Русская философия
<<  Предмет и основные направления философии Сергей Михайлович Соловьев  >>
М. Р. Соловьева
М. Р. Соловьева
М. Р. Соловьева
М. Р. Соловьева
М. Р. Соловьева
М. Р. Соловьева
Ярким проявлением соционормативной культуры традиционной общности были
Ярким проявлением соционормативной культуры традиционной общности были
1. Дети были причастны к обрядам и увеселениям, совершаемым взрослыми
1. Дети были причастны к обрядам и увеселениям, совершаемым взрослыми
Прежде всего, они наблюдали за совершением обрядов, основными
Прежде всего, они наблюдали за совершением обрядов, основными
В рассказах упоминается, в частности, об участии детей в обряде
В рассказах упоминается, в частности, об участии детей в обряде
Владимир Чумаков-Орлеанский «Коляда»
Владимир Чумаков-Орлеанский «Коляда»
Катание на Масленицу
Катание на Масленицу
Сжигание чучела Масленицы
Сжигание чучела Масленицы
об участии детей в ритуальных действиях, совершаемых в Вербное
об участии детей в ритуальных действиях, совершаемых в Вербное
об участии детей в ритуальных действиях, совершаемых в Вербное
об участии детей в ритуальных действиях, совершаемых в Вербное
об участии детей в гульбище на природе (луговании) в Троицу,
об участии детей в гульбище на природе (луговании) в Троицу,
в украшении зеленью и цветами домов в Духов день
в украшении зеленью и цветами домов в Духов день
в украшении зеленью и цветами домов в Духов день
в украшении зеленью и цветами домов в Духов день
Взрослые, молодёжь могли учить детей своим увеселениям
Взрослые, молодёжь могли учить детей своим увеселениям
Взрослые, молодёжь могли учить детей своим увеселениям
Взрослые, молодёжь могли учить детей своим увеселениям
Дети принимали участие в действиях, связанных с нравственной
Дети принимали участие в действиях, связанных с нравственной
Дети могли как бы дублировать отдельные обряды и увеселения,
Дети могли как бы дублировать отдельные обряды и увеселения,
Дети могли как бы дублировать отдельные обряды и увеселения,
Дети могли как бы дублировать отдельные обряды и увеселения,
Дети могли как бы дублировать отдельные обряды и увеселения,
Дети могли как бы дублировать отдельные обряды и увеселения,
Дети могли как бы дублировать отдельные обряды и увеселения,
Дети могли как бы дублировать отдельные обряды и увеселения,
Дети могли как бы дублировать отдельные обряды и увеселения,
Дети могли как бы дублировать отдельные обряды и увеселения,
Согласно локальной традиции с. Верхнее Догьё (Шелопугинский р-н
Согласно локальной традиции с. Верхнее Догьё (Шелопугинский р-н
Детей приобщали и к ритуальным действиям, совершаемым взрослыми на
Детей приобщали и к ритуальным действиям, совершаемым взрослыми на
Детей приобщали и к ритуальным действиям, совершаемым взрослыми на
Детей приобщали и к ритуальным действиям, совершаемым взрослыми на
Детей приобщали и к ритуальным действиям, совершаемым взрослыми на
Детей приобщали и к ритуальным действиям, совершаемым взрослыми на
Детей приобщали и к ритуальным действиям, совершаемым взрослыми на
Детей приобщали и к ритуальным действиям, совершаемым взрослыми на
2. Как свидетельствуют рассказчики, дети были осведомлены и о
2. Как свидетельствуют рассказчики, дети были осведомлены и о
2. Как свидетельствуют рассказчики, дети были осведомлены и о
2. Как свидетельствуют рассказчики, дети были осведомлены и о
2. Как свидетельствуют рассказчики, дети были осведомлены и о
2. Как свидетельствуют рассказчики, дети были осведомлены и о
В рассказах сибиряков отмечается запрет ходить в лес в праздник
В рассказах сибиряков отмечается запрет ходить в лес в праздник
Николай Ефимович Рачков «Девочка с ягодами»
Николай Ефимович Рачков «Девочка с ягодами»
Николай Ефимович Рачков «Девочка с ягодами»
Николай Ефимович Рачков «Девочка с ягодами»
3. При совершении некоторых обрядов дети становились полноправными
3. При совершении некоторых обрядов дети становились полноправными
В рассказах даётся описание локальных традиций, согласно которым в
В рассказах даётся описание локальных традиций, согласно которым в
В рассказах даётся описание локальных традиций, согласно которым в
В рассказах даётся описание локальных традиций, согласно которым в
а на Пасху «паски» стряпались и паи изукрашенных яиц раскладывались на
а на Пасху «паски» стряпались и паи изукрашенных яиц раскладывались на
а на Пасху «паски» стряпались и паи изукрашенных яиц раскладывались на
а на Пасху «паски» стряпались и паи изукрашенных яиц раскладывались на
А. М. Овчинникова подчёркивает, что каждый в семье наделялся
А. М. Овчинникова подчёркивает, что каждый в семье наделялся
В восприятии зимних святок (страшных вечеров) детьми Приангарья особое
В восприятии зимних святок (страшных вечеров) детьми Приангарья особое
В восприятии зимних святок (страшных вечеров) детьми Приангарья особое
В восприятии зимних святок (страшных вечеров) детьми Приангарья особое
В обрядовые комплексы годовых праздников входили традиционные элементы
В обрядовые комплексы годовых праздников входили традиционные элементы
Для детей мастерились салазки,
Для детей мастерились салазки,
Анна Виноградова «На горке»
Анна Виноградова «На горке»
Анна Виноградова «На горке»
Анна Виноградова «На горке»
«А на Пасхе – качели
«А на Пасхе – качели
«А на Пасхе – качели
«А на Пасхе – качели
В селе находились особые «люди старого поколения» – пестуны, «педагоги
В селе находились особые «люди старого поколения» – пестуны, «педагоги
Из рассказа Ф. А. Балагурова: «Дядя Ваня Кузьмич тут как тут, даёт
Из рассказа Ф. А. Балагурова: «Дядя Ваня Кузьмич тут как тут, даёт
И вот слышится вторая команда: – Одевайтесь, пора кончать купаться
И вот слышится вторая команда: – Одевайтесь, пора кончать купаться
Картинки из презентации «М. Р. Соловьева» к уроку философии на тему «Русская философия»

