Литература 19 века
<<  Образ юродивого в русской литературе XIX века Образ провинциальной барышни в русской литературе XIX века  >>
«Сквозные» темы, мотивы, образы в русской литературе XIX – ХХ вв
«Сквозные» темы, мотивы, образы в русской литературе XIX – ХХ вв
Издательство регулярно проводит онлайн-семинары авторов пособий с
Издательство регулярно проводит онлайн-семинары авторов пособий с
legionrus@legionrus
legionrus@legionrus
legionrus@legionrus
legionrus@legionrus
legionrus@legionrus
legionrus@legionrus
legionrus@legionrus
legionrus@legionrus
Картинки из презентации ««Сквозные» темы, мотивы, образы в русской литературе XIX – ХХ вв» к уроку литературы на тему «Литература 19 века»

Автор: Systema. Чтобы познакомиться с картинкой полного размера, нажмите на её эскиз. Чтобы можно было использовать все картинки для урока литературы, скачайте бесплатно презентацию ««Сквозные» темы, мотивы, образы в русской литературе XIX – ХХ вв.pptx» со всеми картинками в zip-архиве размером 680 КБ.

«Сквозные» темы, мотивы, образы в русской литературе XIX – ХХ вв

содержание презентации ««Сквозные» темы, мотивы, образы в русской литературе XIX – ХХ вв.pptx»
Сл Текст Сл Текст
1«СКВОЗНЫЕ» ТЕМЫ, МОТИВЫ, ОБРАЗЫ в 31которыми пронизано ахматовское
русской литературе XIX – ХХ вв. Скрипка произведение. Уже в «Предисловии»,
Татьяна Владимировна, кандидат написанном в 1957 г., мы узнаём о
филологических наук, учитель русского творческом «заказе», принятом поэтессой от
языка и литературы ГКОУ РО женщины «с голубыми губами»: «А это вы
Общеобразовательный лицей-интернат можете описать? И я сказала: – Могу.
«Педагогический», автор 32Образец задания 17 ЕГЭ по литературе.
учебно-методических пособий издательства Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по
«ЛЕГИОН». тому, что некогда было её лицом». В
2«Сквозные» темы – повторяющиеся в «Откровении святого Иоанна Богослова»
разделах курса «История русской читаем: «Я был в духе в день воскресный и
литературы» темы, характерные для разных слышал позади себя громкий голос, как бы
периодов существования отечественной трубный… То, что видишь, напиши в книгу…»
литературы. (1: 10, 11). 10 дней скорби описывает
3 библейский святой и 10 стихотворений поэмы
4Семейно-бытовая тематика. включают в себя изображение мук женщины и
5Образец заданий 8-9 ЕГЭ по литературе. матери, расставшейся с любимым сыном.
8. Можно ли назвать жестокие нравы города Апокалиптические картины Ленинграда,
Калинова «домостроевскими»? Отвечая на переживающего репрессии как час Страшного
поставленный вопрос, докажите, что Калинов суда, перекликаются с ветхозаветными
— это закрытое пространство, в котором стихами: «И когда Он снял шестую печать, я
царят самодурство и страх. Отметьте, что взглянул, и вот произошло великое
замужество становится для Катерины землетрясение, и солнце стало мрачно как
тюремным застенком, монастырской кельей, а власяница, и луна сделалась как кровь» (6:
ключи от свободы ведут главную героиню в 12) «И звёзды небесные пали на землю, как
омут. Подчеркните, что при этом не всё так смоковница, потрясаемая сильным ветром,
однозначно во взаимоотношениях роняет незрелые смоквы свои» (6: 13) «И
конфликтующих в пьесе сторон. Кабаниха небо скрылось, свившись как свиток; и
способна довольствоваться видимостью всякая гора и остров сдвинулись с мест
соблюдения патриархальных норм. Свою дочь своих» (6: 14). В поэме «Реквием» читаем:
она не наказывает за нарушение обычаев. Перед этим горем гнутся горы, Не течёт
Дикой «чудит» со своими домашними от великая река… Это было, когда улыбался
скуки. Катерина же становится жертвой Только мёртвый, спокойствию рад. …Звёзды
своего «горячего сердца», не склонного к смерти стояли над нами, И безвинная
компромиссам. Измену мужу она воспринимает корчилась Русь Под кровавыми сапогами И
как смертный грех, ведь в её сознании это под шинами чёрных марусь.
равносильно предательству веры, где муж — 33Образец задания 17 ЕГЭ по литературе.
Бог, жена — Церковь. Суммируя ваши … Подымались как к обедне ранней. По
наблюдения, напишите, что при внешнем столице одичалой шли, Там встречались,
соблюдении домостроевских обычаев старшее мёртвых бездыханней, Солнце ниже и Нева
поколение позволяет себе отступать от них туманней, А надежда всё поёт вдали. … И
в угоду личной прихоти, а от молодых прямо мне в глаза глядит И скорой гибелью
лицемерно требует лишь внешнего соблюдения грозит Огромная звезда. Лирическая героиня
патриархальных законов. А. А. Ахматовой является в ипостаси
6Образец заданий 8-9 ЕГЭ по литературе. Богородицы, скорбящей по единственному
9. Кто из русских писателей обращался к сыну («Распятие»). В заключение отметьте,
изображению быта и нравов купечества? что «Реквием» не случайно оценивается
Размышляя над вопросом, сформулированным в многими как Евангелие ХХ-го века, адресуя
задании, раскройте, как широко читателя к конкретной исторической эпохе –
представлена в богатом драматургическом времени сталинских репрессий – и к
наследии А.Н. Островского жизнь вечности. Вместе с тем культурная основа
купеческого сословия. Пьеса поэмы не исчерпывается библейским текстом,
«Бесприданница» являет нам образы Кнурова она включает в себя обширные фольклорный и
и Вожеватова, для которых честное слово литературный пласты: причитания, плачи,
купца дороже человеческой жизни. Судьбу колыбельные, реминисценции творчества А.
Ларисы Огудаловой они разыгрывают в С. Пушкина, Н. А. Некрасова, Ф. М.
орлянку, девушка для них лишь красивая Достоевского, музыкальные мотивы из опер и
дорогая вещь. Расскажите о том, как Н.С. сонат М.П. Мусоргского, Л. Бетховена.
Лесков показывает жестокие нравы 34Образец задания 17 ЕГЭ по литературе.
купеческого дома в повести «Леди Макбет 17. Какое развитие в русской литературе
Мценского уезда», где несчастливое получил фольклорный жанр плача? В начале
замужество героини толкает её на своего рассуждения вспомните, что плач –
преступление ради любви. Пленница один из древних жанров, представляющий
купеческого дома Катерина Измайлова собой лирико-драматическую импровизацию на
стремится к свободе, но этот порыв темы скорби, печали, смерти. Был широко
превращается в разрушительное начало. распространён в традиционной русской
Подводя итоги, отметьте, что образ купца обрядовой и бытовой народной поэзии. На
нового поколения Лопахина создан А.П. истоки жанра указывает ветхозаветный «Плач
Чеховым в пьесе «Вишнёвый сад». Укажите на Иеремии». Хорошо знаком читателям плач
разнообразие типологии купеческих образов Ярославны из «Слова о полку Игореве». Жанр
и в творчестве М.Горького: это плача присутствует в «Житии Стефана
герои-бунтари, стяжатели, хищники и Пермского» Е.Премудрого. Разновидностью
философы. Покажите, как на протяжении жанра плача являются причитания, темами
девятнадцатого столетия трансформируется которых становятся горестная судьба,
характер представителей «третьего разлука с ближними, военные поражения
сословия». (литературный пример – «Проводы» Д.
7Общественно-политическая тематика. Бедного). В причитаниях лирическое начало
8Образец заданий 15-16 ЕГЭ по соединяется с эпическим рассказом о
литературе. 15. Как в стихотворении О. Э. событиях. Отметьте, что переосмысление
Мандельштама «За гремучую доблесть традиционного фольклорного жанра мы можем
грядущих веков…» находит развитие конфликт наблюдать в многочисленных литературных
лирического героя и его жестокого времени? примерах. Трагический ХХ век побудил
В начале своего рассуждения отметьте, что многих лириков обратиться к древнейшему
входящее в так называемый «волчий цикл» виду выражения скорби. Аргументируя свой
мандельштамовское стихотворение «За ответ с опорой на литературное
гремучую доблесть грядущих веков…» произведение, проследите эволюцию жанра
призвано чётко обозначить позицию его плача в поэзии А.А.Ахматовой. Уже в ранней
автора в историческом контексте жестокого её лирике звучат поминальные песни. В
времени. Когда-то, в 1918 году, О.Э. 1920-х гг. Ахматова отслужит тайную тризну
Мандельштам дал метафорическое определение по Н.Гумилёву («Причитание»). Интонации
веку – «сумерки свободы», призывая жалобных песен прозвучат во многих её
восславить в неканонической оде «глухие произведениях: «И вот одна осталась я…»,
годы». Поэт, всю жизнь прислушавшийся к «А вы, мои друзья последнего призыва…».
«шуму времени», в 1931 году, незадолго до Укажите, что идея поминовения в «Реквиеме»
появления «За гремучую доблесть грядущих и сам по себе музыкальный жанр
веков…», пишет произведение «Полночь в католического заупокойного богослужения
Москве. Роскошно буддийское лето…», в соединился с традицией
котором иронично высказывается по поводу поминально-обрядового плача. В ахматовской
своего места в эпохе: Пора вам знать: я поэме прозвучали разные виды плача:
тоже современник. Я человек эпохи плач-оповещение, плач при выносе гроба,
Москвошвея… Попробуйте меня от века при его опускании, поминальный плач. И
оторвать, Ручаюсь вам – себе свернёте шею. даже колыбельная в «Реквиеме» близка
Укажите, что «сумерки» 1920-х гг. плачу. Прокомментируйте, как тема плача
сменились вскоре тьмой 1930-х гг., представлена у М. И. Цветаевой в цикле
аллегорически выраженной в символе «Поэт». Известны плачи А. М. Ремизова как
