Серебряный век
<<  Презентация на тему Творчество деятелей литературы XIX века Женский образ в литературе XIX – XX веков  >>
Иннокентий Анненский (20
Иннокентий Анненский (20
Картинки из презентации «Поэтические индивидуальности в лирике конца XIX – начала XX века» к уроку истории на тему «Серебряный век»

Автор: Владелец. Чтобы познакомиться с картинкой полного размера, нажмите на её эскиз. Чтобы можно было использовать все картинки для урока истории, скачайте бесплатно презентацию «Поэтические индивидуальности в лирике конца XIX – начала XX века.ppt» со всеми картинками в zip-архиве размером 1692 КБ.

Поэтические индивидуальности в лирике конца XIX – начала XX века

содержание презентации «Поэтические индивидуальности в лирике конца XIX – начала XX века.ppt»
Сл Текст Сл Текст
1Поэтические индивидуальности в лирике 16Москву, где вышли два его сборника
конца XIX – начала XX века. Иннокентий «Литургия красоты» и «Фейные сказки».
Анненский Константин Бальмонт Андрей 17На события первой русской революции
Белый. Бальмонт откликается сборниками
2Иннокентий Анненский (20.08.1855 – «Стихотворения» (1906) и «Песни мстителя»
30.11.1909 гг). (1907). Опасаясь преследования поэт вновь
3Родился 20 августа (1 сентября) 1855 в покидает Россию и уезжает во Францию, где
Омске. Учился в нескольких петербургских живет до 1913 года. Отсюда он совершает
гимназиях. Однако в связи с материальным поездки в Испанию, Египет, Южную Америку,
положением семьи Анненскому пришлось Австралию, Новую Зеландию, Индонезию,
доучиваться на дому и экстерном сдавать Цейлон, Индию. В мае 1913 года, после
экзамены на аттестат зрелости. В 1875 он объявления амнистии в связи с
поступил в Санкт-Петербургский университет трехсотлетием дома Романовых, Бальмонт
на историко-филологический факультет, где возвращается в Россию и на некоторое время
специализировался по античной литературе и оказывается в центре внимания литературной
овладел четырнадцатью языками, в том числе общественности. К этому времени он — не
санскритом и древнееврейским. В круг его только известный поэт, но и автор трех
интересов входили также русский и книг, содержащих литературно-критические и
славянский фольклор. Окончил университет в эстетические статьи: «Горные вершины»
1879 со званием кандидата, которое (1904), «Белые зарницы» (1908), «Морское
присваивалось выпускникам, дипломные свечение» (1910).
сочинения которых представляли особую 18Перед Октябрьской революцией Бальмонт
научную ценность. создает еще два по-настоящему интересных
4В 1879-1890 преподавал латынь и сборника «Ясень» (1916) и «Сонеты солнца,
греческий в петербургских гимназиях, читал меда и луны» (1917). Бальмонт
лекции по теории словесности на Высших приветствовал свержение самодержавия,
женских (Бестужевских) курсах, печатал в однако события, последовавшие вслед за
«Журнале министерства народного революцией, отпугнули его, и благодаря
просвещения» и журналах «Воспитание и поддержке А. Луначарского Бальмонт получил
обучение» и «Русская школа» статьи и в июне 1920 года разрешение на временный
рецензии. В 1891 был назначен на пост выезд за границу. Временный отъезд
директора привилегированной киевской обернулся для поэта долгими годами
гимназической Коллегии. Уже в 1892 его эмиграции. В эмиграции Бальмонт
«воззрения на учебно-воспитательное дело» опубликовал несколько поэтических
оказываются несовместимы с этой престижной сборников: «Дар земле» (1921), «Марево»
должностью, однако директорство за ним (1922), «Мое — ей» (1923), «Раздвинутые
сохраняют — сперва в столичной гимназии дали» (1929), «Северное сияние» (1931),
(1893-1896), затем в царскосельской, «Голубая подкова» (1935), «Светослужение»
находившейся под особым покровительством (1936-1937). Умер 23 декабря 1942 года
императорской семьи. В 1906 был назначен от воспаления легких. Похоронен в местечке
