Наука
<<  Наука в 19 веке День 14 Наука 3  >>
Наука 18 века
Наука 18 века
Наука 18 века
Наука 18 века
Этьенн Бонно Кондильяк (1715 - 1780)
Этьенн Бонно Кондильяк (1715 - 1780)
Жюльен Ламетри (1709 - 1751)
Жюльен Ламетри (1709 - 1751)
Поль Гольбах (1723 - 1789)
Поль Гольбах (1723 - 1789)
Энциклопедия
Энциклопедия
Основатели «Энциклопедии»
Основатели «Энциклопедии»
Основатели «Энциклопедии»
Основатели «Энциклопедии»
Энциклопедия
Энциклопедия
Энциклопедия
Энциклопедия
Антуан Лавуазье (1743 - 1794)
Антуан Лавуазье (1743 - 1794)
Антуан Лавуазье с женой
Антуан Лавуазье с женой
Антуан Лавуазье с женой
Антуан Лавуазье с женой
Леонард Эйлер (1707 – 1783)
Леонард Эйлер (1707 – 1783)
Леонард Эйлер (1707 – 1783)
Леонард Эйлер (1707 – 1783)
Жозеф Лагранж (1736 - 1813)
Жозеф Лагранж (1736 - 1813)
Пьер Лаплас (1749 - 1827)
Пьер Лаплас (1749 - 1827)
Бенджамин Франклин (1705 – 1790)
Бенджамин Франклин (1705 – 1790)
Карл Линней (1707 – 1778)
Карл Линней (1707 – 1778)
Дом в Упсале, в котором жил и работал Линней
Дом в Упсале, в котором жил и работал Линней
Жорж Бюффон (1707 – 1788)
Жорж Бюффон (1707 – 1788)
Петербургская академия наук
Петербургская академия наук
Петербургская академия наук
Петербургская академия наук
Петербургская академия наук
Петербургская академия наук
Михаил Васильевич Ломоносов (1711 – 1765)
Михаил Васильевич Ломоносов (1711 – 1765)
Екатерина II в кабинете Ломоносова
Екатерина II в кабинете Ломоносова
Ломоносов придерживался деизма, признавая Бога как творца
Ломоносов придерживался деизма, признавая Бога как творца
Ломоносов придерживался деизма, признавая Бога как творца
Ломоносов придерживался деизма, признавая Бога как творца
Начало промышленной революции
Начало промышленной революции
Начало промышленной революции
Начало промышленной революции
Начало промышленной революции
Начало промышленной революции
Джеймс Уатт
Джеймс Уатт
Наука 18 века
Наука 18 века
Система познавательных способностей (по Канту)
Система познавательных способностей (по Канту)
Учение о чувственном познании
Учение о чувственном познании
Фридрих Вильгельм Шеллинг (1775 - 1854)
Фридрих Вильгельм Шеллинг (1775 - 1854)
Вильгельм и Александр Гумбольдты
Вильгельм и Александр Гумбольдты
Вильгельм и Александр Гумбольдты
Вильгельм и Александр Гумбольдты
Жан Батист Ламарк (1744 – 1829)
Жан Батист Ламарк (1744 – 1829)
Ламарк исходил из предпосылки, что организмы вынуждены
Ламарк исходил из предпосылки, что организмы вынуждены
Ламарк исходил из предпосылки, что организмы вынуждены
Ламарк исходил из предпосылки, что организмы вынуждены
Ламарк исходил из предпосылки, что организмы вынуждены
Ламарк исходил из предпосылки, что организмы вынуждены
Жорж Кювье (1769 – 1832)
Жорж Кювье (1769 – 1832)
Выдвинул принцип координации органов
Выдвинул принцип координации органов
Алессандро Вольта
Алессандро Вольта
Алессандро Вольта
Алессандро Вольта
Андре Ампер
Андре Ампер
Ханс Эрстед (1777 – 1851)
Ханс Эрстед (1777 – 1851)
Георг Симон Ом
Георг Симон Ом
Майкл Фарадей
Майкл Фарадей
Фарадей демонстрирует опыты по электромагнитной индукции
Фарадей демонстрирует опыты по электромагнитной индукции
Картинки из презентации «Наука 18 века» к уроку философии на тему «Наука»

Автор: михаил. Чтобы познакомиться с картинкой полного размера, нажмите на её эскиз. Чтобы можно было использовать все картинки для урока философии, скачайте бесплатно презентацию «Наука 18 века.ppt» со всеми картинками в zip-архиве размером 4491 КБ.

