Уроки ИЗО
<<  Изобразительно-выразительные средства языка Изобразительно-выразительные средства языка  >>
Изобразительно-выразительные средства языка
Изобразительно-выразительные средства языка
Рассмотрим лексические средства
Рассмотрим лексические средства
Изобразительно-выразительные средства языка
Изобразительно-выразительные средства языка
Синонимы - это слова одной и той же части речи, одинаковые или схожие
Синонимы - это слова одной и той же части речи, одинаковые или схожие
Устаревшие слова
Устаревшие слова
Неологизмы– новые слова ограниченного пользования, новизна которых
Неологизмы– новые слова ограниченного пользования, новизна которых
Диалектизмы - это слова, употребляемые сравнительно ограниченным
Диалектизмы - это слова, употребляемые сравнительно ограниченным
Заимствованная лексика - это слова, заимствованные и других языков в
Заимствованная лексика - это слова, заимствованные и других языков в
Термин - от лат
Термин - от лат
Жаргонизмы – слова Ограниченного употребления, созданные с целью
Жаргонизмы – слова Ограниченного употребления, созданные с целью
Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, входящие как единое целое
Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, входящие как единое целое
СРЕДСТВА ФОНЕТИКИ (звукопись)
СРЕДСТВА ФОНЕТИКИ (звукопись)
СРЕДСТВА ФОНЕТИКИ (звукопись)
СРЕДСТВА ФОНЕТИКИ (звукопись)
Арсенал поэтических тропов и фигур
Арсенал поэтических тропов и фигур
Наиболее часто в заданиях встречаются тропы и стилистические фигуры
Наиболее часто в заданиях встречаются тропы и стилистические фигуры
Метафора (греч
Метафора (греч
В саду горит костёр рябины красной , Но никого не может он согреть
В саду горит костёр рябины красной , Но никого не может он согреть
Олицетворение — своеобразная разновидность метафоры; это такое
Олицетворение — своеобразная разновидность метафоры; это такое
Метонимия (переименование) — это употребление слова, обозначающего
Метонимия (переименование) — это употребление слова, обозначающего
Обозначаемый предмет наделяется здесь свойством своего «соседа», с
Обозначаемый предмет наделяется здесь свойством своего «соседа», с
Картинки из презентации «Изобразительно-выразительные средства языка» к уроку изо на тему «Уроки ИЗО»

Автор: Programmer. Чтобы познакомиться с картинкой полного размера, нажмите на её эскиз. Чтобы можно было использовать все картинки для урока изо, скачайте бесплатно презентацию «Изобразительно-выразительные средства языка.ppt» со всеми картинками в zip-архиве размером 3394 КБ.