на должность инспектора Нуази ле Гран под Парижем, где жил
Санкт-Петербургского учебного округа. последние годы.
5Свои ранние стихотворные опыты 19Бог создал мир из ничего. Бог создал
Иннокентий Анненский называл «чепухой» и мир из ничего. Учись, художник, у него,- И
уничтожил. Случайно сохранился лишь если твой талант крупица, Соделай с нею
отрывок под названием «Из поэмы «Mater чудеса, Взрасти безмерные леса И сам, как
Dolorosa» (1874), целиком состоящий из сказочная птица, Умчись высоко в небеса,
лирических штампов. В университете Где светит вольная зарница, Где вечный
Анненский «влюбился в филологию и ничего облачный прибой Бежит по бездне голубой.
не писал, кроме диссертаций»; к 20Нет дня, чтоб я не думал о тебе. Нет
поэтическому творчеству он заново дня, чтоб я не думал о тебе, Нет часа,
обратился в конце 1890-х годов. О значении чтоб тебя я не желал. Проклятие невидящей
для Иннокентия Анненского филологии и судьбе, Мудрец сказал, что мир постыдно
педагогики свидетельствуют начатые в Киеве мал. Постыдно мал и тесен для мечты, И все
«Педагогические письма» — своего рода же ты далеко от меня. О, боль моя! Желанна
программа эстетического воспитания мне лишь ты, Я жажду новой боли и огня!
старшеклассников, предполагавшая прежде Люблю тебя капризною мечтой, Люблю тебя
всего углубленное вчитывание в всей силою души, Люблю тебя всей кровью
художественный текст. Ее наглядно молодой, Люблю тебя, люблю тебя, спеши!
иллюстрируют написанные тогда же статьи 21Она отдалась без упрека. Она отдалась
«Об эстетическом отношении Лермонтова к без упрека, Она целовала без слов. - Как
природе» и «Гончаров и его Обломов», темное море глубоко, Как дышат края
вполне зрелые и показательные, выявляющие облаков! Она не твердила: "Не
внутреннюю структуру творчества, надо", Обетов она не ждала. - Как
«искусство мысли» писателя (так называется сладостно дышит прохлада, Как тает
его статья 1908 о Достоевском). вечерняя мгла! Она не страшилась
6Тогда же, в Киеве, возник грандиозный возмездья, Она не боялась утрат. - Как
замысел Иннокентия Анненского - перевести сказочно светят созвездья, Как звезды
на русский язык все 19 трагедий Еврипида. бессмертно горят!
Замысел был реализован: переводы по мере 22Тебя я хочу, мое счастье. Тебя я хочу,
завершения публиковались с мое счастье, Моя неземная краса! Ты -
предисловиями-истолкованиями в «Журнале солнце во мраке ненастья, Ты - жгучему
Министерства народного просвещения» и сердцу роса! Любовью к тебе окрыленный, Я
вышли посмертно в четырех томах брошусь на битву с судьбой. Как колос,
(1916-1917) под редакцией Ф.Ф. Зелинского. грозой опаленный, Склонюсь я во прах пред
Эта огромная работа легла в основу тобой. За сладкий восторг упоенья Я жизнью
поэтического творчества Иннокентия своей заплачу! Хотя бы ценой преступленья
Анненского. . - Тебя я хочу!
7В 1921 в Петрограде состоялся вечер, 23Андрей Белый(наст. имя Бугаев Борис
посвященный памяти Иннокентия Анненского, Николаевич) (1880–1934). Родился 14 (26)
по свидетельству В. Ходасевича, «собравший октября 1880 в Москве в «профессорской»
огромную аудиторию»; на нем «стихи семье. Отец – Н.В.Бугаев – выдающийся
Анненского читала Анна Ахматова». математик, в 1886–1891 декан
Несколько десятилетий после этого имя физико-математического факультета
Анненского оставалось в забвении (правда, Московского университета, основатель
в 1939 по недосмотру вышел прекрасно Московской математической школы,
подготовленный А.В. Федоровым сборник предвосхитивший многие идеи К.Циолковского
лирики в малой серии «Библиотеки поэта»). и русских «космистов». Мать занималась
Умер Анненский в Санкт-Петербурге 30 музыкой и пыталась противопоставить
ноября (13 декабря) 1909. художественное влияние «плоскому
8Август. Еще горят лучи под сводами рационализму» отца. Суть этого