Автор: . Чтобы познакомиться с картинкой полного размера, нажмите на её эскиз. Чтобы можно было использовать все картинки для урока философии, скачайте бесплатно презентацию «М. Р. Соловьева.ppt» со всеми картинками в zip-архиве размером 1859 КБ.

М. Р. Соловьева

содержание презентации «М. Р. Соловьева.ppt»
Сл Текст Сл Текст
1М. Р. Соловьева. КАЛЕНДАРНО-ОБРЯДОВАЯ 23завивались, А. Г. Виноградова «Плетение
КУЛЬТУРА РУССКИХ СИБИРЯКОВ КАК ФОРМА венков».
НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ Часть I. 24а на Пасху «паски» стряпались и паи
2Ярким проявлением соционормативной изукрашенных яиц раскладывались на каждого
культуры традиционной общности были члена семьи.
праздники народного календаря. В устных 25А. М. Овчинникова подчёркивает, что
рассказах русских сибиряков они каждый в семье наделялся одинаковым
представлены как универсальная форма количеством пасхальных яиц: «Вон у нас был
манифестации и закрепления всех свёкор – а семья большая была – он как
накопленных сельской общиной духовных придёт из бани, отдохнёт и сразу потом
ценностей. Важной функцией годового раскладыват, расстилат посередь полу шубу
праздника было воспитание молодого и сколь нас – по ей... Маленькому, году
поколения, передача ему этических и нету, – полпая, а то всем – полны паи. И
эстетических традиций. Календарный вот раскладыват всем. Всем, всем, всем,
праздник предстаёт в рассказах как сколько есть, – по куче по ровной»
уникальная форма проявления народной [7.Газимурозаводск. р-н Читинск. обл.]. М.
педагогики, осуществлявшая формирование Мохов «Пасхальное воскресение».1842.
нравственных качеств ребенка в процессе 264. Взрослые были заинтересованы в том,
«передачи культурного наследства одним чтобы дети оказались «погруженными» в
поколением другому» [4, с. 1]. атмосферу праздничного действа и могли в
3Праздники народного календаря являлись полной мере испытать веселье и радость.
эффективным средством межпоколенной Так, в рассказах упоминается истолкование
передачи духовно-нравственных традиций взрослыми содержания праздника
крестьянской общины в силу того, что, применительно к детскому восприятию:
пройдя сквозь призму детского восприятия, Троица: «К окошкам ставили берёзку.
они были усвоены «миром детства», в Принесут, поставят. Вот, говорят, Троица
результате чего в «стране детей» [5] пришла...» [8]; Пасха: «Небольши-то были,
сформировался целый ряд традиционных форм а нам отец говорит: «Ну, сёдни не спите,
поведения детей и подростков, вон из-за той сопки-то будет Паска
функционирующих в контексте народного выходить и придёт к церкви». А в окошко-то
земледельческого календаря. На наш взгляд, смотрим: у церкви-то и стреляют – ой-ёй-ёй
правомерно обозначить эту сферу детского – огонь вылетат» [7]; «Масленка
бытия как традиционную крутолобая»: «Вот малышам и посказывают:
календарно-обрядовую культуру детства. «Масленка очень крутолобая. Вы видели,
4Своеобразно воссоздается эта сфера вечор спать ложились, что было на столе?
традиционного быта крестьянских детей в Всё. Утром встали – нет ничего. Она живо
устных рассказах русских сибиряков о скатилась под стол и убежала в лес...»
годовых праздниках. Следует отметить, что [7].
многие из календарных нарративов 27В восприятии зимних святок (страшных
представляют собой мемораты вечеров) детьми Приангарья особое место
(рассказы-воспоминания), в которых ярко занимало бытующее в этих краях