Изобразительно-выразительные средства языка

содержание презентации «Изобразительно-выразительные средства языка.ppt»
Сл Текст Сл Текст
1Изобразительно-выразительные средства 34Гипербола (греч. преувеличение) — это
языка. Задание В8. Выразительность русской образное словоупотребление,
речи. преувеличивающее какой-нибудь предмет,
2В этом задании, согласно кодификатору, признак, качество или действие с целью
проверяются следующие знания: усилить художественное впечатление.
Выразительность русской речи 10.1 Гипербола может представлять собой чисто
Выразительные средства русской фонетики количественное преувеличение, придавая
10.2 Выразительные средства речи экспрессию: Хлестаков. Просто не
словообразования 10.3 Выразительные говорите. На столе, например, арбуз — в
средства лексики и фразеологии 10.4 семьсот рублей арбуз... И в ту же минуту
Выразительные средства грамматики 10.5 по улицам курьеры, курьеры, курьеры...
Анализ средств выразительности. можете представить себе, тридцать пять
3Одно из самых сложных заданий части В тысяч одних курьеров! (Н.В. Гоголь). В
– задание В8, не случайно это единственное большинстве же случаев гипербола не только
задание среди всех тестов части А и В, усиливает, но и обогащает мысль новым
оцениваемое 2 баллами. Задание В8 содержанием, сближаясь с метафорой. Это
проверяет умение оценивать письменные образная гипербола:
высказывания с точки зрения языкового 35Литота (греч. простота, малость,
оформления, проще говоря, вам нужно будет умеренность) — образное выражение,
проанализировать средства выразительности. противоположное гиперболе. Это
Для этого вам будет предложено прочитать художественное преуменьшение величины,
фрагмент рецензии, составленной на основе значения изображаемого, имеющего своей
прочитанного вами текста. В этом фрагменте целью эмоционально воздействовать на
рассматриваются языковые особенности читателя: И шествуя важно, в спокойствии
текста. Некоторые термины (средства чинном, Лошадку ведет под уздцы мужичок В
выразительности), использованные в больших сапогах, в полушубке овчинном, В
рецензии, пропущены. Вам нужно будет на больших рукавицах... а сам с ноготок!
места пропусков вставить цифры, (Н.А. Некрасов).
соответствующие номеру термина из списка. 36Ирония (греч. притворство, насмешка) —
Для успешного выполнения задания насмешливое употребление слов в прямо
необходимо, во-первых, четко уяснить себе, противоположном значении. Обычно это
что же такое языковые средства тонкая насмешка, которая скрывается за
художественной выразительности, находить внешней учтивостью. Противоположный смысл
их в исходном тексте, правильно называть и возникает здесь как «подтекст» и создается
уметь отличать самые распространенные из общим содержанием текста и особой
них друг от друга; во-вторых, помнить, что интонацией, которая выражает юмор, укор
только внимательное чтение и анализ или неодобрение, осуждение. «Отколе,
предложенного текста в сочетании с умная, бредешь ты, голова?» — Лисица,
теоретическими знаниями могут обеспечить встретяся с Ослом, его спросила. (И.А.
грамотное выполнение этого задания. Итак, Крылов) Высшая степень иронии, едкая,
нашу речь образной и выразительной делают язвительная насмешка, выражающаяся часто в
лексические и фразеологические средства обличениях социального характера, —
выразительности, звукопись, тропы и фигуры называется сарказмом. Полон едкого
речи. Слово ведь не только называет сарказма обличительный монолог Чацкого из
предмет, качество, действие или состояние, второго действия комедии А.С. Грибоедова
но и может передавать отношение «Горе от ума»: Где, укажите нам, отечества
говорящего, его эмоции, оценку, может быть отцы, Которых мы должны принять за
экспрессивным, то есть указывать на образцы? Не эти ли, грабительством богаты.
степень проявления признака: большой — 37Сравнение — это образное выражение, в
колоссальный. Особую выразительность речи котором один предмет (явление, признак и
придают авторские неологизмы т. п.) сопоставляется с дру­гим,
(новообразования), так как они прозрачны обладающим каким-нибудь свойством в
по смыслу, структуре и экспрессивной большей мере. Чаще всего сравнения
окраске: сквернопение. Более выразительной присоединяются при помощи союзов как,
нашу речь помогают сделать лексические точно, словно, будто, как бы, как будто и
средства языка, звукопись, тропы и фигуры др. Уж близок полдень. Жар пылает. Как
речи. . пахарь, битва отдыхает. (А.С. Пушкин)
4Рассмотрим лексические средства. К Меткое и образное сравнение! Передышка в
лексическим средствам языка относятся: сражении — это короткий отдых в самой
синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы тяжелой работе — труде пахаря. Везде, по
и пр. Они участвуют в создании всей усадьбе, словно в муравейнике, сутра
художественного образа, на их основе до ночи копошились люди. (М.Е,
