Герои сказок
<<  Кто они: снеговик или снежная баба Образ бабы Яги  >>
Каменные бабы
Каменные бабы
Каменные бабы
Каменные бабы
Каменные бабы
Каменные бабы
Каменные бабы
Каменные бабы
Каменные бабы
Каменные бабы
Каменные бабы
Каменные бабы
Содержание
Содержание
Общая характеристика каменных статуй
Общая характеристика каменных статуй
Антропоморфные стелы эпохи меди и бронзы
Антропоморфные стелы эпохи меди и бронзы
Антропоморфные стелы эпохи меди и бронзы
Антропоморфные стелы эпохи меди и бронзы
В зависимости от формы и приемов обработки стелы делятся на две группы
В зависимости от формы и приемов обработки стелы делятся на две группы
В зависимости от формы и приемов обработки стелы делятся на две группы
В зависимости от формы и приемов обработки стелы делятся на две группы
В зависимости от формы и приемов обработки стелы делятся на две группы
В зависимости от формы и приемов обработки стелы делятся на две группы
Скифские статуи
Скифские статуи
Половецкие «каменные бабы»
Половецкие «каменные бабы»
Святилища с истуканами были местом осуществления поминального культа
Святилища с истуканами были местом осуществления поминального культа
Типы половецких каменных статуй
Типы половецких каменных статуй
Типы половецких каменных статуй
Типы половецких каменных статуй
Фигуры с кинжалом или саблей
Фигуры с кинжалом или саблей
Фигуры с кинжалом или саблей
Фигуры с кинжалом или саблей
Старейшие типы статуй — стеловидные плоские со слабой детализацией
Старейшие типы статуй — стеловидные плоские со слабой детализацией
Старейшие типы статуй — стеловидные плоские со слабой детализацией
Старейшие типы статуй — стеловидные плоские со слабой детализацией
Картинки из презентации «Каменные бабы» к уроку литературы на тему «Герои сказок»

Автор: Светлана. Чтобы познакомиться с картинкой полного размера, нажмите на её эскиз. Чтобы можно было использовать все картинки для урока литературы, скачайте бесплатно презентацию «Каменные бабы.pptx» со всеми картинками в zip-архиве размером 329 КБ.

