Религия Скачать
презентацию
<<  О друзьях и дружбе Урок Религия  >>
Арианство
Арианство
Св. Афанасий Великий
Св. Афанасий Великий
Особенность эпохи
Особенность эпохи
Свт. Григорий Нисский
Свт. Григорий Нисский
Новоникейское богословие
Новоникейское богословие
Термин «природа»
Термин «природа»
Фото из презентации «Введение в богословие» к уроку религии и этики на тему «Религия»

Автор: Емельянов Н. Н.. Чтобы познакомиться с фотографией в полном размере, нажмите на её эскиз. Чтобы можно было использовать все фотографии на уроке религии и этики, скачайте бесплатно презентацию «Введение в богословие» со всеми фотографиями в zip-архиве размером 178 КБ.

Скачать презентацию

Введение в богословие

содержание презентации «Введение в богословие»
Сл Текст Эф Сл Текст Эф
1Триадология. Тема лекции: Терминологическая2 13Епифания Кипрского: Panarion, 73, 12–22, PG, t. 42,0
проблема троичного богословия IV века. 429–432 ) они объяснили ипостась, как более точное, чем
2Арианство. Александрийский пресвитер Арий (256,4 pr?swpon, наименование «существенных и действительно
Ливия? – 336, Константинополь). 1. Богом в собственном существующих свойств лиц».
смысле слова является лишь Отец: Сын отличен от Него по 14Термин «лицо». «Древнегреческая мысль оставалась0
Своей Сущности . 2. Сын сотворен по воле Отца «из связанной основополагающим законом, установленном ею
ничего» . 3. Сын сотворен как высшее орудие для самой для себя и гласившим, что в конечном счете бытие
создания мира и как посредник в отношениях между Богом составляет единство, несмотря на разнообразие
и абсолютно чуждой Ему тварью. 4. Святой Дух сотворен существующих предметов, поскольку реально существующие
непосредственно Сыном и в свою очередь является для предметы в конце концов восходят в своем бытии обратно
Сына инструментом в деле творения вселенной . к своему необходимому соотношению и «родству» с
3Св. Афанасий Великий. Архиепископ Александрийский1 «единым» бытием и поскольку, следовательно, всякое
(ок. 298—373) , секретарь, а затем преемник епископа «различие» или «элементы» должны рассматриваться как
Александра. Известен как один из наиболее энергичных тенденция к «не-бытию», порча или «упадок» бытия… Даже
противников арианства. К 350 году он остался Бог не может отстраниться от этого онтологического
единственным православным неарианским епископом в единства и свободно стать перед миром «лицом к лицу» в
восточной половине Римской империи. диалоге с ним». Иоанн Зизиулас, митр. Личностность и
4Особенность эпохи. Церковный историк Сократ1 бытие // Богословский сборник. М., 2002. Вып. 10. С.
Схоластик († после 439) сравнивает богословские споры 24–25.
этой эпохи с «междоусобной войной», которая «нисколько 152. Проблема соотношения восточной и западной0
не отличалась от ночного сражения, потому что обе троичной терминологии (essentia, substantia, persona).
стороны не понимали, за что бранят одна другую». Сократ Греческому слову усия — «сущность» от глагола «быть» ()
Схоластик. Церковная история I, 23. — в латинском языке должно соответствовать слово
5Особенность эпохи. Свт. Григорий Нисский отмечает с1 essentia, также производное от глагола «быть» (esse).
горькой иронией: «Все полно таких людей, которые Слову ипостасис в латинском языке должно
рассуждают о непостижимых предметах, улицы, рынки, соответствовать – substantia, так как оба слова
площади, перекрестки; спросишь, сколько нужно заплатить образованы от глагола «стоять под», «лежать в основе»,
оболов, - философствуют о рожденном и нерожденном; «существовать самостоятельно» (= subsistere или
хочешь узнать о цене на хлеб — отвечают: Отец больше substare). Однако, уже начиная с Тертуллиана (Adversus
Сына; справишься, готова ли баня, — говорят: Сын Praxeam, cap. II, PL, t. 2, 157 B, C), словом
произошел из ничего». Свт. Григорий Нисский. Contra substantia (субстанция) на Западе стало обозначаться
usurarios. PG, t. 45, 556. понятие, отвечающее греческому усия. В этом же смысле
6Новоникейское богословие. Победа православия в2 термин «субстанция» использовал Марий Викторин (ок.
тринитарных спорах была невозможна не только без 300–387), известный в свое время римский философ и
создания строгой и точной терминологии, но и без богослов, оказавший значительное влияние на все
колоссальных усилий, необходимых для того, чтобы это последующее латинское богословие. Блж. Августин в
богословие было воспринято широкими церковными массами. трактате «О Троице» (400–415) прямо говорит, что «в
Эта победа была достигнута благодаря подвигу Великих нашем, то есть латинском, языке слово сущность
Каппадокийцев, представителей «новоникейского» (essentia) обычно понимается не иначе, как субстанция
