Древняя литература
<<  7 класс урок образ андрея соколова «Слово о полку Игореве» - уникальный памятник Древней Руси  >>
Введение
Введение
Писатели и художники о Сергии Радонежском
Писатели и художники о Сергии Радонежском
Сергей Михайлович Харламов – иконописец, член Союза художников России,
Сергей Михайлович Харламов – иконописец, член Союза художников России,
Сергей Михайлович Харламов – иконописец, член Союза художников России,
Сергей Михайлович Харламов – иконописец, член Союза художников России,
«Житие Преподобного Сергия Радонежского», написанное Епифанием
«Житие Преподобного Сергия Радонежского», написанное Епифанием
Сюжет жития составляет духовный подвиг святого, точнее много духовных
Сюжет жития составляет духовный подвиг святого, точнее много духовных
Тон повествования торжественный, серьезный
Тон повествования торжественный, серьезный
Преподобный Сергий Радонежский» Бориса Зайцева
Преподобный Сергий Радонежский» Бориса Зайцева
Различие в описании образа Сергия Радонежского
Различие в описании образа Сергия Радонежского
«Труды Преподобного Сергия Радонежского» М. В. Нестерова
«Труды Преподобного Сергия Радонежского» М. В. Нестерова
«Труды Преподобного Сергия Радонежского» М. В. Нестерова
«Труды Преподобного Сергия Радонежского» М. В. Нестерова
Жизнь Преподобного Сергия в гравюрах Сергея Харламова
Жизнь Преподобного Сергия в гравюрах Сергея Харламова
Значение Сергия Радонежского для русской истории и государства
Значение Сергия Радонежского для русской истории и государства
Картинки из презентации «Житие Преподобного Сергия Радонежского в литературе и живописи» к уроку литературы на тему «Древняя литература»

Автор: ira. Чтобы познакомиться с картинкой полного размера, нажмите на её эскиз. Чтобы можно было использовать все картинки для урока литературы, скачайте бесплатно презентацию «Житие Преподобного Сергия Радонежского в литературе и живописи.ppt» со всеми картинками в zip-архиве размером 2267 КБ.