Наука 18 века

содержание презентации «Наука 18 века.ppt»
Сл Текст Сл Текст
1Наука 18 века. Автор слайдов: кандидат 261765). Первый русский учёный, приобретший
философских наук Грачёв Михаил европейскую известность. Учился в
Вячеславович. Славяно-греко –латинской академии в
2Просвещение как культурное и Москве, затем в гимназии при Петербургской
общественное явление 18 в. Для Просвещения академии наук. Был послан для обучения в
как общественного и философского течения Германию, где учился у Хр. Вольфа. Был
характерна в первую очередь убеждённость в чрезвычайно разносторонним человеком и
особой, решающей роли распространения учёным. Занимался почти всеми известными в
знаний, образованности в социальном то время дисциплинами. В 1755 г. при
развитии человечества. Невежество активном содействии Ломоносова был основан
большинства населения, считали первый в России университет – Московский.
просветители, есть источник всех бедствий. Вывел закон сохранения вещества («что из
Чтобы содействовать развитию общества, одного места убудется, то в другом месте
нужно распространить истинные знания, прибудется»), позже открытый и Лавуазье.
освободить умы от заблуждений и суеверий. Защищал корпускулярную теорию материи. При
Многие деятели Просвещения надеялись наблюдении прохождения Венеры по
осуществить это при помощи, “философа на солнечному диску Ломоносовым была открыта
троне”, “просвещённого монарха”, атмосфера на Венере. Интересовался
обладающего абсолютной властью и минералогией, провёл ряд опытов с
применяющего её для распространения идей электричеством. Во время одного из
Просвещения. Просвещение было подобных опытов погиб от электрического
общеевропейским культурным явлением. Можно разряда помощник Ломоносова Г Рихман.
говорить об английском, немецком, 27Екатерина II в кабинете Ломоносова.
итальянском, русском Просвещении. Однако 28Ломоносов придерживался деизма,
наиболее законченные и яркие черты признавая Бога как творца величественного
Просвещение приобрело во Франции. В «век и гармоничного мироздания. Созерцание
Просвещения» философы обращаются не только величественных явлений природы наталкивало
к своим коллегам-профессионалам, а к Ломоносова на мысль о наличии верховного
широким кругам публики, стараются писать Творца. Однако Ломоносов выступал за
свободным, доступным для понимания языком. строгое разграничение сферы действия науки
Многие просветители прославились и как и религии: «Неверно рассуждает математик,
литераторы, выражая философские идеи в если хочет циркулем измерить Божью волю,
художественной форме. Для философии но не прав и богослов, если он думает, что
Просвещения характерен острый социальный на Псалтыри можно научиться астрономии и
критицизм, направлявшийся против химии». Ломоносов также занимался
традиционных установлений, гуманитарными дисциплинами: теорией
феодально-абсолютистских порядков и поэтического искусства, историей России.
церкви. Своей критикой просветители Также его перу принадлежит одна из первых
подготовили Великую французскую революцию работ по демографии «О приумножении народа
1789 г. (несмотря на то, что большинство Российского». А. С. Пушкин назвал
из них были сторонниками постепенных Ломоносова «первым нашим университетом» за
реформ). обширность его научных и художественных
3Эмпиризм в воззрениях интересов.
философов-просветителей. Представители 29Начало промышленной революции. Джеймс
Просвещения попытались (хотя и не всегда Уатт (1736 – 1819). Промышленная революция
осознанно) преодолеть противоположность – переход от ручного труда к машинному.
эмпиризма и рационализма. Благодаря Начиная с середины 18 в. происходит много
деятельности просветителей, занимавшихся изобретений, изменивших процессы
распространением и популяризацией идей Д. производства и оказавших влияние на
Локка, эмпиризм проникает во Францию. развитие человечества. Передовой страной
Большинство представителей французского технологических новаций в 18 в. была
Просвещения придерживалось эмпиризма Англия. В 1730 г. Дж. Кеем был изобретён
(сенсуализма) и призывало познавать мир из новый ткацкий челнок. В 1765 г. Джеймс
опыта, доверяя чувствам. Просветители Харгривс изобретает механическую прялку,
критиковали учение о наличии врождённых называет её в честь своей дочери –
идей. Для гносеологических воззрений «Дженни». В 1769 г. Ричард Аркрайт
деятелей Просвещения характерна изобретает механическую прядильную машину.
абсолютизация познавательной роли В 1768 г. Дж. Уаттом была создана паровая
ощущений, субъект познания рассматривался машина.
как пассивный восприемник внешних 30Джеймс Уатт.
раздражений, созерцательно. Многие 31Иммануил Кант (1724 - 1804). Немецкий
просветители не усматривали принципиальных философ, основоположник трансцендентальной
различий между чувственным и рациональным философии и немецкого классического
познанием, считая рациональное познание идеализма. Всю жизнь прожил в Кёнигсберге,
простым видоизменением и развитием где преподавал в университете С 1759 по
чувственного. «Мыслить, значит 1762 гг. был русским подданным. Не был
чувствовать» (К. Гельвеций). Просветители женат. Вся жизнь Канта была посвящена
верили в возможность безграничного исключительно философии. Отличаясь слабым
познания природы. Хотя, как признавали здоровьем, он разработал систему мер
они, в данный момент мир познан далеко не позволивших ему прожить 80 лет и до конца
полностью, в дальнейшем разум сможет своих дней сохранять работоспособность. В
постичь абсолютно всё. следовании распорядку дня был чрезвычайно
4Этьенн Бонно Кондильяк (1715 - 1780). пунктуален. Жители Кёнигсберга шутили, что
Французский философ эпохи Просвещения, по времени выхода Канта на прогулку можно
энциклопедист. Основные сочинения «Трактат сверять часы, настолько он был точен. Был
об ощущениях», «Трактат о системах». сторонником умеренного Просвещения. В
Выступал с позиции сенсуализма, утверждал, статье «Что такое Просвещение» писал:
что все знания происходят из ощущений. «Просвещённый человек есть тот, кто имеет
Критиковал теорию врождённых идей. мужество пользоваться собственным
Использовал образ бесчувственной статуи, разумом». Философское творчество Канта
постепенно оживляемой ощущениями, делится на 2 периода: 1. Докритический
приходящими от внешней реальности. В (1745 - 1771 гг.) 2. Критический (1771 -
результате у «статуи» появляются 1804 гг.). Оказал огромное влияние на
интеллектуальные и психические функции. последующее развитие философской мысли.
Самым главным ощущением считал осязание. 32Докритический период творчества Канта.
