Фет
<<  Афанасий Фет «Шёпот, робкое дыханье…» Творчество А.А.Фета  >>
А.А.Фет «Тополь»
А.А.Фет «Тополь»
А.А.Фет «Тополь»
А.А.Фет «Тополь»
Ясинская Светлана Георгиевна МОУ «СОШ № 22» Череповец
Ясинская Светлана Георгиевна МОУ «СОШ № 22» Череповец
Ясинская Светлана Георгиевна МОУ «СОШ № 22» Череповец
Ясинская Светлана Георгиевна МОУ «СОШ № 22» Череповец
Пускай мрачней, мрачнее дни за днями И осени тлетворный веет дух; С
Пускай мрачней, мрачнее дни за днями И осени тлетворный веет дух; С
«Вверх по лестнице смыслов» (Е Эткинд)
«Вверх по лестнице смыслов» (Е Эткинд)
«Вверх по лестнице смыслов» (Е Эткинд)
«Вверх по лестнице смыслов» (Е Эткинд)
Тропы
Тропы
Тропы
Тропы
Тропы
Тропы
Фигуры
Фигуры
Фигуры
Фигуры
Фигуры
Фигуры
Задание - 2
Задание - 2
Задание - 2
Задание - 2
Ключевые слова
Ключевые слова
Ключевые слова
Ключевые слова
Языковая композиция
Языковая композиция
Языковая композиция
Языковая композиция
Образ тополя
Образ тополя
Образ тополя
Образ тополя
Образ осени
Образ осени
Образ осени
Образ осени
Вывод
Вывод
Вывод
Вывод
Задание - 3
Задание - 3
Задание - 3
Задание - 3
Вывод
Вывод
Вывод
Вывод
Задание - 4
Задание - 4
Фонетический уровень
Фонетический уровень
Фонетический уровень
Фонетический уровень
Морфемный уровень
Морфемный уровень
Морфемный уровень
Морфемный уровень
Морфемный уровень
Морфемный уровень
Сложные слова
Сложные слова
Сложные слова
Сложные слова
Лексический уровень
Лексический уровень
Лексический уровень
Лексический уровень
Морфологический уровень
Морфологический уровень
Морфологический уровень
Морфологический уровень
Синтаксический уровень
Синтаксический уровень
Синтаксический уровень
Синтаксический уровень
Синтаксический уровень
Синтаксический уровень
Синтаксический уровень
Синтаксический уровень
Синтаксический уровень
Синтаксический уровень
Синтаксический уровень
Синтаксический уровень
Синтаксический уровень
Синтаксический уровень
Синтаксический уровень
Синтаксический уровень
Синтаксический уровень
Синтаксический уровень
Синтаксический уровень
Синтаксический уровень
Вывод
Вывод
Вывод
Вывод
Вывод
Вывод
Задание - 5
Задание - 5
Задание - 5
Задание - 5
Тропы и фигуры
Тропы и фигуры
Тропы и фигуры
Тропы и фигуры
Вывод
Вывод
Вывод
Вывод
Вывод
Вывод
Задание - 8
Задание - 8
Вывод
Вывод
Вывод
Вывод
Картинки из презентации «А.А.Фет «Тополь»» к уроку литературы на тему «Фет»

Автор: . Чтобы познакомиться с картинкой полного размера, нажмите на её эскиз. Чтобы можно было использовать все картинки для урока литературы, скачайте бесплатно презентацию «А.А.Фет «Тополь».ppt» со всеми картинками в zip-архиве размером 483 КБ.

А.А.Фет «Тополь»

