Паскаль
<<  Графика в Pascal PASCAL  >>
PASCAL
PASCAL
PASCAL
PASCAL
Структура курса
Структура курса
Структура курса
Структура курса
Структура курса
Структура курса
Интерфейс среды pascal
Интерфейс среды pascal
Список открытых файлов: Alt + 0 Быстрый доступ к откры- тым файлам:
Список открытых файлов: Alt + 0 Быстрый доступ к откры- тым файлам:
Список открытых файлов: Alt + 0 Быстрый доступ к откры- тым файлам:
Список открытых файлов: Alt + 0 Быстрый доступ к откры- тым файлам:
Основные определения
Основные определения
Общая структура программы
Общая структура программы
Общая структура программы
Общая структура программы
F9 – Компиляция + проверка Ctrl+F9 – Запуск
F9 – Компиляция + проверка Ctrl+F9 – Запуск
F9 – Компиляция + проверка Ctrl+F9 – Запуск
F9 – Компиляция + проверка Ctrl+F9 – Запуск
Результат применения операторов: WRITE WRITELN
Результат применения операторов: WRITE WRITELN
Результат применения операторов: WRITE WRITELN
Результат применения операторов: WRITE WRITELN
Hello! Nice to see you
Hello! Nice to see you
…
Вывод в цвете
Вывод в цвете
Работа с данными
Работа с данными
Типы данных
Типы данных
Типы данных
Типы данных
Целый тип данных
Целый тип данных
Целый тип данных
Целый тип данных
Объявление переменных
Объявление переменных
<Переменная> := <Значение> ;
<Переменная> := <Значение> ;
Операции с целыми переменными
Операции с целыми переменными
?
?
?
?
Операции с вещественными переменными
Операции с вещественными переменными
Строковый тип данных
Строковый тип данных
Синтаксис: Read (N1, N2, … Nn); Где N1, N2, … Nn – переменные (целые,
Синтаксис: Read (N1, N2, … Nn); Где N1, N2, … Nn – переменные (целые,
Операторы
Операторы
Цикл с параметром
Цикл с параметром
Цикл с параметром
Цикл с параметром
Цикл while («пока»)
Цикл while («пока»)
Цикл repeat («до тех пор»)
Цикл repeat («до тех пор»)
For
For
Массивы
Массивы
A =
A =
Генератор случайных чисел (гсч)
Генератор случайных чисел (гсч)
Работа с файлами
Работа с файлами
Переменная
Переменная
Работа с файлами
Работа с файлами
Графика
Графика
Графика
Графика
Графика
Графика
Графика + цвет
Графика + цвет
Графика + цвет
Графика + цвет
Графические примитивы
Графические примитивы
Графические примитивы
Графические примитивы
Графика + анимация
Графика + анимация
Графика + анимация
Графика + анимация
Подпрограммы
Подпрограммы
Процедуры без параметров
Процедуры без параметров
Процедуры без параметров
Процедуры без параметров
Процедуры без параметров
Процедуры без параметров
Процедуры без параметров
Процедуры без параметров
Модули
Модули
Картинки из презентации «PASCAL» к уроку информатики на тему «Паскаль»

Автор: user. Чтобы познакомиться с картинкой полного размера, нажмите на её эскиз. Чтобы можно было использовать все картинки для урока информатики, скачайте бесплатно презентацию «PASCAL.ppt» со всеми картинками в zip-архиве размером 4388 КБ.