Занимался исследованием языка. Докритическим называется ранний этап
Рассматривал слова как знаки идей. Считал, философского творчества И. Канта,
что все поступки людей обусловлены их продолжавшийся с начала его деятельности
потребностями, вытекающими из природы до 1771 года. В докритический период Кант
человека. преимущественно интересовался
5Рационализм просветителей. Рационализм естественнонаучной проблематикой и в целом
философов-просветителей отличался от придерживался материалистических позиций.
рационализма 17 века. В отличие от Основное сочинение докритического Канта
рационалистов 17 века, Просвещение идёт не «Всеобщая естественная история и теория
от божественного разума к природе, а от неба» (1755 год) посвящено анализу
природы к разуму, действующему по законам астрономических явлений. Природа не всегда
природы. Просветители объявляли, что была такой как сейчас, она развивается,
законы природы суть законы разума. Это имеет историю. Кант пытается показать
означало не разумность природы, а «историю» неба, процесс возникновения и
природность, естественность нашего разума. развития солнечной системы. Кант выдвигает
Разум получен от природы и приспособлен к теорию образования солнечной системы из
ней. Природа и её законы должны стать первоначальной туманности. Эта теория
учителем и наставником разумных людей. получила распространение как теория
Сами люди являются созданиями природы и Канта-Лапласа. Кант с одобрением упоминает
связаны с ней. Человек разумен, поскольку идеи античных атомистов и признаёт их
следует естественному порядку природы. влияние на свои воззрения. Понятие Бога в
Только следуя за природой, человек может рассуждениях о возникновении мира Кантом
добиться счастья, а общество – социального не используется. Процесс образования
прогресса. То, что не соответствует Вселенной определяется действием сил
природе человека, сковывает её объявляется притяжения и отталкивания (заимствовано из
просветителями неразумным, вредным и физики Ньютона). Материи изначально
подлежащим уничтожению. Таким образом, в присущи механические законы. Зная эти
воззрениях просветителей можно проследить законы, можно объяснить возникновение и
следующую цепь понятий: естественное = устройство Вселенной. Кант заявляет:
разумное = полезное = благое. Необходимо «Дайте мне материю и я построю из неё
следовать природе, придерживаться её норм. мир». Однако механистический подход
Однако сама по себе природа не разумна, в обнаруживает своё бессилие в объяснении
ней нет никакого духовного начала, она возникновения жизни. Даже столь ничтожные
полностью механистична. в сравнении с планетными системами
6Материализм французских просветителей. существа как гусеница или травинка намного
Просветители были (в своём большинстве) сложнее и совершеннее величественных
наиболее значительными представителями небесных тел.
механистического (метафизического) 33Замысел критической философии. Переход
материализма. Материя сводилась к Канта к критической философии совершился в
вещественному, телесному. Материя 1771 г. после прочтения им сочинений Д.
объявлялась вечной во времени и Юма, «пробудивших от догматического сна».
бесконечной в пространстве, несотворимой и Кант постепенно переходит на
неуничтожимой. Считали материю субъективно-идеалистические позиции,
единственной существующей субстанцией, характеризующиеся агностическими
включающей в себя всю внешнюю реальность, тенденциями. «Наш век есть век критики» -
познаваемую нами посредством ощущений. вслед за просветителями утверждал Кант.
Существование идеального, духовного начала Ничто не должно быть освобождено от
вне человеческого сознания отрицалось, что критики со стороны разума. Однако Кант
вело к атеистическим выводам. Сознание и полагал, что вначале должны подвергнуться
духовная жизнь человека возникают только критике разум и другие способности
на основе биологических функций человека. Только если они докажут свою
человеческого тела. Все тела составлены из состоятельность, их можно будет применять
мельчайших частиц (атомов, корпускул), в качестве критикующей инстанции. Отходя
подчиняющихся механическим законам. от позиций Просвещения, Кант заявляет:
Выступая с позиций жёсткого «Мне пришлось ограничить знание, чтобы
причинно-следственного детерминизма, дать место вере». Кант считает, что
считали, что всё имеет свою материальную изучению объектов внешней реальности
причину, сводимую к механическому должно предшествовать изучение
взаимодействию частиц, имеющему способностей человека, определяющих его
необходимый характер. Случайным мы познавательную, практическую и
называем то, причины чего нам неизвестны. художественную деятельность. Философию,
Но на самом деле и эти явления подчиняются занимающуюся исследованием способностей
причинной необходимости. Жёсткий человека, Кант назвал трансцендентальной.
причинно-следственный детерминизм приводил Во второй период творчества Кант пишет три
представителей Просвещения к своих главных работы: 1. «Критика чистого
фаталистическим выводам о разума» (1781 г.) - анализ познавательных
предопределённости всех явлений природной способностей. 2. «Критика практического
и социальной действительности различными разума» (1788 г.) - анализ способности
сочетаниями атомов и об отсутствии желания, связанный с рассмотрением
действительной свободы у человека. вопросов этики. 3. «Критика способности
7Жюльен Ламетри (1709 - 1751). суждения» (1790 г.) - изучение чувства
Французский философ-материалист, врач по удовольствия и неудовольствия, на котором
образованию. Подвергался преследованию, основаны наши суждения о красоте в природе
умер в эмиграции. Резко выступал против и искусстве.
религиозных, схоластических и 34S. S. P. P. Возможность априорных
идеалистических учений. Придерживался синтетических суждений Аналитические и
атеистических воззрений. Учил о наличии синтетические суждения. Отношение между
единственно существующей материальной содержанием субъекта и предиката
субстанции, несотворимой и неуничтожимой. аналитического суждения. Отношение между
Способности души и идеальное вообще содержанием субъекта и предиката
проистекают из деятельности тела. Душа не синтетического суждения.
может существовать вне и независимо от 35Возможность априорных синтетических
тела. В своей наиболее известной работе суждений Аналитические и синтетические
«Человек-машина» утверждал, что суждения. Примеры аналитических суждений.
человеческий (как любой вообще) организм Примеры синтетических суждений. Все тела
является искусно созданной природой протяжённы. Некоторые тела имеют тяжесть.
