Философы
<<  Философ Аристотель Бердяев Николай Александрович  >>
Философы-моралисты
Философы-моралисты
Философы-моралисты
Философы-моралисты
Философы-моралисты
Философы-моралисты
Сократ (469–399 гг
Сократ (469–399 гг
Творчество Аристотеля (384–322 гг
Творчество Аристотеля (384–322 гг
Творчество Аристотеля (384–322 гг
Творчество Аристотеля (384–322 гг
Аристотель подвергает критике Сократа за стремление
Аристотель подвергает критике Сократа за стремление
Гуманизм эпохи Возрождения
Гуманизм эпохи Возрождения
Гегель
Гегель
философ Артур Шопенгауэр (1788-1860)
философ Артур Шопенгауэр (1788-1860)
Утилитаризм
Утилитаризм
Имморализм
Имморализм
Русский религиозный философ Соловьев (1853 - 1900)
Русский религиозный философ Соловьев (1853 - 1900)
Философия свободы Н. А. Бердяева
Философия свободы Н. А. Бердяева
По теории экзистенциализма, чтобы встать на путь свободного, подлинно
По теории экзистенциализма, чтобы встать на путь свободного, подлинно
По теории экзистенциализма, чтобы встать на путь свободного, подлинно
По теории экзистенциализма, чтобы встать на путь свободного, подлинно
По теории экзистенциализма, чтобы встать на путь свободного, подлинно
По теории экзистенциализма, чтобы встать на путь свободного, подлинно
Картинки из презентации «Философы-моралисты» к уроку философии на тему «Философы»

Автор: Алексей. Чтобы познакомиться с картинкой полного размера, нажмите на её эскиз. Чтобы можно было использовать все картинки для урока философии, скачайте бесплатно презентацию «Философы-моралисты.pptx» со всеми картинками в zip-архиве размером 2121 КБ.