Каменные бабы

содержание презентации «Каменные бабы.pptx»
Сл Текст Сл Текст
1«Каменные бабы». «Краеведение». 9зародился в VI—VII веке в Монголии и на
Ковалева С.Н. Учитель истории и Алтае и распространился к Дунаю. Статуи
обществознания МОУ Рассветовской СОШ символизировали предков и ставились на
Аксайского района Ростовской области. наивысших участках степи, водоразделах,
2 курганных могильниках в специально
3Содержание. Письменные источники о сооружённых для них святилищах, которые
каменных статуях. Общая характеристика иногда ограждались камнями. Святилища были
каменных статуй. Антропоморфные стелы квадратные или прямоугольные, их размеры
эпохи меди и бронзы. Скифские статуи. зависели, видимо, от количества чтимых в
Половецкие каменные бабы. Типы половецких нем предков. В центре святилища, ставили
каменных статуй. одну и больше мужских или женских статуй с
4Письменные источники о каменных лицами, обращёнными на восток. Изредка
статуях. В древние времена на Руси попадались святилища со скоплением статуй
каменные статуи называли истуканами. В — в каждом не меньше 12-15.
«Слове о полку Игореве» упоминается 10Святилища с истуканами были местом
«тмутараканский истукан». осуществления поминального культа предков,
Орхоно-енисейские рунические надписи, не связанного непосредственно с
сделанные тюрками Сибири, сообщают о погребениями. Собственно, этимология слова
балбалах — каменных статуях, изображающих «баба», происходит от тюркского «балбал»,
предков. Упоминание о каменных бабах что означает «пращур», «дед-отец». Со
оставил поэт XII века Низами, который временем этот обряд трансформировался в
рассказывал о пожертвованиях половцев культ вождей-покровителей орды. Женские
каменным идолам. Посол Папы Римского статуи символизировали непобедимость и
Вильгельм де Рубрук, проезжая в 1253 году бессмертие воинов. Покровители в образе
половецкой степью, наблюдал, как половцы женщины давали им силу, выкармливали и
насыпали большие холмы и сооружали на них оберегали их. За это кочевники приносили
статуи, обращённые лицами на восток и им жертву. Возле подножия статуй
держащие в руке чашу. В 1594 году немецкий исследователи находили кости баранов. В
посол Э. Лассота, который прибыл к XII веке половцы были покорены монголами.
запорожцам, оставил сообщение о том, что Значительная часть памятников половецкой
на «татарском берегу Днепра» на курганах культуры погибла от рук мусульман, которые
или могилах он видел больше двадцати боролись с язычеством. Однако язычество
каменных статуй. В изданной в 1627 году так и не было полностью искоренено. В
российской географической работе «Книга дальнейшем оно адаптировалось к
Большому Чертежу» упоминаются каменные православию. На протяжении последующих
фигуры «демны», которые были установлены столетий, в некоторых славянских
на курганах или просто в степи и выполняли поселениях жила традиция отдавать почёт
роль указателей для ориентиров бродов. половецким идолам, которые наделялись
Начиная с XVIII века интерес к изучению силой, способной влиять на возрождение
каменных баб возрос. О статуях писали природы, плодородность земли, успех
академики П. Паллас, И. Лепёхин, В. Зуев, общины. Всего до наших дней дошло свыше
А. Гатцук и многие другие. В 1851 году двух тысяч «каменных баб». Парк-музей
чиновник департамента Министерства половецких баб (Луганск).
внутренних дел России Пискарёв составил 11Типы половецких каменных статуй.
первую карту местонахождений каменных Антропоморфные фигуры из специально
статуй. подобранных удлинённых камней. Изображения
5Общая характеристика каменных статуй. мужчин с усами и небольшой бородой.
Каменные истуканы, которые рассматривались Изображения мужчин преимущественно без
людьми как идолы-обереги, появились на шапок, иногда с одной или несколькими
территории Кипчакской степи (территория от косами до пояса. На некоторых фигурах одно
Иртыша до Дуная) в IV—II тысячелетии до н. или оба уха украшены серёжками, изредка на
э. Антропоморфные стелы обнаруживались шее гривна или ожерелье. Изображения
археологами при исследовании катакомбных мужчин, одетых в кафтан с треугольными
погребений. Большие камни устанавливались отворотами и узкими рукавами. На талии —
на курганах. Каменные статуи делятся на пояс с набором украшений, пряжек и бляшек.
несколько групп: Антропоморфные стелы Реже в просторной одежде с широкими
эпохи бронзы. Скифские статуи. Половецкие рукавами без пояса и оружия. Половец с
каменные бабы. Хронологическая таблица косой (Луганск). Портрет половца XII век.
половецкого каменного искусства XI—XIII (Луганск).
веков. 12Фигуры с кинжалом или саблей. Фигуры
6Антропоморфные стелы эпохи меди и женщины с подчёркнутыми детородными
бронзы. Каменные статуи высекали в органами. «Чернухинская мадонна»
основном потомки индо-иранцев, которые (найденная в посёлке Чернухино Луганской
жили в степях на территориях нынешней области) держит на руках ребёнка. Каменные
России и Украины в период раннего металла бабы с сосудами, которые они держат в
(энеолит и бронза 4-2 тыс. до н. э.). Ими правой руке, реже в обеих руках. Формы
созданы так называемые нижнемихайловская, сосудов разнообразные: кубки, чаши,
кеми-обинская, ямная и катакомбная цилиндрические сосуды. Известно несколько
археологические культуры. В степи между случаев, когда на правой руке показанная
Дунаем и Доном выявлено более чем 330 сидячая птица. Половецкая баба с чашей
стелоподобных монументальных скульптур. (Луганск ). «Чернухинская мадонна»
Значительное их количество найдено в (Луганск).
Северном Причерноморье и Крыму. Массовость 13Старейшие типы статуй — стеловидные
и разнообразие ранних каменных статуй плоские со слабой детализацией фигур или
вызвало в 1960-х годах необходимость их совсем без неё, причём характерной
классификации. Появились объяснения особенностью было абсолютное преобладание
иконографического и семантического смысла последних. Это были грубо обтёсанные
статуй. каменные столбы, контуры лица которых
7В зависимости от формы и приемов иногда вырезались в виде «сердечка» с
обработки стелы делятся на две группы: 1. закругленной или заострённой в виде
стелы-плиты без антроподобности; 2. башлыка вершиной. Лица вообще не
антропоморфные стелы. Первый тип — изображались, или наносились Т-образные
стелы-плиты без контуров головы, хотя их брови и нос, глаза и рот в виде овальных
поверхность обработана. По своей форме они углублений. Такие фигуры впервые появились
лишь условно приближаются к в половецкой степи приблизительно в первые
антропоморфности. Второй тип, десятилетия XI века. Со временем на
антропоморфные стелы выполненные из плит, фигурах появились руки, которые держали на
или столбоподобных глыб песчаника или уровне живота чаши, и круглые выпуклости,
кварцита с обязательным изображением которые изображали грудь. Половецкая
головы. каменная баба, XI век (Ртищевский
8Скифские статуи. Скифские скульптуры историко-краеведческий музей). Половецкая
датируются 6-3 столетием до н. э. Ареал их курганная фигура в Харькове, среди
распространения довольно значительный — от местного населения по ошибке называемая
Румынии до Прикавказья. Преимущественно Скифской бабой.
все изображения скифов передают бородатых 14XII век — век расцвета половецкой
мужчин. В композиционно-художественном скульптуры и её распространения в
отношении они выполнены примитивно. Это половецкой степи. Огромное количество
довольно удивительно для народа, носителя заказов стимулировало рост производства,
высокохудожественного скифского «звериного его развитие и усовершенствование,
стиля», воспитанного на контактах с увеличение камнерезов и скульпторов. В
древнегреческим классическим искусством. половецких мастерских изготовлялись тысячи
Этот парадокс всегда удивлял учёных: статуй. Мужчины и женщины изображались
Скифские статуи не сравнить с греческой стоя и сидя, всегда с канонизированным
скульптурой. Интересно только, что скифы, положением рук с чашами для
которые так много позаимствовали у греков жертвоприношения или «угощения». Благодаря
в монументальном искусстве, оказались мало очень полным изображениям можно точно
восприимчивы к импульсам, которые исходили представить костюмы, украшения, оружие,
от их более утончённых соседей. А тем материальную и даже духовную жизнь
временем они посещали греческие полисы, половцев. Мужские лица всегда изображались
видели скульптуры на площадях, которые с усами и даже с бородой; женские —
передают образ человека с завершенным полные, круглые, как правило, с маленькими
реализмом. Видели и, вероятно, оставались рыхлыми губами. Женщины, как впрочем, и
к ним равнодушными. На стелоподобных мужчины изображались с голой грудью,
корпусах скифских статуй по обыкновению подчёркивая основное назначение этого
изображены три-четыре предмета: рог, органа — кормление рода. Это очевидно
сагайдак, кинжал или меч. Рог помещён в имело ритуальный характер. В конце XII
правую руку на уровне груди, сагайдак — на века происходит заметное упрощение и
левой стороне, кинжал или меч — в левой примитивизация статуй. Перестали
руке на уровне пояса. Подобные атрибуты декорировать спины и изображать детали
встречаются и у тюркских каменных статуй, причесок и нарядов, убрали детализацию
найденных в Сибири. Они держат в правой костюмов и с лицевой стороны. Нередко даже
руке чашу, а в левой кинжал. Отсутствие лица статуй оставляли гладкими без
бороды и, напротив, изображение усов также необходимого, казалось бы, рисунка лица.
подчёркивает сходство скифских статуй с Вполне вероятно, что статуи раскрашивали.
тюркскими. Очень редко, но можно увидеть в особенно
9Половецкие «каменные бабы». Половецкие глубоких вырезах орнамента следы чёрной
каменные бабы, встречающиеся на огромных или красной красок. На хорошо
пространствах от юго-западной Азии до отшлифованной поверхности можно было
юго-восточной Европы, являются памятниками нарисовать сложный и красивый рисунок,
сакрального искусства половцев (кипчаков) дать большую выразительность.
IX-XIII века. Обычай возводить идолов
Каменные бабы.pptx
http://900igr.net/kartinka/literatura/kamennye-baby-161993.html
cсылка на страницу