строятся выразительные средства. Салтыков-Щедрин) Сравнение может быть
5 развернутым, разветвленным. Это —
6Создание живых картин или живое сравнение-образ. «Вечер Анны Павловны был
выражение человеческих переживаний, пущен. Веретена с разных сторон равномерно
чувств, эмоционально окрашенных мыслей и не умолкая шумели», — читаем мы в романе
возможно только при владении писателем Л.Н. Толстого «Война и мир». Сравнения
всем богатством его национального языка, в могут присоединяться и бессоюзно. Очень
том числе и средствами лексической распространено в языке бессоюзное
выразительности (Г.Л. Абрамович). сравнение в форме творительного падежа: -
7Лексические средства. Антонимы - это Пошла ты, баба! — закричали ей тут же
слова одной и той же части речи, бороды заступом, лопатой, клином. — Ишь,
противоположные по своему лексическому куда полезла, корявая! (Н,В. Гоголь).
значению. ! Антонимы могут быть 38Перифраз - от греч. pariphrasis -
контекстными, т. е становится антонимами букв. вокруг говорю, пересказ) - замена
только в данном контексте. Ложь бывает прямого названия лица, предмета или
доброй или злой, Сердобольной или явления описанием их существенных
беспощадной, Ложь бывает ловкой и признаков или указанием на их существенные
нескладной, Осмотрительной и безоглядной, черты. Синоним: п а р а ф р а з, п а р а ф
Упоительной и безотрадной. р а з а, п е р и ф р а з а Пример:
8Синонимы - это слова одной и той же "царь зверей" вместо
части речи, одинаковые или схожие по "лев" "туманный
своему значению, но разные по звучанию и Альбион" вместо "Англия"
написанию. ! Как и антонимы, синонимы "певец Гяура и Жуана" вместо
могут быть контекстными. "Байрон" (А. Пушкин).
9Многозначные слова - это слова, "Перифраз применяется для замены
имеющие много значений: Лапа — 1) нога, слова или группы слов, чтобы избежать
ступня; 2) ветвь хвойного дерева. Омонимы повторения, придать повествованию большую
- это слова, одинаковые по звучанию (при выразительность, указать на характерные
возможном различном написании) или признаки того, что заменено. Например,
написанию (при возможном различном вместо "легкая атлетика" -
звучании), но разные по значению. "королева спорта" (А.Ф.
Планировать — составлять план Планировать Головенченко).
— постепенно, плавно снижаться в Засыпать 39Стилистические фигуры – фигуры речи -
— погружаться в сон. Засыпать — покрыть обороты речи, синтаксические построения,
слоем чего-нибудь сыпучего. усиливающие выразительность высказывания.
10Просторечная лексика - сниженная, Син: риторические фигуры.
грубая, не рекомендуемая к использованию в 40"Реальное значение фигур речи
общении, допустимая только в состоит в том, что они индивидуализируют
художественной литературе для достижения речь, придают ей повышенную эмоциональную
соответствующего эффекта. Рожа, моргалы, окраску, получая вместе с тем
башка, хряпать, ржать (в значении конкретно-выразительное значение лишь в
смеяться). Канцеляризм - слова, контексте, в зависимости от общего
словосочетания, грамматические формы и синтаксического строя речи" (В.А.
синтаксические конструкции, характерные Никонов). "Лишь благодаря фигурам
для официально-делового стиля. «входящие — художник достигает своей цели -
исходящие», «надлежит», «доводится до художественной мысли, выраженной в
вашего сведения» и т. п. художественной речи" (Ю.Б. Борев).
11Устаревшие слова. Историзмы – это 41Если тропы — формы поэтического
устаревшие слова, вышедшие из употребления мышления, благодаря которым мысль
в связи с исчезновением из жизни предметов обогащается новым образным содержанием, то
и явлений, которые они обозначали, и фигуры — формы речи, усиливающие ее
перешедшие в лексику ограниченного воздействие благодаря определенным
пользования. Арбалет, граммофон, кулак, синтаксическим построениям, но не
барщина. Архаизмы (от греч. archaios – привносящие такого нового содержания.
древний) – это также устаревшие слова, но Фигуры можно условно поделить на
они вышли из употребления не потому, что семантические (антитеза, оксюморон,
исчезли предметы и явления, которые они градация и д.р.) и синтаксические
обозначают, а потому, что в речь вошли (параллелизм, анафора, эпифора, подхват,
другие слова, обозначающие эти же реалии. эллипсис, инверсия, умолчание,
Выя – шея, лепота – красота, позор – риторический вопрос, многосоюзие и
зрелище. бессоюзие и др.).
12Неологизмы– новые слова ограниченного 42Антитеза. (от греч. противоположение)
пользования, новизна которых ощущается — стилистическая фигура контраста, резкого
носителями языка. Перестройка, ваучер, противопоставления предметов, явлений и их
файл, спонсор, имидж. Авторские неологизмы свойств. Антитеза выражается обычно
возникают в результате словотворчества антонимами — словами с противоположными
отдельных людей. Например, у В.В. значениями. Она дает возможность ярко
