Биография Лермонтова
<<  Михаил Юрьевич Лермонтов Михаил Юрьевич Лермонтов  >>
Тема урока: Михаил Юрьевич Лермонтов
Тема урока: Михаил Юрьевич Лермонтов
Нет, я не Байрон, я другой, Ещё неведомый избранник, Как он гонимый
Нет, я не Байрон, я другой, Ещё неведомый избранник, Как он гонимый
Семейный герб лермонтовых
Семейный герб лермонтовых
Юрий Петрович Лермонтов(1787-1834) сын небогатых помещиков Окончил
Юрий Петрович Лермонтов(1787-1834) сын небогатых помещиков Окончил
Лермонтова Мария Михайловна (1796-1817), мать поэта, единственная дочь
Лермонтова Мария Михайловна (1796-1817), мать поэта, единственная дочь
Бабушка
Бабушка
Детство
Детство
Лермонтов в детстве
Лермонтов в детстве
Лермонтову 6-8 лет (1820-1822 год)
Лермонтову 6-8 лет (1820-1822 год)
Тарханы
Тарханы
Тарханы
Тарханы
Кропотово
Кропотово
Ссылки М.Ю.Лермонтова
Ссылки М.Ю.Лермонтова
М.Ю.Лермонтов в вицмундире лейб-гвардии Гусарского полка (1834 год)
М.Ю.Лермонтов в вицмундире лейб-гвардии Гусарского полка (1834 год)
Лермонтов в ментике лейб-гвардии Гусарского полка (1837 год)
Лермонтов в ментике лейб-гвардии Гусарского полка (1837 год)
Автопортрет Лермонтова (1837 год)
Автопортрет Лермонтова (1837 год)
Портрет Лермонтова работы А.И. Клюндера (1838 год)
Портрет Лермонтова работы А.И. Клюндера (1838 год)
Портрет Лермонтова работы А.И. Клюндера (1839)
Портрет Лермонтова работы А.И. Клюндера (1839)
Портрет Лермонтова работы однополчанина Д.П. Палена (1840)
Портрет Лермонтова работы однополчанина Д.П. Палена (1840)
Портрет Лермонтова работы П.Е. Заболотского (1840)
Портрет Лермонтова работы П.Е. Заболотского (1840)
М. Ю. Лермонтов в сюртуке Тенгинского пехотного полка
М. Ю. Лермонтов в сюртуке Тенгинского пехотного полка
Дуэли Лермонтова
Дуэли Лермонтова
Вторая дуэль:
Вторая дуэль:
Вторая дуэль:
Вторая дуэль:
Смерть М.Ю.Лермонтова
Смерть М.Ю.Лермонтова
Пушкин - Лермонтов Дмитрий Мережковский: Пушкин - дневное, Лермонтов -
Пушкин - Лермонтов Дмитрий Мережковский: Пушкин - дневное, Лермонтов -
Пушкин - Лермонтов Дмитрий Мережковский: Пушкин - дневное, Лермонтов -
Пушкин - Лермонтов Дмитрий Мережковский: Пушкин - дневное, Лермонтов -
Тема урока: Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова
Тема урока: Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова
Тема урока: Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова
Тема урока: Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова
Е.А.Сушковой
Е.А.Сушковой
Е.А.Сушковой
Е.А.Сушковой
Тема урока:«Герой нашего времени»-первый в русской литературе
Тема урока:«Герой нашего времени»-первый в русской литературе
Онегин - Печорин Русский литературный прообраз, в который вглядывается
Онегин - Печорин Русский литературный прообраз, в который вглядывается
Онегин - Печорин Русский литературный прообраз, в который вглядывается
Онегин - Печорин Русский литературный прообраз, в который вглядывается
Печорин
Печорин
Грушницкий, как человек недалекий, вначале не понимает отношения к
Грушницкий, как человек недалекий, вначале не понимает отношения к
М.Ю. Лермонтов – второй по величине поэт «золотого века» русской
М.Ю. Лермонтов – второй по величине поэт «золотого века» русской
Картинки из презентации «Михаил Юрьевич Лермонтов» к уроку литературы на тему «Биография Лермонтова»

Автор: . Чтобы познакомиться с картинкой полного размера, нажмите на её эскиз. Чтобы можно было использовать все картинки для урока литературы, скачайте бесплатно презентацию «Михаил Юрьевич Лермонтов.ppt» со всеми картинками в zip-архиве размером 2126 КБ.