Философы-моралисты

содержание презентации «Философы-моралисты.pptx»
Сл Текст Сл Текст
1Философы-моралисты. Выполнила 12любит человека. Августин резко
студентка 3 курса Заочной формы Мухина Н. противопоставлял церковь и государство.
В. Своим утверждением о том, что "град
2План. Космологическая концепция земной", т.е. государственность,
досократиков и ее роль в объяснении связан с царством дьявола, он положил
нравственности. Софисты и их принцип начало многим средневековым ересям. Но в
«Человек есть мера всех вещей». Сократ и то же время он обсуждал идею обновления
его роль в развитии этики. Аристотель - "града земного" в русле
создатель этики. Этические и христианской добродетели: все формы
дианоэтические добродетели. Незримый спор правления должны уважать Бога и человека.
Аристотеля с Сократом по специфике Аквинат перетолковал господствующую
нравственности. Эпикур и его концепция августинскую интерпретацию истории и
эвдемонизма. Понимание наслаждения как политики, Аквинат пришел к выводу, что
отсутствие страданий. Признак полноты государство имеет позитивную ценность в
наслаждения. Свобода как довольство самом себе и вне себя: оно не только
ограничением своих желаний. Преодоление сохраняет мир, но является выражением
страха смерти - гарантия преодоления всех божественного провидения и воли во имя
других страхов. Свобода воли у Августина и людей. Политика, по мнению Аквината,
у Аквината. Теодицея Ав. Блаженного. Смена означает моральную ответственность,
парадигмы эманации эпохи средневековья на обдуманное разумом направление воли
концепцию разворачивания Н, Кузанского. человека во всех социальных действиях.
Гуманизм эпохи Возрождения. Политическое благоразумие - это правильный
3Досократиков – философы античного выбор средств к моральной цели, всеобщему
периода до Сократа (800 – 500 годы до благу общества и государства.
Р.Х.). Досократиков (нем. Vorsokratiker; 13Гуманизм эпохи Возрождения. ХIV—ХVI
франц. Presocratiques, англ. Presocratics) вв.
– новоевропейский термин для обозначения 14Родоначальником гуманизма единодушно
ранних греческих философов 6-5 ст. до н. считается поэт и философ Франческа
э. Основные философские центры ранней Петрарка (1304—1374). считал, что
философии Греции – Милет (в Ионии, содержанием подлинной философии должны
западное побережье Малой Азии), Сицилия, стать науки о человеке, и во всем его
Элея. Виднейшие философы-досократиков: творчестве звучит призыв переориентировать
Фалес, Анаксимандр, Анаксимен (Милетская философию на этот достойный объект
школа), Пифагор и пифагорейцы, Гераклит, познания. Своими рассуждениями Петрарка
Парменид и его последователи (Элейский заложил основу формирования личностного
школа), Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит. В самосознания эпохи Возрождения. Гуманисты
центре внимания всей философии вырабатывают новый подход к пониманию
досократиков – космос, его элементарные человека, в котором огромную роль играет
первоосновы, причины различных природных понятие деятельности. Ценность
явлений, поэтому эта философия называется человеческой личности для них определяется
также космологической и натурфилософией. В не происхождением или социальной
ранний период греческая философия принадлежностью, а личными заслугами и
сформулировала два универсальных тезиса, плодотворностью ее деятельности.
которые позволяют говорить о ней как о 15Гуманистическая мысль второй половины
самостоятельной школе мысли: «из ничего XV в. Обогатилась новыми идеями, важнейшей
ничего не бывает» и «подобное познается из которых стала идея достоинства
подобным», которые так или иначе личности, указывающая на особые свойства
присутствовали во всех построениях человека по сравнению с другими существами
досократиков. и особое его положение в мире.
4Софистом (от греч. sohyists — 16Этика Канта. Этика Канта во многих
искусник, мудрец) сначала именовали отношениях явилась вершиной философии
человека, который посвящал себя умственной морали нового времени. Кант поставил целый
деятельности, или искусного в какой-либо ряд критических проблем, связанных с
премудрости, в том числе учености. Такими определением понятия нравственности. Одна
считали Солона и Пифагора. Софистов было из заслуг Канта состоит в том, что он
немало, но наиболее характерны для этого отделил вопросы о существовании Бога,
направления — Протагор (ок. 480 — ок. 410 души, свободы Изучение этики Канта
до н.э.), Горгий (ок. 483-375 до н.э.), продолжает развиваться с 20-х годов.
Продик (род. между 470 и 460 до н.э.). 17Категорический императив. – термин,
Каждый из них обладал неповторимой введённый Кантом в «Критике практического
индивидуальностью, но в целом они разума» (1788) и обозначающий основной
разделяли схожие воззрения. Софисты — эти закон его этики. Нравственный закон —
«учителя мудрости» — учили не только объективный принцип воли, который дается
технике политической и юридической разумом и свидетельствует о ее разумности.
деятельности, но и обучали вопросам И он должен был бы быть самоочевидной
философии. Важно подчеркнуть, что софисты основой поведения всех. Однако человек —
