Иконопись
<<  Спас Нерукотворный Отличие иконы от картины  >>
Дионисий
Дионисий
Андрей Рублёв
Андрей Рублёв
Андрей Рублев
Андрей Рублев
Богоматерь
Богоматерь
Леонардо
Леонардо
Тайная вечеря
Тайная вечеря
Леонардо да Винчи
Леонардо да Винчи
Рени Гвидо
Рени Гвидо
Гвидо Рени «Поклонение пастухов»
Гвидо Рени «Поклонение пастухов»
Сандро Боттичелли
Сандро Боттичелли
Сандро Боттичелли «Рождество»
Сандро Боттичелли «Рождество»
Александр Андреевич Иванов
Александр Андреевич Иванов
Иванов Александр Андреевич
Иванов Александр Андреевич
Лосенко Антон Павлович
Лосенко Антон Павлович
Чудесный улов
Чудесный улов
Иван Николаевич Крамской
Иван Николаевич Крамской
И.Н.Крамской «Христос в пустыне»
И.Н.Крамской «Христос в пустыне»
Картинки из презентации «Библейские сюжеты в живописи» к уроку МХК на тему «Иконопись»

Автор: Учительский. Чтобы познакомиться с картинкой полного размера, нажмите на её эскиз. Чтобы можно было использовать все картинки для урока МХК, скачайте бесплатно презентацию «Библейские сюжеты в живописи.ppt» со всеми картинками в zip-архиве размером 706 КБ.