дорог, Но там, между ветвей, все глуше и родительского конфликта постоянно
немее: Так улыбается бледнеющий игрок, воспроизводилась Белым в его позднейших
Ударов жребия считать уже не смея. Уж день произведениях. .
за шторами. С туманом по земле Влекутся 24В 1891–1899 учится в Московского
медленно унылые призывы... А с ним всё частной гимназии Л.И.Поливанова, в 1903
душный пир, дробится в хрустале Еще оканчивает естественное отделение
вчерашний блеск, и только астры живы... физико-математического факультета
Иль это - шествие белеет сквозь листы? И Московского университета, в 1904–1905
там огни дрожат под матовой короной, занимается на историко-филологическом
Дрожат и говорят: "А ты? Когда же факультете. Знакомство с последними
ты?"- На медном языке истомы достижениями физики, математики и
похоронной... Игру ли кончили, гробница ль естественных наук (новые представления о
уплыла, Но проясняются на сердце пространстве и времени, о строении
впечатленья; О, как я понял вас: и вещества, живого и неживого и др.)
вкрадчивость тепла, И роскошь цветников, сказались на лексике, образах, темах и
где проступает тленье... структуре произведений Белого, а также на
9В дороге. Перестал холодный дождь, основных принципах его работ по философии
Сизый пар по небу вьется, Но на пятна нив культуры. .
и рощ Точно блеск молочный льется. В этом 25В конце 1890-х увлекается новейшей
чаяньи утра И предчувствии мороза Как у драматургией Г.Ибсена, Г.Гауптмана,
черного костра Мертвы линии обоза! М.Метерлинка, напряженно изучает
Жеребячий дробный бег, Пробы первых оккультные науки и философию
свистов птичьих И кошмары снов мужичьих А.Шопенгауэра, интересуется буддизмом, но
Под рогожами телег. Тошно сердцу моему От более всего проникается идеями
одних намеков шума: Всё бы молча в Вл.Соловьева и Ф.Ницше. Ощущение острой
полутьму Уводила думу дума. Не сошла и кризисности настоящего и апокалиптические
тень с земли, Уж в дыму овины тонут, И с предчувствия Белого сказались в
бадьями журавли, Выпрямляясь, тихо стонут. незаконченной мистерии 1898 Антихрист.
Дед идет с сумой и бос, Нищета заводит Мистерия обнаружила аналогии с Краткой
повесть: О, мучительный вопрос! Наша повестью об Антихристе Вл.Соловьева,
совесть... Наша совесть.. написанной годом позже. В 1895–1896
10Поэту. В раздельной четкости лучей И в сближается с семьей М.С.Соловьева, брата
чадной слитности видений Всегда над нами — философа, и в его доме позднее знакомится
власть вещей С ее триадой измерений. И со «старшими» символистами – В.Брюсовым,
грани ль ширишь бытия Иль формы вымыслом Д.Мережковским, З.Гиппиус. Именно
ты множишь, Но в самом Я от глаз Не Я Ты М.С.Соловьев предлагает начинающему
никуда уйти не можешь. Та власть маяк, писателю взять псевдоним «Андрей Белый»,
зовет она, В ней сочетались бог и дабы скрыть от близких свои «декадентские
тленность, И перед нею так бледна Вещей в увлечения». .
искусстве прикровенность. Нет, не уйти от 26На 1898 приходится перелом в
власти их За волшебством воздушных пятен, мирочувствии Белого. На смену смутному
Не глубиною манит стих, Он лишь как ребус пессимизму приходят чаяния мистического
непонятен. Красой открытого лица Влекла преображения всего сущего. В Воспоминаниях
Орфея пиерида. Ужель достойны вы певца, о Блоке (1922) он так очертил этот рубеж:
Покровы кукольной Изиды? Люби раздельность «...в 1898 подул иной ветер; почувствовали
и лучи В рожденном ими аромате. Ты чаши столкновения ветров: северного и южного; и
яркие точи Для целокупных восприятий. при смешении ветров образовались туманы:
11Второй мучительный сонет. Не мастер туманы сознания. В 1900–1901 годах
Тира иль Багдата, Лишь девы нежные персты очистилась атмосфера... А.Блок, вспоминая
Сумели вырезать когда-то Лилеи нежные те годы впоследствии строчкой „И – зори,