самозаводящейся машиной. Определял Целое больше своей части. «Лунная соната»
человека как «перпендикулярно ползающую состоит из трёх частей. Столица – место
машину». В работе «Человек-растение» пребывания правительства. Канберра –
проводил аналогии между органами столица Австралии.
человеческого организма и частями 36
растений. Выступал с позиций сенсуализма, 37Система познавательных способностей
призывал руководствоваться чувственными (по Канту).
данными и опытом. В области этики 38Учение о чувственном познании. Учение
склонялся к гедонизму. о чувственном познании -
8Поль Гольбах (1723 - 1789). трансцендентальная эстетика. В спорах
Французский философ-материалист, между эмпиристами и рационалистами Кант
участвовал в написании «Энциклопедии». стремится занять промежуточную позицию Он
Основное сочинение: «Система природы» - заявляет: «Всё наше познание начинается с
наиболее систематическое изложение опыта (уступка эмпиризму), но не сводится
воззрений механистического материализма. полностью к опыту (уступка рационализму)».
Утверждал материальность внешнего мира, В сознании есть как полученное в ходе
несотворимость и неуничтожимость материи. опыта (апостериорное), так и существующее
Определял материю как всю внешнюю до и помимо опыта (априорное). Чувственные
реальность, познаваемую с помощью чувств. созерцания возникают от воздействия на нас
Считал самодвижение одним из основных неких объектов, называемых Кантом вещами в
атрибутов материи. Считал, что все события себе. Существование внешней реальности
обуславливаются причинной необходимостью. однозначно признаётся Кантом, что отличает
Случайным мы называем то, причин чего не его философию от близкого к солипсизму
знаем. Абсолютизация необходимости учения Беркли. Однако вещи в себе остаются
приводила Гольбаха к фаталистическим непознаваемыми, поскольку мы всегда имеем
выводам, отрицающим свободу воли человека. дело лишь с произведёнными от
В теории познания придерживался взаимодействия с ними созерцаниями и
материалистического сенсуализма. С мыслительными конструктами, которые
атеистических позиций резко выступал называются Кантом вещами для нас. Кант в
против церкви и религии вообще («Священная отношении вещей в себе выступает как
зараза»). Называл себя «личным врагом агностик. Вещи в себе (ноумены) образуют
Господа Бога». Считал определяющим влияние мир трансцендентного - лежащий по ту
среды на формирование душевных сторону сознания и недоступного познанию.
способностей человека. Был сторонником Вещи для нас (феномены) образуют мир
просвещённого абсолютизма, главным имманентного - свойственного сознанию и
движущим фактором истории считал мнения познаваемого.
людей. 39Учение Канта о пространстве и времени.
9Отношение просветителей к религии. Все Кант является наиболее известным
просветители были едины в отрицании представителем субъективного понимания
религиозного фанатизма и суеверий, считая пространства и времени. Кант полагает, что
их пережитком средневековья, оказывающим пространство и время не существуют в
глубоко негативное влияние на жизнь объективной реальности, а свойственны лишь
общества. Для искоренения фанатизма и сознанию, субъекту и связываются с
суеверий необходимо распространение деятельностью чувств. Пространство и время
истинных знаний. Все просветители определяются как априорные (доопытные)
выступали с антиклерикальных позиций, формы чувственности, в рамках которых мы
ратуя за секуляризацию всех сторон жизни оформляем все созерцания. Мир вещей в себе
общества, освобождение их от влияния (ноуменов) существует вне пространства и
церкви. Считали церковную организацию времени, а все вещи для нас (феномены)
вредной. Именно о церкви Вольтер говорил: существуют в пространстве и времени. Время
«Раздавите гадину». Просветители объявляется Кантом внутренним чувством, на
подвергали церковь и религию жёсткой, как основе которого возникает арифметика.
правило, очень пристрастной и часто Пространство рассматривается как внешнее
несправедливой критике и осмеянию. Церковь чувство, на основе которого возникает
и религия сковывают свободу человека, геометрия. Поскольку пространство и время
противоречат природе и разуму и поэтому присуще всем субъектам и подчиняются
должны быть устранены. Причиной одинаковым законам, становится возможной
возникновения религии просветители считали математика как наука.
невежество, незнание истинных причин 40Учение о рассудке (аналитика).
явлений, страх перед неизвестным. Другим Рассудок определяется Кантом как
фактором начала и существования способность создавать суждения. Рассудок
религиозных воззрений полагали активен, на основании образуемых
целенаправленный обман «мошенниками» чувственностью созерцаний рассудок
«глупцов» ради своей выгоды. Деспотическая конструирует путём синтеза картину
непросвещённая власть поддерживает мироздания. Он осуществляет это с помощью
религиозные суеверия. Некоторые априорно (доопытно) ему присущих
просветители (Вольтер, Монтескье, Руссо), категорий. Кант выделяет 12 категорий,
выступая против фанатизма, суеверий и распределённых на 4 группы по 3 категории
церкви всё же считали необходимой в каждой группе. 1. Категории качества (1.
разумную, освобождённую от заблуждений Реальность, 2. Отрицание, 3. Ограничение),
религию в Творца мира, считая, что это 2. Категории количества (1. Единство, 2.
будет служить регулятором нравственного Множественность, 3. Целокупность), 3.
поведения людей. Среди просветителей было Категории отношения (1. Присущность и
много атеистов, не скрывавших своих самостоятельное существование, 2.
убеждений: П. Гольбах, Ж. Ламетри, Д. Причинность и зависимость, 3. Общение), 4.
Дидро и др. Категории модальности (1. Возможность, 2.
10Направления внутри Просвещения. 1. Существование, 3. Необходимость). В каждой
Умеренное (деистическое) Просвещение. группе первые две категории являются
Представители умеренного Просвещения, как противоположностями, а третья выступает
правило, являлись основоположниками как их соединение. Деятельностью рассудка
Просвещения вообще. Для них характерно определяется трансцендентальное единство
отсутствие чёткой позиции в решении апперцепции, обуславливающее единство
основного вопроса философии, колебание нашего сознания. Кант полагал, что
между материализмом и идеализмом. Будучи совершил «коперниканский переворот в
деистами, умеренные просветители выступали философии», заключающийся в изменении
как против церковного фанатизма, понимания соотношения субъекта и объекта,
клерикализма и суеверий, так и против утверждении активной роли в познавательной
атеизма, считая его вредным для деятельности. Если раньше полагали, что
