Стихи о природе
<<  Природы чудные напевы Природа героизма и предательства в повести В. Быкова «Сотников»  >>
Симметрия в живой природе
Симметрия в живой природе
Симметрия в живой природе
Симметрия в живой природе
Симметрия в живой природе
Симметрия в живой природе
Симметрия в живой природе
Симметрия в живой природе
Зеркальная симметрия в природе
Зеркальная симметрия в природе
Зеркальная симметрия в природе
Зеркальная симметрия в природе
Зеркальная симметрия в природе
Зеркальная симметрия в природе
Зеркальная симметрия в природе
Зеркальная симметрия в природе
Золотое сечение в природе
Золотое сечение в природе
Принципы формообразования в природе
Принципы формообразования в природе
Принципы формообразования в природе
Принципы формообразования в природе
Золотое сечение в природе
Золотое сечение в природе
Золотое сечение в искусстве
Золотое сечение в искусстве
Симметрия в природе, искусстве и литературе
Симметрия в природе, искусстве и литературе
Явление Христа народу
Явление Христа народу
Золотое сечение в работах Леонардо да Винчи
Золотое сечение в работах Леонардо да Винчи
Золотое сечение в картине И. И. Шишкина"Сосновая роща"
Золотое сечение в картине И. И. Шишкина"Сосновая роща"
Золотая спираль в картине Рафаэля"Избиение младенцев"
Золотая спираль в картине Рафаэля"Избиение младенцев"
Золотое сечение в архитектуре
Золотое сечение в архитектуре
Золотое сечение в литературе
Золотое сечение в литературе
Симметрия в повести «Собачье сердце»
Симметрия в повести «Собачье сердце»
Картинки из презентации «Симметрия в природе, искусстве и литературе» к уроку литературы на тему «Стихи о природе»

Автор: 1. Чтобы познакомиться с картинкой полного размера, нажмите на её эскиз. Чтобы можно было использовать все картинки для урока литературы, скачайте бесплатно презентацию «Симметрия в природе, искусстве и литературе.ppt» со всеми картинками в zip-архиве размером 910 КБ.