листы,- С тех пор в отраве аромата Живут, зори, зори”, охарактеризовал настроения,
таинственно слиты, Обетованье и утрата охватившие нас; „зори”, взятые в плоскости
Неразделенной красоты, Живут любовью без литературных течений (которые только
забвенья Незаполнимые мгновенья... И если проекции пространства сознания), были
чуткий сон аллей Встревожит месяц зорями символизма, взошедшими после
сребролукий, Всю ночь потом уста лилей Там сумерок декадентских путей, кончающих ночь
дышат ладаном разлуки. пессимизма». .
12Константин Бальмонт. …только 27Осенью 1903 Белый и группа его чутких
мимолетности я влагаю в стих. Константин к мистическим «зорям» единомышленников
Дмитриевич Бальмонт родился 3 (15) июня (Эллис, А.С.Петровский, С.Соловьев,
1867 года в деревне Гумнищи Шуйского уезда В.В.Владимиров, М.И.Сизов и др.) составили
Владимирской губернии. Отец, Дмитрий кружок «аргонавтов». «Аргонавты» пестовали
Константинович, служил в Шуйском уездном особую мифологию «жизнетворчества»,
суде и земстве, пройдя путь от мелкого поклонения воспетой Вл.Соловьевым Вечной
служащего в чине коллежского регистратора Женственности (в кружке, соответственно,
до мирового судьи, а затем до председателя царил культ ранних стихов Блока о
уездной земской управы. Мать, Вера Прекрасной Даме), следования символическим
Николаевна, урожденная Лебедева, была путем мифического корабля «Арго» в
образованной женщиной, и сильно повлияла «Колхиду» за «Золотым Руном» – то есть
на будущее мировоззрение поэта, введя его познания мистических тайн бытия. .
в мир музыки, словесности, истории. 28С 1909 намечается переход в
13В 1876-1883 годах Бальмонт учился в мироощущении Белого от пессимизма и
Шуйской гимназии, откуда был исключен за «самосожжения» периода Пепла к исканию
участие в антиправительственном кружке. «пути жизни», «второй заре». Тому
Продолжил свое образование во Владимирской способствует знакомство с А.А.Тургеневой
гимназии, затем в Москве в университете, и (Асей), ставшей женой писателя. Тогда же
Демидовском лицее в Ярославле. В 1887 году Белый примыкает к организовавшим в Москве
за участие в студенческих волнениях был издательство «Мусагет» Э.Метнеру и Эллису,
исключен из Московского университета и становится одним из основных сотрудников
сослан в Шую. Высшего образования так и не выходящего при новом издательстве журнала
получил, но благодаря своему трудолюбию и «Труды и дни». В 1910–1911 совершает с
любознательности стал одним из самых женой большое заграничное путешествие
эрудированных и культурных людей своего (Сицилия – Тунис – Египет – Палестина),
времени. Бальмонт ежегодно прочитывал ищет на Востоке новые духовные ценности,
огромное количество книг, изучил, по которые придут на смену «одряхлевшим»
разным сведениям, от 14 до 16 языков, ценностям Европы. Литературный итог
кроме литературы и искусства увлекался путешествия – два тома Путевых заметок
историей, этнографией, химией. 1911. .
14Стихи начал писать в детстве. Первая 29Как писал его современник философ
книга стихов «Сборник стихотворений» Ф.Степун, «творчество Белого – это
издана в Ярославле на средства автора в единственное по силе и своеобразию
1890 году. Молодой поэт после выхода воплощение небытия „рубежа двух столетий”,
книжки сжег почти весь небольшой тираж. это художественная конструкция всех тех
Решающее время в формировании поэтического деструкций, что совершались в нем и вокруг
мировоззрения Бальмонта — середина 1890-х него; раньше, чем в какой бы то ни было
годов. До сих пор его стихи не выделялись другой душе, рушилось в душе Белого здание
чем-то особенным среди поздненароднической XIX века и протуманились очертания
поэзии. Публикация сборников «Под северным двадцатого». Не случайно еще в 1921 первым
небом» (1894) и «В безбрежности» (1895), в мировой литературе Белый откликнулся на