содержание презентации «А.А.Фет «Тополь».ppt»
Сл Текст Сл Текст
1А.А.Фет «Тополь». Композиционный 26и помнит, несмотря на мрачные дни и
анализ поэтического текста. Урок тлетворный дух осени. В тексте образ
литературы в 10 классе. тополя противопоставлен образу осени.
2Ясинская Светлана Георгиевна МОУ «СОШ 27Вывод. Развитие художественных образов
№ 22» Череповец. по строфам меняет атмосферу стихотворения.
3«Тополь». Сады молчат. Унылыми глазами В первой строфе мы ощущаем уныние, грусть,
С унынием в душе гляжу вокруг; Последний одиночество, безнадежность. В последней
лист разметан под ногами, Последний строфе появляется надежда, вера в лучшее.
лучезарный день потух. Лишь ты один над Для лирического героя тополь – образец
мертвыми степями Таишь, мой тополь, мужества, стойкости, надежды.
смертный свой недуг И, трепеща по-прежнему 28Задание - 4. Анализ языковых уровней
листами, О вешних днях лепечешь мне как текста Фонетический уровень. Морфемный
друг. уровень. Лексический уровень.
4Пускай мрачней, мрачнее дни за днями И Морфологический уровень. Синтаксический
осени тлетворный веет дух; С подъятыми ты уровень. Сделайте вывод.
к небесам ветвями Стоишь один и помнишь 29Фонетический уровень. Каждый ряд
теплый юг. 1859г. транскрибирует по одной строфе. Затем
5Содержание. Дидактический материал. подсчитывает количество повторяющихся
Задание – 1. Ритмический рисунок текста. звуков, находит звуки, преобладающие в
Задание – 2. Анализ композиции. Задание – строфе, создающие звукопись.
3. Художественные образы. Задание – 4. 30Фонетический уровень. В 1 строфе
Анализ языковых уровней текста. Задание – ассонанс на а, у, ы, э, и, аллитерация на
5. Тропы и фигуры. Задание – 6. Тема и с, д, м, л, н. Во 2 строфе ассонанс на а,
идея. Задание – 7. «Вверх по лестнице э, и, аллитерация на т, ш, п, н, м. В 3
смыслов». Задание – 8. Ритм и смысл строфе ассонанс на а, э, и, аллитерация на
текста. Вывод. Литература. т, ш, с, н, ч. преобладающие звонкие звуки
6Схема анализа поэтического текста. в первой строфе противопоставлены
Ритмический рисунок (организация) Метр. преобладающим глухим звукам во 2 и 3
Размер (пиррихий, спондей). Константа строфах. На уровне фонетики мы также
(последнее сильное место в строке). обнаруживаем прием контраста.
Клаузула (окончание). Длина строчек. 31Морфемный уровень. Найдите в тексте
Анакруза (начальное слабое место в сложные слова. Какова их роль?
строке). Цезура (словораздел внутри 32Сложные слова. Автор использует два
строки). Рифма в стихе. Рифмовка в строфе. сложных слова: лучезарный, тлетворный. Эти
Композиция поэтического текста Строфы и слова создают антитезу: жизнь – смерть.
стихи. Микротема каждой части. Языковая 33Лексический уровень. Найдем
композиция: ключевые слова, словесные повторяющиеся слова. Какова роль повтора?
тематические ряды. Композиционные приёмы: Работа в парах.
повтор, усиление, противопоставление, 34Лексический уровень. В 1 строфе
монтаж. Сильные позиции текста: название, “унылыми”, “унынием”, т. е. усиливается
эпиграф, первое и последнее предложения, гнетущее состояние лирического героя.
рифмы, повторы. Художественные образы и Слово “последний” два раза в 1 строфе
мотивы Лирический герой. подчеркивает конец, умирание. “Один” во 2
7Схема анализа поэтического текста. и 3 строфах – одиночество тополя. В 3
Художественное время и пространство строфе “мрачней”, “мрачнее” нагнетают
Языковые уровни текста Фонетический трагическое ощущение лирического героя. В
уровень. Звукопись. Аллитерация на …… 1 строфе день “лучезарный”, во 2 строфе
(согласные). Ассонанс на …. . (гласные). дни “вешние”, в 3 строфе дни “мрачные” -
Морфемный уровень. Роль морфем. так создается контраст.
Лексический уровень. Слова книжные, 35Морфологический уровень. Подсчитаем
разговорные, нейтральные. Синонимы, количество слов разных частей речи. Какая
антонимы. Эмоциональная окраска. часть речи и почему преобладает? 1 ряд –
Цветопись. Морфологический уровень. имя существительное и личные местоимения,
Преобладающие части речи (предметность, 2 ряд – имя прилагательное, причастие, 3
описательность, действительность). ряд – глаголы, деепричастия .
Синтаксический уровень. Синтаксические 36Морфологический уровень. Преобладают
конструкции. Необычный порядок слов. Роль слова, относящиеся к существительным и
знаков препинания. Фигуры. Языковые местоимениям (21), прилагательным и
средства художественной изобразительности причастиям (15). Они создают предметность
Тропы и фигуры. Тема и идея текста Связь и описательность т. е. чувства, мысли,
ритма с содержанием текста. ощущения. Местоимение “ты” создает
8Карточка – помощница. Ритмический диалогичность. Глаголы, деепричастия (8
рисунок (организация) определяется слов).
(создается)…. . Константа на …. ., 37Синтаксический уровень. Охарактеризуем
анакруза …. . придают ритму стройность. каждое предложение. Почему в 1 строфе два