Михаил Юрьевич Лермонтов

содержание презентации «Михаил Юрьевич Лермонтов.ppt»
Сл Текст Сл Текст
1Тема урока: Михаил Юрьевич Лермонтов. 35- "Одиночество" (1830),
Очерк жизни и творчества. "Исповедь" (1831), "Чаша
2Краткая хроника жизни: 1814, 3(15) жизни" (1831), "Парус"
октября - М. Ю. Лермонтов родился в (1832), "Узник" (1837),
Москве. Воспитывался в имении Тарханы "Никто моим словам не внемлет... я
Пензенской губернии у своей бабки по один..." (1837), "Сосед"
матери - Е. А. Арсеньевой. 1828 - поступил (1837), "Соседка" (1837),
на 4-й курс Благородного пансиона (при "Пленный рыцарь" (1840); 8.
Московском университете), начинает писать мотивы усталости и безысходности - "И
стихи. 1830-1832 - учился на скучно и грустно" (1840), , "Из
нравственно-политическом отделении Гете (Горные вершины...)" (1840),
Московского университета. 1832 - оставляет "Выхожу один я на дорогу..."
университет и поступает в юнкерскую школу (1841); 9. тема самопознания, космические
в Петербурге. 1837 - пишет стихотворение мотивы, противоборство земных и небесных
"Смерть поэта", за которое сил - "Мой демон" (1829, 1831),
сослан на Кавказ, где провел около года. "Молитва" ("Не обвиняй
1840 - вторичная ссылка на Кавказ, участие меня, Всесильный...") (1829),
в военных действиях. 1841, 15(27) июля - "Небо и звезды" (1831),
убит на дуэли Н. С. Мартыновым в "Земля и небо" (1831),
Пятигорске. 1842 - тело М. Ю. Лермонтова "Когда я в покорности
привезено из Пятигорска и захоронено в незнанья..." (1831),
Тарханах. "Ангел" (1831), "Мой
3Нет, я не Байрон, я другой, Ещё дом" (1881), "Вой" (1882);
неведомый избранник, Как он гонимый миром 10. тема избранности, ощущение внутреннего
странник, Но только с русскою душой. родства с трагическими судьбами Байрона и
4Корни. Род Лермонтовых, по Наполеона - "Наполеон" (1829),
распространённой теории, происходил из "1830. Мая 16 числа",
Шотландии и восходил к полумифическому "Отрывок" ("Три ночи я
барду-пророку Томасу Лермонту. Эта теория, провел без сна - в тоске...") (1831),
однако, остаётся неподтверждённой и "Св. Елена" (1831), "Нет, я
неопровергнутой. Своим предполагаемым не Байрон; я другой..." (1832),
шотландским корням Лермонтов посвятил "Воздушный корабль" (1840),
стихотворение «Желание». Из ближайших "Последнее новоселье" (1841),
предков Лермонтов документы сохранились "Пророк" (1841); 11. образ
относительно его прадеда Юрия Петровича, поэта, судьба его творений - "Я жить
воспитанника шляхетского кадетского хочу, Хочу печали..." (1883),
корпуса. В это время род Лермонтова "Смерть поэта" (1837),
пользовался ещё благосостоянием; "Кинжал" (1837),
захудалость началась с поколений, "Поэт" ("Отделкой золотой
ближайших ко времени поэта. Отец его, Юрий блистает мой кинжал...") (1837),
Петрович Лермонтов (1787—1831), был бедным "Журналист, читатель и писатель"
пехотным капитаном в отставке. По словам (1840), "Пророк" (1841). 12.
Сперанского, отец будущего поэта был "...Пафос поэзии Лермонтова
замечательный красавец, но вместе с тем заключается в нравственных вопросах о
«пустой», «странный» и даже «худой» судьбах и нравах человеческой
человек. Однако этот отзыв основан на личности" (В. Г. Белинский)
отношениях Лермонтова-отца к тещё, (условность выделения в лирике поэта
Елизавете Алексеевне Арсеньевой определенных тем, мотивов,
(урождённой Столыпиной), взаимоотношения взаимопроникновение поэтических образов и
же Михаила с отцом, согласно переписке, символов, подчиненность общему пафосу
были очень тёплыми. Поместье Юрия поэзии).
Лермонтова — Кроптовка, Ефремовского уезда 36Лирика М.Ю.Лермонтова. Пафос вольности
Тульской губернии (в настоящее время — и протеста, любви к родине в лирике.
Тульская область) — находилось по Поэзии Лермонтова присущи гордая
соседству с селом Васильевским, отчужденность от земного бытия,
принадлежавшим роду Арсеньевых. Красота презрительное отношение к обыденной жизни,
Юрия Петровича увлекла дочь Арсеньевой, тяготение к вечности, к Богу. В стремлении
Марию Михайловну, и несмотря на протест к вечности Лермонтова посещало чувство
своей родовитой и гордой родни, она стала радостного успокоения и нравственной
женой «армейского офицера». гармонии. Душа поэта разрывалась от
5Семейный герб лермонтовых. болезненного сознания ничем не
6Родители м.Ю.Лермонтова. Родители устранимого, вечного разлада между Божьей
М.Ю.Лермонтова - отставной пехотный Правдой и земною Ложью. Отсюда его
капитан Юрий Петрович Лермонтов и Мария пламенные запросы к сильному открытому
Михайловна, урожденная Арсеньева, не имели чувству, негодование на мелкие и
в Москве собственного дома. Местом их малодушные страсти; отсюда его демонизм,
постоянного проживания было село Тарханы развивавшийся среди вынужденного
Пензенской губернии, принадлежавшее одиночества и презрения к окружающему
бабушке поэта Елизавете Алексеевне обществу. Демонизм Лермонтова — это высшая
Арсеньевой. В Тарханы семья вернулась ступень идеализма, то же самое, что мечты
весной 1815-го, когда Мария Михайловна людей XVIII века о всесовершенном
оправилась от трудных родов. В 1816 году естественном человеке, о свободе и
родители расстались. Зимой 1817 года у доблестях золотого века.
Марии Михайловны началось обострение 37Творческое развитие М.Ю.Лермонтова.
болезни - "то ли чахотки, то ли Традиционно творчество М.Ю.Лермонтова
сухотки". 24 февраля того же года она делят на три периода: 1828 - 1832 (время
скончалась. Лицо живой матери ученичества, поиска своего пути,
М.Ю.Лермонтов практически не помнил, его собственного голоса, осознания своего
заменил портрет, с которым бабушка никогда дара), 1833 - 1836 (годы становления,
не расставалась. А вот день ее похорон, поиска собственных тем, окончательное
хотя ему не было и трех лет, запомнил, определение позиции лирического героя
описав в поэме «Сашка». поэта по отношению к миру), 1837 - 1841
7Юрий Петрович Лермонтов(1787-1834) сын (последний период творчества начинается
небогатых помещиков Окончил Первый стихотворением "Смерть поэта",
кадетский корпус в Петербурге, в 1804 в после появления которого Лермонтов, как
чине прапорщика выпущен в Кексгольмсий когда-то Байрон после выхода в свет двух
пехотный полк. В 1811 по болезни вышел в первых песен "Паломничества Чайльд
отставку в чине капитана Бывая в с. Гарольда", "проснулся