Симметрия в природе, искусстве и литературе

содержание презентации «Симметрия в природе, искусстве и литературе.ppt»
Сл Текст Сл Текст
1Симметрия в природе, искусстве и 15Явственный эффект приближение Мессии к
литературе. Симметрия в природе. людям возникает из-за того, что он уже
"Симметрия является той идеей, прошел точку золотого сечения (перекрестье
посредством которой человек на протяжении оранжевых линий) и сейчас входит в ту
веков пытался постичь и создать порядок, точку, которую мы будем называть точкой
красоту и совершенство" Герман Веель. серебряного сечения (это отрезок, деленный
2Симметрия в природе. Симметрией на число ?, или отрезок минус отрезок,
обладают не только геометрические фигуры деленный на число ?).
или вещи, сделанные рукой человека, но и 16«Явление Христа народу».
многие творения природы (бабочки, 17Золотое сечение в работах Леонардо да
стрекозы, листья, морские звезды, снежинки Винчи. Переходя к примерам “золотого
и т. д.). Особенно разнообразны свойства сечения” в живописи, нельзя не остановить
симметрии кристаллов... Одни из них более своего внимания на творчестве Леонардо да
симметричны, другие — менее. Долгое время Винчи. Его личность – одна из загадок
ученые-кристаллографы не могли описать истории. Сам Леонардо да Винчи говорил:
всех видов симметрии кристаллов. Решил эту “Пусть никто, не будучи математиком, не
задачу в 1890 г. русский ученый Е. С дерзнет читать мои труды”. Он снискал
Федоров. Он доказал, что есть ровно 230 славу непревзойденного художника, великого
групп, переводящих в себя кристаллические ученого, гения, предвосхитившего многие
решетки. Это открытие значительно изобретения, которые не были осуществлены
облегчило кристаллографам изучение видов вплоть до XX в. Нет сомнений, что Леонардо
кристаллов, которые могут существовать в да Винчи был великим художником, это
природе. Следует, однако, заметить, что признавали уже его современники, но его
многообразие кристаллов в природе личность и деятельность останутся
настолько велико, что даже использование покрытыми тайной, так как он оставил
группового подхода не дало еще способа потомкам не связное изложение своих идей,
описать все возможные формы кристаллов. а лишь многочисленные рукописные наброски,
3Симметрия в природе. Очень широко заметки, в которых говорится “обо всем на
используется теория групп симметрии в свете”. Он писал справа налево
квантовой физике. Уравнения, которыми неразборчивым почерком и левой рукой. Это
описывается поведение электронов в атоме самый известный из существующих образец
(так называемое волновое уравнение зеркального письма. Портрет Монны Лизы
Шредингера), уже при небольшом числе (Джоконды) долгие годы привлекает внимание
электронов настолько сложны, что исследователей, которые обнаружили, что
непосредственное решение их практически композиция рисунка основана на золотых
невозможно. Однако, используя свойства треугольниках, являющихся частями
симметрии атома (неизменность правильного звездчатого пятиугольника.
электромагнитного поля ядра при поворотах Существует очень много версий об истории
и симметриях, возможность некоторых этого портрета. Вот одна из них. Однажды
электронов между собой, т.е. симметричное Леонардо да Винчи получил заказ от банкира
расположение этих электронов в атоме и Франческо де ле Джокондо написать портрет
т.д.), удается исследовать их решения, не молодой женщины, жены банкира, Монны Лизы.
решая уравнений. Вообще, использование Женщина не была красива, но в ней
теории групп является мощным привлекала простота и естественность
математическим методом исследования и облика. Леонардо согласился писать
учета симметрии явлений природы. портрет. Его модель была печальной и
4Симметрия в живой природе. грустной, но Леонардо рассказал ей сказку,
5Зеркальная симметрия в природе. услышав которую, она стала живой и
6Золотое сечение. ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ — интересной.
теоретически термин сформирован в эпоху 18Золотое сечение в работах Леонардо да
Возрождения и обозначает строго Винчи. А при анализе трех портретов Работы
определенное математическое соотношение Леонардо да Винчи оказывается, что у них
пропорций, при котором одна из двух практически идентичная композиция. И
составных частей во столько же раз больше построена она не на золотом сечении, а на
другой, во сколько сама меньше целого. ?2, горизонтальная линия которого на
Художники и теоретики прошлого нередко каждой из трех работ проходит через кончик
считали золотое сечение идеальным носа.
(абсолютным) выражением 19Золотое сечение в картине И. И.
пропорциональности, на деле же Шишкина"Сосновая роща" На этой
эстетическое значение этого «непреложного знаменитой картине И. И. Шишкина с
закона» ограниченно в силу известной очевидностью просматриваются мотивы
неуравновешенности горизонтального и золотого сечения. Ярко освещенная солнцем
вертикального направлений. В практике сосна (стоящая на первом плане) делит
изобразительного искусства 3. с. редко длину картины по золотому сечению. Справа
применяется в его абсолютной, неизменной от сосны - освещенный солнцем пригорок. Он
форме; большое значение имеют здесь делит по золотому сечению правую часть
характер и мера отклонений от абстрактной картины по горизонтали. Слева от главной
математической пропорциональности. сосны находится множество сосен - при
7Золотое сечение в природе. Все, что желании можно с успехом продолжить деление
