Брежнев
<<  Диссидентское движение (1965-1985) как первая серьезная оппозиция правящей Компартии СССР ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ: СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ДО СЕРЕДИНЫ ХХ в  >>
Методологическая байка про тачку
Методологическая байка про тачку
Методологическая байка про тачку
Методологическая байка про тачку
Картинки из презентации «Гуманитарная гносеология первой половины и середины ХХ века: непозитивизм, его логическая критика, фальсификационизм, социология знания, герменевтика» к уроку истории на тему «Брежнев»

Автор: Аркадий. Чтобы познакомиться с картинкой полного размера, нажмите на её эскиз. Чтобы можно было использовать все картинки для урока истории, скачайте бесплатно презентацию «Гуманитарная гносеология первой половины и середины ХХ века: непозитивизм, его логическая критика, фальсификационизм, социология знания, герменевтика.ppt» со всеми картинками в zip-архиве размером 116 КБ.

Гуманитарная гносеология первой половины и середины ХХ века: непозитивизм, его логическая критика, фальсификационизм, социология знания, герменевтика

содержание презентации «Гуманитарная гносеология первой половины и середины ХХ века: непозитивизм, его логическая критика, фальсификационизм, социология знания, герменевтика.ppt»
Сл Текст Сл Текст
1Гуманитарная гносеология первой 21содержательной предопределенности договора
половины и середины ХХ века: компетентных профессионалов. Разделение
неопозитивизм, его логическая критика, между “жестким ядром” и периферией, в
фальсификационизм, социология знания, пространстве которой и происходят научные
герменевтика. споры, обеспечивающие неприкосновенность
2Субъект-объектная схема доказательное “жесткого ядра”. Роберт Мертон и концепция
установление истины Невозможность “Этоса науки” - нормативно-ценностной
Оправдание возможных познания форм системы той интеллектуальной деятельности,
познания Вико: значение человеческих которой общество делегирует
действий может быть познано, так как оно ответственность. Четыре главных
похоже на то, что предполагает характеристики: универсализм, всеобщность,
исследователь. Схема (начала) истории беспристрастность и заинтересованный
гуманитарной гносеологии. Идея о скептицизм. Гипотеза о том, что эти
конгениальности исследователя и предмета; правила (обязанность находиться в
возможность обойтись меньшим привлечением состоянии доступности для взаимной
внешних данных. Критически- критики) восходят к практике почковавшихся
реляти-вистская традиция. Позитивизм: протестантских сект XVII – XVIII вв.
Неиндивидуальность исследования; 22Универсализм – обязательство
Кумуляти-вность; Детализация процедуры. руководствоваться и при обсуждении чужих,
Умозрительная стратегия (трактовка и и при подготовке собственных взглядов
исследователя и предмета, как некоторыми общими для дисциплины
подчиняющихся единым логическим законам. критериями, которое базируется на
Романтиче-ски-интуи-тивистская стратегия. признании того, что знание не зависит ни
31. История гуманитарной гносеологии от каких частных аргументов, но только от
как история релятивистских ревизий. аргументов самого знания.
Очередная критика концепций получения Незаинтересованность – это обязательство
знания заставляла умерять их претензии и принять убедительно аргументированный
предлагать новые, улучшенные варианты. 2. результат, даже если он не нравится,
Историю классической гуманитарной преданность поиску истины перед другими
гносеологии удобно представлять как интересами. Всеобщность – готовность
историю спора и сосуществования двух делиться знанием с другими и держать его
полюсов: Позитивистского открытым для обсуждения и опровержения.
(натуралистического). Интуитивистского Организованный скептицизм – это
(герменевтического). обязательство подвергать свои и чужие
4Развитие критического вектора в взгляды корректной, но непременно
гуманитарной гносеологии к началу ХХ века. рациональной, т.е. осуществляемой по
Критика и сомнение как лейтмотив отношения общепризнанным в данном сообществе
исследователя к своему материалу (от процедурам, критике.
критического источниковедения XVII в. и 23Карл Маннгейм (1893 – 1947) – пример
просвещенческого высокомерия к гносеологического направления в социологии
позитивистскому пониманию «внешней» знания. Различение искажений знания на
(восстановление аутентичного вида уровне обмана (или заблуждений) и