Васильевском Ю. П познакомился с М. М знаменитым"; мыслящими людьми России
Арсеньевой и женился на ней. После свадьбы Лермонтов воспринят как законный наследник
жил в Тарханах. Семейная жизнь родителей Пушкина, однако молодой поэт идет не по
поэта не была счастливой. После смерти пути развития и углубления реализма, а
жены отношения Ю.П. с Арсеньевой продолжает и завершает, по мнению
обострились. Он уехал в свое имение в исследователя В.С. Баевского, эпоху
Кропотово, а сына оставил на воспитание высокого романтизма в русской поэзии).
бабушке согласно условию, поставленному ею 38Главная тема произведений
в завещании. М.Ю.Лермонтова. Главная тема
8Лермонтова Мария Михайловна М.Ю.Лермонтова - личность в процессе
(1796-1817), мать поэта, единственная дочь самопознания и развития. Очень показателен
М. В и Е.А. Арсеньевых. Познакомившись у характер большинства его стихотворений
родственников с Ю.П. Лермонтовым вышла за раннего периода: это лирические зарисовки,
него замуж, несмотря на неодобрение матери отрывки из дневника - недаром часто он их
После свадьбы жила с мужем и матерью в озаглавливает, как дневниковые записи -
Тарханах, но на время рождения сына датой или словами "отрывок",
приезжала с мужем в Москву. Семейные "исповедь", "монолог".
отношения сложились неблагополучно, чему Лирика М.Ю.Лермонтова - летопись
способствовали неровный характер мужа, становления души, и в этой
взаимная неприязнь матери и мужа. исповедальности, абсолютной искренности -
Современники рассказывали о доброте М. М., художественное открытие автора. Лирический
лечивший крестьян, о ее музыкальности; герой всего лермонтовского творчества
нередко играла на фортепьяно и пела, взяв предельно близок автору, в то время как
на колени сына. М.М. умерла от чахотки 22 всему внутреннему строю самого поэта
лет. Похоронена в Тарханах. глубоко соответствует бунтарский,
9Бабушка. Елизавета Арсеньева – очень байроновский романтизм - с его культом
решительный человек. Маленький избранности личности, высокой Судьбы,
М.Ю.Лермонтов воспитывался ею. борьбы с Роком, тяги к миру - и отторжения
10Детство. от людей. Часто стихи Лермонтова являются
11Лермонтов в детстве. М.Ю.Лермонтов в вариациями на тему одного и того же
детстве (1817-1818 год) Это самый ранний поэтического сюжета, где мы встречаем
портрет М.Ю.Лермонтова (холст, масло) – устойчивый образ лирического героя:
3-4-летнего ребёнка, – выполненный романтический герой лермонтовской поэзии -
неизвестным художником, возможно, цельный, бескомпромиссный, устремленный к
крепостным. Мальчик изображен в свободе, но предельно, катастрофически
натуральную величину в белом платье. С одинокий. Одинокий герой противостоит
раннего детства Михаил Лермонтов был толпе, всему миру, Богу. Это один и тот же
склонен к рисованию, художник подчеркнул тип героя, однако необходимо помнить, что
это увлечение: правой рукой ребёнок что-то в "Демоне", например, воплощен
чертит на грифельной доске, в левой держит "пессимистический", а в
полуразвернутый лист бумаги с какими-то "Мцыри" - "гармонический
зарисовками. Можно предположить, что вариант лирического героя".
художнику удалось уловить основные черты Лирический герой, гордый и непреклонный,
оригинала: широкий открытый рот, большие всегда платит сполна не только за свободу
глаза, с выражением доброты и (ключевое для поэзии Лермонтова понятие),
задумчивости, нежно очерченные губы и как Демон, но даже за порыв к свободе, как
немного вздернутый нос. герой поэмы "Мцыри".
12Лермонтову 6-8 лет (1820-1822 год). 39Творческий метод М.Ю.Лермонтова.
Второй детский портрет Лермонтова, Творческий метод М.Ю.Лермонтова, во всяком
выполненный в 1820-1822 году (холст, случае до "Героя нашего
масло), вероятно крепостным. На портрете времени", можно определить как
мы видим шести – восьмилетнего мальчика с психологический романтизм (русский
каштановыми, гладко причесанными волосами, литературный опыт уже обогащен пушкинскими
умным сосредоточенным взглядом, одетого в психологизмом и историзмом как
красную курточку и синий костюм с золотым основополагающими художественными
шитьём. В Институт русской литературы принципами, что не могло не отразиться в
портрет поступил из Тархан в 1927 году. поэзии Лермонтова). Душа и личность
Портрет не документирован и у некоторых интересуют Лермонтова как главные
специалистов вызывает сомнения (И. реальности бытия. Тайна жизни и смерти
Зильберштейн, Е. Ковалевская), однако воспринимается им в рамках вечной жизни
сходство с первым, достоверным портретом и духа. Таким образом, мы находим ключевые
с описанием наружности Лермонтова-ребенка, слова к миропониманию поэта: оно строится
сделанным А.П. Шан-Гиреем, позволяет на понятиях свободы, личности и судьбы.
отнести его к бесспорным. Эти категории восприняты Лермонтовым во
13Родился М.Ю. Лермонтов 3 октября 1814 всей их неоднозначности. И сама
года в Москве, в семье отставного капитана неоднозначность понятий приводит к
Юрия Лермонтова. Невеселым было детство внутренней конфликтности мировидения
этого мальчика. Его мать, Марья поэта. Лермонтов погружается в
Михайловна, урожденная Арсеньева, исследования сложного духовного мира
принадлежала к богатой и знатной семье. человека, чья мысль вечно бодрствует в
Отец Лермонтова был небогат и незнатен. стремлении познать истину и достичь
Брак был, по тогдашним понятиям, неравным. абсолютного совершенства. Эта тяга к
Бабушка Лермонтова по материнской линии идеалу, к высшему совершенству при
Елизавета Арсеньева нежно полюбила внука, осознании несовершенства мира и человека -
но терпеть не могла отца его. На этой удивительная, чисто лермонтовская
почве начались семейные распри. Все трактовка основного романтического
детство поэта прошло под присмотром его конфликта между несовершенством мира
бабушки, которая души в нём не чаяла. Он вообще и идеальными устремлениями
получил превосходное домашнее образование, личности. Романтическое двоемирие, как
знал с самого детства немецкий и замечает В.С. Баевский, представлено у
французский язык. Также он обучался Лермонтова необыкновенно настойчиво и
рисованию, музыке, истории, русскому убедительно. Чем хуже, безнадежнее земная
языку, географию. Выучился играть на жизнь, тем более упорно лирический герой
скрипке и фортепиано. Много читал, рисовал поэта стремиться прочь от нее - к небу, к
