воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими,
использования педагогических технологий. Задача в соответствии со своими убеждениями и с учетом права
педагогической общественности Нижегородской области – ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания»
включить курс «Основы религиозных культур и светской (ст. 4 Федерального закона «О свободе совести и о
этики» в контекст регионального, муниципального и религиозных объединениях»). Нормы международного права,
школьного опыта. признанные РФ, также признают за родителями
29Интернет-ресурсы. Федеральный сайт поддержки курса0 соответствующее право. Протокол № 1 к Конвенции Совета
http://orkce.apkpro.ru/ (научно-методический материал Европы о защите прав человека и основных свобод
21 региона, участвующего в апробации ОРКСЭ в 2010-2011 провозглашает, например, в качестве международной
учебном году) - Академия повышения квалификации и правовой нормы следующий принцип: «Государство при
профессиональной переподготовки работников образования: осуществлении любых функций, которые оно принимает на
http://www.apkpro.ru/content/view/2498/625/) - себя в области образования и обучения, уважает право
Федеральный институт развития образования(сайт родителей обеспечивать, чтобы такие образование и
firo.ru). - Издательство «Просвещение http:// обучение соответствовали их собственным религиозным и
www.prosv.ru/umk/ork/default.aspx. философским убеждениям». В связи с этим важной задачей
30Сайты религиозных организаций: - Русская0 при введении курса «Основы религиозных культур и
Православная Церковь (Московский Патриархат) – светской этики» является обеспечение: а) строгой
http://www.patriarchia.ru - Отдел религиозного добровольности выбора конкретного модуля курса
образования и катехизации Русской Православной Церкви - родителями; б) полноценного учета сделанного выбора.
http://www.otdelro.ru - Совет муфтиев России - 62Закон РФ «Об образовании». Закон РФ «Об0
http://www.muslim.ru - Российская ассоциация буддистов образовании» (ст.2), Федеральный закон «О свободе
- http://www.buddhism.ru - Федерация еврейских общин совести и о религиозных объединениях» (ст. 4)
России - http://www.feor.ru. закрепляют «светский характер образования в
31Словари и энциклопедии. Мегаэнциклопедия Кирилла и0 государственных и муниципальных образовательных
Мефодия megabook.ru - Энциклопедия - Страны мира учреждениях». Данная норма не позволяет вести обучение
mirknig.com - Мир словарей mirslovarei.com -Мир религии (т.е. преподавать основы вероучения) в
энциклопедий encyclopedia.ru Энциклопедия «Вокруг государственных и муниципальных школах. В рамках
света» vokrugsveta.ru. образовательных программ, однако, речь может идти об
32Методологические подходы в преподавании курса0 изучении культурологических основ или истории религий.
ОРКСЭ: Культурологический (понимание и объяснение Знакомство с историческими и культурными основами
религии как культурного явления Системно-деятельностный религий призвано решать три взаимосвязанных между собой
(обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно задачи: - формировать у обучающихся представление о
решать учебные задачи через различные способы религии как о важнейшей составляющей мировой культуры;
деятельности) Коммуникативный (обеспечение в учебном - являться основой воспитания межнациональной,
процессе диалогового общения, активного взаимодействия, межконфессиональной толерантности; - способствовать
сотрудничества в воспитательных и учебных целях) . осознанному выбору мировоззрения. Курс «Основы
33Культурологический подход в преподавании ОРКСЭ:0 религиозных культур и светской этики» построен на
Нацелен на формирование у школьников представления о основе реализации одного из этих подходов -
религии как о важнейшей составляющей мировой культуры;. культурологического.
Направлен на развитие представлений о нравственных 63Федерального закона «О свободе совести и0
идеалах и ценностях, которые составляют основу религиозных объединениях». Вместе с тем, российское
религиозных и светских традиций, на понимание их законодательство предоставляет родителям потенциальную
значения в современной жизни; акцентирует внимание на возможность обучать детей религии на базе
таких культурологических понятиях как «культурная государственных и муниципальных образовательных
традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и учреждений вне рамок образовательных программ. В пункте
«нравственность», составляющих основу курса; направлен 4 статьи 5 Федерального закона «О свободе совести и
на усвоение важных и глубоких смыслов: мир культур религиозных объединениях» говорится: «По просьбе
многообразен; в каждой культуре формируются свои родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей,
символы и стиль мышления; каждой культуре свойственны обучающихся в государственных и муниципальных
собственные представления о мире и человеке, нормы и образовательных учреждениях, администрация указанных
правила поведения; призван объяснить, что ни одна учреждений по согласованию с соответствующим органом
культура не является лучше другой; каждая культура местного самоуправления предоставляет религиозной
обладает ценностным содержанием, значимым для развития организации возможность обучать детей религии вне рамок
человечества. образовательной программы». Эта норма подкреплена
34Культурологический подход в преподавании ОРКСЭ: В0 приказом Минобразования России от 1 июля 2003 г. № 2833
рамках культурологического подхода: - школьники «О предоставлении государственными и муниципальными
осознают национальные и религиозные реалии, традиции, учреждениями религиозным организациям возможности
ценности как формы выражения культуры. Для верующего - обучать детей религии вне рамок образовательных
православие – это вера, приближающая его к Богу, программ». Однако этим правом религиозные объединения
церковь, это единоверцы Для культуролога – православие на сегодняшний день пользуются не очень широко. В
– это культурное явление, в котором сосредоточен государственных и муниципальных образовательных
культурный опыт. учреждениях не допускается деятельность религиозных
35Системно-деятельностный подход в преподавании0 движений и организаций (объединений) (ст. 1 Закона РФ
ОРКСЭ. актуализирует деятельностный подход в обучении ( «Об образовании»).
63 «Программа по ОРКСЭ» | Программа по ОРКСЭ 0
http://900igr.net/fotografii/religii-i-etika/Programma-po-ORKSE/Programma-po-ORKSE.html
cсылка на страницу
Урок

Религия и этика

22 темы
Фото
Презентация: Программа по ОРКСЭ | Тема: Преподавание ОРКСЭ | Урок: Религия и этика | Вид: Фото