PASCAL

содержание презентации «PASCAL.ppt»
Сл Текст Сл Текст
1PASCAL. 2006. Введение в язык 47изменяющегося в диапазоне от -4 до 4
программирования. включительно с шагом 0,5. Упражнение.
2Структура курса. Интерфейс и основные Используемый материал: Оператор цикла
определения; структура программы; вывод на Repeat: Repeat <тело_цикла> Until
экран текстовой информации; ввод данных с <условие> Цикл Repeat сначала
клавиатуры; подключение и использование выполняет тело цикла, а лишь затем
системных модулей; работа с основными проверяет условие. 47.
типами данных (целый, вещественный, 48Прерывание циклов. 48. Для гибкого
строковый, массив, файловый) работа с управления циклическими операторами
графикой; использование подпрограмм используются процедуры: • Break — выход из
(процедуры и функции); использование цикла; • Continue — завершение очередного
модулей. 2. прохода цикла; Примеры: Найти минимальное
3Интерфейс среды pascal. Язык число i, для которого сумма чисел от 1 до
программирования Turbo Pascal 7.0 заключён i больше 100. Как только s (сумма чисел от
в инструментальную оболочку. Она включает 1 до i) становиться больше 100 срабатывает
в себя: многооконный текстовый редактор; оператор break и происходит выход из
компоновщик программ; отладчик программ; цикла. S:=0; for I := 1 to 100 do begin if
систему помощи; компилятор. 3. s>100 then break; s := s + i; end;
4Список открытых файлов: Alt + 0 writeln (‘минимальное число i, такое, что
Быстрый доступ к откры- тым файлам: Alt + ( 1+2+..+I )>100 равно ’,i); С
<№ окна> Интерфейс среды pascal. 4. клавиатуры вводятся 10 чисел и в цикле
5Основные определения. считается сумма только положительных. Если
Зарезервированное слово – это специальное число отрицательное, то выполняется
слово, используемое языком оператор continue, который начинает
программирования для отделения логических следующий проход цикла. s:=0; for I := 1
областей программы. Оператор – это команда to 10 do begin Readln (k); if k<0 then
языка выполняющая какое-либо действие Сontinue; s := s + k; end; Writeln (‘Сумма
(проверка условия, организация цикла и положительных чисел равна ’,s);
пр.) Идентификатор – это имя, свободно 49Массивы.
избираемое программистом для элементов 50A =. Массивы. Переменная массива.
программы. Тип данных – это характеристика Индекс. Значения. Простые типы: одна
идентификатора, определяющая множество переменная – одно значение
значений, которые он может принимать Структурированные типы: одна переменная –
(целые или дробные числа, строки символов, несколько значений. 0. 1. 2. 3. Структура
логически выражения и пр.). 5. массива: 9. 7. 0. 0. Доступ к массиву:
6Общая структура программы. Program <Имя массива> [ <Индекс> ].
Имя_программы; Uses раздел подключаемых A[1] := 7; 50. Массив – это фиксированное
модулей; Label раздел описания меток; количество значений одного типа. Доступ к
Const раздел описания констант; Type конкретному значению осуществляется через
раздел описания собственных типов данных; индекс.
Var раздел описания переменных; Begin 51{Имя} : Array [ {нач_зн} .. {кон_зн} ]
Основное тело программы; End. Минимальный of {тип} ; Массивы. Массив объявляется в
код: 6. разделе Var: Примеры объявления массивов:
7F9 – Компиляция + проверка Ctrl+F9 – Var A : array [1..4] of string; b : array
Запуск. F9 ? ctrl+f9 – избежание ошибок. [0..662] of real; с : array [1..10] of
Вывод на экран. Для вывода информации на integer; Примеры заполнения массивов
экран, используются операторы: Write или значениями: A[1]:=‘Вася’; A[2]:=‘Петя’;
Writeln. Отображение результатов A[3]:=‘Маша’; A[4]:=‘Олеся’; Write (A[3]);
выполнения программы. 7. For f:=1 to 10 do C[f] := f*2; For f:=1 to
8Результат применения операторов: WRITE 10 do WriteLn ( C[f] ); 51.
WRITELN. Вывод на экран. «Пустой» оператор 52Упражнение. Напишите программу,
WRITELN добавляет пустую строку. 8. которая запрашивает у пользователя 7 целых
9Hello! Nice to see you! Call me чисел и заносит их в массив. В массиве
computer. Выведите информацию на экран находится максимальный элемент и
так, как показано ниже. Упражнение. отображает-ся на экране. Например:
Используемый материал: Операторы вывода: Используемый материал: Объявления массива:
Write, WriteLn «Пустой» оператор WriteLn; <Имя> : Array [<нач_зн> …
вставляет пустую строку. 9. <кон_зн> ] of <тип> ; Доступ к
10… Подключение дополнительных модулей. массиву: <Имя массива> [
Дополнительные модули расширяют <Индекс> ]. 52. Введите 1 число: 4
возможности ваших программ, путём введения Введите 2 число: 8 Введите 3 число: 9
дополнительных операторов. Модули Введите 4 число: 2 Введите 5 число: 4
подключаются в разделе Uses. Модули: Введите 6 число: 5 Введите 7 число: 0
Системные Собственные. Program My; Uses Максимальное число: 9.
Модуль1, Модуль2 ; 53Генератор случайных чисел (гсч). Для
______________________________. МОДУЛЬ 1 генерации в про-грамме случайных чи-сел,
Набор ресурсов 1. Подключённый модуль с используют следу-ющие операторы: Randomize
именем CRT. МОДУЛЬ N Набор ресурсов N. – инициализация ГСЧ. Объявляется только в
Очистка текстового экрана. Ожидание самом начале программы; Random –
нажатия на клавишу. 10. генерирует слу-чайное число от 0 до 1