Чередование …. . клаузул, …. . строчек предложения, а не одно, как во 2 и 3
дает сочетание мягкого и твердого строфах? Почему во 2 предложении
ритменного начала. Жесткий финал строфы используется точка с запятой? Почему в 4
создается мужским окончанием. (Мягкий …. . предложении употребляется точка с запятой?
создается …. . окончанием). Ощущение 38Синтаксический уровень. В тексте 4
твердости возникает за счет короткого предложения, все повествовательные,
стиха. Образ …. . создают слова …. . невосклицательные. Первое предложение
Словесный ряд …. . вызывает ощущение простое, нераспространенное. Второе
(ассоциации) …. . Композиция строится на предложение сложное, бессоюзное. Третье
…. словесных рядов. Автор использует предложение простое, осложнено обращением,
композиционные приемы …. . обособленным обстоятельством. Четвертое
9Карточка – помощница. 3. Лирический предложение сложное.
герой в I строфе …. ., а в последней …. . 39Синтаксический уровень. В 1
4. Аллитерация на …. . создает ощущение …. предложении содержится сообщение о садах,
. Ассонанс на …. . вызывает ассоциации …. во 2 предложении сообщается о чувствах
. 5. Повторы слов …. . усиливают лирического героя.
(подчеркивают) …. . Противопоставление 40Синтаксический уровень. Она разделяет
слов …. . создает …. . На всех языковых два разных сообщения: чувства лирического
уровнях мы обнаружили прием …. . 6. Троп героя и пейзаж.
…. . используется с целью …. . Троп …. . 41Синтаксический уровень. Она разделяет
вызывает ощущение …. . 7. Название …. . сообщение об осени и сообщение о тополе. И
становится символом (метафорой) …. . во 2, и в 4 предложениях эти сообщения
Анализ текста вывел нас к …. . позиции. С контрастны.
точки зрения поэта, …. . 42Вывод. Мы обнаружили на всех языковых
10«Вверх по лестнице смыслов» (Е уровнях текста прием противопоставления.
Эткинд). Внешний сюжет Фантастика и 43Задание - 5. Попытаемся найти в тексте
реальность Природа и человек Мир и человек тропы и фигуры Какова их роль? Групповая
Человек. работа. Сделайте вывод.
11Тропы. Эпитет Сравнение Аллегория 44Тропы и фигуры. Олицетворения. “Сады
Перифраза Эвфемизм Метафора Метонимия молчат”, тополь “таишь, лепечешь, стоишь,
Ирония Сарказм Гипербола Олицетворение помнишь”. “Молчат” и “лепечешь” -
Синекдоха Литота Символ. контраст. Как живые существа, сады и
12Фигуры. Анафора Антитеза Градация тополь ведут себя по-разному в мрачных
Оксюморон Острота Параллелизм Повторение условиях. “Тлетворный дух” осени –
Риторический вопрос (восклицание, страшное существо, губящее все живое.
обращение) Умолчание Эллипсис Эпифора Инверсия. Необычное синтаксическое
Инверсия. построение 2, 4 предложений увеличивает
13Задание - 1. Определим ритмический силу воздействия на читателя. Символ.
рисунок текста Один ученик на доске Тополь – олицетворение мужества, веры,
составляет метрическую схему стихотворения стойкости. Анафора. В 1 строфе повтор
(все строфы). Класс скандирует вслух. слова “последний” создает трагическое
Фронтальная работа. Характеристика ощущение.
ритмического рисунка. Сделайте вывод. 45Тропы и фигуры. Эпитеты. Глаза
14Ритмический рисунок. Метр – ямб. “унылые” - безнадежность, тоска.
Размер пятистопный с пиррихиями. Константа “Последний” лист – он еще был живым.
на 10 слоге, анакруза односложная “Последний” день – конец жизни,
постоянная, цензуры нет, чередуются “лучезарный” день – солнечный, яркий,
длинные и короткие строки, клаузула живой. “Мертвые” степи – безжизненные,
мужская и женская. Рифма в стихе конечная, “смертный свой” недуг – ведущий к смерти,
чередуются мужская и женская, точная и ужасу, “вешние” дни – весенние,
неточная, богатая и бедная, открытая и прекрасные, живые, “мрачные” дни –
закрытая, ассонансная. Рифмовка в строфе тоскливые, унылые, “тлетворный” дух осени
перекрестная. В стихотворении 3 строфы по – смертельный. Сравнение. Тополь “как
4 стиха. друг” - надежность, верность. Метафоры.
15Вывод. Ритмический рисунок Тополь – человек, осень – жизнь, судьба.
определяется пятистопным ямбом с 46Вывод. Роль художественных средств
пиррихиями. Константа регулярная на 10 языка очевидна. Все они работают на
слоге, постоянная односложная анакруза основную мысль стихотворения.
придают ритму стройность. Чередование 47Задание - 6. Теперь мы можем
длинных и коротких строк, мужских и сформулировать тему и идею текста Время
женских клаузул дает сочетание мягкого и стихотворения – поздняя осень, природа
твердого ритменного начала. В финале умирает. Лирический герой тоскует. Лишь
строфы твердое мужское окончание. одинокий тополь еще держится, помнит о
16Задание - 2. Приступим к анализу прошлом, живет. Хотя и ему предстоит
композиции Какова микротема каждой строфы? умереть (“смертный недуг”), он выстоит до
Найдем ключевые слова. Проанализируем последнего часа с достоинством, пусть и в