Маяковского: мандолинить, молоткастый ; у противопоставить обозначаемые предметы или
В. Хлебникова: резьмо, лебедиво Такие явления, противоположные проявления
неологизмы называют окказионализмами. качества или свойства, сделав их смысловым
13Диалектизмы - это слова, употребляемые «фокусом» фразы. Антитеза реализуется чаще
сравнительно ограниченным числом людей, всего в определенных конструкциях, в
связанных территориальной общностью. которых противоположность подчеркивается
Например, бурак- свёкла, козюли – змеи, союзами, интонацией и другими средствами.
няша – болото… Ты богат, я очень беден; /Ты прозаик, я
14Заимствованная лексика - это слова, поэт... (А.С. Пушкин). Семантические
заимствованные и других языков в фигуры речи.
результате языковых контактов. Метро, 43Оксюморон или оксиморон. - (греч.
кофе, пальто, жюри. амбар, артист, авария. остроумно-глупое)— соединение
15Термин - от лат. Terminus предел, противоположных по смыслу слов, образно
граница пограничный знак. Слова или раскрывающих противоречивую сущность
словосочетания, точно называющие обозначаемого: И день настал. Встает с
какое-либо понятие, применяемое в науке, одра Мазепа, сей страдалец хилый, Сей труп
технике, искусстве Профессионализм - живой, еще вчера Стонавший слабо над
полуофициальные и неофициальные слова, могилой.(А.С. Пушкин). Стоило только мне
используемые в речи людьми, объединёнными погрузиться в эти пуховые волны, как
общей профессией. какое-то снотворное, маковое покрывало
16Жаргонизмы – слова Ограниченного тотчас надвигалось на мои глаза и
употребления, созданные с целью языкового застилало от них весь Петербург с его
обособления людьми, объединенными веселящейся скукой и скучающей
определёнными интересами, родом занятий, веселостью..(Н. С. Лесков) Такие слова,
привычками. Общага – общежитие, халява – обладающие несовместимыми в обычной речи
всё, что бесплатно, сервить – пользоваться семантическими «атомами» («жизнь» и
средой “Интернет”, облом – неудача. «смерть», «веселье» и «скука» и т. п.),
17Фразеологизмы – устойчивые сочетания соединяются в поэтическом тексте как
слов, входящие как единое целое взаимопроницаемые противоположности и дают
(лексические единицы) в словарный состав художественное изображение человека,
языка и являющиеся предметом изучения предмета, явления в их внутренних
фразеологии – относительно противоречиях (живой труп — по существу
самостоятельного раздела лексикологии. неживой живой человек, скучающая веселость
Сесть в калошу, Аннибалова клятва, нить — показная веселость и т.п.).
Ариадны… 44Градация (лат. постепенное возвышение,
18Следует отметить, что в задании в8 усиление) — расположение близких по
встречаются и другие термины лексических значению слов в порядке нарастания или
средств выразительности: лексический ослабления их эмоционально-смысловой
повтор; разговорная лексика; сниженная значимости. В соответствии с этим
разговорная лексика; книжная (в т. ч. различают градацию восходящую (подъем) и
экспрессивная) лексика; нисходящую (спуск, спад).При одном
Общественно-политическая лексика; предположении подобного случая вы бы
оценочная лексика; экспрессивный должны были... испустить ручьи... что я
лексический повтор; говорю! реки, озера, океаны слез!.. (Ф.М.
19СРЕДСТВА ФОНЕТИКИ (звукопись). Достоевский). Особым видом сравнения
20Широко используются в тексте, особенно является отрицательное сравнение.
в тексте поэтическом, выразительные Противопоставление одного предмета другому
средства фонетики. К ним относятся: выступает здесь одновременно и как их
АЛЛИТЕРАЦИЯ (от лат. ad — к, при и littera образное сопоставление. Такое сравнение —
— буква), повторение однородных согласных, распространенный прием в народной поэзии,
придающее литературному тексту, обычно откуда он перешел и в художественную
стиху, особую звуковую и интонационную литературу.
выразительность, создают звуковой образ. 45Выше были представлены семантические
Напр., «Шипенье пенистых бокалов и пунша фигуры . Ниже мы рассмотрим средства
пламень голубой» (А. С. Пушкин). АССОНАНС выразительности синтаксиса. Кстати, в
(франц. assonance — созвучие), созвучие рецензиях задания В8 часто указывается,
гласных звуков (преимущественно ударных), что, допустим, автор использует троп,
которое служит для создания звукового риторическую фигуру или синтаксический
образа: Быстро лечу я по рельсам приём, так что чёткое знание того, какие
чугунным./Думаю думу свою. ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ средства выразительности относятся к
- условное воспроизведение звуков природы тропам, какие – к семантическим фигурам
(напр., криков птиц и других животных), или синтаксическим средствам
рефлективных восклицаний людей, звуков, выразительности, поможет в решении задания
производимых предметами, и т. п.; создание В8.