11Вывод в произвольное место экрана. (вещественный тип); Random (N) –
GotoXY (X, Y : Integer) Где X, Y – генерирует случайное число от 0 до N-1
координата знакоместа на экране. X может (целый тип); 53.
принимать значения от 1 до 80, а Y от 1 до 54Многомерные массивы. {Имя} : Array [
25. Например: Программа выводит по углам {нач_зн} .. {кон_зн} , {нач_зн} ..
экрана символ “?” (код 177). 11. Program {кон_зн} , {и т.д.} ] of {тип} ; Var A :
My_program; {Подключение модуля} Uses Crt; Array [1..4,1..6] of Integer; For i:=1 to
Begin {Очистка экрана} ClrScr; {Вывод 4 do For j:=1 to 6 do A[i,j] := i+j;
данных} GotoXY(1, 1); write('?'); Список интервалов для каждой размер-ности
GotoXY(80, 1); write('?'); GotoXY(1, 25); массива. Пример объявления двухмерного
write('?'); GotoXY(80, 25); write('?'); массива (матрицы, таблицы) на 4 строки и 6
{Задержка экрана} ReadKey; End. столбцов: Пример заполнения массива: 54.
12Вывод в цвете. TextColor (Color); 55Напишите программу, которая заполняет
Определяет цвет символов. TextBackground двух-мерный массив случайными числами от
(Color); Определяет цвет знакоместа. 12. -10 до 20 и выводит суммы элементов
Program MyProgram; Uses Crt; Begin расположенных по диагонали таблицы.
TextColor(Red); TextBackGround(Blue); Упражнение. Используемый материал:
Write('На дворе '); TextColor(White); Инициализация ГСЧ: Randomize Случайное
Write('трава, '); TextColor(Green); число от 0 до N-1: Random (N). 55.
TextBackGround(Yellow); Write('на траве 56Работа с файлами.
'); TextBackGround(Magenta); 57Переменная. Работа с файлами. Файл:
Write('дрова.'); End. Цвета Black – чёрный Создание, чтение, запись, закрытие. Начало
Blue – синий Green – зелёный Cyan – файла. Указа-тель. 57. ? - Признак конца
циановый Red – красный Magenta – сиреневый строки ? - признак конца файла.
Brown – коричневый LightGray – )A@$ku?|"hd9v*9(l*m=бygrmxduв ?
светло-серый DarkGray – тёмно-серый 8e*вotcdrtvzhgj1abd>@б\(r8se} ?
LightBlue – голубой LightGreen – :wcjvamra'v/.Wai;$`swi=y2]sub ?
светло-зелёный LightCyan – светло-циановый ?Hq>vf(lmbcv^adz4p4.6b]o{qkв8 ?
LightRed – розовый LightMagenta – cu<6`8z':m^1;:8anwak;,b2-4…u5 ?
светло-сиреневый Yellow – жёлтый White – 2]sub?Hq>vf(lmbcadz4wcp]o{qkв ?
белый. 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 8c8df]e"v,su>+),vaefбjfv,w$q- ?
15. y0g1gjn$-eб|sqz0`qnв%\бd%y ? ?
13Работа с данными. 58<Имя> : File of <тип> ;
14Работа с данными. Задание типа данных. <Имя> : Text; Assign ( <ФП>,
Задание значений. Объявление <имя файла> ); Работа с файлами. 1.
идентифи-каторов. 14. Идентификация Объявление ФП. Var f: Text; h: File of
данных. Однозначность операций над Integer; 2. Ассоциация ФП с файлом. Assign
данными. Операции с данными. (f, ‘c:\my\Data.ghm’). 58.
15Идентификаторы. Термин идентификатор Последовательность действий, при работе с
применяется к константам, переменным, файлами: Объявление файловой переменной
функ-циям, процедурам, компонентам и (ФП); Ассоциация ФП с файлом; Открытие
другим объектам, определяемым файла для чтения/записи; Операции с
пользователем. Разрешённые символы: файлом; Закрытие файла (так же разрывается
латинские буквы; цифры; знак связь между файлом и ФП);
подчёркивания. Ограничения: не должны 59Reset ( <ФП> ); - открывает файл
начинаться с цифры, но могут начинаться со для чтения Rewrite ( <ФП> ); -
знака подчёркивания. не могут состоять из открывает файл для записи. Read (
нескольких слов. не могут совпадать с <ФП>, <П1> , <П2> , …);
каким-либо из ключевых слов. В - считывает в переменные <П1>,
идентификаторах не учитывается регистр <П2> и т.д. по одному элементу с
символов. 15. Ошибочные идентификаторы: позиции указателя. Write ( <ФП> ,
Данные { Используются русские символы } My <П1> , <П2> , …); - записывает
name { Есть пробел } 2Array { Начинается с в файл значения переменных <П1>,
цифры } Var { Совпадает с ключевым словом <П2> и т.д. по одному элементу с
}. позиции указателя. EoLn ( <ФП>); -
16Типы данных. Тип данных – это возвращает True, если достигнут конец
характеристика идентификатора, строки. EoF ( <ФП>); - возвращает
опреде-ляющая множество значений, которые True, если достигнут конец файла. Close (
он может принимать (целые или дробные <ФП> ); Работа с файлами. 3.
числа, строки символов, логически Открытие файла для чтения/записи. 4.
вы-ражения и пр.). 16. Операции с файлом. 5. Закрытие файла. 59.
17Целый тип данных. Конечный набор 60Работа с файлами. Упростите программу,
возможных значений. ! Выход за пределы если известно, что матрица размером 5x5
диапазона приводит к ошибке ! 17. (используйте цикл For). 60.
18Объявление переменных. Переменная – 61Упражнение. Ольга любит Сергей Олег
это идентификатор, способный хранить хочет видеть Романа Катя уважает Настю И
какое-либо значение (число, строку и т.п.) т.д. Напишите программу «ДОМ-3». В первом
и менять его в процессе работы программы. файле содержаться имена участников в
Синтаксис: Var <имя переменной> : именительном падеже. Во втором, те же
<тип переменной> ; Program самые имена, но в винительном. В третьем –
Имя_программы; Uses раздел подключаемых список выражения чувств или какое-то