передаётся именно детское восприятие мифологическое представление о святочных
ритуализованных форм поведения, обрядов и духах – шуликунах. Здесь шуликуны по сути
обычаев, составляющих содержание различных дела заменяли деда Мороза – дарителя
календарно-обрядовых комплексов. В новогодних подарков: «Страшные-то вечера у
современных устных рассказах находят нас, дак бедейские-то [с. Бедея
отражение различные способы приобщения Богучанского р-на Красноярского края. –
детей к праздничному действу. Выделим С.М.] всё бегали: — Счас шуликины будут
некоторые из них. бегать, нады ложить. Я сама эти наволочки
51. Дети были причастны к обрядам и или мешечек ставила на улицу. Ну,
увеселениям, совершаемым взрослыми. поставишь там чё-нидь, мешечек или там
Константин Александрович Трутовский чё-нидь положишь, на палочку повесишь… Ну,
(1826-1893). «Хоровод в Курской губернии». там пораньше встанешь, баушка, мама ли
1860. кто-нибудь чё-нибидь тебе положут в
6Прежде всего, они наблюдали за наволочку, скажут: — Шуликины положили.
совершением обрядов, основными <…> Вот вам шуликины принесли.
исполнителями которых были взрослые и <…> Чё-нибудь стряпаное положат,
молодёжь, но нередко допускались и в чё-нибудь сладкое, завернут там в
качестве участников. Михаил Васильевич чё-нибудь и положат. <…> А кажный
Боскин (1875-1929). «Весёлый хоровод». ребёнок вынесет наволочку, мешечек. Кажный
7В рассказах упоминается, в частности, вынесет. Думает, что утром шуликин
об участии детей в обряде колядования в прибегал. И утром встают и бегут
Зимние Святки, Мария Баркова , 14 лет. проверяют, что там шуликин принёс.
«Ряженые». ДХШ № 1 г. Иркутска, преп. Н. <…>» [2, № 546].
А. Родионова. 28В обрядовые комплексы годовых
8Владимир Чумаков-Орлеанский «Коляда». праздников входили традиционные элементы,
предписывающие, чтобы взрослые стали
9Катание на Масленицу. Об участии детей устроителями увеселений для детей. В
в масленичных обрядах и увеселениях, Масленицу устраивалось традиционное
10Сжигание чучела Масленицы. С. Л. Кожин катание детей на тройках, А. С. Степанов
«Масленица. Проводы зимы в XVII веке». «Катание на Масленицу». 1910.
11об участии детей в ритуальных 29Для детей мастерились салазки, Федот
действиях, совершаемых в Вербное Сычков «С гор». 1910.
воскресенье, Ольга Денисенко «Народное 30Анна Виноградова «На горке». Анна
гуляние». Ольга Денисенко «Веточка вербы». Виноградова «Дети» (фрагмент картины).
12об участии детей в гульбище на природе 31«А на Пасхе – качели. У каждого во
(луговании) в Троицу, Михаил Васильевич дворе – для ребятишек. А для взрослых – на
Боскин (1875 -1929 или 1930). «Хоровод». лужок» [8]. а в Пасху в каждом дворе
1910-е. устанавливались качели. Екатерина
13в украшении зеленью и цветами домов в Чернышева «Лето в деревне». 2005.
Духов день. К. Лемох «В лето. С 32В селе находились особые «люди старого
поздравлением». поколения» – пестуны, «педагоги в народной
14Взрослые, молодёжь могли учить детей среде», по своему желанию руководившие
своим увеселениям. Так, П.А. Елгина некоторыми формами детского досуга. Ф.А.
рассказывает о том, как девушки учили Балагуров рассказывает о деде Иване, «под
маленьких девочек петь и плясать на контролем» которого из года в год
вечёрке: «Нас девки маленьких, вот происходило первое купание детей в реке в
таких-то подряжали петь: «Девчонки, идите Духов день [7. Шелопугинск. р-н Читинск.
