Иконопись
<<  Иконопись Преподобный игумен Сергий Радонежский и Троице-Сергиева лавра  >>
Икона Троицы
Икона Троицы
Икона Троицы
Икона Троицы
Церковь имеет много изображений Святой Троицы очень различных по своей
Церковь имеет много изображений Святой Троицы очень различных по своей
Но та икона, которой определяется самый праздник Святой Троицы,
Но та икона, которой определяется самый праздник Святой Троицы,
Наиболее полно и глубоко понимание Троицы выразилось в иконе,
Наиболее полно и глубоко понимание Троицы выразилось в иконе,
Создавалась рублевская Троица по заказу игумена Троицкого монастыря
Создавалась рублевская Троица по заказу игумена Троицкого монастыря
В двадцатых годах XV века артель мастеров, возглавляемая Андреем
В двадцатых годах XV века артель мастеров, возглавляемая Андреем
Храмовый образ икона «Троица» была помещенная в нижнем (местном) ряду
Храмовый образ икона «Троица» была помещенная в нижнем (местном) ряду
Стоглавый собор утвердил эту икону как образец того, как должно писать
Стоглавый собор утвердил эту икону как образец того, как должно писать
Сюжет иконы построен на 18-й главе книги Бытия, где описывается, как
Сюжет иконы построен на 18-й главе книги Бытия, где описывается, как
До Рублева иконописцы изображали только бытовую сцену: три ангела в
До Рублева иконописцы изображали только бытовую сцену: три ангела в
Рублев убрал фигуры Авраама и Сарры, угощающих дорогих гостей
Рублев убрал фигуры Авраама и Сарры, угощающих дорогих гостей
Так икона осталась узнаваемой, но из нее исчезло все сиюминутное,
Так икона осталась узнаваемой, но из нее исчезло все сиюминутное,
В Православном учении Троица именуется единосущной, нераздельной и
В Православном учении Троица именуется единосущной, нераздельной и
В Православном учении Троица именуется единосущной, нераздельной и
В Православном учении Троица именуется единосущной, нераздельной и
Некоторые иконописцы выделяли среднего ангела – либо размером,
Некоторые иконописцы выделяли среднего ангела – либо размером,
либо кресчатым нимбом, как на иконах Спасителя
либо кресчатым нимбом, как на иконах Спасителя
Но обозначив Бога-Сына, они теряли в другом: пропадала единосущность
Но обозначив Бога-Сына, они теряли в другом: пропадала единосущность
Другие писали крестчатые нимбы у всех трех ангелов,
Другие писали крестчатые нимбы у всех трех ангелов,
однако это только усугубляло ошибку, ведь подобный нимб совершенно
однако это только усугубляло ошибку, ведь подобный нимб совершенно
Их лики похожи - будто изображен один и тот же лик в трех вариантах
Их лики похожи - будто изображен один и тот же лик в трех вариантах
Каждый из ангелов держит в руке жезл — в ознаменование божественной
Каждый из ангелов держит в руке жезл — в ознаменование божественной
Но вместе с тем ангелы не одинаковы: у них разные позы, разные одеяния
Но вместе с тем ангелы не одинаковы: у них разные позы, разные одеяния
Не менее гениально передана на иконе и нераздельность
Не менее гениально передана на иконе и нераздельность
Ангелов три, а чаша одна — тут открывается, что три ангела Великого
Ангелов три, а чаша одна — тут открывается, что три ангела Великого
Вся композиция вписана в систему концентрических кругов, которые можно
Вся композиция вписана в систему концентрических кругов, которые можно
Расположение трех Лиц на иконе соответствует порядку, которым
Расположение трех Лиц на иконе соответствует порядку, которым
Расположение трех Лиц на иконе соответствует порядку, которым
Расположение трех Лиц на иконе соответствует порядку, которым
Расположение трех Лиц на иконе соответствует порядку, которым
Расположение трех Лиц на иконе соответствует порядку, которым
Это та же последовательность, которая определяет расположение членов
Это та же последовательность, которая определяет расположение членов
Это та же последовательность, которая определяет расположение членов
Это та же последовательность, которая определяет расположение членов
Первый Ангел, изображенный в левой части иконы, облачен в синее нижнее
Первый Ангел, изображенный в левой части иконы, облачен в синее нижнее
Сзади него, над главою, возвышается дом, жилище Авраама
Сзади него, над главою, возвышается дом, жилище Авраама
Глава Его почти не наклонена, стан также не склонен, взгляд обращен к
Глава Его почти не наклонена, стан также не склонен, взгляд обращен к
Два других Ангела склонены главами и обращены взором к первому в