модулей; Var раздел описания переменных; действие (любит, не любит, целует, хочет
Begin Основное тело программы; End. укусить, обожает, уважает, ненавидит,
Зарезервировано место в памяти компьютера хочет видеть, обнимает). Программа должна
под 3-и переменных. 18. случайно брать информацию из этих файлов и
19<Переменная> := <Значение> создавать новый по следующему принципу:
; Для задания значения переменной, <имя в им. пад>
необходимо воспользо-ваться оператором <чувство/действие> <имя в вин.
присваивания :=. Задание значений пад> Используемый материал: Название
переменым. В переменную (целочисленную) с операторов: Assign, Rewrite, Reset, Write,
именем А заносится значение 3. 19. Read, Close. 61.
Синтаксис записи: 62Графика.
20Операции с целыми переменными. 63Графика. Для работы с графикой в
Арифметические операции: + - * / Pascal необходимы два файла – модуль
Стандартные операции: div | mod | sqr. В graph.tpu и драйвер графического адаптера
переменную с именем S заносится сумма egavga.bgi. Первый находится в каталоге
значений, которые хранятся в переменных X \UNITS, а второй – в \BGI. ! Драйвер
и Y. Значение, хранящееся в переменной с egavga.bgi. Необходим при работе exe файла
именем S выводится на экран. 20. Нельзя ! Чтобы рисовать, надо: подключить модуль
использовать с целыми типами. GRAPH (в разделе Uses); инициализировать
21Напишите программу, которая выводит на графику (InitGraph); что-нибудь
экран результат умножения чисел 15 и 20. нарисовать; закрыть графический режим
Напишите программу, которая выводит на (CloseGraph). 63.
экран значение функции , при x=11, y=3. 64Графика. PROGRAM Primer_1; Uses Graph,
Упражнение. Используемый материал: crt; Var Gd,Gm: Integer; BEGIN Gd:=0;
Переменные объявляются в разделе Var Целый InitGraph (Gd,Gm,‘d:\BP\bgi'); Line
тип называется Integer Синтаксис (0,0,639,479); ReadKey; CloseGraph; END.
присвоения переменной значения: Инициализация графического режима.
<Переменная> := <Значение> ; Рисование линии. Перо переходит из точки
После каждого оператора ставится знак ; (0,0) в точку (639, 479). Закрытие
(кроме begin и последнего end). 21. графического режима. 64.
22? ? Вещественный тип данных. ! Выход 65Упражнение. Изобразить в центре экрана
за пределы диапазона и несоблюдение правил прямоугольный треугольник Изобразить в
совместимости приводит к ошибке ! 22. центре экрана прямоугольник с сторонами в
Множество значений. Односторонняя двое меньшими, чем соответствующие стороны
совместимость: Вещественный Целый Целый экрана. Используемый материал: 65.
Вещественный. Порядковый тип. Вещественный Графический модуль: Graph Инициализация
тип. графики: InitGraph Закрытие графического
23Операции с вещественными переменными. режима: CloseGraph;
Стандартные операции: pi | Sqrt | Sin | 66Графика + цвет. 66. SetColor(Color:
Cos | Abs | Exp | Ln Round | Trunc word); Устанавливает цвет пера. GetColor:
(вещественный ? целый) Например (X, S – word; Возвращает цвет пера.
тип Real): В переменную с именем S SetBkColor(color: word); Устанавливает
заносится отношение значений, которые цвет фона. GetBkColor: word; Возвращает
хранятся в переменных X и Y. Позиция числа цвет фона. Цвета Black – чёрный Blue –
и число символов в дробной части числа. E синий Green – зелёный Cyan – циановый Red
– обозначает степень числа. 5.6e-5 = – красный Magenta – сиреневый Brown –
5.6·10-5. 23. X := pi/3; S := Sin( X ) * коричневый LightGray – светло-серый
100; Write ( Round(S) ); DarkGray – тёмно-серый LightBlue – голубой
24Строковый тип данных. Строки – LightGreen – светло-зелёный LightCyan –
упорядоченный набор символов. Строки светло-циановый LightRed – розовый
заключены в апострофы. Строки не LightMagenta – светло-сиреневый Yellow –
совместимы с целыми и вещественными жёлтый White – белый.
типами. S := X; X := S; Тип. Диапазон. 67Графические примитивы. 67. Line (x,
String. 255 символов. 24. { Основные y); Чертит линию от текущей координаты
операторы для строк } + { конкатенация } пера до координат (x,y). MoveTo (x, y);
Length ( S ); { длина строки }. Например: Устанавливает перо в координаты (x,y).
X := ‘Вася’; Write( ‘В вашем имени’, PutPixel (x, y, Color); Рисует точку с
Length(X), ‘букв.’); координатами (x,y) цветом Color. GetPixel
25Первое число разделить на второе число (x, y): word; Возвращает цвет точки с
= результат write (X:1:3, ‘ razdelit na ’, координатами (x,y). Rectangle (x1, y1, x2,
y:1:3, ‘ = ’ z:1:3 ). Напишите программу, y2); Строит контур прямоугольника. Circle
которая выводит на экран результат деления (x, y, r); Рисует окружность с центром в
чисел 12.89 и 0.22 с отображе-нием только (x,y) и радиусом r. SetLineStyle (Ln, 0,
трёх значащих цифр после запятой в T) Изменяет параметры контуров. Ln - стиль
следующем формате: Упражнение. линии (0..3): T - толщина линии: 1 =
Используемый материал: Строковый тип нормальная; 3 = толстая. FillEllipse (x,
называется String Строки заключаются в y, Xr, Yr); Рисует закрашенный эллипс с
опострафы Конкатенация строк происходит центром в (x,y) и радиусами Xr и Yr.
через знак + В операторе вывода на экран, SetFillStyle (Type, Color); Устанавливает
разные типы отделяются запятой. 25. тип (0..11) и цвет штриховки замкнутых
