Паскаль
<<  Turbo pascal Графика в Pascal  >>
PASCAL
PASCAL
Методический комплект
Методический комплект
Методический комплект
Методический комплект
Методический комплект
Методический комплект
Основные этапы решения задач на ЭВМ
Основные этапы решения задач на ЭВМ
Эволюция программирования
Эволюция программирования
Интерфейс среды Pascal
Интерфейс среды Pascal
Интерфейс среды Pascal
Интерфейс среды Pascal
Интерфейс среды Pascal
Интерфейс среды Pascal
Интерфейс среды Pascal
Интерфейс среды Pascal
Целый и вещественный типы данных
Целый и вещественный типы данных
Операции с целыми переменными
Операции с целыми переменными
Операции с целыми переменными
Операции с целыми переменными
Операции с вещественными переменными
Операции с вещественными переменными
Подключение дополнительных модулей
Подключение дополнительных модулей
Синтаксис: Read (N1, N2, … Nn); Где N1, N2, … Nn — переменные (целые,
Синтаксис: Read (N1, N2, … Nn); Где N1, N2, … Nn — переменные (целые,
Синтаксис: Read (N1, N2, … Nn); Где N1, N2, … Nn — переменные (целые,
Синтаксис: Read (N1, N2, … Nn); Где N1, N2, … Nn — переменные (целые,
Ввод данных
Ввод данных
Для задания значения переменной необходимо воспользоваться оператором
Для задания значения переменной необходимо воспользоваться оператором
Синтаксис: Write (N1, N2, … Nn); N1, N2, … Nn — переменные (целые,
Синтаксис: Write (N1, N2, … Nn); N1, N2, … Nn — переменные (целые,
Синтаксис: Write (N1, N2, … Nn); N1, N2, … Nn — переменные (целые,
Синтаксис: Write (N1, N2, … Nn); N1, N2, … Nn — переменные (целые,
Синтаксис: Write (N1, N2, … Nn); N1, N2, … Nn — переменные (целые,
Синтаксис: Write (N1, N2, … Nn); N1, N2, … Nn — переменные (целые,
Синтаксис: GotoXY(X,Y:Integer); X, Y — координата знако-места на
Синтаксис: GotoXY(X,Y:Integer); X, Y — координата знако-места на
Вывод в цвете
Вывод в цвете
Отладка
Отладка
Задание
Задание
Задание
Задание
Механизм передачи данных
Механизм передачи данных
Графика
Графика
Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Вложенная структура условного оператора If
Вложенная структура условного оператора If
Вложенная структура условного оператора If
Вложенная структура условного оператора If
Вложенная структура условного оператора If
Вложенная структура условного оператора If
Проверка условия
Проверка условия
Цикл с параметром For
Цикл с параметром For
Вложенная структура циклического оператора For
Вложенная структура циклического оператора For
Цикл While («ПОКА»)
Цикл While («ПОКА»)
Цикл Repeat («ДО ТЕХ ПОР»)
Цикл Repeat («ДО ТЕХ ПОР»)
For
For
Зацикливание и прерывание циклов
Зацикливание и прерывание циклов
Зацикливание и прерывание циклов
Зацикливание и прерывание циклов
Зацикливание и прерывание циклов
Зацикливание и прерывание циклов
Зацикливание и прерывание циклов
Зацикливание и прерывание циклов
Зацикливание и прерывание циклов
Зацикливание и прерывание циклов
Зацикливание и прерывание циклов
Зацикливание и прерывание циклов
Символьный тип данных (Char)
Символьный тип данных (Char)
Символьный тип данных (Char)
Символьный тип данных (Char)
Символьный тип данных(Char)
Символьный тип данных(Char)
Генератор случайных чисел (ГСЧ)
Генератор случайных чисел (ГСЧ)
Строковый тип данных (String)
Строковый тип данных (String)
Работа с файлами
Работа с файлами
Работа с файлами
Работа с файлами
Картинки из презентации «PASCAL» к уроку информатики на тему «Паскаль»

Автор: user. Чтобы познакомиться с картинкой полного размера, нажмите на её эскиз. Чтобы можно было использовать все картинки для урока информатики, скачайте бесплатно презентацию «PASCAL.ppt» со всеми картинками в zip-архиве размером 1188 КБ.