Два других Ангела склонены главами и обращены взором к первому в
Второй Ангел помещен в средней части иконы
Второй Ангел помещен в средней части иконы
Над главою Его простирает свои ветви дуб
Над главою Его простирает свои ветви дуб
Облачение второго Ангела соответствует тому, в каком обычно
Облачение второго Ангела соответствует тому, в каком обычно
Ангел склонен и обращен главою и движением стана к первому Ангелу в
Ангел склонен и обращен главою и движением стана к первому Ангелу в
Ангел, помещенный с правой стороны иконы, является третьим Лицом
Ангел, помещенный с правой стороны иконы, является третьим Лицом
Его нижнее облачение темного, прозрачно-синего цвета
Его нижнее облачение темного, прозрачно-синего цвета
Возвышение чистотою выражает осеняющая третьего Ангела гора
Возвышение чистотою выражает осеняющая третьего Ангела гора
Подножия престолов образуют линии, точка схода которых расположена вне
Подножия престолов образуют линии, точка схода которых расположена вне
Здесь нет глухих и блеклых тонов и сочетаний византийских икон, в
Здесь нет глухих и блеклых тонов и сочетаний византийских икон, в
Нет и пестроты русских икон 13-14 веков, расцвеченных, как
Нет и пестроты русских икон 13-14 веков, расцвеченных, как
Синий плащ среднего ангела чарует глаз, как драгоценный самоцвет, и
Синий плащ среднего ангела чарует глаз, как драгоценный самоцвет, и
Рядом с сияющим голубцом Рублев положил насыщенное темно-вишневое
Рядом с сияющим голубцом Рублев положил насыщенное темно-вишневое
Цветовому контрасту в одежде среднего ангела противостоит более
Цветовому контрасту в одежде среднего ангела противостоит более
Здесь можно видеть рядом с малиновым рукавом нежно-розовый плащ,
Здесь можно видеть рядом с малиновым рукавом нежно-розовый плащ,
Рядом с голубым плащем - зелено-голубой плащ,
Рядом с голубым плащем - зелено-голубой плащ,
Но и в эти мягкие сочетания врываются яркие отсветы голубца
Но и в эти мягкие сочетания врываются яркие отсветы голубца
От теплых оттенков одежд боковых ангелов остается только один шаг к
От теплых оттенков одежд боковых ангелов остается только один шаг к
Вслед за Рублевым этой схемы написания образа Святой Троицы стали
Вслед за Рублевым этой схемы написания образа Святой Троицы стали
Но, увы, каждое следующее поколение иконописцев теряло что-то из
Но, увы, каждое следующее поколение иконописцев теряло что-то из
Об упадке свидетельствует возрастающее количество второстепенных
Об упадке свидетельствует возрастающее количество второстепенных
Происходит замутнение первоначальной рублевской чистоты, смешение
Происходит замутнение первоначальной рублевской чистоты, смешение
Если выстроить в ряд все иконы до 19 века – то "эволюция" станет
Если выстроить в ряд все иконы до 19 века – то "эволюция" станет
Около 1670 г. Строгановская школа
Около 1670 г. Строгановская школа
Царский изограф и первый мастер Оружейной палаты, Симон Ушаков также
Царский изограф и первый мастер Оружейной палаты, Симон Ушаков также
Икона Ушакова является как бы крайней точкой в эволюции рублевского
Икона Ушакова является как бы крайней точкой в эволюции рублевского
И хотя искусство иконописания не прекратило свое существование,
И хотя искусство иконописания не прекратило свое существование,
Образ, созданный Ушаковым, свидетельствует о том, что ясность
Образ, созданный Ушаковым, свидетельствует о том, что ясность
XVIII век
XVIII век
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
Икона находилась в Троицком соборе Троицкого монастыря, ставшего
Икона находилась в Троицком соборе Троицкого монастыря, ставшего
В 1904-1905 годах была предпринята первая основательная расчистка
В 1904-1905 годах была предпринята первая основательная расчистка
В 1918-1919 годах и в 1926 году лучшими мастерами Центральных
В 1918-1919 годах и в 1926 году лучшими мастерами Центральных
В 1929 году «Троица» как бесценный шедевр древнерусской живописи была
В 1929 году «Троица» как бесценный шедевр древнерусской живописи была
Образ Троицы преп
Образ Троицы преп
И надо в этом усматривать изволение Самой Живоносной Троицы
И надо в этом усматривать изволение Самой Живоносной Троицы
Середина 20 века, инок Григорий (Круг)
Середина 20 века, инок Григорий (Круг)
20 век
20 век
Современная икона (XX-XXI вв)
Современная икона (XX-XXI вв)
Икона Троицы
Икона Троицы
Картинки из презентации «Икона Троицы» к уроку МХК на тему «Иконопись»