слов, звуковые оболочки которых в какой-то 46Параллелизм. (греч. идущий рядом) —
мере напоминают такие звуки (напр., в фигура, представляющая собой однородное
русском языке «мяу-мяу», «ха-ха», синтаксическое построение предложений или
«тик-так»). их частей. Это одна из характерных черт
21Арсенал поэтических тропов и фигур. поэтической речи. Структурный параллелизм
22Наиболее часто в заданиях встречаются обычно сопровождается тематическим,
тропы и стилистические фигуры. Знание их содержательным. Пример: В синем море волны
важно как при подготовке в ЕГЭ, так и для плещут, В синем небе звезды блещут... А.
уроков литературы: они помогут тебе при Пушкин Твой ум глубок, что море. Твой дух
анализе художественных текстов. Кроме высок, что горы. В. Брюсов. Жизнь без
того, зная их, умея ими пользоваться, ты тревог — прекрасный светлый день,
сделаешь свою речь ярче, образнее. Что же Тревожная — весны младые грезы. Там —
сближает тропы и фигуры? И то и другое – солнца луч и в зной оливы сень, А здесь —
намеренное отклонение от обычной речи с и гром, и, молния, и слезы... (А.А. Фет).
целью привлечь к себе внимание, замедлить 47Анафора. Люблю тебя, Петра творенье,
чтение, увидеть изображаемое Люблю твой строгий, стройный вид... А.
многоплановым, глубже понять его смысл. И Пушкин Грозой снесенные мосты, Гроба с
тропы, и фигуры – образные средства размытого кладбища... А. Пушкин
художественной речи. Но между ними есть и ...Черноглазую девицу, Черногривого
различие. коня... М. Лермонтов. греч. anaphora -
23ТРОП – означает «поворот, оборот вынесение вверх) - повторение начальных
речи». Это изменение основного значения частей (звуков, слов, синтаксических или
слова, перенос названия с традиционно ритмических построений) смежных отрезков
обозначаемого предмета или явления на речи (слов, строк, строф, фраз) Клянусь я
другой, связанный с какими-то смысловыми первым днем творенья, Клянусь его
отношениями с первым. Троп представляет последним днем, Клянусь позором
собой определенную форму поэтического преступленья И вечной правды торжеством...
мышления; он обогащает мысль новым (М.Ю. Лермонтов) Единый зачин делает речь
содержанием, дает определенное экспрессивной, выразительно подчеркивая
художественное «приращение» мысли. основную мысли текста.
24ФИГУРА— форма речи, а не поэтического 48Эпифора. (греч. epiphora от epi -
мышления: она не вносит ничего нового, после и phoros - несущий) - фигура речи,
расширяющего наше художественное познание. противоположная анафоре, повторение одних
Ее главное назначение — усилить и тех же элементов в конце смежных
впечатление от чего-либо, сделать его отрезков речи (слов, строк, строф, фраз).
более ярким, выразительным, наглядным и Пример: "Мне бы хотелось знать,
подчеркнутым. отчего я титулярный советник? Почему
25Тропы и фигуры, чтобы их полно и именно титулярный советник?" (Н.
глубоко понять, должны рассматриваться, не Гоголь) Милый друг, и в этом тихом доме
изолированно, а в связном тексте. Они Лихорадка бьет меня. Не найти мне места в
всегда — только конструктивный компонент тихом доме Возле мирного огня! А. Блок.
текста, но такой, который образно оттеняет 49Риторический вопрос (греч. оратор) —
обычно наиболее существенное и важное в фигура речи, которая представляет собой по
нем. Давайте подробнее познакомимся с форме вопросительное предложение,
важнейшими образными средствами употребленное не в собственном своем
художественной речи. значении. Оно является по содержанию
26Вот основные тропы и фигуры: Эпитет утвердительным и не требует ответа, а его
(гречприложение) — это поэтическое вопросительная структура и интонация
определение, выражаемое обычно используются для того, чтобы привлечь
прилагательным. Такое определение внимание, повысить эмоциональное
повторяет признак, заключающийся в самом воздействие высказывания на читателя.
определяемом, обращает на него внимание, Разве я не знаю его, эту ложь, которою он
подчеркивает его, выражая эмоциональное весь пропитан? (Л.Н.Толстой) Риторическое
отношение говорящего к предмету речи. обращение - стилистическая фигура,
Семантические «атомы», повторяющиеся в состоящая в том, что высказывание
определяемом и определяющем словах, адресуется неодушевленному предмету,
становятся ощутимыми, акцентируя наше отвлеченному понятию, отсутствующему лицу;
внимание на тех или иных свойствах, цель риторического обращения - усиление
качествах или признаках обозначаемого. В выразительности речи. Мечты, мечты! Где
народном поэтическом творчестве широко ваша сладость? А. Пушкин А вы, надменные
употребляются постоянные эпитеты: добрый потомки Известной подлостью прославленных
молодец, красная девица, синее небо, синее отцов... М. Лермонтов Есть также
море, чистое поле, красное солнце и т.п. риторическое восклицание. Оно подчеркивает
Это привычные, традиционные определения, эмоциональность авторской речи, усиливает
