Без темы
<<  Человек и смерть поиски смысла Шепеленко Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы Персональный сайт: www  >>
Третий этап (experimentum crucis)
Третий этап (experimentum crucis)
Картинки из презентации «Чувство собственной активности - исток понятия» к уроку информатики на тему «Без темы»

Автор: Борис Эльконин. Чтобы познакомиться с картинкой полного размера, нажмите на её эскиз. Чтобы можно было использовать все картинки для урока информатики, скачайте бесплатно презентацию «Чувство собственной активности - исток понятия.ppt» со всеми картинками в zip-архиве размером 103 КБ.

Чувство собственной активности - исток понятия

содержание презентации «Чувство собственной активности - исток понятия.ppt»
Сл Текст Сл Текст
1Чувство собственной активности - исток 8построение связной этапности перехода от
понятия (на материале понятия «величина»). объективации чувства собственного усилия к
Опыт экспериментального генеза Проф. Б.Д. действию с отношением (разницей) Интрига
Эльконин Авторский Клуб, 1 июля 2013. эксперимента связана с переходами: а) к
2Ось (идея) разработок и участники порождению усилия и отображению динамики
исследовательской работы: Сквозной идеей усилия в образе б) к приданию образу
разработок является представление о том, усилия функции образца действия; в) к
что «Чувство собственной активности отображению усилия в преобразовании вещей;
порождения…» (М.Бахтин) является исходной г) к сопоставлению процессов
формой совокупного, посреднического преобразований и освоению разницы как
действия при построении опор и поля предмета действия.
(произвольности) предметного действия 9Ход формирующего эксперимента.
ребенка Разработки ведутся: а) на Эксперимент включал три этапа Порождение
материале понятия «величина» (О.С. усилия, отображение в образце динамики
Островерх, О.А. Бражникова. усилия (9 занятий) Построение процессов
«Пробно-продуктивное действие как механизм индивидуального и совместного
опосредствования понятия величины у преобразования; введение и объективация
дошкольников и младших школьников» – в представления о том «на сколько»
печати); б) на материале перехода к увеличилось-уменьшилось (8 занятий)
произвольной устной и далее к письменной Сопоставление преобразований в
речи (Л.А. Рябинина с сотр., Н.Ю. индивидуальном и совместном действии;
Мангутова); в) в ходе «ключевого» работа с разницей – управление динамикой
эксперимента, отраженного в данной преобразований через заданное изменение
презентации (велся мной в сотрудничестве с разницы (5 занятий) Существенно, что в
А.В. Морозовой и Е.И. Бахотским при эксперименте этапы, как-бы,
организационной поддержке С.В.Клевцовой, «накладывались» один на другой –
С.В.Егоркиной, Р.М.Мовляновой; завершение одного этапа включало элементы
консультантами работы в разное время были начала следующего. Важно, также, что на
Б.А.Архипов, Е.А.Волошина, В.А.Львовский). многих занятиях 2-го и 3-го этапов
3Опоры экспериментальных разработок. повторялись или модифицировались задания
Представления Л.С. Выготского об 1-го этапа.
опосредствовании, Д.Б. Эльконина о 10Первый этап – «Порождение динамики
развитии предметных действий в раннем усилия». Цели этапа – вызов и
детстве и их дополнение в работе о систематическое воссоздание чувства
пространстве опосредствования (Б.Д. собственного усилия; задача этапа –
Эльконин «Пространство опосредствования и объективация динамики усилия На материале
развитие» в ежегодн. «Антропопраксис» том динамики громкости произнесения гласных и
2, Ижевск, 2010) и в работе о содержании звонких согласных (ААА!, ООО!, РРР!, МММ!,
посреднического действия (Б.А. Архипов, и т.п.) строился и объективировался в
Б.Д. Эльконин «Язык посреднического рисунке («волне») образ усилия
действия» в ежегодн. «Антропопраксис» том (усиления-ослабления громкости пения
3, Ижевск, 2011) Представления Л.С. звука) . Образ становился образцом
Выготского о смысле как акценте требуемого усилия. Далее этот
высказывания («Мышление и речь», гл. YII) образ-образец воссоздавался на другом
Представления М.М. Бахтина о «чувстве материале (ползании, сжимании ладоней,
собственной активности порождения» и ритме кусании пальца, беге, имитации барабана) и
как сущности художественной формы далее воссоздавался на сочетании
(М.Бахтин «Проблема содержания, материала нескольких усилий («барабаним-поем»,
и формы в словесном художественном «поем-кусаем» и т.п.). Сочетание было
творчестве» в кн. «Вопросы литературы и нужно для усиления чувства усилия В
эстетики» М. 1975, с. 59 – 65) результате выполнения заданий все дети
Представления А.В.Запорожца об ощущаемости могли по образцу воссоздать динамику
движения как условии его произвольности усилий (и их сочетания), а также по
(А.В.Запорожец «Развитие произвольных динамике усилия построить ее образ; для
движений», М., 1959) Представление об двоих детей с пониженным тонусом задания
экранировании внутренней перцепции как были трудны, но, в итоге, справлялись и
условии опосредствования (Б.Д. Эльконин они Переходными между 1-м и 2-м этапами
«Действие как единица развития» в кн. были задания на «передачу усилия». В этих
«Опосредствование. Действие. Развитие», заданиях требовалось, чтобы дети