«века-волкодава». Лирический герой О. Э. отражение трагизма Гражданской войны. Н.
Мандельштама заявляет, с уверенностью А. Клюев пишет поминальный «Плач о
отчуждая себя от течения времени: Но не Есенине».
волк я по крови своей. 35Образец задания 17 ЕГЭ по литературе.
9Образец заданий 15-16 ЕГЭ по Приведите примеры из лирики военного
литературе. В своём ответе подчеркните, лихолетья, в которой звучат многочисленные
что лирический герой готов на ссылку и формы плача (например, стихотворение М.
лишения, Чтоб не видеть ни труса, ни Исаковского «Враги сожгли родную хату…»).
хлипкой грязцы, Ни кровавых костей в А.А. Вознесенский создаёт «Плач по двум
колесе, Чтоб сияли всю ночь голубые песцы нерождённым поэмам», а в «Бобровом плаче»
Мне в своей первобытной красе… Мы поднимает острую экологическую проблему.
убеждаемся в том, что поэт доверяется Также древний жанр найдёт своё отражение в
судьбе: Уведи меня в ночь, где течёт бардовской поэзии 1960 – 70-х гг. Вспомним
Енисей И сосна до звезды достаёт, Потому «На реках Вавилонских…» из цикла «Русские
что не волк я по крови своей И меня только плачи» А. А. Галича: Что ни год –
равный убьёт. Теперь ему становится близок лихолетье, Что ни враль – то Мессия!
диалог со временем К. Н. Батюшкова, Плачет тысячелетье По России Россия!
ответившего на вопрос «Который час?» – Используйте в рассуждении такие
«Вечность». Подводя итоги, напишите, что в теоретико-литературные понятия, как
мировоззренческой и человеческой позиции традиции и новаторство, фольклор, жанр,
О. Э. Мандельштама проявляются готовность лирика, лирическая интонация, бардовская
принять венец мученичества и стоицизм. поэзия. Завершая развёрнутый ответ на
10Образец заданий 15-16 ЕГЭ по вопрос, отметьте значение традиций и
литературе. 16. Кто из русских поэтов ХХ новаторства в области литературных жанров.
века также создал в своём творчестве 36Образец задания 16 ЕГЭ по литературе.
масштабный образ современной ему эпохи? 16. В каких произведениях русской
Для ответа на вопрос обратитесь к литературы вы встречались с образом креста
поэтическому творчеству А. А. Блока, А. А. и в чём этот образ можно сопоставить с
Ахматовой, С.А.Есенина, Б. Л. Пастернака. тургеневскими «Отцами и детьми»? В
В качестве примеров масштабного качестве литературного контекста можно
изображения эпохи приведите произведения привлечь следующие произведения: Н. А.
«Барка жизни встала…», «На поле Некрасов «Тяжёлый крест достался ей на
Куликовом», «Новая Америка», «Коршун» А. долю…», Ф. М. Достоевский «Преступление и
А. Блока. Отметьте, что автор этих наказание», А. А. Ахматова «Реквием».
лирических произведений почувствовал Обосновывая свой выбор, отметьте, что
«красное зарево» над Россией ещё в 1910-е крест в поэтическом произведении Н. А.
гг. В 1913 году А. А. Блок писал: Ты Некрасова так же, как и у И. С. Тургенева,
стоишь под метелицей дикой, Роковая, олицетворяет страдания, вызывая ассоциацию
родная страна. Судьба России привиделась с муками Спасителя. Правда, в стихотворном
поэту в столбах вьюги, которую он со всей сюжете – это страдания женщины, лирической
мощью изобразит позже в поэме героини, возлюбленный которой – палач, а
«Двенадцать». Образ исторической не жертва. А в романе «Отцы и дети» крест
катастрофы возникнет, как апокалиптическая обозначает муки двух участников любовной
картина, в стихотворении «Коршун»: Идут истории.
века, шумит война, Встаёт мятеж, горят 37Образец задания 16 ЕГЭ по литературе.
деревни… Этот знак беды станет лейтмотивом Развивая вашу мысль, укажите, что крест в
поэзии начала ХХ века. Затем о страшных романе Ф. М. Достоевского «Преступление и
«днях свободы» будут писать З. Н. Гиппиус, наказание» получает несколько иной смысл.
А. Белый, Д. С. Мережковский. А Блок По-прежнему оставаясь главным христианским
подведёт итог: Испепеляющие годы! Безумья символом, ранее полученный от убиенной
ль в вас, надежды ль весть? От дней войны, Лизаветы и переданный Сонечкой
от дней свободы – Кровавый отсвет в лицах Раскольникову, он становится знаком начала
есть. мучительного для героя пути очищения через
11Образец заданий 15-16 ЕГЭ по страдания. Расскажите, что в поэме А. А.
литературе. М. И. Цветаева скажет о Ахматовой «Реквием» крест обозначает не
времени войн и революций: «Мракобесие. – только Христовы муки, но страдания сына
Смерч. – Содом», но в стихотворении лирической героини и всего народа,
«Памяти Сергея Есенина» напишет: …Много стонущего под пятой бесчеловечного режима.
жил – кто в наши жил Дни, всё дал – кто Вспомните, что в стихотворении Б. Л.
песню дал. Покажите, как в 1940-м году Пастернака «Любить иных – тяжёлый крест…»
«реквием» по эпохе серебряного века отпела провозглашается чувство, возвышающее
лирическая героиня А. А. Ахматовой: Когда поэта, не требующее страданий, надрыва:
погребают эпоху, Надгробный псалом не Любить иных – тяжелый крест, А ты
звучит… Ранее, в 1935 и 1937 гг., поэтесса прекрасна без извилин, И прелести твоей
почувствует себя боярыней Морозовой, секрет Разгадке жизни равносилен. В
прикованной к «смутному времени». Лишённая заключение подчеркните разнообразие
всех своих родных, она будет взывать к символических смыслов, заложенных в образе
«власть предержащим»: Зачем вы отравили креста.
воду И с грязью мой смешали хлеб? А затем 38«Сквозные» образы.
даст определение военного времени – «час 39Образец задания 16 ЕГЭ по литературе.
мужества». В стихотворении «Лондонцам» 16. В каких поэтических произведениях
поэтесса укажет: Двадцать четвёртую драму русской литературы ХХ века предстаёт образ
Шекспира Пишет время бесстрастной рукой. деревни и в чём его отличие от
12Образец заданий 15-16 ЕГЭ по пушкинского? Отвечая на поставленный
литературе. В символе «кроваво-чёрного вопрос, отметьте, что традиции И. С.
карнавала» А. А. Ахматова, которую «как Никитина, Н. А. Некрасова в ХХ веке
реку, жестокая эпоха повернула», продолжили «новокрестьянские поэты» Н. А.
запечатлеет предчувствие великих Клюев, П. В. Орешин, С. А. Клычков.
катаклизмов и дух времени, в котором «всё Представители этого направления,
расхищено, предано, продано». Подчеркните, возникшего в 1910-е гг., выражали
что в «Нобелевской лекции» Б. Л. мироощущение человека, близкого к природе.
Пастернака лицо страшной эпохи отразило Особое место среди них занял поэт «золотой
состояние его лирического «я», пропавшего, бревенчатой избы» С. А. Есенин. Основной
как «зверь в загоне», и всё же верящего: темой его творчества стал «край любимый» с
Силу подлости и злобы Одолеет дух добра. «рязанскими полями», «низким домом с
Также подчеркните, какое развитие получают голубыми ставнями». Вспомните, что уже в
в поздней лирике Б. Л. Пастернака ранних произведениях С. А. Есенина
гамлетовские настроения, ощущение порчи, крестьянская изба мифологизируется,
которая коснулась времени («Перемена»). А превращаясь в пантеистический храм со
продолжая традиции великого лирика, всеми атрибутами: красный угол, потолок,
«шестидесятники» назовут двадцатый век матица. Даже на небе есть своя «золочёная
«убийцей и татем» (Е. А. Евтушенко), хата». Избы, связанные дорогой, образуют
население несчастной России – «беженцами», деревни. А есенинская голубая Русь – это
«цыганами социализма», «мутантами» (А. А. прежде всего сёла, слободки, явленные
Вознесенский) и выразят закономерное сквозь призму исторического времени.
опасение: Двадцать первый, а вдруг ты – Жилище крестьянина становится
барыга И умеешь лишь деньги считать? Делая пространственным центром лирики поэта, оно
выводы, отметьте, что названные поэты одушевляется и сливается с миром природы.
доказали своей личной и творческой В философско-эстетическом трактате «Ключи
судьбой, что величие человека в его Марии» крестьянская изба провозглашается
«самостояньи», в умении пройти через основой Мирового древа. Вместе с тем С. А.
страшное время и сохранить себя и своё Есенин остро ощущает конфликт «железной»
искусство для потомков. цивилизации и «живого» природного мира и в
13Образец заданий 8-9 ЕГЭ по литературе. то же время метафорически воспевает новую
8. Каким образом история с неудачной жизнь в стихотворении «Неуютная жидкая
карьерой характеризует Обломова? лунность…»: Полевая Россия! Довольно
Формулируя авторскую позицию, укажите, что Волочиться сохой по полям!
И. А. Гончаров явно симпатизирует своему 40Образец задания 16 ЕГЭ по литературе.
герою, разделяя его позицию Н. А. Клюев создал образ «избяной Индии»,
«ничегонеделания» относительно службы. «берестяного рая»; попытался соединить
Карьера Обломова сорвалась, так и не успев идеалы крестьянской Руси с революцией,
начаться. И это произошло не только затем отразил в своём творчестве борьбу с
потому, что Илья Ильич ленив и новым, проповедовал патриархальные идеалы
невнимателен. Просто чиновничья работа (сборник «Земля и поле»). Неприятие
лишена самого важного – духовного прогресса нашло выражение в обращении к
содержания. Высказывая личные суждения, сугубо фольклорным, древнерусским,
поясните, что, с одной стороны, позицию религиозным источникам. Деревня, дом, изба
героя И. А. Гончарова можно понять. С предстали моделью мирозданья («Деревня»,
другой стороны, не является ли такое «Заозёрье», «Рождение избы», «Страда»).