сосредоточили свое внимание на социальных не просто разумное существо, он —
вопросах, на человеке и на проблемах несовершенное разумное существо.
коммуникации, обучая ораторскому искусству Человеческая воля руководствуется не
и политической деятельности, а также только разумом, представлениями о законах,
конкретно-научным и философским знаниям. но на нее действуют и сами законы, ее
Некоторые софисты обучали приемам и формам субъективные принципы могут быть
убеждения и доказательства независимо от необходимыми, а могут быть и чаще всего и
вопроса об истинности. В своем стремлении бывают случайными. Она сообразуется не
к убедительности софисты доходили до идеи, только с разумом. Поэтому нравственный
что можно, а нередко нужно, доказать все, закон в случае человеческой воли выступает
что угодно, и также что угодно как принуждение, как необходимость
опровергнуть, в зависимости от интереса и действовать вопреки тем многообразным
обстоятельств, что приводило к субъективным эмпирическим воздействиям,
безразличному отношению к истинности в которые эта воля испытывает. Он
доказательствах и опровержениях. Так приобретает форму принудительного веления
складывались приемы мышления, которые — императива.
стали именоваться софистикой. Софисты как 18Для того чтобы описать специфическую
образованные люди прекрасно понимали, что императивность нравственности, Кант
чисто формально можно доказать все. подразделил все императивы человеческого
Наиболее полно суть воззрений софистов поведения на два больших класса: одни из
выразил Протагор. Ему принадлежит них повелевают гипотетически, другие
знаменитое положение: «Человек есть мера категорически. Гипотетические императивы
всех вещей: существующих, что они можно назвать относительными, условными.
существуют, и несуществующих, что они не Они говорят о том, что поступок хорош в
существуют». Он говорил об относительности каком-то отношении, для какой-то цели.
всякого знания, доказывая, что каждому Поступок оценивается с точки зрения его
утверждению может быть с равным основанием возможных последствий. Нравственность есть
противопоставлено противоречащее ему принцип автономии воли, т.е. воли, которая
утверждение. Протагор написал законы, является сама для себя законом.
определявшие демократический образ 19Гегель. одной из ступеней в развитии
правления и обосновал равенство свободных идеи права считает мораль. Она является
людей. более высокой ступенью, потому что
5Другой представитель софистов — Горгий абстрактные и негативные, предписания
утверждал, что бытие не существует. Если формального права в ней наполняются
бы оно существовало, то его невозможно положительным содержанием. Моральное
было бы познать, так как между бытием и состояние духа возвышает человека до
мышлением существует непреодолимая сознательного отношения к своим поступкам,
несовместимость, обусловленная превращает лицо в деятельного субъекта.
способностью мышления создавать Если в праве свободная воля определяется
несуществующие образы. Мыслимое бытие внешним образом, по отношению к вещи или
принципиально отличается от средства его воле другого лица, то в морали —
выражения — слова. Продик проявлял внутренними побуждениями индивида, его
исключительный интерес к языку, к назывной намерениями и помыслами. Моральный
(номинативной) функции слов, проблемам поступок поэтому может вступить в коллизию
семантики и синонимии, т.е. правильному с абстрактным правом.
употреблению слов. Он составлял 20В учении о морали Гегель решает
этимологические гроздья родственных по проблемы субъективной стороны
значению слов, а также анализировал правонарушений, вины как основания
проблему омонимии, т.е. различения смысла ответственности индивида. Высшая ступень
графически совпадающих словесных осмысления права человеком по Гегелю —
конструкций с помощью соответствующих нравственность. В ней преодолевается
контекстов, и очень большое внимание односторонность формального права и
уделял правилам спора, приближаясь к субъективной морали, снимаются
анализу проблемы приемов опровержения, что противоречия между ними. Согласно взглядам
имело огромное значение в дискуссиях. философа человек обретает нравственную
Софисты были первыми преподавателями и свободу в общении с другими людьми.
исследователями искусства слова. Именно с 21философ Артур Шопенгауэр (1788-1860).
них начинается философская лингвистика. Им В своем главном произведении «Мир как воля
принадлежит заслуга в изучении греческой и представление» Шопенгауэр изображает
словесности. Раз объективной истины нет и скрытую за субъект-объектными формами
субъект является мерой всех вещей, тогда представления слепую безосновную Мировую
есть лишь видимость истины, которую может Волю, которая дробится в бесконечном
порождать человеческое слово и по множестве проявлений. Воля является
произволу менять его смысл, делая сильное могучим творческим принципом, но ей
слабым и, наоборот, черное белым, а белое изначально присуще нечто ущербное,
черным. Софисты посчитали словесность негативное. Высшее из проявлений воли –
чрезвычайно важным объектом осмысления, и человек, существо, наделенное познанием.