общественного порядка и нравственности. наше сознание должно приспосабливаться к
Признавали Бога как мудрого Творца мира. предметам, то Кант говорит обратное: Вещи
Считали материю инертным, пассивным должны приспособляться к нашему сознанию.
началом, изначально не способным к Рассудок конструирует объекты с помощью
самостоятельному движению. Движение категорий, а затем сам же их и познаёт. На
материи должен был дать Бог в результате деятельности рассудка основывается
“первотолчка”. К числу умеренных естествознание, подтверждающее свой
Просветителей относятся Вольтер и научный статус.
Монтескье. 2.Материалистическое 41Учение о разуме (диалектика). Разум -
(атеистическое) Просвещение. В основном высшая познавательная способность
образовано философами, участвовавшими в человека. Она заключается в возможности
издании «Энциклопедии». Представители производить умозаключения. Разум оперирует
материалистического Просвещения выдвинули идеями. В отличие от категорий рассудка
тезис о том, что сама материя изначально идеи разума могут не иметь в опыте
активна, что движение присуще ей как ёё никакого адекватного объекта, поскольку
атрибут, неотъемлемое свойство. Движение разум непосредственно с чувствами не
стало рассматриваться как форма взаимодействует. Отсюда проистекает
существования материи. Материя и возможность создания ложных, мнимых идей.
составленный из неё мир объявлялись Кант выделяет 3 главные идеи разума: 1.
вечными, несотворенными, развивающимися по Душа (психология), 2. Мир (космология), 3.
изначально присущим материи механическим Бог (теология). Ни одна из основанных на
законам. Не удивительно, что в таком мире этих идеях дисциплин не является наукой.
Бог становится совершенно излишним. Многие Психология не является наукой, поскольку
деятели этого направления Просвещения не основана на неверных логических
скрывали своих атеистических воззрений. заключениях (паралогизмах). Кроме того,
Основные представители: Дидро, Ламетри, Кант считал, что в психологии не применимы
Гольбах, Гельвеций. 3. математические методы, что также
Радикально-демократическое Просвещение. свидетельствует о её ненаучности.
Выступало за радикальное преобразование Бессмертие души и её идеальная природа как
общества. В отличие от прочих направлений отдельной субстанции не могут быть научно
в Просвещении считала идеалом не доказаны. Теология также не является
просвещённую монархию, а республику, наукой. Кант подвергает критике все
строящуюся на принципах уравнительной имеющиеся доказательства бытия Бога
справедливости и отрицания частной (онтологическое и физико-космологические),
собственности. Основные представители: вскрывая их логическую ошибочность и
Мелье, Мабли, Морелли, Руссо. несостоятельность. Бытие и свойства Бога
11Энциклопедия. также не могут быть доказаны с научной
12Основатели «Энциклопедии». Дени Дидро. строгостью. Космология также не является
Жан Даламбер. наукой. Как только разум пытается
13Энциклопедия. Французская энциклопедия размышлять о мироздании, он попадает в
- крупнейший памятник французской сети антиномий, то есть таких
просветительной философии, науки и противоречий, обе части которых могут быть
культуры 18 в. Основную роль в ее создании доказаны с одинаковой убедительностью.
играл Дени Дидро, он был организатором, 42Космологические антиномии. Тезис 1.
ответственным редактором, составителем Мир имеет начало во времени и
проспекта; Вторым редактором и автором пространстве. 2. Есть только простое, всё
большинства статей по точным наукам был состоит из простого. 3. Есть не только
Д'Аламбер. К участию в издании были причинная необходимость, но ещё и свобода.
привлечены выдающиеся философы и учёные. 4. Есть безусловно необходимая сущность
Среди них П. Гольбах, Ф. Вольтер, Ж. Ф. (Бог есть). Антитезис 1. Мир не имеет
Мармонтель, Ж. Ж. Руссо, А. Тюрго, Ш. начала во времени и пространстве. 2. Нет
Монтескье и др. Энциклопедия содержала ничего простого, всё сложно. 3. Свободы
новейшие сведения по всем областям науки и нет, есть только причинная необходимость.
техники. В философских, политических и 4. Никакой безусловно необходимой сущности
эстетических статьях просветители нет (Бога нет).
пропагандировали свои воззрения. Всего с 43Начало 19 века.
1751 по 1780 гг. выпущено 35 томов статей 44И. Г. Фихте (1762 - 1814). Немецкий
и несколько томов карт, таблиц и философ, представитель немецкого
иллюстраций. Энциклопедия несколько раз классического идеализма. Подвергался
запрещалась, иногда её издание преследованию по обвинению в атеизме. В
переносилось за границу. годы оккупации Пруссии войсками Наполеона
14Антуан Лавуазье (1743 - 1794). обращался с патриотическими речами,
Французский химик. Благодаря его открытиям призывая к сопротивлению захватчикам. В
химия окончательно была признана наукой. 1813 - 14 гг. был руководителем ополчения
Призывал применять в химии Берлинского университета. Основные
экспериментальные методы, обращать сочинения Фихте: «Наукоучение», «О
внимание на количественную сторону назначении человека». Стремился исправить
явлений. Широко использовал весы, учение Канта в сторону последовательного
термометры, калориметры. Один из субъективного идеализма. Для этого Фихте
основоположников термохимии. Изменил отбросил понятие вещи в себе. Все объекты
классификацию химических веществ. порождаются исключительно активной
Например, доказал, что вода – сложное деятельностью субъекта (я). Деятельность
вещество, а металлы – простые. По «я» проходит три этапа: 1 Я творит само
поручению короля проводил химический себя (я полагает я). 2. Я творит
анализ косметики. Открыл кислород и дал окружающий мир (я полагает не-я). 3.
правильное объяснение процессов горения и Всеобщее (мировое) Я объединяет я и не-я.
дыхания. Тем самым, Лавуазье опроверг Выступил с идеей создания науки о науке
теорию флогистона. Сформулировал закон (наукоучения), которое должно дать
сохранения массы вещества. Разработал основоположение всем наукам. В качестве
учение об агрегатном состоянии вещества. наукоучения Фихте мыслил философию.
Стоял у истоков метеослужбы во Франции. Утверждая активность субъекта, личности,
Предложил удачный проект уличного считал главной целью жизни человека
освещения Парижа. Был удачливым деятельность.
предпринимателем, занимался откупами. 45Фридрих Вильгельм Шеллинг (1775 -
Вместе с прочими откупщиками был казнён в 1854). Немецкий философ, представитель
годы французской революции. немецкого классического идеализма, один из
15Антуан Лавуазье с женой. Антуан известнейших натурфилософов. Основные