отношение к службе удобным самооправданием Основным пейзажем стихотворений П. В.
для Обломова, чтобы раз и навсегда Орешина являлось поле («Золотая соха»,
отказаться от какой-либо деятельности? «Рассвет»). Отметьте, как в поэмах А. Т.
Ведь нашёл же Штольц сферу, в которой Твардовского нашла развитие тема новой
органично развернулись его деревни («Страна Муравия»), как в
предпринимательские способности. Пусть мы творчестве Н. М. Рубцова воспевались
немного знаем о его деятельности, тем не традиции и уклад деревенской жизни. У
менее, друг Ильи Ильича содержит себя сам автора «Родной деревни» практически нет
и сколотил в результате сделок хороший городских пейзажей. Его лирический герой
капитал. Аргументируя свой ответ с опорой не раз признаётся в любви селу («Я буду
на литературное произведение, вспомните, скакать по холмам…»), он уверен, что
как Илья Ильич строго судит своего именно там ему поставят памятник («На
приятеля Судьбинского, не находя вокзале»). То, что Н. М. Рубцов вырос
оправдания его деятельности («И слеп, и среди полей и лесов русского севера,
глух, и нем для всего остального в мире. обусловило погружённость поэта в стихию
<…> У нас это называется тоже народной жизни. И хоть в общей сложности в
карьерой. А как мало тут человека-то деревне, как подсчитали биографы, поэт
нужно: ума его, воли, чувства – зачем это? провёл не более десяти лет, главным
<…> А между тем работает с предметом его лирики стало классическое
двенадцати до пяти в канцелярии, с восьми русское селенье («В горнице») и старики
до двенадцати дома – несчастный!»). «лесных сёл». Увы, корневая деревенская
14Образец заданий 8-9 ЕГЭ по литературе. Россия была уничтожена сталинской эпохой,
9. Как относились к делам службы известные но остались простые «деревенские русские
вам литературные герои и в чём они люди». Родились знаменитые образы деревни
сопоставимы с Ильёй Ильичом? В качестве Николы Вологодской области, «звезды
литературного контекста могут быть полей». В «вещем стихотворении» «Видения
использованы следующие произведения: А. С. на холме» Н. М. Рубцов воспел уклад
Грибоедов «Горе от ума» (Фамусов, деревенской жизни: Люблю твои избушки и
Скалозуб, Молчалин, Чацкий), Н. В. Гоголь цветы, И небеса, горящие от зноя, И шёпот
«Шинель», «Ревизор», А. П. Чехов «Смерть ив у омутной воды, Люблю навек, до вечного
чиновника», «Толстый и тонкий», В. В. покоя. В выводах подчеркните, что в ХХ
Маяковский «Прозаседавшиеся», веке существенно меняется, расширяется
«Бюрократиада», «Подлиза», «Баня». круг проблем, связанных с
Сопоставляя позиции литературного взаимоотношениями города и деревни. Вместе
контекста с предложенным фрагментом с тем появляется мысль о сохранении
произведения, подчеркните, что Фамусов, крестьянских традиций как основы жизни.
герой грибоедовской комедии «Горе от ума», 41Образец задания 8 ЕГЭ по литературе.
подобно Илье Ильичу, не любит обременять 8. Какие черты характера главного героя
себя занятиями с деловой корреспонденцией: пьесы А. В. Вампилова «Утиная охота»
А у меня, что дело, что не дело. Обычай сближают его с типом «лишних людей»
мой такой: Подписано, так с плеч долой. русской литературы? В начале развёрнутого
15Образец заданий 8-9 ЕГЭ по литературе. рассуждения укажите, что литературный тип
За отца Софьи всё делает его секретарь объединяет индивидуальный характер,
Молчалин. Идеал Фамусова – придворный обобщение и авторскую оценку, а в типе
Максим Петрович, чьи подобострастие, «лишнего человека» особым образом слились
чинопочитание стали ориентиром века. Цель общечеловеческие, эпохальные,
полковника Скалозуба – карьера: «Мне конкретно-исторические, нравственные и
только бы досталось в генералы». Идейный психологические черты. Этот тип
противник его Чацкий провозглашает своё представлял в русской литературе XIX века
кредо: Служить бы рад – Прислуживаться особое явление. В классической критике мы
тошно. Обосновывая свой выбор произведений находим обширную характеристику его черт,
для сопоставления, вспомните, что а также представителей этого типа:
исполнительный и аккуратный герой повести Онегина, Печорина, Рудина, Бельтова.
Н. В. Гоголя Акакий Акакиевич Башмачкин, Вспомните, что позиция «лишнего человека»
человек-функция, способен только в обществе определялась отказом от условий
переписывать бумаги. В отличие от Обломова среды, который демонстрировали все герои,
он беден и не чиновен, поэтому вынужден входившие в галерею «лишних».
скрупулёзно выполнять свои обязанности. Принадлежащие к данному типу персонажи не
Напротив, пренебрегают своими должностными находили также достойной деятельности,
обязанностями «отцы города» в комедии применения своим силам, а потому страдали
«Ревизор». Служебное рвение героев А. П. от скуки, так называемой «хандры». Вскоре
Чехова не доводит их до добра, а привычка «лишние люди» сменились «новыми», чей
бояться, подличать и вовсе влечёт к гибели переходный тип выразил Базаров. Многие
(«Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», писатели ХХ века в русле развития традиций
«На гвозде», «Как у Дездемонова двадцать обращались к сущностным, общечеловеческим
пять рублей пропало»). Расскажите, как чертам представителей «лишних людей».
торжество бумажного царства, апофеоз Расскажите, что герой пьесы А. В.
формализма демонстрирует «бюрократиада» В. Вампилова Зилов собирается на утиную охоту
В. Маяковского. Вспомните и всю жизнь подчиняет мысли о том, как в
«Прозаседавшихся», «Подлизу», знаменитую сентябре он возьмёт отпуск и вместе с
комедию «Баня», главный герой которой – официантом Димой поедет на озеро. Дима
главначпупс Победоносиков – создаёт пророчески спрашивает: «Доживёшь?». Зилов
имитацию деятельности: его канцелярия отвечает: «Как дожить – не представляю».
производит лишь приказы, служебные 42Образец задания 8 ЕГЭ по литературе.
записки, налагает резолюции. В заключение Герою предстоит праздновать новоселье,
отметьте, что гротесковые образы Гоголя и куда он приглашает друзей и сослуживцев.
Маяковского, сатирические персонажи Чехова Двусмысленность, лицемерие претят Виктору,
далеки от философствующего домоседа но ради начальника он вынужден пригласить
Обломова, который отвергает деятельность любовницу Веру домой. Постоянно
чиновников, не видя в ней настоящей жизни, обманывающий себя и свою жену герой
высшего смысла существования. тянется к романтичной девушке Ире. Что-то
16Философские темы. привлекает в нем женщин, а интереса к
17Образец задания 15-16 ЕГЭ по работе Зилов не испытывает. Он носитель
литературе. 15. Как интерпретирует духовной болезни – «синдром Зилова»,
лирическая героиня стихотворения М. И. которая, видимо, лечится по-печорински.
Цветаевой «Москва! – Какой огромный…» Игра в жизнь, лицемерие и неверие ни во
понятие странничества? Выполняя задание, что определяют её симптомы. Галина
вспомните, что странничество всегда по-прежнему хорошо относится к мужу, но
являлось на Руси почитаемым делом, уходя жить с ним не может, ощущая себя чужой.
корнями в народную почву. Паломники по Друзья вручают герою предметы охотничьего
святым местам или странники, полагавшие снаряжения: нож, патронташ, несколько
такой способ бытия выражением истинной деревянных птиц. Однако мы узнаём, что
свободы – свободы от имущества, места, а Зилов до сих пор ни разу не попал в живую
значит – греха, составляли особый разряд утку. Позже из его разговора с
людей. Подчеркните, что столица мыслится приятелем-официантом выяснится, что Виктор
поэтессой большим домом, готовым принять «не стрелок»: «Если не можешь стрелять,
скитальцев, а, следовательно, предчувствия не помогут. Как мазал, так и
христолюбивым, человечным. Стремление к будешь». В последний момент, когда Зилов
царству справедливости, Третьего Завета решится на самоубийство и напишет
коснётся и разбойного люда, у которого прощальную записку, ему будет казаться,
«каторжные клейма» и кто придёт сюда за что теперь он не промажет. Герой
покаянием. Москва представляется городом констатирует снова и снова, что дождь не
храмов и крестов, которые зовут к молитве прекращается (он даже звонит в метеобюро и
за себя и Россию. Символом такого жалуется на неверный прогноз). Все
духовного очищения должна стать Икона обстоятельства оборачиваются против него.
Иверской Божией матери, которую как Так, ощущение своей ненужности,
христианскую святыню, наряду с младенцем никчемности жизни сближают героя 1970-х
Пантелеймоном, упоминает поэтесса в своём гг. Зилова с «лишними людьми» прошлого
стихотворении. Олицетворение России – века. Обобщая сказанное, укажите на то,
«смуглые поля» – трижды славословятся что носителем некоторых свойств данного
аллилуйей, превращая страну в огромный типа становится герой пьесы А. В.
храм. Торжественность церковного Вампилова: жизнь его скучна, лишена
песнопения соединяется с языческими привязанностей (любви, дружбы, уважения к
представлениями о «Матери Сырой Земле», родителям), что приводит к закономерной
дающей хлеб и кров. Подводя итоги, деградации героя.
укажите, что М. И. Цветаева понимает 43Образец задания 9 ЕГЭ по литературе.
истинное предназначение человека в поисках 9. В каких произведениях русской
святой истины, поэтому каждый из россиян – литературы использованы образы животных и