слово явилось самостоятельным предметом По мнению Шопенгауэра, чем сильнее развит
изучения. Нельзя отрицать их несомненной интеллект, тем сильнее способность к
роли в развитии диалектики. страданию и нравственные коллизии.
6Сократ (469–399 гг. до н. э.), Шопенгауэр называет наш мир наихудшим из
которого по праву считают отцом античной возможных, а свое учение – пессимизмом.
этики, отводил морали первостепенную роль 22Утилитаризм. - (от лат. utilitas —
в обществе, считая ее фундаментом польза) — направление в моральной
достойной жизни каждого человека. Сократ философии, основанное Дж. Бентамом и
не принимал учение софистов из—за развитое в его классическом виде и именно
отсутствия у них позитивной программы. В под названием «У». Дж. С. Миллем (1863).
отличие от них философ стремился Милль сформулировал основные аргументы У.
сформулировать систему устойчивых и общих против многочисленных возражений критиков;
понятий. Такая первоначальная идея Сократа главный пафос миллевской полемики был
не случайна и функциональна. Для решения направлен против И. Канта и его английских
этой проблемы Сократ использовал последователей.
специальный метод, который получил 23Имморализм. Имморализм (или
название индуктивного и который аморализм), направление в этике,
исследователи условно разделили на пять отрицающее мораль и какие бы то ни было
частей: 1) сомнение (или «я знаю, что я нравственные нормы, связывающие волю
ничего не знаю»); 2) ирония (или выявление индивида. В качестве представителей
противоречий); 3) майевтика (или Имморализма в новой философии можно
преодоление противоречия); 4) индукция назвать Ф. Ницше. Ницше, популяризовавший
(или обращение к фактам); 5) дефиниция термин Имморализм, исходит из культа
(или окончательное установление искомого личности.
понятия). Сократ. 24Русский религиозный философ Соловьев
7Необходимо отметить, что метод, (1853 - 1900). Понимал нравственную
который применил Сократ, и сегодня не философию как путеводитель для избравших
утратил своего значения и используется, правый путь. Она бесполезна тем, кто его
например, как один из способов ведения не избрал. Но правильный выбор вовсе не
научных дискуссий. Этика призвана гарантирует немедленного достижения
способствовать постижению и осуществлению праведности — этот путь долог и требует от
данной установки. Счастье означает человека больших и систематических усилий.
благоразумное, добродетельное бытие. Таким Соловьев решительно настаивал на выборе
образом, только нравственный человек может пути добра и на том, что пренебрежение им
быть счастливым (а также разумным, что уводит к духовной смерти. Соловьев
практически то же самое). критикует другие позиции, приверженцы
Эвдемонистическая позиция Сократа которых чужды идолам, но уклонились с пути
дополняется также его точкой зрения о истинного Добра (сюда можно отнести Ф.
самоценности морали: не сама мораль Ницше, толстовство и др.) Испытующая мысль
подчинена естественному стремлению и совесть человека показывают, в чем их
человека к счастью, а, наоборот, счастье упущения: в человеке есть то, что «уважено
напрямую зависит от нравственного облика самим Богом», — «внутреннее неоценимое и
(добродетельности) человека. В связи с незаменимое достоинство человека в его
этим уточняется задача самой этики: разуме и совести». Этика, писал он,
помогать каждому человеку стать моральным, связана с верой в добро и бескорыстным
а вместе с тем счастливым. Сократ при этом служением добру. На основе безусловной
различал понятия «счастье» и правды добра определяются критерии всего
«наслаждение». Он выдвигал проблему справедливого для построения человеческого
свободы воли. Главными добродетелями общества. Быть личностью очень важно и для
человека он считал: мудрость, умеренность, нравственного самосознания человека, и для
мужество, справедливость, подчеркивая следования по пути добра. Соловьев
значимость нравственного настаивал, что личность безусловно ценна.
самосовершенствования человека. В поиске 25Философия свободы Н. А. Бердяева.
путей решения всех этических проблем он Проблема свободы развивается Бердяевым со
занимал всегда рационалистическую позицию. времени перехода его на позиции
Именно разум, знание являются основой «богоискательства». Эти взгляды получили
добродетельности (по—другому, каждая развернутое выражение в работе «Философия
добродетель – определенный вид знания). свободы» (1911 г.). В ней был раскрыт
Неведение, незнание являются источниками исходный для его философии принцип:
безнравственности. Таким образом, по «Свобода, прежде всего свобода - вот душа
Сократу, понятия истины и добра совпадают. христианской философии и вот что не дается
Возможно, за утверждением Сократа о том, никакой другой отвлеченной и
что ученый, мудрец не способен на зло, рационалистической философией». Свобода -
находится глубокая мысль: моральные главная идея Бердяева. В ее развитии он
ценности лишь тогда имеют важное осмысливает вопросы, почему человек, по
функциональное значение, когда признаны своей природе свободное и творческое
человеком как истинные. существо, так неумело пользуется этими
8Творчество Аристотеля (384–322 гг. до дарами Всевышнего, почему в истории