источника, как он был оставлен впервые) и идеологии (ноологии). Понятие “стиля
«внутренней» (расшифровка того, в чем знания”; большее значение понятийного
автор свидетельства обманывал и аппарата (структура, наличие и отсутствие
заблуждался) критики). Критика (в XVIII понятий, их значение и пр.), чем чисто
в.) способности к познанию вообще, и к содержательных моментов.
гуманитарному – в частности: от Юма и Противопоставление идеологии и утопии как
Канта к романтическим представлениям о не консервативного и радикального стилей
(полной) проницаемости «духа народа», мышления. Консервативный стиль
языка и т.п. Обоснование активной роли заинтересован в морфологическом анализе, в
субъективности в исследовании: от реконструкции того, как система
соображений Вико о науке о «свободном поддерживает себя в состоянии
поведении людей» до неокантианской и самосохранения и самовоспроизводства.
прагматистской позиции: познание выглядит Радикальный стиль ставит генетические
как привнесение исследователем в хаос вопросы, ищет трансформации системы.
предметного материала тех смысловых Гносеологическая роль социологии знания -
связей, которые предопределены выяснение границ привлекательности
культурно-историческим горизонтом концепций и возможность выхода на
исследователя. Критика должна метауровень, на котором происходил бы
осуществляться не только по отношению к синтез противоположных точек зрения.
материалу, но и к исследователю. 24Пример: о Петре I и основании
5Эта логика может быть продолжена. А Петербурга. Описание ситуации: построил
именно: критику и подозрение следует Петербург ценой жизней десятков тысяч
обращать не только на пробелы и человек. Наивная (и бесконечная) полемика:
несостыковки. Наоборот, именно логичные и «надо было строить город на Балтике любой
гладкие объяснения, нормальное, ценой» vs. «нельзя платить за это
«прекрасное» и рекомендованное – и есть человеческими жизнями». Предложение «по
именно то, что в первую очередь следует Маннгейму»: необходимость выяснить, что
подвергать критическому анализу. «Эра думают спорящие стороны о более широких
подозрения» - термин употребила Н. Саррот вещах: о вестернизации России и об
по отношению к теориям К. Маркса, Ф. Ницше авторитарной власти (получаем спор
и З. Фрейда. Предполагается, что за западников/модернизаторов и славянофилов,
ухищрениями высокой культуры вообще и откуда и взят пример). выбор именно такого
исследовательской логики в частности способа концептуализации спора, в понятиях
что-то прячется – скорее всего, что-то вестернизации и авторитарности, также
очень влиятельное, мало привлекательное и является одним из примеров стилистического
трудно доступное для исследования. (в смысле Маннгейма) предпочтения.
6Конструктивное предложение: Гносеологическая выгода: Знание не о
рассматривать карту гуманитарной предмете спора, а о позиции спорящих,
гносеологии нач. ХХ века с точки зрения экономит полемику и позволяет спорить по
существования полюса надежды на сути, сразу сопоставляя основы своих
доказательность гуманитарного знания позиций и более осознанно находя
(программа неопозитивистов) и различных синтезирующие точки зрения и языки
степеней и вариантов отдаленности от этого описания.
полюса. 25Томас Кун. “Структура научных
7Неопозитивизм. Критика революций”. Концепция скачкообразной смены
неопозитивистской программы при помощи моделей знания. Некорректность нового
сугубо рационального инструментария: (революционного) решения с точки зрения
британский лингвистический анализ, правил старого знания. Ученый меняет свою
фальсификационизм. Попытки компромиссов. позицию, исходя не из теоретических
Отрицание сугубо рационального характера аргументов (поскольку новое и старое
науки (хотя и совершаемое научными решения исключают друг друга), а из
средствами): социология знания. Программа внешних факторов. Соотношение научных
гуманитарного знания, пытающаяся революций и периодов рутинного решения
использовать альтернативные рациональности головоломок. Парадигма: образец решения
и доказательности методы - герменевтика. научных задач; круг идей, исповедуемых
8Напоминание об общем понимании научным сообществом. Гуманитарное знание
позитивизма. Позитивизм – такой вид находится на допарадигмальном этапе
методологии, который предполагает развития.
атомарность отдельных наблюдений, 26Понятие «парадигмы» (Т. Кун,