вместе с нами песни петь!» <...> Вот обл.]. Согласно рассказу Ф.А. Балагурова,
мы к имя на коленки сядем и начинаем. Иван Кузьмич – человек, который
Молоденьки же – голос бравый. Пели... Вот добровольно брал на себя обязанность
они нас учат плясать» [7. Газимурозаводск. контролировать это первое купание,
р-н Читинск. обл.]. Ефим Честняков следить, чтобы дети не задерживались в
(1874-1961). «Посиделки». воде слишком долго. Здесь мы наблюдаем
15Дети принимали участие в действиях, явление «персонификации обрядовой роли».
связанных с нравственной подготовкой к Константин Фёдорович Юон (1875-1958).
празднику: например, перед Пасхой нельзя «Июль. Купание». 1925.
было спать, требовалось закончить шитьё 33Из рассказа Ф. А. Балагурова: «Дядя
нового наряда или украсить кулич до Ваня Кузьмич тут как тут, даёт команду
наступления утра. Людмила Архипова детворе: – Сегодня Духов день. После, как
«Пасхальная ночь». 2007. искупали берёзку, разрешается купаться в
16Дети могли как бы дублировать речке. Все дети мигом раздеются и с
отдельные обряды и увеселения, совершаемые разбегу прыгают с берега в речку, каждому
взрослыми. Мальчики, например, объезжали хочется взять первенство, первому упасть в
жеребят и катались «верхами» в Масленицу, речку. В речке начинается новая картина:
подобно тому, как гарцевали на лучших раздевших донага с подстриженными волосами
конях взрослые парни. Николай Сверчков. на голове белых, рыжих, русых, черных
17Согласно локальной традиции с. Верхнее мальчишек всяких возрастов и мастей, как
Догьё (Шелопугинский р-н Читинской обл.) караван крикливых гусей, с криком, шумом и
дети самостоятельно совершали обход дворов хохотом ныряют в воду, выскакивают на
в Прощёный день, повторяя ритуал берег, умажутся грязью, песком – и снова в
взаимопосещения взрослых: «Ну и детвора воду. Дядя Ваня не уходит с берега, всё
обычно так же: после катушки идёт по смотрит, любуется на эту весёлую,
деревне с самого крайнего дома и до жизнерадостную картину и посматривает на
последнего. Правда, они и сытые, но, в солнце, озабочен тем, что в первый день
основном, у них лакомство – это мороженое. нельзя детям долго находиться в воде:
<...> Вот это ихо перво кушанье, это могут остыть без привычки и заболеть. Иван
уж они обязательно всё дочиста съедят» [7. Лаврентьевич Горохов (1863-1934). «Купание
Шелопугинск. р-н Читинск. обл.]. Федот в реке».
Сычков «Катание с горы». 34И вот слышится вторая команда: –
18Детей приобщали и к ритуальным Одевайтесь, пора кончать купаться. Из воды
действиям, совершаемым взрослыми на слышатся унылые, но попрошательные голоса,
кладбище, в частности, в Пасху: «Мы ходили слова: – Дядя Ваня, еще только один раз
на кладбишше, катали [крашеные яйца. – укурнусь в воду, – кричат один за другим.
М.С.] на могилках, недоросточками были. Сжалился дядя Ваня и кричит: – Ну,
Могила была как раз возля деревни, и мы ковырнитесь ещё по одному разочку!
катали. Матеря нас посылали, покажут, где Довольные, весёлые выходят из речки,
схоронен. Я вот помню, у баушки у своёй у одеются по-быстрому, немножко вздрагивают.
Катерины я катала. Прямо на могилке эдак Подаётся третья команда: – Бегом по домам!
каташь-каташь, покатаешь, потом разобьёшь Только рубашонки раздуваются да голые
его, поешь и накрошишь птичкам. Покрошишь пятки мелькают. Дядя Ваня идёт домой,