сильные позиции текста. Проанализируем одиночестве. Для лирического героя тополь
языковую композицию. – образец стойкости, мужества, силы, веры;
17Микротемы. 1 строфа – поздняя осень у он поддерживает в трудную минуту (“мой
лирического героя вызывает чувство уныния тополь”, “как друг”).
(“С унынием в душе гляжу вокруг”). 2 48Тема и идея. Как бы ни было трудно в
строфа – лирический герой обращается к страшных условиях жизни, нужно помнить о
тополю, который еще живет (“Лишь ты один том, что было хорошего и счастливого в
над мертвыми степями”). 3 строфа – тополь прошлом, надеяться и верить в Бога. Не
живет, несмотря на гибельную осень случайно пространство текста: последний
(“Стоишь один и помнишь теплый юг”). лист “под ногами”, а тополь “над мертвыми
18Ключевые слова. Это будут “тополь”, степями”, “с подъятыми к небесам ветвями”.
“осень”. Может быть, именно вера христианская и
19Сильные позиции. Первое и последнее позволяет жить и умереть достойно.
предложения контрастны: смерть сада – 49Задание - 7. Для более глубокого
стойкость одинокого тополя. На антитезе понимания используем прием “Вверх по
построены название и первое предложение: лестнице смыслов” 1. Внешний сюжет.
живой тополь и мертвые сады. Название и Природа умирает, лирический герой тоскует,
последнее предложение (прием усиления) тополь, одинокий и стойкий, держится, хотя
дают возможность надежды, веры. Само и он должен погибнуть. 2. Фантастика и
название “Тополь” - символ стойкости, реальность. Тополь – метафора человека,
мужества, веры. одинокого, стойкого, достойно ожидающего
20Языковая композиция. Построим конца.
словесные тематические ряды Работа в 50«Вверх по лестнице смыслов». 3.
парах. Какие слова создают образ тополя? Природа и человек. Умирание природы вносит
Какие слова создают образ осени? Сравним в душу человека уныние, тоску, но тополь
два этих ряда. Сделайте вывод. дает ему надежду. 4. Мир и человек. Мир
21Образ тополя. Тополь, ты, один, мой мрачен, тосклив, но человек способен
тополь, таишь смертный свой недуг, трепеща достойно жить и умереть и в таких
по-прежнему листами, о вешних днях условиях. 5. Человек. Человек тоскует,
лепечешь, как друг, с подъятыми к небесам грустит, страдает в одиночестве. Но, с
ветвями, стоишь один, помнишь теплый юг. другой стороны, человек обладает
22Образ осени. Сады молчат, последний мужеством, стойкостью, верой,
лист, последний лучезарный день потух, воспоминаниями о прошлом.
мертвыми степями, мрачней, мрачнее дни за 51Задание - 8. Какую роль играют
днями, осени тлетворной веет дух. ритмические показатели в содержании
23Сравним. Композиция строится на текста? Мы обнаружили, что чередование
противопоставлении словесных рядов, длинных и коротких строк, женских и
создающих образы осени и тополя, на мужских клаузул дает сочетание мягкого и
сопоставлении словесных рядов, создающих твердого ритменного начала. В финале
образы лирического героя (“унылыми строфы твердое мужское окончание. Анализ
глазами”, “с унынием в душе”) и осени. текста привел нас к мысли о мужестве и
Таким образом, автор использует стойкости человека в любых жизненных
композиционные приемы противопоставления и условиях.
усиления. 52Вывод. Мы убедились, что композиция
24Вывод. Осень для поэта – это смерть, организует всю художественную форму
сон, молчание, уныние. Тополь для поэта – стихотворения и действует на всех его
одиночество, память, вера, мужество, уровнях. Композиция строится с помощью
стойкость, надежда, дружба. В основе приема противопоставления. Анализ
композиции лежат приемы противопоставления композиции вывел нас к авторской позиции.
и усиления. 53Литература. Лотман Ю.М. О поэтах и
25Задание - 3. Художественные образы поэзии. – СПб, 1996 Лотман Ю.М. В школе
Посмотрим, как развиваются эти поэтического слова. – М.,1988 Эткинд Е.
художественные образы тополя и осени по Разговор о стихах. – М.,1970 Эткинд Е.
строфам. Сделайте вывод. Материя стиха. – СПб, 1998 Гинзбург Л. О
26Художественные образы. В 1 строфе лирике. – М.,1997 Холшевников В. Основы
природа осенью умирает (засыпает), стиховедения. – М., 2002.
лирический герой тоскует, страдает от 54Литература. Гаспаров М. О русской
чувства безнадежности (“последний лист”, поэзии. – СПб, 2001 Баевский В. История
“последний день”). Во 2 строфе лирический русской поэзии. – М.,1994 Сухих И. Мир
герой обращается к тополю, который помнит Фета: мгновения и вечность. – Звезда,
о лучших днях, живет по-прежнему, несмотря 1995, №11 Сухих И. Шеншин и Фет: жизнь и
на одиночество и близость смерти. В 3 стихи. – Нева, 1995, №11 Сухова Н. Мастера
строфе лирический герой восхищается русской лирики. – М., 1982 Сухова Н.
мужеством тополя, который надеется, верит Лирика Афанасия Фета. – М., 2000.
А.А.Фет «Тополь».ppt
http://900igr.net/kartinka/literatura/a.a.fet-topol-77263.html
cсылка на страницу