возможность их постепенного собирания в «Структура научных революций», 1962,
корпус единого знания, необходимость 1969). Круг идей, которые исповедует.
предельной детализации исследовательской Научное сообщество. Парадигма. Круг людей,
процедуры и определенности правил которые разделяют. Менее парадоксально:
исследования ради того, чтобы наука могла парадигма – образцы решения и
бы быть командным проектом. Конечно, это формулирования типичных научных задач
логическое, а не историческое понимание (самая важная часть «дисциплинарной
позитивизма. Характерный признак того, как матрицы» – наряду со словарем
выглядят «позитивистские» исследования – символических обобщений, ценностями и
аргументация при помощи легитимного представлением об устройстве подлежащего
внешнего материала, изобильных цитат из исследованию предмета – предпосланной
источника и коллег, удостоверивших свою онтологией).
принадлежность к правильному способу 27Послекуновская социология знания: как
производства мыслей. ученый сменяет парадигму? Из осознания
9Резюме позитивистской программы: Если того, что принятие теоретического
ученые согласны в наблюдениях, они должны предпочтения диктуется факторами, не
согласиться и в интерпретации. Слова – имеющими прямого отношения к области
относительные синонимы для обозначения профессиональной ответственности и из
этой гносеологической программы: факта обратной пропорции между
доказательного знания, дедуктивная, конкретностью парадигмы и числом ее
аналитическая, натуралистическая, приверженцев возможны рассуждения в двух
атомистическая, эмпирицистская, направлениях: 1) о постоянном
индуктивистская, (нео)позитивистская, существовании более широких, чем
кумулятивистская, рационалистическая, парадигмы, научно-исследовательских
сциентистская. программ (И. Лакатос) и, следовательно, о
10Эволюция позитивизма. Что может быть сохранении кумулятивного знания; 2) об
нам непосредственно ясно и из каких относительности, и, следовательно,
атомов/фактов мы вправе складывать иллюзорности исследовательского консенсуса
конструкции, надеясь на то, что они не (методология “anything goes” П.
будут противоречить друг другу? Первый Фейерабенда). Х. Х. История идей.
позитивизм (Конт, Дюркгейм) – «реизм» Историческая социология литературы. Новый
(термин Э. Дюркгейма). Факт – то, что мы историцизм.
не можем изменить актом воли. Второй 28Самое забавное – социология науки
позитивизм (Мах, Авенариус): мы работаем является наукой.
не с «вещами», а с «единствами 29Методологическая байка про тачку. На
психологических ощущений»; на строительстве Шартрского собора на вопрос
непротиворечивость может претендовать «Что Вы делаете?» один участник отвечает:
единство сознания (ср. прагматизм). Третий «Я везу тачку с кирпичами»; другой: «Я
позитивизм (неопозитивизм, логический зарабатываю деньги для семьи» третий: «Я
позитивизм – 20-е-30-е годы ХХ века): мы строю собор» Реконструкция (сознания) не
работаем со словесными конструкциями, как механики причин и следствий, но как
относительно которых есть договоренность, системы ценностей, понимание акцентов
что они хотят соответствовать тем расстановки в которой в исторически
правилам, при помощи которых можно будет уникальной ситуации равнозначно пониманию
составить на их основе корпус смысла поступка или текста (как
непротиворечивого знания. Логика: ради соотношения цели и средств).
сохранения «твердости почвы под ногами» 30Логика герменевтической/
все большее сокращение площади. интуитивистской/ романтической
11Неопозитивизм. Преемственность с альтернативы программе доказательного
позитивизмом: предпочтение достоверному познания. Предуведомления: 1.
(но уже не эмпирическому или Целесообразность разделения
синтетическому, а аналитическому) знанию; интуитивистских методологий исследования
намерение искоренить предрассудки и (в размышлении мы имеем право выходить за
логические ошибки ради достоверности. пределы строгой логики) и интуитивистских
Ключевые имена логического позитивизма: метафизик (картин мира, в которых подобные
Венский кружок, Львовско-Варшавская школа, методологии имели бы право на
Берлинский Кружок. Карнап, Райхенбах, существование). 2. Как всегда, «семейные
Гёдель, Тарский, Айдукевич, Гемпель. Два сходства» синонимов. Основные оппозиции
великих симпатизировавших неопозитивизму для противопоставления: Гуманитарное –