богословия: свт. Василия Великого (329–379), его брата (substantia)» «О Троице». Lib. VII, cap. VI, 7 (PL, t.
свт. Григория Нисского (ок. 335 – ок. 394) и друга свт. 42, 939).
Василия свт. Григория Назианзина (329–389), получившего 162. Проблема соотношения восточной и западной0
в Церкви почетное именование Богослова. Миниатюра из троичной терминологии (essentia, substantia, persona).
Гомилий Григория Богослова. 880-886 гг. (Parisin. gr. В латинском троичном богословии прочно утвердилась
510. Fol. 71v). формула «una substantia, tres personae» (одна
71. Значение терминов «сущность», «природа»,0 субстанция, три Лица). Эта формула восходит к
«ипостась» и «лицо» в троичном богословии IV века. Тертуллиану и постепенно становится к IV в. настолько
Внецерковные влияния. авторитетной, что всякое отступление от нее
8Термин «сущность». Аристотель использовал понятие2 воспринимается как свидетельство неправоверия. Таким
«сущности» (усия) в разном смысле: «Называют главным образом, все восточное богословие находится у западных
образом, прежде всего и в собственном смысле «усиями» под постоянным подозрением. Греческая формула «три
то, что не может быть сказано ни о каком (другом) ипостаси» дает в латинском переводе «три субстанции»,
индивиде, и то, что не находится ни в каком (другом) что воспринимается на Западе как свидетельство
индивиде, например «этот человек, эта лошадь». тритеизма и арианских убеждений всех восточных.
Вторичными «усиями» называют виды, в которых первые Каппадокийцы прекрасно понимали, что проблема
«усии» существуют с соответствующими родами; таким обоснования действительного различия и
образом «этот человек» есть человек по виду, а животное самостоятельности, то есть субстанциональности, Лиц
по роду» Аристотель. Категории V, 1, 2, 11–19. является основной для латинского богословия.
9Термин «природа» также имел несколько значений и4 172. Проблема соотношения восточной и западной0
мог по-разному пониматься не только в контексте троичной терминологии (essentia, substantia, persona).
тринитарных споров IV столетия, но и гораздо позже. По словам свт. Григория Богослова, «когда благочестиво
Например, Боэций (480–523) предлагает четыре употребляем речения: одна сущность и три Ипостаси, из
определения природы. Преп. Иоанн Дамаскин (VIII в.) которых первое означает естество (природу) Божества, а
допускает двоякое понимание этого термина. В самом последнее — личные свойства Трех (t¦j t?n tri?n
широком смысле термин «природа» указывает на все, что „di?thtaj), и когда римляне, одинаково с нами разумея,
существует объективно, независимо от человеческого по бедности своего языка и по недостатку наименований,
сознания. Например, преп. Анастасий Синаит (VII в.) не могут различать сущности от Ипостаси и потому
определяет природу как «истинное существование вещи… заменяют слово: Ипостаси, словом: Лица (t¦ pr?swpa),
все то, что существует истинным образом, а не то, что дабы не подать мысли, что они признают три сущности:
изрекается как плод воображения… истинную реальность тогда что из сего выходит? Нечто весьма достойное смеха
существующих (вещей), или же воосуществленность их» и сожаления. …произошло то, что в речении: три Лица,
(Путеводитель // ЖМП, 1993. № 7. С. 74). В более узком открыт савеллианизм, а в речении: три Ипостаси —
смысле понятие «природа» могло сближаться с понятием арианизм». Григорий Богослов, свт. Слово 21 //
«сущность», если оно понималось как видовое понятие, Творения. Т. I. С. 326.
общее для вещей одного рода или вида, обладающих 182. Проблема соотношения восточной и западной0
одинаковыми качественными характеристиками. троичной терминологии (essentia, substantia, persona).
10Термин «ипостась». происходит от глагола —0 Недоразумение не было окончательно устранено даже после
«существовать самостоятельно» — и в разговорном языке победы каппадокийского богословия на Востоке. Блж.
мог обозначать все реально существующее (как и понятие Августин по-прежнему не понимает разницу между
«природа»). впервые в нехристианской философии у греческими терминами «сущность» и «ипостась». Столетие
Плотина термин «ипостась» как «определенное бытие» ( ) спустя в трактате «Против Евтихия и Нестория» (512) о
отличается от термина «сущность» как «бытия вообще» ( недостаточности латинской терминологии говорил Боэций
), но при этом точного разграничения между ними (ок. 480—523). «Вся та огромная богословская работа по
проведено не было. этому вопросу, которая выполнена была Восточною
11Проблема соотношения понятий «ипостась» и0 Церковью со времени Оригена, все споры и треволнения,
«сущность». В целом, в богословии того времени у пережитые ею в этой области, прошли бесследно для