Лавуазье в лаборатории. работы: «Система трансцендентального
16Леонард Эйлер (1707 – 1783). идеализма», «Философия искусства»,
Швейцарский математик, много лет прожил в «Философия откровения». В отличие от
России по приглашению Петербургской Фихте, полагал, что первичным должно быть
Академии наук, был адъюнктом и академиком некое объективное начало. В качестве
Петербургской АН. Позднее жил и работал в такого начала мыслил природу. Представлял
Берлине, но затем вернулся в Россию. природу в качестве бессознательного
Некоторое время занимался медициной. Автор духовного органического начала,
свыше 800 работ по математике и другим находящегося в вечном движении, развития
наукам. Внёс существенный вклад в от простого к сложному (повышении).
разработку математического анализа, теории Повышение осуществляется из-за наличия в
чисел, дифференциальной геометрии, природе противоположных (полярных) сил.
приближенных вычислений, небесной Натурфилософия Шеллинга пронизана
механики, оптики и пр. Написал первый диалектическими идеями. Следя за успехами
выпущенный в России фундаментальный труд естествознания, Шеллинг показывает
по механике. Похоронен в Петербурге. ограниченность механицистской картины мира
17Жозеф Лагранж (1736 - 1813). и предлагает заменить её картиной мира,
Французский математик и механик. Был основанной на электрических и
членом Берлинской, Парижской и магнетических взаимодействиях. Был близок
Петербургской академий наук. Писал труды к идеологии романтизма, считал высшей
по математическим проблемам азартных игр, формой культуры искусство. В поздний
движения жидкостей, сотрясения струн. период творчества в философии Шеллинга
Труды по дифференциальному исчислению. нарастают элементы мистики и
Вывел формулу конечных приращений функции иррационализма.
(формула Лагранжа). Одна из главных работ 46Иоганн Вольфганг Гёте (1749 - 1832).
Лагранжа – трактат – «Аналитическая Великий немецкий поэт и мыслитель. Автор
механика». трагедии «Фауст», романа «Страдания юного
18Пьер Лаплас (1749 - 1827). Французский Вертера». В молодости участвовал в
физик и астроном. Учился в коллеже движении «Бури и натиска». В области
монахов-бенедиктинцев. Сначала хотел стать философии воззрения Гёте на природу были
богословом. Одновременно изучал и близки к спинозизму. Гёте утверждает
математику (предложил метод вычисления тождество Бога и природы. Всю природу
средних величин с наименьшими представляет как одушевлённое
отклонениями). В 1773 г. избран в противоречивое целое. Занимался
Парижскую академию наук. В механике был естественнонаучными исследованиями.
последователем теории Ньютона. Считал, что Считается основоположником биологической
всё можно объяснить силами притяжения и морфологии (учения об органических
отталкивания. Эти идеи изложены в работе формах). Создал теорию метаморфоза,
«О принципе всемирного тяготения и о изменений ведущих к образованию новых форм
вековых неравенствах планет, которые от растений и животных. Пытался найти
него зависят». Солнечная система устойчива прарастение и праживотное, из которых
и работает подобно часовому механизму. У развилось всё богатство органического
Лапласа уже нет апелляций к Богу («Я не мира. Открыл у человека межчелюстную
нуждаюсь в этой гипотезе»). Наука кость, выдвинул догадку о позвоночном
окончательно освобождается от влияния происхождении черепа. Выступал за широкое
религии. С помощью теории Ньютона объяснял применение эксперимента в науке. Основная
явления приливов и отливов, полёт комет и работа по методологии: «Опыт как посредник
пр. В 1796 г. издаёт книгу «Изложение между субъектом и объектом».
системы мира», где излагает теорию 47Вильгельм и Александр Гумбольдты.
возникновения солнечной системы из горячей Немецкие учёные, родные братья. Вильгельм
газовой туманности. При остывании она Гумбольдт занимался гуманитарными
делалась плоской и разбивалась на кольца. исследованиями. Один из виднейших
Материя в этих кольцах собиралась и филологов 19 в. В языке В. Гумбольдт видел
образовывала планеты. Некоторое время был орган мышления народа, уделял большое
министром внутренних дел при Наполеоне, внимание влиянию языка на жизнь и
затем стал сенатором. менталитет народов. Будучи министром
19Лаплас считается самым просвещения Пруссии, провёл гимназическую
последовательным представителем реформу. Основал в 1809 г. Берлинский
механистического детерминизма. Эта позиция университет, сейчас носящий его имя.
утверждает, что всё в мире есть Александр Гумбольдт занимался
неразрывная цепь причин и следствий, преимущественно естественными науками.
обусловленных законами механики и Совершил много путешествий в различные
являющихся строго необходимыми. Лаплас части земного шара, в том числе и по
полагал, что если бы нашёлся ум, который России. Один из основоположников географии
смог бы проанализировать все причины и растений и о распространении форм жизни.
следствия без исключения, то можно было бы Заложил основы общего землеведения,
открывать в прошлом и предсказывать в климатологии, учения о вертикальной
будущем любое событие. Лапласовский зональности. Склонялся к эволюционным
детерминизм вёл к механисти- ческому идеям в биологии и геологии. Вильгельм
фатализму. (1767 – 1835). Александр (1769 – 1859).
20Бенджамин Франклин (1705 – 1790). 48Жан Батист Ламарк (1744 – 1829).
Американский физик, философ-просветитель и Французский биолог, один из
политический деятель. Один из основоположников теории эволюции. Учился в
отцов-основателей США. Как физик Франклин иезуитском коллеже, служил в армии, в 1768
исследовал вопросы, связанные со г. начал обучаться медицине. В 1778 г.
статическим электричеством. Провёл выпустил работу «Французская флора» в 3
множество опытов с электричеством. Создал тт., в 1783 г. избран членом Парижской
элементы теории электрического заряда. академии наук. В 1790 г. переходит к
Результаты экспериментов излагал в письмах специализации по зоологии. В 1796 г.
к членам Лондонского королевского написал работу «Естественная история
общества. Изобрёл принцип громоотвода беспозвоночных», ввёл сам термин
(молниеотвода). Был избран членом ряда «беспозвоночные». Описал 10 классов
академий наук, в том числе и беспозвоночных (до него известны были
Петербургской. только 2). В 1802 г. Ламарк впервые вводит
21Карл Линней (1707 – 1778). Шведский термин «биология». В 1809 г. выпускает
биолог, основоположник современной работу «Философия зоологии». Распределил
биологической систематики. Родился в семье животных по 6 уровням (от инфузорий до
садовника, что предопределило интерес к млекопитающих). Выступил с идеей эволюции