автора: Б. Рассел и ранний Л.Витгенштейн – натуралистическое, понимание – объяснение,
авторы неопозитивистской программы. диалог – допрос, сопереживание – анализ,
12Методология неопозитивизма: сохранение контакт – дистанция. 3. Несмотря на 1. Для
стремления к маленькому, но достоверному герменевтических стратегий все-таки очень
знанию. 1) Ограничение материала характерны некоторые повторяющиеся
возможного знания корпусом уже обладающих онтологические клише: о
значением высказываний науки, доступных консубстанциальности (прежде всего – в
для логического анализа; 2) Верификация: истории и в языке) исследователя и
процесс разложения сложных высказываний предмета; о значимости в познании и в
науки на проверяемые суждения, в пределе - (социальной) жизни факторов не
на протокольные предложения, об истинности логического, но экзистенциального плана.
или ложности которых возможно однозначное 31Интуитивистская стратегия в XIX веке.
заявление. Демаркация научного Метафизика. А. Шопенгауэр. В ответ на
(верифицируемого) знания от ненаучного. 3) кантовский вопрос о возможности мышления –
Надежда выявить правила (синтаксис) в отличие от Гегеля – отказ от требования
идеального научного или обыденного языка. полной рациональной непротиворечивости (и,
13Пример: концепция охватывающих законов соответственно, от «профессорской»
(К. Гемпель). Объяснить событие = заинтересованности мира в самопознании).
показать, что высказывание о нем логически Предположение о первичности единой
выводится из некоторых высказываний о 1) иррациональной субстанции (Воли, Жизни).
предшествовавших или сопутствующих Примечание: для исследования
условиях 2) из некоторых эмпирически иррациональной субстанции интуиция и
проверяемых общих законов и теорий. интроспекция ничем не хуже разума. В.
Некоторые гуманитарии систематически Дильтей. Желание применить интуитивистскую
обращаются к гипотезу для познания культуры/мира
неопозитивистским/естественнонаучным все-таки влечет за собой допущение
моделям описания Закон: В тех случаях, некоторых презумпций: 1)
когда ученых не устраивают результаты заинтересованность Жизни в самопознании;
объяснений, достигаемых старыми способами, 2) Временность (темпоральность) как
они пытаются позаимствовать методы и главная характеристика Жизни и
категории из арсенала более преуспевающих достаточность структуры времени для
наук. Условия: ученых не устраивают выяснения механизмов смыслонаделения.
результаты объяснений, достигаемых старыми Дильтеевскую метафизику времени см.,
способами. Сложность: кого считать учеными например, Дильтей В. Наброски к критике
(да и какие способы (из старых) не имеют исторического разума // Вопросы философии,
отношения к единству гуманитарного и 1988 г., № 4. С. 135 – 152.
естественнонаучного знания) Дрей У. Еще 32Интуитивистская стратегия в XIX веке.
раз к вопросу об объяснении действий людей Методология. На примере В. Дильтея (1833 –
в исторической науке // Философия и 1911). Основная проблема: противоречие
методология истории. М., 1977; С. 37 – 71. между субъективностью интуиции и желаемой
14Направления критики научной программы общезначимостью ее результатов Выделение
в гносеологии: Логическое (лингвистический двух фаз исследования: Первая: угадывание
анализ – от немецких и британских смысла творчества и поведения исследуемого
неопозитивистов до позднего Л. лица – при посредстве вчувствования
Витгенштейна и У. Куайна и критический (эмпатии, сопереживания). Вторая: контроль
рационализм К. Поппера). и сообщение коллегам своей интуиции.
Культурно-исторический релятивизм: Способность к коммуникации и накоплению
Марксистская критика «идеологии»; общезначимого знания. “Техника личной
Релятивизм неокантианцев и М. Вебера: гениальности”. Упражнения в ней возможны,
историчность и ограниченность конкретными поскольку и исследователь и предмет
культурными горизонтами любых систем существуют в единой среде Жизни,
смыслонаделения; Социология знания. исторического опыта, пространства языка, в
Антропологическое (неустранимая котором и возникают усваиваемые
обреченность человека видеть мир только исследователем в личном опыте значения.
определенным способом и не видеть 33Функционирование механизма
другими): Кантианство и непознаваемость герменевтической переинтерпретации:
«вещей в себе»; Теории «эры подозрения» Герменевтический круг : переинтерпретация