Автор: Рябчук С.М.. Чтобы познакомиться с картинкой полного размера, нажмите на её эскиз. Чтобы можно было использовать все картинки для урока МХК, скачайте бесплатно презентацию «Икона Троицы.ppt» со всеми картинками в zip-архиве размером 7033 КБ.

Икона Троицы

содержание презентации «Икона Троицы.ppt»
Сл Текст Сл Текст
1 39выражает наименование Святого Духа
2Церковь имеет много изображений Святой животворящим, является образом
Троицы очень различных по своей неиссякаемого, извечного животворения
иконографии. всего сущего.
3Но та икона, которой определяется 40Возвышение чистотою выражает осеняющая
самый праздник Святой Троицы, неизменно третьего Ангела гора. Гора - традиционный
одна – это изображение Святой Троицы в библейский образ возвышения духа, символ
образе трех Ангелов. “горы высокой” - Фавора, где трем
4Наиболее полно и глубоко понимание избранным ученикам открылось божество
Троицы выразилось в иконе, написанной Христа, символ священной горы Сион, где
преподобным Андреем Рублевым для Троицкого был основан Иерусалимский храм.
собора Троице-Сергиевского монастыря. 41Подножия престолов образуют линии,
5Создавалась рублевская Троица по точка схода которых расположена вне
заказу игумена Троицкого монастыря Никона пределов плоскости иконы, перед ней, там,
"в похвалу Сергию чудотворцу", где расположен зритель. Точнее - в его
который сделал созерцание Святой Троицы сердце, источнике созерцания Бога.
центром своей духовной жизни. Прп. Сергий 42Краски составляю одно из главных
Радонежский. очарований "Троицы".
6В двадцатых годах XV века артель 43Здесь нет глухих и блеклых тонов и
мастеров, возглавляемая Андреем Рублевым и сочетаний византийских икон, в которых
Даниилом Черным, украсила иконами и общая гармония покупалась ценой отказа от
фресками Троицкий собор в монастыре чистого цвета. Феофан Грек. 1378 г. Фреска
преподобного Сергия, возведенный над его церкви Спаса Преображения в Новгороде
гробом. Прп. Андрей Рублев. Великом.
7Храмовый образ икона «Троица» была 44Нет и пестроты русских икон 13-14
помещенная в нижнем (местном) ряду с веков, расцвеченных, как бесхитростные
правой стороны от Царских врат. крестьянские вышивки, в ярко-красные,
8Стоглавый собор утвердил эту икону как зеленые и желтые цвета, подкупающие
образец того, как должно писать икону выражением здоровой радости и утомляющие
Святой Троицы. буйством красок. Новгород Великий. 14 век.
9Сюжет иконы построен на 18-й главе Середина 14 века.
книги Бытия, где описывается, как Бог в 45В образе Рублева радость, чистота
виде трех мужей или ангелов явился праотцу красок излучает нежное мелодическое
Аврааму и его жене Сарре у мамврийского согласие и в то же время краски звучат во
дуба. Рим, конец IV в. Одно из первых всю мощь.
известных изображений явления Троицы 46Синий плащ среднего ангела чарует
Аврааму – фреска в катакомбе на виа глаз, как драгоценный самоцвет, и сообщает
Латина. иконе Рублева спокойную и ясную радость.
10До Рублева иконописцы изображали 47Рядом с сияющим голубцом Рублев
только бытовую сцену: три ангела в гостях положил насыщенное темно-вишневое пятно.
у Авраама и Сарры сидят за сервированным Этим глубоким и тяжелым тоном обозначен
столом в тени большого дуба. тяжело свисающий рукав среднего ангела.
11Рублев убрал фигуры Авраама и Сарры, 48Цветовому контрасту в одежде среднего
угощающих дорогих гостей. Богатая ангела противостоит более смягченная
сервировка стола сменилась характеристика его спутников.
одной-единственной чашей. Большой дуб 49Здесь можно видеть рядом с малиновым
превратился в маленькое древо. рукавом нежно-розовый плащ,
12Так икона осталась узнаваемой, но из 50Рядом с голубым плащем -
нее исчезло все сиюминутное, уступив место зелено-голубой плащ,
вечному. 51Но и в эти мягкие сочетания врываются
13В Православном учении Троица именуется яркие отсветы голубца.
единосущной, нераздельной и живоначальной. 52От теплых оттенков одежд боковых
Как изобразить Троицу на иконе, не потеряв ангелов остается только один шаг к