Библейские сюжеты в живописи

содержание презентации «Библейские сюжеты в живописи.ppt»
Сл Текст Сл Текст
1Значение иконописи и библейских 27детализации, прежде яркие цвета бледнеют,
сюжетов живописи в формировании духовных свет приобретает особую прозрачность.
ценностей человека. Выполнили учащиеся 9 Часто говорят о холодной
класса МОУ СОШ п. Красная Кудрявка ("умственной") идеализации
Арбузова Анастасия Моисеева Александра. образов. Но если это и так, то это не вся
2Каково значение икон и картин с правда, - представленная картина,
библейскими сюжетами в формировании поражающая своим взволнованным лиризмом и
духовной жизни человека ? какой-то теплой проникновенностью,
3Цель: раскрыть значение иконописи и убеждает в этом.
библейских сюжетов живописи в формировании 28Сандро Боттичелли «Поклонение волхвов
духовных ценностей человека. Задачи: (Лондон)».
раскрыть понятие духовные ценности; 29Это первая из пяти написанных
познакомить с жизнью и творчеством Боттичелли картин на этот сюжет.
художников Древнерусской живописи; Боттичелли разделил изображение на три
выяснить значение понятия иконопись; части. На левой показано прибытие
познакомиться с творчеством художников и процессии волхвов. Вторая сцена изображает
их картинами с библейскими сюжетами; волхвов, проходящих сквозь разрушенную
выявить, каковы отличия иконы от картины; стену и предстающих перед Богоматерью с
проанализировать, каково значение икон и Младенцем, сидящей справа от центра.
библейских сюжетов в формировании духовных Третью часть картины Боттичелли оставляет
ценностей человека. странно пустой, возможно, чтобы
4Что такое духовность? Духовность — подчеркнуть отдаленность Мадонны и Христа
традиция бережного отношения к самому от всего происходящего и показать зловещую
себе, окружающим людям, окружающему миру, черноту пещеры, зияющую за входом в ясли.
природе, передающаяся из поколения в 30Сандро Боттичелли «Рождество».
поколение. Духовность воспитывается в 31Художник создал необычную по
семье. Чем крепче семья, чем крепче в ней иконографии сцену. В центре - пещера, над
связь между поколениями, тем выше шансы которой возведена покатая соломенная
воспитания в ней духовно развитого крыша, под которой нашло приют святое
человека. Духовность — свойство души, семейство. Около традиционных ясель на
состоящее в преобладании духовных, земле лежит младенец, над ним склоняется
нравственных и интеллектуальных интересов молящаяся мадонна. Напротив нее, спиной к
над материальными. зрителю сидит святой Иосиф. Вокруг этих
5Что значит понятие духовные ценности? главных действующих лиц, не смея
Духовные (общечеловеческие ценности) приблизится к яслям, группируются
Ценности (или их отсутствие) – являются остальные персонажи: справа - пастухи,
основой формирование достойной, сильной, слева – волхвы. Тему прославления Христа
позитивно настроенной личности (или слабой подхватывает хоровод ангелов в небе,
и безнравственной), определяют смысл жизни образуя круг, своеобразный нимб славы и
Человека – к чему стремиться (или его торжества. Радость звучит в торжественном
отсутствие), систему мотивов - жить и пении ангелов, сказывается в легком и
трудиться во имя добра, чести, общего стремительном хороводе на небесах, в
блага (или собственной корысти или благоговейном поклонении волхвов и
разрушения и зла), отношение к себе – пастухов, в объятиях паломником и ангелов.
уважать, развивать (или призирать и В картине торжествует добро, злые силы
разрушать) и миру – любить, созидать (или теряют свою власть.
ненавидеть и разрушать), веру в прекрасное 32Александр Андреевич Иванов.
будущее общества (или его крах), веру в 33Иванов Александр Андреевич (1806-
себя и свои силы (или собственную 1858)- знаменитый исторический живописец.
несостоятельность), др. Родился в Санкт-Петербурге 16 июля 1806
6Древнерусская живопись сохранила нам г., в 11 лет поступил учеником в
немногие имена художников. Искусство Императорскую Академию Художеств Продолжил
Средневековья на Руси безымянно, анонимно. обучение за границей в 1830 году. В Риме
Бессчетное число храмов, икон, фресок и первые его работы состояли в рисовании с
как подарок нам, потомкам, вдруг мелькнет микеланджеловского "Сотворения
в летописях имя мастера. О каких же человека", в Сикстинской капелле, и в
мастерах дошла молва до наших времен? сочинении эскизов на разные библейские
7Дионисий. темы. Художник был признан в 1836 г.,
8Дионисий. Примерно с середины 15 века академиком. Ободренный успехом, Иванов
доходит молва о Дионисии. Очень знатного принялся за "Явление Мессии". Но
происхождения. Он стал, однако, исполнение картины тянулось долго с 1836
иконописцем. Случай беспрецедентный в по 1857), и только в 1858 г. Выставка ее и
истории Руси. Дионисий не был монахом. До всех относящихся к ней эскизов и этюдов в
конца дней он так и не принял сана, одной из зал Академии Художеств составила
остался «в миру». С Дионисием парадное, событие в русском художестве. Однако