PASCAL

содержание презентации «PASCAL.ppt»
Сл Текст Сл Текст
1PASCAL. 2010. Введение в основы 49электронного практикума. Используемый
программирования. «Я только с теми, кто материал: Оператор выбора: Case
стеная, ищет истину» Блез Паскаль <порядковая_переменная> of
(1623-1662). <значение_1> : <оператор_1> ;
2Цели курса: систематизация знаний по ……… <значение_N> :
основным разделам курса; знакомство с <оператор_N> ; Else
полиграфическими, методическими <оператор_N+1> ; End; 49.
материалами Образовательного центра 50Пример работы программы. 50.
«Школьный университет»; обмен опытом между 51Циклические операторы. В языке Pascal
преподавателями. Концепция курса: имеются три оператора цикла: For (цикл на
знакомство с тематическим курсом «Основы заданное число повторений); While (цикл
алгоритмизации и программирования на языке ПОКА — с предусловием); Repeat (цикл ДО —
Pascal»; поэтапное изучение всех разделов с постусловием). Если число повторений
данного курса с практическим закреплением известно, то лучше воспользоваться
теоретической части курса; использование оператором цикла с параметром. Цикл
раздаточного материала, выполнение предусматривает многократное выполнение
практических работ, тестов. Основы некоторых операторов, входящих в тело
алгоритмизации и программирования на языке цикла. 51.
pascal. 2. 52Цикл с параметром For. Тело цикла. For
3Методический комплект. Учебный {парам} := {нач_зн} to {кон_зн} do
материал. Методический материал. 3. {оператор} ; 52. Цикл на заданное число
Учебно-методическое пособие (курс 70 повторений с возрастающим или убывающим
часов) Электронный практикум. значением параметра. Замечания: Параметр —
Контрольно-измерительный пакет: набор порядковый тип; в цикле можно использовать
контрольных работ; - ведомости оценок. На операторные скобки; в теле цикла нельзя
диске учителя. Программы, методические менять параметр цикла; параметр цикла
рекомендации: цели и задачи изучения увеличивается на единицу; начальное
курса; - рабочие программы; - тематический значение больше конечного, иначе тело
план; - содержание. Лекция 1. Курс «Основы цикла игнорируется; для уменьшения
алгоритмизации и программирование на языке параметра, to заменяется на downto.
Pascal» — новый подход. Глава 1. 53Цикл с параметром For. Параметр цикла
Алгоритмизация Глава 2. Знакомство с имеет 2 функции. FOR <пар_цик>:=S1
Pascal Глава 3. Основные алгоритмические to S2 do. S1:=S1+1(I:=I+1). I:=S1. 53.
конструкции Глава 4. Структурированные Переменная цикла. Счётчик цикла. Работает
типы данных. по формуле. Работает по формуле. С шагом
4Концепция курса. 4. Алгоритмизация. 1. Для изменения шага в цикле : вводят
Программирование на языке Pascal. дополнительную переменную, отвечающую за
Установка Borland Pascal и Free Pascal. изменение шага в алгоритме; изменяют
Среда исполнителя Крошка Ру. Лекция 3. значение переменной цикла, при этом
Программное обеспечение: где, как, учитывая: целый тип; конечное значение.
сколько? Лекция 2. Исполнитель Крошка Ру и 54Задание. 54. 1. Выполните задание
алгоритмизация. Глава 1. Алгоритмизация урока 11 «И получилась звёздная дорога,
Глава 2. Знакомство с Pascal Глава 3. или Цикл с параметром» электронного
Основные алгоритмические конструкции Глава практикума. 2. Проверьте себя: «Случайное
4. Структурированные типы данных. число из промежутка» из урока 11
5Рабочая программа КПК (Turbo Pascal). электронного практикума. Команда random(n)
20 часов. 5. Раздел 1. Знакомство с выдаёт случайное целое число из промежутка
Pascal. Раздел 1. Знакомство с Pascal. 5 [0;n?1]. Функция random(16) возвращает
часов. Раздел 2. Основные алгоритмические случайное число из промежутка длиной в 16
конструкции. Раздел 2. Основные значений. В промежутке [9;15] содержится
алгоритмические конструкции. 7 часов. 15–(9–1)=7 значений; значит, нам нужна
Раздел 3. Структурированные типы. Раздел функция random(7) — она вернёт значение из
3. Структурированные типы. 8 часов. промежутка [0;6]. Чтобы «сдвинуть» этот
Резерв. Резерв. Тема 1. Интегрированная промежуток до требуемого, достаточно к
среда разработки программ на языке Pascal. значению функции прибавить 9 — получится
Основы языка. Типы данных. Процедуры ввода random(7)+9.
и вывода. 1 час. Тема 2. Модули и 55Вложенная структура циклического
подпрограммы. 2 часа. Тема 3. Графический оператора For. Вывод таблицы умножения в
модуль. 2 часа. Тема 4. Оператор столбец. 55. Все операторы внутреннего
ветвления. 2 часа. Тема 5. Оператор цикла должны располагаться в теле
повтора. 2 часа. Тема 6. Символьный тип внешнего. Передача управления происходит
данных. 2 часа. Тема 7. Графика. Анимация. от внутреннего цикла к внешнему!!! Внешний
1 час. Тема 8. Массивы. 2 часа. Тема 9. цикл J Начинает работу. Выполняется 10
Строки. 1 час. Тема 10. Работа с файлами. раз. Внутренний цикл I Выполняет 10
2 часа. Тема 11. Множества и записи. 2 проходов за 1 проход внешнего цикла.
часа. 1 час. Выполняется 100 раз.
6Основные этапы решения задач на ЭВМ. 56Задание. Используемый материал: 56. 1.
6. Первый этап. Постановка задачи. Второй Выполните программу вывода на экран в три
этап. Математическое или информационное столбца список чисел от 1 до N, их
моделирование. Третий этап. Алгоритмизация квадратов и кубов. Число N вводится с
задачи. Обзор урока ЭП : Урок 4 клавиатуры. Например, для N = 5 на экране
«Независимое расследование, или Что же должно быть: 1 1 1 2 4 8 3 9 27 4 16 64 25
такое алгоритм». Свойства алгоритма: 125 2. Выполните программу вывода строчных
Понятность. Дискретность. Определённость. букв латинского алфавита в прямом и
Результативность. Массовость. Четвёртый обратном порядке. Оператор цикла For: For
этап. Программирование. Пятый этап. Ввод <парам> := <нач_зн> To
программы и исходных данных в ЭВМ. Шестой <кон_зн> Do <оператор>;
этап. Тестирование и отладка программы. параметр – целый тип (обычно,Integer); в
Седьмой этап. Исполнение отлаженной цикле можно использовать операторные
программы и анализ результатов. скобки; параметр цикла увеличивается на
7Развитие семейств языков. PASCAL Среда единицу. Для проверки корректности работы
Borland Pascal Среда Free Pascal. 7. программы при различных входных данных
BASIC. PASCAL. С. QBASIC. VISUAL. VISUAL проводят её тестирование, которое
BASIC. Object Pascal Среда Delphi. С++. заключается в подборе самых разнообразных
8Эволюция программирования. 8. Начало. входных данных, чтобы получить все