А.А.Фет «Тополь»

другие презентации на тему «А.А.Фет «Тополь»»

«Фет биография» - Афанасий Афанасьевич Фет. Брейн-ринг. Ассонанс? Дом , в котором жил отец, а затем и А.А.Фет, будучи студентом. Гармоничность и музыкальность поэтической речи. Страницы биографии. Как называется трехсложный размер стиха с ударением на 1-й слог? 2-й слог? 3-й слоги? Стихотворение «Ель рукавом мне тропинку завесила…».

«Фет» - Покупка имения. Афанасий Афанасьевич Фет (Шеншин). Свадьба. Несмотря на огромное приданое, желающих жениться на Марии Боткиной не находилось. В доме супругов всегда царило взаимное уважение. Семейная жизнь поэта сложилась вполне удачно. Проба пера. Сборники «Вечерние огни» и переводы. 1820 - 1892. Учеба.

«Фет стихи» - Умер А. Фет 21 ноября (3 декабря н.с.) 1892 в Москве. Пятый выпуск поэт подготовил, но не успел издать.). Фет Афанасий Афанасьевич 1820 — 1892. Так продолжалось почти 20 лет. Продолжал писать стихи. Трудный жизненный путь выработал в нем мрачный взгляд на жизнь и общество. В конце 1870-х Фет с новой силой начал писать стихи.

«Лирика Фета» - Природа, пейзаж- лишь I план стихов, основная же тема-любовь. Какие картины представляются? Размышления над строками стихотворений. Определим тему: о чём стихотворение? Природа никогда не оставляла Фета равнодушным. Импрессионизм поэтики(неожиданное освещение предмета, впечатление). Спасибо за внимание.

«Стихотворение Фета» - Серебро. Прочитаем вместе "Шепот, робкое дыханье ...". Мир природы. В дымных тучках … Пурпур, янтарь, заря. Татьяна Берс. А. Фет. Свет ночной ночные тени. 1820 - 1892. Приведите примеры из текста. Основные факты биографии. Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья. И то же в вас очарованье …

«Творчество Фета» - Проект « Разработка уроков по творчеству Афанасия Фета» Планирование проекта. Проект « Разработка уроков по творчеству Афанасия Фета». Проект « Разработки уроков по творчеству Афанасия Фета». Программа проекта: Приложение – файл № 1 Образовательная среда проекта: Приложение – файл №2. Критерии оценки: Приложение – файл №6 Примеры оценивания: Приложение – файл №7.

Фет

25 презентаций о Фете
Урок

Литература

183 темы
Картинки