и лепил фигурки из цветного воска. Уже идеалу, в мир своих воспоминаний, своей
тогда, в детские годы, М.Ю.Лермонтов души. Но и душа героя подвержена
полюбил скромную природу Тархан. Под разъедающему, отравляющему влиянию мира. В
опекой дядьки Лермонтова Андрея Ивановича традиционный "внешний" конфликт
Соколова он гулял по окрестностям. романтизма (личность и мир) Лермонтов
М.Лермонтов был довольно болезненным привнес глубочайший внутренний конфликт
мальчиком и бабушка трижды возила его на личности, постоянное противоборство
Кавказ к Горячим водам. Маленький разнонаправленных сил - сил добра и зла -
Лермонтов с нетерпением ждал этой поездки. в душе самого человека. Именно поэтому
Ожидания не обманули будущего поэта. На одного из ранних своих автобиографических
Горячих водах (так до 1830 года назывался героев назвал он "странным
Пятигорск) он наблюдал нравы кавказских человеком", тем самым определив
жителей, их мужество и ловкость, бывал на новизну, странность для общества и такого
праздниках горцев. Именно на Кавказе типа сознания, подобной психологии
Лермонтов впервые испытал чувство любви, личности. Своеобразие лермонтовского героя
когда ему было десять лет от роду. В 1827 заключается как раз в том, что временами
году бабушка повезла Мишу в Москву - она он устремлен к слиянию с природой, душа
решила поместить его в Университетский его открыта добру, любви, Богу.
благородный пансион. Почти каждую неделю 40Тема урока: Адресаты любовной лирики
бабушка устраивала детский бал. Лермонтов М.Ю.Лермонтова. Варвара Александровна
побывал в Большом театре на комической Лопухина – одна из самых глубоких
опере "Князь-невидимка". После сердечных привязанностей М.Ю.Лермонтова.
этого затеяли делать дома кукольный театр Пережив бурное увлечение Н.Ф.Ивановой,
,в котором Лермонтов ставил пьески. поэт в 1831 встретился в близкой ему семье
14Тарханы. (Никольское, Яковлевское) Лопухиных с младшей сестрой своего друга
село Чембарского у., пенз. губ., где Алексея – Варенькой. Варенька была пылкая,
прошли детские годы Михаила Юрьевича восторженная, поэтическая натура. Сельское
Лермонтова. Лермонтов приезжал в Тарханы уединение и чтение романов сделали ее
летом 1828. затем 16 января 1836 г. мечтательной. Но эта мечтательность
Тарханские впечатления, воспоминания умерялась природной живостью, веселостью и
детства отразились во многих произведениях общительностью. Свою склонность помечтать
Лермонтова.. В стихах. она не выказывала, а, наоборот, стыдилась
15Тарханы. Комната М. Ю. Лермонтова. как слабости. Была блондинка с черными
Фотография. 1970 г.г Лермонтов жил здесь с глазами. Это придавало ей особую прелесть.
1815 по 1827 г.г. Когда он подрос, в Каждая перемена настроения, мимолетное
Тарханы были приглашены несколько чувство и мелькнувшая мысль отражались на
мальчиков-сверстников. Они учились вместе ее подвижном лице. В минуты внутреннего
с Михаилом и были товарищами его детских подъема оно становилось. прекрасным, а
игр. В Тарханах до сих пор сохранились порой Варенька могла показаться совсем
остатки траншей, где мальчики разыгрывали некрасивой. В ней была обаятельная
сражения. простота, свойственная глубоким и цельным
16Кропотово. Имение Ю.П. Лермонтова. натурам. Она была всеобщей любимицей.
Кропотово, имение Лермонтовых в 41Е.А.Сушковой. История отношений
Ефремовском у. Тульской губ. (ныне поселок Лермонтова и Е.А.Сушковой – достаточно
Становлянского р-на Липецкой обл.) на значительный "сюжет" в личной и
левом берегу р. Любашевки. Лермонтов литературной биографии поэта. Лето и
Михаил неоднократно приезжал в Кропотово, начало осени 1830 г., проведенные
где жили А.В Лермонтова, Ю.Л. Лермонтов и Лермонтовым в имении Столыпиных
тетки поэта. Усадьба не сохранилась; в Середникове в тесном общении с московской
ноябре 1941 г. сожжена гитлеровцами. кузиной Сашенькой Верещагиной и её близкой
17Ссылки М.Ю.Лермонтова. Первый раз приятельницей Катей Сушковой, отмечено
М.Ю.Лермонтова отправили на Кавказ за интенсивностью творческого развития поэта:
написанное им стихотворение «Смерть поэтические создания этой поры – заметная
поэта»,посвящённое смерти веха в становлении его художественной
А.С.Пушкина.Благодаря хлопотам бабушки он индивидуальности.
пробыл в ссылке всего несколько месяцев, 42Тема урока:«Герой нашего
но это произвело на него неизгладимое времени»-первый в русской литературе
впечатление. После этого Лермонтов начал психологический роман. Смысл названия
писать произведение «Герой нашего романа. Композиция.
времени». Второй раз он туда попал из-за 43Онегин - Печорин Русский литературный
дуэли с сыном французского посланника прообраз, в который вглядывается Лермонтов
Баранта. Дуэль окончилась благополучно, но - Евгений Онегин. Он представляет,
это повлекло арест Лермонтова и ссылку в несомненно, большую законченность и силу.
Тенгинский пехотный полк на Кавказе. Онегина видишь в его основных линиях,
Прибыв на Кавказ, Лермонтов окунулся в Печорина - нет. В Онегине есть что-то
боевую жизнь и на первых же порах центральное, человеческое, живое, какое-то
отличился «мужеством и хладнокровием…….. зерно, которым от автора не наделен
18Взрослый Михаил Юрьевич Лермонтов. Печорин: этот внутренний огонь -
19М.Ю.Лермонтов в вицмундире способность к любви, между тем как
лейб-гвардии Гусарского полка (1834 год). лермонтовский герой безлюбовен.
Этот портрет (холст, масло), как 44Жанр Романа:
свидетельствует А.М. Меринский, товарищ нравственно-воспитательный авантюрный
Лермонтова по Школе юнкеров, Арсеньева личный. Развернутое изображение
заказала в 1834 году, сразу по "истории души человеческой",
производству внука в корнеты. Здесь Поэт повышенный интерес к "внутреннему
изображен в натуральную величину, человеку" привели Лермонтова к
погрудно, в вицмундире лейб-гвардейского психологизму. социально-психологический и
гусарского полка, в шинели, наброшенной на философский роман в центре - проблема
правое плечо, с треуголкой в левой руке. личности: Человек и судьба Человек и его
Несмотря на некоторую нарядность назначение Цель и смысл жизни, ее
изображения и явное стремление художника возможности и Действительность Свобода и
приукрасить натуру - удлиненное лицо, необходимость - основные вопросы романа.
прямой нос, пышная шевелюра – портрет 45Роман “Герой нашего времени”,