странник, «бездомный», взыскующий высшего как соотносится их изображение с традицией
смысла бытия. «Слова о полку Игореве»? (Приведите 2–3
18Образец задания 15-16 ЕГЭ по примера.) Формируя развёрнутое суждение на
литературе. 16. В каких произведениях заданную тему, отметьте, что
русской литературы также представлены анималистическая* традиция «Слова о полку
образы странников и в чём их отличие от Игореве» прослеживается на всех этапах
понимания этого явления М. И. Цветаевой? развития русской литературы. Приём
Отметьте, что многогранность явления двойничества коня и всадника был
странничества разнообразно представлена в использован А.С. Пушкиным в поэме «Медный
русской литературе. Укажите, что среди всадник», А.А. Ахматовой в стихотворениях
произведений заявленной тематики о Петербурге и т.д. Развивая эту мысль,
выделяется пушкинское стихотворение покажите, что мотив гибели загнанного
«Подражание Корану», где мы встречаем всадником коня прослеживается в романе
образ одинокого путника: И путник усталый М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»,
на Бога роптал, Он жаждой томился и тени описание смерти коня даётся в «Конармии»
алкал. Вспомните «вечных странников» М. Ю. И.Э. Бабеля, в «Разгроме» А.А. Фадеева. В
Лермонтова – «тучек небесных», с судьбой «Тихом Доне» М.А. Шолохова сцена гибели
которых ассоциируется жизненный путь коня Григория приобретает символическое
лирического героя поэта. Покажите, как значение и становится частью шолоховского
развивается заявленный мотив в повести Н. мифа о казачестве. Приём превращения
С. Лескова «Очарованный странник». человека в дикое животное использовали
Отметьте, что странники становятся частыми М.Е. Салтыков?Щедрин («Дикий помещик») и
героями горьковских произведений. Так А.П. Платонов («Котлован»). Зооморфные*
«тяга к перемене мест» свойственна почти метаморфозы происходят и с героями романа
всем «босякам», «бывшим людям» писателя. М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Странник Лука из пьесы «На дне» – Сделайте вывод об актуальности и
«беспачпортный бродяга». Нельзя не художественной востребованности
вспомнить также платоновских героев: анималистических представлений русского
«усомнившегося» Макара, ищущего истину Средневековья.
Вощева («Котлован»), Фому Пухова 44Образец задания 9 ЕГЭ по литературе.
(«Сокровенный человек»). В стихотворении 9. В чём своеобразие пары «Обломов –
А. А. Ахматовой «Не с теми я, кто бросил Захар»? Кто ещё из русских писателей XIX
землю…» (1922) поэтесса скажет, определяя века создаёт пары образов «господин –
трагедию своего времени, его страшную слуга»? В начале своего рассуждения
печать: Но вечно жалок мне изгнанник, Как отметьте, что Обломов и Захар — две тесно
заключённый, как больной. Темна твоя связанные между собой фигуры романа: «Как
дорога, странник, Полынью пахнет хлеб Илья Ильич не умел ни встать, ни лечь
чужой. Делая выводы, подчеркните спать, ни быть причёсанным и обутым, ни
традиционность мотива бездомья, отобедать без помощи Захара, так Захар не
странничества для отечественной литературы умел представить себе другого барина,
и вместе с тем развитие этого явления, кроме Ильи Ильича». Вспомните, что каждое
приращение новых смыслов, которое действие барина начинается с призыва
произошло в ХХ веке в связи с изменением слуги. Глядя на Захара, Илья Ильич с
исторических обстоятельств. горечью констатирует: «Ну, брат, ты ещё
19Этическая тематика. больше Обломов, нежели я сам». Барин среди
20Образец задания 8-9 ЕГЭ по литературе. слуг, Захар неуклюж, неумел, вечно роняет
8. В чём заключается своеобразие посуду и мелкие вещи, слывёт сплетником
шолоховской трактовки героического в (приписывает Обломову несуществующий роман
рассказе «Судьба человека»? Формируя с вдовушкой), никогда не выходит за
развёрнутое рассуждение, отметьте, что начертанный раз и навсегда круг
рассказ «Судьба человека» стал новаторским обязанностей. Но, несмотря на недостатки,
в баталистике первого послевоенного имеет одно неоспоримое преимущество —
десятилетия, продолжив антимилитаристскую преданность барину: даже жизнь отдать за
традицию военной прозы. Следуя традиции Обломова он не посчитал бы за подвиг.
Л.Н.Толстого, М. А. Шолохов изображает в Подчеркните, как со смертью Ильи Ильича
своём произведении эпизоды «войны и мира». Захар превращается в нищего старика, не
Приведите полемичную оценку А. И. желающего уезжать далеко от могилы барина.
Солженицына, обвинившего автора «Судьбы Заметьте, однако, что в отличие от
человека» в отсутствии исторической Савельича, заботливого дядьки Петра
правды, поскольку участь военнопленных, Гринёва («Капитанская дочка»), Герасима с
вернувшихся на Родину, измерялась лагерным его невозможностью ослушаться приказа
сроком. Объясните, почему вопросы чести, барыни («Муму»), слуга Обломова становится
благородства и предательства, двойником своего хозяина. Выскажите своё
нравственного выбора стали для военной отношение к мнению литературоведов,
прозы второй половины ХХ века согласно которому многие слуги являются
центральными. Рассмотрите ряд сцен, в том двойниками своих хозяев, например, Осип в
числе убийство потенциального предателя комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» и Яша и
Крыжнева, эпизод с лагерфюррером Мюллером, Дуняша в пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад».
которые стали ядром сюжета. Расскажите, 45Образец задания 15 – 16 ЕГЭ по
какие испытания выпали на долю литературе. 15. В чём заключается
шолоховского героя. Он с честью их своеобразие пушкинской Музы, воспетой в
выдержал, сохранив достоинство русского стихотворении «Памятник»? Выполняя
солдата («На то ты и мужчина, на то ты и задание, уточните, что художественное
солдат, чтобы всё вытерпеть, всё вынести, осмысление памяти о поэте-творце является
если к этому нужда позвала»). Не раз сквозной темой в мировой изящной
Андрей Соколов оказывался перед лицом словесности. Достаточно вспомнить образец
смерти, сполна узнал участь военнопленных. древнеегипетской дидактической литературы
Отметьте, что в «солдатской прозе» М. А. «Памятник нерукотворный», античную оду
Шолохова центральным героем является Горация «К Мельпомене» (её переводил М. В.
простой человек. Сказовая форма Ломоносов), вольным переложением которой
повествования позволяет автору «Судьбы стало стихотворение Г. Р. Державина
человека» сформировать «Памятник». Пушкинское произведение
индивидуально-авторскую манеру соединило тысячелетнюю традицию
героя-рассказчика, речь которого богата поэтического «Памятника» с современной
пословицами и поговорками. Скупые описания культурой (вспомним образ памятника в
мест и событий, зарисовки характеров «Реквиеме» А. А. Ахматовой). Отметьте, что
даются глазами главного героя. Подводя автобиографический герой Г. Р. Державина
итоги, укажите, что рассказ «Судьба считает, что собственные поэтические
человека» обозначил новый этап в развитии заслуги обеспечат ему бессмертную славу.
военной прозы. На фоне официозных Пушкинская же интерпретация темы
произведений, воспевающих стратегическое «нерукотворного» памятника определяется
мастерство командующих армиями и штабных мировоззренческой и эстетической позицией
офицеров, героико-романтических рассказов поэта. Символический памятник,
и повестей о подвигах советских воинов воздвигнутый А. С. Пушкиным в противовес
исповедь солдата-сироты стала истинным «Александрийскому столпу», также не
воплощением трагедии народа. «Солдатская подвержен разрушительному влиянию времени,
проза» М. Шолохова шла рука об руку с но по другим причинам. Подчеркните, что А.
«лейтенантской прозой» В.Некрасова, Г. С. Пушкин утверждает в своём стихотворении
Бакланова, В. Кондратьева. Она продолжила мессианскую роль поэта, его избранность.
художественные достижения лирики поэтов Он уверен, что будет долго «любезен
военного поколения К. Симонова, М. народу», поскольку провозглашал свободу и
Исаковского, Ю. Друниной, О. Берггольц, Н. «милость к падшим призывал». Идеал А.С.
Майорова, А. Межирова и др. Пушкина – народная память, а не слава
21Образец задания 8-9 ЕГЭ по литературе. внеземного владыки. Противопоставив свою
8. В каких эпических произведениях русской «заветную лиру» мирскому величию царя –
литературы ХХ века представлена тема «владыки полумира» – поэт утверждает
подвига и в чём заключается сходство и всевластие судьбы, осенённой Провиденьем:
отличие её художественного решения по Веленью Божию, о муза, будь послушна,
сравнению с произведением М. А. Шолохова? Обиды не страшась, не требуя венца, Хвалу
Включите рассказ «Судьба человека» в и клевету приемли равнодушно И не
контекст военно-исторической прозы ХХ оспоривай глупца. Подводя итоги, укажите,
века. Отметьте, что в эпопее М.А.Шолохова что для автора «Памятника» XIX века
«Тихий Дон» представлен подлинный героизм важнейшими свойствами художественного
центрального героя Григория Мелехова, гения становятся его национальный характер
заслужившего звание Георгиевского и «лелеющая душу гуманность».
кавалера. Первый свой георгиевский крест 46Образец задания 16 ЕГЭ по литературе.
он получил, когда вынес с поля боя 16. В творчестве каких русских поэтов XIX