(например, психоанализ); Знание как вечный целого в зависимости от результатов
инструмент отношений власти (не интерпретации частей и переинтерпретация
обязательно классовых) – М. Фуко (Ж. частей в зависимости от результатов
Бодрийар, Ж.-Ф. Лиотар); Метафизическая интерпретации целого. Таким образом,
критика европейского знания у М. сиюминутные интересы оставляют полученное
Хайдеггера, Ж. Деррида и позднего Ж. знание ограниченным, но позволяют лучше
Делеза. понять горизонты, с которых производилось
15Логическое направление критики. познание, и приступить к новому циклу с
Обнаруженные неопозитивистами более разработанных позиций. Предположим,
контраргументы против собственной мы исследуем Освоение западноевропейским
программы: Теория, состоящая исключительно человеком «цивилизации» (по Элиасу).
из тавтологий (а любые другие не будут Осознание того, какие наши представления о
доказательными), не нужна. Аксиомы не «цивилизации» принимались нами
описываются непротиворечивым образом некритически, возможность повторить цикл с
внутри системы (теорема Гёделя). Любой учетом новых знаний. Наше (Элиаса)
язык-объект описывается только средствами представление о том, что является
метаязыка; сопоставление двух разных точек «цивилизацией».
зрения возможно только из перспективы 34О чем этот пример говорит? 1. В
третьей. Верифицируется всегда не отличие от Дильтея, Гадамер не верит в то,
отдельное суждение, но целая картина мира что мы сможем угадать именно то, что имел
(«система взаимосвязанных предложений в виду «автор». Индивидуальности
теории» – Куайн). Значение понятия смыслополагания «предмета» (культуры,
определяется его употреблением смысла, истории) и исследователя не могут
(«Философские исследования» Витгенштейна – быть преодолены. Обусловленность горизонта
1953). Нагруженность контекстом - Любое исследования обстоятельствами (временем и
высказывание не может быть вычленено из культурой), в которых находится
своих контекстов: контекста соседних интерпретатор. 2. Собственно, а почему мы
научных высказываний, контекста обыденного тогда должны воссоздавать именно авторское
языка, метафизических и религиозных понимание произведения? В силу различия
контекстов, влияющих на содержание исторических горизонтов мы это все равно
высказывания и его понимание. не можем. В силу большего культурного
16Теория фальсификации К. Поппера: опыта мы способны на более конструктивные
пример рационалистической критики интерпретации, нежели авторская. Чем все
накопления проверенных решений. Количество равно и занимаемся.
примеров, подтверждающих теорию, не 35Современная герменевтическая
означает, что не встретится опровергающий гносеология (продолжение). 3. Движение по
и что теория истинна. Опровергающего герменевтическому кругу не приближает нас
теорию примера достаточно, чтобы от нее к истине: мы все равно можем обнаруживать
отказаться и включить теорию в корпус и критиковать влияние предрассудков и
твердого знания – историю отвергнутых традиции только с позиции предрассудков и
теорий. Поправка: сравниваются, конечно, традиции. Благодаря своему опыту мы
не примеры, а следствия из допущения понимаем больше чем сами исследуемые;
объясняющей гипотезы. Ключевой вопрос: произведение (ср. еще «отец» герменевтики
«при каком эмпирическом подтверждении я Ф. Шлейермахер) всегда больше автора. Наши
откажусь от своих предположений»? Цель интерпретации и конструкции (кстати -
теории фальсификации: отграничить более богатые, чем у наших
(демаркировать) научное знание (того, где предшественников), так же как и их
эмпирические опровержения могут быть попытки, составляют культуру. В том числе
представлены), от ненаучного (которое – и стандарты рациональности и
вполне может быть истинным – но не исследования. 4. Таким образом, существуют
становится предметом конструктивного не тексты и действия, но единая история,
диалога). Критика Поппером марксизма и единая длящаяся традиция текстов;
психоанализа – именно за отсутствие герменевтика не как раскодирование шифров
ситуаций, которые НЕ могут быть или угадывание однажды сказанного, а как
интерпретированы. форма (интеллектуально-экзистенциальной)
17Теория фальсификации К. Поппера: жизни.
пример рационалистической критики 36Современная герменевтическая
накопления проверенных решений. Сходство с гносеология (окончание). 5. В чем тогда
неопозитивизмом: содержание знания польза герменевтического исследования?