ни одно из этих понятий? золотистым, как спелая рожь ангельским
14Некоторые иконописцы выделяли среднего крыльям и ликам, от них - к блестящему
ангела – либо размером, золотому фону.
15либо кресчатым нимбом, как на иконах 53Вслед за Рублевым этой схемы написания
Спасителя. образа Святой Троицы стали придерживаться
16Но обозначив Бога-Сына, они теряли в многие иконописцы. Начало XVI века. Москва
другом: пропадала единосущность Троицы. (круг Дионисия (?)) Из Воскресенского
Гостеприимство Авраама. автор Овсиан, 1316 собора в кремле города Коломны. Тверь.
г., Евангелие, миниатюра, селение Азаракн Конец XV — начало XVI вв. Из Троицкой
(Беркри) Армения. церкви села Дивная Гора близ Углича.
17Другие писали крестчатые нимбы у всех 54Но, увы, каждое следующее поколение
трех ангелов, иконописцев теряло что-то из кристально
18однако это только усугубляло ошибку, чистого образа письма Рублева, хотя
ведь подобный нимб совершенно исключается буквально все брали его за эталон. Первая
при изображении Бога-Отца и Святого Духа. треть XVI в. Из Успенского собора г.
19Единосущность на иконе Рублева Дмитрова Московской обл. Первая половина
передана тем, что ангелы наделены равным XVI века. Двусторонняя икона (таблетка).
достоинством. Новгородская школа.
20Их лики похожи - будто изображен один 55Об упадке свидетельствует возрастающее
и тот же лик в трех вариантах. количество второстепенных деталей,
21Каждый из ангелов держит в руке жезл — уплотнение колорита. Псков. Конец 1540-х
в ознаменование божественной власти. гг. Середина 16 века.
22Но вместе с тем ангелы не одинаковы: у 56Происходит замутнение первоначальной
них разные позы, разные одеяния. рублевской чистоты, смешение понятий,
23Не менее гениально передана на иконе и выразившееся в смещении акцентов. Псков.
нераздельность. Жесты рук ангелов Вторая половина XVI века. Русский Север.
направлены к стоящей на белом столе, как Середина XVI в.
на престоле, евхаристической чаше с 57Если выстроить в ряд все иконы до 19
головой жертвенного животного... она века – то "эволюция" станет
стягивает движенья рук. очевидной. 1586 г. Кострома. Образ Троицы
24Средний ангел благословляет чашу, написан и вложен в Ипатьевский монастырь
сидящий одесную его принимает ее, ангел, повелением боярина Дмитрия Ивановича
расположенный по левую руку от среднего, Годунова (Дяди царя Бориса Годунова).
словно подвигает эту чашу тому, кто Вторая половина XVI в. Происходит из
напротив него. собора Спасского монастыря в Муроме.
25Ангелов три, а чаша одна — тут 58Около 1670 г. Строгановская школа.
открывается, что три ангела Великого Вторая половина XVII века.
Совета находятся в сокровенной беседе. В 59Царский изограф и первый мастер
недрах Святой Троицы идет совет об Оружейной палаты, Симон Ушаков также
искуплении человечества. неоднократно писал этот образ. Его
26Вся композиция вписана в систему "Троица" отличается
концентрических кругов, которые можно импозантностью, обилием деталей,
провести по нимбам, по абрисам крыльев, по "живоподобным" письмом ликов и
движению ангельских рук, по склонению пышно декорированным фоном, где палаты
фигур, по контурам и складкам одежд… и все Авраама превращены в классический античный
эти круги сходятся в эпицентр иконы, где портик, а дуб и гора напоминают
изображена чаша. идиллический пейзаж. 1671 г. 1677 г.
27Это замкнутое круговое движение 60Икона Ушакова является как бы крайней
передает единство трех лиц божества, их точкой в эволюции рублевского варианта.
общее участие в осуществлении Сыном 1689-1690. Кирилл Уланов. Происходит из
“предвечного” замысла спасения церкви Петра и Павла в Устюжне. Ярославль.
человечества. Конец XVII века. Из церкви села
28Расположение трех Лиц на иконе Саввинского Ярославской области.
соответствует порядку, которым проникнут 61И хотя искусство иконописания не
всякий богослужебный возглас, всякое прекратило свое существование, двигаться в
обращение и исповедание Святой Троицы. этом направлении было уже некуда. Конец