внушает доверие не только верно написанный Лермонтовым в 1837-1840 годах,
переданными, красивыми линиями лба, представляет собой первое реалистическое
очертанием губ, но и общим мягким, прозаическое социально-психологическое и
приятным выражением лица и глаз, глубиной философское произведение в русской
взгляда, которую художнику так точно литературе. Время написания романа
удалось уловить. пришлось на период реакции, наступившей в
20Лермонтов в ментике лейб-гвардии стране после разгрома декабрьского
Гусарского полка (1837 год). Следующий восстания. Основной задачей Лермонтова
портрет относится к январю — февралю 1837 было нарисовать портрет человека той
года. Выполнен П.Е. Заболотским, учителем эпохи, то есть героя своего времени, образ
живописи Лермонтова, по заказу Арсеньевой которого составлен из пороков всего
(картон, масло; Государственная современного автору поколения.
Третьяковская галерея). Поэт изображен в 46Основная идея романа. Основная идея
расстегнутом ментике с золотыми шнурами. лермонтовского романа связана с
До смерти Арсеньевой портрет находился в центральным его образом — Печориным; все
Тарханах, затем через потомков А.А. подчинено задаче всестороннего и глубокого
Столыпина в 1925 году был передан в раскрытия характера этого героя. Белинский
Государственную Третьяковскую галерею. очень точно подметил своеобразие описания
Несмотря на то, что Заболотский не был автором Печорина. Лермонтов, но выражению
крупным мастером, портрет, выполненный в критика, изобразил "внутреннею
реалистичной манере, имеет преимущества человека", выступив глубоким
перед другими и свидетельствует о психологом и художником-реалистом. Значит,
прекрасном знании художником натуры и Лермонтов впервые в русской литературе
дружественном расположении к использовал психологический анализ как
портретируемому. средство для раскрытия характера героя,
21Автопортрет Лермонтова (1837 год). В его внутреннего мира. Глубокое
1837 году, на Кавказе, в ссылке, Лермонтов проникновение в психологию Печорина
создает свой автопортрет на фоне помогает лучше понять остроту социальных
кавказского пейзажа (бумага, акварель; в проблем, поставленных в романе. Это дало
Государственный литературный музей основание Белинскому назвать Лермонтова
поступил из ФРГ). На поэте мундир "решителем важных современных
Нижегородского драгунского полка (красный вопросов".
воротник, эполеты, газыри, бурка на плече 47Основные действующие лица. Печорин,
и шашка). На обороте картонной подложки Григорий Александрович Максим Максимыч,
наклейка с надписью по-немецки: «Michel штабс-капитан Бэла, черкешенка, дочь князя
Lermontoff Russischer Officier und Dichter Казбич, черкес Азамат, черкес, сын князя
von ihm Selbst gemalt» («Михаил Лермонтов, княжна Мери Лиговская Вера. В ее чертах
русский офицер и поэт, им самим находят сходство с большой любовью
рисованный»). Автопортрет предназначался Лермонтова Варварой Лопухиной-Бахметевой,
любимой женщине — В.А. Лопухиной отношения с которой в реальной жизни не
(Бахметевой), которой Лермонтов и вручил вышли из разряда платонических.
его в июне 1838 года при их последней Грушницкий, юнкер, позже произведен в
встрече, перед ее отъездом в Германию. офицеры. доктор Вернер. Его прототипом был
22Портрет Лермонтова работы А.И. доктор Н. В. Майер, служивший на Кавказе
Клюндера (1838 год). Это самый ранний Вулич, поручик.
портрет Лермонтова, работы Клюндера — 1838 48Структура романа. Роман состоит из
года (бумага, акварель; Институт русской нескольких частей, расположенных не в
литературы). Лермонтов в черном хронологическом порядке. Такое
расстегнутом сюртуке лейб-гвардейского расположение служит особым художественным
Гусарского полка, с красным воротником на задачам: в частности, сначала Печорин
синей подкладке, с эполетами корнета. показывается глазами Максима Максимовича,
Портрет подписной, датированный: «38/XI». а только затем мы видим его изнутри, по
Известно, что Клюндер в это время выполнял дневниковым записям. Предисловие ЧАСТЬ
серии портретов лейб-гусар по их заказу. ПЕРВАЯ I. Бэла II. Максим Максимыч Журнал
Портрет Лермонтова — из собрания командира Печорина Предисловие I. Тамань ЧАСТЬ
этого полка М.Г. Хомутова (?). Долгое ВТОРАЯ Окончание журнала Печорина II.
время портрет находился в Царскосельском Княжна Мери III. Фаталист.
дворце, затем попал в Арт. музей и оттуда 49Хронологический порядок частей. Тамань
— в Институт русской литературы. Мнения Княжна Мери Фаталист Бэла Максим Максимыч
современников относительно сходства Между событиями «Бэлы» и встречей Печорина
противоречивы. с Максимом Максимычем на глазах у
23Портрет Лермонтова работы А.И. рассказчика в «Максиме Максимовиче»
Клюндера (1839). Второй портрет работы проходит пять лет.
А.И. Клюндера — авторское повторение 1839 50Печорин. Печорин — петербуржец. В
года (из коллекции однополчанина поэта Пятигорск он приезжает из столицы. Его
В.Д. Бакаева) — почти не отличается от отъезд на Кавказ связан с «какими-то
предыдущего портрета, нарисованного тем же похождениями». В крепость, где происходит
художником разница лишь в том что действие «Бэлы», он попадает после дуэли с
Лермонтов повернут в другую сторону и в Грушницким, в возрасте 25 лет. Там он
небольших изменениях (бумага, акварель; с находится в чине прапорщика. Вероятно, он
1917 находится в Институте русской был переведен из гвардии в армейскую
литературы). пехоту или армейские драгуны. Встреча с
24Портрет Лермонтова работы Максимом Максимычем происходит через пять
однополчанина Д.П. Палена (1840). лет после истории с Бэлой, когда Печорину
Чрезвычайно ценен портрет, выполненный в уже 30. Он умирает, возвращаясь из Персии.
июле 1840 с натуры однополчанином Фамилия Печорина, происходящая от названия
Лермонтова, бароном Д.П. Паленом, после реки Печоры, имеет семантическую близость
валерикского боя, в палатке барона Л.В. с фамилией Онегина.
Россильона. Это - оплечное изображение: у 51Образ Печорина. Образ Печорина — одно
поэта усталый вид, он небрит, в глазах из художественных открытий Лермонтова.
грусть; фуражка помята, ворот сюртука Печоринский тип поистине эпохален, и
расстегнут, без эполет. Это - единственный прежде всего потому, что в нем получили
профильный портрет Лермонтова и, возможно, концентрированное выражение особенности
