Философия
<<  Философские проблемы науки и техники Философские и методологические проблемы науки и техники   >>
Картинок нет
Картинки из презентации «Философский образ науки» к уроку философии на тему «Философия»

Автор: Loner-XP. Чтобы познакомиться с картинкой полного размера, нажмите на её эскиз. Чтобы можно было использовать все картинки для урока философии, скачайте бесплатно презентацию «Философский образ науки.ppt» со всеми картинками в zip-архиве размером 71 КБ.

Философский образ науки

содержание презентации «Философский образ науки.ppt»
Сл Текст Сл Текст
1Философский образ науки (продолжение). 57прежнего оптимистического воззрения на
2Возникновение науки. Особенности науки прошлое и на перспективы человечества
как социального института. Динамика стала расцениваться как наивная, не
научного знания. учитывавшая реалии новой жизни.
3Возникновение науки. Как своеобразная 58Неклассическая наука (первая половина
форма познания – социальный институт и XX в.). Столь же наивной стала считаться
специфический тип духовного производства другая основополагающая философская идея
наука возникла в Европе в Новое время в нового времени – идея всесилия
период дифференциации единого ранее знания человеческого разума, который оказывался
на философию и науку. неспособен предохранить человечество от
4Возникновение науки. Наука постоянно потрясений. Все это подводило к выводу о
связана с практикой: 1. Получает импульсы неполноте, ограниченности и отчасти
для своего развития 2. Воздействует на ход ошибочности сложившихся ранее
практической деятельности, представлений о человеке и человечестве,
опредмечивается, материализуется в ней. об основах его бытия и культуры, повлекла
5Античность, средние века. Преобладание за собой пересмотр взглядов на
философского познания мира Философия, гуманитарное знание и способы его
знание, наука фактически совпадали В получения, следовательно, на философские,
рамках философии объединялись сведения и теоретические и методологические его
знания о «первых причинах и всеобщих основания.
началах», об отдельных природных явлениях, 59Неклассическая наука (первая половина
о жизни людей и истории человечества, о XX в.). Философской основой неклассической
самом процессе познания. парадигмы исторического исследования стали
6Древние цивилизации Востока, релятивистские направления философии конца
Античность, средние века. Ростки будущих XIX в. - академическая философия жизни и
научных знаний формировались в недрах неокантианство. Эти направления, в отличие
философской системы, Но они еще не от позитивизма, исходили из идеи
выделились из них как самостоятельное принципиального отличия между объектом и
целое Эмпирические знания о природе и предметом естественнонаучного и
обществе в виде отдельных элементов гуманитарного познания и, следовательно,
(«кусочки науки», но не сама наука). об отличии между ними по методам познания.
7Причины отсутствия науки как 60Неклассическая наука (первая половина
социального института в древности и XX в.). В свете представлений приверженцев
средневековье. Не в том, что не было данных направлений, объект естествознания
великих ученых Не было реальных - природа - выражался в массовых,
общественно-исторических и социокультурных повторяющихся явлениях, связанных
факторов: НОВОЕ ВРЕМЯ!!! Индустриализация: закономерностями, а человеческий
наука нужна прежде всего для развития "дух", культура и сама история
промышленности Бурное развитие в первую воплощалась в уникальных образах, не
очередь экспериментально-математического связанных закономерностями, но подлежавших
естествознания (астрономия, механика, описанию и оценочным суждениям по
физика, химия, биология….)( в том числе - определенной шкале вневременных
эмпирических фактов было накоплено общечеловеческих ценностей.
больше). 61Неклассическая наука (первая половина
8Новое время. + Подрыв господства XX в.). Отсюда обосновывалось отличия
религии +основная задача познания «не между науками обобщающими,
опутывание противника аргументацией» ( как законоустанавливающими (номотетическими) и
у схоластов), а изучение – на основе неоценочными, с одной стороны
реальных фактов – самой природы, (естественные науки), и науками
объективной реальности. описывающими (идиографическими) и
9Дифференциация наук. 1. Отделение оценочными, с другой (гуманитарные науки).
науки от философии 2. Выделение в рамках 62Неклассическая наука (первая половина
науки как целого отдельных частных наук – XX в.). Гуманитарное знание стало
механики, астрономии, физики, химии, рассматриваться как неполное и
биологии 3. Вычленение в целостном относительное по самой своей природе, в
философском знании таких философских силу присущего человеку субъективизма, за
дисциплин как онтология, философия которым скрывалась реальность прошлого. В
природы, философия истории, логика… исторических исследованиях эта реальность
10Наука и практика как две объявлялась объектом и предметом изучения,
взаимосвязанные стороны исторического но по существу, по мнению последователей
процесса. Не только развитие науки релятивистских направлений историософии,
соответствует уровню развития практики, Но историку была доступна не она, а
и разделение научного знания, субъективные впечатления от нее авторов и
дифференциация наук также отражает составителей источников. При неизбежной же
определенные этапы развития практики, субъективности самого историка общий итог