29Это та же последовательность, которая XVII в. Россия. Происходит из местного
определяет расположение членов Символа ряда иконостаса в Успенской церкви
Веры, тот порядок, который заключен в Александрова Куштского монастыря.
словах молитвы Господней: "Да Центральная Россия. Конец XVII - начало
святится имя Твое, да приидет Царствие XVIII века.
Твое, да будет воля Твоя". 62Образ, созданный Ушаковым,
30Первый Ангел, изображенный в левой свидетельствует о том, что ясность
части иконы, облачен в синее нижнее богословской мысли, присущая некогда
одеяние, образ божественной, небесной его Рублеву, была утрачена. Галич. Костромская
природы, и светлолиловое верхнее одеяние, область. Первая четверть XVIII века.
- свидетельствующее о божественной Россия. 1705 г.
непостижимости и царственном достоинстве 63XVIII век. Коллекция издательского
этого Ангела. совета Московской Патриархии. 18 век.
31Сзади него, над главою, возвышается Москва.
дом, жилище Авраама. Дом является как бы 64Санкт-Петербург. Мастер Павел
образом домостроительства Божественной Андрианов 1853 год. Конец XIX - начало XX
благодати, и то, что изображение здания в. Мстера.
помещено над главою первого Ангела, 65Икона находилась в Троицком соборе
указывает на него как на начальника этого Троицкого монастыря, ставшего впоследствии
домостроительства. лаврой, до двадцатых годов нашего
32Глава Его почти не наклонена, стан столетия. За это время икона претерпела
также не склонен, взгляд обращен к двум ряд подновлений и прописей.
другим Ангелам. И черты, и выражение лика, 66В 1904-1905 годах была предпринята
и уложение рук, и то, как Он восседает - первая основательная расчистка «Троицы» от
все говорит о Его отеческом достоинстве. позднейших записей.
33Два других Ангела склонены главами и 67В 1918-1919 годах и в 1926 году
обращены взором к первому в глубоком лучшими мастерами Центральных
внимании, как бы ведя беседу. Склонением государственных реставрационных мастерских
голов среднего и правого ангелов и была произведена окончательная расчистка
встречным наклоном голов левого ангела памятника.
намечен и мотив исхождения Слова и Духа от 68В 1929 году «Троица» как бесценный
Отца. шедевр древнерусской живописи была
34Второй Ангел помещен в средней части перенесена в Третьяковскую галерею.
иконы. Его серединное положение 69Образ Троицы преп. Андрея Рублева,
определяется значением второй ипостаси в отмеченный Стоглавым собором, не в
недрах Святой Троицы и в деле иконостасе Троицкого собора, но обращен к
домостроительства, в промыслительной людям, в большинстве своем далеко
заботе Бога о мире. отстоящим от Церкви.
35Над главою Его простирает свои ветви 70И надо в этом усматривать изволение
дуб. Осеняющее Его дерево является Самой Живоносной Троицы.
напоминанием о древе жизни, бывшем посреди 71Середина 20 века, инок Григорий
рая, и о древе крестном, и о воскресении. (Круг). роспись в церкви прп. Серафима
36Облачение второго Ангела соответствует Саровского (Монтегерон, Франция).
тому, в каком обычно изображается 7220 век. Фреска.
Спаситель. Нижнее имеет темно-багровый 73Современная икона (XX-XXI вв). Георгий
цвет, знаменующий собой воплощение, синий Гашев.
хитон знаменует своим цветом Его 74
Божественное достоинство, небесность Его 75При составлении текста использовалась
природы. литература: В.И. Удот. Религиоведение,
37Ангел склонен и обращен главою и философия, богословие. Инок Григорий
движением стана к первому Ангелу в (Круг). Мысли об иконе. И.К.Языкова.
сокровенной беседе. Богословие иконы. И.К.Языкова. Иконография
38Ангел, помещенный с правой стороны Святой Троицы. Прот. Павел Великанов.
иконы, является третьим Лицом Святой Отблески троичности в современном мире.
Троицы - ипостасью Святого Духа. Презентацию выполнила Рябчук С.М. для
39Его нижнее облачение темного, сайта «Светочъ. Основы православной веры в
прозрачно-синего цвета. Верхнее - презентациях» http://svetoch-opk.ru.
легчайшего дымчато-зеленого. Прозелень
Икона Троицы.ppt
http://900igr.net/kartinka/mkhk/ikona-troitsy-79631.html
cсылка на страницу