Житие Преподобного Сергия Радонежского в литературе и живописи

содержание презентации «Житие Преподобного Сергия Радонежского в литературе и живописи.ppt»
Сл Текст Сл Текст
1Тема работы: «Житие Преподобного 8изображение – на русскую литературу и
Сергия Радонежского в литературе и культуру в целом. Харламов С. Гравюра.
живописи». Автор работы: Хатунцева Ирина 9Преподобный Сергий Радонежский» Бориса
Андреевна МОУ «Средняя общеобразовательная Зайцева. Главная задача, которую Борис
школа №50 им. 70-летия Великого Октября» Зайцев поставил перед собой - показать
г. Калуги 9 класс Научный руководитель: пошаговое восхождение Сергия к святости.
Денисова Татьяна Васильевна Учитель Писатель, вероятно, решил не прибегать к
русского языка и литературы МОУ «СОШ № помощи сравнений, метафор, гипербол.
50». Образ, созданный автором, более яркий, чем
2Введение. Более 600 лет прошло с тех в житии, и более понятный для современного
пор, когда на земле Русской жил великий читателя. Интересно то, что Зайцев не стал
святой Сергий Радонежский, а люди XXI века описывать картины живой природы. Писатель
и сейчас обращаются к нему в своих больше внимания уделяет прежде всего
молитвах, почитают его как великого описанию поступков Святого и событий, в
защитника Руси. Его труд нашел свое которых участвует Сергий. И не только
воплощение и в литературе, и в иконописи, описывает, но и анализирует. Внимательный
и в современной живописи. Его прославляют читатель видит перед собой не только
в православных храмах, о его мудрости Преподобного Сергия Радонежского, но и
рассуждают философы. Кто же он такой – глубоко верующего писателя Бориса Зайцева.
Преподобный Сергий Радонежский? Попробуем В начале повести Варфоломей показан еще до
ответить на этот вопрос, знакомясь с конца не осознавшим, ради чего и от чего
литературными источниками и живописными он решает отказаться в жизни. Перед
произведениями. НЕСТЕРОВ М.В..Преподобный читателем предстает скромный, погруженный
Сергий Радонежский. в молитвы мальчик. Юноша был послушен,
3Сравнительный анализ биографии Сергия поэтому не пошел против родителей, только
Радонежского в «Житии», написанном когда он выполнил указ, то смог спокойно
современником Преподобного Сергия удалиться. Как всякий отшельник, св.
Епифанием Премудрым, и в повести писателя Сергий прошел сквозь тоску, отчаяние,
XX века Бориса Зайцева; выявление упадок чувств и вышел победителем из этой
особенностей изображения жизни борьбы, подчинив дух свой воле Бога. Читая
Преподобного Сергия в живописи художника – жизнеописание великого русского Святого,
XIX века Михаила Нестерова и в современной замечаешь одну особенную черту в его
иконописи и гравюре художника Сергия характере, Зайцеву, видимо, очень близкую.
Харламова. Цель работы: Это скромность подвижничества. Автор
4Писатели и художники о Сергии заканчивает жизнеописание с очень
Радонежском. История Сергия Радонежского – интересным выводом, который несомненно
это воплощение идеала праведной, чистой и стоит обдумать: «Не оставив по себе
подвижнической жизни. Вместе с тем, это писаний, Сергий будто бы ничему не учит.
человек, сыгравший большую роль в духовном Но он учит именно всем обликом своим:
становлении и сплочении русского народа. одним он утешение и освежение, другим —
Первым биографом Сергия Радонежского немой укор. Безмолвно Сергий учит самому
(1314-1392) был Епифаний Премудрый (год простому: правде, прямоте, мужественности,
рождения неизвестен–1420) - автор труду, благоговению и вере». Нестеров М.
древнейшего, написанного по личным В. Труды Преподобного Сергия.
впечатлениям, рассказам Преподобного и 10Различие в описании образа Сергия
близких к нему жития Сергия, главнейший Радонежского. Два великих писателя:
источник наших сведений о святом. Труд Епифаний Премудрый и Борис Константинович
этот дошел до нас в обработке серба-монаха Зайцев, описывают жизнь великого Святого
Пахомия. В 1925 году выходит повесть Земли Русской. Каждый вносит в это
«Преподобный Сергий Радонежский» Бориса описание своё видение жизненного подвига
Зайцева (1881 —1972) Она о возвышенной, Преподобного Сергия Радонежского. Есть и
самоотверженной любви к ближнему, определенные различия, на которых хотелось
беспредельном терпении лесного отшельника бы остановиться. Борис Зайцев в своём
св. старца .Сам строй агиографической переложении на мирской язык жития говорил
(житийной) литературы для современного так: «Есть колебания в годе рождения
сознания кажется отчасти чуждым. «Перевод» святого: 1314—1322», но одновременно было