остается в зоне исключительно Гипотеза о двух типах европейской
рационального спора; сохраняется рациональности:
неопозитивистское различение контекстов инструментально-позитивистском
открытия и обоснования, предполагается (аристотелевском) и
возможность проверить теорию эмпирикой. риторико-антропологическом,
Однако мы уже не можем быть уверены в том, ориентированном не на доказательство, а на
что обладаем истинным знанием (Поппер: убеждение и на поддержание исторической
истина есть, а критериев истины – нет). идентичности общества и личности. П.
Методология должна заниматься правилами не Рикёр. Лучше всего, если в исследовании
организации гипотез, а норм сравнения и эти способы мысли следуют друг за другом
предпочтения теорий друг другу. История как повторяющиеся фазы: процедура
науки (выдвинутых и отвергнутых гипотез) аналитического (структуралистского)
важнее ее содержания (корпуса гипотез, не раскодирования предшествует самовопрошанию
отвергнутых на настоящий момент). исследователя о своих интересах и их
18Историко-культурная критика в предпосылках. И так по кругу.
гносеологии. Vt1. Д v Изменение содержания 37Как может выглядеть феноменологическое
знания. Vt2. Изменение содержания знания («нестрогое, развязное, даже циничное» -
не определяется (исключительно, или даже С. 36) исследование (Р. Барт, «Camera
существенно) состоянием знания в исходный lucida»)? «Таким образом, я решился
момент. Изменение содержания знания и само сделать посредником любой Фотографии
это содержание связано, в первую очередь, самого себя и попытался, на основе
с «внетеоретическими факторами». нескольких личных впечатлений,
Содержание знания в 1-й момент. Содержание сформулировать фундаментальное всеобщее
знания во 2-й момент. свойство, без которого не было бы
19Историко-культурный релятивизм. Фотографии вообще» (С. 18). Различение
Социология знания. Подход, предполагающий studium’а («обычный аффект, связанный со
изучение истории и состояния знания, своего рода дрессировкой» - С. 44) и
исходя не из внутренней логики его punctum’а («укус» реальности, «случай,
развития, а из характеристик его который на меня нацеливается» - С. 45). …
приверженцев и их социального контекста. Таковой оказалась «судьба» Фотографии …
Факторы социального, психологического и она осуществила неслыханное смешение
экзистенциального порядка. устройство и реальности («Это было») и истины («Вот
потребности общества, организация системы оно!»); она стала констатирующей и
образования и академических одновременно восклицающей, доведя
вознаграждений; готовность исследователя изображение до той точки сумасшествия,
идти на риск и новизну в переопределении когда аффект (любовь, сочувствие, траур,
своего знания, способность противостоять порыв, желание) является гарантом
или подчиняться авторитету коллег как существования. В этом случае она
массы и отдельных мэтров; стремление к действительно вплотную подходит к безумию,
истине или желание выполнять свой долг, не соединяется с «безумной истиной» (С. 169 –
халтуря… 170). Является ли это знанием? Строгим? О
20Историко-культурный релятивизм. фотографии?
Варианты социологии науки. Две основных 38Неопозитивизм. Критика
логики социологии знания: 1) Эмпирическая неопозитивистской программы при помощи
- наблюдение за привычками и поведением сугубо рационального инструментария:
профессиональных ученых (Мертон, Кун); 2) британский лингвистический анализ,
Гносеологическая - исследование влияния фальсификационизм. Попытки компромиссов.
социальных и экзистенциальных факторов на Отрицание сугубо рационального характера
возможность прибавления знания (Шелер, науки (хотя и совершаемое научными
Маннгейм). средствами): социология знания. Программа
21Элементарная форма социологии знания - гуманитарного знания, пытающаяся
конвенционализм (П. Дюэм, А. Пуанкаре). использовать альтернативные рациональности
Знание как плод свободного от почти всякой и доказательности методы - герменевтика.
Гуманитарная гносеология первой половины и середины ХХ века: непозитивизм, его логическая критика, фальсификационизм, социология знания, герменевтика.ppt
http://900igr.net/kartinka/istorija/gumanitarnaja-gnoseologija-pervoj-poloviny-i-serediny-khkh-veka-nepozitivizm-ego-logicheskaja-kritika-falsifikatsionizm-sotsiologija-znanija-germenevtika-110319.html
cсылка на страницу