Действие 1. Условие. Действие 1. Действие возможные (и невозможные) варианты работы
2. Цикл. Конец. Подпрограмма. 4 этап. программы и «выловить» неучтённые ошибки.
ПОДПРОГРАММЫ (многие действия выполнялись 57Цикл While («ПОКА»). Цикл While
в различных местах программы). 3 этап. сначала проверяет условие, и только если
ЦИКЛЫ (для выполнения многократных оно истинно, выполняет тело цикла. While
действий). 1 этап. ЛИНЕЙНЫЕ (самые первые {условие} do {оператор}; 57. В теле кода,
программы). 2 этап. ВЕТВЛЕНИЯ (для написанном ниже, цикл не выполнится ни
обработки различных вариантов). 5 этап. разу: Можно получить бесконечный цикл.
(БИБЛИОТЕКИ) МОДУЛИ (подпрограммы занимают Например: x:=1; While x>1 do x:=x-1;
много места в файле программы и их X:=1 while x>0 do х:=х+1;
образовали в отдельные файлы в машинных 58Цикл While («ПОКА»). Программа вывода
кодах). 6 этап. ОБЪЕКТЫ (в программах на экран суммы чисел от a до b. Цикл
встречались похожие части , отличающиеся в работает, пока изменяющаяся переменная f
деталях). 7 этап. КЛАССЫ ОБЪЕКТОВ С не станет больше значения b. 58. Можно ли
ВОЗМОЖНОСТЬЮ НАСЛЕДОВАНИЯ. Да. Нет. обойтись без переменной F? Попробуй
91. Отвечает требованиям структурного изменить алгоритм.
программирования Позволяет строить 59Задание. 1. Выполните программу,
программу из отдельных блоков. применяются которая определяет максимальное из
три управляющие конструкции: следование, введённых чисел с клавиатуры (ввод чисел
выбор, повторение; структура программы заканчивается числом 0). Ниже представлен
отражает структуру данных; на первом этапе рекомендуемый вид экрана: Используемый
проводится проектирование программы, а на материал: Оператор цикла While: While
втором её написание. 2. Строго <условие> do <оператор>; Цикл
типизированный язык Содержит полный набор While сначала проверяет условие, и только
структурных типов данных, а также развитые если оно истинно, выполняет основное тело
средства построения из них новых типов цикла. 59. Введите числа. Для завершения
данных. Основные достоинства языка Pascal. ввода введите 0. 89 15 0 Максимальное
9. число 89.
10Интерфейс среды Pascal. Интерфейс 60Цикл Repeat («ДО ТЕХ ПОР»). Цикл
включает в себя: многооконный текстовый Repeat сначала выполняет тело цикла, а
редактор; компилятор, компоновщик лишь затем проверяет условие. Repeat
программ; отладчик программ; систему {тело_цикла} until {условие}; Нет
помощи. 10. необходимости в цикле Repeat использовать
11Интерфейс среды Pascal. 11. составной оператор, т. к. данная
Отображение результатов выполнения конструкция предусматривает выполне-ние не
программы. Список открытых файлов: Alt + одного, а нескольких операторов,
0. Быстрый доступ к открытым файлам: Alt + заключённых между словами Repeat и Until.
<№ окна> . Просмотр текущего 60.
значения переменных: Ctrl + F7 . Для 61Цикл Repeat («ДО ТЕХ ПОР»). Пример
выполнения программы по строкам: F8 . программы вывода на экран суммы чисел от a
Компиляция + проверка: F9 . Запуск: до b. Цикл работает, пока изменяющаяся
Ctrl+F9 . переменная f не станет больше значения b.
12Работа с данными. Определение типа 61.
данных. 12. Однозначность операций над 62Задание. 1. Выполните программу
данными. Объявление идентификаторов. «Калькулятор» (слайд 50). Применив цикл
Идентификация переменных. Операции с Repeat, доработайте программу самого
данными. Задание значений. калькулятора, где должен производиться
13Типы данных. 13. Тип данных — это запрос на продолжение работы или выхода из
характеристика идентификатора, программы. Используемый материал: Оператор
определяющая множество значений, которые цикла Repeat: Repeat <оператор>
он может принимать (целые или дробные Until <условие>; Цикл Repeat сначала
числа, строки и т. д.). Простые. выполняет основное тело цикла, а затем
Структурированные. Простые типы: одна проверяет условие, и только если оно
переменная — одно значение. истинно, завершает свою работу. 62.
Структурированные типы: одна переменная — 63For. While. Repeat. Анализ работы трёх
несколько значений. byte, shortint, циклических операторов. 63. Выбор модели
integer, word, longint. Целые. Строковый цикла, зависит лишь от удобства его
(string). Символьные (char). Регулярный использования в конкретной ситуации. Мы
(array). Логические (boolean). практически всегда можем вместо одного
Комбинированный (record). real, single, вида цикла воспользоваться другим.
double, extended, comp. Вещественные. Инициализируем начальное значение.
Множественный (set). Перечисляемые. Наращиваем «счётчик цикла».
Файловый (file). Интервальные. 64Зацикливание и прерывание циклов. For.
14Целый и вещественный типы данных. While. Repeat. Для гибкого управления
Конечный набор возможных значений. 14. циклическими операторами используются
Выход за пределы диапазона приводит к процедуры: • Break — выход из цикла; •
ошибке. Синтаксис: Var <имя Continue — завершение очередного прохода
переменной>:<тип переменной>; цикла. 64.
Резервирует место в памяти компьютера под 65Пример работы программы. 65.
переменные: a, x, y. . ?39…+38. real. 66Символьный тип данных (Char).
?45…+45. single. ?324…+308. double. Символьный тип данных — для хранения
?4932…+4932. extended. ?263+1…263 ?1. одного символа. Один из 256 символов.
comp. Тип. Диапазон десятичного порядка. Таблицы ASCII-кодов. Значения в
15Операции с целыми переменными. Div — апострофах. Буквы расположены подряд по
вычисляет целую часть от частного, дробная алфавиту (for). n:=#97; 1. Программа
откидывается. Mod — вычисляет остаток, вывода на экран малых и больших букв
полученный при делении. Арифметические латинского алфавита. 2. Программа
операции: Sqr ,+, ?, *, / Стандартные определения числового значения ASCII-кода
функции: 10 div 3=3; 2 div 3=0; 11 mod 5 = нажатой клавиши. 66.
1; 14 mod 5 = 4; 15. Нельзя использовать с 67Операции с символьными переменными.
целыми типами. Работа функций используется Ord(x) — возвращает порядковый номер.
в операторе вывода. Chr(x) — преобразует целое число (тип
16Операции с вещественными переменными. byte) в символ ascii-кода. Pread(x) —
Вещественный ? вещественный: frac, int; возвращает предыдущее значение. Succ(x) —
вещественный ? целый: round, trunc. возвращает последующее значение. 67.
Арифметические операции: Sqr, +, -, *, /. Проверьте себя: Лабораторная работа.
Стандартные функции: Pi, Sqrt, Sin, Cos, 68Символьный тип данных(Char). 1.