раненого офицера. Подчеркните, что – ХХ вв. находит своё воплощение образ
литература о ВОВ начала своё развитие в Музы и в чём его сходство и различие с
1940-е гг. В 1945-50-е гг. главной стала пушкинским? Отметьте, что образ Музы как
тема победы. Произведения этого времени символ творческого вдохновения берёт своё
отличались героическим пафосом, начало в античной поэзии. Укажите, какое
романтизацией подвига, идеализацией развитие он получает в державинской,
характеров. В 1960-е гг. появилась проза пушкинской лирике. Вспомните, как «дева
психологического драматизма, обозначившая тайная» в тиши дубров давала А. С. Пушкину
новый этап в развитии литературы о войне. уроки, как её «божественное дыханье»,
Её создавали писатели-фронтовики, которых «святое очарование» запомнилось поэту
интересовали не битвы и торжества, а навсегда: «…из рук моих свирель она
правда об отступлении, поражениях, брала…». В стихотворении «Муза» (1821) он
злоупотреблениях (дезертирстве, напишет: В младенчестве моём она меня
мародёрстве). Укажите на то, как любила И семиствольную цевницу мне
изображается война в романе В. П. вручила. В то же время А. С. Пушкин
Некрасова «В окопах Сталинграда». Через призовёт к себе в 1820 году «музу
призму восприятия автобиографического пламенной сатиры», смело обратившись к ней
героя, военного инженера Керженцева, с требованием: Не нужно мне гремящей лиры,
проходят картины военных будней: крови, Вручи мне Ювеналов бич! В стихотворении
грязи, пота. Ему чужды романтика и ложный 1926 года не Муза, а шестикрылый серафим
патриотизм. «Окопная правда» рассказывает явится поэту-пророку, а спустя два года в
об ошибках и злоупотреблениях на войне. произведении «Рифма, звучная подруга…»
Так, начальник штаба Абросимов, горячий лирический герой А. С. Пушкина восславит
фанатик, приказывает идти в атаку на вдохновенные досуг и труд. Известны
пулемёты. Помощник по тылу Калужский стихотворения А. А. Фета, посвящённые
уверен, что всё приближается к концу, поэзии – «Музе» («Надолго опять мой угол
поэтому избавляется от знаков отличия, посетила…», «Пришла и села. Счастлив и
готовит для себя гражданскую одежду: «А тревожен…»), «Муза» («Не в сумрачный
себя надо сохранить – мы ещё можем чертог наяды говорливой…»). Приведите
пригодиться родине». Бывший аспирант примеры многочисленных посланий Н. А.
Фарбер сожалеет о том, что до войны вёл Некрасова, обращённых к Музе. В
страусовый образ жизни, да и все остальные стихотворении «Вчерашний день, часу в
мало себя готовили к ней, отлынивали от шестом…» (1848) поэт увидит её сестру в
лётных сборов. Из уст Фарбера звучит крестьянке, наказываемой на Сенной площади
справедливая оценка стратегии Абросимова: кнутом, в 1851 году отвергнет «Музу,
«Храбрость не в том, чтоб с голой грудью ласково поющую и прекрасную», предпочтя
на пулемёт лезть…Траншеи, придуманные «сладкоголосым песням» «узы // Другой,
Ширяевым, не трусость. Это приём. неласковой и нелюбимой Музы», «плачущей,
Правильный приём. Он сберёг бы людей. Я скорбящей и болящей, // Всечасно жаждущей,
считаю, нельзя таким людям …командовать». униженно просящей», «печальной спутницы
22Образец задания 8-9 ЕГЭ по литературе. печальных бедняков». А в 1876 году поэт
Рассмотрите, как решается проблема попрощается с бледной страдалицей,
нравственного выбора в произведениях В. В. мечтавшей о борьбе и мщении: О, муза! наша
Быкова «Обелиск» и «Сотников». В повести песня спета! Приди, закрой глаза поэта На
«Обелиск» сопрягаются современность и вечный сон небытия, Сестра народа – и моя!
прошлое. Смерть сельского учителя 47Образец задания 16 ЕГЭ по литературе.
Миклашевича ставит перед Покажите, в каких ипостасях предстаёт Муза
журналистом-рассказчиком важную дилемму. В в творчестве А. А. Ахматовой. Предельно
белорусской деревне сооружают обелиск в женственный облик она получает в
память погибших от фашистов детей и лирическом произведении «Музе» (1911), её
партизан. Встаёт вопрос: может ли быть на взгляд ясен и ярок, но предначертанность
обелиске имя учителя Алеся Ивановича пути пугает героиню, ведь поэзия
Мороза, который не убил ни одного фашиста, воспринимается ею как явление, отнимающее
а просто принял смерть вместе со своими любовь, как гибель. В стихотворении «Муза
учениками. Вспоминающий об этой давней ушла по дороге…» (1915) она приходит в
истории Ткачук говорит: «Он жизнь положил виде стройной гостьи со смуглыми ногами,
на плаху. Сам. Добровольно. Вы понимаете, наследницы Пушкина: Я, глядя ей вслед,
какой это аргумент?» Учитель Мороз много молчала, Я любила её одну, А в небе заря
сделал для своих односельчан и учеников: стояла, Как ворота в её страну. В
несмотря на инвалидность, ходил по делам в произведении «Когда я ночью жду её
Гродно, составлял бумаги. Во время прихода…» (1924) героиня Ахматовой
оккупации он продолжал учить детей: «Я не вступает в диалог с «милой гостьей с
затем два года очеловечивал этих ребят, дудочкой в руках»: Ей говорю: «Ты ль Данту
чтобы их расчеловечивали»; «не будем учить диктовала Страницы Ада?» Отвечает: «Я». А
мы, будут оболванивать они». Подвиг в позднем стихотворении «Муза» («Как и
человека, всегда остающегося с людьми, а жить мне с этой обузой…»), созданном в
потому всегда называющегося человеком, не 1960 году, поэтесса в шутливой форме
менее величественен, чем смерть на поле спорит с теми, кто говорит о «божественном
боя. В другой повести В. В. Быкова лепете» вдохновенья, ведь для нее Муза
партизаны Рыбак и Сотников отправляются в подобна ежегодной лихорадке: «И опять весь
тыл врага за продовольствием. Слабый, год ни гу-гу». Делая выводы, подчеркните,
больной Сотников оказывается нравственно что пушкинская Муза опирается на глас
сильнее и мужественнее крепкого и ловкого народа, в то время как державинская не
Рыбака. Попав в плен, Сотников достойно зависит от мнения и кривотолков толпы. А.
принимает смерть, тогда как Рыбак пытается С. Пушкину она является, как и
выиграть жизнь любой ценой. Выбивая А.А.Ахматовой, в Царском Селе, становясь
табуретку из-под ног Сотникова, он лишает наперсницей, сестрой.
себя последней возможности повернуть 48Образец задания 15 – 16 ЕГЭ по
назад. Его нравственная гибель литературе. 15. Раскройте своеобразие
окончательна. При этом в герое нет патриотической позиции лирического героя
жестокости, злости: он сочувствует И. А. Бродского в стихотворении «Стансы».
больному товарищу, делится едой; после Размышляя над заявленной проблемой,
перестрелки с полицаями несёт раненого отметьте, что стансы – это лиро-эпическое
Сотникова на себе, в бою ведёт себя произведение, состоящее из композиционно
достойно. Рыбак не просто совершает законченных строф, обособленных друг от
предательство, становясь палачом друга. Стансы характеризуются запрещением
Сотникова, он допускает возможность смысловых переносов из одной строфы в
нравственного компромисса, оправдывает другую и обязательностью самостоятельных
себя, а потому достоин презрения и рифм, не повторяющихся в других строфах.
жалости. Сотников же перед смертью Этот жанр довольно часто встречается в
пытается спасти людей, взяв на себя вину творчестве И. А. Бродского. Так, известны
за убийство полицейского. В заключение его «Новые стансы к Августе», «Стансы
раскройте, как менялось представление о городу». Подчеркните, что на воображаемой
героизме в военной прозе ХХ века, карте города поэт обозначает конкретные
связанной преемственностью по отношению к пункты встреч (Галерная, Тихорецкий,
русской воинской повести, традициям Благодатный переулок, Таврическая, Большая
антимилитаризма, романтизма, Московская, Среднегаванский проспект),
народно-поэтической культуры. дома товарищей, словно намечая штрихи
23Эстетическая тематика. автобиорафии. На Васильевском острове
24Образец задания 15-16 ЕГЭ по Бродского поддерживали университетские
литературе. 15. Как в стихотворении А. Т. друзья и подруги. Е. В. и А.Д. – студентки
Твардовского «Вся суть в одном- филологического факультета ЛГУ, которым
единственном завете…» выражено жизненное и поэт посвятил своё стихотворение. Е. В.,
творческое кредо поэта? Выполняя задание, студентке, жившей на Среднегаванском
вспомните, что стихотворение А. Т. проспекте, ранее было адресовано
Твардовского «Вся суть в четверостишие: Прощай, Васильевский,
одном-единственном завете…» является опрятный. огни полночные туши, гони
программным произведением автора. троллейбусы обратно и новых юношей страши.
Написанное в 1958 г., оно воплощает Укажите, что в «Стансах» Петербург
жизненное кредо, своего рода нравственный изображается как гармоничное место
устав творца и человека. Поэт понимания, согласия, общения, которое
провозглашает в нём свободу творчества, «реальнее всех мест в мире, где говорят
право на самоопределение в искусстве. по-русски». Автор стихотворения по праву
Формулируя читательскую точку зрения, считал город на Балтийском взморье самым
поясните, что тема творчества находит красивым местом на свете, сравнивал
развитие во многих стихотворениях поэта, Петербург с островом, окружённым
таких как «Ни мочи нету мне, ни дня…», «Не пространством. Раскройте значение
много надобно труда…», «Моим критикам», переносов – несовпадения членения на стихи
«Собратьям по перу», «К обидам горьким с естественным синтаксическим членением