разделения труда, внутренней исторического исследования мог оказываться
расчлененности человеческой деятельности в еще дальше от реальности прошлого, чем
целом. даже источник.
11Важнейшие формы практики. 1. 63Неклассическая наука (первая половина
Материальное производство (труд), XX в.). В конце XIX в. становилось
преобразование природы 2. Социальное очевидным, что в гуманитарной культуре
действие – преобразование общественного нового времени вообще и в рамках
бытия, изменение существующих социальных классической парадигмы исторического
отношений (революции, войны, реформы, исследования как составной части этой
преобразования…) 3. Научный эксперимент – культуры, в частности, зачастую оказывался
активная деятельность, в процессе которой потерян сам человек. в течение XVIII - XIX
исследователь искусственно создает вв., гуманизм был сменен социоцентризмом,
условия, которые позволяют ему исследовать а вместо интереса к человеку, к отдельной
интересующие его свойства объектов. личности возник интерес прежде всего к
12Функции практики в научном познании. разного рода сообществам людей - этносам,
1. Практика – источник познания ( все социумам, государствам и т.д., связанные с
знания вызваны к жизни ее потребностями) которыми процессы, как это казалось,
2. Практика – как основа познания, его определяют и объясняют ход истории.
движущая сила. В процессе преобразования 64Неклассическая наука (первая половина
мира человек обнаруживает и исследует все XX в.). Идея И.Канта, сформулированная им
новые и новые свойства мира 3. Практика – в форме категорического императива и
цель научного познания, т.к. она требовала видеть в человеке по существу
осуществляется не ради простого мерило всех ценностей и конечную
любопытства, а для того, чтобы направлять историческую цель, а не средство к
и регулировать деятельность людей 4. достижению каких-то иных, более общих
Практика как критерий истины. целей. Эта идея была широко известна, но
13Особенности науки как социального являлась фактически мало востребованной не
института (критерии научности) Черты только в социально-политической практике,
науки. Универсальность – т.е. научному но и в практике гуманитарного познания, в
познанию подвластны все сферы бытия том числе исторического познания.
Фрагментарность – наука изучает не бытие в 65Неклассическая наука (первая половина
целом(философия), а различные фрагменты XX в.). Формирование неклассической
реальности. Поэтому наука делится на парадигмы исторического исследования
отдельные дисциплины. выразилось прежде всего в изменениях его
14Черты науки. Объект науки - фрагмент методологии. Она стала в несравненно
объективной реальности, включенный в большей степени, чем методология
исследовательский процесс Предмет науки – классической исторической науки, обращена
свойства, связи, отношения объекта, к человеку и стремилась учесть
изучаемые данной наукой. человеческое начало и на стадии
15Объект научного познания. Объект – то, возникновения источников исторического
что изучает данная дисциплина. познания, и на стадии использования этих
16Предмет познания. Свойства, связи, источников в конкретных исторических и
отношения объекта. вообще в гуманитарных исследованиях, т.е.
17Субъект научного познания. Субъект: личности и автора источника, и историка,
ключевой момент науки Отдельный изучавшего этот источник.
исследователь Научное сообщество Научный 66Неклассическая наука (первая половина
коллектив Общество в целом Функции в XX в.). Достижения позитивистской
познании: исследует свойства, стороны и методологии истории в принципе не
отношения объектов. отвергались, причем признавалась их
18Черты науки. Общезначимость – прикладная ценность и значимость. Однако
полученные учеными знания значимы для всех они существенно дополнялись разработкой
людей Незавершенность - научное знание не методов, направленных на установление
может достичь абсолютной истины своего рода личностных контактов между
Критичность – готовность поставить под историком как представителем своей эпохи и
сомнение результаты Преемственность. культуры своего времени и автором
19Черты науки. Систематичность источника как личности изучаемой эпохи и
Достоверность Собственный язык Наличие культуры того времени; на проникновение в
особых средств и способов познания. психологию автора источника, в том числе и
20Особые средства и способы познания с помощью интуиции; на понимание людей
науки. Гипотезы Концепции Теории Законы прошлого, прежде всего психологических
Понятия Категории Методы. основ их личности и системы признаваемых
21Идеалы и нормы научного познания. ими ценностей. Фактически это означало
Совокупность определенных концептуальны, поиск путей более глубокого проникновения
ценностных, методологических установок, в изучаемую эпоху, стремление к выходу за
свойственных науке на каждом пределы "фактологии" как внешней
конкретно-историческом этапе ее развития стороны исторического процесса и к
Функция: организация и регуляция процесса уяснению его человеческой сущности.
научного исследования, ориентация на более 67Неклассическая наука (первая половина
эффективные пути, способы и формы XX в.). Взгляды на теорию исторического
достижения истинных результатов. процесса в неклассической парадигме
22Стиль научного мышления. Целостное исторического исследования не столь четки
единство норм и идеалов научного познания, и определенны, как на стадии классической
господствующий на определенном этапе исторической науки. Наиболее заметно это