Abs, Exp, Ln. Вычисление дробной части Выведите алфавит в столбец. Организуйте
числа frac(5.67)=0.67 вычисление целой запрос на количество колонок (ширина поля
части числа int(5.67)=5.0E+00 округление алфавита). 68. 1. Цикл For определяет
вещественного числа до ближайшего целого ширину поля. 2. Для вывода
round(5.67)=6 отбрасывание дробной части последовательности алфавита — используем
числа trunc(5.67)=5. 16. диапазон. 3. <С> — начало диапазона.
17Подключение дополнительных модулей. 4. Сравниваем <С> c элементом
Модуль расширяет возможности программ диапазона (IN) и выводим. 5. В <С>
путём введения дополнительных операторов, загружаем следующий элемент диапазона
стандартных процедур и функций. Пример (INC(C)). 6. Сравниваем , выводим и т.д.
включения стандартных модулей: uses crt, до 7. 7. Пункт 5,6,7— в цикле Repeat.
dos, graph, printer. Подключённый модуль с 69Пример работы программы. 69.
именем CRT. 17. Ожидание нажатия на 70Задание. Используемый материал:
клавишу. Очистка текстового экрана. Символьный тип называется Char: символы
18Синтаксис: Read (N1, N2, … Nn); Где заключаются в апострофы; буквы расположены
N1, N2, … Nn — переменные (целые, согласно алфавиту в таблице ASCII-кодов.
вещественные, строковые). Read(Ln)— курсор 70. 1. Выполните программу, способную
устанавливается на следующую строку. управлять движением объекта на экране
Запрос данных с клавиатуры. Ввод (движение паучка). 2. Обзор материала
информации с клавиатуры обеспечивает урока 25 «Какой ты за собой оставишь след,
процедура ввода: Read или ReadLn. В или Типизированные константы» электронного
переменную Х и А заносится значение, практикума.
введённое с клавиатуры. 18. После ввода 71Алгоритм моделирования движения
значения, необходи-мо нажать клавишу Устанавливаются начальные значения
Enter. Если переменных в операторе указано координат объекта. В цикле объект
несколько, то они вводятся через пробел, стирается. По формулам изменяются его
либо через нажатия клавиши Enter. координаты. Объект выводится на экран (уже
19Ввод данных. Через функцию ReadKey для в новом месте). Алгоритм моделирования
чтения первого байта из очереди нажатий на движения объекта, изменяющего свою форму
клавишу. Через процедуру ввода Read(Ln) 3. Выводится форма. Создаётся временная
Через оператор присваивания :=. 19. Ввод задержка. Стирается форма. Изменяются
данных с клавиатуры в текстовом режиме: координаты объекта; Алгоритм повторяется
Ввод данных с клавиатуры непосредственно в сначала. Анимация в Pascal. 71.
программе: Тип переменной должен совпадать 72Анимация в Pascal. 72. 1. Выполните
с типом вводимых значений для этой программу по анимации объекта. Движение
переменной. солнца по небу. 2. Выполните задание урока
20Для задания значения переменной 21 «Про маленькую гордую гусеницу, или
необходимо воспользоваться оператором Покадровая анимация» электронного
присваивания :=. практикума.
<Переменная>:=<Значение>; 73Контрольный обзор по разделу. ТЕСТ
Операторы присваивания. Синтаксис: В Раздел 2. 73. Раздел 2. Основные
переменную (целочисленную) с именем А алгоритмические конструкции. 7 часов. Тема
заносится значение 3. 20. 4. Оператор ветвления. 2 часа. Тема 5.
21Синтаксис: Write (N1, N2, … Nn); N1, Оператор повтора. 2 часа. Тема 6.
N2, … Nn — переменные (целые, Символьный тип данных. 2 часа. Тема 7.
вещественные, строковые). WriteLn — Графика. Анимация. 1 час.
перемещает курсор на следующую строку. 74A =. Массивы. Типы пользователя. {Имя}
Вывод информации на экран. Вывод : Array [ {нач_зн} .. {кон_зн} ] of {тип}
информации на монитор обеспечивает ; 1. 2. 3. 4. 9. 7. 0. 0. Индекс строки i
процедура вывода: Write или WriteLn. Индекс столбца j. 74. Массив — это
«Пустой» оператор WriteLn добавляет пустую фиксированное количество значений одного
строку. 21. типа. Массив объявляется в разделе Var:
22Форматы вывода. Write(i,i); (вывод на Структура одномерного массива: Доступ к
экран содержимого ячейки I два раза). массиву осуществляется через индекс:
Write(i:6); (выводит значение I в крайние <Имя массива> [ <Индекс> ].
правые позиции полей шириной равной 6). Структура двумерного массива: A[i] :=
Write(i+i:3); (cодержимое I удваивается, и значение; A[2] := 7; 11. 12. 13. 14. 21.
результат выводится c 3 позиции). 22. 23. 24. 31. 32. 33. 34. 41. 42. 43.
Write(i:6:1); (6 — задаёт количество 44. Индекс. Значение. Переменная массива
позиций под всё число, включая (имя массива).
фиксированную точку; 1 — задаёт количество 75Одномерныe массивы. Примеры объявления
позиций под дробную часть числа). массивов: Var A : array [1..4] of string;
Write(‘Сумма=’); (текст обрамляется b : array [0..662] of real; с : array
апострофами). 22. Значение. Выражение. [1..10] of integer; Примеры заполнения
Результат. 5671. 56715671. 134. - - -134. массивов значениями: A[1]:=‘Вася’;
312. 624. 7,154е+2. -715.4. Сумма =. A[2]:=‘Петя’; A[3]:=‘Маша’; A[4]:=‘Олеся’;
23Синтаксис: GotoXY(X,Y:Integer); X, Y — Write (A[3]); For f:=1 to 10 do C[f] :=
координата знако-места на экране. Вывод в f*2; For f:=1 to 10 do WriteLn ( C[f] );
произвольное место экрана. 23. Программа 75.
выводит по углам экрана символ «?» 76Многомерные массивы. {Имя} : Array [
(ASCII-код 177). Program My_program; {нач_зн} .. {кон_зн} , {нач_зн} ..
{Подключение модуля} Uses Crt; Begin {кон_зн} , {и т.д.} ] of {тип} ; Var A :
{Очистка экрана} ClrScr; {Вывод данных} Array [1..4,1..6] of Integer; For i:=1 to
GotoXY(1, 1); write('?'); GotoXY(80, 1); 4 do For j:=1 to 6 do A[i,j] := i+j;
write('?'); GotoXY(1, 25); write('?'); Пример объявления двухмерного массива
GotoXY(80, 25); write('?'); {Задержка (матрицы, таблицы) на 4 строки и 6
экрана} ReadKey; End. столбцов: Пример заполнения массива: 76.
24Вывод в цвете. TextColor(Color); Список интервалов для каждой размерности
Определяет цвет символов. массива.
TextBackground(Color); Определяет цвет 77Организация ввода вывода данных в
знако-места. 24. Константы цвета модуля массивах. Ввод по формуле For i:=1 To n Do
CRT. Program MyProgram; Uses Crt; Begin A[i]:=Sin(i); Ввод с клавиатуры For i:=1
TextColor(Red); TextBackGround(Blue); To N Do Read(A[i]). Ввод случайным образом
Write('На дворе '); TextColor(White); For i:=1 To n Do A[i]:=Random(m); Вывод на
Write('трава, '); TextColor(Green); экран: For i:=1 To N Do Write(A[i]:3);
TextBackGround(Yellow); Write('на траве Вывод на экран For i:=1 To n Do Begin For