старшего поколения никейцев слово «ипостась» значило Запада, который не имел нужды, да и не мог по
почти то же, что и усия. Христианские авторы IV недостатку своего философского развития принимать в них
столетия использовали термин «сущность» главным образом участие». Спасский А.А., проф. История догматических
в значении аристотелевой первой усии. Такое движений в эпоху Вселенских Соборов. С. 81.
отождествление терминов находим у свт. Афанасия 193.1. Различное понимание термина «единосущие». В0
Великого в «Послании к африканским епископам» (369 или зависимости от определения соотношения в троичном
370 г.): «Ипостась есть сущность и не иное что богословии понятий сущность и ипостась, термин
означает, как самое существо ( — букв. «самое сущее»)… «единосущие» () может приобретать различное значение
ипостась и сущность есть бытие ( — букв. Если понятия сущность и ипостась отождествляются, и
«существование»)» Афанасий Великий, свт. Творения. Т. пониматются как конкретное, единичное бытие, то
III. С. 280. На невозможности различения этих греческих единосущие означает совместное обладание одной и той же
терминов настаивает блж. Иероним Стридонский в письме к единичной сущностью. Такое понимание отвечает
папе Дамасу (376 г.): «…школа светских наук не знает богословию свт. Афанасия Великого. Напротив, строгое
иного значения слова ипостась, как только сущность различение сущности (как «общего», видового признака,
(tota saecularium litterarum schola nihil aliud совокупности существенных свойств) от ипостаси (как
hypostasim, nisi usian novit)» Epist. 15, PL, 22, col. «частного», индивидуального бытия) приводит к пониманию
457 a. единосущия как равенства или одинаковости видовых
12Термин «лицо». Изначально не имел философского0 признаков, существенных свойств. В этом смысле
характера. Слово «» могло означать маску актера единосущны друг другу отдельные человеческие ипостаси:
(личину), роль или внешнюю форму. Оно указывало на Павел, Силуан, Тимофей, каждый из которых обладает
случайные признаки, которые не могут определять сущностью, отвечающей единому видовому понятию
существа самой вещи. Не случайно этот термин был «человек». В таком понимании термин «единосущие» ближе
использован модалистами, для которых Троица — это всего к учению Великих Каппадокийцев.
Единый Бог, меняющий свои Лица, в которых Он обращается 203.2. Проблема «омоусиос» и «омиусиос». Каково бы ни0
к Своему творению. было понимание «единосущия», православные всегда
13Термин «лицо». Свт. Василий Великий настаивает на0 отвергали допустимость термина «подобосущие» (). Дело в
том, что употребление термина «лицо» невозможно без том, что еще Аристотель в «Метафизике» (V, 15)
соотнесения его с понятием «ипостаси»: «А утверждающие, определил точное значение слова «»: «тождественны те
что сущность и ипостась — одно и то же, принуждены предметы, у которых одно существо, подобны те, у
исповедовать только разные Лица и, уклоняясь от которых одно качество, равны те, у которых одно
выражения: три Ипостаси, не избегают погрешности количество». Именно поэтому свт. Афанасий утверждает,
Савеллия». Василий Великий, свт. Письмо 236, к что «подобное сказуется подобным в отношении не к
Амфилохию По мысли свт. Василия, признание «трех Лиц» сущностям, но к внешнему виду и к качествам, о
недостаточно без исповедания «трех Ипостасей». Таким сущностях же должно быть сказуемо не подобие, но
образом, термин «просопон» требовал уточнения, придания тождество» Афанасий Великий, свт. Творения. Т. III. С.
ему значения конкретного самодостаточного бытия, т. е. 162. Свт. Василий Великий также указывает на
характеристики онтологической, а не случайной, внешней некорректность термина «подобосущие», поскольку
или описательной, т. е. указывающей не на бытие само по «подобным и неподобным называется что-либо относительно
себе, а его отношения и проявления во вне. Эта проблема к качествам, а Божество свободно от качественности»
осознавалась не только православными. «Непригодность и Василий Великий, свт. Письмо 8. К кесарийским монахам
недостаточность этого термина для выражения // Творения. СПб. Т. III. С. 16.
богословских понятий сознали уже омиусиане. В памятной 21Проблема. Формирование ясной терминологии,0
записке Василия Анкирского (сохранившейся в сочинениях отвечающей четкой богословской концепции.
21 «Введение в богословие» | Введение в богословие 17
http://900igr.net/fotografii/religii-i-etika/Vvedenie-v-bogoslovie/Vvedenie-v-bogoslovie.html
cсылка на страницу
Урок

Религия и этика

22 темы
Фото
Презентация: Введение в богословие | Тема: Религия | Урок: Религия и этика | Вид: Фото