собственной персоны…». Лирическое речи – для выражения основного пафоса
произведение «Вся суть в одном «Стансов»: Ни страны, ни погоста Не хочу
единственном завете…» относится к зрелому выбирать. На Васильевский остров я приду
творчеству автора и поэтому может умирать. В выводах поясните, что
оцениваться как стихотворение итогов. ностальгические настроения изгнанника,
Главная идея своего рода программного лишённого любимой родины, найдут своё
заявления перекликается с высказыванием развитие в поэзии нобелевского лауреата. В
поэта: «Талант – это обязанность». эссе, написанном для журнала «Костёр», И.
Философичность и ораторская направленность А. Бродский признавался: «Россия – это мой
отличают это стихотворение. Аргументируя дом, я прожил в нём всю свою жизнь, и
ответ с опорой на литературное всем, что я имею за душой, я обязан ей и
произведение, подчеркните, что в её народу. И – главное – языку…». Эта
стихотворении А. Т. Твардовского звучит патриотическая позиция стала отправной
особая диалектическая формула, выражающая точкой творчества поэта.
собственную философию жизни и утверждающая 49Образец задания 16 ЕГЭ по литературе.
неповторимость творческой личности: А я 16. Кто из русских поэтов ХХ века ощущал
лишь смертный. За своё в ответе, Я об себя «сыном Петербурга» и в чём сходство и
одном при жизни хлопочу: О том, что знаю различие восприятия этими поэтами города
лучше всех на свете, Сказать хочу. И так, на Неве по сравнению со «Стансами» И. А.
как я хочу. Бродского? Отвечая на поставленный вопрос,
25Образец задания 15-16 ЕГЭ по отметьте, что образ-символ Петербурга
литературе. 16. В творчестве каких русских становится одной из ведущих тематических
поэтов ХХ в. представлена лирика итогов и линий классической русской литературы,
в чём их можно сопоставить с произведением получая своё развитие в творчестве А. С.
А. Т. Твардовского? В качестве Грибоедова, А. С. Пушкина, Н. А.
литературного контекста привлеките два из Некрасова, в прозе Н. В. Гоголя, Ф. М.
перечисленных произведений: Н. А. Некрасов Достоевского, Л. Н. Толстого. Вспомните,
«О Муза! я у двери гроба…», А. А. Блок «О, какое продолжение получает традиция XIX-го
я хочу безумно жить…», С. А. Есенин «Не века в творчестве А. А. Блока, О. Э.
жалею, не зову, не плачу…», Б. Л. Мандельштама, А. А. Ахматовой. В качестве
Пастернак «Во всём мне хочется дойти…». литературного контекста привлеките
Обосновывая свой выбор, укажите, что блоковские стихотворения, в которых звучит
произведение А. А. Блока «О, я хочу «петербургская тема»: «В ресторане», «К
безумно жить…» воспринимается нами как Медному всаднику», «Ночь, улица, фонарь,
завещание потомкам. Это одновременно аптека…» и др. Подчеркните, что
исповедь и утверждение идеала творческой городе-призраке дворцов и каналов «исхода
личности, жажды бытия: Он весь – дитя нет», а мысли о самоубийстве обретают
добра и света, Он весь – свободы вполне реальные черты. Недаром у А. А.
торжество! Обратитесь к стихотворению С. Ахматовой эта тема найдёт воплощение в
А. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…» произведении «Когда в тоске
(1921), которое представляет собой своего самоубийства…», где город станет местом
рода прощальную песнь по уходящей торжества злого начала.
молодости. Оригинальные метафоры («золото Город-фантасмагория приблизится к своей
увяданья», «буйство глаз»), сравнение гибели и будет ждать возмездия. Укажите,
молодости и жизни с весенним всадником на что О. Э. Мандельштам пишет о
розовом коне создают яркий образный ряд Петербурге-Ленинграде как о городе юности,
произведения. Поэт благословляет «что-то», где живут его друзья. Монолог-крик поэта в
видимо, олицетворяющее самые лучшие и стихотворении «Я вернулся в мой город,
светлые мгновения, отбрасывает все знакомый до слёз…» обращён к пространству,
недостойное. Восклицания снимают печаль в котором пребывает его душа. Лирический
элегической интонации. Поясните, как герой О. Э. Мандельштама воссоздаёт черты
по-иному подводит предварительные итоги родного города в произведениях
жизни лирический герой Б. Л. Пастернака: «Адмиралтейство», «Дворцовая площадь»,
Во всем мне хочется дойти До самой сути. В «Ласточка», «В Петрополе прозрачном мы
работе, в поисках пути, В сердечной смуте. умрём…», «В Петербурге мы сойдёмся
Им по-прежнему движет желание «жить, вновь…», «На мёртвых ресницах Исакий
думать, чувствовать, любить», «свершать замёрз…», осознавая общность своей
открытья». Связь бытия и творчества, их гибельной судьбы с городом. Обобщая
взаимопроникновение – важный вывод сказанное, укажите на особенности
жизненной философии Пастернака. Петербурга И. А. Бродского на фоне
26Сквозные мотивы. разностороннего изображения «северной
27Образец задания 15-16 ЕГЭ по столицы» в поэзии ХХ-го века: от
литературе. 15. Какое место занимает восприятия города как «места силы»,
«Гамлет» в стихотворениях романа Б. Л. ощущения родственности до проклятий
Пастернака «Юрий Живаго» и почему? «городу трёх революций».
Формируя развёрнутое рассуждение, 50Образец задания 17 ЕГЭ по литературе.
отметьте, что последняя, семнадцатая, 17. Образ рассказчика в романе М. Ю.
часть романа «Доктор Живаго» открывается Лермонтова «Герой нашего времени».
стихотворением «Гамлет», которое насыщено Создавая сочинение на предложенную тему,
философскими размышлениями. Заглавие отметьте, что в соответствии со сложной
ориентирует читателя на образ композиционной организацией романа М. Ю.
шекспировского героя. Как известно, Лермонтова в произведении действуют три
Гамлету ценой жизни пришлось выполнить рассказчика. Во-первых, это странствующий
тяжкий долг: отомстить матери и дяде за офицер, перу которого принадлежат первые
убийство отца. Укажите, что Гамлет — это две повести, предисловие к «Журналу
ещё и роль в пьесе. Судьба актёра Печорина». Он знакомит нас с Максимом
ассоциируется с образом Христа, поскольку Максимычем и главным героем.
поэтом дословно передаётся «моление о Повествователь близок Печорину. В отличие
чаше», обращённое к Богу-отцу. Подчеркните от простодушного, доброго штабс-капитана,
в итоге, что трагический конец неотвратим, чуждого «странному человеку» Григорию
но жить и творить нужно всё равно. Таково Александровичу, он способен понять мотивы
предназначение и Живаго, и его автора — поступков разочарованного в жизни
Пастернака. 16. В каких произведениях светского человека, сосланного на Кавказ.
русской лирики также звучит мотив Но лучше всего «объяснить» себя читателю
жертвенности судеб русских поэтов и в чём может сам похититель Бэлы в «Журнале
оригинальность творческой позиции Б. Л. Печорина». Подчеркните, что наличие
Пастернака? В своём ответе покажите, что в нескольких рассказчиков позволило автору
стихотворении «Памяти Добролюбова» (1864) представить разнообразные точки зрения на
Н.А.Некрасов создаёт обобщённый образ события и характер главного героя. Этим
революционера-демократа, «светильника определяется и психологизм романа.
разума», носителя «сокровищ душевной Аргументируя ответ с опорой на
красоты», аскетического служителя родине и литературное произведение, укажите, что
искателя истины. В стихотворении «Пророк» странная и противоречивая натура Печорина
(1874) поэт уподобляет Н.Г. Чернышевского разъясняется в исповеди героя («…у меня
Христу, давая его жертвенности самую несчастный характер: воспитание ли меня
высокую оценку: Его ещё покамест не сделало таким, Бог ли меня создал, не
распяли, Но час придёт — он будет на знаю; знаю только то, что если я причиною
кресте… Отметьте, что А.А. Ахматова всегда несчастия других, то и сам не менее
ощущала свою причастность к судьбе народа. несчастлив», «…верно, было мне назначение
В стихотворении «Мне голос был…» она высокое, потому что я чувствую в душе моей
провозгласила общность страданий и скорби силы необъятные; но я не угадал этого
лирической героини и её страны. В назначения»). Используйте в своём ответе
заключение подчеркните, что герой такие теоретико-литературные понятия, как
произведения Б. Л. Пастернака, напротив, композиция, автор-повествователь,
осознаёт трагическое одиночество в мире рассказчик, система образов, проблематика,
фарисейства, понимая, что изменить ничего роман, реализм, романтизм, портретная
нельзя и «чашу страданий» необходимо характеристика, литературный образ, тип,
выпить до дна. характер. Подводя итоги, приведите
28Образец задания 15-16 ЕГЭ по разнообразные функции рассказчика в
литературе. 15. Докажите, что в литературном произведении и выделите те из
стихотворение Ф. И. Тютчева «Я встретил них, которые использует в своём романе М.
Вас – и всё былое…» находят воплощение Ю. Лермонтов.
романсовые мотивы. Выполняя задание, 51Образец задания 8 - 9 ЕГЭ по
вспомните, что стихотворение Ф. И. Тютчева литературе. 8. Какова роль
является посвящением баронессе Крюденер (в автобиографического рассказчика Игнатьича
девичестве Амалии Лерхенфельд). Написанное в повести А.И. Солженицына «Матрёнин
26 июня 1870 г. в Карлсбаде, оно входит в двор»? Формируя развёрнутое рассуждение на
так называемый «Мюнхенский цикл». предложенную тему, укажите разницу между
Отметьте, что ведущим мотивом произведения образами рассказчика, повествователя и