удался писателю. Он сумел доступно определено число: «Как бы то ни было,
разъяснить не вполне простые понятия, известно, что 3 мая у Марии родился сын».
которые находим в «Житии» XIV века, Хотя Епифаний Премудрый не указывает
облегчая их усвоение. Кроме того, снабдил числа, Русская Церковь традиционно считает
их своими комментариями и рассуждениями. днём рождения Преподобного Сергия 3 мая
5Сергей Михайлович Харламов – 1314 года. Еще до рождения Сергий был
иконописец, член Союза художников России, предызбран Богом. Епифаний говорил, что у
народный художник России, лауреат премии родителей были только догадки. Борис
Андрея Первозванного. С 1972 по 1979 годы Зайцев об этом упоминает тоже, но уже при
внимание художника обращено к теме встрече Варфоломея со старцем-черноризцем.
Куликовской битвы («Дмитрий Донской», Когда Сергий вместе с братом Стефаном
«Молитва перед битвой»). Жизнь Пр. Сергия удалился для пустынножительства в лес, то
Радонежского нашла свое отражение в Епифаний просто указывает, что «было
гравюрах художника. Познакомимся и мы с найдено пустынное место, в чаще леса, где
жизнью Преподобного Сергия Радонежского, была и вода». Борис Зайцев описывает
отраженной в русской литературе и найденное место более живописно. Б. Зайцев
живописи. Начало увлечения Михаила пишет несколько слов о том, какие чудеса
Васильевича Нестерова (1862 —1942) происходили после смерти святого; Епифаний
религиозным направлением творчества сообщает об этом более подробно,
связано с картиной «Христова невеста» рассказывая о множестве чудес при жизни и
(1887), после которой появились: после смерти. Но главное отличие – Б.
«Пустынник» (1889), «Видение отроку Зайцев анализирует поступки Сергия
Варфоломею» (1889-1890) и др. В 1891 г. Радонежского, сообщает свои рассуждения .
появилась картина «Отрочество Сергия», в А Епифаний Премудрый только констатирует
1892-1897 гг. – «Юность Преподобного факты из жизни Святого. Харламов С
Сергия», в 1895 г. – «Под благовест» и др. .Гравюра.
К 1896-1897 г. относятся работы из серии 11«Труды Преподобного Сергия
«Труды Преподобного Сергия». НЕСТЕРОВ М.В. Радонежского» М. В. Нестерова. Нестеров М.
Пустынник. Харламов С. Гравюра. В. Труды Преподобного Сергия. Первое чудо
6«Житие Преподобного Сергия в жизни мальчика художник показал нам в
Радонежского», написанное Епифанием своей первой картине из серии – «Видение
Премудрым. Нам известно, что Сергий был отроку Варфоломею» (1889-1890). Критик
причислен к лику Святых(1452) Житие Дедлов писал: «Картина была иконою, на ней
составлялось после смерти святого. было изображено видение, да еще с сиянием
Преподобный Сергий умер в 1392 году, так вокруг головы, - общее мнение забраковало
что начало работы над его агиографией картину за ее «ненатуральность». Конечно,
приходится на 1393 или 1394 год. видения не ходят по улицам, но из этого не
Повествование ведется от 3-го лица. следует, что никто никогда их не видел.
Епифаний пишет: «Преподобный Сергий Весь вопрос в том, может ли его видеть
родился от родителей благородных и нарисованный на картине мальчик». Во время
благоверных: от отца, которого звали пустынножительства Сергий не остался один.
Кириллом, и матери, по имени Мария, Однажды перед хижиной оказался большой
которые были всякими добродетелями медведь, который был не столько свиреп,
украшены». Композиция жития строится по сколько голоден. Иногда Сергий отдавал
строгой схеме. В соответствии с житийным весь свой хлеб гостю, а сам оставался без
каноном Епифаний начинает свой рассказ с пищи. Про картину «Юность Преподобного
описания детства отрока Варфоломея, Сергия» (1892-1897 гг) сам Нестеров в
который еще в утробе матери был отмечен своих письмах говорил: «Теперь же, спустя
Богом. На протяжении всего произведения мы много лет, многие считают «Сергия с
видим, что в жизни Сергия происходит много медведем» лучшим из моих произведений».
чудес, а так же преград, которые он Несколько картин вошло в серию под
преодолевает. НЕСТЕРОВ М.В. Видение отроку названием "Труды Преподобного
Варфоломею. Сергия"(1896-1897 гг). Это моменты
7Сюжет жития составляет духовный подвиг жизни, когда Святой жил вместе с братией.
святого, точнее много духовных подвигов Главенствующую роль играет пейзаж, причем
Сергия. Сергий преодолевает искушение и разных времен года. Картины М. Нестерова
страхи, не сдается дьяволу благодаря как бы дополняют и расширяют страницы
молитвам, вере и силе своей души. Многие повести Б. Зайцева своей красочностью и
лишения пришлось пережить ему. Помогал он насыщенностью цветовой гаммы. Здесь