приобретало какую-то форму, картины по золотому сечению и дальше.
образовывалось, росло, стремилось занять Наличие в картине ярких вертикалей и
место в пространстве и сохранить себя. Это горизонталей, делящих ее в отношении
стремление находит осуществление в золотого сечения, придает ей характер
основном в двух вариантах – рост вверх или уравновешенности и спокойствия, в
расстилание по поверхности земли и соответствии с замыслом художника. Когда
закручивание по спирали. Раковина же замысел художника иной, если, скажем,
закручена по спирали. Если ее развернуть, он создает картину с бурно развивающимся
то получается длина, немного уступающая действием, подобная геометрическая схема
длине змеи. Небольшая десятисантиметровая композиции (с преобладанием вертикалей и
раковина имеет спираль длиной 35 см. горизонталей) становится неприемлемой.
Спирали очень распространены в природе. 20Золотая спираль в картине
Представление о золотом сечении будет Рафаэля"Избиение младенцев" В
неполным, если не сказать о спирали. отличии от золотого сечения ощущение
Рис.1. Спираль Архимеда. динамики, волнения проявляется, пожалуй,
8Принципы формообразования в природе. сильней всего в другой простой
Гете подчеркивал тенденцию природы к геометрической фигуре - спирали.
спиральности. Винтообразное и Многофигурная композиция, выполненная в
спиралевидное расположение листьев на 1509 - 1510 годах Рафаэлем, когда
ветках деревьев подметили давно. Спираль прославленный живописец создавал свои
увидели в расположении семян фрески в Ватикане, как раз отличается
подсолнечника, в шишках сосны, ананасах, динамизмом и драматизмом сюжета. Рафаэль
кактусах и т.д. Совместная работа так и не довел свой замысел до завершения,
ботаников и математиков пролила свет на однако, его эскиз был гравирован
эти удивительные явления природы. неизвестным итальянским графиком
Выяснилось, что в расположении листьев на Маркантинио Раймонди, который на основе
ветке (филотаксис), семян подсолнечника, этого эскиза и создал
шишек сосны проявляет себя ряд Фибоначчи, гравюру"Избиение младенцев". На
а стало быть, проявляет себя закон подготовительном эскизе Рафаэля проведены
золотого сечения. Паук плетет паутину красные линии, идущие от смыслового центра
спиралеобразно. Спиралью закручивается композиции - точки, где пальцы воина
ураган. Испуганное стадо северных оленей сомкнулись вокруг лодыжки ребенка, - вдоль
разбегается по спирали. Молекула ДНК фигур ребенка, женщины, прижимающей его к
закручена двойной спиралью. Гете называл себе, воина с занесенным мечом и затем
спираль «кривой жизни». Среди придорожных вдоль фигур такой же группы в правой части
трав растет ничем не примечательное эскиза. Если естественным образом
растение – цикорий. Приглядимся к нему соединить эти куски кривой пунктиром, то с
внимательно. От основного стебля очень большой точностью получается
образовался отросток. Тут же расположился ...золотая спираль! Это можно проверить,
первый листок. измеряя отношение длин отрезков,
9Принципы формообразования в природе. В высекаемых спиралью на прямых, проходящих
ящерице с первого взгляда улавливаются через начало кривой.
приятные для нашего глаза пропорции – 21Золотое сечение в архитектуре. Как
длина ее хвоста так относится к длине указывает Г.И. Соколов, протяженность
остального тела, как 62 к 38. И в холма перед Парфеноном, длины храма Афины
растительном, и в животном мире настойчиво и участка Акрополя за Парфеноном
пробивается формообразующая тенденция соотносятся как отрезки золотой пропорции.
природы – симметрия относительно При взгляде на Парфенон у места
направления роста и движения. Здесь расположения монументальных ворот при
золотое сечение проявляется в пропорциях входе в город (пропилеи) отношения массива
частей перпендикулярно к направлению скалы у храма также соответствует золотой
роста. Природа осуществила деление на пропорции. Таким образом, золотая
симметричные части и золотые пропорции. В пропорция была использована уже при
частях проявляется повторение строения создании композиции храмов на священном
целого. холме. Многие исследователи, стремившиеся
10Золотое сечение в природе. Великий раскрыть секрет гармонии Парфенона, искали
Гете, поэт, естествоиспытатель и художник и находили в соотношениях ее частей
(он рисовал и писал акварелью), мечтал о золотое сечение . Если принять за единицу
создании единого учения о форме, ширины торцовый фасад храма, то получим
образовании и преобразовании органических прогрессию, состоящую из восьми членов
тел. Это он ввел в научный обиход термин ряда: 1 : j : j 2 : j 3 : j 4 : j 5 : j 6
морфология. Пьер Кюри в начале нашего : j 7, где j =1,618 [2].
столетия сформулировал ряд глубоких идей 22Золотое сечение в литературе.
симметрии. Он утверждал, что нельзя 23Симметрия в повести «Собачье сердце».
рассматривать симметрию какого-либо тела, 24Золотые пропорции в литературе. Поэзия
не учитывая симметрию окружающей среды. и золотое сечение. Многое в структуре
Закономерности «золотой» симметрии поэтических произведений роднит этот вид
проявляются в энергетических переходах искусства с музыкой. Четкий ритм,
элементарных частиц, в строении некоторых закономерное чередование ударных и
химических соединений, в планетарных и безударных слогов, упорядоченная
космических системах, в генных структурах размерность стихотворений, их
живых организмов. Эти закономерности есть эмоциональная насыщенность делают поэзию