с.181 -199) Представления П.Г. Нежнова о передавали-подхватывали усилие в заданной
Функционально-Смысловом поле (см. Нежнов точке образца усилия – «волны». При этом
П.Г. Опосредствование и спонтанность в требовалось, чтобы при
модели «культурного развития». Вестник передаче-подхватывании процесс
МГУ, Сер. 14. Психология. – 2007. - №1. – усиления-ослабления оставался плавным – не
С. 133-146). был скачкообразным.
4Основания и горизонты построения и 11Второй этап – переход от усилия к
понимания экспериментального генеза (ЭГ). преобразованию. Целью этапа был переход от
Основания Чувство собственной активности усилия к преобразованию предметов, в
ребенка (ЧСА), совершаемое в ритме его котором становилась явленной величина
усилий (а не внешне-предметные манипуляции усилия (растягивание резинок, изменение
сами по себе) является истоком смысла положения стрелок весов, изменение
ситуации совокупного действия, образа положения центра перетягиваемых канатов
собственного действия и его предметности или, по аналогии, положений легкого
(системы значимых предметных отношений) В шарика, на который дуют с противоположных
посредническом действии (ПД) именно ЧСА сторон); задачей была фиксация того, на
требует своего образа и выражается в нем. сколько нечто изменилось (на сколько
Первая задача ПД – установление обратимых перетянул канат, «передул» шарик,
отношений между ЧСА и его Образом. Образ увеличил-уменьшил длину резинки и т.п.)
ЧСА есть образ динамики усилий, «точек» Работа детей концентрировалась вокруг
переходов усилий и, тем самым, прообраз открытия способов проставления меток,
будущих отношений между отдельными фиксирующих изменение вещи и, через это,
операциями (совместного) действия Образ усилия («кто и на сколько сильнее»), и
ЧСА превращается в систему опор построения вокруг изобретения «приборов», фиксирующих
поля совокупного посреднического действия изменение усилия. Посредством меток и
– опор в построении поля опосредствования. «приборов» строилось Поле коллективной и
Горизонты интерпретации Предельным индивидуальной работы детей. На этом этапе
горизонтом является требование понимания вводилась формула преобразования (А ->
ЭГ как истории трансформаций совокупного Б) и экспериментатор просил детей показать
действия и именно Действия, а не на преобразуемых предметах, что есть «А»,
«психической функции». При этом «Б» и, главное, что есть сама стрелочка,
существенным становится не столько то, ЧТО т.е. указать на само преобразование и
«вращивается», а то, КАК «выращивается» как-либо его зафиксировать. Это задание
(В.П.Зинченко) само совокупное действие. было трудным, но к концу этапа с ним
Само Действие в его полноте должно стать справлялось большинство (присутствующих)
предметом построения и преобразования, а детей Результатом этапа было выделение «на
не лишь принципом объяснения появления сколько» (значения «стрелочки») в
«психических новообразований» (см. преобразовании; когда дети могли это
Э.Г.Юдин «Системный подход и принцип сделать, этап завершался. Важно, что на
деятельности». М., 1978) Требуется понять этом и на следующем этапе некоторые дети
трансформации совокупного действия как по собственной инициативе, а некоторые по
трансформации отношения между его намеку экспериментатора, сопровождали
Смысловым и Операционно-техническим преобразование (растяжение резинки,
аспектами (Д.Б.Эльконин). Трансформации перетягивание каната) «пропеванием»
отношения между смысловым и какого-либо звука, как-бы вынося вовне
операционно-техническим аспектами действия свое усилие.
требуется представить феноменологически: 12Третий этап (experimentum crucis).
как трансформации отношений между Целью этапа было построение работы с
Инициацией (вызовом) действия, его разницей Решались две основные задачи:
коллективным Образом (полем испытания 1)построение динамики разницы - имитация с
взаимности образца и реализации) и его помощью преобразования (одновременного
Опорами. Подобное понимание есть понимание растяжения двух резинок) отношения динамик
посреднического действия как соотношения двух усилий, изображенных в виде отношений
его Оси, Опор и Поля (см. Б.А.Архипов, двух «волн» (рис 1, 2, 3); 2) обратная
Б.Д.Эльконин, 2011). История задача (см. Б.Д.Эльконин, 2010, с. 27-33):
посреднического действия должна выступить управление отношением динамик
как Интрига взаимосвязи между событиями (одновременным растяжением двух резинок)
его становления (П.Рикер) и как история, посредством заданного изменения разницы
которая творится из «точки настоящего», из (между длинами резинок). В этом задании
Dasein (М.Хайдеггер). экспериментатор, меняя длину резинки,
5База, сроки, среда и регламент которой придавалось значение РАЗНИЦЫ длин,
ключевого эксперимента. Формирующий требовал соответствующего одновременного
эксперимент проводился на базе школы изменения длин резинок детей Первую группу
«Развитие», работающей по программам заданий (рис 1, 2, 3) дети выполняли как
Развивающего Обучения (РО) (директор – индивидуально (одну резинку растягивали
А.Б.Воронцов) с детьми, посещавшими правой рукой, другую – левой), так и в
занятия по подготовке к школе. Эксперимент парах (один ребенок растягивал одну
проводился с 9 февраля по 22 мая 2013 года резинку, а второй – другую). Второе