людям. За все это, еще при жизни, Нестеров приблизился к осуществлению своей
Преподобный Сергий был удостоен дара постоянной мечты ? создать образ
чудотворений. Способ изображения героя – совершенного человека, близкого родной
идеализация. Биограф создал образ земле, человеколюбивого, доброго. Хочется
человека, который всегда готов прийти на указать картину Михаила Васильевича
помощь, а так же не боялся никакой работы, «Пустынник» (1889). Его старик-монах -
был носителем великой духовной силы. «Без простец, с наивной верой в Бога, не
лени всегда в подвигах добрых пребывал и искушенный в религиозно-философских
никогда не ленился». Внутренний мир героя мудрствованиях, но чистый сердцем,
не изображается в развитии, он избранник с безгрешный, близкий к земле, - это и
момента рождения. «И свершилось некое чудо делает его таким счастливым. Нестеров
до рождения его. Когда ребенок еще был в написал своего пустынника с отца Гордея,
утробе матери, однажды в воскресенье мать монаха Троице-Сергиевой лавры,
его вошла в церковь во время пения святой привлеченный его детской улыбкой и
Литургии. И все стояли молча. Младенец глазами, светящимися бесконечной добротой
начал кричать в утробе матери. Перед тем, . Нестеров М. В. Труды Преподобного
как начали петь Херувимскую песнь, Сергия.
младенец начал вторично кричать. Когда же 12Жизнь Преподобного Сергия в гравюрах
иерей возгласил: «Вонмем, Святая Святым!» Сергея Харламова. Литература и живопись
— младенец в третий раз закричал» прошли долгую дорогу через века. И на
Пространство и время изображаются условно. протяжении всего пути изменялись. Но самое
Точные даты не названы. В изображении главное, что современная литература пошла
святого по возможности устранялись все от древнерусской, а живопись пошла от
индивидуальные черты характера, частности, иконописи. Гравюры народного художника
случайности. Сергий в этом произведении - России Сергея Харламова (род. в 1942 г.)
проявление русского труженика. Все «Преподобный Сергий Радонежский» созданы в
качества, которые присутствуют в Святом, 1991 году и изданы в 1992 г. Российским
показывают, каким должен быть человек. Духовным центром (Москва). На каждой из
Нестеров М. В. Юность Преподобного Сергия. гравюр Преподобный Сергий изображен в
8Тон повествования торжественный, важные моменты своей подвижнической жизни:
серьезный. «Тогда князь великий Дмитрий и беседа с Богородицей, навестившей его в
все войско его, от этого послания великой келье; тяжелый и одновременно радостный
решимости исполнившись, пошли против труд в монастыре. Интересны гравюры к
поганых, и промолвил князь: «Боже великий, праздникам: Преподобный с веточкой вербы
сотворивший небо и землю! Помощником мне встречает Христа, а здесь святой Сергий
будь в битве с противниками святого твоего выпускает птиц на волю в праздник
имени»». Язык жития книжный, с обилием Благовещения. Язык гравюры – черно-белый,
церковнославянизмов. Все произведение не такой яркий, как в живописи, но очень
изложено книжным языком. Епифаний являлся созвучный строгому житийному жанру в
монахом, и это было одной из причин литературе. Харламов С .Гравюра.
употребления многих церковных слов: 13Значение Сергия Радонежского для
«блаженному», «иерей», «повечерие», русской истории и государства. Мы
«общежительство», «страннолюбие» и др. познакомились с жизнеописанием великого
Текст рассчитан на грамотного человека, святого Земли Русской Сергия Радонежского.
подготовленного. Чтобы понять Каждый художник слова и кисти увидел его
произведение, надо интересоваться духовной разным и показал нам его таким, каким
литературой, так как можно встретить много представлял сам. И теперь понятно, почему
незнакомых для светского человека слов. (по словам В. О. Ключевского) «Еще при
Таким образом, видим, что все нормы жизни Преподобного многое множество
составления агиографии здесь соблюдены. приходило к нему из различных стран и
Это произведение – житие, в котором Сергий городов, и в числе приходивших были и
Радонежский не просто священнослужитель, иноки, и князья, и вельможи, и простые
причисленный к лику святых, а человек, люди…». Жизнь и духовный подвиг Сергия
жизнь и деяния которого оказали Радонежского – пример служения Богу и
определяющее влияние на всю последующую людям. Харламов С .Икона.
жизнь народа русского, а его житийное 14Спасибо за внимание!
Житие Преподобного Сергия Радонежского в литературе и живописи.ppt
http://900igr.net/kartinka/literatura/zhitie-prepodobnogo-sergija-radonezhskogo-v-literature-i-zhivopisi-79568.html
cсылка на страницу