перевод двух научных трудов «История физические разработки Кюри зловещим
скандинавской литературы» Горна-Швейцера и пророческим символом: Мир – рвался в
«Истории итальянской литературы» Гаспари, опытах Кюри / Атомной, лопнувшею бомбой.
знакомство с В. Брюсовым и другими Умер А.Белый 8 января 1934 в Москве.
представителями нового направления в 30Бальмонту. В золотистой дали облака,
искусстве, укрепили веру поэта в себя и как рубины, - облака как рубины, прошли,
свое особое предназначение. В 1898 году как тяжелые, красные льдины. Но зеркальную
Бальмонт выпускает сборник «Тишина», гладь пелена из туманов закрыла, и душа
окончательно обозначивший место автора в неземную печать тех огней - сохранила. И,
современной литературе. закрытые тьмой, горизонтов сомкнулись
15Бальмонту суждено было стать одним из объятья. Ты сказал: "Океан голубой
зачинателей нового направления в еще с нами, о братья!" Не бояся луны,
литературе — символизма. Однако среди прожигавшей туманные сети, улыбались -
«старших символистов» (Д. Мережковский, З. священной весны все задумчиво-грустные
Гиппиус, Ф. Сологуб, В. Брюсов) и среди дети. Древний хаос, как встарь, в душу
«младших» (А. Блок, Андрей Белый, Вяч. крался смятеньем неясным. И луна, как
Иванов) у него была своя позиция, фонарь, озаряла нас отсветом красным. Но
связанная с более широким пониманием ты руку воздел к небесам и тонул в
символизма как поэзии, которая, помимо ликовании мира. И заластился к нам
конкретного смысла, имеет содержание голубеющий бархат эфира.
скрытое, выражаемое с помощью намеков, 31Любовь. Был тихий час. У ног шумел
настроения, музыкального звучания. Из всех прибой. Ты улыбнулась, молвив на
символистов Бальмонт наиболее прощанье:« Мы встретимся... До нового
последовательно разрабатывал свиданья...« То был обман. И знали мы с
импрессионистическую ветвь. Его тобой, что навсегда в тот вечер мы
поэтический мир — это мир тончайших прощались. Пунцовым пламенем зарделись
мимолетных наблюдений, хрупких небеса. На корабле надулись паруса. Над
чувствований. Предтечами Бальмонта в морем крики чаек раздавались. Я вдаль
поэзии являлись, по его мнению, Жуковский, смотрел, щемящей грусти полн. Мелькал
Лермонтов, Фет, Шелли и Э. По. корабль, с зарею уплывавший средь нежных,
16Широкая известность к Бальмонту пришла изумрудно-пенных волн, как лебедь белый,
достаточно поздно, а в конце 1890-х он был крылья распластавший. И вот его в
скорее известен как талантливый переводчик безбрежность унесло. На фоне неба
с норвежского, испанского, английского и бледно-золотистом вдруг облако туманное
других языков. В 1903 году вышел один взошло и запылало ярким аметистом.
из лучших сборников поэта «Будем как 32Маг В. И. Брюсову. Я в свисте
солнце» и сборник «Только любовь». А перед временных потоков, мой черный плащ мятежно
этим, за антиправительственное рвущих. Зову людей, ищу пророков, о тайне
стихотворение «Маленький султан», неба вопиющих. Иду вперед я быстрым шагом.
прочитанное на литературном вечере в И вот - утес, и вы стоите в венце из звезд
городской думе, власти выслали Бальмонта упорным магом, с улыбкой вещею глядите. У
из Петербурга, запретив ему проживание и в ног веков нестройный рокот, катясь,
других университетских городах. И в 1902 бунтует в вечном сне. И голос ваш -
году Бальмонт уезжает за границу, орлиный клекот – растет в холодной вышине.
оказавшись политическим эмигрантом. В венце огня над царством скуки, над
Помимо почти всех стран Европы Бальмонт временем вознесены – застывший маг,
побывал в Соединенных Штатах Америки и сложивший руки, пророк безвременной весны.
Мексике и летом 1905 года вернулся в
Поэтические индивидуальности в лирике конца XIX – начала XX века.ppt
http://900igr.net/kartinka/istorija/poeticheskie-individualnosti-v-lirike-kontsa-xix-nachala-xx-veka-192634.html
cсылка на страницу