образность которых в значительной степени выражение чувств.
ослаблена. Но наиболее выразительны 50Бессоюзие и многосоюзие —
образные (метафорические, метонимические) синтаксические фигуры, основанные на
эпитеты, что дает основание сближать намеренном пропуске, или, наоборот,
эпитет с тропами. Хозяйка остановила сознательном повторении союзов. В первом
дольше свой взгляд на тоненькой Наташе... случае, при опущении союзов, речь
Глядя на нее, хозяйка вспомнила, может становится сжатой, компактной, динамичной.
быть, и свое золотое, невозвратное девичье Изображаемые действия и события здесь
время, и свой первый бал. (Л. Н. Толстой) быстро, мгновенно развертываются, сменяют
Первый из выделенных эпитетов участвует в друг друга: Швед, русский — колет, рубит,
образовании образно-метафорического смысла режет. Бой барабанный, клики, скрежет.
«прекрасная пора юности», второй имеет Гром пушек, топот, ржанье, стон, И смерть
обычное значение, но тонко подчеркивающее и ад со всех сторон. (А.С. Пушкин) В
неповторимость этой поры. Эпитеты — случае многосоюзия речь, напротив,
непременные «спутники» художественного замедляется, паузы и повторяющийся союз
описания природы и человека: Посередине выделяют слова, экспрессивно подчеркивая
комнаты стоял Яшка-Турок, худой и стройный их смысловую значимость: Зато и внук, и
человек лет двадцати трех... Его впалые правнук, и праправнук Растут во мне, пока
щеки, большие беспокойные серые глаза, я сам расту... (П.Г. Антокольский).
прямой нос с тонкими, подвижными ноздрями, 51Период – длинное, многочленное
белый покатый лоб с закинутыми назад предложение или сильно распространённое
светло-русыми кудрями, крупные, но простое предложение, которое отличается
красивые выразительные губы — все его лицо законченностью, единством темы и
изобличало человека впечатлительного и интонационным распадением на две части. В
страстного. (И.О. Тургенев) Эпитет — первой части синтаксический повтор
особое образное средство речи, которое однотипных придаточных (или членов
лишь в части своего употребления может предложения)идёт с нарастающим повышением
принадлежать к тропам. интонации, затем – разделяющая
27Метафора (греч. перенос) — это значительная пауза, и во второй части, где
употребление слова, обозначающего дается вывод, тон голоса заметно
какой-нибудь предмет (явление, действие, понижается. Такое интонационное оформление
признак), для образного названия другого образует своего рода круг: Когда бы жизнь
объекта, сходного с первым в чем-то. Это домашним кругом я ограничить
как бы «смещенное», переносное название захотел,/Когда мне быть отцом, супругом
предмета. В метафоре всегда проявляется приятный жребий повелел,/ Когда б
совмещение и взаимодействие различных семейственной картиной пленился я хоть миг
обозначаемых предметов, поэтому она единый, - то, верно б, кроме вас одной
многопланова. Метафора бывает не только невесты не искал иной. (А.С. Пушкин)
одиночной: она может развиваться в тексте, Парцелляция — художественный прием,
образуя целые цепочки образных выражений, состоящий в расчленении предложения на
в во многих случаях — охватывать, как бы отдельные фрагменты, которые представляют
пронизывать весь текст. Это развернутая, собой неполные предложения. Такое
сложная метафора, цельный художественный расчленение графически отображается с
образ. Обычное употребление слова помощью точек. Парцелляция имитирует
благодаря его образному осмыслению разговорную речь. Например: Прошлый раз на
становится основой разветвленной, пути из Луги на какой-то станции, несмотря
многоплановой метафоры. Изображение на форменное переполнение, в вагон еще
становится «колеблющимся», подвижным, а какой-то тип влазит. Не старый еще. С
восприятие — творческим, эстетически усиками. Довольно франтовато одетый. В
переживаемым. русских сапогах (М. Зощенко).
28Большой мастер поэтической метафоры — 52Инверсия - (от лат. inversio -
И.С. Тургенев. Вот несколько примеров из перестановка) - изменение обычного порядка
«Бежина луга»: «Я... увидел далеко под слов и словосочетаний, составляющих
собою огромную равнину. Широкая река предложение, для усиления выразительности
огибала ее уходящим от меня полукругом; речи. Пример: "Сметливость его и
стальные отблески воды, изредка и смутно тонкость чутья меня поразили". (А.
мерцая, обозначали ее теченье... Еще нигде Пушкин). "Досадно было, боя
не румянилась заря, но уже забелелось на ждали" (М. Лермонтов). "Тут
востоке... Не успел я отойти двух верст, сгорел мой приятель со стыда" (И.
как уже полились кругом меня... сперва Тургенев). "Инверсия - тонкое
алые, потом красные, золотые потоки средство художественной речи. Инверсии
молодого, горячего света...» Картину употребляются и в художественной прозе -
летней ночи, когда река кажется стальной и где они едва ли бывают
холодной, сменяет бурный рассвет, целые "вынужденными", поскольку ритм