'); TextBackGround(Magenta); j:=I To n Do Write (A[i,j]); WriteLn; End;
Write('дрова.'); End. Black – чёрный blue Ввод с клавиатуры For i:=1 To n Do For
– синий green – зелёный cyan – циановый j:=1 To n Do Read(A[i,j]); 77. Ввод и
red – красный magenta – сиреневый brown – вывод в одномерных массивах: Ввод и вывод
коричневый lightgray – светло-серый в многомерных массивах:
darkgray – тёмно-серый lightblue – голубой 78Стандартные алгоритмы над элементами
lightgreen – светло-зелёный lightcyan – массива. Перестановка элементов n:=a[i];
светло-циановый lightred – розовый a[i]:=a[i+1]; a[i+1]:=n; p:=1; For i:=1 To
lightmagenta – светло-сиреневый yellow – n Do p:=p*a[i]; Накопление суммы s:=0; For
жёлтый white – белый. i:=1 To n Do s:=s+a[i]; Нахождение min
25Отладка. 25. Синтаксические — (max) элемента и его порядковый номер
несоблюдение правил языка, исправляются на min:=a[i]; For i:=2 To n Do if min>a[i]
стадии компиляции. Семантические — завися Then Begin min:=a[i]; minn:=i; End;
от конкретных значений переменных, Удаление элемента x-номер удаляемого
возникают на стадии выполнения программы. элемента For i:=1 To n Do If (i<>x)
Логические — ошибки в алгоритме: программа Then Writeln(a[i]:3); или FOR I:=x To n-1
работает так как написана, но не так как Do a[i]:=a[i+1]; Сортировка элементов For
требуется. Компиляция программы: run-run; i:=1 To n-1 Do If a[i+1]<a[i] Then
пошаговый режим отладки: F7; задание Begin stek:=a[i]; a[i]:=a[i+1];
значений переменных на просмотр: ctrl+f7. a[i+1]:=stek; i:=0; End; 78. Накопление
Обзор материала ЭП : Прогон и отладка. произведения. Учитывай ранг Сдвиги меняют
Окно просмотра значений переменных. ранг. Возврат на начало массива.
26Пример работы программы. 26. 79Квадратные матрицы. Количество строк
27Задание. 27. Переменные объявляются в равно количеству столбцов. Главная
разделе Var. Целый тип называется Integer. диагональ i=j. Для элементов над главной
Вещественный тип называется Real. диагональю i<j. Для элементов под
Операторы ввода вывода: Read(Ln), главной диагональю i>j.
Write(Ln) . Синтаксис присвоения Преобразованная. Исходная. 79. А11. А12.
переменной значения: А13. А14. Побочная диагональ. Сумма
<Переменная>:=<Значение>; индексов элементов на 1 больше размерности
После каждого оператора ставится знак ; строки/столбца. А21. А22. А23. А24. А31.
(кроме begin и последнего end). А32. А33. А34. А41. А42. А43. А44. А11.
GotoXY(X,Y:Integer)— координата А12. А13. А14. А21. А22. А23. А24. А31.
знако-места на экране. А32. А33. А34. А41. А42. А43. А44. For
TextBackground(Color)— определяет цвет i:=1 to 5 do For j:=i+1 to 5 do Begin N:=a
знако-места. TextColor(Color)— определяет [i,j]; A [i,j:=a[j,i]; A [j,i:=n; End;
цвет символов. 1. Выполните программу А11. А21. А31. А41. А11. А12. А13. А14.
вычисления над двумя числами x и y, А12. А22. А32. А42. А21. А22. А23. А24.
используя различные функции и дополнив А13. А23. А33. А43. А31. А32. А33. А34.
вывод результата через функции управления А14. А24. А34. А44. А41. А42. А43. А44.
координатами и цветом. 2. Выполните 80Генератор случайных чисел (ГСЧ). Для
программу нахождения с помощью линейного генерации в программе случайных чисел
алгоритма наибольшего из двух заданных А и используют генератор случайных чисел (ГСЧ
B. 3. Обзор материала ЭП. «Метод ) — функция random. Randomize —
дихотомии». инициализация ГСЧ. Объявляется только в
28Описание подпрограмм. Процедуры. самом начале программы. Различают два вида
Функции. 28. Подпрограмма — часть random: с целым параметром random(n) —
программы, оформленная в виде отдельной возвращает целое случайное число из
синтаксической конструкции и снабжённая промежутка [0;n-1]; без параметра random —
именем (самостоятельный программный блок), возвращает вещественное случайное число из
для решения отдельных задач. Описание промежутка[0;1]. Для получения целого
функции: function<имя> (<список случайного числа из произвольного
формальных параметров>): тип; {раздел промежутка [a;b] используется формула:
описания локальных имён} Begin {раздел a+random(b-a+1). 80.
выполняемых операторов} <Имя 81Задание. 1. Выполните программу,
функции>:=<значение>; которая заполняет двухмерный массив
{обязательный параметр} End; Описание случайными числами от ?10 до 20 и
процедуры: procedure<имя> сортирует значения массива по возрастанию.
(<список формальных параметров>) Используемый материал: Объявления массива:
{раздел выполнения локальных имён} Begin <Имя> : Array [<нач_зн> …
{раздел выполнения операторов} End; Вызов <кон_зн>] of <тип>; Доступ к
процедуры: <имя >(<список массиву: <Имя массива>
фактических переменных>); Вызов [<Индекс>] ; 81. 2. Выполните
функции: < оператор>:= <имя упражнение урока 25 «Какой ты за собой
функции> (<список фактических оставишь след, или Типизированные
переменных>); 1. В правой части константы» электронного практикума.
оператора присваивания. 2. В выражении, 82Строковый тип данных (String). S := X;
стоящем в условии оператора разветвления. X := S; Тип. Диапазон. String. 255
3. В процедуре вывода, как результат символов. 82. Строки — упорядоченный набор
работы функции. символов. { Основные операторы для строк }
29Понятие глобальных и локальных + { конкатенация } Length ( S ); { длина
переменных. 29. Оперативная память: строки }. Например: X := ‘Вася’; Write( ‘В
Работающая программа. Данные Программы вашем имени’, Length(X), ‘букв.’); Строки
ГЛОБАЛЬНЫЕ ПЕРЕМЕННЫЕ. Работающая не совместимы с целыми и вещественными
подпрограмма. Данные программы ЛОКАЛЬНЫЕ типами. Строки заключены в апострофы.
ПЕРЕМЕННЫЕ. Глобальные имена действуют в 83Операции со строковыми переменными.
пределах нескольких вложенных блоков. Delete — удаление символа из строки.
Локальные имена действуют в пределах Insert — вставка строки в строку. Copy —
одного блока. выделение подстроки. Concant — выполнение
30Механизм передачи данных. 30. Список сцепления строк. Pos — обнаружение первого
параметров предназначен для обмена появления в строке подстроки. Upcasae —
информацией между вызывающей и вызываемой преобразование строчной букву в прописную.
подпрограммами. Согласованы по: Str — преобразование числового значения
количеству, месту, типу и способу величины в строку. Val — преобразование
передачи. Параметры: формальные значения строки в величину целочисленного
фактические. Подпрограмма Программа. По или вещественного типа. 83. Проверьте