наиболее схожий с оригиналом из всех последекабрьской эпохи, когда на
прижизненных изображений. поверхности «видны были только потери,
25Портрет Лермонтова работы П.Е. жестокая реакция», внутри же «совершалась
Заболотского (1840). Портрет работы великая работа… глухая и безмолвная, но
Заболотского (картон, масло; хранится в деятельная и беспрерывная …» (Герцен, VII,
Институте русской литературы). Лермонтов 209—11). Печорин личность неординарная и
одет в темный двубортный сюртук с красными спорная. Он может жаловаться на сквозняк,
обшлагами. Внизу подпись художника и дата а через некоторое время скакать с шашкой
«1840» (славянскими литерами). Этот наголо на врага.
портрет, как и портрет 1837 года, выполнен 52Композиция «Героя нашего времени».
опытным художником-реалистом с теплотой и Композиция «Героя нашего времени» сложная
любовью: умный сосредоточенный взгляд, и оригинальная. С одной стороны, в центре
твердость выразительных губ обнаруживают всех пяти новелл образ Печорина, с другой
волю и, видимо, соответствуют состоянию стороны, здесь нет обычного «наслоения»
поэта в начале 1840 года. эпизодов, сцен, встреч главного героя с
26М. Ю. Лермонтов в сюртуке Тенгинского другими персонажами. Столкновение главного
пехотного полка. Акварель К.А. Горбунова. героя романа с другими персонажами
(1841). Последний прижизненный портрет образует несколько сюжетных линий, в
Лермонтова — 1841 год (до мая) — выполнен основе которых разные конфликты: интимные,
во время короткого отпуска поэта, психологические, нравственные,
вернувшегося в Петербург из кавказской философские, конфликты характеров: Печорин
ссылки. А.А. Краевский заказал его К.А. и Бэла, Печорин и Мери, Печорин и Вера,
Горбунову (бумага, акварель). Изображение Печорин и Вернер, Печорин и Грушницкий,
поясное, Лермонтов одет в сюртук Печорин и Максим Максимыч, Печорин и
Тенгинского полка. В 1875 году П.А. «водяное общество». Эти сюжетные линии,
Ефремов, со слов Горбунова, сообщил, что различные по протяженности во времени,
художник не успел закончить работы «за дополняются скрытым подтекстом (конфликт
отъездом Лермонтова на Кавказ и доделал Печорина и «власть имущих», по воле
уже после его смерти».В 1842 году по которых он оказался на Кавказе,
акварельному портрету Горбунова К. Поль «правопорядок» которых герой не
изготовил литографию, которая была принимает). Соединение сюжетных линий
разослана подписчикам «ОЗ» одновременно с образует полифоническую структуру романа.
январским номером журнала. Портрет Это, конечно, новаторское произведение в
Горбунова был приложен также к первой своей идейно-художественной основе.
части «Стихотворений» Лермонтова Полифоническое построение романа
(1842—44). Таким образом, работа Горбунова дополняется разными повествованиями о
оказалась первым изображением Лермонтова, Печорине, то есть главный герой
с которым познакомились читатели, и характеризуется с разных позиций, включая
единственным в течение почти 22 лет, по и его исповедь, которую можно считать
которому делалось множество гравюр и доминирующей.
литографий. 53ПЕЧОРИН - ГЕРОЙ СВОЕГО ВРЕМЕНИ I.
27Дуэли Лермонтова. "Средь бурь пустых томится юность
28Первая дуэль: Ухаживая за княгиней наша..." (Печорин - герой переходного
Щербатовой — музой стихотворения «На времени, представитель дворянской
светские цепи», — он встретил соперника в молодежи, вступившей в жизнь после погрома
лице сына французского посланника Баранта. декабристов, отсутствие высоких
В результате — дуэль, окончившаяся общественных идеалов - яркая черта этого
благополучно, но для Лермонтова повлекшая исторического периода). II. Печорин -
арест на гауптвахте, потом перевод в трагическая личность: 1. "моя жизнь
Тенгинский пехотный полк на Кавказе. была только цепь грустных и неудачных
29Вторая дуэль: По окончании отпуска, противоречий сердцу или рассудку"; 2.
весной 1841, М.Ю.Лермонтов уехал из "я всегда ненавидел гостей у
Петербурга с тяжелыми предчувствиями — себя"; 3. "во мне душа испорчена
сначала в Ставрополь, где стоял тенгинский светом"; 4. "любовь только
полк, потом в Пятигорск. По некоторым раздражала мое воображение и самолюбие, а
рассказам, он ещё в 1837 познакомился сердце осталось пусто"; 5. "у
здесь с семьей Верзилиных и одну из сестер меня несчастный характер: воспитание ли
— Эмилию Верзилину — прозвал «La Rose du меня сделало таким, Бог ли так меня
Caucase». Теперь он встретил рядом с ней создал, не знаю, знаю только то, что если
гвардейского отставного офицера Мартынова, я причиняю несчастья другим, то и сам не
«мрачного и молчаливого», игравшего роль менее несчастлив"; 6. "...
непонятого и разочарованного героя, в двадцать раз жизнь свою, даже честь
черкесском костюме с громадным кинжалом. поставлю на карту... но свободы своей не
Лермонтов фстал поднимать его на смех в продам"; глаза Печорина - "они
присутствии красавицы и всего общества. не смеялись, когда он смеялся... Это
Столкновения были неминуемы; в результате признак - или злого нрава, или глубокой
одного из них произошла дуэль.Лермонтов постоянной грусти" (Повествователь);
вскоре умер. 54Конфликт Печорин- Грушницкий.
30Смерть М.Ю.Лермонтова. На второй день 55Печорин и Грушницкий. Сравнительная
после гибели поэта Р.К. Шведе создал характеристика героев. Печорин по
портрет «Лермонтов на смертном одре. происхождению аристократ, получил светское
«Живопись нехороша, но память дорога, так воспитание. Легкомысленная жизнь
как это единственный снимок», – писал в аристократа ему вскоре опротивела,
80-х годах Д.А. Столыпин об этой работе. наскучило и чтение книг. После «нашумевшей
Здесь поэт лежит в белой рубашке, истории в Петербурге» Печорина ссылают на
прикрытый до пояса простыней; волосы Кавказ. Рисуя внешность своего героя,
коротко острижены, рот и глаза автор несколькими штрихами указывает не
полуоткрыты. По свидетельствам его аристократическое происхождение.
современников, Шведе точно запечатлел Печорин – физически сильный и выносливый
облик погибшего. Портрет, написанный по человек. Он наделен незаурядным умом,
заказу А.А. Столыпина, много лет находился критически оценивающим окружающий мир. Он
у него, а в 1882 году А. Столыпиным был размышляет над проблемами добра и зла,
передан в Лермонтовский музей. Портрет любви и дружбы, над смыслом человеческой