в строении отдельных органов человека и родной сестрой музыкальных произведений.
тела в целом, а также проявляются в Каждый стих обладает своей музыкальной
биоритмах и функционировании головного формой - своей ритмикой и мелодией. Можно
мозга и зрительного восприятия. Можно ожидать, что в строении стихотворений
заметить золотые пропорции, если проявятся некоторые черты музыкальных
внимательно посмотреть на яйцо птицы. произведений, закономерности музыкальной
11Симметрия в искусстве. В искусстве гармонии, а следовательно, и золотая
симметрия 1 играет огромную роль, многие пропорция. Начнем с величины
шедевры архитектуры обладают симметрией. стихотворения, то есть количества строк в
При этом обычно имеется в виду зеркальная нем. Казалось бы, этот параметр
симметрия. Термин "симметрия" в стихотворения может изменяться
разные исторические эпохи использовался произвольно. Однако оказалось, что это не
для обозначения разных понятий. Симметрия так. Например, проведенный Н. Васютинским
- соразмерность, правильность в анализ стихотворений А.С. Пушкина с этой
расположении частей целого. Для греков точки зрения показал, что размеры стихов
симметрия означала соразмерность. распределены весьма неравномерно;
Считалось, что две величины являются оказалось, что Пушкин явно предпочитает
соразмерными, если существует третья размеры в 5, 8, 13, 21 и 34 строк (числа
величина, на которую эти две величины Фибоначчи).
делятся без остатка. Здание (или статуя) 25Золотое сечение в стихотворении А.С.
считалось симметричным, если оно имело Пушкина. Картину раз высматривал сапожник
какую-то легко различимую часть, такую, И в обуви ошибку указал; Взяв тотчас
что размеры всех остальных частей кисть, исправился художник, Вот,
получались умножением этой части на целые подбочась, сапожник продолжал: "Мне
числа, и таким образом исходная часть кажется, лицо немного криво ... А эта
служила видимым и понятным модулем. грудь не слишком ли нага? Тут Апеллес
12Золотое сечение в искусстве. прервал нетерпеливо: "Суди, дружок,
Искусствоведы дружно утверждают, что на не выше сапога!" Есть у меня приятель
живописном полотне существуют четыре точки на примете: Не ведаю, в каком бы он
повышенного внимания. Располагаются они по предмете Был знатоком, хоть строг он на
углам четырехугольника, и зависят от словах, Но черт его несет судить о свете:
пропорций подрамника. Считается, что Попробуй он судить о сапогах! Многими
какими бы ни были масштабы и размеры исследователями было замечено, что
холста, все четыре точки обусловлены стихотворения подобны музыкальным
золотым сечением. Все четыре точки (их произведениям; в них также существуют
называют зрительными центрами) расположены кульминационные пункты, которые делят
на расстоянии 3/8 и 5/8 от краев Полагают, стихотворение в пропорции золотого
что это матрица композиции любого сечения. Рассмотрим, например,
произведения изобразительного искусства. стихотворение А.С. Пушкина
Вот, к примеру, поступившая в 1785 г. в "Сапожник":
Государственный Эрмитаж из Академии наук 26Золотые пропорции в литературе. Одно
камея «Суд Париса». (Она украшает кубок из последних стихотворений Пушкина
Петра I.) Итальянские камнерезы не раз "Не дорого ценю я громкие
повторяли этот сюжет на камеях, инталиях и права..." состоит из 21 строки и в
резных раковинах. В каталоге можно нем выделяется две смысловые части: в 13 и
прочитать, что изобразительным прототипом 8 строк. Не дорого ценю я громкие права,
послужила гравюра Маркантонио Раймонди по От коих не одна кружится голова. Я не
утраченному произведению Рафаэля. ропщу о том, что отказали боги Мне в
13Золотое сечение в искусстве. И сладкой участи оспаривать налоги Или
действительно, одна из четырех точек мешать царям друг с другом воевать; И мало
золотого сечения приходится на золотое горя мне, свободно ли печать Морочит
яблоко в руке Париса. А если точнее, то на олухов, иль чуткая цензура В журнальных
точку соединения яблока с ладонью. замыслах стесняет балагура. Все это,
Предположим, Раймонди сознательно видите ль, слова, слова, слова. Иные,
высчитывал эту точку. Но вряд ли можно лучшие, мне дороги права: Иная, лучшая,
поверить, что и скандинавский мастер потребна мне свобода: Зависеть от царя,
середины VIII века сначала сделал зависеть от народа - Не все ли нам равно?
«золотые» вычисления, и по их результату Бог с ними. Никому Отчета не давать, себе
задал пропорции бронзовому Одину. лишь самому Служить и угождать; для
Очевидно, это произошло бессознательно, то власти, для ливреи Не гнуть ни совести, ни
есть интуитивно. А если так, значит, помыслов, ни шеи; По прихоти своей
золотое сечение не нуждается в том, чтобы скитаться здесь и там, Дивясь божественным
мастер (художник или ремесленник) природы красотам, И пред созданьями
сознательно поклонялся «золоту». искусств и вдохновенья Трепеща радостно в
Достаточно, чтобы он поклонялся красоте. восторгах умиленья, Вот счастье! Вот права
Рис.2. Поющий Один из Старой Ладоги. ...
Бронза. Середина VIII века. Высота 5,4 см. 27Спасибо за внимание!!!!! Работу
ГЭ, № 2551/2. выполнила ученица 8 «В» класса МОУ СОШ №
14 36 Ивашкина Татьяна. Учитель геометрии:
15Золотое сечение в искусстве. «Явление Ковальчук Л.Л. Калининград 2008 год.
Христа народу» Александра Иванова.
Симметрия в природе, искусстве и литературе.ppt
http://900igr.net/kartinka/literatura/simmetrija-v-prirode-iskusstve-i-literature-137136.html
cсылка на страницу