развития погоды Выполняет регулятивную по отношению к вопросу о существовании
функцию Общепринятые нормы исторических закономерностей, и шире - во
интеллектуальной деятельности (различают взглядах на историю как на связный
классический, неклассический, процесс.
постнеклассический стили мышления). 68Неклассическая наука (первая половина
23Философские основания науки. XX в.). Общий вывод об уникальности и
Философские идеи и принципы, которые неповторимости всякого исторического
содержатся в данной науке Функции: явления и личности, доведенный до
обоснование уже добытых знаний Участвуют в логического своего конца, приводил к
построении новых теорий Методологическая отказу от представления о закономерном
функция. ходе истории, о связи между собой разных
24Научная картина мира. Целостная ее явлений, об отсутствии иных
система представлений об общих свойствах и причинно-следственных связей, кроме
закономерностях действительности, личностно-психологических. Это давало
построенных в результате обобщения и основание для постановки вопроса об
синтеза фундаментальных научных понятий и основаниях, по которым история могла бы
принципов Тесно связана с мировоззрением считаться наукой, поскольку описание
ученого. уникального не относится к функциям науки.
25Классификация наук. Античность: 69Неклассическая наука (первая половина
Аристотель: критерии: в зависимости от XX в.). Под прямым воздействием
сферы применения знания -метафизика (наука неклассической парадигмы исторического
о причинах всего сущего, недоступного для исследования оказались некоторые новые
органов чувств ) -математика -физика направления историографии, прежде всего
–изучает различные состояния тел в историко-психологическое и
природе. историко-антропологическое, в центре
26Классификация наук. Новое время: Ф. исследовательского внимания которых стоял
Бэкон. Критерии: в зависимости от человек в исторической ситуации изучаемого
способностей человека: -история как времени. С этой парадигмой также было
описание фактов, в том числе естественная связано возникновение во французской
и гражданская - теоретические науки или историографии в 1929 г. направления
философия -поэзия, литература, искусство "Анналов", заявившего о своем
вообще. идеале "тотальной истории" и
27Классификация наук. Новое время: ставившего в качестве исследовательской
Гегель. Критерии: принцип развития -логика цели создание всестороннего представления
(учения о бытии, о сущности, о понятии) о человеке в конкретной
Философия природы (механика, физика, общественно-исторической ситуации.
органическая физика) Философия духа( 70Неклассическая наука в истории. В этой
антропология, феноменология, психология). культуре сложился новый тип
28Классификация наук. Новое время: рациональности, в стиль которой стала
О.Конт (основоположник позитивизма) входить способность не только видеть
Критерии: из изучения предметов, опираться типичное, но и замечать индивидуальное, не
на естественные связи между ними. Иерархия отбрасывая его в ходе размышления и
наук. -науки о внешнем мире Совокупность познания. Особенность этой рациональности
наук о природе (философия природы) заключалась в умении актуализировать
Естественная философия (астрономия, химия настоящее, понимать новое и, отказавшись
и биология) в целом науки: астрономия, от уже существующих стереотипов, вписывать
физика, химия, биология и социология. это новое в человеческую
29Классификация наук. Марксизм: Ф. жизнедеятельность.
Энгельс Критерий: форма движения материи: 71Неклассическая наука в истории.
Процессы в неживой природе Процессы в Неклассическая рациональность стала
живой природе Отсутствие резких границ воспринимать историческую реальность как
между наука. сложный и уникальный мир
30Классификация наук. XX в. : В.И. саморегулирующейся повседневности,
Вернадский: Критерии: характер изучаемых основанием которой выступают различные
объектов -науки, объекты и законы, картины мира и уникальные духовные коды
охватывающие всю реальность (физика, жизнедеятельности людей.
астрономия, химия. Математика) -науки, 72Постнеклассическая наука. (вторая
которые охватывают только объекты и половина XX – начало XXI вв.) – постоянная
законы, свойственные только для Земли – включенность субъективной деятельности в
ноосферы (биологические, геологические и «тело знания». Влияние ценностно-целевых
гуманитарные науки). ориентаций на знание. Взаимосвязь всех
31Современные классификации наук: По научных картин (включение одной в состав
объекту, предмету и методу познания: - другой) Парадигма самоорганизации (
Естествознание, обществознание, синергетика).
гносеология, математика - в свою очередь 73Постнеклассическая наука.
каждая группа делится на более дробные Возникновение этой парадигмы исторического
науки По отношению к практике: исследования относится к последней
-фундаментальные -прикладные. четверти ХХ в. Оно связано с культурой
32Современные классификации наук. эпохи постмодернизма, проникшего в
История: относится как социальным наукам ( историографию, и с реакцией на это
о процессах, явления в обществе) и проникновение со стороны воспитанного на
гуманитарным наукам ( о внутреннем мире классической традиции научного сознания,
человека). нашедшего свое выражение в неоклассическом
33Особенности социально-гуманитарного направлении историографии.
познания. Предмет гуманитарного познания - 74Постнеклассическая наука. Переход к