праздничное, торжественное искусство Иванову не суждено было увидеть плоды
Москвы стало на Руси ведущим. На него своего труда: 3 июля 1858 г. художник
начали ориентироваться все города, ему умер.
начали всюду подражать. При жизни мастера 34Иванов Александр Андреевич. Явление
сравнивали с великим Рублевым. Это знак Христа народу. 1837-57гг.
подлинной всерусской славы. Рублевские 35Картина “Явление Христа народу”
произведения почитались драгоценностью, (1837-57г.) стала жизненным подвигом
иконы Дионисия – тоже. художника. В ней художник выразил свои
9Андрей Рублёв. мысли о влиянии божественного и
10Андрей Рублев. К лику святых был возвышенного на преображение человека.
причислен человек, не прославившийся ни Основное содержание сюжета картины —
чудесами, ни явлением нетленных мощей, ни начало освобождения и нравственного
особенными аскетическими подвигами. Точный возрождения человечества. Мы видим приход
год рождения Рублева неизвестен. Спасителя к толпе “лиц разных сословий,
Предположительно – между 1360-1370гг. разных скорбящих и безутешных” (по словам
Самые ранние сведения о нем содержатся в художника), собравшихся вокруг Иоанна
Московской Троицкой летописи 1405г. В Крестителя на берегу Иордана. Все в
1408г. расписывал Успенский Собор во картине подчинено идейному замыслу
Владимире. 1425-1427гг. были сделаны художника, каждый персонаж получил
росписи фресок и иконостаса (в т.ч. и глубокий идейно-психологический смысл.
входившая в него «Троица») в Троицком 36Лосенко Антон Павлович (1737-1773).
Соборе. 29 января 1430 г. А.Рублев 37Лосенко Антон Павлович (1737—1773).
скончался и был похоронен в Спасском Русский художник, основоположник русской
Соборе Андроникова монастыря. Только после исторической живописи. Родился на Украине
смерти к Рублеву пришла подлинная слава. в казацкой семье. С 1758 занимался в
Основное собрание икон находится в Академии художеств. В 1760—1765жил в
Третьяковской галерее. Париже, изучал искусство античности . В
11Андрей Рублев. Троица. 1422-1427(?). свой зарубежный период написал картины
Государственная Третьяковская галерея. «Чудесный улов рыбы» (1762) и «Зевс и
12В залах Третьяковской галереи среди Фетида» (1769). Вернувшись в Петербург,
множества превосходных древнерусских создал полотно «Владимир и Рогнеда»
памятников «Троица Ветхозаветная» Рублёва (1770), получив за него звание академика
выделяется своей красотой, своим исторической живописи. Благодаря Лосенко
совершенством как невиданное диво, как русская история заняла в академической
высокое откровение, как настоящее чудо системе те же иерархические позиции, что
искусства. греко-римская античность и Библия.
13«Троицу» русский мастер написал в 1427 38Лосенко Антон Павлович (1737-1773)
году по заказу Никона, игумена «Чудесный улов».
Троице-Сергиевой лавры Созерцание «Троицы» 39О чудесном улове рыбы рассказано в
даёт человеку радость обретения душевного Евангелии от Луки (Лк., 5:1-11). Христос
равновесия, тишины и умиротворённости. вошел в рыбацкую лодку Симона Петра, чтобы
Шедевр Рублёва подобно музыке затрагивает из нее проповедовать собравшемуся народу,
чувства, невыразимые словами. Андрей а затем сказал Петру и его спутникам,
Рублёв явился подлинным классиком чтобы они закинули сети. И сети были
древнерусской национальной живописи. Не настолько наполнены рыбой, что Иакову и
строгое и непреклонное, не суровое и Иоанну, находившимся в другой лодке,
властное божество зовёт и ожидает человека пришлось прийти к ним на помощь. Все они
на иконе, а трижды светоносное и были поражены и испуганы. Сцена на полотне
прекрасное, трижды любящее и благое, Лосенко изображает берег моря
трижды скорбное и зовущее к миру, любви, к Галилейского, на котором собрался народ,
преодолению «ненавистной розни» и всякой чтобы узреть чудо Господне.
вражды… 40Иван Николаевич Крамской (1837-1887).
14Феофан Грек. Работал в России во 2 41Иван Николаевич Крамской (1837-1887).
половине 14 и начале 15 вв. Писал фрески, Иван Николаевич Крамской родился 27 мая (8
иконы, миниатюры. Феофан Грек был июня) 1837 года в Воронежской губернии.
византийцем по происхождению. В Россию Художник учился в Острогожском училище. В
прибыл в конце 14 века, видимо, уже 15 лет он поступил учеником к иконописцу и
сложившимся мастером. Первое время он провел в его мастерской около года. В 1857
работал в Новгороде, где в 1378г им был году Крамской успешно сдал экзамены в
расписан Спасо-Преображенский Собор. Академию художеств. Крамской - русский
Святым Феофана присуща одна общая черта – художник жанровой, исторической и
суровая одухотворенность. Они непрестанно портретной живописи. Вдохновитель
борются с обуревающими их страстями. организатор "передвижников".
Феофаном выполнен иконостас 42И.Н.Крамской «Христос в пустыне» 1872.
Благовещенского Собора Московского Кремля 43В картине Крамского пустыня производит
в 1405г. впечатление холодного леденящего
15Богоматерь. Ныне, как и века назад, пространства, в котором нет и не может