Икона Троицы

другие презентации на тему «Икона Троицы»

«Троице-Сергиев монастырь» - Оборонительные сооружения – Плотничья башня. Образовательный центр «Нива». Макет-реконструкция В. Балдина. Монастырь в XV веке. В 1408 году отряды хана Едигея разграбили и сожгли Сергиев монастырь. Оборонительные сооружения – Каличья башня. История становления крепости. Оборонительные сооружения – Монастырская стена.

«Икона Крещение Господне» - Ризы. «Читать икону». А протянутая вперед рука с раскрытой ладонью означает повиновение или покорность. Икона. Христос. Определенные свойства человеческого характера символизируют также изображения некоторых животных. Чтобы «читать» необходимое знать алфавит и понимать смысл слов. Язык символов. Цвет риз.

«Икона Божьей Матери» - православный праздник иконы Казанской Божьей Матери. Возвращение иконы в Россию. Последствия кражи. Надежда. Чудотворная икона Казанской Божьей Матери. История появления иконы. Местонахождение.

«Иконы Рублёва» - Вокруг течет шумная жизнь мегаполиса, внутри же монастырских стен время будто замедлило своей бег. Андрея Рублёва. Великие имена в истории России. Только начал, но сделанного оказалось достаточно, чтобы потрясти свидетелей, нескольких специалистов, и стать сенсацией. Дорогие друзья! Создать условия для знакомства с жизнедеятельностью Андрея Рублева.

«Иконы» - Что такое икона? После просушки левкас тщательно шлифовали , высушенным хвощем до мраморного блеску. Оборудование. Задачи: IV Плакат с планом конференции. «Основные композиционные типы икон Богородицы». V Компьютер, мультимедиапроектор, слайды. «Нерушимая стена». История появления первых икон. Знаменитые иконописцы.

«Православные иконы» - Что означают нимбы, лучи и звезды? Что такое обратная перспектива? Казанская икона Божией Матери. Икона Николая Ратного. Тема: Чудотворность православной иконы. Что такое канон? Владимирская икона Божией Матери. Что означает белый цвет в иконе, коричневый, зеленый? Иверская икона Божией Матери. Каким образом на православной иконе показано прошлое и будущее?

Иконопись

15 презентаций об иконописи
Урок

МХК

58 тем
Картинки