мир человека, а просто вещь Социальное постиндустриальному информационному
познание ориентировано на процессы – обществу обусловил возникновение тенденции
динамику общественных явлений (поэтому формирования мира в качестве единого
историзм –играет важную роль) целого, к несравненно более глубокой, чем
Исключительное внимание к индивидуальному, до того, взаимосвязи культур и к их
но на основе конкретно-общего. взаимопроникновению. Следствием этого
34Особенности социально-гуманитарного перехода стало усиление межкультурной
познания. Субъективный характер Всегда толерантности.
ценностно-смысловое освоение мира Значима 75Постнеклассическая наука. Философская
роль процедуры понимания как приобщение к основа постнеклассической парадигмы
смыслам человеческой деятельности Имеет исторического исследования весьма
текстовую природу ( т.е. между субъектом и эклектична. К ней могут быть отнесены
объектом познания стоит текст ( релятивистские направления философии конца
письменные, вещественные и т.п. источники) XIX - начала ХХ вв. - академическая
Преимущественная ориентация на философия жизни, неокантианство,
качественную определенность Велика роль эмпириокритицизм. Эти философские
мышления. Затруднительно наблюдение, направления обосновали представление о
эксперимент. пределах исторического познания, об
35Тема 3. Периодизация истории наука. относительности наших гуманитарных знаний
Литература: Гуревич А.Я. Марк Блок и вообще и о прошлом человечества в
"Апология истории". Коллингвуд частности, а также об относительности и
Р.Дж. Идея истории. Автобиография. М., отсутствии универсальности тех
1980. С.129 Лубский А.В. Классическая закономерностей исторического процесса,
парадигма исторического исследования. которые сформулированы историей и
С.27-62; Шевелев В.И. Новое в исторической социологией.
науке: пути преодоления методологического 76Постнеклассическая наука. Другое
кризиса // Гуманитарный ежегодник. 1. философское направление, относящееся к
С.39-40. Узнародов И.М. Нужен ли нам постнеклассической парадигме и
постмодернизм? Размышления историка // распространенное в ХХ в. -
Esse Homo (Памяти Э.Г.Алавердова). Февр Л. экзистенциализм. Развивая представление об
Суд совести истории и историка // Февр Л. относительности наших знаний о человеке и
Бои за историю. С.11. Философский о его истории, философы-экзистенциалисты
энциклопедический словарь. С.332. исходили из идеи отрицания холизма как
36Классификация и периодизация наук. учения о целостности мира,
Классификация - расчленение наук по сформулированного еще Гегелем панлогизма с
вертикали Периодизация наук – взглядом на абсолютность разума и на мир
развертывание наук по горизонтали: т.е. по как на процесс осуществления высшего
оси времени в форме следующих друг за разумного начала. Экзистенциализм
другом исторических периодов ( ступеней, формировал взгляд на историю как на
фаз, этапов) Каждый новый этап – это не жизненный поток, в котором человек и
только процесс возрастания количества общество существовали и существуют в
предшествующего, но и качественные окружающем мире. По мнению
различия, выражающих специфику данного экзистенциалистов, в этом мире случайность
этапа истории предмета. преобладает над закономерностью. Мир
37Критерии периодизации науки. нельзя понять в привычных категориях
Соотношение объекта и субъекта познания причинно-следственных связей, а события и
Каждый период имеет свою парадигму, свою явления проявляются в нем уникальные,
картину мира, свои фундаментальные идеи. самостоятельные и изолированные во времени
38Периодизация истории науки. Донаучный и в пространстве, человеческие отношения и
период (зарождение элементов научных межличностные связи играют несравненно
знаний) Превращение истории в науку с большую роль, чем процессы общего
сохранением за ней статуса одного из характера, а от индивидуума зависит
направлений гуманитарной культуры больше, чем от социума.
представляло собой сложный процесс. Он 77Постнеклассическая наука. история
обусловлен всей культурно-исторической событий и явлений отступила перед
ситуацией эпохи позднего средневековья и изучением повседневности в разных
начальной стадии новой истории. культурных ее проявлениях - материальной и
39Превращение истории в науку. бытовой, духовной, культуры
Интеллектуальный прорыв человечества от взаимоотношений и общения между людьми, а
средневекового провиденциализма к также историей ментальности. Все большее
гуманизму и рационализму нового времени внимание стала привлекать история
составлял предпосылку значительного "малых форм", или всего того,
усиления интереса к истории. Это что ранее нередко квалифицировалось как
соответствовало более общему процессу "мелкотемье", в том числе
возрастания интереса к человеку вообще изучение жизни людей, не относившихся к
Человек стал занимать в сознании то место, элите своего времени и обойденных
которое ранее отводилось Богу. Отсюда все вниманием историков. Распространенным
то, что происходило с человеком и людьми объектом исторического изучения становятся
вообще в прошлом, вызывало повышенное отдельные сообщества и группы - этнические
внимание. и конфессиональные, социальные и
40Превращение истории в науку. Такое профессиональные, половозрастные и т.д.
внимание связано было также с изменением 78Постнеклассическая наука.
особенностей мышления людей этой эпохи по Представление об уникальности и