потоки света нарастающей яркости, тепла. прозы гораздо более свободен, чем в
Они текут, подобно водяным потокам, поэзии, в стихе" (В.В. Кожинов).
предвещая жаркий летний день. "Инверсия и другие риторические
29В саду горит костёр рябины красной , фигуры, построенные на "игре"
Но никого не может он согреть. Большой порядком и расположением слов, позволяют
мастер создания метафор – С. А. Есенин. создать ощущение речевого
Одна из самых запоминающихся его метафор пространства" (Ю.Б. Борев).
следующая: 53Подхват — фигура, которая заключается
30Олицетворение — своеобразная в подчеркнутом повторении конца стиха в
разновидность метафоры; это такое начале следующего стиха: Придет оно,
изображение неодушевленных предметов, большое, как глоток, — Глоток воды во
растений или животных, при котором они время зноя летнего. (Р.И. Рождественский)
говорят, думают и чувствуют, как человек: Последующая строка здесь как бы
Обвеян вещею дремотой, Полураздетый лес «подхватывает» предыдущую, связываясь с
грустит... Из летних листьев разве сотый, ней, откуда и название этой фигуры.
Блестя осенней позолотой, Еще на ветви Эллипсис (греч. опущение, выпадение) —
шелестит. (Ф.И. Тютчев) Утром из заспанных пропуск во фразе какого-либо слова, легко
и бесконечных вод встало воспаленное подразуме­ваемого и восстанавливаемого по
солнце, и мрачно загорелись под ним стекла смыслу. Благодаря сжатости речи
капитанской рубки (К.Г. Паустовский). достигается динамичное изображение
31Метонимия (переименование) — это действия, напряженная смена событий. Чаще
употребление слова, обозначающего всего опускается сказуемое: — Франц, в мою
какой-нибудь предмет, для образного спальню вещи князя! — обратился он к
названия другого предмета, связанного с слу­ге, провожавшему Болконского. (Л.Н.
первым по смежности, т.е. по Толстой) Имеется в виду: принесите.
местоположению, времени, Эллипсис хорошо передает в художественном
причинно-следственным отношениям. В произведении одну из особенностей устной
отличие от метафоры метонимия не речи — недосказанность, незаконченность
предполагает какого-либо сходства между мысли, вызванные состоянием героя или
обозначаемыми предметами, явлениями или рассказчика.
признаками. Метонимия представляет собой 54Кроме вышеперечисленных синтаксических
как бы сжатое описание предмета, явления, средств выразительности в тестах
события, при котором из содержания мысли встречаются и следующие: восклицательные
художественно выделяется тот или иной предложения; диалог, скрытый диалог;
характерный признак. вопросно-ответная форма изложения; ряды
32Обозначаемый предмет наделяется здесь однородных членов; цитирование; вводные
свойством своего «соседа», с которым он слова и конструкции.
тесно связан: Люблю зимы твоей жестокой 55Ряды однородных членов предложения -
Недвижный воздух и мороз, Бег санок вдоль конкретизируют понятие, или показывают его
Невы широкой. Девичьи лица ярче роз, И многоплановость, или рисуют многие
блеск, и шум, и говор балов, А в час явления, соединяя в единую картину.
пирушки холостой Шипенье пенистых бокалов Вводные и вставные конструкции - вносят
И пунша пламень голубой. (А.С. Пушкин). дополнительные оттенки, выделяют
33Синекдоха (греч. соотнесение) — дополнительные сведения.
разновидность метонимии, в основе которой 56Кроме тропов и фигур, в художественном
лежит отношение части и целого. Иными тексте может встречаться такой
словами, образный перенос названия связан стилистический прием, как аллюзия (от лат.
здесь с количественными отношениями между шутка, намек) — соотнесение текста с
обозначаемыми предметами. Синекдоха каким-либо известным историческим фактом
выражает один из характерных в или литературным текстом. По существу,
каком-нибудь отношении признаков предмета. аллюзиями являются крылатые выражения.
Обозначается лишь часть предмета, а целое Например, фраза я умываю руки — аллюзия на
— подразумевается; другими словами: часть евангельское повествование о Понтии
творчески дополняется до целого, целое как Пилате. Аллюзия и перифраза помогают
бы «додумывается», воспринимается на фоне установить контакт между пишущим и
какой-нибудь характерной детали: И думал читающими, между говорящим и слушающими:
он: Отсель грозить мы будем шведу. Здесь «Мы понимаем, о чем идет речь, мой намек
будет город заложен Назло надменному принят вами...» В художественной речи
соседу. Природой здесь нам суждено В используются афоризмы — краткие, меткие и
Европу прорубить окно, Ногою твердой стать обычно образные изречения, близкие к
при море. Сюда по новым им волнам Все пословице: Человек — это звучит гордо (М.
флаги в гости будут к нам, И запируем на Горький.
просторе. (А.С. Пушкин).
Изобразительно-выразительные средства языка.ppt
http://900igr.net/kartinka/izo/izobrazitelno-vyrazitelnye-sredstva-jazyka-110493.html
cсылка на страницу