биологии. Изучал медицину в Упсальском органического мира. Всё живое развивается
университете. Защитил диссертацию о от простого к сложному. Эволюция носит
малярии. Совершил путешествие по Лапландии плавный постепенный характер. Между
для описания имеющихся там растений и соседними видами и родами возможны
животных. Одной из первых работ Линнея был переходы. Мы не замечаем превращений из-за
каталог растений, произрастающих в Швеции. краткости жизни.
Был назначен придворным королевским 49Ламарк исходил из предпосылки, что
ботаником. Издал в 1735 г. работу «Система организмы вынуждены приспосабливаться к
природы», в которой излагаются основы окружающей среде ради выживания. Каждое из
систематизации растительных и животных живых существ стремится к совершенству и
видов. Именно вид должен стать главной развивает нужные себе органы. В живой
единицей, учитываемой биологами. Описал природе наличествует стремление к
более 10 000 видов растений и 4 400 видов прогрессу. Ламарк выводит закон упражнения
животных. Ввёл бинарную номенклатуру: род и неупражнения органов. Приводил в пример
и вид, дал латинские названия видам и жирафов (у них длинная шея, потому, что
родам растений и животных. Разделил весь они постоянно тренируют её, пытаясь
органический мир на роды, виды, отряды, дотянуться до верхних веток) и муравьедов
классы и царства. Ввёл обозначение Homo (у них длинный язык, потому что они
sapiens, поместив человека в один отряд с вытягивают его, пытаясь достать муравьёв).
приматами. Считал, что все виды постоянны Наоборот, кроты под землёй не используют
и не переходят друг в друга., их столько глаза, поэтому органы зрения у них
же, сколько было при творении. атрофируются. Другой закон Ламарка – закон
22Дом в Упсале, в котором жил и работал наследования приобретённых признаков
Линней. Приобретённые признаки передаются
23Жорж Бюффон (1707 – 1788). Французский потомству и содействуют совершенствованию
натуралист. Изучал биологию и медицину, вида. Этот закон не получил подтверждения.
путешествовал по Европе. Писал труды по Книга Ламарка прошла почти незамеченной,
теории вероятностей, переводил сочинения поскольку противоречила общепринятым идеям
Ньютона на французский язык. В 1739 г. о постоянстве видов.
назначен интендантом королевского сада и 50Жорж Кювье (1769 – 1832). Французский
занимал этот пост до своей кончины. Стал биолог. Увлёкся биологией, прочитав труды
членом французской Академии. Основные Бюффона. Учился в Штутгарте, где изучал
сочинения: «Естественная история» в 36 право и сельское хозяйство. Работал
тт., «Эпохи природы». Отстаивал домашним учителем. В 1795 г. возглавил в
естественное происхождение окружающего Сорбонне кафедру анатомии животных (не
мира, без божественного вмешательства. имея естественнонаучного образования)
Планеты – куски солнечной массы, Основоположник палеонтологии. Уже было
оторвавшиеся от светила и остывшие. найдено много останков животных, непохожих
Возраст Земли, по Бюффону, – 3 млн. лет. на существующие виды. Как примирить это с
Разделил историю Земли на эпохи. В учением о творении мира Богом и принципом
воззрениях Бюффона формировались идеи постоянства видов? В 1812 г. издал работу
эволюционного развития мироздания. «Исследования ископаемых костей» (4 тт.).
Выступил против теории преформизма. Заметил упрощение форм жизни по мере
Считал, что есть особое питательное углубления слоёв геологических пород. В
вещество, отвечающее за формирование 1815 г. появилась работа «Рассуждения о
зародышей. Учил о возникновении первых переворотах на поверхности Земли», в
живых существ из соединения больших которой была изложена теория катастроф.
молекул. Указал, что критерием Задача теории катастроф – соединить
биологического вида является способность к новейшие достижения науки с
произведению плодоносного потомства, а креационистской установкой. Многие из
отнюдь не внешнее сходство. созданных Богом видов животных погибали в
24Дискуссия нептунистов и вулканистов. результате природных катастроф и исчезали.
Спор шёл о причинах происхождения горных 51Выдвинул принцип координации органов.
пород. НЕПТУНИСТЫ Считали, что все горные Нельзя изменить, какой-либо орган, не
породы происходят из вод первичного изменив целого. Все части организма
мирового океана. Главный представитель – приспособлены друг к другу. Например, у
А. Г. Вернер. ВУЛКАНИСТЫ Учили, что все травоядных рога, развитые коренные зубы,
горные породы – результат остывания объёмный желудок, широкие рёбра, копыта
вытекающей на поверхность магмы. взаимосвязаны между собой. По немногим
25Петербургская академия наук. Наука в костям можно восстановить весь облик
России появилась в результате реформ Петра животного. В 1830 г. произошёл спор между
1. Находясь за границей Пётр 1 встречался Кювье и Ж. Сент-Илером по поводу плана
с И. Ньютоном, А. Левенгуком, Г. строения организмов. Кювье утверждал, что
Лейбницем. По просьбе Петра 1 Лейбниц существует 4 типа строения, не связанные
разработал план устройства Петербургской между собой: 1. Позвоночные, 2. Членистые
академии наук, который и был реализован в (черви, насекомые, ракообразные), 3.
1725 г. уже после смерти Петра. Пётр 1 и Моллюски (тело не делится на членики), 4.
его преемники активно приглашали Лучистые (наличествует лучевая симметрия).
европейских учёных в Россию. Самыми Ж. Сент-Илер считал, что все животные
известными иностранцами, работавшими в устроены по единому плану. Например, у
Петербургской Академии наук были позвоночных скелет внутри, а у членистых –
математики Л. Эйлер и братья Даниил и снаружи. Ж. Сент-Илер развивал
Иоганн Бернулли. Академия получала эволюционные идеи. Современники полагали,
финансирование от казны. При Академии была что позиция Кювье является более
основана гимназия, музей – Кунсткамера. правильной. Жорж Кювье.
Была типография, в которой издавались 52Алессандро Вольта.
научные труды членов Академии. Академия 53Андре Ампер.
организовывала экспедиции по изучению 54Ханс Эрстед (1777 – 1851). Датский
территории России, флоры и фауны физик. В 1820 г. в результате проведения
(экспедиции Крашенинникова, Палласа). опыта случайно обнаружил магнитное
Одним из лучших президентов Академии наук действие электрического тока.
была Екатерина Романовна Дашкова. 55Георг Симон Ом.
Екатерина Романовна Дашкова. Л. Л. 56Майкл Фарадей.
Блюментрост – первый президент 57Фарадей демонстрирует опыты по
Петербургской академии наук. электромагнитной индукции.
26Михаил Васильевич Ломоносов (1711 –
Наука 18 века.ppt
http://900igr.net/kartinka/filosofija/nauka-18-veka-126453.html
cсылка на страницу