сравнению с мышлением средневекового неповторимости явлений истории и культуры,
человека. На взгляд последнего, будущее об отсутствии в общественной жизни
его ничтожно мало зависело от него самого, сколько-нибудь глубоких
от людей вообще и от их истории, в причинно-следственных связей и внутренних
частности, когда отдельный индивид и закономерностей, о значительной роли
человечество в целом находилось в полной исторической случайности изменило
зависимости от воли Провидения. В новых понимание цели исторического исследования.
условиях, когда разум и воля человека, Это уже не познание закономерностей
прежде всего выдающихся людей, стали исторического развития, и не стремление с
рассматриваться в качестве движущей силы помощью этого знания осуществлять
истории, когда признавалась зависимость социально-политическую практику и научное
судьбы человека и людей вообще не от прогнозирование общественных процессов.
потустороннего, а от человеческого начала, Историческое познание в большей мере стало
потребность человечества в самопознании связываться с удовлетворением определенных
значительно возросла. культурных потребностей человека и
41Превращение истории в науку. Бурные общества, с интересом к прошлому в чистом
события обостряют чувство времени, виде, а также со стремлением к
пробуждают историческую мысль, заставляют установлению диалога через источник с
задуматься о причинах столь значительных людьми ушедшего времени для более
изменений в жизни людей, о движущих силах глубокого уяснения сущности человека,
истории, о будущих судьбах человечества в общества и культуры.
целом, страны и народа, отдельной 79Постнеклассическая наука. Для историка
личности. постмодернистской культуры всякое
42Периодизация истории науки. историческое исследование любой эпохи и
Классическая наука (XVII – XIX вв.): его результаты есть интерпретация прошлого
стремится при описании и объяснении в категориях культуры того времени, к
объектов устранить все, что относится к которому относится историк, и представляет
субъекту. Господство объективного стиля интерес прежде всего в этом отношении, а
мышления, стремление познать объект сам по не в отношении того, насколько достоверны
себе, без относительно к условиям его и истинны его результаты, насколько они
изучения субъектом Имеет своей парадигмой соответствуют реалиям прошлого.
механику Строится на принципах жесткого 80Постнеклассическая наука. Объектом
детерминизма. исторического познания может служить не
43Классическая модель исторического реальность прошлого, всегда неопределенная
исследования. явилась порождением и ускользающая, а текст. Для
рационалистической культуры Нового историка-постмодерниста текстом является
времени. Принцип культуры Нового времени, всякий источник, а не только тот, который
которая объявила себя царством разума, содержит письменный текст в прямом его
лаконично был сформулирован Гегелем: «Что значении. По его мнению, текст как
разумно, то действительно, и что результат творения человека крайне
действительно, то разумно». Эта культура субъективен и допускает множественность
носила утилитаристский характер, логику интерпретаций, имеющих право на
осмысления любого общественного явления в существование в качестве научных гипотез.
ней определяла идея пользы и полезности. 81Постнеклассическая наука. Само
44Классическая модель исторического историческое исследование в свете
исследования. Классическая парадигма постмодернистского подхода не должно быть
прошла длительный период своего развития рассчитано на узкопрофессиональную среду.
от начальной стадии научной историографии Оно в идеале должно быть доступно и
в эпоху Просвещения XVII-XVIII вв. до специалисту-историку, и представителю
сформировавшейся исторической науки негуманитарных профессий, и не быть
середины - второй половины XIX в., абсолютно чуждым языку улицы. Таким
основанной на историософии позитивизма. образом, максимально расширялась
45Классическая модель исторического аудитория, способная воспринимать мысли и
исследования. В основе методологии того идеи историков-профессионалов, а
времени лежала философская идея исследовательская литература частично
способности познания человеческим разумом брала таким образом на себя функции жанра
объективной реальности, причем как популярной исторической литературы.
окружающей человека природной среды, так и 82Постнеклассическая наука. Несомненным
всего того, что касается деятельности положительным последствием
самого человека в настоящем и в прошлом, постмодернистского подхода к научной
т.е. того, что относится к объекту и историографии является распространение
предмету исторического познания. здорового скепсиса в отношении результатов
46Классическая модель исторического исследовательского труда, предупреждение
исследования. Философской основой этих историка об относительности исторической
идей выступали направления XVIII - XIX вв. истины, углубление в сознании историка
- рационализм, гегельянство и позитивизм. основ здравого релятивизма. Подобный
Первое из них обосновало взгляд на силу скепсис не однажды в историографии
разума как двигателя исторического способствовал совершенствованию методов
процесса или по крайней мере как одной из исследования, углублению представления о
мощных движущих сил, на движение истории целях и границах исторического познания.
по пути прогресса, а также на способность 83Постнеклассическая историческая наука.
разума к познанию прошлого. Второе Основными чертами «лингвистического