Каменные бабы

другие презентации на тему «Каменные бабы»

«Каменный цветок Бажов» - В чем смысл слов бабушки? Миф, сказка, легенда, сказ… Сорт такой бывает. Приемы создания художественного образа. Каменный цветок – символ мастерства и таланта. На конце ленты не то красные, не то зелёные. По работе-то Данилу все горным мастером звали. - А то ещё каменный цветок есть. Мир мастеровых людей.

«Баба-яга» - К лесу задом, ко мне передом". Откуда же пришла в русские сказки злая старуха-колдунья. Гробы были трёх видов: гроб-колода, гроб-лодка и дощатый. Во время проведения ритуалов шаманы одевались в специальные костюмы. «Баба-яга. Внутрь клали вещи умершего. Вместо замка - челюсть с острыми зубами. Поэтому прихрамывающие колченогие женщины встречались довольно часто.

«Каменный лес» - К числу прочих чудес природы можно отнести останки окаменевшего ствола дерева, которое со временем превратилось в агатовый мост. Что интересно, валяющаяся вокруг в большом количестве древесная стружка и обломки тоже каменные. Нам предстоит экскурсия в парк окаменелых деревьев. За прошедшие столетия дерево настолько пропиталось минералами и солями, что превратилось в самый натуральный камень.

«Образ Бабы-Яги» - Темные силы в русских сказках. Там малыш «допекался», становился сильнее и жизнеспособнее. Какого рода Баба Яга: мужского, женского или среднего? Сказочное жилище Бабы Яги. Самый известный исполнитель роли Бабы Яги – Георгий Милляр. Соотнесёность с реалиями: «лабаз» или «чамья» - тип хозяйственной постройки на высоких гладких столбах, предназначенной для сохранения снастей и припасов от мышей и хищников.

«Образ богатыря» - Кто изображен на картине. Работа со словарем. Дубок. Слова родителей. Качества богатыря. Стихотворение. Богатырь. Ценности. Заветы богатырей. Ресурсы для проведения занятия. Нравственный образ богатыря. Слушание отрывка из былины . Представление о нравственном образе богатыря. Три богатыря. Мозговой штурм.

«Образ сказочного персонажа» - Капитан Джек Воробей. Белая Королева. Кощей Бессмертный. Королева Червей. Няня. Королева. Грим. Методы грима. Фея. Создание образа сказочного персонажа. Одежда. Внешние элементы образа. Снежная Королева. Голум. Золушка. Мачеха.

Герои сказок

22 презентации о героях сказок
Урок

Литература

183 темы
Картинки