Симметрия в природе, искусстве и литературе

другие презентации на тему «Симметрия в природе, искусстве и литературе»

«8 класс симметрия» - «Симметрия относительно прямой» и «Класс насекомых». Каково взаимное расположение прямых на плоскости? Тебя повсюду в мире узнаю. С тобою в дружбе и тюльпан, и роза, и снежный рой-творение мороза! Изучение нового материала. Ты в Эйфелевой башне в малой мошке, Ты в ёлочке что у лесной дорожки. Какие прямые называются параллельными?

«Симметрия фигур» - Начало луча. Симметрия относительно точки. Точка A` является симметричной точке A относительно прямой l. Так ромб симметричен сам себе относительно своих диагоналей. Что можно сказать о точках М и М1? Вершина угла. Общее представление о преобразовании фигур. Точка Р симметрична сама себе относительно прямой с.

«Виды симметрии» - Центральная симметрия является движением. Осевая симметрия. Теорема. Зеркальная симметрия. Зеркальный двойник оказывается "вывернутым" вдоль направления перпендикулярного к плоскости зеркала. Доказать, что параллельный перенос является движением Доказательство: Осевая симметрия также является движением.

«Центральная симметрия» - Н а п р я м о й В одномерном пространстве (на прямой) центральная симметрия является зеркальной симметрией. Симметрия в физике. В теоретической физике, поведение физической системы описывается обычно некоторыми уравнениями. Центральная симметрия является движением (изометрией). Типы симметрии цветков и растений.

«Симметрия вокруг нас» - Греческое слово симметрия означает «пропорциональность», «гармония». Центральная относительно точки. Один вид симметрии. Вокруг нас. Горизонтальная. Центральная. Симметрия в пространстве. Все виды осевой симметрии. Симметрия на плоскости. Вращения. Осевая симметрия относительно прямой. Работы детей.

«Симметрия в геометрии» - Посмотрите, какая красота и симметричность! Найти соответствие. Симметрия относительно точки. Разумеется , зеркало одинаковым образом отражает нижнюю половину обеих слов . Я в листочке, я в кристалле, Я в живописи, архитектуре, Я в геометрии, я в человеке. Лучевая. Симметрия в архитектуре. Фигуры, обладающие центральной симметрией.

Стихи о природе

16 презентаций о стихах о природе
Урок

Литература

183 темы
Картинки
900igr.net > Презентации по литературе > Стихи о природе > Симметрия в природе, искусстве и литературе