сформировало представление о закономерном поворота» являются критика понятия
характере исторического процесса и о субъекта, обращение к исследованию смысла
внутренних факторах как о главных движущих и значения, замена понятия истинности
силах истории по отношению к внешним. понятием осмысленности, стремление
Позитивизм обобщил и синтезировал эти рассматривать язык как предельное
представления, добавив в философское онтологическое основание мышления и
обоснование теории исторического процесса деятельности.
идею многофакторности и плюралистический 84Современная парадигма. появление в
подход к его объяснению. историографии конца ХХ в. неоклассического
47Роль позитивизма. позитивизм обеспечил направления, в рамках которого делается
теоретическую разработку представления о попытка соединить теоретические идеалы
том, что историческое исследование классической исторической науки XIX в. с
невозможно без создания прочной методологическими достижениями ХХ в. В нем
эмпирической базы, которая создается на признается реальность прошлого, которое
основе изучения источников и установления может выступать как объект исторического
по ним исторических фактов. По существу познания.
тем самым были обеспечены в конце XIX - 85Современная парадигма. Историками
начале XX вв. успехи в развитии неоклассического направления была вновь
источниковедения, усиление интереса к востребована идея холизма, исходившая из
философии и методологии истории и признания целостности этого мира при всей
возникновение новой, неклассической сложности и противоречивости его
парадигмы исторического исследования. внутренних структур. Они вполне допускают
48Историческое исследование в рамках плюралистический подход к теоретическому
классической парадигмы. Сложный процесс, истолкованию исторического процесса и
разделенного на три стадии: поисковую признают возможность правомерного
(эвристическую), опытную (эмпирическую) объяснения тех или иных его сторон в
теоретическую, тесно связаны между собой и рамках разных исторических и
вытекают одна из другой, по мере социологических теорий. При таком подходе
завершения одной из стадий осуществлялся создаются условия для широкого применения
переход к следующей стадии. методов анализа структур такой сложной
49Историческое исследование в рамках целостной системы, как общество, и, с
классической парадигмы. Общая формулировка точки зрения синергетики, на его
проблемы исследования на первой стадии способность к саморегулированию.
поиск литературы и источников формулировка 86Современная парадигма. неоклассическое
рабочей гипотезы. На второй шло: направление сочетает методы логического
формирование эмпирической базы данных анализа и синтеза, взятые из классической
(исторических фактов), которые историк историографии, с методами познания,
устанавливал по предшествовавшей сформировавшимися в конце XIX - начале ХХ
литературе и источникам. На третьей стадии вв. и требовавшими от историка умения
шло формирование теоретической концепции проникнуть во внутренний мир, в психологию
исследования с учетом существовавших к и систему ценностей людей изучаемой эпохи.
тому времени концепций и новых фактических Источник при этом признается как выражение
данных, выявленных на предыдущей стадии авторского сознания - части исторической
работы историка. реальности, но и в то же время как ключ к
50Историческое исследование в рамках иной части реальности прошлого, которая
классической парадигмы. Разработанная лежала вне авторского сознания и
историком концепция не формулировала обусловила это сознание. Вновь признано
какие-то новые законы исторического значение позитивистского по своей сути
развития. Это выпадало главным образом на принципа объективности в историческом
долю социологии, рассматриваемой исследовании, а историзм исследования
позитивистами в качестве обобщающей науки вновь становится показателем его
по отношению к истории и к другим наукам профессионального уровня.
гуманитарного цикла. Высокой эрудиции и 87Современная парадигма. Особенности
способности к тщательному поиску развития отечественной историографии на
источников, характерным для историков протяжении большей части ХХ в. состояли в
классической парадигмы исследования, давал том, что тотальное идеологическое
высокую оценку Л.Февр: "‹‹Историю воздействие на историческую науку, как и
изучают при помощи текстов››. Знаменитая на все гуманитарное познание, привело к
формула: и по сей день она не утратила отрыву ее от историософских, теоретических
всех своих достоинств, а они, без и методологических поисков, развернувшихся
сомнения, неоценимы. Честным труженикам, в мировой историографии. На долгие годы
законно гордящимся своей эрудицией, она наша историческая наука была
служила паролем и боевым кличем в законсервирована на уровне конца XIX в.,
сражениях с легковесными, кое-как когда господствовала классическая
состряпанными опусами". Февр Л. Суд парадигма исторического исследования. В
совести истории и историка // Февр Л. Бои конце ХХ в. создались условия для
за историю. С.11. преодоления отрыва российской
51Историческое исследование в рамках историографии от мировых достижений.
классической парадигмы. В рамках Плюрализм, характерный для
классической парадигмы исторического постнеклассической парадигмы исторического
исследования оказались известные концепции исследования, а также возникновение
исторического процесса: концепция неоклассического направления с его