26Синтаксис: Read (N1, N2, … Nn); Где фигур ClearDevice; Очищает графический
N1, N2, … Nn – переменные (целые, экран закрашивая его в текущий цвет фона.
вещественные, строковые). Ввод данных с 68Графические примитивы. 68.
клавиатуры. Для того, чтобы ввести 69Упражнение. Напишите программу,
информацию с клавиатуры, необхо-димо рисующее на экране монитора домик;
воспользоваться оператором ввода: Read или Напишите программу, рисующая на экране
ReadLn. 26. В переменную Х, заносится монитора звёздное небо со звёздами
значе-ние введенное с клавиатуры. После случайного радиуса (от 1 до 5 пикс.) и
ввода значения, необходи-мо нажать клавишу случайным расположением. Цвет тоже
Enter Если переменных в операторе указано случайный (белый, светло-серый,
несколько, то они вводятся через пробел, тёмно-серый); Используемый материал: 69.
либо через нажатия клавиши Enter. SetColor (Color: word); - Устанавливает
27Напишите программу «мини-калькулятор», цвет рисования SetBkColor (color: word); -
которая вычисляет сумму двух чисел, Устанавливает текущий цвет фона. Line (x,
введенных с клавиатуры. Напишите y); - Чертит линию от текущей координаты
программу, которая спрашивает как Вас пера до координат (x,y). MoveTo (x, y); -
зовут, а после того как Вы напишите свое Устанавливает перо в координаты (x,y).
имя выводит приветствие. Например, если Вы PutPixel (x, y, Color); - Рисует точку с
ввели имя Ваня, то программа выведет координатами (x,y) цветом Color. Rectangle
фразу: Привет, Ваня!!! Упражнение. (x1, y1, x2, y2); - Строит контур
Используемый материал: Операторы ввода: прямоугольника из линий текущего цвета.
Read, ReadLn. 27. Circle (x, y, r); - Рисует окружность с
28Операторы. центром в (x,y) и радиусом r. FillEllipse
29Условный оператор. Условный оператор (x, y, Xr, Yr); - Рисует закрашенный
реализует «ветвление», т.е изменяет эллипс с центром в (x,y) и радиусами Xr и
порядок выполнения операторов в Yr.
зависимости от истиннос-ти или ложности 70Графика + анимация. Пауза в мСек. 70.
некоторого условия. Нет. Да. 29. Проверка 71Подпрограммы.
условия. Действие 2. Действие 1. Действие 72Подпрограммы. Program My; Подпрограмма
3. 1. [Код подпрог-мы 1]. [Код подпрог-мы 1].
30Операции сравнения: > - больше < Подпрограмма 2. [Код подпрог-мы 2]. [Код
- меньше = - равно >= - больше или подпрог-мы 2]. [Код подпрог-мы 2]. Begin
равно <= - меньше или равно <> - Подпрограмма 2 Подпрограмма 1 Подпрограмма
не равно. Логические операции: Not - Не 2 End. Подпрограммы позволяют выделять
And - И Or - Или. Например: Если Мой рост повто-ряющуюся часть кода в отдельные
> Роста Пети, То я выше Пети Если (идёт фрагмен-ты и вставлять из в нужные места
дождь) Или (идёт снег), То я останусь дома программы. Процедуры. Функции. 72.
Если Не ( (идёт дождь) И (ветер) ), То я Функция, в отличие от процедуры возвращает
пойду гулять. Проверка условий. При результат вызова. Пример системных
использовании логических операций, условия подпрограмм: Подпрограммы: пишутся между
заключаются в скобки. 30. ключевыми словами Begin End;
31Краткая форма: If <условие> then идентифицируются по именам, которые
<оператор>; If X<0 Then X := 1; пишутся по правилам задания
Полная форма: If <условие> then идентификаторов; могут иметь входные и
<оператор_1> else <оператор_2> выходные параметры; полностью повторяют
; If X>5 Then X := X - 1 Else X := X + структуру основной программы. Write(“Ок”);
1; Синтаксис записи условного оператора. // процедура с одним параметром ClrScr; //
Перед словом Else, знак ; отсутствует. процедура без параметров Length (S); //
Например, если в переменной Х значение функция с одним параметров Random; //
меньше чем 0, тогда в эту же переменную функция без параметров.
записывается значение 1: После слов Then и 73Подпрограммы (ппр). Вложенность
Else можно использо-вать только один подпрограмм. Область доступности
опе-ратор. Например: 31. переменных. Переменные программы
32Упражнение. Напишите программу, называются глобальные, А переменные
которая получает на вход сумму в долларах подпрограмм – локальные. 73. Переменные,
и сумму в евро, а затем выводит на экран в описанные в некоторой ППР, известны в
какой валюте сумма больше (1 доллар=28 пределах её тела, ВКЛЮЧАЯ и все вложенные
руб., 1 евро=35 руб.) Напишите программу, ППР (переменная описан-ная в ППР1 будет
которая получает на вход три числа, а доступна и в ППР3,4). Имена переменных,
затем выводит на экран максимальное из описанных в ППР, могут совпадать с именами
них. Используемый материал: Формы записи переменных из других ППР (в каждой из ППР
условного оператора: If <условие> может быть объявлена одинаковая
Then <оператор>; If <условие> переменная). Имя переменной, описанное в
Then <оператор_1> Else ППР, экра-нирует одноимённые переменные из
<оператор_2> ; Перед Else знак ; не ППР, объемлющих данный (если в ППР1 и ППР3
ставится Операции сравнения: > < = объявлены одинаковые переменные, то в
<> >= <= Логические операции: каждой ППР эти переменные будут
Not Or And. 32. уникаль-ны).
33Операторные скобки. Если после слов 74Процедуры без параметров. 74.
Then или Else необходимо записать Синтаксис записи: Procedure {имя
нес-колько операторов, то их заключают в процедуры}; {Раздел переменных, констант,