с примерной частотой 2 занятия в неделю, с задание (управление растяжениями по
24 апреля по 18 мая был перерыв в динамике разницы) выполнялось
занятиях. Занятия проходили в помещении индивидуально (по резинке в каждой руке) С
класса и длились 35 – 50 минут В занятиях первым заданием первой группы (рис. 1) в
первоначально участвовало 12 детей 7-го течение 2-х занятий и в парах и
года жизни; далее один ребенок вышел, а индивидуально справились 8 детей из 10
двое других вошло в эксперимент; не было присутствующих; двое детей выполнили
детей, не пропустивших нескольких занятий, задание с помощью экспериментатора. Со
двое детей пропустили примерно половину вторым заданием (рис. 2), хоть и с
занятий На занятиях разрешалось бОльшими трудностями в парной работе,
присутствовать родителям Столы детей справились также 8 детей. С третьим,
перемещались в соответствии с основной наиболее сложным и трудным заданием (рис.
задачей занятия Занятия могли проходить 3), справились 3 пары и 6 детей, двоим
как за столами, так и на полу (ковре). детям требовалась помощь экспериментатора.
6Предмет формирования. Для заданных С обратной задачей управления соотношением
оснований исследования адекватно длин по изменению разницы справилось
формирование представлений, в которых самостоятельно 6 детей.
наиболее выпукло заданы именно отношения 13Анализ результатов и выводы. Основа
свойств или признаков вещей; отношение понятийной формы – работа с отношением -
должно стать предметом детского действия и была освоена большинством детей. Для
освоения Отношение, взятое как особый сравнения: задание аналогичное последнему
предмет характеризует понятие в (управление преобразованием по изменению
собственном смысле слова Таково понятие разницы) в 1984 г. выполнило 11
«величина», задаваемое аксиомами сравнения второклассников 91-й школы (программы РО)
и аддитивности (А.Н.Колмогоров); с этого из 60-ти, т.е. 17% (Б.Д.Эльконин, 2010, с.
понятия начинается обучение математике в 27-33). Проведенный эксперимент
программах РО (см. В.В.Давыдов, действительно является эскизом
С.Ф.Горбов, Г.Г.Микулина, О.В.Савельева экспериментального генеза первичных
«Математика 1») Центром понятия «величина» (исходных) форм понятийно
является отношение РАЗНИЦЫ; в освоении опосредствованного действия Сквозным
понятия «величина» разница должна образом-символом, опосредствующим
выступить как предмет опробования и совокупное действие был символ динамики
преобразования (см. Б.Д.Эльконин усилия («волна»). Образ-символ вводился на
«Психологическое строение понятия материале динамики телесного усилия – был
величины» в кн. «Опосредствование. именно ЕГО образом и, следовательно,
Действие. Развитие», Ижевск, 2010, с.27 – именно динамика телесного усилия является
33). исходным материалом, а ее образ - исходной
7Гипотезы исследования. Чувство формой понятия как способа работы с
собственного усилия, совершаемое как Различием. Необходимой производной формой
чувство изменения усилий (переходов является преобразование образа усилия в
усилий) является опорой понимания величины образ динамического предметного поля
как определенности отношения (на сколько совокупного действия. Образ усилия
больше, меньше), а также опорой опосредствует это превращение На первом
преобразования отношения (разницы) Чувство этапе эксперимента динамика усилия была
собственного усилия становится опорой предметом совокупного действия; на
освоения величины как определенности последующих этапах, посредством символа
разницы при переходе от порождения усилия «волны», становилась его опорой.
к преобразованию вещей в этом усилии; 14Перспективы исследования. На первом
здесь преобразование выступает как этапе эксперимента Осью совокупного
явственность (в будущем - мера) усилия и действия было отношение между задаваемым
возникает динамическое предметное поле, образцом («волной») и его реализацией в
динамический образ усилий (поле и образ с «пропевании» звука. В дальнейшем это
меняющимся отношением ориентиров отношение (ось) превратилось в Опору
действия). Определенность изменения действия. Посредством этой опоры строился
различий – предметная форма динамического образ Поля действия. Однако же, осталось
образа усилий Совместное действие не выстроенным и непонятым возникновение
(взаимодействие) в построении и новой Оси, нового Вызова действия.
преобразовании динамического поля Возможно, что искомый вызов будет строится
(динамического образа усилий) подводит к на переходе к понятию числа, если число
пониманию величины как разницы и к представить как систематическое
произвольному преобразованию разницы. воссоздание разницы с определенной Позиции
8Интрига и основная задача (например, при определенной разрешающей
исследования. Эксперимент носил способности «прибора»). Позиционное
предварительный характер и его основными видение станет новой Осью действия
задачами были: а) определение возможности Проработка Феноменологии переходов ОСЬ –
опоры на чувство собственного усилия, б) ОПОРА – ПОЛЕ – основная задача последующей
выявление феноменов подобной опоры и в) работы.
Чувство собственной активности - исток понятия.ppt
http://900igr.net/kartinka/informatika/chuvstvo-sobstvennoj-aktivnosti-istok-ponjatija-117926.html
cсылка на страницу