перед великим творением останавливаются быть жизни. Утро возрождения наступило, но
люди и пристально глядят в проникновенные солнце еще не встало... Подобно тому, как
глаза той, что столько вместила в своем посреди холода и мрака пустыни рождается
скорбном и проницательном взоре. Любуясь свет, так внутри изображенного человека
невыразимо прекрасным ликом, созданным рождается воля к преодолению мрака и хаоса
гениальным творцом, припоминая окружающей жизни. В картине нет места
бесчисленные события истории – трагические ясным и радостным тонам, как нет места
и возвышенные – вспомним сказанное поэтом: наивной светлой вере. Его вера обретается
“Образ твой, над Русью вознесенный, в тьме в мучительном борении духа, в
веков указывал нам след”. противостоянии миру и самому себе.
16Лик (лицо) в иконе – самое главное. Созданный Крамским образ не божественен и
Пропорции лика намеренно искажались. не сверхестествен. Имея земной облик,
Считалось, что глаза – зеркало души, Христос воплощает идею невидимого мира,
поэтому глаза на иконах такие большие и являя вместе с тем образ Божий.
проникновенные. Рот же, напротив 44Рассматривание картин — сложный способ
символизировал чувственность, поэтому губы эмоционально-эстетического влияния.
рисовали непропорционально маленькие. Картины известных художников объясняют
Начиная с Рублевского времени в начале даже некоторые абстрактные понятия. Так
ХVв. глаза уже не писали так преувеличенно например: «Тайная вечеря» Леонардо да
крупно, тем не менее им всегда уделяется Винчи, рассуждая о которой, необходимо
большое внимание. У Феофана Грека остановить свое внимание на жертвенной
некоторые святые изображались с закрытыми любви Бога к человеку и на проблеме
глазами или вовсе с пустыми глазницами – предательства; «Богоматерь с младенцем»
таким способом художник пытался передать Виктора Васнецова, изображающая
мысль, что их взгляд направлен не на всеобъемлющую материнскую любовь и заботу
внешний мир, а внутрь, на созерцание о будущем ребенка; «Христос и грешница»
божественной истины и внутреннюю молитву. Василия Поленова и «Возвращение блудного
Фигуры изображаемых библейских персонажей сына» Рембрандта, говорящие о прощении
писались менее плотно, немногослойно, раскаивающегося грешника; «Медный змей»
намеренно вытягивались, что создавало Федора Бруни, повествующий о спасении
визуальный эффект их легкости, людей Богом, многие, многие другие не
преодолевало телесность и объемность их менее известные работы не менее известных
тел. Они словно парят в пространстве над авторов. Произведения имеют всеобщее
землей, что является выражением их значение, если они о любви, преданности,
одухотворенности, их преображенного верности, о труде, служении, но и об
состояния. эгоизме, предательстве – в общем о борьбе
17Иконы изображались по определенным добра и зла.
канонам, т. е. правилам. Иконопись – 45Каковы отличия картины от иконы?
искусство символическое. Символичны здесь, Картина представляет собой художественный
как сюжет, так и художественная форма. образ, созданный творческой фантазией
Каждая икона, помимо того, что она художника. И картина передает его
изображает легендарное событие или мироощущение. Икона - откровение Божие,
персонаж, имеет еще и подтекст, в котором выраженное в линиях и красках.
раскрывается ее истинное содержание. В Мировоззрение иконописца- это
иконописи выработалось высочайшее мировоззрение Церкви. Отображения инобытия
художественное мастерство, особое в нашем мире. Картине присуща ярко
понимание рисунка, композиции, выраженная индивидуальность автора,
пространства цвета и света. Композиция - авторство же иконописца намерено
особенно сильная сторона древнерусских скрывается. Иконописание - не
икон. Едва ли не каждая икона мыслилась самовыражение, а служение и аскетическое
как подобие мира, и соответственно этому в делание. Картина принадлежит миру
композиции всегда присутствует средняя душевному, она должна быть эмоциональна.
ось. В верхней части высится небо, а внизу Кисть иконописца бесстрастна, личных
обычно обозначалась земля. Иногда под ней эмоций нет. Восприятие иконографических
– преисподняя. Гамма красок древнерусской символов происходит на духовном уровне.
живописи обширна. Наряду с чистыми Картина - средство для общения с автором,
открытыми цветами было множество его идеями и переживаниями. Икона - для
промежуточных. общения с Богом и Его святыми.
18Леонардо да Винчи (1452 – 1519). 46Отличие 1. Для иконы характерна
19Леонардо да Винчи (1452). Леонардо да подчеркнутая условность изображения.
Винчи (1452-1519 гг.), итальянский Изображается не столько сам предмет,
живописец, скульптор, учёный, инженер и сколько идея предмета; все подчинено
архитектор эпохи Возрождения. Первое раскрытию внутреннего смысла. Отличие 2.
наиболее значительное, но оставшееся Отличие стилистики иконы от реалистической
незаконченным произведением картины – это принцип изображения
"Поклонение волхвов" . В пространства. Картина построена по законам