государственной школы русской частичным признанием научных достижений
историографии середины - второй половины историографии XIX в. в некоторой степени
XIX в.; теория многофакторности облегчают для большинства современных
исторического процесса конца XIX - начала российских историков возвращение в мировую
XX вв., которой придерживался, историческую науку.
В.О.Ключевский; марксизм; цивилизационные 88Выводы. Превращение истории в науку
теории, например, евразийская; теория определялось культурно-исторической
индустриального общества; теория ситуацией эпохи позднего средневековья и
расколотого общества применительно к начала нового времени, связанной с
России А.С.Ахиезера и т.д. переходом к гуманизму и рационализму, со
52Историческое исследование в рамках стремлением получить более точные и
классической парадигмы. классическая глубокие знания о прошлом человечества.
парадигма исторического исследования Основные этапы развития научной
оказалась способной работать не только в историографии принято представлять в виде
ту эпоху, когда она сложилась, но и в смены трех ее парадигм: классической,
гораздо более позднее время, по существу неклассической и постнеклассической
на протяжении всего ХХ в., поскольку (постмодернистской).
стремление к познанию общества как 89Выводы. Классическая парадигма
системы, связанной внутренними сложилась на основе таких направлений
закономерностями, сохранялось, несмотря на историософии XVIII-XIX вв., как прежде
появление новых теоретических и всего рационализм, гегельянство,
методологических идей. позитивизм, рассматривала историю как на
53Классическая модель исторического одну из конкретных наук, исходила из
исследования. Классическая рациональность возможности объективного познания прошлого
претендует на познание исторической и стремилась найти общее объяснение
действительности такой, какой она была исторического процесса.
сама по себе, без примеси человеческой 90Выводы. Неклассическая парадигма
субъективности. Классическая исторического исследования сформировалась
рациональность изгоняет из исторической на рубеже XIX-XX вв., исходила из
науки любые рассуждения о цели, смысле, особенностей истории по сравнению с
гармонии, совершенстве, ценностях. Ее естествознанием и из субъективной природы
идеалом стало афористическое изречение Б. исторического источника и самого
Спинозы о том, что истина требует «не исторического знания и относительности
негодовать, не удивляться, но понимать». последнего.
54Классическая модель исторического 91Выводы. Постмодернизм в историографии
исследования. Классическая рациональность конца ХХ в. основывался на переоценке
основывается на представлении о том, что традиционных ценностей человечества, на
«если слово что-нибудь обозначает, то отказе от холистского видения мира, от
должна быть какая-то вещь, которая имеется идеи закономерности истории, от
им в виду», поэтому язык обладает возможности познания прошлого вообще.
способностью адекватно выражать свойства, Ценность всякого исторического труда
структуры, закономерности объективной связывалась с выражением в нем авторских
исторической реальности. Все это порождает впечатлений от источника, не видя при этом
уверенность в возможность построения сколько-нибудь заметной творческой роли
одной-единственной истинной исторической самого историка. Постмодернистский вызов в
теории, доказательные аргументы которой историографии и в культуре вообще вызвал в
окончательны и бесспорны. качестве одного из ответов появление
55Неклассическая наука (первая половина неоклассического направления в
XX в.). отвергает объективизм классической историографии, частично восстанавливавшего
науки, отбрасывает представление основы историографии прежнего времени.
реальности как чего-то независящего от 92Вопросы для размышления. Какие явления
средств познания, субъективного фактора. в культуре нового времени способствовали
осмысливает связи между знаниями объекта и превращению истории в науку? Какое
характером средств и операций деятельности значение для историка может иметь понятие
субъекта Парадигма относительности, парадигмы исторического исследования?
дискретности, вероятности. Может ли парадигма исторического
56Неклассическая наука (первая половина исследования быть признана как
XX в.). Появление неклассической парадигмы историческое и историографическое явление?
исторического исследования произошло на Возможно ли в историческом исследовании
рубеже XIX - XX вв. Это была эпоха, когда использовать признаки, характерные для
на смену историческому оптимизму нового классической, неклассической и
времени пришли пессимизм и известное постнеклассической парадигмы исторического
разочарование в ценностях эпохи исследования одновременно? К какой
Просвещения, когда возникло сомнение в парадигме исторического исследования может
возможности непрерывного поступательного быть отнесено направление
движения по пути прогресса. "Анналов"? Почему реакцией на
57Неклассическая наука (первая половина постмодернизм в исторической науке стало
XX в.). Смутные ожидания грядущих частичное возрождение классической
потрясений ХХ столетия сменялись парадигмы исторического исследования в
уверенностью в неизбежности их форме неоклассического направления?
наступления, а философская идея 93
исторического прогресса как основа
Философский образ науки.ppt
http://900igr.net/kartinka/filosofija/filosofskij-obraz-nauki-132359.html
cсылка на страницу