Шведе условно был отнесен к прижизненным, жизни. В оценке современников
так как писался с натуры. Портрет самокритичен. Наиболее полно и глубоко
оставляет тяжелое впечатление. внутренний мир Печорина раскрывается в
31Пушкин - Лермонтов Дмитрий повести «Княжна Мери», где происходит его
Мережковский: Пушкин - дневное, Лермонтов встреча с Грушницким. Своим жалким
- ночное светило русской поэзии В жизни поведением Грушницкий, с одной стороны,
Пушкин - весь на людях, но в творчестве - подчеркивает благородство Печорина, а с
один; Лермонтов - обратное: в жизни - другой, как будто стирает всякие различия
один, в творчестве идет к людям: пусть не между ними. Ведь Печорин и сам подглядывал
доходит, но идет, пусть ненавидит, но не за ним и княжной Мери, что, безусловно, не
бесстрастен. Василий Розанов Пушкин есть было поступком благородным. Да и княжну он
поэт мирного "лада", - ладности, никогда не любил, а просто использовал ее
гармонии, согласия и счастья. доверчивость и любовь для борьбы с
"Прощайте, ухожу!" - сущность Грушницким. Грушницкий – юнкер, он самый
всей поэзии Лермонтова. Ничего кроме обыкновенный юноша, мечтающий о любви,
этого. "Разлад", "не «звездочках» на погонах. Производить
хочется", "отвращение" - эффект - его страсть. В новом офицерском
вот все, что он пел. Пушкину и в тюрьме мундире, расфранченный, пахнущий духами,
было бы хорошо. Лермонтову и в раю было бы он отправляется к Мери. Он –
скверно. посредственность, ему присуща одна вполне
32О поэзии М.Ю.Лермонтова. Поэзия простительная в его возрасте слабость –
М.Ю.Лермонтова неразрывно связана с его драпироваться в необыкновенные чувства. Он
личностью, она в полном смысле поэтическая как бы стремится играть модную в то время
автобиография. Основные черты роль разочарованного героя, «существо,
лермонтовской природы — необыкновенно обреченное каким-то тайным страданиями».
развитое самосознание, дельность и глубина Грушницкий – вполне удавшаяся пародия на
нравственного мира, мужественный идеализм Печорина. Вот почему молодой юнкер так не
жизненных стремлений. Все эти черты приятен ему. Своим жалким поведением
воплотились в его произведениях, начиная с Грушницкий, с одной стороны, подчеркивает
самых ранних прозаических и стихотворных благородство Печорина, а с другой, как
излияний и кончая зрелыми поэмами и будто стирает всякие различия между ними.
романом.Также появляется такое направление Ведь Печорин и сам подглядывал за ним и
как демонизм Лермонтова — это высшая княжной Мери, что, безусловно, не было
ступень идеализма, то же самое, что мечты поступком благородным. Да и княжну он
людей XVIII века о всесовершенном никогда не любил, а просто использовал ее
естественном человеке, о свободе и доверчивость и любовь для борьбы с
доблестях золотого. Грушницким.
33Основные темы и мотивы лирики М.Ю. 56Грушницкий, как человек недалекий,
Лермонтова. Своеобразие творческого пути вначале не понимает отношения к нему
М. Ю. Лермонтова (движение от романтизма к Печорина. Грушницкий кажется себе
реализму, романтические мотивы в зрелой человеком самоуверенным, весьма
лирике, возврат поэта в позднем творчестве проницательным и значительным: «Мне жаль
к темам ранней лирики, постоянный интерес тебя, Печорин», - снисходительно говорит
к проблеме личности). он. Но события не уловимо развиваются по
34Разнообразие тем и мотивов в лирике замыслу Печорина. И вот уже юнкер,
поэта: отрицание существующей обуреваемый страстью, ревностью и
действительности - "Жалобы негодованием, предстает перед нами в ином
турка" (1829), "Умирающий свете. Он оказывается не таким уж и
гладиатор" (1835), "Прощай, безобидным, способным на месть,
немытая Россия" (1840); бездуховность бесчестность и подлость. Тот, кто совсем
общества, маскарадность света - недавно, играл в благородство, сегодня
"Исповедь" (1831), "Как способен выстрелить в безоружного
часто, пестрою толпою окружен..." человека. Сцена дуэли раскрывает сущность
(1840), "Из-под таинственной, Грушницкого, стреляйте, я себя презираю, а
холодной полумаски" (1841); судьба вас ненавижу. Если вы меня не убьете я вас
поколения - "Монолог" (1829), зарежу ночью из-за угла. Нам на земле
"Дума"(1838); образ родины, вдвоем нет места… Грушницкий отвергает
обращение к отечественной истории, поиски примирение Печорин хладнокровно стреляет в
идеалов в прошлом - "Новгород" него. Ситуация становится необратимой
(1830), "Поле Бородина" (1831), Грушницкий погибает испив чашу стыда
"Бородино" (1887), раскаяния и ненависти до конца.
"Родина" (1841); обращение к 57Женские образы в романе М.Ю.Лермонтова
природе как одухотворенной красоте, «Герой нашего времени». Женские образы
источнику сил, а также отражение в ней играют большую роль в романе «Герой нашего
трагических моментов жизни, изменений времени» : позволяют более глубоко
человеческой души - "Кавказ" раскрыть характер Печорина, его внутренний
(1830), "Вечер после дождя" мир, а также его отношение к любви. Все
(1830), "Когда волнуется желтеющая женские персонажи - представительницы
нива..." (1837), "Дары разных миров: Бэла -одна из “детей
Терека" (1839), "Тучи" природы”, в мир которых попадает Печорин в
(1840), "На севере диком стоит повести “Бэла”; ундина представляет в
одиноко..." (1841), "Утес" романе романтический мир беззаконной
(1841); тема любви и дружбы, емкость вольности, к которой стремится Печорин;
понятия любви, страсть и страдание как княжна Мери и Вера социально родственны
составляющие любви, поиск духовной главному герою.
близости и понимания - "К 58М.Ю. Лермонтов – второй по величине
друзьям" (1828), "Ужасная судьба поэт «золотого века» русской поэзии, в
отдай сына..." (1881), "Я не творчестве которого отразились основные
люблю тебя; страстей..." (1881), черты эпохи, страстная, мятущаяся,
"Подражания Байрону" (1881), наполненная противоречиями человеческая
"Памяти Д.И. Одоевского" (1839), натура, вечное томление человеческого
"<М.А. Щербатовой>" духа. Казался ты и сумрачным и властным,
(1840), "<А. И. Безумной вспышкой непреклонных сил: Но ты
Смирновой>" (1840), "Нет, не мечтал об ангельски прекрасном, Ты
тебя так пылко я люблю..." (1841); демонски мятежное любил! В.Я. Брюсов.
35тема гордого одиночества, непонятости
Михаил Юрьевич Лермонтов.ppt
http://900igr.net/kartinka/literatura/mikhail-jurevich-lermontov-91717.html
cсылка на страницу