Наука 18 века

другие презентации на тему «Наука 18 века»

«Средневековая наука» - Каждый день читались четыре лекции. Насреддин Туси (1201-1277 гг.). Схоластика. логик и церковно-политический писатель, главный представитель номинализма 14 в., францисканец. Византия Латинские монастыри Арабская культура. 2. Учение о свете - оптика. 1. Физико-космологическое. 4. Комплекс астролого-медицинских знаний.

«Наука 20 века» - Русский археологический институт в Константинополе. 7 музеев. 5 лабораторий. Радио Попова. Достижения по физике, химии и технике. Обзор изобретений и опытов в картинках. «Русский витязь». Пулковская астрономическая обсерватория. Главная физическая обсерватория. Академия наук. Экономические и политические тормозы научного прогресса.

«Науки» - Эксперимент является краеугольным камнем эмпирического подхода к знанию. Методы исследований. Люди, не знающие историю, склонны повторять ошибки прошлого . Назовите три основных тенденции современного образования. Науки. Отличается от наблюдения активным взаимодействием с изучаемым объектом. Оформилась в самостоятельную дисциплину культурология в XX веке.

«Экология как наука» - Краткосрочное изменение состава окружающей среды в результате деятельности вулкана. По содержанию % масс Макроэлементы – более 10-2% О - 62 С - 21 Н – 10 N – 3 Ca – 2 P -1 K, S, Cl, Na, Mg – 0,23-0,027. C, H, O, N, P, S Составляют основу биомолекулы клетки: белкиб нуклеиновые кислоты, липиды, углеводы.

«Развитие науки и техники» - Исследовательская работа: «От А.Попова до наших дней». Интегральная схема. Связь радиоэлектроники с другими науками. Области электроники. Применение радиотехники в системе передачи данных. Стремительно растет электроника. Где готовят нанотехнологов? Задача нового поколения ученых. Основные задачи ученых на XXI век.

«Научные знания» - Наука. Отрасль духовного производства. Социальный институт. Виды науки. Особая система знаний. Понятия, законы, теории. Естествознание, экология. Обществознание, социология. Науки о познании и мышлении. Технические науки и математика. Предмет и метод познания науки. Науки о природе. Модели развития научных знаний.

Наука

27 презентаций о науке
Урок

Философия

20 тем
Картинки