Чувство собственной активности - исток понятия

другие презентации на тему «Чувство собственной активности - исток понятия»

«Органы чувств человека» - Больше всего информации человеку дает зрение. По информативности осязание занимает третье место после зрения и слуха. В полумраке морских глубин белая акула находит добычу по запаху. Чувства восприятия. На флоте матросы-сигнальщики передают сообщения с помощью флажков. Некоторые правила, использования осязания:

«Урок Органы чувств» - Органы чувств и мозг. Кожа защищает тело человека от различных повреждений. Через кожу удаляются вредные для организма вещества. Мозг анализирует полученную информацию, а потом дает приказ на исполнение. Ухо является органом слуха. Какой орган помогает узнать, колючие или мягкие хвоинки? Нос. Какой орган помогает почувствовать запах хлеба, цветка, духов?

«Органы чувств 1 класс» - Органы чувств. Ухо – орган слуха. Тема: Мы познаем окружающий мир с помощью органов чувств». Нос – орган обоняния. Язык – орган вкуса. Тип урока: урок-практикум. Урок: Окружающий мир. Кожа – орган осязания. Глаза – орган зрения.

«Наши помощники - органы чувств» - 5. Будь осторожен с острыми предметами. 2. Не читай в темноте. 4. Не смотри долго телевизор. Петарды зажигают только взрослые. Орган вкуса 2. Орган слуха Орган зрения Орган обоняния Орган осязания. 7. Не кидайся песком. Наши органы чувств помогают нам узнавать окружающий мир. 6. Удаляй сразу соринки из глаз.

«Мир чувств» - Нос - орган обоняния. Головной мозг. Открытый урок по окружающему миру по теме: “Многогранный мир чувств”. Лучше улавливаем источник звука. С помощью ушей мы можем слышать музыку, речь, шум. Осязание - ещё одно из наших чувств. Глаза - орган зрения. Уши - орган слуха. Мы можем отличить соленое от кислого, сладкое от горького, холодное от горячего.

«Способы выражения чувств» - Подавить. Факт. Чтоб всем стало обидно. Что делать с чувствами? Чувство. Радость любовь нежность счастье …………. О пользе и вреде чувств. Вильям Блейк. Событие. Угрозы, обвинения, оскорбления, ультиматумы, «ярлыки», поспешные обобщения ( ты всегда… ты никогда…). Сдержать. Последствия. Цель урока: В поисках мирного пути выражения чувств.

Без темы

778 презентаций
Урок

Информатика

130 тем
Картинки
900igr.net > Презентации по информатике > Без темы > Чувство собственной активности - исток понятия