Изобразительно-выразительные средства языка

другие презентации на тему «Изобразительно-выразительные средства языка»

«Изобразительное искусство 19 века» - Жан Милле. Мир одинокой, души, порывы к счастью, поиски идеала. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО XIX века. Импрессионизм. Огюст Ренуар. Автопортрет. Эжен Делакруа (1798-1863). Объективное отражение действительности. Реализм -. Романтизм. Поиск ускользающей красоты.

«ФГОС изобразительное искусство» - Творческие задания. Композиция Цвет Линия Форма Объем Ритм. Последовательность выполнения пейзажа. «Виды художественной деятельности». Анималистический жанр. Последовательность лепки овощей. УМК С. П. Ломова, С.Е.Игнатьева и др. (5–6 классы). «Развитие. Музеи России. Различные виды изобразительной, декоративно - прикладной, художественно-конструкторской деятельности.

«Выразительные средства» - Весна! А чувство юмора – венец, С которым – хоть на плаху. Восходящая –расположение слов в порядке усиливающегося значения. Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза. Твой ум глубок, что море. Интересны. Риторический вопрос. Эллипсис – пропуск элемента высказывания. Не учтены ни долг, ни честь, Ни чувство интуиции.

«Изобразительно-выразительные средства» - Изобразительно-выразительные средства словообразования. Какой звук повторяется в данном фрагменте стихотворения М. Лермонтова? Звукопись. Синтаксические средства выразительности. Владимир Солоухин. Фонетические средства выразительности речи. У наших ушки на макушке! СРАВНЕНИЕ – одно из наиболее используемых средств выразительности в языке.

«Жанры изобразительного искусства» - Пейзаж. Цель: Иван Константинович Айвазовский «Девятый вал». Изображающий море. Соедините понятия. Фантастический пейзаж. Интимный (камерный). Обычно в наименования таких портретов включаются слова "в виде" или "в образе". Неизвестный художник Портрет воеводы князя М. В. Скопина – Шуйского.

«Реализм в изобразительном искусстве» - Сейте разумное, доброе, вечное. 2 ноября 1870 года официально признан устав «Товарищества передвижных художественных выставок». «Берёзовая роща». Активизировать творческие способности учеников и умение выступать перед аудиторией. Развивать устную монологическую речь учащихся. Передвижники. Число передвижников увеличивалось.

Уроки ИЗО

20 презентаций об уроках ИЗО
Урок

Изо

31 тема
Картинки
900igr.net > Презентации по изо > Уроки ИЗО > Изобразительно-выразительные средства языка