н. э.) считают высшим развитием античной осуществляется совсем не то, что
этики. С именем Аристотеля связываются три задумывалось человеком, почему свои знания
сочинения по этике: «Никомахова этика», и умения человек обращает во зло себе, на
«Евдемова этика» и «Большая этика». Хотя угнетение себе подобных, почему одинок
вопрос о принадлежности этих сочинений талант и везде вынужден быть в оковах.
именно перу Аристотеля все еще является Философ убежден в самоочевидности свободы
предметом дискуссий. Сегодня подлинным человека.
трактатом философа считают только 26Этика экзистенциализма. В
«Никомахову этику». Этика, считает экзистенциализме философские проблемы
Аристотель, - это особая, практическая неотделимы от этических и предполагают
наука о нравственности (добродетели), цель друг друга; мораль, по мнению сторонников
которой научить человека, как стать этого течения, одновременно является и
счастливым. Этика должна изучать единственно возможной сферой проявления
индивидуальное поведение человека, его человеком своей «подлинности», и средством
отношения с другими людьми, поэтому она выявления действительных онтологических
является, прежде всего, социально— структур «подлинного» бытия. Специфика
политической этикой, т. е. областью экзистенциализма как этической концепции
знаний, которая исследует нравственные заключается прежде всего в претензии на
задачи государства и гражданина. Таким принципиально новое понимание человека и
образом, этика Аристотеля занимала среднее его места в мире, смысла и значения
положение между его психологией и человеческого существования. Главным для
политикой. экзистенциализма является вопрос о том,
9Аристотель делит добродетели на два как человек может отстоять свою
вида: Этические добродетели. индивидуальность, своё «я» в условиях
Дианоэтические добродетели. - Это монополизации и бюрократизации
добродетели разума в собственном смысле общественной жизни. Согласно
слова как высшего, сознательного, представлениям экзистенциалистов, человек
повелевающего начала. – это добродетели является хозяином своей собственной судьбы
характера, образующиеся как результат лишь тогда, когда его действия носят
взаимодействия разумной и неразумной части непосредственно импульсивный характер.
души. Разум занимает здесь ведущее 27По теории экзистенциализма, чтобы
положение. встать на путь свободного, подлинно
10Аристотель подвергает критике Сократа человеческого бытия, человеку достаточно,
за стремление интеллектуализировать не меняя внешних условий, изменить лишь
нравственность, за недооценку воли и внутреннюю установку сознания с таким
влияния особенностей характера на расчётом, чтобы его бытие выступило перед
поведение личности. В «Большой этике» ним как его собственное творение. Этика
Аристотель решительно заявляет, что Сократ неопротестантизма представлена таким
Упразднил страсть (pathos) и нрав. течением как неоортодоксия (Барт, Бруннер,
11Эпикур и его концепция эвдемонизма. Тиллих).
Эпикур - древнегреческий 28Радикальный пересмотр традиционного
философ-материалист, создатель философии христианства, иррационалистическая
счастливого индивидуализма –эпикуреизма. ориентация, использование идей
Эпикур создал этическое учение об экзистенционализма. Главные установки:
ЭВДЕМОНИЗМЕ (от греч. Eudaimonia - абсурдность мира, трагизм человеческого
счастье). Эпикур считал, что решение существования, разорванного на две части,
этической проблемы заключено в правильном что определяет две моральные ориентации:
истолковании счастья. Счастливые люди неискоренимая греховность человеческой
являются добродетельными, у них нет ни природы, определяющая постоянное чувство
нужды, ни повода ссориться между собой вины; подлинная мораль рационально
-таков логический стержень учения Эпикура. невыразима и нереализуема в мирской жизни
Если Аристотель считал, что счастье не – приоритет веры над делами; абсолютная
зависит от человека, то Эпикур напротив противопоставленность бога и человека.
считал, что счастье целиком находится во 29Список использованной литературы: 1.
власти человека. Философский словарь, под. ред. И. Т.
12Августин (13 ноября 354 г.) и Аквинат Фролова, М.: Политиздат, 1986 2. Эпикур.
(1225— 1274). - основные создатели Письмо к Менекею // Диаген Лаэртский. О
христианской политической теории. В их жизни, учениях и изречениях знаменитых
учениях христианская убежденность, даже философов. -М., 1979. 3.Трубецкой С.Н.
фанатизм, сочетались с реализмом и Курс истории древней философии. -М., 1977.
умеренностью. Так, Августин соединил 4.Кессиди Ф. Х. Окпат. М., 1976. 5.
концепцию "лучшей жизни" Бердяев Н. А. Философия свободы; Смысл
(счастье от Бога) с возможностями и творчества - М.: Правда, 1989. 6.
способностями человека, с реалистическим Дробницкий О. Г. Понятие морали, М.:
гуманизмом: человек не ненавидит человека Наука, 1974 — 388 с. 7. Философия под ред.
из-за его порока, отмечал он, не любит В. П. Кохановского, Ростов-на-Дону.:
порок из-за человека, но ненавидит порок и Книга, 1995.
Философы-моралисты.pptx
http://900igr.net/kartinka/filosofija/filosofy-moralisty-191326.html
cсылка на страницу