становится ностальгия, воспоминания о автора в художественном произведении.
прошлом. Раскройте значение Подчеркните, что рассказчик – это
психологического параллелизма, персонифицированный повествователь,
позволяющего сопоставить воскресение ведущий рассказ от первого лица и
чувств героя Ф. И. Тютчева с весной, наделённый собственной речевой манерой.
которая неожиданно наступила поздней Поясните, что рассказчик А. И. Солженицына
осенью. Подчеркните, что ассоциативный фон после неудачного поселения в Высоком Поле
тютческого произведения составляет пребывает в Тальново учить детей
пушкинское стихотворение «К***» («Я помню математике. Герой намеренно выбирает
чудное мгновенье…»), где также деревню в самом центре страны, считая, что
присутствует сюжетный мотив встречи после там можно узнать нутряную, кондовую Русь.
долгой разлуки. Автореминисценцией в Мы знакомимся с некоторыми фактами его
поэтическом романсе «Я встретил Вас – и биографии: ссылка в среднеазиатскую
всё былое…» является строчка из раннего пустыню, лагерное прошлое, о котором
стихотворения Ф. И. Тютчева «Я помню время Матрёна не расспрашивает своего
золотое», т. е. время счастья и любви. постояльца, но о чём красноречиво
Рассмотрите роль свидетельствует памятная и дорогая сердцу
изобразительно-выразительных средств в Игнатьича телогрейка. Расскажите, как
создании центральных образов складываются отношения бывшей колхозницы
стихотворения: единственной деталью Матрёны Васильевны Захаровой и «узника
внешнего облика героини становятся «милые совести», в прошлом зэка, а теперь
черты», недосказанность, недоговорённость школьного учителя, как постепенно мы
поэтической речи подчёркивают узнаём многое о жизни в селе, нуждах
многочисленные фигуры умолчания, а местных жителей, воровстве и равнодушии
инверсия придаёт особый, неспешный ритм наделённых властью. Беды одинокой женщины,
рассказу о былом. Утверждением правоты оставшейся без кормильца и не получающей
чувства лирического «я» звучат последние пенсии, больной «чёрной немочью» не
слова: И то же в Вас очарованье, И та ж в оставляют рассказчика равнодушным. Он
душе моей любовь!.. Подводя итоги, укажите проникается сочувствием к многотрудной
на значение яркого образца романсового Матрёниной жизни, к её несчастливой
жанра в творчестве Ф. И. Тютчева для судьбе. Укажите, что глазами Игнатьича мы
отечественной музыкально-поэтической смотрим на главную героиню, осознаём
культуры. значение такой породы людей.
29Образец задания 15-16 ЕГЭ по Автобиографический рассказчик даёт прямые
литературе. 16. Кто из русских поэтов ХIХ оценки Фадею, Матрёниным сёстрам, подруге
– ХХ вв. обращался в своём творчестве к Маше, делящим имущество покойной, не
жанру романса? Сопоставьте их произведения дождавшись окончания поминок. В заключение
со стихотворением Ф. И. Тютчева. Отвечая подчеркните, что именно рассказчик
на поставленный вопрос, отметьте, что «разгадывает» тайну Матрёны, подсказывая
романс представляет собой музыкальный жанр читателю, что она была тем праведником,
и литературный текст, положенный на без которого не стоит село.
музыку. Лирические произведения – романсы 52Образец задания 9 ЕГЭ по литературе.
– традиционно отличаются мелодизмом стиха. 9. В каких ещё произведениях русской
Существует несколько разновидностей таких литературы встречается образ
стихотворений: усадебный романс (А. А. автобиографического рассказчика и в чём
Фет, А. К. Толстой), городской романс (И. его сходство и различие с героем А. И.
С. Тургенев, Я. П. Полонский), мещанский и Солженицына? В начале развёрнутого
цыганский романсы (А. А. Григорьев, А. А. рассуждения укажите, что в эпических
Блок). Вспомните, что ярким образцом стало произведениях герой произведения,
стихотворение И. С. Тургенева «Утро вымышленный рассказчик может выступать в
туманное, утро седое…». Вспомните также роли повествователя. Его оценки событий,
произведения А. А. Фета, ставшие персонажей не всегда совпадают с
романсами: «На заре ты ее не буди…», авторскими. Образ рассказчика способствует
«Только станет смеркаться немножко…», созданию особой формы повествования.
«Сияла ночь. Луной был полон сад…», Вспомните, что, в отличие от литературных
которые были положены на музыку мистификаций А. С. Пушкина (образ
А.Варламовым, П. Булаховым, Н. Ширяевым. нерадовского помещика И. П. Белкина), Н.
Романсы на стихи Фета писали С.И.Танеев, В. Гоголя (образ пасечника Рудого Панько),
П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов, Н. К. А. К. Толстого и братьев Жемчужниковых
Метнер и др. Причиной этого была (образ Козьмы Пруткова), писатели ХХ века
внутренняя музыкальность стихов поэта. зачастую обращаются к созданию образа
30Образец задания 15-16 ЕГЭ по автобиографического рассказчика, чьи
литературе. Укажите, что традиции XIX-го оценки близки авторским. Являясь
в. нашли своё развитие в следующем персонажем произведения,
столетии. Известны «Петербургский романс» автобиографический рассказчик позволяет
А. Галича, «Арбатский романс» Б. Ш. игровым способом запечатлеть присутствие
Окуджавы, «Белый шиповник, дикий создателя в его художественном тексте.
шиповник…» А. А. Вознесенского. Любовная Включая образ Игнатьича в литературный
мелодрама в стихотворении А. А. контекст, вспомните Максима, героя ранних
Вознесенского окрашена в романтические рассказов М.Горького, наделённого чертами
тона, шиповник становится немым свидетелем характера писателя, внешним обликом,
трагической истории «юноши милого» и фактами его биографии. Именно его глазами
графской жены, проецируясь на драму героев мы видим прекрасную южную природу, слышим
оперы «”Юнона” и “Авось”» графа Резанова и легенды из уст Макара Чудры и Изергиль,
губернаторской дочки Кончиты: Что ты рассказы Коновалова и Орлова. Нам важны
наделал, бедный разбойник? Выстрел оценки возлюбленной, которые даёт
раздался вдруг – Красный от крови – безымянный герой бунинского «Чистого
красный шиповник выпал из мёртвых рук. Их понедельника». Несмотря на несхожесть
схоронили в разных могилах, там, где социального положения, он обладает
садовый вал. Как тебя звали, юноша милый? жизненным и духовным опытом своего
Только шиповник знал. В выводах создателя. Биографией и мировоззрением С.
подчеркните, что в ХХ веке характерный для Д. Довлатова наделяется и надзиратель
музыкально-поэтической культуры XIX века Борис Алиханов из повести «Зона».
жанр нашёл достойное продолжение в Представитель направления «новый
творчестве современных поэтов, сохранивших автобиграфизм», Довлатов, по замечанию
эстетику и стилистику романса. критиков, создаёт «театр одного
31Образец задания 17 ЕГЭ по литературе. рассказчика». Житейская философия его
17. Апокалиптические мотивы в поэме А. А. рассказчика близка авторской. Этот образ
Ахматовой «Реквием». В начале развёрнутого становится не просто повествовательным, но
рассуждения на литературную тему и неким нравственным центром произведения.
подчеркните, что апокалиптические мотивы Обобщая сказанное, укажите на значение
находят своё развитие в литературе рубежа образа автобиографического рассказчика как
веков как в зеркале эпохи глобальных выразителя авторской позиции в прозе ХХ-го
изменений в общественно-политической века. Подчеркните, что у А. И. Солженицына
сфере. Эсхатологическими предчувствиями Игнатьич наделяется многими чертами автора
исполнены футуристические пророчества «Матрёниного двора», наиболее близок
раннего творчества В. В. Маяковского: писателю, хоть и не тождествен. В
конец истории рассматривается им как выход повествовании книги «Красное колесо» Саня
из кризиса, разрушение созданной силой Лаженицын будет прямо соотноситься с
воображения утопии. Вместе с тем ощущением автором, будучи дистанцирован от создателя
индивидуального апокалипсиса пронизана хроники.
проза Л. Н. Андреева 1910-х гг. В ранних 53Книги можно заказать в нашем
рассказах и повестях М. А. Булгакова интернет-магазине на сайте: www.legionr.ru
происходит трансформация апокалиптических Спрашивайте в книжных магазинах города!
пророчеств, в романе «Белая гвардия» 54Издательство регулярно проводит
эсхатологические предчувствия онлайн-семинары авторов пособий с
преодолеваются с помощью обращения к педагогами. По завершении каждого вебинара
вечным ценностям. В пьесе «Адам и Ева» участники получают электронные
представлены апокалиптика и сертификаты. Ссылки для участия вы сможете
постапокалиптика писателя. В романе найти на сайте издательства
«Мастер и Мастер» реализуются идеи www.legionr.ru. Все вебинары издательства
возмездия и грядущего Страшного Суда, «Легион» носят обучающий характер.
происходит реабилитация сатанинских 55legionrus@legionrus.com Также
образов, развивается мотив скорого вступайте в группу «Издательство «Легион»
возмездия и очищения. Обратитесь к анализу контакте, на одноклассниках и в сети
текста «Реквиема» и определите acebook. Видео вебинаров смотрите на Адрес
функциональную значимость реминисценций из для корреспонденции: 344000, г.
«Откровения святого Иоанна Богослова», Ростов-на-Дону, а/я 550.
«Сквозные» темы, мотивы, образы в русской литературе XIX – ХХ вв.pptx
http://900igr.net/kartinka/literatura/skvoznye-temy-motivy-obrazy-v-russkoj-literature-xix-khkh-vv-96751.html
cсылка на страницу