на могилку и пойдёшь домой. Мы маленькие доволен, усмехается...» [7. Шелопугинск.
были, ходили» [2, № 21]. р-н Читинск. обл.]. Иван Лаврентьевич
192. Как свидетельствуют рассказчики, Горохов (1863-1934). «В жаркий июльский
дети были осведомлены и о традиционных день».
запретах, связанных с отдельными 35Литература и источники. 1.
календарными праздниками и днями народного Афанасьева-Медведева Г.В. Словарь говоров
календаря, и, как правило, следовали русских старожилов Байкальской Сибири: в
предписаниям взрослых. Елизавета Бём. 20 т. / отв. ред. Ф.П. Сороколетов. —
Дореволюционные открытки. СПб.: Наука, 2006. — Т. 1. 2.
20В рассказах сибиряков отмечается Афанасьева-Медведева Г.В. Словарь говоров
запрет ходить в лес в праздник русских старожилов Байкальской Сибири: в
Преображения Господня («Второй Спас»): 20 т. / науч. ред. Ф.П. Сороколетов. —
«Вот у нас киренски пошто-то все знали СПб.: Наука, 2007. — Т. 2. 3.
праздники. И почитали. Вот девятнадцатого Афанасьева-Медведева Г.В. Словарь говоров
августа августовский праздник никто не русских старожилов Байкальской Сибири: в
ходили в лес, нельзя было ходить. 20 т. / науч. ред. В.М. Гацак, Ф.П.
Старушонки-то всё говорели, что нельзя Сороколетов. — СПб.: Наука, 2008. — Т. 3.
ходить в лес, чё-то брать там. За 4. Виноградов Г. Народная педагогика
черёмухой нас мама не отпускала, она тоже (Отрывки и наброски). – Иркутск: Изд-во
киренска: — Да чего вы?! — гыт. — Сёдня Вост.-Сибирск. отд. Русского географич.
августовский праздник, в лес не ходят! — о-ва, 1926. 5. Виноградов Г. С. Страна
А-а, пойдём! Только в Чертовску зашли: на детей. Избранные труды по этнографии
дороге змея! Дина её убила, а я убяжала. детства / Сост. А.В. Грунтовского; подг.
Она убила её. Пришли, маме рассказывам. — тектстов и коммент. А.Ф. Некрыловой;
А я чё вам говорела? Сёдня в лес не ходят. архивн. материалы В.В. Головина. – СПб.:
Лес отдыхат. И даже ягодку нельзя было Историческое наследие, 1998. 6. Виноградов
сорвать. Если пошёл ты, чё-то в лесу Г.С. Шулюканы // Виноградов Г.С.
где-то оказался в этот день, ты съешь её, Этнография детства и русская народная
но кустик вот так не отламывай. <…> культура в Сибири. – М.: Вост. лит., 2009.
С кустика съешь, но так его не трогай, не – С. 129 – 136. 7. Фольклорный архив В.П.
ломай. Грех!» [1, № 72]. Зиновьева. 8. Фольклорный архив М. Р.
21Николай Ефимович Рачков «Девочка с Соловьевой.
ягодами». 1879. Алексей Иванович Корзухин 36ГБУК ИО «Региональный центр русского
«Крестьянские девочки в лесу». 1878. языка, фольклора и этнографии».
223. При совершении некоторых обрядов Презентацию подготовили: Матюшина М. А.,
дети становились полноправными участниками Соловьева М. Р. Иллюстративный материал:
наравне со взрослыми. Символическим репродукции картин русских художников,
выражением уважительного отношения к работы учащихся ДХШ № 1 им. А. А. Савиных;
человеку как к личности были особые преподаватель: Родионова Н. А. ГБУК ИО
вещественные атрибуты календарных обрядов, «Региональный центр русского языка,
которые предназначались для каждого фольклора и этнографии» Тел. (8395)
индивидуально, независимо от возраста. 33-47-05 E-mail: ts.rusyaz@yandex.ru Сайт:
23В рассказах даётся описание локальных www.sibfolk.ru Иркутск - 2015 г.
традиций, согласно которым в Семик венки
М. Р. Соловьева.ppt
http://900igr.net/kartinka/filosofija/m.-r.-soloveva-154192.html
cсылка на страницу