Философы-моралисты

другие презентации на тему «Философы-моралисты»

«Философия конфуцианства» - Философия. Создание гармоничного общества. Философское учение. Глупец. Создатель. Шанхай-Вэньмяо . Храм Конфуция. Конфуцианство. Обычай. Религиозная сторона конфуцианства. Идеи конфуцианства. Четверокнижие. Мощь взгляда древнего мыслителя. Распространение в Китае. Человеческое начало. Учение Конфуция.

«Философия Бердяева» - Подмена культуры. Николай Александрович Бердяев. Потеря индивидуальности. Философия техники. Судьба человечества. Три стадии развития человечества. Понятия организма и организации. Человек. Статья «Человек и машина». Придаток и винтик промышленной и экономической машины. Смысл. Смысл истории.

«Владимир Соловьёв» - Идея всеединства. Человек. Критика отвлеченных начал. Начало многообразия. Органическая логика. Принципы онтологии. Философия. Познание. Владимир Соловьев. Крупнейший русский философ. Несоединимые тенденции. Биография. Позиция Соловьева.

«Бердяев» - Наиболее выражает мою метафизику книга «Опыт эсхатологической метафизики». Нередко личность человека раздваивается. Основные положения философии. Личность призвана совершать самобытные, оригинальные творческие акты. Творчество. Бердяев воспринимает свободу “не как легкость, а как трудность”. Бытие вторично, есть уже детерминация, необходимость, есть уже объект.

«Сократ» - Люди. Смерть Сократа. Стандарт нравственности. Основные вопросы философии. Мученик. Рождение учёного. Философия Сократа. Высказывания Сократа. Чума. Мощная сила. Сократ. Эрос. Нравственная философия. Интересные истории. Политическая жизнь. Три важных сита. Древнее общество. Сократ был человеком оригинальным.

«Кант» - субъективные формы чувства — пространство и время. Идеалистически Кант представил и предмет познания. Иммануил Кант (1724 – 1804). 1. Категории количества: Единство Множество цельность 2.Категории качества: Реальность Отрицание Ограничение. Кант различал рассудок и разум. Диалектический характер имела критика Кантом рассудочного мышления.

Философы

14 презентаций о философах
Урок

Философия

20 тем
Картинки