Гуманитарная гносеология первой половины и середины ХХ века: непозитивизм, его логическая критика, фальсификационизм, социология знания, герменевтика

другие презентации на тему «Гуманитарная гносеология первой половины и середины ХХ века: непозитивизм, его логическая критика, фальсификационизм, социология знания, герменевтика»

«Социология как наука» - Элементы. Системные качества. Личное. Методы социологии. Основные категории социологии. Теории среднего уровня. Функционирование и развитие. Возникновение социологии. Связи и отношения. Социальный закон. Гносеологическая (познавательная) Прогностическая Социально-инженерная Идеологическая. Общенаучные Диалектический м. Исторический м. М.сравнительного анализа М. системного анализа М. дифференцированного анализа.

«Логические выражения» - Эквивалентность или Равнозначность. 1.Макарова Н.В. /методическое пособие для учителей. 2.Макарова Н.В. /практикум по информационным технологиям. Например: 2*2 = 4 ( истина) Волга впадает в Чёрное море. (ложь). Построим таблицу сложного логического выражения. Историческая справка. Например: А +В >С (принимают значения Истина или Ложь в зависимости от значений А, В, С).

«Критика Отцы и дети» - Спор, по существу, шел о типе нового революционного деятеля русской истории. Роман «Отцы и дети» в отзывах критиках (Н.Н.Страхов, Д.И.Писарев, М.А.Антонович). В конце десятилетия в полемику вокруг романа включается сам Тургенев. Д.И.Писарев. Критики («Отцов и детей»). Цель: Рассмотреть и охарактеризовать отзывы критиков о романе «Отцы и дети».

«Социология управления» - Университеты Дюссельдорфа и Люнебурга (Германия). В кадровых агентствах. Университет Любляны (Словения). Информационные технологии и ресурсы в гуманитарных исследованиях. Университет Оксфорда (Англия). Научная карьера. Со степенью магистра по профилю «Социология управления» Вы сможете работать. Челябинский государственный университет.

«Игры логические» - Поиск материалов о первых использованиях логических элементов Оформление презентаций и буклетов. Группа теоретиков. Группа историков. В повседневной жизни: В математике: В литературе: В информатике: Основы компьютерной логики. Есть ли логика в художественных произведениях? Группа практиков. Логика в информатике!

«Предмет социологии» - Общество – реальность особого рода, которая не сводится к другим ее видам. Социальный контроль - средство социальной регуляции поведения людей. Социальный статус - позиция, занимаемая индивидом в обществе. Реалистичные конфликты стимулированы намерением достичь некоторую цель. Структура социологического знания.

Брежнев

19 презентаций о Брежневе
Урок

История

150 тем
Картинки
900igr.net > Презентации по истории > Брежнев > Гуманитарная гносеология первой половины и середины ХХ века: непозитивизм, его логическая критика, фальсификационизм, социология знания, герменевтика