Философский образ науки

другие презентации на тему «Философский образ науки»

«Наука биология» - Биология – наука о жизни, о живых организмах, обитающих на Земле. Что такое биология? Значение биологии. Бактерии Грибы. Что изучает биология? Биология. Растения Животные. Биологические дисциплины. Царства живых организмов.

«Науки» - Эксперимент в научном методе — метод исследования некоторого явления в управляемых условиях. Определите методы?…………….. Определите науки? Наука и образование. …………………..в научном методе — метод исследования некоторого явления в управляемых условиях. Перечислите естественные и гуманитарные науки. Опрос Наблюдение Эксперимент Анализ.

«Культура и наука» - Элитарная культура. Национальная культура. Эпоха. Развитие культуры. Национальная. Образование. кризис в России. Основные напрвления реформы образования. Система знаний. -Упадок морали, -рост преступности, -засорение языка, -и т.Д. Культуры в культуре. Интернациональная. Введение в обществознание. Накопление ценностей.

«Наука в 18 веке» - Танцевальная школа. Гимназии. Училища. Михаил Васильевич Ломоносов. Образование. Академия наук. Смольный институт. Наука и образование в XVIII веке. Сухопутный шляхетский корпус. Пажеский корпус. 1755г. – Московский университет. Морской шляхетский корпус. Коммерческое училище. История. Балетная школа.

«Наука о науке» - Закон Лотки 3.3. Оценка эффективности труда ученого и научного коллектива. Критерии цитируемости. Методы исследования, подходы, модели. Продуктивность российской науки. Любопытное наблюдение! 2.1. Закон ускоренного развития (экспоненциального роста) науки. Темпы развития: наука, техника, производство.

«Научные знания» - Науки о познании и мышлении. Логика, диалектика. Внутренние законы науки. Развитие через интеграцию научного знания. Науки об обществе. Виды науки. Наука неразрывно связана с практической реализацией исследований. Отрасль духовного производства. Основная продукция. Сопромат, термех. Естествознание, экология.

Философия

14 презентаций о философии
Урок

Философия

20 тем
Картинки
900igr.net > Презентации по философии > Философия > Философский образ науки