Поэтические индивидуальности в лирике конца XIX – начала XX века

другие презентации на тему «Поэтические индивидуальности в лирике конца XIX – начала XX века»

«Музыка XIX XX» - На рубеже XIX-XX века возрождается интерес к старинной музыке. Но уже ушли из жизни Мусоргский и Бородин, а в 1893 году и Чайковский. Музыка начала хх века. Мало-помалу начинается строительство органов в России. Таков Скрябин. Несколько позднее выступил Стравинский. А роль балета, наоборот вырастает.

«Искусство XIX XX века» - Создатель новой социально-психологической драмы. Композиторы. Основные направления в искусстве: Гюисманс, австрийской - Р.М. Рильке, Г. фон Гофмансталь, А. Шницлер, английской - О. Уайльд. Я был свидетелем сдвигов сознанья, Геологических оползней душ... Модернизм был одним из главных цивилизационных направлений первой половины XX века.

«Художники XIX века» - В 1834—1839 годах учился в Петербургской Академии художеств у К. Радуга (картина Айвазовского). Известен как талантливый пейзажист, занимался литографией, но рано, в 26 лет, ушёл из жизни. Зима. П. Брюллова, (с 1836 одновременно с Т. Петербургский вид. 1859 г. Ю. Лермонтова, А. Николай Григорьевич Абутков (1833—1859) — российский художник.

«Русская архитектура XIX» - Усадьба XVIII века, в 1843 году была куплена писателем С.Т.Аксаковым. Евгений Лансере. В палитру разностилья Москвы классицизм внёс свои яркие краски. Часовня на Караульной горе (1855) – символ г. Красноярска. "Дом с колоннами" - бывший дом купца Дементьева. Композиционный центр царскосельского ансамбля - Екатерининский дворец..

«Культура России XIX века» - Изобретение беспроволочной связи. Социально-политические особенности эпохи. В. Соловьев (родоначальник русской философии) Н. Бердяев, С. Булгаков, П. Флоренский, В. Розанов и др. План лекции. Россия рубежа XIX – XX веков. А. С. Попов – изобретатель радио. Культура рубежа веков. Одновременное существование разных эстетических систем.

«Русская культура в XIX веке» - Выдающиеся деятели: Известные архитекторы: Проверь себя. Военное образование дети дворян получали в кадетских корпусах. Живопись. Выдающиеся деятели. Лобачевский Николай Иванович. Классицизм. Просвещение Наука Литература Искусство а) архитектура б) живопись в) музыка. Общепризнанный родоначальник русской классической музыки.

Серебряный век

20 презентаций о Серебряном веке
Урок

История

150 тем
Картинки
900igr.net > Презентации по истории > Серебряный век > Поэтические индивидуальности в лирике конца XIX – начала XX века