операторные скобки (составной оператор). типов, меток, модулей} Begin {Тело
Операторные скобки начинаются словом процедуры}; End; Пример использования
Begin, а заканчи-ваются словом End; If Z процедуры без параметров:
> 0 Then Begin X := 1; Y := -1; 75Процедуры без параметров. Пример
WriteLn( ‘Информация принята’ ); End Else экранирования одноимённых переменных: 75.
WriteLn( ‘Ошибка’ ); Например: 33. Program My_program; Uses Crt; Var
34Оператор выбора case. Оператор выбора A:String; // Описание процедуры Procedure
используется для замены конструкций из My_Procedure; Var A:String; Begin A :=
вложенных условных операторов. Case 'Подпрограмма'; Writeln(A); End; Begin A
<порядковая_переменная> of := 'Тело'; Writeln(A); My_Procedure; //
<значение_1> : <оператор_1> ; Вызов процедуры Writeln(A); End.
<значение_2> : <оператор_2> ; 76Процедуры с параметрами. Синтаксис
……… <значение_n> : записи процедуры с параметрами. Для того,
<оператор_n> else чтобы подпрограммы были более
<оператор_n+1> ; end; В операторе универсальными, применя-ются специальные
выбора можно использовать операторные механизмы обмена данными между программой
скобки. Не обязательная строка. Синтаксис и её подпрограммами. Системные процедуры с
записи. 34. параметрами: 76. Любая из областей может
35Оператор выбора case. Case x of отсутствовать. SetColor (Red); { Процедура
-128..-1: writeln(‘Отрицательные’); 0: с одним параметром } Rectangle (0, 0, 639,
writeln(‘Ноль’); 1..127: 479); { Процедура с несколькими
writeln(‘Положительные’) Else параметрами } InitGraph
WriteLn(‘Выход из диапазона’); End; Case (Gd,Gm,‘d:\BP\bgi'); { Процедура с
Рост ученика of 16..30 : Вы ученик несколькими разнотипными } { параметрами
начальных классов ; 31,32,33 : Вы учитесь }. Procedure {Имя} ( {Область входных
в классе 5-6 ; 34..50 : Вы старшекласник переменных} Var {Область выходных
Else Вы явно не ученик ; End; Для переменных (для каждой переменной свой
перечисления значений используется Var)} ); Структура областей: Переменная_1,
запятая, для выбора диапазона – двоеточие. Переменная_2, … : Тип;
35. ........................ Переменная_N-1,
36Упражнение. Напишите программу, Переменная_N, … : Тип;
которая получив число, выводит на экран 77Процедуры с параметрами. Использование
соответствующий день недели. Например, входных параметров. Без параметров. С
ввели число 2, программа должна вывести параметрами. Процедура рисования
‘Вторник’. Если число выходит за пределы окаймляющего экран прямоугольника,
1..7, то должно быть выведено сообщение, заданного цвета. 77. Вызов процедуры в
что такого дня нет. Используемый материал: программе: Вызов процедуры в программе:
Оператор выбора: Case Procedure Cir; Begin SetColor (i);
<порядковая_переменная> of SetBkColor (b); Rectangle (0, 0, 639,
<значение_1> : <оператор_1> ; 479); End; Procedure Cir (i, b:Integer);
……… <значение_N> : Begin SetColor (i); SetBkColor (b);
<оператор_N> ; Else Rectangle (0, 0, 639, 479); End; i:=6;
<оператор_N+1> ; End; 36. b:=12; Cir; Cir(6, 12);
37Циклы. Циклическими называются 78Процедуры с параметрами. Использование
алгоритмы, у которых выпол-нение некоторых выходных параметров. Процедура
операторов осуществляется многократно с преобразования угла из градусной меры в
одними и теми же модифицированными данными радианную. 78. PROGRAM EX_26_3; VAR x,a:
(например, процедура умножения чисел через real; PROCEDURE Rad(alfa: real; var betta:
их много-кратное сложение). В языке real); {выходная переменная} BEGIN Betta
Паскаль имеются три оператора цикла: For := pi*alfa/180; END; BEGIN Write('Введите
(цикл с параметром или на заданное число угол в градусах: '); Readln(x); Rad(x, a);
повторений) While (цикл ПОКА) Repeat (цикл {Вызов процедуры} Writeln('Ему равен угол
ДО) Если число повторений известно, то в радианах = ',a:6:4); END.
лучше воспользоваться операто-ром цикла с 79Упражнение. Напишите процедуру,
параметром. 37. рисующую треугольник, в следующем формате:
38Цикл с параметром. Тело цикла. For Triangle (x1,y1, x2,y2, x3,y3, Color)
{парам} := {нач_зн} to {кон_зн} do Напишите процедуру вычисления площади
{оператор} ; 38. Цикл на заданное число прямоугольника в следующем формате: SRect
повторений с возрастающим или убывающим (a, b, S) где, S – выходной параметр
значени-ем параметра. Замечания. Параметр процедуры. Используемый материал: 79.
– целый тип; В цикле можно использовать Procedure {Имя} ( {Область входных
операторные скобки; В теле цикла нельзя переменных} Var {Область выходных
менять параметр цикла; Параметр цикла переменных} ); Структура областей:
увеличивается на единицу; Начальное Переменная_1, Переменная_2, … : Тип;
значение > конечного, иначе тело цикла ........................ Переменная_N-1,
игнорируется; Для уменьшения параметра, за Переменная_N, … : Тип;
место To, использовать DownTo. 80Функции. Синтаксис записи функции.
39Цикл с параметром. Написать программу, Оформление функции. Оформление процедуры.
которая запрашивает целые числа (a, b), Оформлять некоторую подпрограмму как
причём a<b, а затем выводит на экран функцию целесообразно только в том случае,
сумму чисел от a до b. 39. В S записываем если ожидается некоторый результат её