Михаил Юрьевич Лермонтов

другие презентации на тему «Михаил Юрьевич Лермонтов»

«М.Ю.Лермонтов биография» - Лермонтов Михаил Юрьевич (1814-1841), поэт, прозаик, драматург. Получает гуманитарное образование, которое пополняет самостоятельным чтением. 1830 год – лермонтов начинает учиться на нравственно-политическом отделении московского университета. Биография М.Ю.Лермонтова. Картины Лермонтова. Уже в Тарханах определился острый интерес Лермонтова к литературе и поэтическому творчеству.

«Лермонтов биография» - Развалины близ селения Караагач в Кахетии.1837-1838. Творческая работа по литературному чтению. М.Ю.Лермонтов. Крестовая гора. 1837-1838. Памятник М.Ю.Лермонтову в центре г. Пятигорска. Место дуэли М.Ю.Лермонтова у подножия горы Машук г.Пятигорск. Биография. Мама – М.М.Арсеньева. Воспоминания о Кавказе.

«Роман Герой нашего времени» - Перекличка двух героев. Кисловодск. Раскрытие характера героя Лермонтовым. Поездки в Пятигорск. Онегин. Становится свидетелем и участником трагедии Вулича. Начало повести «Бела». Портрет 3-х летнего Михаила. Хронологический порядок (фабула произведения). Посещение Тамани. Построение романа «Герой нашего времени».

«Произведения Лермонтова» - 9 класс. Биографическая справка. "Пророк". Роман "Герой нашего времени". Рабочий стол М.Ю. Лермонтова. "Утёс". Произведения 5-го класса. Система рассказчиков в романе. Произведения 7-го класса. "Узник". Произведения 6-го класса. "Парус". Поэма "Мцыри".

«Лермонтов роман» - Михаил Юрьевич Лермонтов. В.Г.Белинский. А.А.Краевский предложил название «Один из героев нашего времени». Николай Первый. Роман «Герой нашего времени». Какую жизнь ведёт поколение? Из записок офицера о Кавказе» «Фаталист» «Тамань». М.Ю.Лермонтов. «Бэла». Определи верную последовательность эпизодов.

«Лирика Лермонтова» - «И вновь один, и вновь живу собой» Лирика М.Ю. Лермонтова. Н.Ф. Иванова. И вновь один, и вновь живу собой» Лирика М.Ю. Лермонтова. Автопортрет М.Ю. Лермонтова. Отец М.Ю. Лермонтова. Смешать печаль, которой нет острей, С восторгами, которых не бывало К. Бальмонт. Бабушка М.Ю. Лермонтова Е.А. Арсеньева.

Биография Лермонтова

29 презентаций о биографии Лермонтова
Урок

Литература

183 темы
Картинки