миланский период в трапезной монастыря прямой перспективы. Отличие 3. Отсутствие
Санта-Мария делле Грацие выполнил стенную внешнего источника света. Свет исходит от
роспись "Тайная вечеря" ликов и фигур, из глубины их, как символ
(около1495-1497 гг.). Из-за особенностей святости. Есть прекрасное сравнение
применённой им техники - масло с темперой иконописи со светописью. Отличие 4. Цвет
- это произведение считают вершиной не является средством колористического
европейского искусства, сохранилось в построения иконы, он несет символическую
сильно повреждённом виде. Многие из его функцию. Красный цвет на иконах мучеников
произведений остались незаконченными, тем может символизировать жертвование собой
не менее они оказали огромное влияние как ради Христа, а на других иконах – это цвет
на современников, так и на последующие царского достоинства. Золото – символ
поколения художников. Божественного света. Отличие 5. Для икон
20Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» характерна единовременность изображения:
Фреска (масляная темпера) Милан. Трапезная все события происходят сразу.
монастыря Санта Мария делле Грацие. 47Заключение. Икона для православного
21Фреска «Тайная вечеря». Знаменитая христианина служит своеобразным
фреска «Тайная вечеря» выполненная посредником между осязаемым чувственным
Леонардо для трапезной миланского миром и миром недоступным для обыденного
монастыря Санта Мария деле Грацие дошла до восприятия, миром, который познается
нас в полуразрушенном виде. Тем не менее, только верой. Говоря по другому, икона
даже в таком виде «Тайная вечеря» призвана являть утраченную красоту и
производит неизгладимое впечатление. непохожесть мира, который был до
Композиционно фреска построена так, что её грехопадения, и возвещать и мире грядущем,
иллюзорное пространство кажется измененном и преображенном. Картину -
продолжением реального пространства произведение искусства - мы созерцаем, а
интерьера. Центральное положение Христа, перед священным изображением - иконой -
помещённого в проёме среднего окна, предстоим в молитве. Картина - веха на
подчёркнуто тем, что точка схода пути эстетического становления человека,
перспективы находится над его головой. икона - веха на пути спасения!
Погруженный в печальную задумчивость 48Значение ознакомления с иконами и
Христос находится в центре бушующего библейскими сюжетами. Значение
вокруг круговорота страстей, порождённого ознакомления с иконами и библейскими
его словами, обращёнными к апостолам: сюжетами состоит в раскрытии в древних
«Один из вас предаст меня». верованиях, истоков народного
22Леонардо да Винчи. «Мадонна в скалах. нравственного духа, проявляющегося: а) в
Мария с младенцем Иисусом, младенцем "нежном сочувствии к природе", в
Иоанном Крестителем и ангелом». "дружестве к животным и
23На картине изображена стоящая на предметам", (Ф.И.Буслаев); б) в
коленях Дева Мария, покровительственно почитании рода ("дедины",
кладущая руку на голову Иоанна Крестителя. "отчины") и лада ("дабы его
Справа ангел придерживает младенца Иисуса, помощью брак добрый и любовный был" -
который поднял руку в жесте благословения. Ипатьевская летопись); в) в проявлении
Вся сцена исполнена нежности и покоя, что веры в "волшебную" силу слова
очень контрастирует с пейзажным фоном, как следствие неразделения
состоящим из отвесных скал. Этот фон и дал "вещи" и "имени",
название всей картине «Мадонна в скалах». "имени" и "свойства".
24Рени Гвидо. Понятие красоты включает в себя всегда
25Рени, Гвидо (1575–1642), итальянский понятия гармонии, совершенства, чистоты, а
живописец эпохи барокко. Родился 4 ноября для христианского мировоззрения в этот ряд
1575 в Кальвенцано близ Болоньи. Учился в непременно включено и добро. В библейских
болонской Академии. С 1602 жил в Риме и сюжетах торжествует добро, злые силы
выполнял заказы на украшение фресками теряют свою власть.
церквей и дворцов. На смену реализму его 49Произведение искусства есть самое
ранних работ пришла набожность.. Для этого высшее произведение человеческого духа;
периода его творчества характерна оно дает жизнь, оно совершенствует
наполненная светом и лиризмом картина человека. (Н.Н. Ге). Духовные шедевры
«Поклонение пастухов» (1640–1642, живописи и слова делают нас добрее,
Неаполь). Умер Гвидо Рени в Болонье 18 нравственно богаче. Христос воскрес после
августа 1642. крестного пути и распятия. Пусть же
26Гвидо Рени «Поклонение пастухов». воскресение начнется уже сегодня в каждой
27Этот поздний (практически - семье, в каждой душе. Пусть приходят людям
предсмертный) шедевр Рени прекрасно на память образы Библии и величайших
иллюстрирует изменения, определяющие полотен в дни печали и радости, в моменты
стилистику последнего периода творчества трудного выбора своего пути.
художника. Формы теряют в конкретике и
Библейские сюжеты в живописи.ppt
http://900igr.net/kartinka/mkhk/biblejskie-sjuzhety-v-zhivopisi-44987.html
cсылка на страницу