её предыдущее значение и прибавляем к ней работы. Если подпрограмма ориентирована
значение переменной f. Обнуляем только на выполнение некоторой
переменную. последовательности действий (вывод на
40Упражнение. Используемый материал: 40. экран, рисование и т.д.), лучше оформить
Написать программу, которая 15 раз выводит её как процедуру. 80. Function ( {Область
на экран ваше имя и фамилию (в столбик). входных переменных} Var {Область выходных
Написать программу, которая выводит на переменных} ): {Тип} ; Procedure
экран таблицу квадратов первых 10 чисел. S(a,b:real; var s:real); Begin s := a+b;
Число Квадрат 1 1 2 4 … … … … Написать End; Function Sum (a,b: real): real; Begin
программу, которая выводит на экран Sum := a+b; End; Вызов процедуры. Вызов
таблицу Пифагора 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 1 2 3 функции. S(10, 20, A); Write (A); A :=
4 5 6 7 8 9 2 2 4 6 8 10 12 14 16 18 … … … S(10, 20); WriteLN (A); WriteLN ( S(20,
… … … … … … … Оператор цикла For: For 30) );
<парам> := <нач_зн> To 81Упражнение. Напишите функцию
<кон_зн> Do <оператор> ; вычисления площади прямоугольника в
Параметр – целый тип (обычно, Integer); В следующем формате: SRect (a, b).
цикле можно использовать операторные Используемый материал: 81. Function {Имя}
скобки; Параметр цикла увеличивается на ( {Область входных переменных} Var
единицу. {Область выходных переменных} ): {Тип} ;
41Цикл while («пока»). While {условие} Структура областей: Переменная_1,
do {оператор}; 41. Цикл While сначала Переменная_2, … : Тип;
проверяет условие, и только если оно ........................ Переменная_N-1,
истинно выполняет тело цикла. В теле кода, Переменная_N, … : Тип;
написанном ниже цикл не выполниться ни 82Модули.
разу: Можно получить бесконечный цикл. 83Модули. Модуль (UNIT) -
Например: x:=1; While x>1 do x:=x-1; самостоятельная программная единица,
X:=1 while x>0 do х:=х+1; ресурсы (процедуры и функции) которой
42Цикл while («пока»). While not могут быть использованы другими
keypressed do begin Delay(2000); End; программами. Модули подключаются к
Программа, вывода на экран суммы чисел от программе через раздел USES. 83.
a до b. Цикл работает, пока изменяюща-яся 84Модули. Структура. Модуль состоит из
переменная f не станет больше значения b. следующих частей: Заголовок модуля.
42. Интерфейсная часть. (описания видимых
43Упражнение. Космонавты решили на луне объектов) Реализационная часть. (описания
садить берёзы, причем каждый год скрытых объектов) Инициализационная часть
увели-чивать число берёз в два раза, в (не обязательна). Unit {Имя модуля};
первый год посадили 3 берёзы. Выведите на Interface { Раздел глобальных переменных,
экран через, сколько лет число берёз констант, типов} { модулей } { Список
превысит 10 000. Напишите программу, заголовков процедур и функций }
которая определяет максимальное из Implementation { Раздел локальных
введенных чисел с клавиатуры (ввод чисел переменных, констант, типов} { Реализация
заканчивается числом 0). Ниже представ-лен процедур и функций } Begin {Часть
рекомендуемый вид экрана: Используемый инициализации } End. ! Имя заголовка
материал: Оператор цикла While: While модуля должно совпадать с именем файла
<условие> do <оператор> ; Цикл модуля ! 84.
While сначала проверяет условие, и только 85Модули. 85. Пример модуля: Unit
если оно истинно выполняет основное тело My_Unit; Interface Var ms: Array [1..100,
цикла. 43. Введите числа. Для завершения 1..10] of Real; { Глобальный массив }
ввода введите 0. 89 15 0 Максимальное Function Cub(x:integer):Integer; { Функция
число 89. Cub = x^3 } Function
44Цикл repeat («до тех пор»). Repeat ext4(x:integer):Integer; { Функция ext4 =
{тело_цикла} until {условие}; Нет x^4 } Implementation Function
необходимости в цикле Repeat использовать Cub(x:integer):Integer; { Реализация
составной оператор, т.к. данная функции Cub } Begin Cub := x*x*x; End;
конструкция предусматривает выполне-ние не Function Ext4(x:integer):Integer; {
одного, а нескольких операторов, Реализация функции ext4 } Begin Ext4 :=
заключенных между словами Repeat и Until. x*x*x*x; End; End.
44. Цикл Repeat сначала выполняет тело 86Упражнение. Напишите модуль одной
цикла, а лишь затем проверяет условие. функцией и одной процедурой: { Функция
45Цикл repeat («до тех пор»). Программа, вычисление X1=1/x } X1(a:real):real; {
вывода на экран суммы чисел от a до b. Процедура печати на экране слова S, в
Цикл работает, пока изменя-ющаяся позиции X, Y } WriteXY(S:String;
пере-менная f не станет больше значения b. X,Y:Iteger); Используемый материал
45. (структура модуля): 86. Unit {Имя модуля};
46For. While. Repeat. Сравнение циклов. Interface { Раздел глобальных переменных,
Выбор модели цикла, зависит лишь от констант, типов} { модулей } { Список
удоб-ства его использования в конкретной заголовков процедур и функций }
ситуации. Мы практически всег-да можем Implementation { Раздел локальных
вместо одно-го вида цикла восполь-зоваться переменных, констант, типов} { Реализация
другим. 46. процедур и функций } Begin {Часть
47Вычислите значение функции для x инициализации } End.
PASCAL.ppt
http://900igr.net/kartinka/informatika/pascal-186679.html
cсылка на страницу