Житие Преподобного Сергия Радонежского в литературе и живописи

другие презентации на тему «Житие Преподобного Сергия Радонежского в литературе и живописи»

«Древнерусские жития» - Литература носила анонимный характер. Поэтому автор просил вносить дополнения и поправки. Поэтому литература и не была развлекательной. Житие оканчивалось молитвой, описанием посмертных чудес. Образ бо бысть благ всем нам в жизни сей». Написание жития Сергия Радонежского. Совершение подвига Евфросином Синозерским.

«История живописи» - Поклонение волхвов Веронезе П. Италия. Человек становится героем всех живописных произведений. И. Остроухов. Натюрморт. Назначение иконы передавать не реальность, а божественную красоту. Всю свою жизнь Леонардо неустанно трудился. Девятый вал Айвазовский И.К. Россия 1850. Сохранилось множество рисунков, выполненных Леонардо пером, сангиной, итальянским карандашом.

«Русская пейзажная живопись» - Куинджи. «Бабушкин сад». 1878. «Ранняя весна». «Золотая осень». 1893. «В Крымских горах». 1886 год. «Ливень». 1874. Куинджи, художник яркий и талантливый, занимающий особое место. «Заросший пруд. Домотканово». 1888. И. Левитан. К. Коровин. «Вечер на Волге». 1887-1888 года. Пейзаж завоевал место одного из ведущих жанров живописи.

«Направления в живописи» - Основные направления в литературе начала ХХ века. Что человек существовал на земле многие тысячи лет. Историческая обстановка. Стефан Малларме. Натурализм в живописи. Влияние учения Дарвина «Происхождение видов» (изменчивость, наследственность, естественный отбор). Да здравствует загадочный смысл звуков!» А. Рембо Стремление в мир запредельного, потустороннего.

«Живопись 19 века» - Критик Ф. Бюрти. Был ли импрессионизм в России? Ведь по-французски «impression» – впечатление. Эдгар Дега. На картине нет сюжета. Живопись 2-ой половины 19 века». «Картины импрессионистов похожи на маленькие кусочки зеркала жизни». Но импрессионизм остался явлением только французской культуры. Что такое импрессионизм?

«Преподобный Сергий Радонежский» - На том, месте где родился Сергий, построен Варницкий монастырь. После женитьбы старшего сына Стефана, постаревшие родители приняли схиму в Хотьково-Покровском монастыре. Памятник Сергию Радонежскому, Сергиев Посад. Троице- Сергиева лавра. Памятник Сергию Радонежскому в Радонеже Ра?донеж — село в Сергиево-Посадском районе Московской области, в 55-ти километрах от Москвы.

Древняя литература

23 презентации о древней литературе
Урок

Литература

183 темы
Картинки
900igr.net > Презентации по литературе > Древняя литература > Житие Преподобного Сергия Радонежского в литературе и живописи