способу взаимодействия вызывающей и себя: Лабораторная работа.
вызываемой подпрограмм параметры 84Задание. 1. Выполните программу вывода
подразделяются на: Входные выходные слова наоборот и подсчитайте количество
входные и выходные. Для обеспечения такого слов в строке. 2. Создайте самостоятельно
взаимодействия используются: программу с использованием процедуры Str .
Параметрами-значениями 3. Создайте самостоятельно программу с
параметрами-переменными использованием процедуры Val. Используемый
параметрами-константами. материал: Строковый тип называется String
31Механизм передачи данных. 31. строковая переменная может содержать не
Параметры-значения — механизм передачи по более 255 символов; если заранее известно,
значению Используются только для входных что длина строковой переменной не будет
параметров. Параметры-переменные — превышать некоторого значения n, то её
механизм передачи по адресу Используется объявляют как string[n]. 84. 4. Обзор
для выходных параметров, а также входных и программ урока 27 « Шоу бегущих строк, или
выходных параметров. Параметры-константы — Этюды об одном типе данных» электронного
механизм по адресу В ходе выполнения практикума.
процедуры значение формального параметра 85Пример работы программы. 85.
изменять нельзя. Параметры-константы 86Работа с файлами. Компилятор Turbo
экономят память, так как под адрес Pascal поддерживает три типа файлов: Var
выделяется всего четыре байта. f:text; Var f:file of integer; или. Type
32Задание. Используемый материал: Fl=file of integer; Var F:fl; Var f2:file;
Procedure <имя> <cписок входных или. Type Fl=file; Var F2:fl; 86.
переменных> ; var <cписок выходных Текстовый — определяются типом text,
переменных >; function <имя> например: <Имя> : Text;
<список входных переменных: тип> : Типизированный — для хранения однородной
тип; 32. 1. Выполните программу, которая информации, например числовых данных
вычисляет расстояние между тремя точками с одного типа. Задаются предложением: file
помощью подпрограмм. 2. Проверьте себя: of <тип>, например: <Имя>=
Задания к уроку 8. «И снова уравнение, или File Of <тип>; Типизированный — для
Подпрограммы» электронного практикума. хранения однородной информации, например
Задание 4. Задание 5. числовых данных одного типа. Задаются
33Графика. Для работы с графикой в предложением: file of <тип>,
Pascal необходимы два файла: модуль например: <Имя>= File Of
graph.tpu (находится в каталоге в \BGI). <тип>; Нетипизированный — для
драйвер графического адаптера egavga.bgi хранения разнородной информации, тип
(находится в каталоге \UNITS). Чтобы которой может меняться или неизвестен.
рисовать, надо: Подключить модуль GRAPH (в Определяются типом file, например:
разделе Uses). Инициализировать графику <Имя>= File; Нетипизированный — для
(InitGraph). Что-нибудь нарисовать. хранения разнородной информации, тип
Закрыть графический режим (CloseGraph). которой может меняться или неизвестен.
33. Определяются типом file, например:
34Инициализация графика. 34. <Имя>= File;
35Заливка объектов. Setfillstyle (x,y); 87Работа с файлами. Последовательность
— устанавливает маску заливки и цвет фона. действий при работе с файлами:
Floodfill (x,y,z); — устанавливает 1.Объявление файловой переменной (ФП),
координаты заливки. Используемый материал: например, текстовой: Var (
35. Если указаны координаты внутри фигуры <ФП>:<тип файла> ); 2.
— заливка фигуры. Если указаны координаты Ассоциация ФП с файлом: Assign (
вне фигуры — заливка фона. Графический <ФП>, <имя файла> ); 3.
модуль: graph; инициализация графики: Открытие файла для чтения/записи:
initgraph; закрытие графического режима: Reset(Rewrite)(<ФП> ); — открывает
closegraph. файл для чтения (записи). 4. Операции с
36Пример работы программы. 36. файлом: Read ( <ФП>, <П1> ,
37Практическое занятие. 37. Проверьте <П2> , …); — считывает в переменные
себя: Задания к уроку 10 «Белокрылые <П1>, <П2> и т. д. по одному
лошадки, или Относительные координаты» элементу с позиции указателя; Write (
электронного практикума. Задание № 5. <ФП> , <П1> , <П2> , …);
Задание № 4. Задание № 1. 2. Выполните — записывает в файл значения переменных
задание на выбор урока 10 электронного <П1>, <П2> и т. д. по одному
практикума. Задание № 14. Задание № 11. элементу с позиции указателя; EoLn(EoF) (
Задание № 16. Задание № 12. <ФП>); — возвращает True, если
38Контрольный обзор по разделу. ТЕСТ достигнут конец строки (Файла); Append (
Раздел 1. 38. Раздел 1. Знакомство с <ФП>); — открывает существующий
Pascal. 5 часов. Проверьте себя: Задание к текстовый файл для добавления данных в
уроку 6 «Посчитаем, или Типы данных» конец файла. 5. Закрытие файла: Close (
электронного практикума. Задание № 8. 2. <ФП> ). 87.
Проверьте себя: Задание к уроку 8 «И снова 88Задание. Используемый материал: Для
уравнение, или Подпрограммы» электронного организации работы техстовыми с файлами
практикума. Задание № 5. Тема 1. используют процедуры: Assign, Rewrite,
Интегрированная среда разработки программ Reset, Write, Read, Close. Ольга любит
на языке Pascal. Основы языка. Типы Сергея Олег хочет видеть Романа Катя
данных. Процедуры ввода и вывода. 1 час. уважает Настю И т.д. 88. 1. Создайте
Тема 2. Модули и подпрограммы. 2 часа. программу, которая считывала бы информацию
Тема 3. Графический модуль. 2 часа. с трёх исходных файлов, обрабатывала её и
39В языке Pascal имеются два оператора выдавала записи в результирующий файл по
ветвления: If (ветвление по условию); Case следующему принципу: <имя в им.пад>
(ветвление по выбору). Если число уровней <чувство/действие> <имя в вин.
вложения условного оператора If больше пад>; Файл. Содержимое файла. Первый
двух-трёх, то лучше воспользоваться исходный файл. Имена в именительном
оператором ветвления по выбору Case. падеже. Второй исходный файл. Имена в
Операторы ветвления. 39. именительном падеже. Третий исходный файл.
40Условный оператор If. If X<0 Then X Список выражения чувств или какое-то
:= 1; If X>5 Then X := X - 1 Else X := действие, которое может произойти между
X + 1; Краткая форма (К. Ф.) : If участниками. Результат.
<условие> then <оператор>; 89<Имя типа > = SET OF <базовый
Полная форма (П. Ф.): If <условие> тип> Множества. Множество —
then <оператор_1> else неупорядоченная совокупность
<оператор_2>; Условный оператор If неповторяющихся элементов одного типа,
реализует «ветвление», изменяя порядок имеющих общее имя. 89. Синтаксис:
выполнения операторов в зависимости от Например: VAR M:set of char; st:string;
истинности или ложности некоторого BEGIN M:=[’a’..’z’,’0’..’9’];
условия. Например: После слов Then и Else 90Множества. Правила записи элементов
можно использовать только один оператор. множества. 90. Квадратные скобки. Любой
Перед словом Else, знак ; отсутствует. 40. скалярный тип, кроме типа real, word.
41Вложенная структура условного Число элементов не должно превышать 255
оператора If. 1. Объединить в II крупных символьных. Символьные данные заключаются
варианта. x<0 x>=0 if x<0 then в апострофы. Можно указывать диапазон.
y:=0 else 2. Разделить II-ой вариант на 2 [1,2,3,4] [‘a’..’z’].
группы. x<5 x>=5. Y:=0; Y:=X; 91Множества. А. B. А. B. А. B. Операции
Y:=2*X; if x<5 then y:=x else y:=2*x; над множествами. 91. Объединение множеств
41. Пример 1. П. Ф. внешнее условие. П. Ф. (А+В). Пересечение множеств (А*В).
вложенное условие. Разность множеств (А?В).
42Вложенная структура условного 92Задание. 1. Выполните программу: Из
оператора If. Надо помнить!!! Условный множества целых чисел 1...20 выделитe
оператор можно вставить: 1. После слова множество чисел, делящихся на 6, на 2 и на
else; 2. После слова then; 42. Пример 2 3 без остатка. Выведите содержимое этих
Значение а,b,c — целые числа. Определить множеств на экран. 2. Выполните программу:
наибольшее и занести в переменную max. П. Введите строку символов, состоящую из
Ф. 2 способ. 1 способ. П. Ф. внешнее латинских букв, цифр, пробелов.
условие. К. Ф. П.Ф. вложенное условие. Осуществите проверку правильности
П.Ф. вложенное условие. введённых символов. Используемый материал:
43Проверка условия. Мультипликативные TYPE <имя типа > = SET OF
операции: div — целая часть от деления; <элемент 1,…,элемент n> VAR
mod — остаток от деления. Логические <идентификатор >:<имя типа>;
операции: not — Не; and — И; or — Или. 92.
Вычислить: y = 16,5x + 9x – 12,5x , при x 93Записи. 93. Запись — это набор
= [-5..-1, 1..5]. При использовании элементов разнородного типа. Элементы
логических операций условия заключаются в (поля) определяются именем. Доступ к
скобки. 43. Операции сравнения: > — конкретному полю происходит через
больше; < — меньше; = — равно; >= — обращение имени записи и имени поля.
больше или равно; <= — меньше или Синтаксис записи. TYPE < имя_записи>
равно; <> — не равно. = record <имя_поля>:
44Операторные скобки. If Z > 0 Then <тип_данных>; …..; <имя_поля>:
Begin X := 1; Y := -1; WriteLn( <тип_данных>; end; VAR
‘Информация принята’ ); End Else WriteLn( <имя_переменной>:<
‘Ошибка’ ); Если после слов Then или Else имя_записи>; Доступ.
необходимо записать несколько операторов, <Имя_записи>. <Имя_поля>
то их заключают в операторные скобки 94Записи. 94. Запись — это набор
(составной оператор). Операторные скобки элементов (полей) разнородного типа.
начинаются словом Begin, а заканчиваются Пример: p e r s o n a. Type date= record
словом End. Например: 44. day:string[20]; {день} month:real; {месяц}
45Задание. 1. Выполните программу: year:byte; {год} end; II Тип записи Тип —
Определите чётность либо нечётность tovar. I Тип записи Тип — date. Type
вводимого числа функцией mod. 2. Выполните persona= record name:string[20];{фамилия}
программу: Напечатайте фразу: «Мы нашли в sex:boolean; {пол} bd: date; {дата рожд.}
лесу _ грибов». Согласуйте окончание слова Sb:real; {средний балл} end; var student:
«гриб» с введённым числом (количество persona; student.name:=‘Иванов’;
грибов от 1 до 30 вводится с клавиатуры). student.sex:=‘м’; student.bd.day:=23;
Используемый материал: 45. Формы записи student.bd.month:=‘апрель’; name. name.
условного оператора: If <условие> sex. sex. date. date. date. sb. day. moth.
Then <оператор>; If <условие> year. 4. Иванов. М. 23. Апрель. 1997.
Then <оператор_1> Else Student — переменная записи типа —
<оператор_2>; перед Else знак ; не persona; Обращение к полю через
ставится; операции сравнения: >, <, комплексное имя.
= , <>, >= , <= ; логические 95Записи. 95. Доступ к конкретному полю
операции: Not, Or, And. происходит через обращение имени записи и
46Пример работы программы. 46. имени поля. Существуют два вида обращения:
47Оператор выбора Case. Case Имя записи. Имя поля. With (оператор
<порядковая_переменная> of присоединения). With student do begin
<значение_1> : <оператор_1> ; name:=‘Иванов’; sex:=‘м’; bd.day:=23;
<значение_2> : <оператор_2> ; bd.month:=‘апрель’; end;
……… <значение_n> : student.name:=‘Иванов’; student.sex:=‘м’;
<оператор_n>; else student.bd.day:=23;
<оператор_n+1>; end; Оператор выбора student.bd.month:=‘апрель’;
используется для замены конструкций и 96Задание. 1. Выполните задание урока 28
вложенных условных операторов. Синтаксис: «Живут студенты весело, или Записи»
47. Значение проверяется. В операторе электронного практикума. Используемый
выбора можно использовать операторные материал: 96. Type < имя_записи> =
скобки. Не обязательная строка. record <имя_поля>:
48Оператор выбора Case. Case x of <тип_данных> . . . .;
-128..-1: writeln(‘Отрицательные’); 0: <имя_поля>: <тип_данных>; end;
writeln(‘Ноль’); 1..127: var <имя_переменной>:<
writeln(‘Положительные’) Else имя_записи>;
WriteLn(‘Выход из диапазона’); End; Case 97Контрольный обзор по разделу. 97.
Рост ученика of 16..30 : Вы ученик Раздел 3. Структурированные типы. Раздел
начальных классов; 31,32,33 : Вы учитесь в 3. Структурированные типы. 8 часов. Тема
5-6 классе; 34..50 : Вы старшеклассник ; 8. Массивы. 2 часа. Тема 9. Строки. 1 час.
Else Вы явно не ученик; End; 48. Для Тема 10. Множества и записи. 2 часа. Тема
перечисления значений используется 11. Работа с файлами. 2 часа.
запятая, для выбора диапазона — двоеточие. 98Разработка проекта. Задание 1 к уроку
49Задание. 1. Выполните программу 29 «Заметка на память, или Типизированные
«Калькулятор», которая при вводе символа с файлы» электронного практикума. 98. Для
клавиатуры: «+», «?», «/», «*» выполняет разработки проекта выберите один из
соответствующие действия с двумя числами. вариантов: Урок 30 «Графический редактор,
Числа и символ операции вводятся с или Работа с текстовыми файлами»
клавиатуры. Дайте анализ работы программы. электронного практикума. Откройте любую
2. Обзор материала урока 14 «Ти ж мене программу с рисунком и организуйте чтение
пидманула, или Оператор выбора» картинки из файла.
PASCAL.ppt
http://900igr.net/kartinka/informatika/pascal-120669.html
cсылка на страницу