PASCAL

другие презентации на тему «PASCAL»

«Язык Pascal» - Язык программирования Паскаль (Pascal). Пример задачи. QBasic Pascal. В первом случае параметр с каждой итерацией увеличивается на единицу, во втором - уменьшается. Циклы "До" и "С параметром" созданы для удобства программирования. Составление и отладка таких программ было чрезвычайно трудоемким делом.

«Pascal графический режим» - Заполненные фигуры. Меню. По умолчанию установлен черный цвет фона. «Паровоз». Цвета и заполнения. Практическое задание. Автор: Казначей, учитель информатики. Урок по теме: «Введение в графику в языке программирования Turbo Pascal». SetBkColor (N); - установить цвет N для пикселей фона. Контрольные вопросы и задания.

«Язык программирования Паскаль» - назван в честь английского ученого Блеза Паскаля. Гибок и развит в отношении типов данных. Язык программирования Паскаль. Обучает хорошему стилю программирования, воспитывает дисциплину структурного программирования. ЯП Паскаль выбран как наиболее удовлетворяющий целям обучения: Алгоритмический язык Паскаль.

«Массивы в Паскале» - Нижняя граница не может превосходить верхнюю. Каждому массиву, используемому в программе, выделяется место в памяти. Поиск максимального (минимального) элемента массива. Заполнение массива. Массив в Паскале имеет фиксированное количество элементов. Нижняя граница отделяется от верхней двумя точками; 4) Тип элементов массива.

«Оператор присваивания» - Запишите инструкцию, которая увеличивает на единицу значение переменной. Вывод информации на экран. Инструкция присваивания (:=)используется для изменения значений. Написать программу, которая выводит на экран четверостишие. Запишите инструкцию, которая присваивает переменной SUMMA нулевое значение.

«Рисование графики» - Примеры программ. Рисование линий. Использование случайных чисел. Эллипсы. Убегающий многоугольник. Параметрическое задание кривых. Движение с изменением цвета. Графики функций. Движение человечка. График функции. Графики тригонометрических функций. Салфетка. Линия, соединяющая графики синуса и косинуса.

Паскаль

38 презентаций о Паскале
Урок

Информатика

130 тем
Картинки