М. Р. Соловьева

другие презентации на тему «М. Р. Соловьева»

«История русской философии» - Д. С. Мережковский (1865-1941). Твор-ческое самосознание А. С. Изгоев. С. Л. Франк (1977-1950). П. Б. Струве (1870-1944). Религиозно-философские собрания и общества. История русской философии. Андрей Белый (1880-1934). Об интел-лигентной молодёжи Б. А. Кистяковский. Сборник «Вехи» (1909). В защиту права П. Б. Струве.

«Русская философия» - Проблемы индивидуализма, субъективности, «Я» – на втором плане. В России с XIX в. – совместить ученичество и свободное собственное творчество. По Б. В. Емельянову, социальная ориентированность русской мысли. Характерные черты русской философии. «Философия сердца». Мировоззренческий поступок. Отсюда – простота изложения.

«Развитие философии в России» - До революции разрыва между европейской и российской философией не было. Историческая справка. Имена и достижения. Тома. В настоящее время вышли пять томов серии. Русский марксизм. Серия. Состав томов серии. А.Ф. Лосев и В.М. Лосева. Современный взгляд. Редакционный совет серии. Уход «философского парохода».

«Краткая история русской философии» - Истоки русской философии. Речь. Некто новый начинает философствовать. Аномалии русской истории. Чаадаев. Нашествия. Вопросы. Исключение из общего правила. Истоки и начало русской философии. Россия. Отсутствие естественного начала. Русская философия. Русское Просвещение. Наставление. Неодолимое влечение к философии.

«Развитие русской философии» - Объективными условия: слабое развитие капитализма и наличие крестьянской поземельной общины. Русская философия. В науке учение о Космизме основано на теориях о рождении и эволюции Вселенной. Проявления всеединства. «Смысл России - быть уроком всему человечеству». Философы Павел Флоренский и Сергей Булгаков.

«Особенности русской философии» - Капитализм. Функции философии. История русской философии. Г. В. Плеханов. Философия и наука. Концепция революционного авангарда. Политическая философия. Учение о государстве. Материализм. Объективность истины. Философия истории. Партийность философии. Роль личности в истории. Основной закон. Борьба классов.

Русская философия

6 презентаций о русской философии
Урок

Философия

20 тем
Картинки