PASCAL

другие презентации на тему «PASCAL»

«Pascal графический режим» - Контрольные вопросы и задания. Цвета и заполнения. SetBkColor (N); - установить цвет N для пикселей фона. Меню. Урок по теме: «Введение в графику в языке программирования Turbo Pascal». Автор: Казначей, учитель информатики. По умолчанию установлен черный цвет фона. «Паровоз». Практическое задание. Графический режим.

«Язык Pascal» - С использованием цикла "С параметром". QBasic Pascal. Здесь слова Program, Begin и End являются служебными. Пример задачи. Поэтому цикл "До" называют циклом "с постусловием", а "Пока" - "с предусловием". Цикл ПОКА. Служебные слова можно использовать только по своему прямому назначению.

«Pascal» - Оператор присваивания. Существует 3 основных типа алгоритмов. Операторные скобки. Алгоритм ветвления. Вывод данных на экран. Центральное понятие программирования. Алфавит языка Паскаль. Линейный алгоритм. Повторение или цикл. Работа в среде Pascal. Основные типы алгоритмов. Язык программирования машинного уровня.

«Операторы Паскаля» - Хозяин хочет оклеить обоями длинную стену в своем доме. 2 этап. Все исходные данные задаются с клавиатуры. Имеется садовый участок, имеющий форму прямоугольника со сторонами А метров и В метров. В конце набора надо нажать клавишу ENTER. Тест. Ширина одной доски 10 см. Задача №1. Задачи: Может ли быть пустым список ввода, т.е. ReadLn; Ответ.

«Информатика «Паскаль»» - Текст программы заканчивается точкой. Правила записи арифметических выражений. Данные действительного типа. Виды данных. Из истории. Типы данных. Операторы ввода. Деление дробей. Алфавит языка. Данные символьного типа. Паскаль. Операторы вывода. Транслятор. Языки высокого уровня. Уровни языков программирования.

«Знакомство с языком Паскаль» - Параметр. Любая константа. Простейшая программа. Различие. Язык Pascal. Пробелы. Знакомство с языком Паскаль. Переменные. Записи. Фронтальная работа. Целое число. Тип данных. Целые и вещественные типы данных. Число. Цифры. Имя. Параметры. 5 div 3 = 1 -5 div 3 = -1 5 div -3 = -1 -5 div -3 = 1. Выполнить задание.

Паскаль

38 презентаций о Паскале
Урок

Информатика

130 тем
Картинки