«Сквозные» темы, мотивы, образы в русской литературе XIX – ХХ вв

другие презентации на тему ««Сквозные» темы, мотивы, образы в русской литературе XIX – ХХ вв»

«Английская литература XIX века» - Английский романтизм. Назовите представителей. ПИСАТЕЛИ – РОМАНТИКИ АНГЛИЯ XIX век. Источник Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2003 г. Вальтер скотт 1771 - 1832. Узнай автора 1. 2. ? ответы. Уильям вордсворт 1770 - 1850. История. Увлекательная интрига Сохранял дух эпохи: стиль и язык архаичны. Джорж ноэл гордон байрон 1788 - 1824.

«Русская культура XIX века» - А.С.Пушкин. Большой театр. Ф.М. Достоевский. Тропинин Василий Андреевич ( 1776-1857). Представитель ампира. Последователь Глинки . Среди др. сочинений — оперы, балеты, камерно-инструментальная театральная музыка. «Портрет графини Ивановой- Орловой с дочерью Наталией». Большой Кремлевский дворец. Архитектура и скульптура.

«Искусство XIX XX века» - Импрессионизм. Символизм модернизм натурализм импрессионизм романтизм реализм. Последствия эпохи. Романтизм- новое направление в театре и музыке. Драматурги- Виктор Гюго, Людвиг Тик. Основные направления в искусстве: Реализм. Натурализм. Последователи натурализма. Стиль: от франц.( impression - впечатление) берет свое начало во французской живописи.

«Россия в XIX в» - Главные задачи внешней политики царизма в 60-70х годах. Франц-Иосиф. Сша. Н. В. Склифосовский. Черногория. Отношения с Японией. 1876г-Восстание в Боснии и Герцеговине против турецкого ига. Александр II. Помощь освободительному движению народов Балканского полуострова от турецкого ига. Содержание внешней политики.

«Русская литература XIX-XX веков» - У истоков нового театра стояли К.С.Станиславский и В.И. Немирович- Данченко. Совершенно по-другому стали оцениваться социально-экономические и общекультурные перспективы России. И нет у нас иного достоянья! Радикально пересматривалась устоявшаяся, казавшаяся прежде неизменной, система духовных ценностей.

«Поэты XIX века» - Харьков «Ранок» 2004 г. 3. Журналы «Литература в школе». Анна, дарья, екатерина тютчевы, дочери поэта. Пейзажная лирика. Весенние мысли. Элеонора Федоровна Тютчева. 2.Природа – одушевлённая, мыслящая часть мира. Тютчев в детском возрасте. Тема природы: 4.Очарование природы – стимул для творчества. Как первый луч весенний ярок!

Литература 19 века

18 презентаций о литературе 19 века
Урок

Литература

183 темы
Картинки
900igr.net > Презентации по литературе > Литература 19 века > «Сквозные» темы, мотивы, образы в русской литературе XIX – ХХ вв