Библейские сюжеты в живописи

другие презентации на тему «Библейские сюжеты в живописи»

«Стили живописи» - Манифестация, 1907, Илья Репин. Сюрреализм возник во Франции в середине 20 века. Актриса. Казимир Малевич. Пиросмани. Реализм. Сёстры. Художник и модель. Врубель. Символизм. Натюрморт.  Сюрреализм (произошло от фр. surrealisme - сверх + реализм) - одно из направлений модернизма. Суриков. Основывалось на догматическом следовании внешним формам классического искусства.

«Искусство живопись» - Регулярно проводятся выставки, вернисажи, фестивали, пользующиеся популярностью у населения. С. Андрияка. Искусство стало «новым» и востребованным. Русская живопись на протяжении 1990-2004 гг. отражает все стороны России в период развалов, перехода к новой эпохе перестройки, в то же время сохраняя признанные художественные традиции и стили.

«Русская живопись 19 века» - Официальным направлением в живописи первой половины XIX в. был классицизм. Живописцев, создающих картины на бытовые сюжеты, стали называть жанристами. Федотов Павел Андреевич (1815 – 1852г.г.), русский живописец и график, родоначальник критического реализма в русском изобразительном искусстве. . Оре?ст Ада?мович Кипренский (1782 - 1836г.г.) — русский художник, график и живописец, мастер портрета.

«Живопись 19 века» - Живопись 2-ой половины 19 века». Ведь по-французски «impression» – впечатление. Художник стремился передать на картине мгновенье жизни. «Картины импрессионистов похожи на маленькие кусочки зеркала жизни». Эдгар Дега. И. сложился во французской живописи конца 1860 – начала 1870-х гг. Был ли импрессионизм в России?

«Направления в живописи» - Т. Паунд, Ф. Кайзер, И. Толлер, М.Пруст. Привлекательность отвратительного, вульгарного, отрицание морали. Символизм в живописи. Эмиль Золя (1840-1902). Что человек существовал на земле многие тысячи лет. Ги де Мопассан (1850-1893). Символизм. Оскар Уайльд. Натурализм. Археологические находки, свидетельствующие о том.

«Русская портретная живопись» - Определите к какому времени принадлежат портреты: С ленивой и томной грацией Лопухина облокотилась на садовый парапет. В сов. время реалистические начала творчества Н. получили качественно новое развитие. Также включает в себя вопросы и задание для самопроверки учащихся. Мягкая воздушная дымка заполняет пространство.

Иконопись

15 презентаций об иконописи
Урок

МХК

58 тем
Картинки
900igr.net > Презентации по МХК > Иконопись > Библейские сюжеты в живописи